ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Rota Fortunae  СЕЧЕНИЕ 6 - 16 (2)

 
     
 

apud novercam queri погов. Pl жаловаться мачехе, т. е. напрасно

 

 
     
 

l'Amoureux (Возлюбленный) la Maison Dieu (Дом Господень, Богадельня)

 

Египет в древние времена был великой силой, его культура процветала. Но легендарная земля фараонов пала перед Александром Великим. Его империя просуществует до смерти Клеопатры. Как ему это удалось? Как греки покорили древнюю и гордую цивилизацию? Птолемей Первый служил генералом в греческой армии. В 332-м году до нашей эры он, вместе со своим полководцем Александром Македонским, завоевал египтян. Слава фараонов пала жертвой династии Птолемеев. Греческое владычество в Египте длилось до 30-го года до нашей эры, до смерти Клеопатры. Отсюда (из Александрии) власть Птолемеев распространилась на весь Египет. Город, названный в честь Александра Великого, стал центром власти греческих фараонов. Александрия прославилась своим маяком – одним из чудес античного мира, и легендарной библиотекой. Город рос на протяжении трёх столетий, его население достигло почти миллиона. Но до появления Александрии здесь уже существовали прибрежные города Канопус и Гераклион. Жители Александрии посещали эти приморские города во время пышных торжеств. Греки столкнулись здесь с сильнейшим влиянием египетской религии.

Эти статуи были своего рода пропагандой в камне, которая обращалась к завоёванному народу на понятном языке.

Когда греки во главе с Александром вошли в Египет, они столкнулись с культурой, в которой государство и религия существовали неразрывно. Каждый храм служил местом богослужения, центром политической информации, и источником пропаганды. Греки поняли, чтобы контролировать египетский народ нужно взять под контроль египетские храмы.

Составляя каталог его архитектуры и произведений искусства, Годьё (Franck GoddioMission Director) постепенно выясняет, каким образом этот город (Гераклион – Александрия) помог грекам более трёхсот лет править Египтом. У иноземцев оказались влиятельные союзники, – жрецы, – в руках которых была власть и над религией египтян и над самим Египтом.

Dr. Sally-Ann Ashton, University of Cambridge: «Птолемеи, хотя и были греками, были очень заинтересованы представлять себя фараонами. И в этом смысле они делали очень важные политические заявления как цари. Это очень-очень большие фигуры, просто гигантские, но ставить их перед египетским храмом, это очень серьёзное заявление. Они таким образом говорили: «Да. Мы греки, но мы также и египетские фараоны». Они связывали себя с традиционными египетскими божествами. Но для понимания этого конкретного места не менее важно, на мой взгляд, и то, что здесь, тем самым, показана очень тесная связь между жрецами этого конкретного комплекса и правителями Александрии. Потому что Птолемеи пользовались советами местных жрецов».

Наос, найденный командой, многое объясняет о жрецах храма в Гераклионе.

Эти представители Амона были одними из самых влиятельных мужей Египта. Эти жрецы могли утвердить монарха или низвергнуть его.

Dr. Robert Steven Bianchi, Egyptologist: «Между Птолемеями и жрецами Древнего Египта существовали очень тесные взаимосвязи. Птолемеи зависели от благополучного существования их административной бюрократии и испытывали необходимость в поддержке режима населением страны, из которых девяносто процентов занимались сельским хозяйством. Этого можно было добиться единственным способом, заручиться поддержкой жрецов, которые оставались единственными авторитетами для египетского населения».

Традиция утверждает, что Александр Великий, стал первым завоевателем, получившим легитимное право управлять Египтом, благодаря тому, что уговорил служителей культа Амона объявить его «Сыном Бога». Таким образом, он стал фараоном.

Команда обнаружила одну из крупнейших стелл, когда-либо найденных в Египте. Её высота шесть метров. На одной поверхности расплывчатые очертания Птолемея VIII-го и его двух цариц. Одна, его сестра, Клеопатра II-я, другая, её дочь, Клеопатра III-я. Даже образы, запечатлённые в камне, могут скрывать их подлинное значение. Что могут скрывать эти царские лики? Стелла демонстрирует родословную конца эпохи Птолемеев. Семейные портреты маскируют кровосмесительную смертельную борьбу за власть. Они также показывают глубину связи между египетским духовенством и правителем клана Птолемеев.

Dr. Robert Steven Bianchi, Egyptologist: «Тем самым Птолемеи как бы заявляют: «Да. У меня могут быть проблемы дома с другими членами династии Птолемеев, но я, как минимум, могу полагаться на вашу поддержку. Вашу поддержку как египетского духовенства, чтобы скрыть измены, которые происходят при дворе».

Чтобы скрыть кровосмесительные споры и заговоры, происходящие в царском семействе, духовенство обеспечило иллюзию стабильности. Этот союз длился долго. В 238-м году до нашей эры Птолемей III-й пригласил всех жрецов Египта на свой юбилей. Торжества скрыли проблемы у трона.

Dr. Robert Steven Bianchi, Egyptologist: «Во вторую половину правления Птолемеев происходило множество междоусобных стычек, множество убийств, семьи враждовали между собой. Птолемеям нужен был противовес, и они обратили свои взоры в сторону жрецов, которых решили использовать, так сказать, в качестве фундамента».

В Канопусе царедворцы и священники сочинили государственный документ – «Конопусский Декрет». Образец политического маневрирования, этот декрет провозгласил Птолемея III-го, грека, подлинным египетским фараоном. Но за согласие жрецов Амона пришлось заплатить.

Dr. Robert Steven Bianchi, Egyptologist: «Птолемей III-й пошёл на уступку жрецам, когда заявил: «Я увеличу количество верховного духовенства на двадцать процентов». Поэтому жрецы увидели, что в их экономических интересах поддерживать режим, а Птолемеи осознали, что в их собственных интересах поддерживать сотрудничество со жрецами».

Жрецы пожаловали грекам божественное право править Египтом вечно. Иноземцы воздвигли храмы и гробницы, рассчитанные на тысячелетия. Но эта империя рухнула со всеми своими сооружениями. [T.12.XLII]

 

В 19-й год царя Птолемея V, царь был победителем, уничтожил бунт в стране»…

Таким образом, юг ещё 10 лет не подчинялся Птолемеям, что подтверждается и документами туземных царей, дошедшими от 18 лет. Концом волнений было подчинение четырёх «династов» Афина, Павсира, Хесуфа и Иробаста, отмеченное у Поливия в сохранившемся отрывке из потерянной XXII кн. Эти «единственно уцелевшие из династов» пришли в Саис и сдались на милость Эпифана. Но тот «нарушил слово» и подверг их жестокой казни. Далее говорится, что Эпифану было 25 лет; действительно, это хронологически совпадает с 19-м годом его царствования (184). Предприятие рухнуло едва ли не вследствие поведения жрецов, которые оставались верны династии, отмечали её победы и составляли в честь царей почётные постановления, приравнивая поборников национальной свободы к врагам божества света. Их ссылка на поругание мятежниками храмов объясняется тем, что участки египетских святилищ с их солидными стенами могли служить хорошими крепостями, и восставшие широко пользовались ими для этих целей, но едва ли это одно заставило духовенство отнестись к ним враждебно – по-видимому, они уже достаточно сжились с Птолемеями и признали господство их для себя выгодным. Хотя и население всё более привыкало к Птолемеям, однако старые воспоминания, вероятно подогреваемые из Эфиопии и пророческими писаниями, иногда и после выражались в виде взрывов и волнений. Особенно сильно было восстание в Фиваиде в 165 г., заставившее Птолемея VII Филомитора долго осаждать Ахмим в 87 – 84 гг., и усмирение которого доставило много усилий Птолемею X Лафуру.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

Сильная засуха и соперничество между враждующими политическими группами привели к тому, что страна оказалась на грани анархии.

Dr. Peter J. Brand, University of Memphis: «Все эти проблемы – экологические, политические, вражеские нападения, – стали причиной сбоя системы. Когда сложная система власти сталкивается с различными, угрозами, она может побороться с ними в отдельности. Но когда всё случается одновременно, система не может справиться с проблемами и рушится».

Отчаяние довело людей до кощунства.

Dr. Peter J. Brand: «Как только люди перешли границу цивилизованности и хаоса, ничто, даже вера в богов, боязнь святотатства и вечных мук не может удержать от разграбления захоронения храмов». [T.12.XLIX]

 

 
     
 

Libertas – Constrictio astralis

 

От Исхода до Синая – два месяца пути.

Илья ГРИЦ, библеист, Иерусалим: «Вот из этого сброда – а бывшие рабы это всегда сброд, даже если их освобождают, они не умеют пользоваться свободой – рождается «народ божий». Вот самая страшная история – это первые пятьдесят дней с момента выхода из Египта, и до того, как Моисей принёс скрижали, где Заповеди были. Вот это самый страшный период истории Израиля за все тысячелетия». [T.10.DXXXVII.2]

 

 
     
 

Medium (Среда) – la Maison Dieu (Дом Господень, Богадельня)

 

Prof. Ziony Zevit, American Jewish University: «Сегодня народ Израиля вспоминает Давида в первую очередь как человека, который прославил этот город. Он стал городом Давида. Не в том смысле, что он был его собственностью, а в том, что этот город не принадлежал ни одному из племён, а был общим для всех древних израильтян. Даже после того, как римляне разрушили Второй Храм, он сохранил статус духовного центра еврейского народа. Люди носят Храм в своём сердце, духовные чаяния, связанные с этим городом, делают его духовным центром почти для всего мира». [T.10.XXIII.1]

 

שָׁלֵם ) [šālēm] целый [B.18]

( יְרוּשָׁלַם ) [yərûšāláyim] Иерусалим (Обратите внимание на то, что в древнееврейском написании слова после  ל  отсутствует буква  י  . Такая орфография, возможно, указывает на древний диалектный вариант: yərûšālēm. Гласный значок, который должен был бы стоять под буквой  י  , пишется у правого нижнего угла буквы  ם  ). [B.18]

 

С самого Начала Времён люди идут в Иерусалим, потому что вера говорит им – «Здесь присутствует Бог». А ведь сам по себе Иерусалим довольно мелкий захолустный город.

Gershom Gorenberg, Author, historian and journalist: «Взгляните на Иерусалим. Даже пятиклассник поймёт, что здесь нет условий для появления города. Тут нет гавани, нет источников природных ресурсов. Источники воды тут «так себе». Торговых путей нет. Никаких предпосылок для возникновения города тут нет».

Но всё же и ислам, и иудаизм, и христианство выделяют Иерусалим из всех городов мира. «Если нужна вода – построй водопровод. Если ищешь Бога – иди в Иерусалим». [T.17.IV.1]

 

«…однажды, беседуя с обер-прокурором Синода – человеком крайне консервативным, Владимир Соловьёв попросил у него позволения издать по-русски «Жизнь Иисуса», снабдив её критическими примечаниями.

– От вас ли я это слышу? – возмутился Победоносцев. – Что это вам в голову пришло?

– Но ведь надо же, наконец, народу рассказать о Христе, – ответил, улыбаясь, философ.

Сам он относился к Ренану отрицательно, но хотел подчеркнуть, что, как правило, богословские труды критиков и толкователей мало приближали людей к евангельскому Христу, скорее даже отдаляли от Него. В этом смысле на их фоне мог выигрывать и Ренан». Отец Александр Мень «Сын Человеческий».

Успеху нехристианского автора – как говорит Отец Александр, – способствовало то, что центральная тайна Евангелия – Тайна Богочеловечества – в христианском сознании оказалась фактически утраченной. Человечество Христа долго приносилось в жертву Его Божеству. До революции народу даже не давали читать Новый Завет. Тем более никто не давал себе труда помочь людям понять обороты речи первого века, исторический, культурный или национальный фон, и, вообще, увидеть Иисуса из Назарета таким, каким видели его современники. Точно такую же картину можно было наблюдать полвека спустя: храм полупустой, безвкусно расписанный, унылые старушки, архиерей, рычащий на иподьяконов, проповедь которого, очень короткая, напоминала политинформацию, что-то о Китае… [T.10.CDI.26]

 

Libertas – Constrictio astralis

…глубоко внизу вилась застроенная арабскими домами долина Кедрона с давно высохшим руслом ручья. Главное же, отсюда как на ладони видна была площадь Храма со всем тамошним хозяйством: серым зданием мечети Аль-Акса, грядой исполинских чёрных кипарисов и больно сверкающим на солнце красно-золотым куполом мечети Омара, своим изразцовым великолепием придавившей мечту евреев о возрождённом Храме. Ясно различимы были отсюда и Золотые Ворота в стене, окружавшей Старый город, через которые по преданию и должен войти в Иерусалим Спаситель. Золотые ворота, ещё в древности замурованные мусульманами…

Дина РУБИНА [B.108.2]

 

 
     
 

Dr. Tristram Hunt, Queen Mary, University of London: «Несомненно целью протеста было побуждение к изучению Творений Божьих, чтобы понять и оценить всё их величие».

Dr. Rowan Williams, Archbishop of Canterbury: «Реформация дала толчок для развития творчества и изобретательности, что позволяет смотреть на человека другими глазами. Это и есть результат любой интеллектуальной революции».

В начале XVI-го столетия церкви и монастыри католической Англии и Шотландии славились своим богатством и достойным видом. Даже самая маленькая приходская церковь могла похвастаться прекрасной коллекцией икон. Прихожане принимали эту религиозную культуру, в которой превалировали так называемые изображения. Процессии, праздники и сборы пожертвований всегда устраивались в церквях среди статуй и всевозможных святынь. В середине века люди, главным образом, заботились о спасении своей души. Прихожане искали пути к Богу через изображения святых, мучеников и Деву Марию. Эти произведения искусства были некими ступенями на непростом пути к Спасению. Но протестанты считали искусство в Церкви богопротивным. В 30-х годах XVI-го столетия протестантство перебралось из Европы в Британию. Было доказано, что это оказало сильное влияние на историю изобразительного искусства. Протестанты не считали витражи, статуи и картины или гобелены искусством, – скорее изображениями. Изображениями, которые содействовали идолопоклонству и воспеванию ложных кумиров. Вместо того чтобы сосредоточиться на Божьей Благодати, прихожане рассматривали эти изображения. Они были не Путём. А препятствием на Пути к Спасению. Протестанты считают, что истинный Путь к Богу, – это чтение Библии. В «Книге Исход» Бог заповедовал следующее «не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на Земле внизу».

Prof. Diarmaid MacCulloch, Oxford University, Autor, «Reformation»: «Эта заповедь исполнена. Эти изображения стали символом великого мошенничества, которым занималась Церковь. Людей принуждали тратить деньги на эти вещи, заставляли обращаться в молитвах к статуям, к изображению, а не к божеству, стоящему за ними. А это считалось ужасным святотатством».

Поэтому когда в 1534-м году король Англии Генрих VIII отказался от католичества и ввёл в Англии протестантство, тексты из Библии начали писать прямо на стенах. Новый архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер (Thomas Cranmer) осудил бессмысленность церемоний, святых, изображений и тому подобного, чему ошибочно учили в течение трёхсот, или четырёхсот лет. В 1538-м году был выпущен ряд королевских запретов, где требовалось снять неистинные изображения, дабы избежать самого отвратительного греха, – идолопоклонничества. В результате началось поддерживаемое государством иконоборство – физическое уничтожение икон, всевозможных изображений и картин.

Prof. Joseph Leo Koerner, Courtauld Institute of Art: «Уничтожение церковных изображений на Севере Европы было масштабным явлением. Большая часть картин была просто уничтожена. Но, в то же время, картины, которые выносили из церкви, помещали в красивые залы, таким образом спасая их. И в XVII-м столетии, например, в Голландии, в Голландской республике, начался поистине Золотой век искусства. В каждом городе работало множество художников, они писали совершенно особенные картины. И часть людей, которая предпочитала тратить на картины денег больше, чем мы привыкли тратить на автомобили, покупала их работы и развешивала в домах».

Теперь искусство не считалось средством на Пути к спасению. Реформация породила новый век, в котором искусство стало символом престижа, изделиями, которые можно было коллекционировать и выставлять.

Prof. Joseph Leo Koerner: «Искусство теперь уже не было связано с понятием Спасения. Таким образом у художников появилась возможность вырабатывать новые способы рисования, и заказчики с радостью раскупали работы этого нового вида искусства. Теперь искусство больше не являлось религиозным инструментом. Появился новый Мир – «Царство искусства» – мир природы, мир гуманизма, мир повседневной жизни. Всё это перестало быть средством на Пути к Спасению. Они сами по себе представляли интерес».

После того как искусство перестало быть религиозным, художники-протестанты стали изображать на картинах не ангелов, а трудовые будни обычной жизни.

Prof. Joseph Leo Koerner: «Теперь произведения искусства создавались просто ради самого искусства, поэтому, я считаю, что протестантская реформация, снявши с изображения религиозную функцию повлияло на наше современное восприятие искусства».

Протестантство отделило искусство от религии. Таким образом, оно заложило основу для ещё более светской культуры.

Prof. Joseph Leo Koerner: «…и не существовало бы художественных музеев, если бы не было реформации, в ходе которой из церквей выносили те изображения, которые продолжали жить в ином непорочном мире».

Но главное в протестантстве – это сама вера, а не внешние её атрибуты. Из-за более существенного культурного сдвига, об этой революции в изобразительном искусстве через какое-то время было забыто. Для протестантов главным было не изображение, а слово.

Prof. Diarmaid MacCulloch: «Когда вы избавитесь от святых образов, которые можно видеть, к которым можно прикасаться, что же останется? Останется библейский текст, и только он. И это значит, что именно письмена нужно представить как единственный способ познать Бога. А чтобы его прочитать, нужно быть грамотным».

Протестантская вера – процесс бесконечного познания и исследования, – оказалась важнейшим научным инструментом.

Prof. Diarmaid MacCulloch: «Любопытно, что мы сегодня говорим о разногласиях между наукой и религией, а ведь в XVII-м веке они были тесно связаны. И ажиотаж протестантов по поводу реформации порождает вопросы. Бог даёт миру возможность задавать вопросы, что и является одной из первопричин научного прогресса в XVII-м столетии».

Dr. Tristram Hunt: «Реформация побудила людей к поиску истины. У протестантов именно сам человек, а не священник, был источником Спасения, поэтому протестантские принципы являлись стимулом для многих людей подвергать сомнению любую информацию. Результатом стана новая научная эпоха».

Наука больше не находилась в противоречии с религией, напротив, наука, или натурфилософия, как её раньше называли, была способом раскрытия Божественного гения. Тайны мира, Тайны Божьего величия стало возможным объяснить научно. Толчком к развитию научной революции послужила одна из главных идей протестантства, – священство всех верующих.

Dr. Francis Collins, Director, Human Genome Project: «Постулат Священства всех верующих очень хорошо уживается с научным мировоззрением. Учёные, в конце концов, это неугомонные исследователи всего, что происходит в природе. Учёные не могут принять мысль, что им может понадобиться посредник для того, чтобы искать истину. Меня, как протестанта, очень привлекает мысль, что я могу напрямую обращаться к Богу со своими вопросами по поводу веры также, как я могу напрямую прийти в лабораторию и задавать вопросы природе».

Королевское Общество (THE ROYAL SOCIETY) – самое старое постоянно действующее научное общество в мире. Оно находится в Лондонском районе Клубландия. Теперь вряд ли можно догадаться, что когда-то оно было исключительно религиозным. С самых первых собраний Королевское Общество должно было использовать научные методы, чтобы раскрывать Славу Божью. Его главной задачей было раскрывать истинную природу Божьего Создания. Исаак Ньютон был одним из членов Королевского Общества, которые самым серьёзным образом взялись за это. Возможно, это покажется ироничным, что учёный, который раскрыл тайны Вселенной, который дал объяснение движению планет, звёзд, приливам и отливам, что ранее приписывалось Воле Господа, на самом деле был очень религиозным человеком. Не смотря на то, что Ньютон постоянно искал эмпирические научные доказательства своих теорий, в то же самое время он был убеждённым христианином. Он принадлежал к унитариям, – радикальной свободомыслящей группе людей, отделившихся от Протестантской Церкви. Их либеральные взгляды и постоянные сомнения едва не вылились в атеизм.

Религия и по сей день остаётся движущей силой в современной науке. Недавний опрос в журнале «Нэ́йча» [«Nature: a weekly journal of science» («Природа: еженедельный научный журнал»)], показал, что 40 % учёных верят в Бога и в то, что их молитвы не остаются неуслышанными. Та же самая цифра была зафиксирована и 100 лет назад. [T.13.XXVII.2]

 

 
     
 

(1 + 5) – 16

В V-м веке до нашей эры Грецию от её злейшего врага отделяли только морские пути в Эгейском море. Персидское царство, могущественнейшее в мире, раздражал постоянный разбой на его берегах. По площади Персия была как сейчас Соединённые Штаны. И персы решили преподать грекам урок. [T.12.XVI.2]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7

ДАЛЕЕ