ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Rota Fortunae  СЕЧЕНИЕ 6 16

ВЫБОР – ЛОГИЧЕСКОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ, СРЕДА – РЕАКЦИЯ, СВОБОДА – ДЕСТРУКЦИЯ

 
     
 

Libertas – Constrictio astralis

 

ещё Цицерон блистательно выразил эту идею: «Legum servi esse debemus, ut liberi esse possimus». «Мы должны быть рабами законов, чтобы могли быть свободными».

В. ШМАКОВ [B.24.3]

 

Семьдесят сознательных решений вы принимаете каждый день [T.21.LXXXII.3]

 

 
     
 

Рим долго оставался загадкой для археологов. Большая часть вечного города похоронена под более поздними сооружениями. И всё же мы можем много узнать о римском мировосприятии. В старину эти величественные монументы – сосредоточение власти, выстроенные так, будто достигают небес, всегда приковывали взгляд чужеземца. Римские инженеры создавали постройки аналогичные римским во всех уголках средиземноморского региона. Повсюду находят одни и те же амфитеатры, те же форумы, те же храмы с колоннами. Но эти города не просто подобие вечного города, они были материальными признаками стратегии завоевания. Среди этих забытых городов Тимгад, расположенный в Алжире и объявленный ЮНЕСКО частью Всемирного Наследия Человечества является символом нестандартной римской колонизации. Чтобы понять это мы должны погрузиться в его историю. [T.13.XI]

 

 
     
 

Таблички, найденные в Виндоланде, знакомят нас с римлянами, которые жили здесь вдоль этой северной границы, и рассказывают нам об их жизни. Но ни одно из писем не проливает свет на главный вопрос: зачем Адриан построил стену?

Prof. Miranda Aldhouse-Green, University of Wales: «Адрианов валочень сложное явление. Я не думаю, что в основе его возведения была лишь причина. Очевидно это и физический и символический барьер. Это также способ распределять и контролировать людские массы с двух сторон. Этим римляне хотели сказать, что они построили стену, и они контролируют ворота, а также всё, что происходит с обеих сторон стены».

Некоторые эксперты полагают, что стена была таможенным пунктом, другие – военным оборонительным валом. Но есть и другой простой ответ на вопрос, зачем был построен вал.

Dr. Simon James, University of Leicester: «Адриан, как и все опытные римские генералы, знал, что солдаты, особенно множество солдат в одном месте, должны быть чем-то заняты, иначе у них падает дисциплина и появляется опасность мятежа. Чем можно занять огромный британский гарнизон на шесть – семь – восемь лет. Навряд ли можно придумать что-то более удачное, чем заставить их перетаскивать миллионы тонн камня».

Может быть, вал был просто трудоёмкой и бесполезной затеей. Подлинная причина возведения Адрианова вала до сих пор остаётся загадкой. Но какой бы ни была причина, вал оказал огромное влияние на эту местность. Сотни лет он оставался самой северной границей Римской империи, будучи символом военной мощи и великой культуры Римского государства. Но вслед за крушением империи последовало и разрушение вала. После ухода римлян, люди стали разбирать стену на камни для других построек.

Хотя римляне привнесли многие ремёсла и технологические достижения, на острове появилась грамота и письмо, всё это лишь одна сторона медали. У нас мало сведений о повседневной жизни британцев, живших около вала, поскольку римляне помимо всего прочего представляли жестокую военную машину, которая нарушала ход естественного исторического развития британцев. [T.13.XXIV]

 

 
     
 

Смену пропагандистских ориентиров ознаменовали выступления Сталина в мае 1941 года перед выпускниками военных академий и на заседании Военного Совета. Последовали указания на необходимость воспитывать советских людей «в духе активного, боевого, воинственного наступления». Для выработки милитаристских убеждений требовался ярко окрашенный негативный образ врага и настрой в духе «если завтра в поход».

Татьяна ГОРЯЕВА, доктор исторических наук [A.3]

 

При вредных воздействиях внешней среды на организм, в одной из важнейших частей клетки – митохондрии, синтезируются свободные радикалы – активные формы кислорода, которые начинают повреждать клетки организма. [T.10.I]

 

 
     
 

Ничто не вечно на земле кроме списка добродетелей, – они неизменны, – а в список грехов вносят дополнения. Церковь, хотя и славится консерватизмом, реагирует на перемены в семье, обществе, науке, экологии. С веками активность человека растёт: он вмешивается в природу, он познаёт мир, он требует разрешения на добровольный уход из жизни, однополые браки и лёгкие наркотики. Церковь в ответ расширяет перечень грехов, – вечная борьба за людские души продолжается.

Отец Валерий Степанов, священник храма Святого Мартина Исповедника: «В западном богословии понятие смертных грехов более чётко развивается. В частности получило развитие в XX-м веке. К этим грехам прибавились ещё некоторые. Это и эвтаназия, и это клонирование, в том числе и клонирование человеческих клеток, и некоторые другие вещи, которые уже на соборах западной церкви были причислены к последствиям смертных грехов».

Ильдар Аляутдинов. Первый имам Московской соборной мечети: «Ну, среди того, что как бы вот появилось, не было во времена Пророка, то что объявлено как греховное, ну, например, курение, например, там, наркотики. Их не было во времена Пророка. Ну, в любом случае это то, что наносит вред человеку. Это в любом случае то, что одурманивает человека. В изречении Пророка говорится «ТХАМБВЕ», это всё то, что одурманивает. Всё то, что одурманивает – все это греховно». [T.10.VII.3]

 

 
     
 

В пойме реки Меконг, в центре Камбоджи расположен один из самых великолепных храмов в мире. Ангкор-Ват – индуистский храмовый комплекс – потрясающий памятник Золотому веку Камбоджи.

«Ангкор» – значит «город», а «Ват» – «храм» или «пагода».

Его площадь равна по величине площади более чем ста авианосцев. В центре этого большого комплекса расположен храм, в два раза выше лондонского Тауэра. Это один из самых удивительных архитектурных проектов в мире.

…не смотря на свой успех, Сурьяварман Второй остаётся царём-узурпатором, который захватил трон при помощи убийства. Если он не хочет, чтобы его свергли враги – противники его режима, он должен заявить о себе народу, как о «божественном правителе».

Simon Warrack, Stone Conservator: «Это часто происходит во всём мире, во всех станах: царь с сомнительной биографией пытается всячески доказать при помощи архитектуры и искусства, что он, на самом деле, был избран богами. Именно затем и нужен был Ангкор».

Строительство храмов – это один из способов продемонстрировать свою власть, и кхмерские цари построят более семисот храмов.

…но сама система, которая позволила Сурьяварману построить Ангкор-Ват и его удивительный город на болоте, несла в себе ростки будущей судьбы империи кхмеров. Прекрасные водные системы Ангкора – его каналы, резервуары и ирригационные каналы становились всё более сложными для того, чтобы обеспечивать водой растущий мегаполис. Огромные участки леса были вырублены для строительства храмов, домов и для земледелия, и илистые отложения накапливались в каналах и резервуарах во время сезона дождей. Население росло, леса вырубались, природных ресурсов оставалось всё меньше, и инженеры перемудрили.

Prof. John H. Stubbs, Columbia University, VP, Field Projects, World Monuments Fund: «По моей теории с Империей кхмеров произошло то же, что и со многими другими богатыми развитыми и сложными цивилизациями, которые становятся непреодолимым искушением для других народов. И, в конце концов, доходит до того, что цари и правители просто не могут больше управлять империей, и после ряда попыток её завоёвывают соседние народы».

В 1431-м году город Ангкор был захвачен тайцами. Джунгли и болота уничтожили деревянные дома и дворцы. Разветвлённая система каналов покрылась известковыми отложениями, русла каналов заросли водорослями. Город погиб. Но храм выдержал испытание временем, не смотря на то, что в пятнадцатом веке его превратили в буддистский храм.

Simon Warrack, Stone Conservator: «Ангкор-Ват никогда не пустовал. Возможно из-за своего потрясающего внешнего вида, размеров, великолепия. Естественно, он привлекал людей. В разные периоды его использовали по-разному, но в нём всегда были люди – они всегда молились. Не покидали храм». [T.21.XXXVIII.2]

*

Камбоджу удалось изгнать тайских завоевателей, но последний роковой удар по Ангкору был нанесён неожиданным врагом – религией. В стране измученной войной и грандиозными строительными проектами, люди жаждали перемен. И они не заставили себя ждать, придя в страну в форме буддийской религии. Проводники новой веры не требовали от обнищавшего населения строительства огромных храмов для богослужений. Подобно тому, как христианские идеи подорвали могущество Римской империи, новая буддийская школа тарведы совершила переворот в Камбодже и предложила измученному населению религию, проповедовавшую идеи отрешения от внешнего мира. Люди были только рады оставить храмы на милость природы. [T.12.XXIII.1]

 

Римская империя необъятна: она простирается от лесов Северной Европы до пустынь Северной Африки, от Атлантического океана до Ближнего Востока. Поэтому неудивительно, что убийство в Иерусалиме около тридцатого года нашей эры безвестного проповедника по имени Иисус прошло практически незамеченным.

Prof. Myles McDonnel, Baruch College, CUNY: «Казнь Иисуса, скорее всего, не произвела особого впечатления. Это, как если бы в наши дни казнили какого-нибудь преступника, заметку об этом поместили бы на тридцать пятой странице Нью-Йорк Таймс».

Пройдёт несколько лет, прежде чем последователи Иисуса как-то проявят себя в Риме. [T.10.CCLXXVI.7]

 

 
     
 

6 – (10 – 6)

В конце XI-го века Византийской империи грозила опасность. Турецкие войска проникали всё дальше вглубь Малой Азии. Местные жители были в ужасе: если захватчики смогли разбить войска императора Византии, то что они сделают с обычными селянами. В страхе перед турками греческое население Мирры бежало в горы. И тут произошло страшное, иноземцы ворвались в церковь. Это были не мусульмане, это были братья-христиане, прибывшие с Запада, одержимые жаждой наживы. Купцы из итальянского города Бари искали мощи святого, которые принесли бы их городу богатство и славу. Они осмелились нарушить покой Святого Николая, ограбив его могилу. Они рисковали всем, отважившись отправиться в море в военное время, чтобы привести домой эти останки. Вскоре их корабль уже направлялся в Бари. Преступление обеспечило им бессмертную славу. Их имена высечены на камне и внесены во множество документов. Веками их семьи получали доходы от кражи, обогатившей город.

Padre Gerardo Gioffari: «С прибытием мощей Святого Николая, положение города радикально изменилось. Эти шестьдесят два моряка принимали живейшее участие в жизни города. Сохранилась рукопись начала XV-го века где говорится, что потомки этих моряков продолжали получать процент от церковных пожертвований во время майских и декабрьских праздников Святого Николая».

В Бари дважды празднуют день Святого Николая. Город стал центром культа этого святого. Но Церковь и городские власти не могли решить, кто же будет владеть мощами. Аббат Илия предложил пойти на компромисс: для святого возвели новую базилику рядом с портом. Ради строительства грандиозного белокаменного храма был снесён дворец правителя города.

Жители Бари устраивают грандиозный праздник в честь своего святого. 8 мая они отмечают тот день, когда мощи прибыли в Бари, а следом за ним бесчисленные паломники. Костюмированное шествие возрождает чудеса, сотворённые Святым Николаем, похищение мощей и их прибытие в город. Весь год город ждёт этих праздников. Святой Николай правит жизнью в Бари.

Верующие преподносят святому цветы, подарки и даже деньги, чтобы заручиться его помощью и защитой. Но процветание влечёт за собою зависть. И веками Бари вызывал наибольшую зависть у величайшего торгового порта Средиземноморья – Венеции. [T.10.LXXIII]

 

 
     
 

Methodus Analogiae – Turris destructa

 

Prof. Robert S. Nelson, Yale University: «Константин Великий оставил заметный след в истории. Когда он пришёл к власти, Римская империя была расколота пополам».

Prof. Denis F. Sullivan, University of Maryland: «Копьём Константин начертил на земле будущие границы города. Его свита поразилась масштабности его замысла. В ответ он заявил: «Я зайду так далеко, как мне позволит тот, кто ведёт меня».

Проведённая императором линия, стала границей новой столицы великой империи, прозванной Новым Римом. Этот город был наречён – Константинополь, – город Константина.

Prof. Robert G. Ousterhout, University of Pennsylvania: «Константин попросту перенёс центр Римской империи».

Prof. John Haldon, Princeton University: «Вместе с Римом он оставил позади старую правящую элиту с её распрями и интригами, и создал собственную столицу».

Новая столица была построена в соответствии с древнеримскими традициями строительства.

Prof. Robert G. Ousterhout: «Константинополь, его площади и здания строились по образу и подобию Древнего Рима».

От всех предыдущих императоров Константина отличало то, что он способствовал укреплению власти другого владыки – Иисуса Христа.

Prof. Peter Weller, MA Roman and Renaissance Art, Syracuse University: «Хотя Константин и был возведён в ранг святых, он остаётся императором, диктатором, который убил своего сына, пасынка и вторую жену. Так что, если он хочет новый город, он получит его, не смотря ни на что. Но как привлечь людей в пыльный город Византий на задворках империи? Для начала надо назвать его в свою честь, затем перестроить его в духе Древнего Рима. Если бы Константин мог взглянуть на современный Стамбул с населением в 12 миллионов человек, он упал бы в обморок, ведь в 337 году, когда он умер, строительство города ещё не было завершено». [T.10.XXXII.11]

 

Вавилон эпохи столпотворения был первым обществом античного мира, вступившим в стадию кризиса. В нём впервые пороки и язвы цивилизации предстали во всей своей наготе. Вид их поразил и ужаснул соседние народы, особенно древних евреев и эллинов, произвёл на них неизгладимое впечатление, которое они сумели передать остальному человечеству. С этого времени Вавилон стал образом и символом всякого разлагающегося общественного организма.

Вавилона давно не существует, однако слова «Вавилон», «Вавилонское столпотворение», «Вавилонская блудница» и вещее изречение «мене, мене, текел, упарсин» вот уже двадцать пять веков не сходят с уст людей.

Виталий БЕЛЯВСКИЙ [B.145]

 

Dr. Michаel Freikman, Jewish University in Jerusalem: «…очень строгое соблюдение канонов – это обычно показатель кризиса. Кризиса страны, власти, народа. Чем людям хуже – это их сплачивает.

Эпоха Второго Храма под римской властью – всё было очень плохо. Действительно очень строго соблюдаются все каноны: изображения живых существ. В третий-четвёртый век, не смотря на то, что, казалось бы, Иудея уже пропадает, не нет кризиса: люди живут проще, нет понимания опасности». [P.125.209]

 

 
     
 

Libertas – Turris destructa или Turris fulgurata

 

…этот памятник рисует нам картину социальной революции, имевшей место в конце Среднего царства, которая явилась завершением…

Все говорят: нет ничего. Закром разрушен. Страж его повержен на землю. Это несчастье для сердца моего. Я подавлен совсем. О, если бы я мог дать (услышать) мой голос в этот час, чтобы он спас меня от того несчастья, в котором я нахожусь. Прекрасная судебная палата, расхищены её акты, лишены хранилища её тайн (своего) содержания. Магические формулы стали общеизвестными. Заклинания шем и заклинания сехен стали опасными, ибо они запоминаются (теперь всеми) людьми… Вскрыты архивы. Похищены их податные декларации. Рабы стали владельцами рабов… (Чиновники) убиты. Взяты их документы. О, как скорбно мне из-за бедствий этого времени…

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7

ДАЛЕЕ