ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Rota Fortunae  МАЛОЕ КОЛЕСО

СЕЧЕНИЕ 3 7 (2)

(ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ)

 
     
 

dēbeo, uī, itum, ēre [из *dehibeo от de + habeo] 1) быть должным, задолжать; animam d. погов. Ter задолжать душу (т. е. быть по уши в долгах); 2) быть обязанным; 3) преим. pass. быть обречённым

 

 
     
 

Александр СМЫШЛЯЕВ, кандидат исторических наук, Институт всеобщей истории РАН: «Арифметическое равенство – это равенство всех граждан полиса, независимо от их состояния и того вклада, который они в общественное дело вносят. А геометрическое равенство – это система равенства, где права человека тесно связаны, взаимообусловлены его обязанностями. Чем больше обязанностей – тем выше права. С точки зрения Рима – это самая справедливая система на свете». [P.97.97]

 

…другая часть земельного фонда страны находилась в частной собственности граждан. Гражданин нёс определённые обязанности в отношении коллектива, олицетворённого в божестве. По представлениям вавилонян, весь смысл жизни человеческой состоял в служении богам. Отдельный гражданин не мог обойтись без коллектива, который защищал его и создавал для него условия существования. Чтобы иметь возможность выполнять свой долг, гражданин должен был владеть собственностью, землёй.

Так в сознании самих вавилонян преломлялись господствовавшие у них отношения собственности, которые, в свою очередь, определяли классовую структуру античного общества.

Виталий БЕЛЯВСКИЙ [B.145]

 

 
     
 

Dr. Sean Lang, Anglia Ruskin University: «Лучший способ выполнить свой королевский долг – это произвести наследника». [T.10.XXXII.3]

 

«Очень важно то обстоятельство, что любой монарх немедленно назначает своего наследника. Мы всегда должны ощущать правопреемственность власти». [T.13.XLI.2]

 

Умереть, не назвав наследника, означало пробудить силы Хаоса. Для Египта наступил критический момент, Рамзес Третий должен был действовать решительно. Согласно свидетельствам, найденным в храмах Карнака, фараон сделал свой выбор.

«Это стало началом конца Египта как великой мировой державы, а также концом Египта как государства подчинённого всесильной власти монарха. Рамзес Третий стал последним из великих самодержавных фараонов Египта. Их мир, всё то, в чём они были уверены на протяжении столетий, разваливалось на части. Они взирали на величественные монументы прошлого, когда фараон был всемогущим и недоумевали – «Что же произошло?» [T.4.XXII]

 

Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Маат – это Истина или правильный Порядок вещей, в противоположность Хаосу, в представлениях египтян Маат, то есть Порядок, уравновешивает Хаос. Мир всегда стремится к Хаосу и царь должен следить за соблюдением баланса между ними». [T.10.CCXIII.1]

**

 
     
 

Англия одиннадцатого века могла предложить намного больше, чем просто земли. Король Эдуард Исповедник стоял во главе одной из самых богатых и централизованных стран Европы с эффективным и хорошо организованным управлением. Только король имел право чеканить деньги. Английский серебряный пенни был знаменит своей чистотой и стабильностью. Но что особенно важно, деньги стекались в королевскую казну Англии благодаря хитроумной системе налогообложения.

Prof. Robert Bartlett, St Andrews University: «Но Англия готовилась столкнуться с самой опасной проблемой из всех, какие возникали в средневековых королевствах – смертью короля, не имеющего наследников. Король Эдуард Исповедник позже был причислен к «лику святых» отчасти из-за того, что, как говорили, жил и умер девственником, не смотря на то, что был женат. Но, с точки зрения династийной политики, смерть бездетного монарха была страшной напастью. И эта напасть приближалась». [T.10.XIV.1]

 

Александр Михайлович Панченко, академик РАН, доктор филологических наук: «…каждый бунт имеет своего Самозванца, и это чрезвычайно важно. Болотникова бунт имеет «Царевича Петра», который был из холопов, судя по всему. Разин тоже имеет своего Самозванца: вот, они плывут по Волге, две барки плывёт среди этих казачков-разбойничков. Одна чёрная – там, якобы, находится Патриарх Никон, который в опале в это время, на Севере, сначала Ферапонтове, потом в Кирилло-Белозерском монастыре. А на «красной» – это пурпур – царский цвет, плывёт, якобы царевич Алексей Алексеевич. Был действительно такой сын у царя Алексея Михайловича, но уже к этому времени помер. Ну, Пугачёв, конечно – самый известный самозванец – «Государь Пётр Третий, Пётр Фёдорович». И так далее, и так далее, и так далее. «Русский бунт» – это, обязательно, бунт самозванский.

Классическое самозванство, оно определяется очень узкими рамками: вот от Гришки Отепьева и до шестидесятых годов девятнадцатого века. Последние самозванцы, в шестидесятых годах, – это Лже-Константины Павловичи и Лже-Константины Николаевичи. Это был самый либеральный сын у Николая Первого, императора…» [T.10.II.1]

*

Александр Михайлович Панченко, академик РАН, доктор филологических наук: «…но в чём смысл подчёркивания родства? Начну с анекдота про Александра Третьего, который то же по отношению к императору Павлу правнук. Так вот, якобы, а, скорее всего, так и было, Александр Третий вызвал двух историков. Фамилию одного не помню, поскольку, рассказывая анекдот, имею право не помнить, а второй был замечательный знаток восемнадцатого века и других вещей исторических – Яков Лазаревич Барсков. Александр Третий спрашивает: «А правда ли, что Екатерина родила Павла не от Петра Третьего?» Этот историк, фамилию которого не помню, говорит: «Ну, конечно, правда! Она сама пишет об этом в своих записках совершенно недвусмысленно». Александр Третий перекрестился и сказал: «Слава Богу! В нас есть русская кровь». Тогда Яков Лазаревич возразил: «Ну, что вы, Ваше Величество. Это выдумка. Это клевета. Ну, посмотрите хотя бы на портрет – две капли воды – что Павел, что Пётр Третий». Император перекрестился и сказал: «Слава Богу! Мы законные».

Так вот, что же писала Екатерина в своих записках? Она писала, что Пётр Третий не выполнял супружеских обязанностей. Наследник был нужен. И Елизавета так устроила, что, в общем, эти обязанности стал выполнять Сергей Салтыков. Ну, и в результате родился наследник. 20-го сентября 1754-го года». [T.10.II.2]

*

Александр Михайлович Панченко, академик РАН, доктор филологических наук: «…воцарение императора Николая Первого связывают больше с Сенатской площадью, но это точно также связано и с площадью Дворцовой.

…связано потому, что этому восстанию и этому воцарению предшествовало Междуцарствие – самое страшное, что может быть, ну, по крайней мере, в России. В сущности, всё это началось не тринадцатого декабря, не четырнадцатого декабря, а началось это двадцать пятого ноября. Император Александр Первый, как известно, был в Таганроге…

Николай был в страшном замешательстве и, в общем, это понять можно. Проблема – кто наследник? Ведь ещё в двадцать третьем году Александр написал Манифест (там было два манифеста, в сущности: один об отречении Константина) а наследником назначается Николай. Этот Манифест был у Московского архиерея Филарета (тогда ещё не Митрополита), но кое-кто о нём знал. Очень немногие. Вообще это странная история, и объяснять почему это скрывалось, я не берусь…

А люди-то не знали. Ведь откуда люди знают? Ну, вот, простонародье того времени – откуда они знали кто наследник? – Очень просто – из посещения церкви. Это были люди устной культуры, даже если кто-то был из них немножко грамотный, и, даже, множко грамотный, всё равно – это из церкви. Там заздравная такая епитимья поётся на службе, ну, о здравии Государя и царствующего дома: на первом месте Государь – естественно, Александр Павлович, на втором месте – императрица, а на третьем – наследник-цесаревич. Так поётся «наследник-цесаревич Константин». Как же так? Это же в храме поётся. Значит это и есть истина. И все думали, что будет Константин…

И когда двадцать седьмого числа получилось известие, что Государь умер, и что же Николай сделал? – Николай присягнул Константину. Немедленно. И это было сделано по настоянию Милорадовича… [T.10.II.3]

 

 
     
 

Prof. Dr. Gaballa Ali Gaballa, Cairo University: «Абу Симбел – самолюбование, воплощённое в камне. Человек, родившийся простолюдином, хотел стать не просто величайшим фараоном Египта, он хотел стать одним из его богов».

Проведя на троне тридцать лет, Рамзес присоединился к избранной и малочисленной группе фараонов, дольше всех правивших Египтом. По традиции, в тридцатый год своего правления Рамзес отпраздновал юбилей, который носил назваине «СЕТ», и превращал его из царя в бога.

Prof. Kent Weeks, American University in Cairo, Theban Mapping Project: «Праздник СЕТ был магическим религиозным подтверждением силы, могущества и доблести фараона. Обычно он проводился раз в поколение».

Не прошло и половины его шестидесятисемилетнего правления, а Рамзес своими достижениями уже затмил всех, кроме самых великих фараонов. Он принёс мир, сохранил Египет в его прежних границах, построил колоссальные памятники по всей империи. Его страна была более преуспевающей и могучей, чем когда-либо за прошедшее столетие.

Prof. Kent Weeks: «Было очень важно, чтобы власть фараона оставалась неувядающей, твёрдой и сильной. Праздник СЕТ был средством обеспечения того, чтобы его отношение с богами и его отношение с народом оставались как можно более прочными и благотворными».

Став богом, Рамзес резко изменил свою роль как правителя Египта и роль своего старшего сына. Как главнокомандующий армией и наследник Аменхерхепешеф практически стал правителем Египта. Он был фараоном, хотя и не назывался им.

Prof. Kent Weeks: «Бог не мог участвовать в церемонии открытия нового здания, выносить решение в суде, улаживать чьи-то споры и тому подобное. Поэтому нужен был земной правитель, который мог бы выполнять повседневные обязанности фараона. Логичнее всего было поручить это прямому наследнику – наследному принцу, который практически становился наместником фараона». [T.12.XLVII]

 

 
     
 

Божество по имени Амун, часто изображавшееся в высоком головном уборе из перьев, считался невидимой силой. От него происходили все остальные боги. Храм, воздвигнутый в его честь в древнем городе Табези, сохранился до наших дней. Сам фараон тоже считался богом в человеческом обличии. Ему принадлежала вся земля и другие богатства страны. В обмен на это он был обязан следить за благосостоянием и счастьем своих подданных.

Lisa Schwappach-Shirrif, Rosicrucian Egyptian Museum: «Роль фараона заключалась в поддержании МААТ. Это древнеегипетское слово обозначало Истину. Предполагалось, что фараон общается с богами и следит за отправлением религиозных церемоний. Если Нил не разливался в положенное время, или там саранча налетала, то фараон явно делал что-то не так. Он отвечал за всё». [T.4.XI]

 

…но правитель должен был заниматься не только стрельбой из лука и ездой на колеснице. Взяв на себя роль фараона, Тутанхамон должен был принять его священные обязанности. Существовал целый список таких обязанностей.

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Чтобы быть подобием бога на земле, фараон должен был исполнять тринадцать обязанностей. Строить храмы в честь богов. Подносить им дары. А также объединять земли Египта и крушить его врагов…»

В этом же списке есть и командование армией… [T.12.LXII.1]

 

 
     
 

Многие тысячи лет древние египтяне высекали в камне историю своих жизней с таким размахом, как ни одна другая цивилизация ни до ни после них.

«На его плечах лежала ответственность за благосостояние всей страны, и он обладал достаточной властью, чтобы поддерживать порядок во всём».

Dr. Christian Leblanc, Director of the French Archaeological Mission in Western Thebes: «В Древнем Египте фигура фараона имела огромное значение, поскольку он являлся посланником Бога на земле. Основной его задачей было установить такой порядок, который бы уважали все его подданные. Следовало любой ценой избегать беспорядков, так как беспорядок был синонимом возвращения к изначальному хаосу».

По обе стороны от Рамзеса стоят два бога: Гор – бог Порядка и Сет – бог Хаоса. Древние египтяне представляли мир как поле битвы между этими двумя силами. Они испытывали непреходящий страх, что мир вновь будет ввергнут в пучину Хаоса. Если фараон не справится со своей миссией, мир распадётся на части. Поэтому для Египта было жизненно важно, чтобы в этой борьбе победил фараон.

Dr. Christian Leblanc: «Если монархия в Египте падёт, тут же начнётся кровавая резня в борьбе за власть».

Способ, каким Рамзес Третий пытался бороться с Хаосом позволяет увидеть под маской живого бога вполне реального человека. Как и все фараоны до него, он воздвигал свои статуи, но они отличаются от статуй других царей.

«У нас есть свидетельства того, что они (статуи) были покрыты магическими заклинаниями. В этих заклинаниях фараон обещал вести себя как лев – отгонять злых демонов и богов, и защищать невинных и добродетельных египтян».

«На наружных стенах мы видим разнообразные сюжеты, в которых фараон побеждает силы хаоса и зла. Враги Египта показаны лишёнными мужского достоинства в прямом смысле слова. Здесь есть картины, на которых пенисы и правые руки врагов свалены в кучу. Это делалось не только для подсчёта количества убитых, но и для того, чтобы уничтожить врага магическими средствами, причём, разными способами. Понятно, что если отрубить врагу правую руку, он не сможет воевать против тебя. Если отрубить ему пенис, он не сможет продолжать род и произвести на свет новых врагов. Так что этот храм увековечил его как великого хранителя Порядка в Египте и борца против Хаоса».

«Начиная войны, египтяне всегда преследовали экономические цели. Война являлась дополнительным источником дохода, помимо тех, что монарх получал от своих подданных. Чтобы государство процветало, необходимо было воевать».

Но высеченные на камне письмена, говорят всего лишь часть правды. Эти высокие стены вокруг Мединет-Абу (Medinet Habu) свидетельствуют совсем о другом.

«Все войны, которые вёл Рамзес Третий, были вызваны нападениями из вне, то есть стены возводились с оборонительными целями. Безусловно, доходов такие войны не приносили». [T.4.XXII]

 

 
     
 

Сергей ИВАНОВ, доктор исторических наук: «…например, образ власти производил впечатление – константинопольской роскошной власти производил впечатление на наших предков. Но то, как они строили свою собственную власть всё-таки, было очень особенно, потому что многое из византийского им не подходило. Ну, потому что молодая цивилизация – это совсем не то, что старая цивилизация, это совершенно разные вещи. Византийский император был верховным бюрократом на троне. Византийский император всё время подчёркивал в своём облике свою тленность, что он, вот, ненадолго. Он носил при себе всегда мешочек с прахом, его… когда его короновали, ему показывали человеческие кости во время коронации и предлагали немедленно, прямо во время коронации, выбрать мрамор для своего будущего погребения. За ним, если верить некоторым арабским путешественникам, за ним постоянно во время выходов торжественных ходил человек, который на ухо говорил ему «Помни о смерти». И так далее. Всё это для Руси совершенно не годилось, потому что русский великий князь, впоследствии царь, он восходит к древним, он правит по праву отчую дедю, он потому что восходит к силам плодородия, как всякий князь, он должен быть ответственным за то, чтобы не было градобития и урожай – всё-таки никому не придёт в голову в Византии обвинять императора в том, что у них тут что-то…

…неурожай. Всё-таки разные подходы к делу. И поэтому, например… конечно, они внешне пытаются им подражать – вот, какие-нибудь бармы, там, оплечья в облике, кое-какие признаки они пытаются чуть-чуть копировать – ну, минимально. Но при этом всё-таки вот очень характерно, что когда Иван Грозный решил венчаться на царство – вот, из великого князя царём – вот для него перевели, очень чётко перевели чин венчания на царство Византийского императора, но аккуратно выбросили оттуда и эпизод с костями, и эпизод с мрамором для погребения.

…потому что русский царь воплощает жизненные соки, жизненные силы. Он связан с непрерывной традицией, а непрерывная традиция эта носит гораздо более биологический, чем бюрократический характер, как это было в Византии». [P.97.89]

 

 
     
 

…вы их не увидите и не услышите, пока они внезапно не появятся перед вами: движения этих гигантских скатов – Морских дьяволов – поистине величественны. Вместе с хвостом манта может достигать более девяти метров в длину, размах крыльев скатов чаще всего достигает семи метров. Манты являются разновидностью скатов-хвостоколов, они питаются планктоном. Взрослые манты могут достигать веса в две тонны. В основном манты живут в прибрежных районах.

Часто Морских дьяволов сопровождают рыбы-прилипалы. Эти рыбки длиной примерно в тридцать сантиметров прилипают к туловищу мант и, таким образом, путешествуют автостопом по океанам. Манты терпят их и, даже, вступают с ними в симбиоз. Согласно научным доказательствам договорённость простая – транспорт, как плата за чистку.

Гигантские манты достигают половой зрелости на пятый год жизни, беременность длится тринадцать месяцев. Затем появляются детёныши длиной примерно два метра и весом десять килограммов.

Как и другие хрящевые рыбы, манты живут небольшими популяциями, растут медленно, поздно достигают половой зрелости и имеют лишь несколько потомков. [T.10.CCLXXXV]

*

…маленькая птичка – окспекер (oxpecker / волоклюй) – он питается насекомыми и их личинками. И на этой почве между птицами и грозными исполинами устанавливаются партнёрские отношения – уборка в обмен на транспорт. Птицы выискивают насекомых и паразитов в шкурах животных и выуживают их оттуда своими тонкими клювами. Они же предупреждают буйволов о надвигающейся опасности. [T.10.DXXXVI]

 

 
     
 

Partus Generatio – Jus Proprietatis

 

В настоящем пока ещё значительная часть землевладельцев предаётся благородному покою в фамильных замках из сырцового кирпича, готовых рассыпаться от ветхости, и поддерживает своё существование за счёт не менее древних методов эксплуатации вассалов.

– Заставить их интенсивно использовать земли – вот столбовая дорога развития бразильского сельского хозяйства, – уверяли меня сотрудники местной и центральной администрации.

– А как же быть массе безземельных крестьян? – настаивал я.

Есть люди, которым от рождения даны способности управлять хозяйством, вести торговые и кредитные операции, а есть и такие, кому не дано это, зато из них получаются прекрасные батраки.

Эту незатейливую, но страшноватую мысль мне повторяли разные люди с таким упорством и верой в её очевидность и неопровержимость, что я скоро перестал спорить, осознав наконец, что это и есть краеугольный камень житейской философии буржуазного общества. Она совершенно необходима в качестве моральной опоры всем добрым христианам, защитникам западной цивилизации, чтобы спокойно кушать омаров, глядя на чужих голодных детей.

К сожалению, нам не показали, как живут крестьяне в «образцовых хозяйствах» муниципалитета Маринга.

В. СОБОЛЕВ [A.364]

 

Юлия СОЛОМОНОВА (Сола_Монова), поэтесса Рунета: «…как бы понимая весь ужас своего положения – вот этих всех гормонов. Я не знаю, как мужчины, но женские гормоны – это ужас: когда тебе двадцать пять, и ты вдруг понимаешь, что тебе замуж надо.

Это невозможные гормоны: я вот смотрю на всех своих подруг, уже теперь молодых, кто переживает этот период, и вот у всех, где-то около двадцати пяти лет происходит вот это вот «замуж», и они сходят с ума, пока они не выйдут, а потом говорят «Господи! А куда, вообще, мы так хотели!?»

…это какие-то встроенные такие вещи.

Но если ты родилась бабой, то самое главное зерно – это должен быть мужик. Есть мужик – миллион проблем. Нет мужика – одна проблема «НЕТ МУЖИКА!»

И ничего не поделаешь!» [P.125.166]

 

 
     
 

Императрица – Право

 

Александр КАЗАКЕВИЧ, кандидат филологических наук, журналист: «…никто не знает, о чём шла речь у Фёдора Михайловича Достоевского и Амвросия Оптинского. Конечно, они касались смерти маленького сына писателя. Но, говорят, они коснулись и других тем – «Адского огня» и «Рая». И по воспоминаниям старец спросил у Достоевского: «Как вы пришли к Богу?»

Рассказ Достоевского о своём пребывании в Оптиной подробно записала его жена Анна Григорьевна: «С тогдашним знаменитым старцем – отцом Амвросием – Фёдор Михайлович виделся три раза. Раз в толпе при народе и два раза наедине. И вынес из его бесед глубокое и проникновенное впечатление. Когда Фёдор Михайлович рассказал старцу о постигшее нас несчастье и моём слишком бурно проявившемся горе, то старец спросил его, верующая ли я и когда Фёдор Михайлович отвечал утвердительно, то просил передать мне его благословение, а так же те слова, которые потом в романе старец Зосима сказал опечаленной матери: «А младенчика твоего помяну заупокой».

В главе «Верующие бабы» старец Зосима выделяет в толпе паломниц крестьянку с почерневшим лицом и неподвижным иступлённым взглядом, оплакивающую умершего сына Алексея. Старец говорит ей, что дети, скончавшиеся в младенчестве, попадают в Царствие Небесное и получают от Господа немедленно ангельский чин».

Александр ТКАЧЕНКО, публицист, писатель: «Это вот слово в слово передана беседа самого Достоевского со старцем, и то, что в романе написано, это подлинные слова, которые старец ему сказал в утешение. В данном случае вот эта вот крестьянка плачущая – это «Альтер Эго» самого Достоевского».

Александр КАЗАКЕВИЧ, кандидат филологических наук, журналист: «Но как выяснилось совсем недавно, были ещё слова старца, которые сохранились в неопубликованных записках Анны Григорьевны Достоевской. Здесь со слов мужа она записала возможную причину потери ребёнка, которую указал старец в беседе с писателем. И сегодня эти слова могут восприниматься как духовные поучения всем родителям, потерявшим детей. «Есть дети, которым предназначено свыше умереть или в утробе матери или в раннем детстве. Это дети, зачатие которых произошло накануне богородичных праздников. Если в канун праздника Богородицы происходит сближение мужа с женой и зачатие ребёнка, то ребёнок неминуемо умирает, так как произошло осквернение, оскорбление святости этого дня, как бы выразилось неуважение к почитанию Святые Богородицы».

Разговор Фёдора Михайловича Достоевского с «Оптинским старцем» даёт стержень его душе – измученной, подорванной горем потери сына. Писатель обретает силу, которая ему позволяет жить и заниматься творчеством. Всё, что произошло с ним в скиту Иоанна Предтечи Оптиной пустыни писатель перерабатывает в литературный материал». [T10.DCIII.1]

 

 
     
 

Императрица – Jus Proprietatis

 

Сергей МИРОНЕНКО, доктор исторических наук, директор Государственного архива Российской Федерации: «Кто такая «императрица» в российском понимании? Её главная задача – родить наследника. У неё нет никаких государственных функций!

Как только она переступала этот порог, сразу возникало подозрение, что не Николай управляет Россией, а Александра Фёдоровна управляет Николаем.

Убийство Распутина: она распоряжается, вызывает к себе обер-полицмейстера петербургского – генерала Княжевича – и приказывает ему арестовать Юсупова и Дмитрия Павловича. И это вызвало бурю возмущения у Романовых – Как? Кто она такая?» [T.10.DCVII.1]

 

Кириллу исполнилось двенадцать лет, когда в Борках произошло крушение царского поезда. Александр Третий и его семья чудом спаслись. 19-го октября Великий князь Константин Константинович записал в дневнике: «Государь с Государыней и все их дети могли погибнуть, и престол перешёл бы к маленькому Кириллу, так как Владимир, женатый на лютеранке, не может царствовать».

Закон о престолонаследовании. Принят Павлом Первым в 1797-м году. Устанавливал ряд правил и очерёдность престолонаследия. Пока были живы лица мужского пола в Императорском доме, женщина не имела права претендовать на царство. Мать и жена монарха должны были ещё до своей свадьбы перейти в православие. Неравный брак закрывал путь потомков к трону.

Катастрофа в Борках остро обозначила вопрос о судьбе престола. И спустя пол года Александр Третий объявил родственникам свою волю – не допускать вовсе морганатических браков во избежание династической путаницы. [T.10.DCCIX.3]

 

Из-за быстрого роста числа членов Царской фамилии Александр Третий ввёл указ согласно которому Великими князьями могли быть только дети и внуки императора. Правнуков и непрямых потомков монарха стали именовать «Князьями императорской крови». Они имели меньше привилегий и не получали регулярного содержания.

Реформа вызвала недовольство Семьи: закон прозвали «Указом о Сидоровых козах».

Гавриил и его старший брат Иоанн стали первыми Князьями императорской крови в Доме Романовых. Братья-погодки воспитывались вместе. Их отец не без испуга замечал, что Гаврилушку он любит больше… [T.10.DCCIX.5]

 

 
     
 

…в соседней Персии шах Аббас из династии Сефевидов создал роскошный Исфахан, одновременно угрожая могуществу Османской империи.

Barnaby Rogerson, Author «The Last Crusaders»: «Империя Сефевидов почти не уступала Османской по размеру, занимая территорию современного Ирана, Азербайджана, Ирака, части Афганистана и Пакистана – огромная персидская территория. Сегодня нам привычно рассматривать османов, как мусульманских султанов, укрепившихся в Стамбуле, но не будем забывать, что в них не было ни капли арабской крови, в то время, как Сефевиды по одной линии были потомками Чингисхана, а по другой – вели генеалогию от Пророка. У них было всё, чтобы построить мощное исламское королевство: в одной фигуре сочетались образы человека, покорившего весь мир, и человека, придавшего этому миру духовную силу. Поэтому Сефевиды угрожали легитимности Османов, управляя крупнейшей мусульманской державой и армией». [T.29.XIII.2]

 

 
     
 

Physis (Синтез) – Spiritus dominat formam

 

Озанн представил свои препараты и объяснения прославленным учёным: шведскому химику и минералогу Йенсу Берцелиусу и немецкому химику Фридриху Велеру, который разработал один из методов анализа платиновых металлов, обнаружил в железной руде, привезённой А. Гумбольдтом из Мексики, неизвестное вещество, оказавшееся новым элементом – ванадием, и приобрёл мировую известность как автор первого органического синтеза, положившего конец господству теории существования особой «жизненной силы».

Аркадий ЛОКЕРМАН, кандидат геолого-минералогических наук [B.161.2]

 

 
     
 

Права и Обязанности

 

Алексей МАШЕВСКИЙ, эссеист, литературный критик: «…чего Индия в сущности никогда не знала и, кажется, не знает до сих пор – это индивидуалистического сознания. Индуистское сознание вообще никогда с «Я» не начинает: индуистское сознание с «дхармы». Дхарма – это, как бы, некий твой Долг, который предопределяет всё твоё поведение, твою карму, всю твою жизненную стратегию. И дальше это есть долг, прежде всего, перед обществом, это есть долг перед миропорядком и богами. И в этом смысле дхарма, она и заключается в том, что каждый человек должен обществу, богам и мудрецам. Самое интересное, что в этот комплекс обязательно ещё включаются мудрецы, которые живут праведной святой жизнью.

Богам он заплатит эти долги жертвами, мудрецам – изучением священных книг, а обществу – тем, что он заведёт семью. Завести семью и родить детей – это религиозный долг всякого индуса». [P.125.124]

 

 
     
 

Partus Generatio – le Chariot

 

Станислав ДРОБЫШЕВСКИЙ, кандидат биологических наук: «…можем посчитать, сколько их там было, в этом первом семействе: всего девять взрослых, три подростка и пять детёнышей. То есть, в принципе, вот эта численность, она соответствует группам современных человекообразных обезьян – шимпанзе и горилл – там примерно такое же распределение. Более того, когда мы смотрим на группы более поздние – численности всегда плюс-минус те же самые. И, более того, по этнографии численности те же самые. То есть, современные охотники-собиратели, они большими толпами не живут: ресурсов немного. И статистика по современным группам показывает, что обычно это тридцать пять человек: больше ста пятидесяти охотники-собиратели не собираются вообще никогда, потому что им просто есть будет нечего – они передерутся и поубивают друг друга.

Такая универсальная численность, как минимум, начиная с австралопитеков, а судя по шимпанзе – и более раннее время – это порядка тридцати пяти человек. Показательно, что та же самая численность – это идеальная численность школьников в классе. Если школьников в классе более тридцати человек – это уже неуправляемое стадо обезьян. Эта же численность – количество солдат во взводе (от восемнадцати до шестидесяти человек). Это группа, где один человек может всех помнить по именам, знать кто из них с какими качествами, чтобы они все его знали, и все между собой могут более-менее общаться.

Когда больше людей получается – это уже толпа». [P.125.227]

 

 
     
 

1 - 2