ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН IV. Йод-Хе-Вау-Хе; Petra cubica; Forma; Auctoritas; Adaptatio; l'Empereur (Император); Иероглиф (Грудь).

   

Иероглиф (Грудь)

СБОРНИК 04_7

 
     
 

mēnsa, ae f 1) стол (mensas cibis exstruere С); 2) neрен. кушанье, яства, тж. трапеза (apud mensam Pl etc.); блюдо: m. secunda С, Nep и mensae secundae Pt десерт; 3) лоток, лавка (m. lanionia Su): carā mensā pisces averrere H покупать дорогие сорта рыбы; 4) меняльная лавка, банк (m. publica С); 5) жертвенник, алтарь (mensae deorum V); 6) подмостки, возвышение (на котором выставляли рабов на продажу) Ар; 7) игорный стол (m. lusoria Aug). [B.32]

 

ad-moveo, mōvī, mōtum, ēre 1) придвигать, пододвигать, двигать, приближать (machĭnam С); подносить (aliquid ad nares C; manūs ad faciem Pt); se a. Pt придвинуться; a. ubera V подносить сосцы, т. е. кормить грудью

 

alimentum, ī n (преим. pl.) [alo] 1) пища, пищевые продукты (alimentorum egestas Sen; перен. a. flammae O): addere alimenta rumōribus L давать новую пищу слухам; 2) юр. содержание, иждивение (minas decem pro alimentis dare Ter). [B.32]

 

cibāria, ōrum n [cibarius] 1) съестные припасы, провизия, продовольствие, пропитание, солдатский паёк (duplicia с. Vr): с. trium mensum Cs трёхмесячный запас продовольствия; 2) корма, фураж Cato, С etc.: corvorum с. бран. Pt воронья сыть, падаль. [B.32]

 

cibātus, ūs m пища, питание Pl, Vr, PM. [B.32]

 

cibus, ī m 1) еда, пища, корм (lĕvis CC, PJ; gravis С; acer, mollis CC): cibum sumere Nep, Just (capere Ter, РМ) принимать пищу, есть; homo multi cibi С человек, любящий покушать; 2) питательные соки и вещества (с. per truncos ас per ramos diffunditur Lcr; c. arborum imber PM); 3) приманка (hamos abdidit c. Tib): maximi cibi esse Vr быть весьма питательным, но: plurimi cibi esse Su есть чрезвычайно много; 4) перен. пища, питательный материал (măli О; humanitatis С): omnia pro cibo furoris accipit О всё служит пищей безумия (Терея). [B.32]

 

culīna (apx. colīna), ae f 1) кухня Pl, Col, C, Sen etc.; 2) переносный очаг, жаровня Sen, J; 3) еда, стол, угощение Н, J; 4) обжорство (sestertium mille in culinam conjecisse Sen). [B.32]

 

 
     
 

Светлана БАБКИНА, кандидат исторических наук: «…употребляется очень старое имя Бога – «Эль-Шаддай» – «Грудастый», то есть, «питающий». Бог – который и Отец и Мать. Первая главная функция Бога – кормить и заботиться о людях». [P.125.63]

 

 
     
 

…наконец храм перестал быть безымянным. Теперь мы знаем его источник: Аманитере была могущественной нубийской царицей, правившей в первом веке нашей эры.

Dr. Julie R. Anderson, Canadian archaeologist, Royal Ontario Museum, Toronto: «Мы знаем как выглядела царица. Вот её корона, в передней части которой двойной Уреос – две змеи, над головой у каждой по небольшому солнечному диску. Вот её нос, нос в профиль. Вот ухо с небольшой серёжкой. У неё большая полная щека. Значительный вес означал, что она красива, плодовита, ей хватает еды, и она может рожать детей».

Царица Аманитере и её муж, царь Натакамани, правили Нубией во времена Христа. Могущественная чета чтила богов, построив в Нубии серию храмов. [T.12.II]

 

…полнота Генриха Восьмого не удивляет Сюзанну Липскомб – биографа короля.

Dr. Suzannah Lipscomb, University of East Anglia: «Дело в том, что Генрих питался в основном мясом. В то время люди, которые могли позволить себе мясо, его и ели: отсюда нехватка витаминов – свежих овощей на столе практически не было. Поэтому, конечно, Генрих набрал немало килограммов, поглощая столько белков и почти не двигаясь». [T.10.CCCLXXXI.5]

 

…ни человек, ни животное не способны питаться энергией напрямую от Солнца – нужен посредник.

Вячеслав ДУБЫНИН, доктор биологических наук: «Солнце, освещая нашу планету, позволяет, прежде всего, растениям эту энергию захватывать. То есть, процесс фотосинтеза – это процесс, направленный на захват солнечной энергии и превращение этой энергии в органические вещества. За счёт солнечной энергии молекула углекислого газа – неорганическая молекула, молекула воды – тоже совершенно неорганическая молекула, слепляются вместе, и, в итоге, получается «великая молекула глюкозы», с которой, собственно, начинается весь энергообмен в живых организмах. То есть, молекулу глюкозы можно сравнить с батарейкой, заряженной солнечным светом.

Белок, как источник энергии – это плохая штука, и это не связано, собственно с энергией: вот, вы сжигаете чистое топливо, и сжигаете топливо, которое даёт кучу дыма. Когда сжигаются белки, там получается мочевина – отход азотистого обмена, и почки должны стараться всё это выводить, а если они не успевают, то, соответственно, идёт отравление. Реально наш организм не рассчитан на потребление большого количества мясной пищи. То есть, если мы начинаем получать энергию из белков – это плохо». [T.10.CDXVII.1]

 

 
     
 

Молочные железы – это изменённые потовые железы. Поэтому молоко – особая форма пота, обогащённого белками и жирами.

Богоматерь у ранних христиан, богиня Инанна у шумеров, и Нут у древних египтян представлялись крылатыми. Поскольку все они были кормящими матерями, то и появилось такое странное словосочетание «Птичье молоко».

Ю. ДОНСКАЯ [A.153]

 

О чём пишут научно популярные журналы мира (ЦИФРЫ И ФАКТЫ)

За полгода вскармливания грудного ребёнка молочные железы матери выделяют почти 6 (шесть) килограммов жира.  [A.133]

 

…кормление детёныша молоком отнимает много энергии у любой матери: можно сказать, детёныш буквально высасывает у матери все силы. В итоге кормящие матери вечно голодны. [T.10.CDLXIII]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…когда сын Эхнатона – Тутанхатон – Живое подобие бога Атона, меняет своё имя на Тутанхамон и оставляет старую столицу своего отца, чтобы вернуться к традиционной религии своих предков, он не возвращается в Фивы – старую столицу великих богов. Он делает компромиссное решение и переезжает в Мемфис. И вот здесь в эпоху Тутанхамона в Мемфисе начинается невероятный расцвет.

«Первое, что мы увидели, просочившись через почти засыпанную дверь, был этот песчаный холм, из которого выступал рельеф удивительной красоты. Подёрнутое улыбкой лицо женщины. Великолепный придворный парик, украшенный благовонным конусом, и… дитя на её руках. Но какое дитя! Сам царь Тутанхамон! Его имя было вырезано на стене, но и по лицу – пухлому, младенческому и такому знакомому, царя можно было опознать без затруднений.

Кем была эта женщина? Как выяснилось, приёмной матерью юного царя, его кормилицей и наставницей. Её имя – Майа – было выписано в гробнице повсюду…» пишет в своих публикациях Ален Зиви.

Аналоги таких вещей есть, потому что иногда царская кормилица изображалась особым образом: дело в том, что царь связан с ней посредством молока магической связью. Менет несу – царская кормилица и её супруг Ит менат – начальник кормилиц были по отношению к царю (очень некорректное сравнение) – крёстные. Это очень близкие, не родные по крови, но близкие до невозможности». [P.125.72]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…на боковую панель колосса Рамзеса Великого. Как и у многих других владык Верхнего и Нижнего Египта, на его престоле два великих духа реки – два бога Хапи – связывают вокруг трахеи, которые обеспечивают дыханием всю страну, геральдические растения – папирус и лилию. Папирус – как символ Нижнего Египта и дельты, и геральдическую прибрежную лилию – как символ Верхнего Египта и долины.

Хапи если и не был самым популярным египетским богом, то он был, в буквальном смысле этого слова, «Подателем хлеба» для каждого египтянина. Его изображали в виде андрогинного мужчины с пышной грудью, с отвислым животом. Он как бы преисполнен всей той благодатью и плодородием, которое он, в случае, если характер его проявится милостиво, должен дать в очередной год великой долине Нила». [P.125.46]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…должна выступить как его Небесная мать, которая должна дать царю победу над смертью внутри его заупокойного храма, защищая его, давая ему магическую защиту, наконец, давая ему молоко. Молоко – «Анх-уас» – «молоко жизни и властвования» даже царь испивает трижды на протяжении своего земного пути: в момент рождения – для того, чтобы родиться; в момент коронации – для того, чтобы полностью изменить свою сущность и впустить в себя божество (божественный прототип); и третий момент, конечно, в момент смерти, для того, чтобы смерть была побеждена и наступила жизнь вечная». [P.125.9]

*

…изумительная история картины («Святой Лука, рисующий Мадонну»). Это Рогир ван дер Вейден.

Николай ЗЫКОВ, хранитель коллекции нидерландской живописи: «…капля молока, которая была практически не видна. И это важно отметить. Получается, что это сюжет «Мадонна Млекопитательница» – классический христианский сюжет. И, даже, не только христианский: относят к более ранним, чуть ли не египетским временам».

Михаил ПИОТРОВСКИЙ, доктор исторических наук, директор Государственного Эрмитажа: «Потом ставший запретным: после Тридентского собора уже считалось, что неприлично католикам изображать обнажённость». [T.10.DXXXIII.5]

 

 
     
 

Многие считают детство драгоценной порой – временем невинности, открытий и игр. Но не все дети растут одинаковыми…

У людей детство продолжается дольше, чем у любых других видов. Мы рождаемся беспомощными – без заботы и защиты мы умрём. Детство – это наше время приготовиться к дню, когда мы сможем заботиться о себе как взрослые.

Prof. Paula S. Fass, UC Berkeley: «Отношение к детству в разных культурах разное, и нас иногда шокирует то, как люди относятся к своим детям, и как другие люди понимают детство. Мы принял набор взглядов о том, что дети должны делать на разных этапах своего развития.

Научное изучение детства началось в конце девятнадцатого века, и сейчас определяет большую часть наших взглядов на детей.

…ребёнок пяти лет должен пройти определённые этапы и оставить позади этап, где ему требуется материнское молоко. Таким образом, мы чувствуем брезгливость, видя ребёнка такого возраста, всё ещё делающего то, что по нашему мнению подходит для годовалого, даже, возможно, для двухлетнего ребёнка, но уж точно не для пятилетнего».

В течение всей истории кормление грудью регулярно входило в моду и выходило из моды. В Древнем Египте кормилица Тутанхамона была похоронена в собственной искусно отделанной гробнице. Во времена Возрождения кормилицы также были популярны, потому что считалось, что кормление грудью может испортить фигуру матери.

Когда женщины в восемнадцатом и девятнадцатом веках начали работать, у многих не оставалось времени на кормление грудью, так что появился целый класс кормилиц. Всё меньше и меньше матерей кормили сами своих детей, кормление грудью постепенно стало восприниматься как нечто противное, животное и запретное.

Dr. Robin Grille, Australian Association for Infant Mental Health: «Западный мир имеет длинную историю попыток уклонения от кормления грудью. Сотни лет в Средние века и ещё, в большей степени, во времена Возрождения матери отказывались от детей, считая их противной, отвратительной и смущающей обузой. Поэтому прибегали к услугам профессиональных кормилиц».

Но самой сильной атаке кормление грудью подверглось в двадцатом веке. После Второй Мировой войны успех рекламных компаний производителей детского питания привёл к сокращению кормления грудью по всему миру.

К шестидесятым годам всего лишь восемнадцать процентов матерей кормили грудью.

Dr. Stephen Juan, University of Sydney: «Индустрия детского питания на Западе нанесла удар по уверенности матерей в том, что они могут должным образом кормить своих детей самостоятельно. Им было сказано, что их молоко может быть недостаточно питательным, и что им следует покупать продукт, который природа даёт им бесплатно».

В наши дни подавляющее большинство врачей считает материнское молоко лучшим питанием для детей. Оно жизненно необходимо иммунной системе младенца, доказано, что оно улучшает их умственные способности…

Один антрополог рассчитал, что если сравнивать с другими приматами, приблизительным сроком отлучения от груди у людей следует считать возраст от двух с половиной до семи лет.

Dr. Robin Grille: «У нас, на Западе, похоже есть убеждение, основанное скорее на культурных нормах, нежели на научных фактах, что если потакать потребностям младенцев и маленьких детей, то они вырастут более зависимыми и капризными. В то время как на самом деле правда заключается в диаметрально противоположном: полноценное кормление грудью оказывает долгосрочную пользу психике ребёнка». [T.21.VIII.7]

 

Владислав ГОНЧАРУК, академик Национальной академии наук Украины, доктор химических наук, директор Института коллоидной химии и химии воды НАН Украины: «Илья Ильич Мечников исследовал микрофлору внутри организма человека, и исследовал продукты его жизнедеятельности. Независимо от того, чтобы человек не ел, а продукты жизнедеятельности у всех одинаковы: очень долго не понимали, очень долго, почему. Оказывается, ведь продукты нашей с вами жизнедеятельности включают только микрофлору – это отмершая микрофлора, без которой не работает человеческая иммунная система. Это всё связано с нормальной питьевой водой. И Мечников учил, это очень актуально для нашей молодёжи, ребёнка молодого нужно кормить молоком матери столько, сколько есть у матери молока. Потому что его микрофлора формируется вместе с микрофлорой матери, и тогда человек вырастает защищённым иммунно…» [T.10.CI.121]

 

…альтернативные источники питания для младенцев и малышей также способствовали росту рождаемости.

Dr. Katharina C. Rebay-Salisbury, University of Leicester: «Теперь женщине не нужно было кормить ребёнка грудью до трёх лет, как было принято у охотников и собирателей. Вместо этого с достаточно раннего возраста можно было давать ребёнку молоко животных и каши. Благодаря сокращённому периоду грудного вскармливания, фертильность женщины восстанавливалась после родов быстрее и, соответственно, сокращался временной интервал между рождением детей».

Это имело колоссальные последствия. [T.10.DCCXLVIII]

 

 
     
 

Dr. Pier Paolo Petrone, University of Naples: «Мы можем предполагать, что между этими двумя индивидуумами было родство, хотя наверняка это сказать нельзя. Судя по возрасту, ему было 40 – 50 лет, ей около 20-ти. Можно предположить, что это отец и дочь».

Dr. Simon Stoddart, Department of Archaeology, the University of Cambridge: «В этот период в районе Эгейского моря уже были известны большие города со сложно устроенными коммуникациями, принадлежащие минойской и микенской цивилизациям. В этом районе (северо-восточнее Везувия 20 км) в Бронзовом веке пейзаж представлял собой скопление маленьких деревень, разбросанных в лесистой местности. Площадь не превышала одного-двух гектаров. В нашем представлении Бронзовый век – это сияние медных и позолоченных доспехов, как в ирландских сказаниях, а здесь можно видеть настоящий Бронзовый век – повседневная жизнь людей, полная борьбы за существование».

Пока археологи изучали стиль жизни Бронзового века, Петроний изучал скелеты, пытаясь узнать как можно больше.

Dr. Pier Paolo Petrone, University of Naples: «Тот факт, что ему от сорока до пятидесяти лет очень интересен. Для Бронзового века это весьма преклонный возраст. Это говорит о его прекрасном состоянии здоровья и хорошей гигиене в этой популяции».

Раз человек смог дожить до такого возраста, возможно, в этом заслуга системы питания. Петроний не смог сказать наверняка, чем обычно питался этот человек. Но другие находки с раскопок дали ему некоторые намёки, и оказалось, питание людей не слишком изменилось за прошедшие четыре тысячи лет.

Dr. Simon Stoddart, Department of Archaeology, the University of Cambridge: «Сырименно то, что появилось впервые в Бронзовом веке. Кампания – самое известное место производства сыра Моцарелла. Скорее всего, его делали из молока овец. В некоторых из складских мест мы обнаружили куски мяса, очевидно принадлежавшего молодым бычкам и тёлочкам, которое было подвешено так, чтобы оно могло долго храниться. Такие количества мяса могут храниться только с помощью высушивания и подсаливания. Например, Prosciutto crudo – известный итальянский мясной деликатес, был изобретён ещё в те времена».

Остатки вяленого мяса не единственная обнаруженная в хижинах пища. Были найдены также остатки растений, окаменевшие в пепле. Это злаковые культуры – пшеница, ячмень, а также листья дуба, папоротник, орехи и растительные волокна, из которых плели сетки и верёвки. По этим остаткам археологи сделали вывод, что жители деревни были земледельцами, живущими своим урожаем.

Dr. Simon Stoddart, Department of Archaeology, the University of Cambridge: «Была найдена местная разновидность пшеницы, широко распространённая по всему району раскопок, которую жители растирали. Была найдена также каменная зернотёрка. Затем продукт хранили в виде готовой к употреблению муки».

Но жители были не только земледельцами. По находкам было ясно, что они занимались также охотой. На кого они охотились, стало ясно, когда была найдена целая коллекция из костей и клыков кабана… (1995г. раскопали скелеты, 2001г. – деревня). [T.4.XX]

 

 
     
 

Как бы ни мало был склонен этот лама отвечать на мои вопросы, он был обязан махарадже своим положением настоятеля маленького монастыря в Далинге, и желание князя вынуждало его изменить немного своей сдержанности. В числе тем, затронутых мною в беседах с ним, был вопрос о дозволенной для буддистов пище. Подобает ли, – спрашивала я, истолковывать софизмами категорическое запрещение убивать, дозволено ли буддисту наперекор заповедям есть мясо и рыбу? Как и преобладающее большинство тибетцев, лама не был вегетарианцем. Он изложил мне ряд не лишённых некоторой оригинальности теорий, и в дальнейшем мне снова пришлось слышать их в Тибете.

Большинство людей, сказал он мне, едят только, чтобы насытиться, не размышляя о совершаемом ими акте и его последствиях. Этим невеждам полезно воздерживаться от животной пищи. Другие же, напротив, знают, во что превращаются элементы веществ, попадающих в их организм, когда они съедают мясо какого-нибудь животного. Они понимают, что усвоение организмом материальных элементов влечёт за собой усвоение других, связанных с ними духовных элементов. Владеющий знаниями может на свой собственный страх и риск комбинировать подобные соединения, стремясь извлечь из них результаты, полезные для принесённого в жертву животного. Проблема заключается в том, увеличат ли поглощаемые человеком животные элементы его животную сущность, или же он сумеет превратить входящую в него животную субстанцию, возрождаемую в нём под видом его собственной деятельности, в умственную и духовную силу.

Александра Давид-Неэль [B.100]

 

…достать дрова на такой высоте просто негде. В тёплые месяцы кхампы делают запасы на зиму: в основном это мясо яка, сыр, масло, а также ячмень. В муку из обжаренных зёрен ячменя они добавляют молоко, чай и жир яка. Так готовится цампа – основная пища тибетцев.

В каждой долине можно увидеть посадки ячменя, особенно рядом с монастырями. Тибетские монахи едят практически только одну цампу. Они готовят её в глубокой миске и скатывают в шарики, которые едят, запивая чаем или водой. Попадая в желудок, шарики набухают и создают ощущение сытости. [T.10.CXL.3]

 

 
     
 

Prof. Carole R. Fontaine, Andover Newton Theological School: «Он восстановил мир внутри империи. Люди были так рады тому, что воцарился порядок, что появилась идея о божественной природе Августа. С этого и начался культ римских императоров».

В течение трёх веков в честь императоров устраивали пышные церемонии. Бюсты правящего императора и его предков украшали венками и торжественно вносили в храм. Главным моментом церемонии был пир, символизирующий процветание, принесённое Риму правителем. Участвуя в трапезе, люди оказывали почтение императору и политической системе Рима. Каждый из пирующих демонстрировал свою верность божественному правителю. [T.17.XXI.1]

 

Гладиаторы не сбрасывали вес перед боем, а, наоборот, набирали его. Древние римские мозаики изображают гладиаторов массивными, но историки всегда считали, что это часть их имиджа энергичного мачо.

Нормальное питание – смесь овощей и мяса – характеризуется балансом элементов стронция и цинка. Но Канц обнаружил, что в образцах костей гладиаторов на удивление много стронция и мало цинка.

Dr. Fabian Kanz, University of Vienna: «Наши первые результаты показали, что рацион гладиаторов состоял главным образом, из растительной пищи».

Результаты Канца помогли разгадать одну историческую загадку. В одном историческом тексте приводится прозвище гладиаторов – «Утарии», что значит «грызущие ячмень», так как они жили на крайне лёгкой диете из ячменя и бобов. Но почему гладиаторы ели ячмень и бобы? Чтобы набрать толстый слой не мышц, а жира.

Dr. Karl Grosschmidt, University of Vienna: «Такого жирового слоя можно добиться только в результате питания злаками. Жировой слой защищал гладиатора от резаных ран, от глубоких резаных ран, предохранял вены и артерии от повреждений».

Гроссшмит считает, что добавляя лишние дюймы плоти к скудным доспехам, гладиаторы защищали себя от определенных ударов, а это на арене было вопросом жизни и смерти. Неудачное выступление возбудит у толпы жажду крови, а после хорошего боя гладиатором могут воздать честь за их храбрость, и проигравший получит право на милосердие. [T.12.LX]

 

ūtor, ūsus sum, ūtī depon. 1) употреблять, применять, пользоваться… 3) потреблять, питаться, жить (u. lacte et herbis O; habeo unde utar С)…

 

hordeum, ī n ячмень (panis ex hordeo РМ)…

 

hordeārius, a, um [hordeum] 1) ячменный… 3) питающийся ячменём (gladiatores PM)

 

cantabrum, ī n 1) пшеничные или ячменные отруби СА; 2) (при императорах) знамя, хоругвь Tert. [B.32]

 

cibārium, ī n [cibarius] 1) питание (с. vestiarium Sen); 2) ячменная мука грубого помола РМ. [B.32]

 

Поэт и философ Ювенал свёл традиции империи к простой формулировке – «Хлеба и Зрелищ». Он мог бы добавить ещё и термы, поскольку в Риме термы были чаще всего общественными и открытыми для всех. [T.10.CLXXIX.1]

 

При нормальных обстоятельствах мы используем лишь треть нашей мышечной ткани единовременно, даже когда нам кажется, что мы испытываем нагрузку. Только так наши мышцы работают наиболее эффективно.

Dr. Allan I. Basbaum, University of Southern California, San Francisco: «Разница заключается не в болевом пороге человека, а в степени переносимости боли: какую боль вы вытерпите, прежде чем сказать «хватит». Если на протяжении долгого времени нетерпение боли порицается как слабость, вы вскоре научитесь её терпеть».

У большинства людей жировые клетки не погибают и не вырастают, они просто увеличиваются или уменьшаются в размере в зависимости от количества накопленного жира. Когда заканчивается глюкоза, организм переключается на жировые запасы. Но процесс превращения жира в энергию занимает больше времени. Процесс выделения энергии из жира требует больше кислорода.

Dr. Todd Schroeder, University of Southern California: «У обычного человека через сердце в минуту проходит пять литров крови, тренированный организм пропускает через сердце тридцать пять литров крови в минуту. Это даёт больше кислорода и позволяет вырабатывать больше энергии». [T.12.LXXVI.2]

 

 
     
 

1 - 2 - 3

ДАЛЕЕ