ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

БИБЛИОТЕКА

 

 

246. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ.

 

 

 
 

ЗВЕЗДЫ НЕ ЛГУТ. НО ВЕРИТЬ ЛИ АСТРОЛОГИИ?

ж. «НАУКА И РЕЛИГИЯ» № 10/1991

ВСТРЕЧИ В РЕДАКЦИИ

Зависимость процессов и событий, разворачивающихся на нашей грешной земле, от процессов небесных, космических, пожалуй, всегда осознавалась человечеством. Иное дело — характер и степень этой зависимости, возможность предсказать ход и результаты природных явлений, развитие социальных общностей и цивилизации, судьбы отдельных людей, в связи с процессами космическими — вот тут и разгораются самые жаркие споры. И в центре их сегодня оказалась астрология. Спор этот приобрёл дополнительную остроту — ведь жизнь показала несостоятельность многих, ещё недавно казавшихся непогрешимыми научных планов и прогнозов. А извечная потребность человека заглянуть в будущее, узнать свою судьбу стала, пожалуй, ещё актуальнее. Если все ошибаются, может, не ошибаются звёзды! И человек обращается к астрологии... Так что же это такое — древнейшая и вновь помолодевшая астрология — наука, искусство или гадание!

Во время дискуссии, состоявшейся в редакции журнала, учёные, астрологи и представители православного богословия высказали своё мнение о взаимосвязи науки, религии и астрологии. В обсуждении приняли участие: Виталий Александрович ВАЙСБЕРГ, председатель Московского Союза астрологов; Николай Владимирович МАМУНА, научный сотрудник Московского планетария; Елена Владимировна КОПЫЛОВА, главный редактор бюллетеня «Астролог»; Михаил Борисович ЛЕВИН, ректор Московской Академии астрологии; Валентин Арсентьевич НИКИТИН, богослов, сотрудник «Журнала Московской Патриархии»; Луис ОРТЕГА, художник, член Флорентийской академии искусств; Лев Львович РЕГЕЛЬСОН, историк церкви, сотрудник журнала «Наука и религия»; Владимир Георгиевич СУРДИН, астроном, научный сотрудник Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга.

- Логично предположить, что научно-популярный журнал должен идти вслед за наукой, разъясняя её новые открытия. Жизнь развивается, однако, не всегда «по логике». И поскольку академические мужи всё ещё решают, как им поступить с астрологией: впустить или не впустить её в храм науки, а массы всё активнее тянутся к ней, позвольте пригласить всех вас к разговору о месте астрологии в современной жизни, в системе знаний о мире. Итак, что такое астрология?

Н. Мамуна. Думаю, дать определение астрологии столь же трудно, как и религии. Можно, конечно, сказать, что религия — это нечто духовное, вселенское, или ещё — нечто, отрицаемое атеистами. И всё же астрологию я бы назвал величайшей из наук, вобравшей в себя многое из того, что создано гением человека.

Л. Ортега. Научна ли астрология? А всегда ли то, что сегодня мы называем наукой, является ею в действительности? Современная наука считает главным своим императивом воспроизводимость в опыте и, таким образом, по существу сводится к фактологии. А ведь Homo sapiens также невоспроизводим, следовательно, с точки зрения науки он просто-напросто не существует! Знание, которое мы называем астрологией, имеет западноевропейские корни и основано на халдейской астрологии, являясь, в сущности, лженаукой. Истинная астрология хранится в тайне и практически никому не известна.

Астрология появилась намного раньше, чем наука, и с этой точки зрения последняя никакого интереса для неё не представляет. Если взять кодексы астрологии или систему гороскопа, то они дают нам до такой степени точный результат, воспроизводимый на компьютере, что с точки зрения формальных критериев науки, астрология является, несомненно, научным знанием.

В. Сурдин. Я считаю, что астрология — это типичная паранаука, то есть область человеческой деятельности, оперирующая научной терминологией, использующая авторитет науки и интерес к ней со стороны общества, но отвергающая научный метод, а значит, ни в какой степени наукой не являющаяся. Основной тезис астрологии состоит в том, что она имеет в своём распоряжении инструменты для выявления всеобщих связей в природе и предсказания человеческой судьбы. Но неужели учёные отказались бы от методов астрологии, если бы эти методы были эффективны?

Американский физик Дж. Мак-Джерви изучил связь времени рождения 17-ти тысяч учёных и 6-ти тысяч политических деятелей с их профессией. Она оказалась совершенно случайной, не показывала предрасположенности к научным или политическим занятиям. Психолог из Чикаго Дж. Мак-Гру проверял способность наиболее опытных членов Федерации астрологов штата Индиана предопределять характер человека по дате и месту его рождения. Оказалось, что абсолютно ничего общего между предсказаниями и реальным характером нет. Дж. Беннет и Дж. Барт, экономисты из Университета Дж. Вашингтона, пытались выяснить, влияет ли положение планет на профессиональные склонности людей, в частности, знаков, «управляемых» Марсом, на поступление молодых людей на военную службу. Они также не получили подтверждения астрологических предсказаний.

Л. Ортега. А вот Фабр д'Оливе, французский мыслитель, измерил величину сопротивления косных умов очевиднейшим истинам в омах. В соответствии с греческой поговоркой, каждый должен набираться ума сам. Но человек без метафизической интуиции глух к искусству, ему недоступны утончённые переживания, и он готов стрелять из пулемёта по Провидению. Мы говорим об астрологии. Но существует интракультура, и есть интраастрология, доступная для изучения только в философских орденах. Она называется апотелезматика. Сейчас есть только четыре эксперта по апотелезматике. Все остальные могут только пользоваться внешним, поверхностным знанием, оперирующим лишь несколькими ценными таблицами и структурами.

М. Левин. У Флоренского есть очень интересная мысль о дневном и ночном сознании культуры, сравнение его с дневным и ночным сознанием человека. В этом контексте первое тысячелетие нашей эры — исключительно ночное сознание. Апофеозом дневного сознания второго тысячелетия является современная рациональная наука. Сейчас вновь происходит смена эпох, смена дневного сознания на ночное. Ночное сознание — внутреннее, интравертное, религиозное. Дневное — внешнее, рациональное. Возвращение к мистике и оккультизму — это результат завершённой эпохи. Сегодня совершенно отчётливо намечается формирование некоторого нового, третьего типа сознания, когда стирается барьер между рациональным и мистическим. Думаю, что оккультное, эзотерическое мышление и является таким новым типом мышления. В новой культуре не будет противопоставления науки и религии, каждая найдёт своё место. В этом смысле астрология — прекрасный мост между наукой и религией. Она имеет многие атрибуты науки. Например, таблицы, по которым можно вычислить абсолютно точный результат и проверить его на практике. С другой стороны, астрология может провести ретроспективные исследования. Психологам, к примеру, трудно определить, какова была психология жителей Франции прошлого века. Для астрологов это не составляет труда. Мы можем восстановить расположение звёзд во время рождения Робеспьера — легко осуществимая задача — и выяснить мельчайшие подробности его характера. Получается, что, с одной стороны, астрология достаточно точная, а с другой — это мистическая наука.

В. Сурдин. Я хотел бы обратить внимание на исследование парижского статистика Мишеля Гокелена, который проследил судьбы 41 тысячи жителей Европы. Среди них были 16 тысяч известных учёных, артистов, писателей, спортсменов. Ему удалось подметить некоторые любопытные закономерности, которые, как он полагает, лягут в основу новой науки — космобиологии. Что же обнаружил Гокелен? Оказалось, что у обычных людей даты рождения не зависят от конфигурации планет, а у выдающихся — зависят. Учтя известные демографам закономерности частоты рождения людей в разные дни года и в различное время суток, Гокелен установил, что положение Солнца, Меркурия, Урана, Нептуна и Плутона не влияет на профессию, а Луны, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна — влияет. Так, в группе из 2088 известных спортсменов многие родились, когда Марс восходил или был вблизи верхней кульминации. Для известных военных справедливо то же самое, но только в отношении Сатурна. Выводы Гокелена неоднократно перепроверялись. Одни исследователи частично подтверждали их, другие опровергали. Сам же Гокелен ищет возможность объяснения найденных им закономерностей на уровне генетической информации, которая, по его мнению, может управляться ритмами, едиными как для биологических объектов, так и для Вселенной.

Н. Мамуна. Невозможно понять человеческую историю, историю религий, произведения античной и египетской, средневековой и постсредневековой живописи, не зная астрологических воззрений древних народов. Найденную около 30 лет назад картину Рубенса «Пир богов на Олимпе» удалось датировать 1602-м годом благодаря расшифровке астрологических данных XVII века. А вот, если помните,

«Был ранний час, и солнце тверди ясной

Сопровождали те же звезды вновь,

Что в первый раз, когда их сонм прекрасный

Божественная двинула любовь».

Данте. «Божественная комедия».

Не зная астрологии, невозможно понять, что под «сонмом звёзд» имеется в виду созвездие Овна. По религиозным представлениям египтян, а впоследствии ранних христиан, мир был создан, когда солнце находилось именно в этом зодиакальном знаке. У современной христианской религии очень сложные отношения с астрологией. Однако ранние христианские воззрения корнями своими уходят в астрологию.

Вспомним библейское предание о том, как Иисус накормил двумя рыбами и пятью хлебами множество народу, после чего ещё осталось 12 корзин. Те, кто верит в чудо, считают, что это чудо. Но историки астрономии уверены, что это вполне реальное астрономическое, а точнее, астрологическое явление вхождения пяти видимых невооруженным глазом планет (по Матфею — пяти хлебов) в созвездие двух рыб. После этого планеты расходятся по 12-ти знакам Зодиака. И не случайно у Иисуса было именно 12 апостолов. Число апостолов совпадает с числом колен Израилевых. 12 колен Израилевых, 12 сыновей Иакова — у каждого из сыновей свой знак Зодиака. Израильское царство было разделено на 12 племён и каждое из них имело свои штандарты с тем или иным знаком Зодиака.

Л. Регельсон. Библия, Ветхий Завет беспощадны к тем, кто поклоняется Солнцу, Луне и звёздам. Иезекииль в главе 8 обличает тех, кто «мерзостям поклоняется», явно имея в виду астрологические знаки. Поэтому, когда вы говорите, что 12 колен Израилевых — это 12 знаков Зодиака, я должен с вами не согласиться. В Библии об этом не написано. Но я не думаю, что число 12 принадлежит только астрологии. Может быть, это число божественное, к примеру, число первоангелов, которые были сотворены ещё до создания Космоса.

- Пользуются ли современные астрологи приёмами древней астрологии или опираются на работы, созданные в более поздний период? Я имею в виду не только XV XVII века, но и III V века тоже.

Н. Мамуна. Современная астрология базируется на средневековой. А средневековая — на известном Тетрабиблосе (Четверокнижии) Птолемея. Однако известно, что ещё император Юстиниан приравнял астрологов к отравителям, и наказанием за занятие астрологией определил смертную казнь. Их манускрипты были преданы огню, утеряны многие древние свидетельства.

В. Никитин. Астрологию я воспринимаю в трёх аспектах. В сугубо позитивистском; духовном, поскольку она тесно связана с религией; и, конечно же, как область искусства, высокого искусства, там, где подвизается настоящая астрология. Отношение церкви к астрологии сложное, и во многом противоречивое. Известный нам астролог Вронский, например, пишет, что Фома Аквинат не чуждался астрологии. В этой связи я бы хотел вспомнить Тертулиана, одного из авторитетнейших раннехристианских писателей, автора знаменитой Апологии, которая в средние века была на втором месте после Библии по популярности. Вспоминая евангельский сюжет поклонения волхвов, автор подчёркивает, что во сне Господь определил волхвам возвращаться из Иерусалима иным путем. Тертулиан это интерпретирует как указание свыше на то, что астрология, волхование и волшебство — не есть путь христианина. Видимо, Тертулиан рассуждал в духе ветхозаветной традиции, поскольку три книги Моисея — Левит, Второзаконие и Исход — возбраняют занятие магией. Думаю, однако, нельзя ставить знак равенства между астрологией и волшебством. Эта проблема сегодня нашими иерархами и клириками практически не решена. В прошлом году в Кёльнском соборе я поклонялся мощам святых волхвов, которые канонизированы Церковью. Перенесение мощей в собор и их почитание свидетельствует о том, что древняя мудрость уважаема Церковью. Фрески древних храмов изображают и волхвов, и других представителей астрологической науки. Однако в православных фундаменталистских кругах, как правило, клеймятся все оккультные науки и астрология, в частности, как порождение от лукавого. Сейчас, мне кажется, настало время и богословам, и учёным, и представителям астрологии, которая является одновременно и наукой, и искусством, и духоведением, объективно разобраться в этой проблеме.

В. Вайсберг. Я хотел бы напомнить, что из четырёх направлений в специализации буддийских монахов в дацане Улан-Удэ первое — философия, второе — чтение молитв, третье — медицина, четвёртое — астрология. Тибетская ветвь астрологии, где служитель культа и астролог — единое лицо, до сегодняшних дней не прерывалась. Вообще я хотел бы заметить, что астрология представлена практически во всех слоях культуры либо в явном виде, либо в неявном. К примеру, в названии дней недели: воскресенье (Sunday) —день Солнца, понедельник (Monday) — день Луны. В цифрах: обозначение Юпитера — четверка, обозначение Сатурна — пятерка. В ботаническом атласе женская и мужская особи обозначаются соответственно знаками Венеры и Марса.

Л. Регельсон. Церковь и сегодня, как в былые времена, когда неверных сжигали на кострах, занятия оккультными науками, и в том числе астрологией, запрещает. Однако я могу теологически обосновать неправомерность таких запретов и, тем более, таких суровых наказаний. Более того, я считаю, что все, кто борются за истину такими способами, преступают Закон Божий. Священное писание пронизано астрологической символикой, как и вся наша жизнь пронизана астрологией. Я, кстати, ею немало занимался, очень уважаю, много полезного для себя извлёк и думаю извлечь в дальнейшем. Но перед верующим человеком встаёт вопрос, как же всё это между собой соотносится: вера и знания, религия и астрология? Думаю, что в этом огромная проблема, и я бы её определил как проблему иерархии Бога и творения. Астрология стоит на пантеистических позициях. Она интегрирует всё в один глобальный космос, а христианство утверждает, что этот космос, со всеми звёздами, планетами, знаками Зодиака — сотворён единым Богом, который внутри космоса не находится.

Он вне этого и никак в этот космос не интегрирован. Блаженный Августин рассказывает в притче о том, как он искал Бога среди полей, рек, лесов, звёзд, на что все они хором ответили: «Его нет среди нас. Он сотворил нас». Священное Писание даёт фундаментальное богословское обоснование астрологии — в повествовании о Вифлеемской звезде. В этом плане — служения звёзд родившемуся Мессии, служения космоса Богу — астрология приемлема для христианства. Те реальности, которые описывает астрология, являются, конечно, реальностями тварньши, вторичными. Астрология же с этим положением отнюдь не намерена соглашаться. Она интегрирует в Мегакосмос христианство и другие религии. Религиозный конфликт налицо, и он должен быть всё-таки решён. Я думаю, что это должно быть честное состязание. Если астрологии удастся спасти мир, значит, путь её истинный. Пока что это ей не удалось. Однако надо признать, что христианству пока тоже не удалось явным образом спасти мир, но оно на это надеется. Я думаю, в эту ситуацию мы попали по воле Творца и обе стороны должны определиться по всем аспектам — интеллектуальному, психологическому, социальному, космическому, научному. Конечно, в целом астрология — это сила добрая. Но есть такое понятие — добро без Христа. Ведь в чём беда всех наших фундаменталистов? Добро без Христа они начинают называть злом. Они не правы, так нельзя. Ведь добро не перестаёт быть добром, хотя и не даёт вечного спасения. Но оно на это и не претендует. Добрые люди не претендуют на вечное спасение. Они хотят кого-то вылечить, кого-то приласкать, кому-то помочь, этой цели и достигают, и получают благодарность за это здесь, на земле.

В. Никитин. Такое добро, может быть, более угодно Богу, чем «линейное» благочестие тех, кто бьёт себя в грудь.

Л. Регельсон. Фундаменталисты же это добро называют злом и начинают творить зло ещё большее, совершая насилие над человеческой свободой.

- Не кажется ли вам, что возможность узнать будущее является для человека неким соблазном?

Л. Регельсон. Существует два типа пророчеств — от Бога и «от звёзд». Надо выяснить, от кого пророчествовал Нострадамус? Ну, конечно же, от звёзд. Опять состязание пророков, опять спор богов, кто более истинен? И вторая проблема здесь — пророчества как такового. То есть вопрос времени, свободы воли, предопределения. И эти вопросы обращены ко всем, а не только к христианам.

В. Никитин. Пророчества могут быть от Бога и от лукавого. Но во втором случае это уже не пророчества, а лжепророчества. Звёзды же — объективная реальность. И астрологи отражают эту реальность. А интерпретация этого отражения может исходить от лукавого.

В. Вайсберг. Когда был поставлен вопрос о проблеме иерархического соотношения астрологии и религии, я был очень удивлен и обрадован. Эта мысль просто ни разу не приходила мне в голову. Это комплимент астрологии, по крайней мере, я так его воспринял. Но я бы предложил такой эксперимент — заменить слово «астрология» и вместо него поставить «науку», затем «искусство» и посмотреть, изменится ли что-нибудь? Я не вижу разницы. Наличие Бога, веры, этики имеется и в науке, и в искусстве, и в астрологии, и где угодно. И второе, очень часто встречающееся заблуждение. Астрологами могут быть самые разные люди — и глубоко верующие, и неверующие, нравственные и безнравственные, и профессионалы, и те, кто лишь считают себя астрологами. Так вот необходимо совершенно чётко различать астрологию как некий всеобъемлющий, действительно вселенский метод познания и отдельных астрологов, претендующих на знание астрологии.

В. Никитин. Для религиозного сознания очень большое значение имеет идея промысла Божия, соотношение человеческой воли с волей Божией. И вот тут астрология вторгается как бы в святая святых.

Л. Ортега. В мире действительно есть астрологи и неастрологи, они никогда не спорят друг с другом. Те, кто серьёзно хочет изучать астрологию, могут изучать её по опубликованным на основных языках мира трудам — Кодексам. Величайшим пробелом русской культуры является то, что на русском языке ни один из этих кодексов не опубликован. К сожалению, в России сложилась ситуация, когда человек, знающий совсем немного, может рассказывать об этом по телевидению, читать лекции, писать книги и так далее. Поэтому наш Международный фонд ставит перед собой задачу издать в Москве неопубликованные кодексы. В частности, сейчас нами переведён Кодекс великого французского астролога Морэна де Вильфранша. Этот Кодекс — один из лучших и, пожалуй, самый краткий. Все же, наверное, надо сказать, что астрология отнюдь не основное занятие, которым располагает человечество. Существует 23 оккультные науки, и среди них астрология считается одной из самых простых. Наиболее сложные — Таро и алхимия.

Как астрология решает проблему свободы выбора? Если гороскоп определяет судьбу человека, то что же остаётся самому человеку?

Л. Ортега. Как правило, вопрос о свободе выбора сводится к вопросу о детерминации. Астрология рассматривает первый из трёх векторов судьбы человека (генитурный [гороскопическая карма], провиденциальный [структура кармы] вектор и вектор воли). Иначе говоря, человек может в соответствии со своим желанием совершать примерно треть своих действий. Труднее всего определить провиденциальный вектор. Генитурный вектор может быть вычислен по каким-либо предсказательным системам. Адепты, к примеру, используют телескоп Зороастра или систему Таро. Большинство людей не в состоянии влиять на проекции. Хорошо тренированный человек может повлиять на самую слабую проекцию. Большие адепты способны е` преодолеть так же, как и вторую проекцию. Известны случаи, когда великие адепты могли изменить и фатальные проекции. Альфонс Луи Констан, величайший адепт Франции, сумел предотвратить смерть своего двухлетнего сына.

- Что можно сказать о политических гороскопах? Сейчас они весьма популярны, и даже президенты попали в сферу практики астрологов.

Л. Ортега. Политические гороскопы относятся к системе «мундана». Это разновидность астрологии, которая занимается гороскопами страны, нации, расы, всей планеты. Эти знания ещё более засекречены, чем системы составления гороскопов отдельного человека. Разумеется, астрологи, которые занимаются политикой при парламентах, не публикуют свои рекомендации. К сожалению, коллективные гороскопы неточны и, что самое опасное, могут негативно влиять на состояние общества. Одного из четырёх великих астрологов современности, Мануэля, живущего в Риме, итальянское правительство уже много лет безуспешно пытается привлечь к сотрудничеству. Ему остаётся лишь следить, чтобы советами Мануэля не пользовались другие государства.

- Следовательно, чем вернее предсказание, тем в большей тайне оно должно храниться. В чём же тогда ценность астрологии?

Л. Ортега. Во всём мире существует право любого человека свободно распоряжаться собственным разумом и заниматься исследованиями в любой области. Во всех странах, даже в такой прагматической, как Соединённые Штаты, проводятся исследования, направленные не на непосредственную пользу обществу. Почему? Потому что уже через 8 лет, в среднем, самые фантастические и оторванные от жизни исследования оказываются самыми перспективными.

Какое будущее ожидает астрологию?

В. Сурдин. Я думаю, что в ближайшие несколько лет интерес к астрологии будет расти. Причин несколько. Во-первых, это новый пласт человеческой культуры, с которым до сих пор не были знакомы даже многие профессионалы (и историки, и астрономы), поскольку публикаций по астрологии у нас почти не было. Во-вторых, для многих — это единственная психологическая отдушина. В других странах люди приводят в порядок «мысли и сердце» в многочисленных тихих церквах или в не менее многочисленных кабинетах психоаналитиков. Со временем «бум» пройдёт, и астрология займет подобающее ей место. По данным опросов института Гэллапа, в США, например, в астрологию верят всего лишь порядка 22 процента взрослого населения.

 

«Большинство людей следует своим страстям, каковые страсти являются движениями влечения чувств, а в этих движениях могут соучаствовать небесные тела, и немного таких людей, достаточно мудрых, которые сопротивляются этим страстям... Поэтому-то астрологи способны предсказывать истину во многих случаях, особенно в общем смысле. Но в отдельных случаях они не имеют этой способности, ибо ничто не препятствует человеку сопротивляться своим страстям своей свободной волей. Поэтому сами астрологи говорят, что мудрый человек сильнее звёзд, поскольку он побеждает свои страсти».

Фома АКВИНСКИЙ

 

Кто из богов придумал этот знак!

Какое исцеленье от унынья

Даёт мне сочетанье этих линий!

Расходится томивший душу мрак.

Все проясняется, как на картине.

И вот мне кажется, что сам я — бог,

И вижу, символ мира разбирая.

Вселенную от края и до края...

ГЁТЕ

 

Семь светил проходят по дорогам Олимпа,

и лучами их соткана вечность.

Солнце, дающее смех, этот луч вдохновенья,

Луна, создающая боязнь, молчание и память,

Сатурн, отец справедливости и рока,

Юпитер, дарующий удачи, мир и производительность,

Марс, отец порывов, борьбы и благородных инициатив,

Венера, подарившая людям желание и наслаждение,

от нее же они получили улыбку для смягчения их доли в мире падения,

Меркурий, который дает человеческой природе мудрость, применяемость

и слово убеждения, он же послал им изобретательность.

Семь звезд проходят по дорогам Олимпа, и лучами их соткана вечность.

Оттого мы черпаем из астрального флюида слезы, смех, гнев,

слово, производительность, желанье и сон.

Гермес ТРИСМЕГИСТ