ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Rota Fortunae  СЕЧЕНИЕ 6 - 16 (6)

 
     
 

Иероглиф (Глаз и Ухо) – la Maison Dieu (Дом Господень, Богадельня)

 

– Представь человека, который родился и вырос… Ну, скажем, в готическом соборе. И никуда из него в жизни не выходил. В Бога он, понятно, не верит – как и все, кто долго наблюдает его слуг. И вот он сидит в соборе, смотрит на сверкающий витраж и думает – «ну понятно, наука доказала, что это религиозное величие создается особыми трюками со светом. Непонятно только, каким образом стекло, которое выплавляют из простого песка, светится. Причем в одном месте синим, а в другом – красным…»

Виктор ПЕЛЕВИН [B.51.21]

*

Станислав Лем – писатель, философ, футуролог, биотехнолог, кибернетик. Его книги о грядущей победе Высшего Разума над несовершенным человеческим родом разошлись по миру на сорока языках общим тиражом тридцать миллионов экземпляров.

Станислав Лем родился в 1921-м году в городе Львове, который был тогда частью Польши, в семье польских евреев. В детстве его крестили, но это не помешало ему стать последовательным атеистом: в существование души он никогда не верил и, даже, в одном из рассказов уничтожил её собственными руками. Страсть к тому, что сегодня мы называем словом «Технология», была у него с раннего детства. [T.10.CCCXLVIII.13]

*

«Нигде вы не найдёте такого количества атеистов и лицемеров, как среди монахов» – пробормотал кто-то из прошлых Смотрителей в моём ухе…

Виктор ПЕЛЕВИН [B.51.23]

 

–…это моё больное место. Дело в том, что я половину жизни провёл среди людей, ищущих Господа в книгах и обрядах, которые сами же и придумали. А встретить Его можно везде, и в Православии, и в литургии, а на берегу реки, и в больнице, и в коровнике… Но ближе всего искать в своей душе.

– Конечно. Духовная жизнь – это и есть поиск Господа в глубине своей души.

– Я как раз очень боюсь духовной жизни. Эта самая духовная жизнь, по моему наблюдению, гораздо чаще увлекает человека сама по себе. Как упражнение. Сколько я встречал небольших людей с очень большой духовной жизнью, и почти всегда оказывалось, что духовная жизнь сводится к копанию в самом себе на весьма небольшой глубине… И все ищут себе духовников!

Я всегда исхожу из того, что довольно нам одного Учителя. Скажи мне, что это – духовник?

– Тот, кто руководит духовной жизнью, – чтобы не происходило того, о чём ты говорил: самокопания, самоанализа.

– А ты хорошо умеешь различать – где кончается духовная жизнь и начинается практическая?

Людмила УЛИЦКАЯ [B.160.1]

 

 
     
 

Vir + Quintessentia Eliminatio Logica

Вера в Бога не избавляет от страха: Ватикан далеко, районное отделение Гестапо рядом. Но главное состояло в том, что нацистские идеи не отвергались ни католиками, ни протестантами. Либеральные воззрения, сострадание, сочувствие, человечность, – все эти понятия становились ругательными. «Любовь к ближнему» объявлялась самоубийственной.

Гимлер выступал перед Гитлерюгендом (Hitlerjugend), доказывая пользу законов «О стерилизации» для защиты генетического наследства народа. «Немецкий народ, в первую очередь немецкая молодёжь, учиться оценивать людей по их расовой ценности, и отказывается от христианского учения, которое привело наш народ к расовому упадку и едва не закончилось расовой смертью».

Адольф Гитлер, Генрих Гимлер, Йозеф Геббельс и многие другие руководители национально социалистического государства были католиками. Они исправно платили церковный налог, хотя и не присутствовали на богослужениях, исключая молебны в гарнизонной церкви в Потсдаме, где захоронен прах Прусского короля Генриха Великого. Циники и политиканы, они не могли искренне верить в Бога, особенно Геббельс, с его социалистическими идеями. Они относились к религии как к инструменту, например, на пряжке армейского ремня было написано «С НАМИ БОГ» (Gott mit uns).

Христианство не устраивало нацистов потому, что Колыбелью человечества считало Ближний Восток, а не Северную Европу, и вело происхождение человечества от израильских, а не от германских племён.

«Это просто несчастье, – негодовал Адольф Гитлер – что Библия, в частности Ветхий Завет, была переведена на немецкий язык. И всё это еврейское шарлатанство и крючкотворство стало доступным народу

…но называть себя неверующими тоже не следовало: в безбожии и атеизме обвиняли врагов – марксистов и евреев.

Религия сама по себе Гитлера не интересовала, он не разделял бредовые идеи Гимлера о создании «Нового язычества», о новых германских богах, но у него были чисто политические претензии к Католической Церкви. Население Германии делится почти поровну на католиков и протестантов, в основном лютеран. Фюрера беспокоила сплочённость католиков и их вера в авторитет Папы Римского. С евангелистами у национальных социалистов не было и десятой доли тех хлопот, которых потребовало соглашение с Ватиканом.

…католические приюты сопротивлялись дольше, чем казённые учреждения, когда у них забирали детей на уничтожения. Некоторые монахини до конца жизни не могли забыть, как кричали и плакали те, о ком они заботились годами. Когда Советник по делам церкви в Министерстве внутренних дел земли Баден-Вюртемберг выступил против эвтаназии, ему ответили: «Не убий, это заповедь не Бога, а еврейская выдумка. Там, где действует Воля Бога, а именно в природе, там нет жалости к слабым и больным». [T.4.XXXVI]

*

Иероглиф (Глаз и Ухо) – Eliminatio Logica

Борис ЧЕСКИДОВ, доктор экономических наук: «…и именно Шпееру принадлежит самая знаменитая фраза про национал-социализм «Нельзя быть одновременно умным и порядочным национал-социалистом». То есть, если ты умный и национал-социалист, ты непорядочный, потому что понимаешь суть этой теории. А если ты порядочный национал-социалист, значит, ты не умный, потому что ты не понимаешь, что ты творишь. Шпеер, он безусловно был умным человеком. Он сумел создать иллюзию противодействия Гитлеру на последнем этапе войны, и это позволило ему отвертеться от петли». [P.125.325]

 

Bifurcatio Eliminatio Logica

Александр МАРКОВ, доктор биологических наук: «…вот ещё один пример эволюционной закономерности, которая сначала была установлена классическими методами, а затем была воспроизведена в эволюционном эксперименте. Из данных палеонтологии известно, что нередко две группы организмов начинают параллельно эволюционировать, как бы, в одну и ту же сторону. И при этом сначала добивается успеха группа, которая быстро выработала некие поверхностные односторонние адаптации – простые, эффективные, но не имеющие перспектив дальнейшего развития. А затем эту группу вытесняет другая, которая эволюционировала медленнее, у которой адаптации поначалу были менее эффективны, но открывали путь для дальнейшего совершенствования. И в итоге, в этой, отстающей по началу, группе вырабатываются более комплексные, сбалансированные адаптации, и, в результате, те, кто сначала отставал, в итоге оказываются победителями. Эту закономерность подметил в девятнадцатом веке российский палеонтолог Владимир Онуфриевич Ковалевский, который изучал эволюцию копытных.

…причина такого эволюционного сценария, если говорить упрощённо, состоит в том, что любая адаптация покупается ценой ограничения возможностей для каких-то других адаптаций. Быстро приобретённые, вот такие, косметические, поверхностные адаптации могут перекрыть путь дальнейшего совершенствования, и весь путь, в итоге, оказывается тупиковым.

…эксперименты показали также, что число возможных эволюционных траекторий ограничено, так как ограничено число жизнеспособных комбинаций мутационных изменений. То есть, не так уж много степеней свободы у эволюционирующего организма.

…кроме того выяснилось, что параллельные приспособления появляются чаще в результате изменения в регуляторных участках генов, а не в тех участках, которые кодируют белок. То есть за счёт изменения регуляции активности генов». [T.10.CI.115]

 

 
     
 

l'Amoureux – la Maison Dieu

Andrew Lacey, Historian: «Старый Собор Святого Павла был центром городской жизни. Это была не просто церковь, а место, куда люди приходили по делам или даже найти себе продажную женщину. В церковном дворике процветала книжная торговля. Так что Собор Святого Павла (Лондон) был скорее культурным центром, чем церковью».

…ответственным за строительство назначают астронома. Его имя Кристофер Рен (англ. Christopher Wren).

Как отмечает историк архитектуры Джеймс Кэмпбел, в те времена не существовало профессиональных архитекторов.

Dr. James W. P. Campbell: «Нам кажется странным, что учёному астроному и экспериментатору Рену предлагают составить проект постройки собора. В семнадцатом веке архитектуру рассматривали как вид математики, и выбор Рена, считавшегося одним из ведущих математиков своего времени, был закономерен».

Тридцатипятилетний Рен был из плеяды учёных нового поколения, открывавших тайны Вселенной. Они стояли за самостоятельное осмысление физических явлений, для чего создали Королевское Научное общество, отвергавшее традиционные объяснения. [T.10.XCVII.4]

 

Methodus Analogiae – Eliminatio Logica

Аполлоний родился примерно в то же время, что и Иисус в Малой Азии. Как гласят легенды, о его скором рождении матери Аполлония сообщил сам Бог. Аполлоний был языческим философом, он призывал почитать эллинистических богов. У него были сотни последователей, в том числе греческие интеллектуалы и персидская знать. История его жизни и проповеди выглядит очень знакомо: он учит любви к ближнему, лечит болезни и раны.

Prof. Jonathan L. Reed, University of La Verne: «Возникает ощущение, что или предание об Иисусе составлено на основе легенд об Аполлонии, или, что вероятнее, предание об Аполлонии составлено на основе письменных и устных преданий о Христе».

Об Аполлонии даже ходили слухи, что он воскрешает мёртвых. Как считали его биографы, Аполлоний дожил до преклонного возраста, но не умер, а вознёсся на небо под звуки ангельского хора. Не смотря на весь свой успех, Аполлоний Тианский был не столь популярен, как Иисус Назаретянин. Возможно причина его неудач на поприще религиозного лидера в неправильном подходе. Его аудиторией были только высокообразованные люди из высших классов римского общества, а христианство черпало силы из огромных масс бедняков Средиземноморья.

Prof. Marvin Meyer, Chapman University: «Аполлоний не смог создать общину, имеющую свою чёткую структуру. Христианам это, в конце концов, удалось. В результате Аполлоний не остался в памяти потомков, его забыли, а Иисуса – нет».

Также специалисты полагают, что Аполлоний был забыт не только из-за слабости его общины, но и благодаря намеренной политике раннехристианской церкви.

Prof. Jonathan L. Reed, University of La Verne: «Наверное одна из причин того, что память об Аполлонии Тианском исчезла, его сходство с Христом».

Уже спустя несколько веков его учение было незначительным эпизодом в истории религии, Аполлония Тианского забыли.

В эту же эпоху появляется ещё один Мессия… [T.17.XXI.1]

 

 
     
 

l'Amoureux – Иероглиф (Реакция, «материализованная связь»)

 

Robert Greene, Author «The Art of Seduction»: «Идея внебрачной связи заключает в себе соблазн, потому что воплощает всё то, что культура связывает с нарушением запрета. В наших глазах именно женщина нарушает правила, принятые в обществе – у неё роман с женатым мужчиной, она замешана в адюльтере».

Dr. Rosalind Miles, Author «The Womens History of the World»: «Это закон природы: личная жизнь другого человека, о котором пишут в газетах, намного интереснее, чем наша собственная». [T.12.LXXV.3]

 

 
     
 

Methodus Analogiae – Eliminatio Logica

 

Никто никогда не видел Корабль Ноя. Общепринятое понятие о том, как выглядит Ковчег, складывалось веками благодаря картинам на религиозную тематику.

Dr. Tom Vosmer, maritime archaeologist: «Изображения почти всегда отражают технологию судостроения того времени, когда они были сделаны». [T.13.LXX.1]

 

все древние народы считали, что звёзды движутся по небу таким способом, который был наиболее распространён в их цивилизации. Жители Вавилона думали, что звёзды ездят на колесницах. Древние египтяне были уверены, что транспортное средство звёзд – лодка: на некоторых изображениях мы видим бога Неба Нута, тело которого покрыто звёздами, а также звёздные ладьи, плывущие по его спине. В Европе в доисторические времена также были созданы изображения Солнечных лодок. [T.10.CCXVI]

 

 
     
 

Medium (Среда) – Destructio physica

 

Они летели к линии фронта, но попали во фронт грозовой. Под Красноярском подняли из болота советский бомбардировщик Ил-4, разбившийся во время войны. Новый самолёт, построенный на Иркутском авиазаводе, упал, получив удар молнией. Спустя 68 лет после катастрофы поисковикам удалось установить имена погибших лётчиков.

Советский бомбардировщик Ил-4 разбился в сибирской тайге в пяти тысячах километрах от линии фронта 30 мая 1943 года. Катастрофа произошла на глазах у жителей деревни Петропавловка в Красноярском крае.

Под Петропавловкой самолёты попали в грозовой фронт. От удара молнии загорелись сразу два бомбардировщика. Одна машина упала в поле перед деревней. Вторая – сразу за селом. Семь лётчиков погибли, в том числе командир эскадрильи Павел Коновалов.

Останки одного экипажа собрали и похоронили в деревне. От обломков самолёта в поле быстро ничего не осталось. Местные жители нашли им применение в хозяйстве. В Петропавловке появились первые в округе алюминиевые ложки и котелки. Второй самолёт пролежал в болоте 68 лет. О месте падения самолёта было известно с самого начала, но достать обломки бомбардировщика долгое время было технически невозможно.

Ил-4 врезался в землю практически вертикально, из болота торчал только его хвост. Зато в таком труднодоступном месте отлично сохранились детали самолета и личные вещи погибших летчиков. (08.05.2011) [P.31.5]

 

 
     
 

Methodus Analogiae Eliminatio Logica

 

…библейская история начинается с того, что армия Иисуса собирается на берегу реки Иордан.

происходящее очень напоминает один из эпизодов Исхода Моисея из Египта: по необъяснимой причине воды реки расступились, и Иисус и его армия пересекли её посуху. Но этому чуду есть своё объяснение.

(Dr?) Charles R. Pellegrino: «В регионе Дамия при землетрясениях происходят мощнейшие обвалы. Иногда камни на день или два перегораживают даже некоторые потоки, и ниже по течению река практически пересыхает. От названия этой области образовалось слово «Дамба» или «Запруда».

…согласно Библии, Иисус Навин – предводитель Народа Израилева – завоевал Иерихон после того, как его стены каким-то мистическим образом разрушились.

Dr. Norma Franklin, Tel Aviv University: «…это невероятно неблагоприятное место для строительства города, чем-то напоминающее район Сан-Франциско.

Библейский Иерихон – это город, существующий примерно в тринадцатом веке до нашей эры. И стен в те времена у него не было, поэтому они не могли обрушиться ни от звуков труб, ни от землетрясения».

Prof. William G. Dever, University of Arizona: «…они отсутствовали. И тут возникает серьёзная проблема: в тринадцатом веке до нашей эры, когда его, якобы, разрушил Иисус Навин, ничего не было – холм пустовал. Я всегда говорю людям верующим, ищущим чуда, что Иисус Навин его сотворил: разрушил город, который не существовал вообще».

…но вот «пища для размышлений»: библейское название «Содом» произошло от слова на иврите «Сдом», что означает «Сожжёный». Название «Гоморра» произошло от слова «Аморе», что означает «Погребённый» или «Погружённый». [T.13.LVII.2]

 

Dr. Albert Yu-Min Lin, Research Scientist at UC San Diego and an Explorer of the National Geographic Society: «Слово «Содом» происходит от слова «сиддим», что на иврите значит «солёное озеро», поэтому многие учёные полагают, что Содом находился у Мёртвого моря». [T.21.CXXVII.1]

 

 
     
 

Medium – Constrictio astralis

Марина ШЕСТАКОВА, член-корреспондент РАМН, доктором медицинских наук, директор Института диабета: «Средняя продолжительность жизни больных диабетом второго типа на удивление больше, чем в среднем по популяции лиц, не болеющих диабетом. Потому что больные диабетом вынуждены следить за своим здоровьем: они вынуждены ходить к врачу, и даже не раз в год, а чаще – два-три раза, следить за давлением, за уровнем холестерина в крови, ну, и так далее, так далее. За всякими другими показателями, которые человек, который считает себя здоровым, он не ходит, не смотрит, не проверяет…» [T.10.CCCII.2]

 

Medium – Иероглиф (Реакция, «материализованная связь»)

l'Amoureux Constrictio astralis

Евгений ГИНТЕР, академик РАМН, доктор биологических наук, директор Медико-генетического научного центра РАМН: «Первое наследственное заболевание, которое стали успешно лечить, – это была фенилкетонурия. Это тяжёлое наследственное заболевание, связанное с нарушением аминокислотного обмена, и его основные клинические проявления – тяжелейшая умственная отсталость у ребёнка».

Нарушение метаболизма аминокислот в организме при этом заболевании вызывается мутацией в генах, ответственных за синтез особого печёночного фермента, который, в результате, теряет способность превращать одну аминокислоту – фенилаланин, – поступающую в организм вместе с едой, в другую – тирозин. В результате фенилаланин начинает накапливаться в организме, а продукты его деградации, являющиеся токсическими для мозга, вызывают задержку умственного развития.

Победить этот недуг удалось, во-первых, за счёт ранней диагностики…

А, во-вторых – за счёт очень строгой специальной диеты, исключающей попадание в организм фенилаланина с пищей.

Евгений ГИНТЕР, академик РАМН, доктор биологических наук, директор Медико-генетического научного центра РАМН: «Фенилаланин – это незаменимая аминокислота. Но если минимизировать (на сколько возможно) в пищевых продуктах уровень фенилаланина…» [T.10.CCCXXX.1]

 

 
     
 

Methodus Analogiae – Eliminatio Logica

 

Dr. Steven Collins, College of Archaeology, Trinity Southwest University: «…люди, писавшие Библию, не выдумывали географические объекты. Всё, что они говорили о географии Святой Земли, было правдой».

Dr. David C. Maltsberger, Baptist University of The Americas: «…и поднял Лот глаза и увидел всю равнину Иордана, что вся она напоена водой» (Быт. 13:10). Вот ключевое слово в данном отрывке – «Кикар» ( כִּכַּר ) – обычно оно переводится как «Равнина». В тексте оно стоит перед словом «ха Иордэн» ( הַיַּרְדֵּן ), то есть «река Иордан». Но это слово – «Кикар» – означает не только «Равнину», оно также означает металлический слиток круглой формы. Такие слитки использовались в торговле, это были своего рода предшественники денег. Вероятно, вам надо найти что-то, подходящее под это описание: не просто равнину, а что-то круглое, связанное с долиной реки Иордан».

Профессор Коллинз полагает, что трактовка слова «Кикар», данная Мальцбергером, хорошо описывает одно конкретное место в южной части дельты реки Иордан. [T.21.XLVII.5]

 

 
     
 

Иероглиф (Глаз и Ухо) – Eliminatio Logica

 

Александр МАЙКАПАР, заслуженный артист России, музыковед, искусствовед, переводчик: «У события, которое мы именуем «Воскресение», свидетелей не было. Вслед за тем случилось другое экстраординарное событие – Вознесение. И тут уже, согласно Евангелию, свидетели были. Бывают версии в западном искусстве, когда Христос изображён в фас, и Вознесён. У Джотто – джоттовсая фреска – с изображением Вознесения – это классический иконографический тип – Он восходит, как взбирается вверх, укрываемый облаком, о чём говорится в Деяниях апостолов».

Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский: «Вера – это не просто какая-то убеждённость в том, что Бог существует, – вера это не гипотеза. Вера – это личный опыт каждого человека, почему мы и поём «Воскресение Христово видевши». Мы не видели Воскресение Христово физическими очами, и никто его не видел. Но мы знаем по собственному внутреннему опыту, что Христос воскрес, и для нас это предмет Веры, предмет убеждённости, а, следовательно, и предмет Видения…» [T.4.III.1]

 

 
     
 

Bifurcatio – Constrictio astralis

 

Алексей МУРАВЬЁВ, кандидат исторических наук: «…что касается вопроса о работе, механизме, то Аристотель придаёт большое значение понятию «выбор» или «свободный выбор». Обычно он называется либо «морбитим» по-латински, или «προαίρεσις» по-гречески.

Проайресис представляет собой такое действие, которое работает в сфере воли и представляет собой сочетание желания с разумом «булисис металум». В другом месте Аристотель говорит, что это рационализированное желание, выбранное волей того, что находится в нашей власти. Выбор или желание – это «βούλησις / булисис». Он располагает вещи, которые мы можем сделать, и дальше, соответственно, мы можем в процессе рассуждения понять, как это сделать.

Аристотель учит о том, что только посредством отказа, только посредством воздержания человек может приучить себя к правильному выбору. Это для дальнейшей аскетической традиции будет очень важно. Знание связано с воздержанием. София связана с воздержанием, с рациональным самоограничением. Обычно Аристотель это называет словом «энкратея / ἐγ-κράτεια». Это связано с глаголом «энкратео» – «держать себя внутри» (ἐγκράτεια = ἐν + κράτος; εν – внутри, и кратеин – держать).

Самоконтроль, воздержание – это есть доброе нечто, и Аристотель указывает на то, что воздержание должно воспитать в человеке «айдос» «стыд». Иначе говоря, человек, имеющий в себе добродетель воздержания и воспитавший в себе «софросюне / σωφροσύνη» (целомудрие) будет иметь стыд от дурных вещей. То есть, механизмом, препятствующим практическому уровню человеку совершать дурные вещи будет полученное таким образом чувство стыда при мысли о сознании возможности совершить дело дурное». [P.153/4]

 

προ-αίρεσις, εως, ἡ 1) (свободный) выбор, (личное) решение, намерение: ἐκ προαιρέσεως καὶ βουλήσεως Dem. по собственной воле и преднамеренно; κατὰ τέν προαίρεσιν Arst. по (собственному) выбору; παρὰ τέν προαίρεσιν Arst. вопреки (сделанному) выбору; 2) стремление, склонность: ἐπὶ τῇ τοῦ πλεονεκτεῖν προαιρέσει ζῶντες Dem. живущие для наживы; 3) основоположение, принцип, план (τοῦ βίου Dem.); 4) политические принципы, программа (ἡ π. καὶ ἡ πολιτεία Dem.); 5) политическая партия (αἱ τοῦ δήμου προαιρέσεις Dem.); 6) учение, школа, направление (αἱ ἐν φιλοσοφίᾳ προαιρέσεις Luc.): οἱ ἀκολουθήσαντες τῇ τούτων προαιρέσει Plut. их последователи.

 

βούλησις, εως, ἡ 1) тж. pl. воля, желание, тж. намерение: ἔπραξε βούλησιν ἣν ἐβούλετο Eur. она добилась всего, чего хотела; βούλησιν ἐλπίζειν Thuc. надеяться на осуществление желания, лелеять надежду; τῆς βουλήσεως ἁμαρτάνειν Thuc. не осуществить (своего) желания; κατὰ τὴν βούλησιν Plat. согласно желанию; παρὰ τὴν βούλησιν Arst. против воли; 2) значение, смысл (ὀνόματος Plat.).

 

αἰδήμων, ον, 2. (αἰδέομαι) стыдливый, скромный

αἰδέομαι, эп.-поэт. тж. αἴδομαι (fut. αἰδέσομαι - эп. αἰδέσσομαι, aor. ᾐδεσάμην и ᾐδέσθην, pf. ᾔδεσμαι) 1) испытывать благоговейный страх (перед кем и чем-либо), чтить, уважать (τινα и τι Hom., Pind., Trag., Xen., Plat., Dem.): αἴδεσσαι μέλαθρον Hom. не нарушай законов гостеприимства; τοὺς θεοὺς σέβεσθαι, γονἑας τιμᾶν, πρεσβυτέρους αἰ. Plut. чтить богов, почитать родителей, уважать старших; 2) совеститься, стыдиться (ὑπέρ τινος Plut.): ὀνομάζειν αἰ. Εὐμενίδας Eur. страшиться назвать Эвменид по имени; αἰδεῖο θεούς, Ἀχιλεῦ Hom. побойся богов, Ахилл; αἰδούμενός τι πρᾶγμα καὶ αἰσχυνόμενος Plat. испытывая угрызения совести и стыд за что-либо; 3) жалеть, щадить: μὴ τί μ’ αἰδόμενος μειλίσσεο, ἀλλ’ εὖ μοι κατάλεξον Hom. не щадя меня, подробно расскажи мне; αἰδούμενος πολλὰ διέφθορα Eur. из-за своей сострадательности я много потерял; 4) (по отношению к невольному убийце родственника) прощать, миловать (τινα Plat., Dem.); 5) молить о прощении (τινα Dem.): ᾐδεσμένος Dem. простивший, примирившийся.

 

σωφροσύνη, эп. σαοφροσύνη (ῠ) ἡ 1) благоразумие, рассудительность, здравый смысл Hom., Thuc., Xen.; 2) сдержанность, воздержность, уравновешенность; умеренность, скромность Plat., Arst.

σῶφρον, τό 1) благоразумие, здравый смысл Thuc.; 2) скромность, целомудрие Soph., Eur.; 3) разумная речь или мысль (σώφρονα εἰπεῖν Eur.)

 

 
     
 

Libertas – Eliminatio Logica

(Divina Essentia [Радиоэфир] + Magister) – Иероглиф (Реакция, «материализованная связь»)

 

…поначалу Довлатов валяется на диване и строит планы. Записывается на курсы ювелиров. Шутя, утверждает, что подумывает о карьере швейцара: в пунцовом мундире с галунами он и в правду бы смотрелся убедительно. Но довольно скоро он устраивается на «Русскую службу. Радио Свобода».

Лев ЛУРЬЕ, писатель, кандидат исторических наук: «Это самый центр Нью-Йорка – Бродвей, 17-75 – угол Бродвея и 57-й Стрит. Здесь находилось «Русское отделение. Радио Свобода». Это было главное место работы Сергея Довлатова. Если кто-то в России и знал о Довлатове, то потому что через глушилки отсюда в Россию доносился его бархатный голос, который каждый вечер рассказывал что-нибудь смешное и занимательное о жизни города Нью-Йорка».

Начало восьмидесятых – апогей Холодной войны, у власти в США Рональд Рейган. СССР воспринимают как «Империю Зла», советские войска в Афганистане. «Радио Свобода» задумана как пропагандистский ресурс: оно должно объяснять советским людям преимущества «свободного мира». Довлатов – не политик-пропагандист, однако «Радио Свобода» обеспечивает ему скромный, но стабильный доход. Он проработает здесь одиннадцать лет, до самой смерти. Участвует в передачах «Поверх барьеров» и «Бродвей 17-75», а потом ведёт и свою собственную – «Писатель у микрофона».

Александр ГЕНИС, русский американский писатель, эссеист, литературовед, критик, радиоведущий, культуролог: «…и он сказал, что если бы ему не платили за «Радио», он бы всё равно работал у микрофона. По вполне понятным причинам. Потому что держать в руках микрофон, второй конец которого расходится на всю великую страну – это большое искушение, большое событие».

«Радио Свобода», конечно, не газета «Советская Эстония». Но и здесь общая стилистика зависит от политической конъюнктуры: на «Свободе» нужно говорить то и только то, что невозможно напечатать или сказать вслух в СССР. Да и советский слушатель хочет услышать именно это.

Александр ГЕНИС, русский американский писатель, эссеист, литературовед, критик, радиоведущий, культуролог: «Довлатов – автор массовой культуры: вот, его бы точно не покоробило такое определение. И радио – это и есть средство массовой информации. И Довлатов умудрялся по этому рупору говорить необычайно интимным, почти что шепотом – у него был очень доверительный тембр голоса. Довлатов получал писем больше, чем всё остальное «Радио» вместе взятое. И все они кончались одним и тем же – просили прислать джинсы». [T.17.V.3]

 

 
     
 

Methodus Analogiae – la Maison Dieu (Дом Господень, Богадельня)

…в Древней Церкви престол всегда был каменный.

Митрополит Иларион (Алфеев): «В середине, под верхней доской престола находится особый столбец, куда при освящении храма архиерей вкладывает частицу мощей святого. Эта традиция восходит к раннехристианскому обычаю совершать литургию на гробах мучеников. В продолжение того же обычая частица мощей святого вшивается в антиминс – прямоугольный плат, который лежит на престоле, и на котором изображается положение Христа во Гроб».

Буквально «антиминс» означает «вместо престола». Первоначально так назывался переносной столик для совершения литургии вне храма. В Византии его использовали, например, для проведения богослужения в церквях, осквернённых еретиками. Но с тринадцатого века и до сих пор антиминс полагают и на освящённый престол. [T.10.CCXXIX.1]

*

Утром Лебедянский разбудил Минца и сам примчался за рулём своего скромного «ниссанчика». Дал такой сигнал перед домом № 16, что проснулись все, включая старика Ложкина, который не сообразил, что происходит, но, подчиняясь безусловному рефлексу, бросился к письменному столу и принялся строчить донос на некоторых лиц, которые позволяют себе будить тружеников.

– Эй! – кричал мэр города. – Вставайте! Наука не прощает бездействия.

Удалов не смог проснуться, но Минц через пять минут уже сидел в машине.

– Показывай путь, профессор! – приказал мэр. По дороге к холму он допрашивал Минца:

– Как будем доставать?

– Пока не знаю. Думаю над этой проблемой.

– Надеюсь, никому об этом ещё не известно.

– Никому. Если не считать академика Буерака.

– Это ещё кто такой? – удивился Лебедянский.

– Открыватель олигозавра, крупнейший специалист по «Мелу» в Восточной Европе. Я не мог оставить его в неведении.

– Мог! – возразил мэр. – Этим ты погубил всё наше дело! Он сейчас уже носится по Москве и кричит, чтобы посылали экспедицию.

– Вряд ли, – усомнился Минц. – Во-первых, Буераку девяносто шесть лет, и он уже второй год не выезжает в Гоби в экспедицию. Во-вторых, он живёт в Израиле и не может бегать по Москве. В-третьих, Буерак глухой, и я не уверен, что он понял, о чём речь.

Слова Минца немного успокоили Лебедянского. Но, конечно же, не до конца. Всё-таки нельзя выпускать из виду, что Минц – в какой-то степени лицо еврейской национальности. Такие как он, нападают на беззащитных палестинцев.

Занятый размышлениями Лебедянский не обратил внимания на то, что за ним, не отставая и не приближаясь, едет джип «Чероки» с гранатомётом на крыше.

Кир БУЛЫЧЕВ [B.54.9]

*

Геннадий ХАЗАНОВ, народный артист РСФСР, член президиума Российского еврейского конгресса: «…причём не какие-то безвестные. Нет! Каждый был представлен пофамильно! Натан Гительзон, Моисей Перельмутор. Народ обалдел! Они ж таких фамилий отродясь не слыхали. Они вообще думали, ну кликухи какие-то, они ж не знали этого гениального изречения Антона Павловича Чехова, который сказал: «Да нет такого предмета, который не мог послужить еврею для фамилии». (Выступление на вручении премии «Чайка»)

*

Methodus Analogiae – Eliminatio Logica

…вскоре у Питера (Пустынника [Пётр Амьенский]) набралось пятнадцать тысяч последователей. Были и другие, более кошмарные лидеры, хваставшиеся мистическими силами. Они выходили из германских лесов, привлечённые запахом крови: им не терпелось пролить её. Вскоре они отыскали жертв, но не мусульман, как можно подумать, а евреев.

Karen Armstrong, theologian, Doctor of Letters by Aston University: «Им казалось бессмысленным прошагать пять тысяч километров, чтобы убивать на Святой Земле мусульман, о которых тогда было почти ничего неизвестно, тогда как убийцы Христа – каковыми их считали крестоносцы – жили в двух шагах от их порога».

Могилы жертв до сих пор сохранились на еврейском кладбище в Вормсе (нем. Worms) в Германии.

Rabbi Ernst Stein: «Внезапно, точно гроза, в 1096-м, в начале Первого Крестового похода был учинён ужасный погром, уничтоживший общину. Банды мародёров атаковали еврейский квартал. Некоторые попытались укрыться во дворце епископа, в его резиденции, которая имела привилегии и защищалась имперским постановлением. Но это не помогло. Это происходило повсюду, но на города Вормс, Шпайер (нем. Speyer), Майнц (нем. Mainz) и Кёльн обрушился сильнейший удар».

Karen Armstrong, theologian, Doctor of Letters by Aston University: «Крестоносцы укрепили антисемитизм в Европе, превратив его в неизлечимую болезнь в христианском мире. Впредь, каждый раз, когда объявлялся Крестовый поход в Святую Землю, начинались еврейские погромы». [T.22.XI.1]

 

 
     
 

Methodus Analogiae – Turris destructa

 

Олег БУДНИЦКИЙ, доктор исторических наук: «В книге «Нашествие Наполеона на Россию» Тарле я нашёл такой фрагмент в послесловии: «Русский народ не есть народ обыкновенный, – заговорили передовые люди России, вроде Василия Каразина после 1812 года. В нашу эпоху русский народ повёл все другие народы, населяющие наше великое государство, на борьбу по созданию первого в мировой истории социалистического строя, не знающего ни эксплуататоров, ни эксплуатируемых».

Теперь другая цитата: «Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа, потому что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза. Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание как руководящей силы Советского Союза среди народов нашей страны». Это из речи Сталина после Парада Победы 45 года.

Сталин был внимательным читателем книг Тарле, иногда просто цензором. И, с моей точки зрения, здесь настолько перекликающиеся параллели, что это выглядит как парафраз из книги Тарле. «Русский народ не есть обыкновенный народ после войны 12 года, русский народ повёл все другие народы, населяющие наше государство». Русский народ «является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза… потому, что он заслужил в этой войне общее признание». Это парафраз из работы Тарле. Насколько я понимаю, раньше на это внимания не обращали. Таким образом, не только политика влияла на историю, но и трактовка истории влияла на политику. Вообще, конечно, поразительно, что панегирик русскому народу в одном случае вышел из-под пера еврея Тарле, а в другом прозвучал из уст грузина Сталина. Это так, к слову, об интернационализме советских людей. И это тоже штришки эпохи.

История оказывается иногда политикой, опрокинутой в прошлое, и я, честно говоря, не знаю, возможно ли отчленение истории, может быть, за исключением очень древней, от политики. В переломные эпохи, особенно в эпоху военных катаклизмов, это становится в наибольшей степени очевидно». [P.113.9]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7

ДАЛЕЕ