ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос). |
||||||
Rota Fortunae СЕЧЕНИЕ 6 - 16 (4) |
||||||
Methodus Analogiae – Turris destructa
Dr. Éric Bourdonneau, l’Ecole française d’Extrême-Orient: «…и эти рога расходятся в стороны горизонтально, то есть, это рога буйвола, а вовсе не быка. Значит, если это не бык, а буйвол, то божество, сидящее на нём – не Шива, а Яма. Яма – это судья умерших – «Владыка Нижнего Мира». Таким образом интерпретация скульптурной группы полностью меняется: здесь была представлена сцена Суда над умершими» То есть, в сердце храма Кох Кер находился ужасный Яма. Но почему? Кого он должен был судить? …кхмеры по-разному изображали волосы богов и волосы людей. На статуе классический костюм той эпохи: она на пьедестале, на ней богато украшенный царский венец, как на божествах. В очень систематизированном кхмерском искусстве боги должны изображаться всегда одинаковым образом, тогда как люди – совсем по-другому. Dr. Éric Bourdonneau: «…это царственная персона, поскольку на ней венец. В протянутых вперёд руках правитель держит манускрипт, в котором, несомненно, записаны его царские деяния. Он протягивает его Яме – Судье умерших, который держит дубинку и сидит на вполне узнаваемом буйволе. Позади короля маленькая скорчившаяся фигурка, со связанными за спиной руками. Этот персонаж будет принесён в жертву: жертвоприношение осуществляет помощник Ямы, который находится здесь же. В правой руке он крепко держит плоский меч, которым обезглавит пленника». …эта статуя изображает не божество, а, несомненно, правителя, который воздвиг Кохкерский храм – Джаявармана Четвёртого. Dr. Éric Bourdonneau: «…горбун – это, вероятно, главный помощник Ямы. Здесь у него руки сложены, но в более поздних примерах он держит весы, чтобы измерить и взвесить достоинства и недостатки покойного, который явился на суд Ямы. Читрагупта – писец – это он записывал все добрые и злые поступки людей. Дхарма, – у которого в руках должна быть палка, он исполняет вынесенные Ямой приговоры. Фигуры Солнца и Луны, которые легко узнать по, своего рода, ореолу позади фигуры. Как гласят надписи, Суд Ямы будет иметь силу до тех пор, пока на небе будут Солнце и Луна». …нет сомнений, что правитель успешно прошёл испытание. Таким образом он символически переступил порог Загробного мира, и вернулся оттуда глубоко изменённым. …теперь Эрик Бордоно может восстановить путь, который ведёт от ворот храма к центру святилища. Сначала происходит встреча с грозным Шивой – богом-созидателем, всеведущим и разрушающим. Затем нужно пересечь водяной ров и предстать перед Ямой – богом мёртвых. И только переступив порог этого помещения, то есть, перейдя в Царство Смерти, можно достигнуть центрального святилища. [T.10.CDLVIII]
|
||||||
Libertas (Воля Единого) – Turris destructa
Виджайя Нагари (Южная Индия), построен в 1350-м. Город-победитель весь буквально покрыт игральными досками. Повсюду на камне, на полу храмов, дворцов вырезаны десятки игр (игральных досок), поэтому не удивительно, что шахматы были придуманы в Индии. Здесь это называется Чатуранга. Это игра, в которую играли цари Виджайя Нагари, оттачивая своё боевое мастерство. Фигура слона являлась прототипом современной ладьи, – самой сильной фигуры. Слон мог ходить во всех направлениях, и даже перескакивать через более слабые фигуры. Эта сила являлась отражением неукротимой природы слона, чьё грозное присутствие решало исход битв в имперской Индии. Игра в чатурангу могла продолжаться несколько дней, а то и недель, как и настоящее сражение, пока богоподобный царь не признавал своё поражение. Спустя двести лет неприступный город-победитель пал перед мусульманскими захватчиками, пришедшими с Севера. Это была битва не за территорию или богатство, это была битва за превосходство между единым Богом мусульман Аллахом и сотнями индуистских богов. Предводитель индусов был обезглавлен во время сражения и битва закончилась. Его армия отступила, увидев голову своего генерала, поднятую на копьё. Город был буквально разорван на части, и до нынешнего времени в нём так больше никто и не поселился. Город, который во времена своего расцвета описывали как огромный, как Рим, и самый богатый город в мире, теперь напоминает Помпеи. Город-призрак, застывший во времени, пустынный и загадочный, лежащий на вершине голого плато. Последнее место правителя Южной Индии. [T.12.XXIII.2]
(2 + 4) – 16 [(амбиции + империя) – Turris destructa] …это была провинциальная глушь. Alisdair Simpson, narrator: «Карфаген и Рим нельзя было сравнивать. В пятом веке до нашей эры Рим был скромным городом, а Карфаген – блистательной столицей Западного Средиземноморья». Но у Рима были амбиции, именно они привели его к столкновению с Ганнибалом. В течение пятидесяти лет Рим захватил большую часть центральной и южной Италии, и блеснули первые лучики империи. Dr. Adrian Goldsworthy, Military Expert: «Карфаген – устоявшаяся империя, а Рим – только что родившаяся, и карфагеняне не брали её в расчёт. Но Рим расширял свои владения, и столкновение с Карфагеном было неизбежным». Первое столкновение произошло на Сицилии, когда Ганнибал был ещё ребёнком. [T.4.XXIII]
|
||||||
Libertas (Воля Единого) – Turris destructa
В 1903-м году в Санкт-Петербурге только и говорили, что о могущественном мистике из Сибири с волчьими дикими глазами и взглядом маньяка. Этот город был домом для императора Николая и императрицы Александры. Для прибытия Распутина уже была подготовлена декорация. Colin Wilson, writer: «В начале XX-го века Санкт-Петербург был поистине странным местом. Город просто лихорадило от всего этого мистицизма». Adrian Bott: «Здесь царила полная сексуальная вседозволенность, крутая даже по иностранным меркам. Газеты пестрели объявлениями о лечении венерических заболеваний. Аристократы того времени просто сходили с ума по всему оккультному». Prof. Orlando Figes: «Это было время спиритических сеансов, спиритических досок, всего теософного и оккультного. Поэтому, когда начали распространяться слухи о таинственном целителе, перед ним открыли двери дома князей и княгинь, а также приближённых самого императора». [T.13.XLIII]
Лев Бронштейн был чужд тем мучительным духовным метаниям, которые охватили тогда всю Россию. Но он видел, что происходило вокруг (конец XIX-го века). Во множестве расплодились кружки оккультизма, молодёжь, наполнявшая литературные салоны, самозабвенно декламировала так называемых «Проклятых поэтов» – Верлена, Рембо и Малларме, а знаменитый живописец Врубель без устали воплощал захвативший его воображение образ Демона: «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный». Композитор Дебюсси очаровывал публику симфонической прелюдией «Послеполуденный отдых фавна». Властители дум – декаденты Брюсов, Белый и Анненский – упивались теснящей душу тоской и мукой. Каждый румяный гимназист считал себя демонической личностью и желал нести в себе стихию бунта и разрушения. Но вот беда – не было повода для протеста: держава была сильна и обильна, порядок в ней крепок, громкие судебные процессы по делам террористов чрезвычайно любопытны. Александр Самоваров, писатель, историк: «Вот этих всех убийц, террористов, их обожествляли, демонизировали, и, соответственно, ряд молодых людей, околдованных этой романтикой, шли в революцию». …вокруг было множество людей, как тогда говорили, блазированных – пресыщенных и праздных, которые безуспешно искали причину своего смутного томления в каких-нибудь объективных обстоятельствах. Ими было легко манипулировать. [T.3.XV.4]
Александр САМОВАРОВ, писатель, историк: «Эта теория (марксистская) давала возможность вот этим молодым людям чувствовать сопричастность к чему-то великому – к смене общественно-экономических формаций, к революции, к Мировой революции» Настроение нового правительства описал в своём дневнике Иван Андреевич Бунин: «Большевики до сих пор изумлены, что им удалось захватить власть, и что они всё ещё держатся. Луначарский после переворота недели две бегал с вытаращенными глазами: «Да, нет! Вы только подумайте! Ведь мы только демонстрацию хотели произвести, и вдруг такой неожиданный успех!». [T.3.XV.5]
|
||||||
Третий Рим погибал как Первый. Болезнь называлась опошление, как говорит Чуковский, загнивание души, ибо наряду с политической реакцией свирепствовала в ту пору психическая. Она отравила умы и чудовищно искалечила нравы. Что ни день в одном Петербурге люди стали десятками вешаться, стреляться, топиться, и это сделалось бытовым явлением, ежедневной рубрикой газет. Смерть воспевали в восторженных гимнах, из неё создавали культ. Наряду с этим небывалый расцвет порнографии и, как апогей обывательщины, эпидемия утробного смеха. Против этой то мрачной эпохи и восстал тогда Саша Чёрный. В львином рву Даниил объяснялся со львами. Небо в снегах сияло над их головами: «Отчего вы такие жестокие звери? Эва, сколько костей человечьих в пещере!» Старый лев обернулся к белеющей груде, Кто ж людей нам бросает? Не те же люди? В отличии от подавляющего большинства наших эмигрантов, он прекрасно знал, что корни Русской Помпеи кроются вовсе не в жидомассонском заговоре, а в том, что революционерами выходили из семинарии, и веру терял народ на уроках Закона Божьего. [T.10.CDI.14]
…а Константин по матери тоже был потомком Давида, поэтому у делла Франческо (Piero della Francesca) у них с царём Соломоном одно лицо. Наверное, это была идея владыки Виссариона, и он даже согласился позировать лёжа, чтобы донести её до Руси. Ведь ей, как он надеялся предстояло продлить Земное Царствие, о котором Бог клялся Давиду – «Если сыновья твои сохранят Завет Мой и Откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья вовеки будут сидеть на твоём престоле». К сожалению, как известно, Третий Рим взял из Второго в приданное всё то, за что тот и был предан завоевателям: золото, великодержавную спесь, интриги. И род Софьи Палеолог у нас кончился, оставив неизгладимое впечатление, уже на её грозном внуке. [T.10.CDI.21]
Николай ТЕПЦОВ, кандидат экономических наук: «До сих пор существует мнение, что он не получил образования, то есть не окончил. Но на самом деле, он получил полный курс. Дело в том, что проучившись четыре года, освоив полный курс, Сталин в мае не приходит на выпускные экзамены. По какой причине? Никто до сих пор к однозначному выводу не пришёл». Официальная формулировка причины отчисления Иосифа Джугашвили из семинарии «За неявку на экзамены по неизвестной причине». [T.3.XV.6] ** |
||||||
** Борис ШТЕРН, астрофизик, доктор физико-математических: «Я тоже голосовал за Алфеева просто потому, что это серьёзно. А вот остальные двое – это, как-то, не серьёзно. Это такая пена, которая отсыпется. А вот это представитель очень серьёзной силы. Прокопенко – это клоун». Николай ДРОНИН, кандидат географических наук: «Я проголосовал за Алфеева, тоже, исходя из соображений, что студентов Прокопенко не достанет: студенты не смотрят телевизор. А вот если в МГУ появится кафедра теологии, то студенты вынуждены будут как-то сдавать какие-то экзамены на этой кафедре. И это, конечно, будет катастрофа». Наталья ДЁМИНА, научный журналист «Троицкий вариант – Наука»: «Я хотела бы выступить некоторым таким «адвокатом дьявола». Я очень часто соглашаюсь с коллегами – с Мишей Гельфандом, Борисом Штерном – моими коллегами по газете, но с точки зрения их критики Илариона, я не согласна. Я посмотрела сегодня его биографию. Он выпускник Оксфорда, преподавал в Кембридже, он выпускник Гнесинки. Если вы считаете, что это человек, который против образования, мне кажется, вы заблуждаетесь. Раньше мы жили в эпоху атеизма, теперь атеисты пытаются… С другой стороны я, конечно, совершенно не хочу, чтобы был разгул клерикализма. Давайте остановим этот маятник – давайте прекратим критиковать людей только за то, что они верят или не верят. Нельзя так больше жить. Теология в нормальных западных странах совершенно не является персоной нон грата. Это прекрасная область знаний, ничем не хуже чем искусствоведение, культурология, философия религии или права». Светлана БУРЛАК, доктор филологических наук: «Вот теперь я понимаю, что Михаил Гельфанд, убедив меня голосовать за Алфеева, был таки прав, потому что когда такой очаровательный молодой человек, с такими чудными манерами, выпускник Гнесинки, связанный с Кембриджем и Оксфордом, говорит, что теология – это хорошо, то даже умные люди готовы поверить, что теология – это такая же область знания, как, например, искусствоведение. А на самом деле – нет. (аплодисменты зала) У искусствоведения тоже есть «предмет и метод». Если мы говорим о хороших специалистах, это отнюдь не опыт личной веры и прочих тому подобных вещей. И, действительно, ещё, для того, чтобы не видеть Прокопенко, можно просто выключить телевизор, и книжку его можно просто не купить. А вот для того, чтобы в первом классе прогулять урок религии, это потребуется гораздо большее мужество. Поэтому я голосую за то, чтобы в первом классе не было уроков религии». Светлана БОРИНСКАЯ, доктор биологических наук: «…относительно митрополита Илариона, потому что когда шла дискуссия у нас в фэйсбуке, то ясно было, что это не так, как сказала Наташа Дёмина – это голосование не против верующих: есть священники, которые прекрасно рассказывают об эволюции. Есть совершенно неверующие, которые несут мракобесие. «Кесарю кесарево», и не надо проповедовать в храмах науки, и не надо, наверное, читать лекции научные в храмах, где оправляют религиозные действия. Не надо путать разные слои культуры». [P.150.5] * 12-го июня 2021-го года митрополит Волоколамский Иларион, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата стал лауреатом Государственной премии России в области литературы и искусства. Кроме пасторского и архиерейского служения, дипломатической работы и литературных трудов митрополит Иларион занимается вопросами богословского образования, возглавляя общецерковную аспирантуру и докторантуру. Во многом благодаря усилиям митрополита Илариона теологию в России признали полноценной наукой. Зиновий (Корзинкин), митрополит Саранский и Мордовский: «Он организовал целое направление – научно-образовательная теологическая ассоциация. В это направление вовлечены все ведущие ВУЗы страны, а, значит, все ведущие учёные страны. И они все взирают на него, как на своего лидера». Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, доктор философии Оксфордского университета: «…нам говорили: «А что это за наука? – Это никакая не наука! Это псевдонаука!» А мы напоминали о том, что многие университеты на Западе возникли из школ теологии. Это была самая первая наука, которую изучали, а потом уже вокруг этой науки стали выстраиваться другие. И, вот, мы об этом твердили на разных заседаниях, в разных комиссиях. Я встречался с министрами образования и науки. А за эти двенадцать лет их сменилось пять. И при каждом министре мы делали какой-то шаг для признания теологии в качестве науки. Но, конечно, мы не достигли бы в этом успеха, мы не добились бы признания теологии в качестве науки, если бы не наш Президент, который лично в это вмешался, и который дал распоряжение соответствующим государственным органам о том, чтобы со всем вниманием отнеслись к просьбе не только Русской православной церкви, но и других наших традиционных конфессий». [T.10.DCCLVI]
Андрей ГРИГОРЬЕВ, доктор филологических наук: «…словари дают разное написание этого слова – «Охламон» и «Охломон» – в современных словарях как будто бы утвердилось написание с «а». …некоторые учёные предлагают буквально разделить слово «Охламон» на два корня: «охлос» (όχλος) в переводе с древнегреческого означает «чернь, толпа, низшие социальные слои», а «мон» предлагают связывать с компонентом «мэн» или «манн», что означает «Человек». То есть «Охламон» – это «Человек толпы». Как известно, «Власть толпы» называется «Охлократия» (όχλοκρατια). Термин ввёл Аристотель, он описывал, как в кризисные периоды толпа попадает под влияние демагогов: люди знатного происхождения самоустраняются от управления, все назначения решаются жеребьёвкой. Неизбежным результатом такой системы является деспотизм. Андрей ГРИГОРЬЕВ, доктор филологических наук: «Слово «охлос» в древнегреческом языке было одним из слов для обозначения народа. «Демос» (δεμος) – это «народ, жители какой-то земли», а «охлос» – это «чернь, низшие социальные слои» или, как писали древние авторы «толпа, потерявшая разум, стыд и честь». Самым частотным было употребление слова «Охламон» в эмигрантской прессе двадцатых-тридцатых годов. Причём авторы противопоставляли Февральскую революцию, в результате которой к власти пришёл «Демос», Октябрьскому Перевороту, осуществлённому «Охлосом», и приведшему к Охлократии. Андрей ГРИГОРЬЕВ, доктор филологических наук: «…в новозаветных текстах мы встречаем, что Христа слушает именно «Охлос», а не «Демос». [T.10.I.3]
|
||||||
Prof. Robin D. S. Yates, McGill University: «Гражданская война, которая сопровождала падение династий Цинь и появление династии Хань уже разрушила страну. И не сотни тысяч, миллионы людей были убиты. Из оборота были изъяты огромные земельные площади. Они снова превратились в леса и болота». Именно крестьянское восстание едва не разрушило Китай. И именно для крестьян было необходимо восстановить страну. Вступив на трон Цзин-ди стремился не вызвать их антагонизма. Prof. Hugh Baker, School of Oriental and African Studies, London: «Если император не предпринимает действий против людей, им нет необходимости сопротивляться. Ибо император, который устанавливает своё право – порождает преступников. Нет императорского права – нет преступников». Первый император расплачивался за свои грандиозные строительные проекты, облагая налогами людей, всё их имущество. А Цзин-ди урезал налоги и упразднил многие законы, которые превращали людей в мелких преступников, а значит в кандидатов на рабство на Стене или Гробнице. Dr. Wang Tao, School of Oriental and African Studies, London: «Время Цзин-ди всегда воспринимается как Золотой Век. Это действительно хорошее время, лучшее время в истории Китая...» [T.4.XIX]
|
||||||
Libertas – Constrictio astralis Мамсурова Ася Хаджи-Умаровна, дочь Паулины Мамсуровой (и Хаджи-Умар Джиоровича Мамсурова): «Они состоялись в Испании. Они там почувствовали себя свободными людьми – это очень важно. Они этого не понимали, но там они себя почувствовали свободными людьми. Это большая трагедия, что люди себя чувствуют свободными на войне». [T.10.CXXXIV] * Какая нелепая и странная жизнь: лучшие годы – как теперь вспоминается – годы оккупации, когда я каждую ночь бегала в подвал соседнего разбомблённого дома, по тайной тропочке, через узкий лаз, куда только я одна и могла пронырнуть. И действительно – пронырнуть, потому что трёх ступенек не было, и спрыгнуть в темноту. И Метековы руки встречали меня. Зажигали свечечку. Метек не любил меня обнимать в темноте, говорил, что красоту мою хочет видеть. Виктория, Виктория, кругом лютая смерть, убивают и убивают, а мы как в раю. И рай наш длился полтора года. Людмила УЛИЦКАЯ [B.160.1]
Даниил ГРАНИН, русский советский писатель и общественный деятель, Герой Социалистического Труда, ветеран Великой Отечественной войны: «…и Ольга Берггольц, которая всё это испытала, всё это пережила, она пишет в одном из своих стихотворений «…ну, всё-таки, мы будем вспоминать, какими мы были счастливыми». Это странно, и это правда. Война породила особые отношения между людьми. Война создала абсолютную ясность – кто друг, кто враг. В войне люди могли быть самими собой, и были… …ощущение свободы, это тоже было совершенно непривычное ощущение». [T.10.LXIX.10]
Libertas – Destructio physica С 1921-го года они жили в Германии, где вновь обретённая независимость в отсутствии оставшихся в России сыновей больше походила на ненужность и одиночество. Спустя годы это усугубилось. Сначала фашистским запретом для неарийцев заниматься живописью, затем прогрессирующей потерей зрения. Он писал Борису (Пастернак) что слепнет, а сердце у него здоровое и это обретает его физически пережить смысл собственного существования. [T.10.CCXI]
|
||||||