ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН IV. Йод-Хе-Вау-Хе; Petra cubica; Forma; Auctoritas; Adaptatio; l'Empereur (Император); Иероглиф (Грудь).

   

Petra cubica

СБОРНИК 04_2

 
     
 

πέτρα, эп.-ион. πέτρη ἡ 1) скала, утёс (αἰγίλιψ, ἠλίβατος Hom.): ἐκ πέτρας εἰργασμένος Aesch. сделанный из камня, т.е. жестокосердый; δίλοφος π. Soph. двуглавая скала, т.е. Парнас(с); π. γλαφυρή Hom. выдолбленная скала, пещера в скале; δίστομος π. Soph. (досл. двуустая скала) пещера с двумя выходами; 2) каменная глыба (κυλινδεῖν πέτρας Xen.). [B.169]

πέτρος ὁ, Anth. тж. ἡ 1) камень (μάρμαρος Hom.): πέτροισι λευσθῆναι Soph. быть побитым камнями; πάντα κινῆσαι πέτρον погов. Eur. привести все камни в движение, т.е. употребить все средства; πέτρου φύσις Soph. каменная порода, т.е. камень; 2) скала: ἐν κατηρεφεῖ πέτρῳ Soph. в скалистой пещере. [B.169]

 

κῠβικός 3 1) имеющий кубическую форму, кубический (σχῆμα, εἶδος Plat.; σῶμα Plut.); 2) мат. возведённый в третью степень, кубический (ἀριθμός Arst.). [B.169]

κύβος (ῠ), редко Anth. κῦβος ὁ 1) куб, кубическое тело: ὁ κ. σταδαῖον παντᾷ σῶμα Plat. куб (есть) самое устойчивое из всех тел; 2) мат. куб, третья степень, число в кубе Plat., Arst.; 3) игральная кость (в форме кубика, все шесть граней которого имели обозначения - в отличие от ἀστράγαλος, у которого обозначения были только на четырёх; греки играла тремя костями): ἐν πτώσει κύβων Plat., Arst. как выпали игральные кости, перен. по прихоти случая (или судьбы); κρίνειν ἔργον ἐν κύβοις Aesch. решать дело бросанием костей (т.е. жребием); ἀεὶ εὖ πίπτουσιν οἱ Διὸς κύβοι погов. Soph. кости Зевса всегда выпадают правильно; ἔσχατον κύβον ἀφιέναι Plut. в последний раз попытать счастья; ἀνερρίφθω κ.! Plut. пусть будет брошен жребий! (лат. alea jacta esto!); 4) грань игральной кости с одним очком: τρεῖς κύβους βάλλειν Plat. выбросить три единицы. [B.169]

 

λίθος, ου (ῐ) ὁ и ἡ 1) камень (ξεστός Hom.; ἐκ λίθων ἐκλάμπει πῦρ Arst.): λίθον ποιῆσαί или θεῖναί τινα Hom. превратить кого-либо в камень; ἐν παντὶ σκορπίος φρουρεῖ λίθῳ погов. Soph. за каждым камнем таится скорпион; εἰς πέτρας τε καὶ λίθους σπείρειν погов. Plat. сеять на скалах и камнях; λίθον ἕψειν погов. Arph. варить камень; λ. προσκόμματος - см. πρόσκομμα; λ. ἀκρογωνιαῖος - см. ἀκρογωνιαῖος; 2) каменная глыба (служившая общественной трибуной), трибуна (τοῦ κήρυκος Plut.): τῷ λίθῳ προσστῆναι Arph. предстать перед (судейской) трибуной; 3) (тж. λευκὸς λ. Her., λ. Πάριος Pind., Her., Arst. и Παρία Theocr., Luc., κογχυλιάτης Xen.) мрамор Her. etc.; 4) λ. Arst. или Μαγνῆτις λ. Eur. (тж. Λυδία Soph., Ἡρακλεία Plat.) магнит; 5) пробный камень (λ., ᾗ βασανίζουσι τὸν χρυσόν Plat.); 6) горный хрусталь: ἡ λ. ἡ διαφανής, ἀφ’ ἧς τὸ πῦρ ἅπτουσι Arph. прозрачный хрусталь, которым зажигают огонь, т.е. зажигательное стекло; 7) игральный камешек Theocr.; 8) мед. мочевой камень Arst.; 9) (тж. λ. τίμιος NT) драгоценный камень: σμάραγδος λ. Her. - см. σμάραγδος; 10) надгробный камень Anth.; 11) pl. каменистая местность Xen.; 12) каменная скрижаль (ἐν λίθοις ἐντετυπωμένον NT). [B.169]

*

II θεμέλιος ὁ (sc. λίθος) краеугольный камень, основание (ἡ τοὺς θεμελίους ἔχουσα πόλις NT): οἱ θεμέλιοι παντοίων λίθων ὑπόκεινται Thuc. основания сложены из разного рода камней; ἐκ τῶν θεμελίων Thuc., Polyb. до самого основания или в самом основании. [B.169]

κεφαλὴ γωνίας NT краеугольный камень

 

con-cubo, uī, itum, āre Sulp = concumbo. [B.32]

 

con-cumbo, cubuī, cubitum, ere 1) ложиться (concubuēre boves Prp); 2) ложиться вместе, вступать в в половую связь (cum aliquo и cum aliquā Pl, Ter, С, тж. alicui Prp, O). [B.32]

 

II circiter adv. [circus] 1) кругóм, в окружности: lapis с. quadratus PM камень со всех сторон квадратный, т. е, кубической формы

 

 
     
 

Dr. Patrick Hunt, Stanford University: «Они строили из камня, а значит, не собирались никуда уходить. Они обосновывались надолго». [T.10.XXXII.10]

 

…история к нам приходит через камни – из камней строили, в камне увековечивали, камнями побивали. [T.10.CCCXCVI.1]

 

…ответ обусловлен значимостью этих зданий: храмы и пирамиды должны были противостоять ходу времени, тогда как для обычных домов люди использовали кирпичи из глины и соломы, высушенные на солнце, – техника, которая используется и в наши дни. [T.23.VI.7]

 

Игорь ШУРГИН, архитектор-реставратор: «Север без деревянного храма просто немыслим. Если камень и кирпич разрушается медленно, то дерево разрушается в геометрической прогрессии, после того, как протекать начинает кровля. И дальше процесс идёт очень быстро». [T.10.DCLXXII]

 

 
     
 

…в 2667-м году до нашей эры фараон Джосер начал строительство первого надземного каменного сооружения. Осуществление этого проекта сделало Египет самой высокоразвитой цивилизацией того времени, и возвысило его создателя в статусе бога. Он остался в истории как мудрый благочестивый правитель. Даже через две тысячи лет после смерти он остался примером для подражания для последующих фараонов Египта.

Dr. Lawrence Berman, Museum of Fine Arts, Boston: «Фараоны XIX-й династии почитали его первооткрывателем камня: Джосер был первым, кто построил свою гробницу из камня».

Dr. Peter Weller, Syracuse University: «Предположительно это первое каменное здание на Земле».

Помимо небывалых масштабов строительства, гробница Джосера отличалась от усыпальниц предшественников тем, что она была построена не из кирпича-сырца, а из камня.

Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «В те времена в Америке и Европе всё зодчество ограничивалось грудой камней. В Месопотамии активно развивалось строительство из кирпича-сырца. В Египте же велось беспрецедентное строительство из камня». [T.10.XXXII.5]

 

…именно из этого региона происходят все материалы, необходимые для удивительных древнеегипетских построек. В семидесяти километрах к северу от Асуана. Здесь находится одна из крупнейших каменоломен в Египте – Гебель эс-Сильсила. Именно отсюда происходят все каменные плиты, которые использовали при строительстве храмов от Карнака до Дандары (Дендера).

Прямо над рекой нависает большая песчаниковая скала.

Мария Нилсон и её команда ведут раскопки каменоломни в Сильсиле вот уже больше десяти лет.

Dr. Maria Nilsson, Lund University, Director Gebel el Silsila Project: «В более поздний период, особенно во времена царицы Хатшепсут и Восемнадцатой династии египетская архитектура претерпела изменения: от известняка в строительстве египтяне перешли к песчанику. И произошло это из-за Сильсилы – это основной источник песчаника, известного своим великолепным качеством». [T.13.CXVIII.1]

 

…но Аменхотеп позаботился о том, чтобы его подданные слышали лишь о его победах, а не о его трудностях. Аменхотеп изобрёл удивительный способ общаться со своим народом напрямую. В Египте уже давно использовались амулеты из камней в виде скарабеев. Аменхотеп наладил их массовое производство. На этих маленьких скарабеях были написаны последние новости о его достижениях. Эти каменные амулеты передавались из рук в руки всей империи. Они были первыми в мире газетами.

Именно благодаря скарабеям народ узнал, что Аменхотеп выбрал себе царицу. Помимо младших жён в гареме у каждого фараона была царица. [T.10.XCII.2]

 

 
     
 

Высоко в горах, окружающих Амарну обнаружены частично нарезанные строительные блоки, сохранившиеся со времён Эхнатона. Они примерно одного размера, весом около 50-ти килограммов каждый. Эти блоки называются ТАЛАТАТЫ. Работникам приходилось при температуре более сорока градусов по Цельсию тащить эти блоки по неровным горным тропам до самого города в двух с половиной километрах отсюда. В течение чуть более десяти лет Эхнатону удалось завершить строительство всего, что он обещал на пограничных плитах. Дворцы, храмы и особняки. Всё во имя своего бога, – Атона. [T.13.XXXVI]

 

Jacquelyn Williamson, Egyptologyst, Johns Hopkions University (изучала искусство древнеегипетской каменной кладки): «Талататы – строительные каменные блоки в Амарне. Талататы специально делали меньше тех, который использовались для египетских строений. Бригады рабочих не нужны, один человек может справиться с талататом, поэтому большие здания можно возвести сравнительно быстро. До Эхнатона талататы не встречались, они впервые стали использоваться при нём. Он также пытался создать много произведений архитектуры и искусства в очень короткий отрезов времени». [T.12.III]

 

…тысячи украшенных резьбой блоков, которые использовались при строительстве некоторых храмов. Блоки, называемые талататами, некогда были частью стен, построенного Эхнатоном, храма Атона. Талататы стали ценным источником знаний о культе Атона и о роли Нефертити.

Dr. Claude Traunecker / professeur dUniversité et directeur de linstitut dEgyptologie de lUniversité de Strasbourg (Профессор Клод Троникер является одним из ведущих специалистов по талататам): «…новым и необычным является то, что царица тоже изображена на барельефе. Есть даже изображение царицы…

…и когда царь пил и принимал пищу, это было ритуальным действием. Эти каменные блоки уникальны. Здесь изображены не только царь и царица, но и внутреннее убранство дворца. А это брачное ложе царя, и ступеньки, ведущие к нему. Брачное ложе – это сакральное место, где царь и царица совершают действо столь же важное, как и принятие пищи». [T.10.CII]

 

…эти камни стали называть «талататами», от названия современной арабской цифры «три», поскольку их размеры равнялись примерно трём раскрытым ладоням. [T.12.LXXXII.1]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…и о существовании этих блоков узнали только в 1899-м году, когда в результате землетрясения несколько колонн упало, их стали укреплять, и под ними нашли великолепные расписные блоки, которые когда-то были частями стен. Вслед за арабскими рабочими такие небольшие блоки, они где-то порядка шестидесяти-семидесяти сантиметров в длину и двадцать пять сантиметров в высоту, были названы «таль-атат» или «то, что длиной в три ладони». И вот эти, так называемые, «талататы», они сейчас реконструированы в целые стены храмов, на которых мы видим Аменхотепа Четвёртого». [P.125.27]

 

 
     
 

Denys Allen Stocks, «Experiments in Egyptian Archaeology: Stoneworking Technology in Ancient Egypt» (Денис Стокс, специалист и автор книги о технике обработки камня в Древнем Египте): «Известняковый блок. Приготовленные инструменты очень просты. Каменный блок аналогичен тем, которые использовали для облицовки Большой пирамиды. Медное долото, медь получали из медной руды, добытой на Синае. Древние использовали три природных материала: медную руду, кремень и песок. Из меди изготавливали долота, топоры, сверла и буры. Медь мягкий металл, как можно им обрабатывать камень? Секрет в том, что долото отбивали в холодном состоянии, не так как современный стальной инструмент, и кромка закалялась при естественном остывании. Теперь можно обрабатывать камень. Это очень просто, берёшь долото, прикладываешь к кромке и аккуратно отбиваешь кусочки, меняя угол наклона, чтобы получить ровную поверхность. Достаточно ровную для облицовочного камня. Но есть ещё один способ, при котором используется кремниевый скребок – у него острая кромка. Можно поставить под углом к камню и постепенно соскребать все выступающие места». [T.12.XV.2]

 

Denys A. Stocks, Ancient Egyptian Technologist: «Инструменты, изобретённые древними египтянами, во многом стали предшественниками современных инструментов». [T.10.CXLIII]

 

 
     
 

Команда обнаружила одну из крупнейших стел, когда-либо найденных в Египте. Её высота шесть метров. На одной поверхности расплывчатые очертания Птолемея VIII-го и его двух цариц. Одна, – его сестра, – Клеопатра II-я, другая, – её дочь, – Клеопатра III-я. Даже образы, запечатлённые в камне, могут скрывать их подлинное значение. Что могут скрывать эти царские лики? Стела демонстрирует родословную конца эпохи Птолемеев. Семейные портреты маскируют кровосмесительную смертельную борьбу за власть. Они также показывают глубину связи между египетским духовенством и правителем клана Птолемеев. [T.12.XLII]

 

Расположение одних иероглифов относительно других также подчинялось эстетическим законам. Египтяне всегда старались сгруппировать иероглифы в прямоугольники. Например, слово «здоровье» записывалось тремя согласными s-n-b. Египтяне не стали бы писать [1], ибо такое размещение выглядело для них уродливо и было бы расценено как неверное. Следовало расположить знаки прямоугольником [2]. Иероглифические надписи являют собою образцы мастерства, с которым египтяне составляли эти прямоугольники. Подобная работа облегчалась тем, что отдельные иероглифы могли быть увеличены или уменьшены в угоду композиции, а некоторые знаки размещались как вертикально, так и горизонтально. Писцы готовы были даже немного изменить порядок следования знаков, если в результате нового их расположения получался более сбалансированный прямоугольник. Поэтому многие египетские слова имели два или более различных написания. Каждое из этих написаний было хорошим если соблюдались эстетические каноны. Если перед египтянами не стояло вопроса в выборе направления, они писали справа налево. [P.130]

 

 
     
 

Dr. Stephen J. Tinney, University of Pennsylvania: «…Свод законов Хаммурапи, который представляет собой каменный монумент, с высеченным сверху изображением бога Солнца Шамаша – бога Справедливости, дающего символы царской власти правителю Хаммурапи. Самый первый закон начинается здесь. И это закон «О лжесвидетельстве». Закон гласит: «Если человек обвиняет другого человека в убийстве и не может доказать своё обвинение, обвинитель будет казнён». Важность этого записанного Свода законов заключается в укреплении царской власти и утверждении, что правитель – Помазанник божий – послан вершить справедливость изо дня в день». [T.13.XXVIII]

 

Через Ворота Иштар проходила священная Дорога Процессий к месту больших новогодних торжеств. Мы знаем это по надписям, отпечатанным на кирпичах. «Для богов Мардука и Набу я укрепил стены вдоль этой дороги асфальтом и обожжённым кирпичом, и покрыл их сверху толстым слоем сверкающей эмали. Да возрадуются боги, когда пройдут этой дорогой». Навуходоносор приказал поставить эту печать на тысячах изразцов, покрывающих стену. Вавилонская Башня, Ворота Иштар и Дорога Процессий были символами преданности богам, – молитвы, на века воплощённые в камне.

Закладка каждого краеугольного камня сопровождалась магически ритуалом. Все продукты, служившие повседневной пищей: масло, молоко, пиво, финики, приобретали религиозное значение, когда цари и жрецы перед лицом богов готовили площадку к началу строительства. В текстах древних глиняных табличек сложные ритуалы описываются во всех мельчайших подробностях. Сливки, мёд и пиво надо было вылить на краеугольный камень, – это было драгоценное приношение богам. Обожжённые глиняные статуэтки, – это символы богов, – помещались на этот священный камень. У каждой из них был в руках металлический прут – символ божественного могущества. Особым образом готовили жертвенную овцу, её рот протирали ароматной настойкой можжевельника, чтобы боги благосклонно приняли жертву. Статуэтки посыпали белой очищенной мукой, священным даром земли, чтобы рост и процветание царили на землях, окружающих здание. Затем статуэтки зарывали в землю, чтобы она выдержала вес нового сооружения. И ещё долгое время после того, как рухнут сами здания, магические статуэтки сохранятся до нынешнего дня. [T.12.XLIII]

*

Prof. Andrew R. George, London University: «Брали кирпичи, так как в Месопотамии в избытке можно найти глину из аллювиальных отложений. Естественно, всё строили из глины: древесины и любого камня было очень мало, поэтому глиняные кирпичи в Древней Месопотамии использовались повсюду для всевозможных построек».

Как и любая другая цивилизация древности, Вавилон был обязан своим существованием реке. При засушливом климате и всего ста миллиметрах осадков в год почва этой местности не способна поддержать ост даже одного единственного деревца без орошения. Но Евфрат менял это положение: он приносил воду и огромное количество ила, который повышал плодородность почвы и предоставлял людям древности глину – превосходный строительный материал.

…здешние жители были мастерами такого строительства. Они разработали сложные архитектурные приёмы, такие как арка, за три тысячи лет до нашей эры.

Для постройки использовали глиняные кирпичи тридцати сантиметров длиной, тридцати шириной и восьми толщиной. Строители укладывали их ровными рядами и покрывали раствором, а затем сухим камышом и соломой. Это был эффективный способ повысить клейкость раствора и устойчивость массивного здания.

…зиккурат Акаркуф, построенный около полутора тысяч лет до нашей эры. Даже теперь видны камыш и солома, использованные при строительстве. Хотя кирпич разрушился из-за многолетних дождей и ветров, стебли высовываются из стены, как стрехи на крыше. Древние вавилоняне пользовались и другим, ещё более современным строительным материалом, а именно – гипсом. Он служил для укрепления мягкой глины. [T.10.CDLV.1]

 

 
     
 

Зевс проникает в покои Кроноса и подливает яд в его чашу с Нектаром. Кронос её выпивает, и ему становится плохо. Первым он изрыгает камень, который дала ему жена вместо младенца-Зевса. По легенде этот Камень стал основой самого почитаемого в Древней Греции места – Дельфийского Храма – пристанища Оракула. Вслед за Камнем Кронос изрыгнул пятерых братьев и сестёр Зевса. [T.18.XXIII.1]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…и новое человечество, оно уже «земнородное» – оно рождено от земли: оно не рождено от богов. Хотя, с другой стороны, ведь все боги, они тоже родились от Геи и Урана. И в этом смысле они тоже земнородные. Как вот тонко всё время в греческой традиции уходит от точной фиксации того, что есть человек. Но, по крайней мере, классическая этимология греческая неправильная, безусловно,  но так любили греки говорить, они слово «народ» – «лайос». Вот, например, слово «Николай» – это «победитель народа», Николайос. Вот слово «лайос» – «народ», если «демос» – это «политический народ», то лайос – это «народ как население». Так вот, слово «лайос» происходит, от «камня» – «лаас». То есть люди появились из камней». [P.125.226]

*

λᾶας, ὁ, сокр. λᾶς, р. λᾶος, д. λᾶι, в. λᾶαν, р. мн. λᾶων, д. λᾶεσσι (кор. λα. lapis), камень; скала. эп. поэт.

λᾶἴγξ, ιγγος, ἡ, уменьш. от λᾶας, камешек. эп.

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4

ДАЛЕЕ