ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН IV. Йод-Хе-Вау-Хе; Petra cubica; Forma; Auctoritas; Adaptatio; l'Empereur (Император); Иероглиф (Грудь). |
||||||
Auctoritas (Авторитет; Автор) |
||||||
honestās, ātis f [honestus] 1) уважение, честь, почёт (laus et h. C): honestatem amittere С лишиться уважения; honestatis gratiā С ( = honoris causā) во внимание к заслугам; honestates С почести; omnes honestates civitatis С все почётные лица государства, нотабли; 2) честность, порядочность, добродетельность, высокая нравственность (h. vitae С); 3) приличие, достоинство, благопристойность (h. in re aliquā С; h. oratoris Q); 4) красота, изящество (testudinis С). [B.32]
suspectio, ōnis f 1) [suspicio I] уважение, почтение Eccl; 2) [suspicio II] подозрение Frontin, CA. [B.32]
arbitrium, ī n [arbiter] тж. pl. 1) решение третейского судьи…; 3) власть, воля, тж. произвол…; 4) присутствие (посторонних)…
αἰσχύνη (ῡ) ἡ 1) стыд, позор; бесславие: ἐς αἰσχύνην φέρειν Her. и ἐν αἰσχύναις ἔχειν Eur. считать позорным; αἰσχύνην φέρειν Soph. или ἔχειν Eur., Thuc. быть позорным; αἰσχύνην περιάπτειν τινί Plat. или ἐν αἰσχύνῃ ποιεῖν τινα Dem. навлекать позор на кого-либо; 2) осквернение, нанесение бесчестия (αἰσχύναι γυναικῶν καὶ παίδων Isocr.); 3) чувство стыда, стыдливость: αἰσχύνην τινὸς ἔχειν Soph. или δι’ αἰσχύνης ἔχειν τι Eur. стыдиться чего-либо; πᾶσαν αἰσχύνην ἀφείς Soph. отбросив всякий стыд; 4) уважение, почтение (πρὸς τοὺς γονέας Dem.); 5) ap. Arst. = αἰδοῖον. [B.169]
εὐδοξία ἡ 1) доброе имя, слава, почёт, уважение Pind., Arst., Isocr., pl. Dem.; 2) высокие качества, доблесть Pind.; 3) одобрение, похвала (τοῦ πλήθους Plat.); 4) филос. правильное суждение, здравый смысл (εὐδοξίᾳ τὰς πόλεις ὀρθοῦν Plat.). [B.169]
ὁσιότης, ητος ἡ 1) благочестие, набожность (ἡ πρὸς τοὺς θεοὺς или πρὸς θεῶν ὁ. Plut.; δικαιοσύνη καὶ σωφροσύνη καὶ ὁ. Plat.); 2) почтительность, уважение (ἡ πρὸς γονεῖς ὁ. Diod.); 3) честность, добросовестность (τῶν Φαιάκων Hom.). [B.169]
|
||||||
Шло четвёртое тысячелетие до нашей эры. С тех пор египтяне прочно усвоили, что их жизнь зависит от двух вещей: хитрости и дальновидности фараона, управляющего течением Нила, и расчётов жрецов, предсказывающих наводнения и засухи. Жрецы убедили фараонов в необходимости ирригации: постройке каналов, плотин и водохранилищ. Вдоль Нила сооружались простые каналы, из которых крестьяне черпали воду для полива полей. Ежегодно на очистку их от ила государство мобилизовало тысячи людей. Если только какая-нибудь область вверх по течению реки прекращала уход за каналами, урожай мог быть погублен по всей стране. Так Нил сыграл роковую роль в политическом строе Египта. Ни один народ не доводил до такой степени повиновение царской власти, не возносил самого понятия её на такую высоту как египтяне. Населению нужны были фараоны. Повод очевиден: кто-то сильный должен был постоянно и строго следить за организацией труда по всей стране. Щедрый пойменный урожай после разлива Нила высвобождал множество рабочих рук. Это позволяло реализовывать монументальные проекты вроде пирамид и храмовых комплексов. [T.10.LI.11]
|
||||||
За невестой Козимо получил богатое приданое, что ещё важнее, – военную поддержку. Prof. James M. Saslow, City University of New York: «Козимо Медичи был воином и политиком и, как и все члены этой семьи, он стремился прославить свой род и приумножить богатства города и был готов на всё ради этой цели». Dr. Jerry Brotton, Queen Mary University of London: «В отличии от своих предшественников, он осознавал, что для власти необходима военная мощь, и, впервые в истории Флоренции, он построил флот. Он знал, что если Медичи хотят оставаться у власти, им необходима армия. Козимо был первым, кто понял это». Козимо хотел раздвинуть границы своего герцогства, и он решил нанести удар. В решающем сражении пала Сиенская республика. Вслед за этим Медичи покорилась и вся Тоскана. Козимо не замедлил оповестить всех о своих успехах. Он заказал Вазари написать монументальные фрески на стенах старинного здания. Козимо вдумчиво работал над своим имиджем, внося свои поправки в произведения Вазари. «Группа советников, коих вы поместили вокруг меня, ни в коей мере не является необходимой, поскольку я действовал совершенно один. Вы можете заполнить их места другими фигурами, олицетворяющими науки и прочие добродетели». Вазари очень много писал сам, а также контролировал работу целой армии мастеров, покрывая стены средневекового дворца изображениями, прославляющими подвиги и славные деяния. И не только стены. Вскоре героические сцены украсили и потолки дворца. Козимо позаботился о том, чтобы на фресках были изображены все поколения его семьи, превратив резиденцию республиканских властей в откровенный храм династии Медичи. Теперь дворец был достоин короля, хотя и не устраивал новую герцогиню Элеонору. [T.10.LXXXI.1]
|
||||||
Мероэ в ста километрах от Хартума, столицы Судана. Правители Мероэ, – знаменитые «Чёрные фараоны» – правили семьсот лет. Они современники Римской империи. Здесь они построили сотню пирамид. Винсан Рондо (Vincent Rondot) и Рене-Пьер Дессо (René-Pierre Dissaux) ведут раскопки в нескольких километрах от царского некрополя. Среди прочего они изучают правительниц Мероэ, – «Чёрных цариц», которых звали «КАНДАКИ». Их пирамиды размерами не уступают фараоновским. Это означает, что эти женщины обладали властью не меньшей, чем мужчины. Перед каждой пирамидой был погребальный храм, на входе в который было изображено имя его владельца или владелицы. Храм царицы Аманишакето, она воевала с римскими войсками. Dr. Vincent Rondot, Université Charles-de-Gaulle-Lille 3: «На лбу изображён урей с двумя кобрами, а вокруг уха характерный для правителей Мероэ закручивающийся бараний рог. На ней та же одежда, что у царей, и как мы видим и догадываемся, не смотря на эту трещину, бёдра здесь расширяются. Это бёдра сильной женщины, и платье падает вниз и заканчивается здесь. Вот так мероиты изображали самих себя и также изображали своих кандак. А здесь кандака представлена как женщина довольно полная». При обнаружении Мероэ в 1824-м году пирамида царицы оставалась нетронутой, сегодня от неё осталась лишь воронка. В 1834-м году итальянский авантюрист Джузеппе Ферлини (Giuseppe Ferlini) с помощью динамита подорвал пирамиду царицы Аманишакето. И он нашёл её сокровища. Шестьдесят семь золотых перстней с печатками, множество ожерелий, с десяток браслетов, с драгоценными камнями. Эти предметы разочаровали любителей древности девятнадцатого века, поскольку были «не вполне египетскими». В те времена некоторые даже сочли их плохо изготовленными копиями. Ферлини издал множество каталогов и с большим трудом нашёл покупателя: в конце концов Людвиг Первый Баварский купил у него часть сокровища, остальное хранится в Берлинском музее. Dr. Vincent Rondot: «Трагедия в том, что обнаружение сокровищ вызвало повышенный интерес кладоискателей, и пирамиды от этого сильно пострадали. Во время охоты за сокровищами в девятнадцатом веке, пока люди не осознали важность этих памятников, любой авантюрист мог делать с ними что угодно». …их нашли в алтаре, – самом священном месте храма. Внимательно рассматривая статуэтку, Винсан замечает складки вокруг её шеи, очень похожие на изображение кандак, полнота которых всегда подчёркивалась, – это хороший знак. …у статуи проколоты уши, осталось восстановить серьги, которые, вероятно, подчёркивают её высокое положение. Складки на шее, кобра на лбу, проколотые уши, – всё указывает на то, что это изображение царицы Мероэ. [T.10.CCVII]
Следы внушительной фигуры Аманишакете, хотя и нечёткие, до сих пор видны на стенах её предела для жертвоприношений. Dr. Julie R. Anderson, Canadian archaeologist, Royal Ontario Museum, Toronto: «Она была крупной женщиной, что свидетельствует о том, насколько она была могущественной. Таким был один из способов восприятия мероитами красоты. Она довольно упитанная, на руках у неё много браслетов, а на пальцах – колец. Она вся в золоте». [T.12.II]
Mātrōnālia, ium n ежегодное женское празднество в честь Юноны-Луцины (1 марта) Su, M, Macr. [B.32]
mātrōnālis, e [matrona] принадлежащий или подобающий матроне, свойственный почтенной замужней женщине (gravitas PJ; dignitas Su): feriae matronales Tert = Matronalia. [B.32]
gravitās, ātis f [gravis] 1) тяжеловесность, тяжесть…; 2) беременность О…; 8) влиятельность, значительность, вес…; важность (artium С); сила, действие, убедительность (verborum vel sententiarum С); серьёзность, солидность, достоинство (magnā gravitate vivere С); величие…
gravis, e 1) тяжёлый, увесистый, тяжеловесный…; 3) тучный, жирный…; 17) достоверный, заслуживающий доверия (testis, auctor С; historicus Nep); доказательный, сильный, убедительный (oratio Q; sententia С); авторитетный, серьёзный, положительный…
|
||||||
Войско («Глиняная армия Цинь Шихуанди») находится в боевом порядке. На возвышении командный пост генерала, чей возраст и чин определяется размером живота. [T.12.XXIII.3]
Georges Vigarello, professeur à l’université de Paris V en sciences de l’éducation, directeur d’études à l’EHESS: «Что касается буржуазного стиля, костюмов 1820 – 30-х годов, в нём была подчеркнута вертикаль. Этот заключалось в том, чтобы показать свою солидность и уверенность. Любопытно, до какой степени контуры тела могли отражать социальное положение. Я думаю, что невозможно не заметить, какую роль играл живот. Он даже стал предметом насмешек некоторых иллюстраторов. Я сейчас говорю о Томье, отражавшего позицию голодных. Буржуазия же гордилась, таким объёмным животом, придающим им значимость». [T.10.CLXXIX.2]
Продолжение явилось даже в следующее мгновение в лице невысокого, но чрезвычайно упитанного негра средних лет. Он появился как раз в тот момент, когда Сеня, я видел это по его лицу, готов был отказаться и от жены и от ребёнка, которого он благоразумно не собирался признавать своим. – Э-э! – сказал упитанный негр, – Э-э. Могу я видеть менеджер этот хоспиталь. Следом за ним вошли ещё три чернокожих человека, не таких упитанных, как первый, из чего можно было заключить, что он среди них самый главный. В. ГРИНЬКОВ [B.87]
«Готова царская могила … Владыка взвешен на весах … Но где же власть его и сила, Когда он лёгок, словно прах? Его порфира – саван бренный, Могильный холм – его намёт. Уже мидиец у ворот И перс на троне полвселенной». Байрон «Видение Валтасара» (Перевод Н. В. Гербеля)
|
||||||
Благодаря влиянию Индии, первый великий король Ангкора провозгласил себя не только верховным правителем, но и наместником самого Бога. Богоизбранному правителю надлежало совершить великие дела. Он решил построить храм, который напоминал бы обитель индуистских божеств, – гору под названием Меру. [T.12.XXIII.1]
|
||||||
Джедефре прекрасно понимал, что к концу жизни его отца власть фараонов ослабла. Ещё при жизни Хуфу гробница его матери подверглась разграблениям, а хуже этого ничего не могло произойти. Это была насмешка над всем, во что они верили. Dr. Vassil Dobrev, French Archaeological Institute, Cairo: «Если нет уважения, начинается Хаос, всё рушится. Главная идея Древнего Египта – жизнь после смерти». [T.12.XXIX]
|
||||||
Андрей ГРИГОРЬЕВ, доктор филологических наук: «Слова «Важный», «Отвага», «Отважиться», «Уважать» восходят к корню «Ваг», который в своём первозданном виде представлен в слове «*vaga (o.-c.)». Это слово в русском языке сейчас не употребляется, хотя в украинском языке оно существует и означает «Вес», а в древнерусский период и в Петровское время оно было чрезвычайно распространённым». «Вага» была единицей измерения веса: «вагой» называли пуд и полпуда. Позже Вага употреблялась как единица измерения в самых разных контекстах. Например, «такт», то есть музыкальный размер, тоже называли Вагой. Андрей ГРИГОРЬЕВ, доктор филологических наук: «Вес» или «Тяжесть» – вот это первое значение – развивается дальше в этом слове и в иные значения. Вес или Тяжесть ассоциируются с определённой «Силой» или определённым «Значением», определённой тяжестью каких-то Истин, поэтому есть и сочетание «Вага царского правления», то есть какая-то сила, которую царь взваливает на себя, ну, и, соответственно, Вага в значении «Сила» или, даже, «Власть». Слово «Вага» могло обозначать Весы. Это были большие весы, которые устанавливались на рынках для проверки веса товара. И уже в Петровское время на рынках появляется такой человек, который на немецкий манер называют «Вага-юстирер», то есть «Человек, который следит за тем, чтобы продаваемое было надлежащего качества и надлежащего веса». «Вага-юстирер» превратился в «Важника», а затем в «Весовщика». Помещение с торговыми весами для взвешивания товаров называлось «Важня» (от неё один шаг до современной Таможни). Андрей ГРИГОРЬЕВ, доктор филологических наук: «Если некто или нечто имеет «большой вес», значит, он имеет большую силу, власть или значимость. Соответственно такие значения получает производная от слова «Вага» – слово «Важность». …удостоверить успехи может только одна формула, выведенная из корня: «Ты меня уважаешь?» Андрей ГРИГОРЬЕВ, доктор филологических наук: «Наконец, появляется значение «Рисковать», то есть здесь образ такой: когда взвешивается нечто на весах, то чаши весов могут склоняться то в одну, то в другую сторону. Также и человек, когда он принимает решение, то он может склоняться то к одному, то к другому, и, наконец, он «решается», то есть «отваживается» что-то сделать. Слова с корнем «vag» в европейских языках могли означать сначала «тележка», «повозка», затем «вагонетка», затем просто «платформа», ну, и, наконец, уже с развитием железных дорог – «вагон». [T.10.I.3]
amplitūdo, inis f 1) величина, значительность, обширность, большой объём, крупные размеры, толщина, ширина (urbis С, L; valli T): a. corporis PJ полнота, тучность; oppidum stadiorum LXX amplitudine PM город шириною (протяжением) в 70 стадиев; platănus adolescit (v. l. augescit) in amplitudinem PM платан растёт вширь; 2) перен. величие (animi, civitatis С); широта, пышность, блеск, великолепие, сила, вес, достоинство (nominis С; rerum gestarum Nep): ad amplitudinem pervenire С достигнуть высшего положения; 3) ритор. величественность (dactyli Q; Platonis С); возвышенность, подъём, пафос, блистательность (orationis AG). [B.32]
|
||||||
Елена СЪЯНОВА, российский журналист, писатель, историк: «…словесный портрет подобного человека требует времени, поэтому я ограничусь в основном теми сведениями, которые имелись о нём у вражеской стороны. Скажу сразу, гитлеровское руководство и сам фюрер национальных лидеров, боровшихся с ними насмерть, уважали в отличие от лидеров коллаборационистов, которых не просто презирали, но всегда и настойчиво подчёркивали это презрение: «Всякое предательство своей крови есть мерзость и всякий, кто совершил такое предательство, есть мерзавец, тот же, кто остался верен своей почве и крови, хоть он и стоит на нашем пути, есть герой, он подлежит уважению и уничтожению», Рудольф Гесс, 21 апреля 1939 года. Вот такому «уважению и уничтожению» подлежал в глазах фюреров Рейха Иосиф Броз Тито. Во время разработки операции под названием «Ход конём» по поимке руководства югославского Сопротивления во главе с Тито, немцы внимательно изучали его биографию – замечу, что на языке Гесса уважение и есть изучение – и составили обстоятельное описание его личности и фактов жизни. Это исследование вышло из гиммлеровского управления по вопросам расы и переселения, которое, как видим, занималось не только расовой чистотой собственных рядов. Любопытно, что эсэсовские эксперты, в отличие от будущих биографов Тито, не сомневались в его бедном крестьянском происхождении. Они ведь не знали, что с течением жизни этот талантливый человек овладеет несколькими языками, галантными манерами, познаниями подлинного эрудита и действительно станет мало похож на слесаря-механика с двумя классами гимназии и многолетним тюремным стажем. Тито был сыном хорвата и словенки. В 1914 году он был зачислен в полк, который воевал с сербами… …и самое интересное – мнение эсэсовских психоаналитиков о заочных взаимоотношениях со Сталиным. Эти страницы я перечитывала неоднократно, и всякий раз поражалась глубине непонимания немцами ни той, ни другой личности. Однако главный вывод был сделан верно, по-нашему он звучит примерно так: два Иосифа на одной ветке не споются. …с 1953 года Тито – президент свободной Югославии, большой, сильной, энергичной страны. …в 1980 году патриарх югославского социализма скончался. Его хоронили 208 делегаций. На алых подушечках несли 114 орденов и 59 медалей». [P.97.102]
|
||||||
Automatia, ās f (греч. «действующая по собственной воле») Автоматия, богиня случайностей Nep. [B.32]
Выполняя привычные функции, мозг задействует не все участки. Это состояние принято называть автоматизмом. Автоматизм, так же, как и дыхание, не задействует кору больших полушарий, включая только локальные слои мозга. В отличие от «Профессионала», «Любитель» вынужден каждую секунду искать решение, перебирая множество вариантов, поэтому его мозг максимально активен, можно сказать «воспламенён», в то время как профессионал точно знает, что надо делать: у него задействован только небольшой участок мозга, отвечающий за конкретные действия. В стрессовой ситуации произошёл выброс целого каскада различных веществ, которые вступили в конфликт. Произошла общая разбалансировка организма, как следствие – истерика: часть нервных клеток при этом погибает. Катастрофичнее, когда стресс носит затяжной характер. Михаил УГРЮМОВ, академик РАН, доктор биологических наук: «Любые системы, которые работают на грани своих функциональных возможностей, то есть, она рано или поздно быстро изнашивается и ломается. Это относится к чему угодно: это машина, это телега, это организм, и это клетки». [T.10.CDLXII]
|
||||||
Лев БЕЛОУСОВ, доктор исторических наук: «…отличие одно из многих, но принципиальных отличий авторитарного от тоталитарного режима состоит в том, что авторитарный прежде всего отличается на верхний слой элиты, истеблишмент поддерживает верхушку. Тоталитарный режим этим не довольствуется. Он должен распространить своё влияние на общество, он должен проникнуть, как говорил Муссолини: мы должны сделать так, чтобы они мыслили по-нашему, чтобы… Три черты я выделю в качестве ключевых для любого тоталитарного режима обязательно, во всяком случае, так мы сейчас видим из множества этих черт, это обязательно унитарная идеология, неважно, какая; это обязательно массовые организации, через которые эта идеология… Молодежные организации, партии… Корпорации, профсоюзы, система… Это организация, которая монополизировала свободное время трудящихся. И харизматический вождь. Вот если эти три составляющие есть, мы в принципе можем говорить: да, мы вправе назвать этот режим тоталитарным, но это явление двадцатого века, а не ранее. Все попытки распространить это на Древний Рим или Египет в данном случае не работают. Там была совершенно иная система взаимодействия масс и лидера. Культ харизматического вождя – это обязательная составляющая любого тоталитарного режима. При этом в Италии, на мой взгляд, он достиг максимум возможного, поскольку этот культ предполагал слепую веру. Всё то, что делал дуче, всё то, что делалось в это время в стране, граждане должны были воспринимать как дар свыше, как дар богов. Дуче всегда прав – вот лозунг, официальный лозунг, который транслировался всюду и везде. Основные черты тоталитарных режимов повторяются, независимо от того, в какой стране это происходит. Моя первая книжка, посвящённая системе воспитания молодежи в фашистской Италии, её борьбе против фашизма в годы сопротивления, в ЦК КПСС лежала четыре года, её не выпускали именно потому, что эта система была абсолютно идентична по структуре, по форме». [P.97.198]
|
||||||
Олег ВОСКОБОЙНИКОВ, доктор исторических наук, НИУ ВШЭ: «…он чувствовал, что на севере Италии университеты плодятся и размножаются, и это становится третьей силой, или, если угодно, четвёртой силой: папство, империи, города. И учёные становятся реальной влиятельной массой, которая плодится и размножается. Которая обладает серьёзным потенциалом в обществе – общественным авторитетом. Не «potestas», но «auctoritas». И Фридрих (Второй), будучи, во-первых, неглупым человеком, во-вторых, прагматиком на троне, понимал, что ему нужны кадры. И поэтому он выделил средства на стипендии. …чему – примерно понятно: риторика и юриспруденция прежде всего, гражданское право и каноническое право, то есть, чтобы своя церковная элита тоже воспитывалась там. Но прежде всего – риторика, то есть, умение правильно рассуждать в политических делах, вести деловую переписку, и юридическое мышление. И ещё одна деталь, что любой университет средневековый становился университетом и получал свою «auctoritas», когда какая-то вышестоящая серьёзная власть давала диплом – учредительную хартию. И чем выше эта власть, тем круче университет: король, император, герцог, Папа Римский, епископ. Тот, кто обладал одновременно и «potestas», «auctoritas» ещё и «magisterium». То есть это должна быть какая-то и учёная власть. Но одновременно и тот, кто основывал университет, обретал престиж, как основатель этого университета». [P.125.392]
|
||||||