ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН IV. Йод-Хе-Вау-Хе; Petra cubica; Forma; Auctoritas; Adaptatio; l'Empereur (Император); Иероглиф (Грудь).

   

Forma

СБОРНИК 04_3

 
     
 

figūra, ae f [fingo] 1) фигура, наружный вид, внешние очертания, образ (f. lapĭdis О; navis Cs; mundi С; humana, muliebris С); 2) расположение (взаимоотношение) частей, уклад, строение (natura et f. corporis С); 3) положение, поза (aliquot figuras exprimere Pt); 4) изображение (ligneola hominis f. Ap); 5) тень, призрак, видение (figurae mirae simulacraque Lcr); 6) характер, свойство, род (negotii, ingenii С); 7) грам. форма падежа (alia nomina quinque figuras habent Vr); 8) мат. фигура (f. quadrangula PM); 9) ритор. фигура, оборот (f. orationis Q); 10) филос. прообраз, идея Sen; 11) способ, форма (pereundi mille figurae О). [B.32]

 

quadrātum, ī [quadro] n четырёхугольник, квадрат С, Col, PM: mutare quadrata rotundis H менять четырёхугольное на круглое, т. е. всё ставить вверх дном. [B.32]

 

I quadrātus, a, um [quadro] 1) четырёхугольный или четырёхгранный, квадратный (turris Lcr; lapis Sen): quadratus pes Q, PM квадратный фут ( = 0,087 кв. м); quadratum agmen Vr, С, Hirt, Sl etc. каре (боевой порядок); quadrata littera Pt прописная (заглавная) буква; 2) квадратный, возведённый в квадрат (numerus AG); 3) пропорциональный, соразмерный, стройный (statua PM); коренастый (statura Su; corpus CC); складный, законченный (compositio Q): facile est, ubi omnia quadrata currunt Pt легко тому, у кого всё идёт как по маслу; 4) восьмистопный (с четырьмя основными ударениями) (versus AG). [B.32]

II quadrātus, ī m квадрат Eccl. [B.32]

 

μορφή, дор. μορφά ἡ 1) вид, образ, тж. форма или очертания (μορφὴν ἔπεσι στέφειν Hom.; μορφαὶ θεῶν Xen.; μ. σώματος Plat.): μορφῆς μέτρα Eur. вид и рост; πολλῶν ὀνομάτων μ. μία Aesch. один образ со многими именами; ἀντὶ φιλτάτης μορφῆς σποδός τε καὶ σκιά Soph. вместо дорогих черт - пепел и тень; 2) внешность, видимость (ἀλλάττειν τὸ αὑτοῦ εἶδος εἰς πολλὰς μορφάς Plat.); 3) красивая внешность, красота: ἔρις μορφᾶς Eur. спор о красоте (между тремя богинями); 4) филос. форма (γίγνεται πᾶν ἔκ τε τοῦ ὑποκειμένου καὶ τῆς μορφῆς Arst.). [B.169]

 

μόρφωμα, ατος τό тж. pl. вид, образ или форма (κύκνου Eur.): ὀνείρων μορφώματα Aesch. сонные видения. [B.169]

 

ῥυθμός, ион. ῥυσμός ὁ (в атт. тж. ῠ) 1) размеренность, ритм, такт: τῇ τῆς κινήσεως τάξει ῥ. ὄνομά (ἐστιν) Plat. определённый порядок движения называется ритмом…; 2) (о прозе) ритмичность, стройность…; 3) соразмерность, складность…; 4) вид, форма (τῶν γραμμάτων Her.)… [B.169]

 

ἀνά-πλασμα, ατος τό образ, форма: ἀναπλάσματα τῶν σωμάτων Diod. телосложение; ἀναπλάσματα τῆς διανοίας Sext. мысленные образы. [B.169]

 

 
     
 

«Но особо божественным и чудесным для тех, кто прозревает и проникает в сие, является, однако, то, каким образом при посредстве силы, которая постоянно вращается вокруг удвоения, и (силы) противоположной ей в соответствии с каждым из различных видов пропорции, всё в природе как бы запечатлевает свой вид и форму».

Сила, которая всё время вращается вокруг удвоения, или сила удвоения, как короче говорится далее, есть операция удвоения чисел, площадей, объёмов и отношений. Сила, противоположная ей, представляет собой построение средних пропорциональных для различных видов пропорций, т. е. средних геометрических, арифметических и гармонических, что будет ещё точнее разъяснено в следующем предложении. При помощи двух этих сил природа воспроизведёт форму или идеюδος) и вид или род (γένος), которые сравниваются с отпечатками.

Это возвышенное понимание природы, построенной наподобие чисел согласно законам гармонии, целиком и полностью принадлежит пифагорейцам. Во всей этой системе представлений есть совершенно ясный мистический элемент. Здесь речь идёт совсем не о трезвом естествознании, но о мистическом единении с божественным творцом новопосвящённого, которому стали известны тайны чисел и гармонии. Ибо дух человеческий, неся в самом себе божественную искру, мистически соединяясь с божественным духом, только и может прозреть кое-что из чудесного плана, по которому построена природа. В этой мистической атмосфере всё сливается вместе: нельзя уже отличить музыкальные интервалы от соответствующих им числовых соотношений, а геометрические тела от материальных. Душа человека вливается в божественную, и мышление становится уже не человеческим, а божественным. Все это характерно для пифагорейства.

Ван Дер Варден Б.Л [B.157]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…имя Энки – «Нудиммуд» – «Создатель образов». Это уж совсем бы Платон одобрил – «создание идей», создание того, по чему, по лекалу чего создаются вещи. По-аккадски Энки зовут «Мумму» – «отливка, форма», первоначальная форма, парадигма, архетип. В шумерском это Умун. Он, конечно же, покровитель ремесленников». [P.125.87]

*

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «Генри Франкфорт говорит, что Мин, безусловно, является формой Гора. Книга «Kingship and the Gods». Эти слова прекрасного английского египтолога мы можем понять, если вспомним категорию формы у Аристотеля. Форма первична – это то, что первично, что делает материю определённой, делает материю вещью. Потому что без формы материя бесформенна, по определению. Соответственно, Мин – это форма Гора, это то, что формирует Гора. Это говорит Г. Франкфорт. Гор – это замысливатель бытия, а Мин – это Он же, но в бытии. Это Он же в этом мире, поэтому Он видимый. Его можно воспринимать, потому что это бытие видимо». [P.157]

*

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…если для ранней Йогачары, как и для всего практически махаянистического буддизма, все эти рассказы о бодхисаттвах – это упайя, то есть, приём, то здесь это онтологически объективная реальность. И тогда она говорит, что нет никакой «общности»: благодаря кармической сходности существуют общности. Но поздняя Йогачара говорит о том, что есть только «единичное». В этом смысле она близка к Аристотелю.

«Нет общего – «саманья», а есть только со-формное – «сарупья».

Нет человека вообще: есть Иван, Пётр, Васубандху, Асанга, а человек – это их со-форменное. Так учил Дхармакирти последователь Васубандху, в следующем поколении Йогачары.

Дхармакирти пишет специальный трактат «Сантанантара», и его название можно перевести как «Обоснование чужой одушевлённости», «Обоснование других потоков», потому что «сантана» это «поток»: «поток дхарм». [P.125.423]

 

 
     
 

Китайцы овладели высокой температурой, когда научились превращать обычную железную руду в чугун, а потом в сталь. Секрет получения высокой температуры для знаменитого фарфора был известен китайцам много веков. Они создали печи, используя огнеупорные глиняные плитки, которые могли выдержать высокую температуру, необходимую для превращения железной руды. Получив возможность разливать это расплавленное железо в формы, древние китайцы создали первый в мире чугун, и быстро нашли ему применение на своих полях. При работе с кованым железом, каждое изделие приходиться ковать отдельно, но используя чугун, можно легко делать копии таких изделий как плуг, используя литейную форму снова и снова.

Jack Charles Turner, writer and television documentary host, Master of Philosophy (M.Phil.): «Вот где технология производства чугуна дала наибольшую отдачу. Китайцы создали плуг из чугуна, и вскоре началось его массовое производство по всей стране. Эта конструкция была гораздо эффективнее всего, что имелось ранее. Во-первых, её можно было относительно быстро и экономично производить. Но её истинные преимущества проявлялись в поле: такой плуг можно двигать, прикладывая только малую часть тех усилий, которых требует обычный плуг…» [T.12.XV.5]

 

 
     
 

К середине июля я вернулся в Москву, а потом родители Митька достали для нас путёвки в пионерлагерь «Ракета». Это был обычный южный лагерь, может быть, даже немного лучше других.

Это была столовая, где нас ждал холодный обед, хотя пора было ужинать, – мы приехали на несколько часов позже, чем ожидалось. Обед был довольно невкусный суп с макаронными звёздочками, курица с рисом и компот.

С потолка столовой на нитях, облепленных какой-то липкой на вид кухонной дрянью, свисали картонные космические корабли. Я загляделся на один из них. Неизвестный оформитель потратил на него много фольги и густо исписал его словом «СССР».

Потом нам показали наши места в казарме первого курса, куда нас перемещали из палаток, и повели в столовую. С её потолка свисали на нитях пыльные МиГи и Илы, казавшиеся громадными воздушными островами рядом с эскадрильями быстрых чёрных мух. Обед был довольно невкусный: суп с макаронными звёздочками, курица с рисом и компот. После еды очень захотелось спать; мы с Митьком еле добрались до коек, и я сразу уснул.

Все космонавты, – негромко заговорил начальник полёта, – все, сколько их ни было в нашей стране, перед полётом приходили сюда, к священным для каждого советского человека камням и трибунам, чтобы взять частичку этого места с собою в космос.

И вот что я унёс с предвечерней Красной площади – потемневшую брусчатку и худенькую фигуру в старом кителе, сидящую в инвалидном кресле и раскрывающую непослушный чёрный зонт.

Обед был довольно невкусный: суп с макаронными звёздочками, курица с рисом и компот; обычно, допив компот, я съедал все разваренные сухофрукты, но в этот раз съел почему-то только сморщенную горькую грушу, а дальше почувствовал тошноту и даже отпихнул тарелку.

В. ПЕЛЕВИН [B.51.4]

 

 
     
 

Фрески – это настенная роспись. По православным традициям только двухмерные образы позволяют заглянуть в Вечность. В трёхмерной скульптуре доминирует Форма, поэтому она приземляет взгляд. [T.10.XI.24]

 

Prof. Alan K. Bowman, University of Oxford: «Египетская храмовая традиция, включая египетских фараонов в традиционной египетской иконографии, уходит в глубину тысячелетий. Кем бы ни был монарх, его бы изобразили как фараона. С точки зрения местного верующего, который даже в традиционную египетскую эпоху фараонов вряд ли мог взглянуть на самого фараона, нет большой разницы, был ли это греческий царь или римский император». [T.4.XVIII]

**

 
     
 

**

Семиты плохо различали мир животных, растений и неорганическое от органического, что отразилось и на их языке, различающем только два рода имён и не знающем среднего; для них вся природа была живая, что, в связи с их слабой способностью к пластике, обусловило представление о богах менее всего в человеческой форме. Так называемый фетишизм особенно отличал их культ до позднейшего времени – божества представлялись обитающими в священных источниках, водах, оживляющих оазис в пустыне, под деревьями, в скалах, горах, камнях, разнообразящих вид пустыни или отмеченных какими-либо знамениями. У священных вод или деревьев были оракулы; молились и приносили жертвы на высотах. Антропоморфизм был явлением заносным, главным образом, из Египта. Культ в Ханаане нередко был жесток и требовал крови детей, невинности женщин и добровольного изувечивания от мужчин.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

Ольга ПОПОВА, доктор искусствоведения: «…как у всякого живого организма, у византийской культуры есть тоже биография с началом, периодом зрелости и концом, со своей эволюцией. И очень много было всяких вех, периодов, вкусов, стилей – всего…

Византийское искусство, – церковное искусство, религиозное, – во всяком случае в таком виде дошли до нас сохранившиеся памятники. Было, конечно, и светское искусство, по-видимому, огромное и прекрасное, потому что было очень много императорских дворцов, которые все украшались. Там тоже были мозаики и фрески на светские темы, на триумфальные темы – ничего этого не дошло – светское искусство Византии, как Атлантида, оно ушло куда-то под воду истории. А сохранилось церковное искусство, что, видимо, не случайно, поскольку церковь и монастыри жили своей жизнью, и там просто сохранились памятники. Вот это специфический очень аспект, поскольку мы знаем именно византийское искусство, обращённое к Церкви, к религиозной тематике.

…и художники должны были найти способ изобразить то, что, в сущности, изобразить очень трудно, ибо предмет веры и спиритуальный смысл происходящего, мистический смысл – это нечто невидимое. Акцент его всегда был на внутреннем, не на внешней эффектности…

…при этом византийское искусство изначально и навсегда было принципиально антропоморфным, то есть человекоподобным. Не было в нём никогда каких-то отвлечённых абстрактных схематичных форм – всё было уподоблено человеческому миру.

Очень важным постулатом христианской веры был «Догмат о Боговоплощении». Бог-Слово, то есть Иисус Христос – Второе Лицо Троицы – принял человеческую природу, родившись от Девы Марии, и это сразу дало акцент всему очеловеченному в византийском искусстве. Раз Бог принял человеческие формы, значит, Он мог быть видим, осязаем и изобразим. Это дало возможность искусству воспринять классические традиции античности. И византийское искусство наполнилось, конечно, этими классическими традициями, восприняв художественное наследие Антика…

Но его надо было, конечно, изменить – придать античным формам неантичное, то есть спиритуалистическое содержание…

Где-то к концу пятого века, и к шестому, несомненно, к эпохе Юстиниана сформировался вот тот особый художественный язык, тот стиль, который мы называем собственно Византийским. Но классическое, классическая база, и это очень важно, осталась в византийском искусстве, как основа, навсегда». [T.10.CI.77]

 

Византия управлялась уверенной рукой. Она покоряла соседей не армиями, но образом Бога и порядка. Византийцы ввели своего рода культурный империализм, в центре которого стоял Константинополь, Золотой Дворец и Император, ритуалы Церкви и Двора. [T.7.II.1]

 

 
     
 

Dr. Elmar Gruber: «Своей огромной популярностью Нострадамус обязан тому, что нашёл этот очень особый стиль. Это что-то вроде сырой формы, сырых видений исходящих из его разума и воплощённых в очень странную изощрённую и малопонятную поэзию. Все думали, что этот человек действительно мог видеть судьбы человечества». [T.12.XLV]

 

Он был одним из людей, которые сформировали XX-й век, которые способствовали прогрессу и просвещению. Он делает это и сегодня. Врач, аналитик, исследователь, концепции которого привели к возникновению целых учений и школ.

…но всё же Фрейд, которым восхищались, и которого ненавидели, перед которым благоговели, и которого подвергали гонениям, которого оскорбляли и унижали бывшие друзья и ученики, сказал впоследствии: «Мои современники далеки от единства в оценке моих достижений».

…Зигмунд Фрейд, гражданин Австро-Венгерской монархии, позднее Австрийской республики до 1938-го года, атеист, для которого всегда было важно его еврейское происхождение, гуманист и философ, литератор и знаток литературы, археолог души, равно как и античной культуры. [T.10.CXVIII]

 

 
     
 

Пирамиды всегда влекли к себе грабителей и кладоискателей. Но сегодняшние исследователи стоят перед сложной загадкой удивительных историй создателей пирамид.

Форма подчинена размеру: с технологией того времени единственным безопасным способом строительства было возведение стен, сходящихся к вершине. Могут быть и различия: на некоторых пирамидах есть ступеньки и плоская площадка для храма. Тем не менее, основная форма одна и та же на всех четырёх континентах. [T.12.XLVIII.1]

 

 
     
 

…оказавшись под вспышкой вне защиты корабля, астронавт погибнет через десять часов. Но есть нечто ещё более коварное – радиация дальнего космоса. Невидимые лучи, извергаемые далёкими звёздами, несутся сквозь пустоту, пронизывая всё на своём пути, подобно автоматной очереди.

Представьте, вы закрываете глаза и видите, как космические лучи проходят сквозь тело. Именно это произошло с астронавтами «Аполлона-11» в шестьдесят девятом году. Из иллюминатора кабины они любовались захватывающими дух видами Земли, дальней стороной Луны. И странными вспышками в глазных яблоках.

Вернувшись на землю, астронавты сообщили о вспышках Центру управления. НАСА попросили физика Лоренса Пински разобраться.

Prof. Lawrence Pinsky, University of Houston: «В некоторых случаях их сравнивали со вспышкой молнии в облаках, иногда они казались искрами или пятнами, а иногда полосами».

Когда об этом заговорили, другие астронавты признались, что тоже их видели.

Prof. Lawrence Pinsky: «Астронавты не хотели говорить о том, что привело бы к отстранению от полётов, а вспышки света, о которых никто больше не сообщал, могли, как им казалось, показать их непригодность к выполнению космической миссии».

Пински считает, что вспышки могут оказаться вредными. Но только три года спустя, во время миссии «Аполлон-16», он смог провести исследования. Пински попросил астронавтов закрыть глаза и сообщать о вспышках. Он понял, что глаза реагируют не на свет, а на космическую радиацию. Каждый луч, проходящий через сетчатку глаза, заставляет мозг думать, что это свет. Последствия радиации проявляются не сразу. Но позже НАСА обнаружили, что один из шести бывших астронавтов страдает от катаракты. Это больше, чем среднемировой показатель. Сначала мутнеет хрусталик, потом слепота… [T.10.VI.2]

 

 
     
 

Dr. Alexander MacGillivray: «Я думаю, что Артур Эванс в каком-то смысле создал Богиню-мать, потому что это была его собственная внутренняя потребность. К концепции Богини со змеями Сэр Артур Эванс (англ. Sir Arthur John Evans) пришёл на основании найденной фаянсовой фигурки. Нигде больше в минойском искусстве нельзя найти Богиню со змеями».

Чтобы рассказать об античной Богине со змеями из Кносса, Эванс устанавливает минойский алтарь с находками из ниши. Он специально повторяет форму христианского Вертепа. Эта фотография облетит весь мир. И вместе с ней Богиня со змеями Эванса станет символом забытой и вновь найденной минойской цивилизации. Открытия Эванса положили начало минойскому буму в Европе и Америке.

Dr. Kenneth D. Lapatin, The Getty Museum Los Angeles: «Сочетание эротизма и ужаса. Богиня-мать с обнажённой грудью и со змеями заставляет проводить параллели с изображениями Евы или Клеопатры – прекрасных и опасных женщин со змеями». [T.10.CXXXIII]

 

 
     
 

«Внешнее очертание», «форма тела», «физический облик человека» – эти значения слова «фигура» наиболее актуальны для современного человека, особенно, если речь идёт о так называемых «стандартах красоты», которые, как известно, весьма изменчивы.

…напомним, что фигурами в шахматной игре являются Король, Ферзь, Ладья, Слон и Конь, в отличие от Пешки. В балете есть солисты и те, кто участвует только в групповых выступлениях: последних когда-то называли «фигурантами». Сейчас «фигурант» – это юридический термин для обозначения обвиняемых, подозреваемых или свидетелей по уголовному делу.

Кстати, латинское слово «фигура» и означает «образ», а глагол «figurare» [figuro] можно перевести как «создавать», «формировать», «прикасаться», поэтому скульпторов в восемнадцатом-девятнадцатом веках часто называли «фигуристами». [T.10.I.5]

 

1.

הארץ ואת השמים את אלהים ברא בראשית )

1 ( בראשית )

2 ( ברא )

3 ( אלהים )

4 ( את )

5 ( השמים )

6 ( ואת )

7 ( הארץ )

*

1 бе-рэшит 2 бара 3 элохим 4 эт 5 хашамаим 6 ве-эт 7 хаарец

1 в начале - 2 придали форму - 3 боги - 4 (вин.пад) - 5 небесам - 6 и (в.п.) - 7 земле

«В начале сотворил Бог небо и землю»

2.

המים פני-על מרחפת אלהים ורוח תהום פני-על וחשך ובהו תהו היתה והארץ )

1 ве-хаарец 2 хайтах 3 тоху 4 ва-боху 5 ве-хошек 6 аль-пнэ 7 техом : 8 ве-руах 9 элохим 10 мерахэфэт 11 аль-пнэ 12 хамаим

1 и земля - 2 была - 3 бесформенность - 4 и пустота - 5 и темнота - 6 над лицом - 7 бездны : 8 и дыхание - 9 богов - 10 мягко колыхалось - 11 над лицом - 12 вод

«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою»

«1876 Синодальная Библия»

[P.134]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…здесь просто «Земля была пустым пуста». Очень трудно это перевести «тоху ва-боху» это такое звукоподражание: прямо «ничего нет». В синодальном переводе она «безвидна». Но это уже такое философское переосмысление. Вот просто Пустота – больше ничего». [P.125.274]

 

 
     
 

…после обработки «данные» становятся «информацией», которая является исходным материалом для «знаний» – единственного верного пути к «мудрости». [T.30.VI]

 

Иван ХВАТОВ, кандидат психологических наук, Московский институт психоанализа: «…информация борется с энтропией, или уменьшает меру неопределённости.

В чём разница между «данными» и «информацией»? Нас окружает огромная совокупность стимулов-сигналов, которые, по большому счёту, являются сами по себе просто «шумом»: они ещё хаотичны и никак не организованы, никак не упорядочены. А когда их определённым образом складываем, создаём некоторую констелляцию и систему, которая позволяет принимать решения, вот тогда это становится «информацией».

То есть, информация – это данные, использованные в рамках некоторого процесса.

Может ли информация существовать без материи? Информация – это мера упорядоченности материи. А если нечего упорядочивать, то нет и информации.

С другой стороны – материя хоть как-то, да упорядочена: она в любом случае подразумевает наличие информации. Но сама по себе информация не материальна. Очень красиво эту идею выразил Норберт Винер, он так и сказал: «Информация – это не материя, и не энергия: информация – это информация».

…информация пронизывает всё. Когнитивные психологи предполагают, что психика – это информационный процесс. Стало быть, психика – это процесс упорядочивания чего-то. А что надо упорядочивать в данном случае? Сознание – это сама информация, это сама психика, мысли – это тоже психика: она нематериальна. Память – это тоже психика. Нейронные связи – это физиологический процесс, на котором фундируется (то есть базируется) эта самая психика. Знание – это тоже информация.

…упорядочиваю своё взаимодействие с внешним миром. Это процесс, который называется «поведение». Бихевиоризм не дремлет: он никуда не делся. Мы упорядочиваем поведение. Классик отечественной психологии Пётр Яковлевич Гальперин так и сказал, что главная функция психики – суть ориентация. Ориентировочная функция психики.

Психика упорядочивает процесс взаимодействия живого существа с окружающей действительностью для удовлетворения его потребностей. Это основная идея, которую выразили когнитивные психологи. Идея достаточно простая. И таким образом они предложили дробить психику на определённые составляющие.

Психика представляет собой совокупность простых информационных процессов». [P.481]

 

 
     
 

Марк УЛЬЯНОВ, кандидат исторических наук ИСАА МГУ: «…и если считать, что основное содержание политического процесса – это политическая борьба за высшую власть в первую очередь и строение государства и системы управления, то можно прийти к выводу, что реформы – это один из наиболее эффективных и очевидных приёмов проведения политической борьбы со стороны носителя высшей власти. И когда мы так формулируем наши подходы, мы уже можем поместить их в исторический контекст, рассматривать сообщения источников самых разных, и, опираясь на теоретические знания и практический опыт, делать какие-то выводы и наблюдения.

Ещё раз подчеркну: реформы – это инструмент политической борьбы.

…нужно разделять два вида преобразований: преобразования системные, которые идентифицируются или отождествляются с тем или иным историческим деятелем, и преобразования, которые известны в источниках в той или иной области. Мы можем выделить такую последовательность реформ: реформы в сфере управления, в сфере экономики, в широком смысле в сфере культуры, и военные реформы.

…реформы, которые персонифицируются с отдельной личностью, относятся уже к более позднему периоду, к периоду Чуньцю. Но и здесь они связаны с одним человеком, Гуань Чжуном, который не царь, а первый министр. Это очень важный момент, потому что и в китайской, и во всех остальных исторических традициях реформы приписываются либо царю – носителю высшей власти, так, будто они проводятся от его имени – реформы Александра Второго, реформы Петра Первого. И тогда, когда реформы приписываются первому министру – столыпинские реформы, реформы Витте и так далее. В китайской истории мы видим то же самое.

Сам по себе это достаточно любопытный феномен, потому что когда реформы проводятся от имени правителя, есть определённая историческая ситуация, но последствия очень опасны для самого правителя. Потому что реформы призваны затронуть интересы большого количества людей, разрываются компромиссы, договорённости. И весь негатив, который накапливается в обществе, он напрямую устремляется к правителю. И для харизмы правителя, для его авторитета это может быть очень сильным ударом и часто приводит к его преждевременной гибели. А когда есть первый министр, он весь негатив берёт на себя. И его можно назначить, его можно снять, его можно подправлять. Но в любом случае, с точки зрения истории, здесь уже какая-то историческая психология, очень сложно, наверное, решиться стать реформатором при царе, понимая, что сделаешь пользу для государства, но потомки не оценят. А неприятность и в том, что ещё и историки не оценят, потому что они тоже будут ругать и дискредитировать.

Китайская история даёт большой опыт в этой сфере. Реформы от лица императоров и правителей – носителей высшей власти, они начинаются с Цинь Шихуанди.

Максим ЦЕЛУЙКО, преподаватель Школы востоковедения, ВШЭ: «Приходит железный век, начинается разделение труда гораздо более глубокое, чем было, начинается урбанизация. Увеличивается интенсивность торговли, торговых связей. Люди начинают менять своё место жительства. Они оставляют то, чем принято было заниматься их предкам, земледелие, например. И начинают изменять своё занятие и своё местожительство. Это с одной стороны.

С другой стороны, аристократия изменяется. Количество земель, пригодных для того, чтобы раздавать аристократические владения, истощилось. И теперь в отсутствие правила майората образуется огромное количество младших сыновей и внуков, которые имеют наследие культурное: грамоту, умеют стрелять из лука, ездить на колесницах, но не имеют наследства. И образуется огромный кадровый резерв для тех людей, которые готовы им воспользоваться. И они пользуются им для того, чтобы проводить перевороты, создавать собственные царства, и так далее. Династии правителей Ци и Цзинь теряют власть. То есть, это время резких изменений.

Обезземеленных аристократов переводят в статус бюрократов, в статус чиновников. На их основе создают управление, которое происходит на основе законов писаных и писаных правил, а не родовых норм и традиций. Аристократ, он за правителя сражается, чтобы правитель дал ему титул и землю. Чиновник – за зарплату. И это расширяет возможности государственного контроля над населением. Население делится на определённые специальные группы коллективной ответственности взаимного доносительства. Население должно платить налоги, и за это получает ранги знатности. Теперь система знатности распространяется не только на аристократию, но на всё население. Если у тебя есть ранг знатности, то это как социальная привилегия. Если ты совершил преступление, ты можешь зачесть свой ранг знатности. И ты его лишишься, но тебя не накажут: не отрубят пятку, не выдадут тебе палок, и так далее и тому подобное. То есть, это система социально-политического обмена статусов. Система рангов знатности соответствует системе должностей. Это как полковник и командир полка – это две разные вещи. Полковник – это, ранг знатности, условно, а командир полка – это должность. И образуется, с одной стороны, централизованная бюрократия, а с другой стороны образуется некая система, которая позволяет контролировать и мотивировать, что очень важно, всё население.

…и таким образом, Цинь Шихуанди столкнулся с парадоксом: чтобы провести унификацию имперскую, то есть, создать единое государство с едиными способами управления, едиными законами, ему нужно было лишить опоры себя и тех людей, которые его поддерживали. В этом одна из его трагедий.

И он, в конечном счёте, на это пошёл. Пошёл довольно резко. Ему предлагали после 221 года, когда он завоевал все остальные царства, вновь ввести удельную систему, раздать своим сыновьям уделы. Но он на это не пошёл. Таким образом, он испортил свои отношения с аристократией смертельно. И был единственным китайским императором, который никогда не женился, у которого никогда не было официально назначенной императрицы, у которого были только наложницы. Что впоследствии отрицательно сказалось на том, что его дети так и не смогли по-хорошему прийти к власти, вырвать реальную власть из рук соратников Цинь Шихуанди. Как наследники Петра какое-то время не могли вырвать власть из рук соратников Петра. Вот так же и здесь.

В общем и целом реформы Цинь Шихуанди можно назвать одним словом: «унификация». После завоевания следует унификация. Все системы, кроме циньской, должны быть оставлены в прошлом. Циньская система должна распространиться на весь Китай. Весь Китай должен управляться чиновниками. Везде должны быть унифицированные шрифты написания. Все тексты, написанные шрифтами и иероглифами других царств, должны быть уничтожены, переписаны на циньский шрифт и потом уничтожены, чтобы остался только единый абсолютный шаблон – один канон.

За это Цинь Шихуанди полагают уничтожителем и репрессирующим философские школы, и так далее. Но, скорее всего, он именно занимался не уничтожением, а унификацией, приведением к единому образцу».

Марк УЛЬЯНОВ, кандидат исторических наук ИСАА МГУ: Идея преобразования сохранилась в культуре. И, соответственно, те люди, которые были вовлечены в политическую борьбу, в политический процесс, они исходили из того социального опыта, который был уже накоплен. И преобразования времён Цинь Шихуанди были очень мощным этапом. И ментальность людей всей Восточной Азии после этого изменилась кардинально. Стало формироваться такое имперское настоящее мышление.

…в традиции сохранилось понимание того, что реформы надо проводить, их нельзя не проводить. Потому что рядом два неудачника крупных: царство Вэй, которое претендовало на гегемонию, – такое мирное, цивилизованное объединение всей Восточной Азии, где были бы только академии, учёные, где сохранились бы философские школы, диспуты, и так далее, и царство Чу, тоже культурное. Но преобразований не было, и они погибли. И, будучи вовлечённой во все политические дела, Цинь, где эти реформы прошли, оказалось сильнее, и оно получило историческую перспективу.

Здесь такая мысль: провели реформы – у вас будет историческая перспектива. Не провели, отложили – вот Вэй, вот Чу. Плач по Вэй и по Чу, он сохраняется и сейчас в китайской культуре. В городе Ухань, в провинции Хубэй, находится самый большой музей истории царства Чу.

Что дали реформы Цинь Шихуанди? Они добавили ещё несколько мыслей, которые, я думаю, и сейчас сохраняются в головах реформаторов и политических деятелей: реформы надо проводить быстро – первая мысль. Вторая – надо обозначать их концовку. То есть, реформы должны заканчиваться, они не могут тянуться бесконечно. И действительно, когда мы посмотрим график проведения реформ Цинь Шихуанди с 221 года, когда уже создаётся империя, 221 год – это год, когда менялась вся административная система. Первый этап реформ прошёл за несколько месяцев: на месте владений и царств появилась унифицированная система округов. Другое дело, как они на самом деле управлялись. Но модель была задана. А дальше указ, что всё нормально, мы добились большого успеха. И сам император буквально на пять лет уезжает из столицы, совершает объезды. И не случайно историки выделяют периоды между реформами. Иногда используется слово «контрреформы», как термин. И он подразумевает, что обществу дают возможность привыкнуть к новому состоянию, отдохнуть. Это тоже один из положительных опытов реформ и правления Цинь Шихуанди.

…это касается перестройки социальной структуры общества. И особенно в сфере внимания реформатора те слои, которые вовлечены в систему управления. И здесь важная идея заключается в том, как проводить реформы. Вот Цинь Шихуанди проводил комплексные реформы. Они касались всех четырёх сфер: управления, экономики, культов, культуры и военной сферы, и это для общества большое потрясение. Общество не может быстро привыкнуть к тому, что оно быстро должно из одного состояния перейти в другое: общество очень консервативно, оно придерживается уклада жизни определённого.

И на протяжении всей Западной Хань, а это третий-первый века до нашей эры, императоры касались преобразований. Они, учитывая этот опыт и помня о последствиях, не брали на себя глобального реформирования. И если проводили реформы, то только в частных, отдельных аспектах. У всех остались на памяти попытки преобразований императора Цзин-ди, скажем, который заменил во владениях своих сыновей. Это породило сразу мятеж семи ванов, и это осталось в историографии. То есть, попытка комплексного изменения территориально-административного деления и способов управления приводит фактически к гражданской войне.

…опыт Ван Мана, который остался в исторической памяти, говорит о том, что когда мы объявляем реформы, нужно декларировать очень конкретные результаты и стараться избегать идеальных задач и идеальных целей. Если мы скажем, что мы при этом поколении построим коммунизм, то мы проиграем.

…после этого мы видим в источниках описание дискуссий при дворе, когда правитель, прежде чем принять решение и, может быть, вместо того, чтобы принять решение собирает учёных мужей, которым даёт слово по поводу направления преобразований.

В китайской истории в преобразованиях системы управления сохранялась до конца Средневековья и Нового времени две парадигмы фактически: делить все территории на наследственные уделы и давать их в пожизненное и наследственное пользование своим родственникам, создавая новую аристократию. Или делить всё на административно-территориальные единицы и назначать чиновников, которые замкнуты на двор, на министерства, и оперировать через них. И государство в китайской истории чередовалось. На протяжении всего Средневековья мы видим попытки и того направления, и другого. Анализируя эту ситуацию, мы можем сделать такое наблюдение: здесь очень важно учитывать характер высшей власти в Китае, то, что империя сменяется периодом раздробленности, и каждой новой империей правит новая династия. То есть, фактически созданию нового государства предшествует либо длительная гражданская война, либо какая-то серия переворотов и потрясений.

Здесь можно вывести такую закономерность: если гражданская война длится достаточно долго и система управления разрушена, то мудрый правитель, западноцзиньский Сыма Янь 265 год нашей эры, император У-ди, он поделит на уделы. Потому что он, завоевав власть как военачальник, и придя к власти насильственным путём, у него нет времени создавать административно-территориальные единицы. И это его родственники – они сами заинтересованы чтобы сохранить власть и империю: они будут бороться на местах. И их не надо уговаривать, потому что если они проиграют, они погибнут вместе с императором. Здесь мотивация самая высокая.

И наоборот: если гражданской войны не было, или она короткая была – империя Суй – то сохраняются округа и уезды, их надо только немного подреформировать. Потому что всё равно логика развития средневекового китайского государства шла к тому, чтобы от уделов перейти к провинциям, уездам и округам.

И, в конце концов, в Китае не удалось эту решить проблему – так и сосуществовали. И в этом ещё одна важная особенность Средневековья. Правители уделов – это всё были родственники императорского дома. А другой аристократии не было. Это уже были влиятельные рода на местах, но у них не было титулов знатности. Их влияние было основано на практике, на их положении и на слабости центральной власти.

Чтобы понять логику китайских реформ, нужно не переоценивать силу центральной власти. Нужно всегда подозревать, что эта власть распространяется на определённый уровень. А низовой уровень – это местное самоуправление фактически. И попытки преобразований некоторые – это всегда испытание, на какую глубину может опуститься центральное управление. И вот здесь, как раз, самый большой конфликт в китайском обществе и самые драматические истории развёртываются».

Максим ЦЕЛУЙКО, преподаватель Школы востоковедения, ВШЭ: «…если в древности объектом реформ выступает процесс, который условно можно назвать распадом родовых отношений и заменой аристократического порядка на меритократический или бюрократический, то со Средних веков, с того самого Сыма Яня, ключевой вопрос реформ – вопрос о землепользовании, о надельной системе, то есть, о системе уравнительного землепользования, когда всем выделяется надел одинаково, или о системе арендаторско-поместного землепользования. Соответственно, это две разные системы налогообложения.

…было государство. На основе родовых аристократических обществ нельзя объединить южан и северян. А бюрократия может это сделать. Эти реформы, их плодом было государство – единое государство, которого раньше не было никогда». [P.141.62]

 

 
     
 

ФОРМУЛА

 
     
 

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Коммунизм есть советская власть, плюс электрификация всей страны», – этот ленинский лозунг был написан на всех плакатах, на крышах нашей необъятной державы. А если задуматься, это была магическая формула модернизации: политическая власть, плюс технологическое превосходство».

Сергей ГУРИЕВ, ректор Российской экономической школы, доктор экономических наук: «Модернизация происходила в это время не только в Советском Союзе, но этот лозунг действительно отражает понимание руководства страны, что без технологического прорыва Советский Союз был обречён». [T.10.LI.76]

 

…тем временем Лиза Мейтнер рассказала об открытии Гана своему племяннику – Отто Фришу – тоже физику и австрийскому беженцу. Фриш приехал в Стокгольм на рождественские каникулы. Каникулы закончились не начавшись: Мейтнер и Фриш засели за расчёты. Уже через неделю они нашли теоретическое объяснение распаду ядра урана: исчезнувшая часть, согласно известной формуле Эйнштейна (E = mc2), превращается в энергию.

Спустя несколько лет знаменитый немецкий физик-теоретик Макс Борн скажет, что формула Эйнштейна с открытием расщепления урана и цепной реакции, стала своего рода связующим звеном между физикой и политикой.

В январе 1939-го года данные химических экспериментов Гана и Штрассмана были опубликованы в английском журнале «Nature». Через месяц в том же журнале появилась статья Лизы Мейтнер и Отто Фриша «Деление урана с помощью нейтронов. Новый тип ядерной реакции», где было дано физическое обоснование экспериментов Гана. В этой статье впервые был употреблён термин «расщепление ядра», а также высказано предположение, что процесс ядерного деления может породить цепную реакцию, которая приведёт к большим выбросам энергии.

Ещё в январе, до своей публикации, Лиза Мейтнер послала Нильсу Бору телеграмму, в которой сообщила обо всех подробностях экспериментов Гана и собственных теоретических обоснованиях. Она считала, что если их с Фришем выводы подтвердятся, и всё окажется правильным, человечество будет располагать либо новым источником энергии, либо мощным орудием массового уничтожения. [T.10.CXVII.14]

 

 
     
 

Однажды некий шах объявил, что щедро наградит того, кто лучше всех решит такую задачу: «В трёх чашах хранил я жемчуг. Подарил я старшему сыну половину жемчужин из первой чаши, среднему – одну треть из второй, а младшему – только четверть жемчужин из последней. Затем я подарил старшей дочери четыре лучших жемчужины из первой чаши, средней дочери – шесть из второй, а младшей – только 2 жемчужины из третьей чаши. И осталось у меня в первой чаше 38, во второй – 12, а в третьей – 19 жемчужин. Сколько жемчужин хранил я в каждой чаше?» И вот во дворец пришли из разных стран три мудреца.

Первый мудрец поклонился и сказал: «Шах и мудрец – Если в первой чаше, о великий шах, оставалось 38 жемчужин, а подарил ты старшей дочери 4 жемчужины, то эти 42 жемчужины и составляют половину того, что было в чаше. Ведь вторую половину ты подарил старшему сыну? Значит, в первой чаше хранилось 84 жемчужины.

Во второй чаше оставалось 12 жемчужин, да 6 ты подарил другой дочери. Эти 18 жемчужин составляют две трети того, что хранилось во второй чаше. Ведь одну треть ты подарил сыну? Значит, во второй чаше было 27 жемчужин.

Ну, а в третьей чаше осталось 19 жемчужин, да 2 ты подарил младшей дочери. Выходит, что 21 жемчужина, это три четверти содержимого третьей чаши, ведь одну четверть ты отдал младшему сыну? Значит, в этой чаше – 28 жемчужин.

Решить твою задачу помогла мне арифметика, наука о свойствах чисел и о правилах вычисления. Это очень древняя наука: люди считают уже много тысяч лет. Название этой науки произошло от греческого слова «арифмос», что означает «число». Учёные древней Греции больше всех помогли нам разобраться в арифметических правилах».

– Твоё решение мне нравится,– одобрил шах. – Рассказывай ты, – обратился он к другому мудрецу.

– О великий шах! Я не знаю, сколько жемчужин было в первой чаше. Поэтому я обозначил их число буквой икс – «х». Выходит, что старшему сыну ты подарил половину – x/2. Если я из икса вычту его половину да ещё 4 жемчужины, что ты подарил дочери, то остаток нужно приравнять 38. Вот такое уравнение я для этого составил: «х - х/2 - 4 = 38».

Если от икса отнять его половину, половина икса и останется, а 4 надо прибавить к 38. Оказывается, x/2 = 42. Значит, сам икс в два раза больше: х = 84. Выходит, что в первой чаше было 84 жемчужины.

А для второй чаши надо из икса вычесть только одну треть его – ту, что ты подарил сыну, да ещё вычесть 6 жемчужин. А приравнял я эту разность 12. Вот какое уравнение у меня получилось: «х - x/3 - 6 = 12»

Решить его нетрудно: две трети икса равны 18: «2/3 * x = 18»

Значит, во второй чаше было 27 жемчужин: х = 27.

Рассуждая так же, составляю уравнение для третьей чаши: «x - x/4 - 2 = 19» ; «3/4 * x = 21»

Отсюда следует, что в третьей чаше хранилось 28 жемчужин: х = 28.

Такие задачи умеют решать даже ученики пятого класса, о великий шах. Ведь они уже знакомы с иксом и, следовательно, начали знакомство с наукой алгеброй, которая помогла мне решить твою задачу.

– Твоё решение мне тоже нравится, – сказал шах. – А что скажешь ты? – обратился он к третьему мудрецу.

Тот поклонился и молча протянул клочок бумаги, на котором было написано:

х – ах – b = с, а вот и ответ: «x = (b + с) / (1 - a)»

– Я здесь ничего не понимаю! – рассердился шах.– И почему у тебя только один ответ? Ведь у меня три чаши!

Все три ответа уместились в одном. Ведь задачи совершенно одинаковые, только числа разные. А я не только упростил, но и объединил три решения в одно. Я тоже обозначил через икс неизвестное число жемчужин в каждой чаше. Через «а» я обозначил ту часть жемчужин, которую ты подарил каждому сыну, а через «b» – число жемчужин, отданных любой из дочерей. Наконец, через «с» я обозначил число жемчужин, оставшихся в каждой чаше. Подставь вместо этих букв те числа, которые ты загадал в своей задаче, и получишь правильные ответы. Будь у тебя 100 чаш, 100 сыновей и 100 дочерей, одного моего уравнения хватит, чтобы получить все сто ответов.

Помогла решить эту задачу опять-таки алгебра. Она появилась более 1000 лет назад в Хорезме, и создал её великий учёный Мухаммед бен-Муса Хорезми. Алгебра почти та же арифметика. Только использует она наравне с числами и буквы. Под буквой можно разуметь любое число. Буквы окончательно утвердились в алгебре только в 16 веке стараниями французского учёного Виета. И теперь алгебра даёт самое короткое, самое общее решение для многих-многих похожих друг на друга задач.

 

 
     
 

…сын бедного лондонского кузнеца, он, даже не закончив начального образования, был вынужден сам зарабатывать на жизнь.

Открытие электромагнитного вращения и оригинальные опыты по сжижению газов заметно повысили научный авторитет молодого учёного. В 1824 году он избирается в члены Королевского общества, а в 1827 году получает профессорскую кафедру в Королевском институте. Последующие открытия и исследования принесли Фарадею всемирную славу.

…электроизмерительных приборов нет (он сам изготавливает гальванометры), нет общепризнанных единиц напряжения, тока, сопротивления (только спустя более четверти века после смерти Фарадея их утвердит Чикагский электротехнический конгресс), да и сами эти понятия ещё не сформулированы, не ясна их взаимосвязь (закон Ома, открытый в 1827 году, долго не получает признания); математикой Фарадей не владеет (на тысячах страниц его лабораторных журналов не встретишь ни одной формулы).

Но, может быть, именно поэтому Фарадей сумел выработать у себя научное воображение необычайной силы, найти удивительно простые и наглядные иллюстрации сложных физических процессов.

Позже его выдающийся соотечественник Д.К. Максвелл придал выводам Фарадея строгую математическую форму.

Профессор И. КОПЫЛОВ, Я. ШНЕЙБЕРГ, кандидат технических наук [A.383]

 

 
     
 

Катализом называют процесс ускорения химической реакции при помощи особого подходящего вещества – катализатора. Природа умна, а потому едва ли не все процессы, происходящие в живых организмах, носят каталитический, или, проще говоря, ускоренный характер: ради экономии энергии.

В промышленности ускорение процесса означает те же самые экономию энергии и экономию времени. Но, самое главное, экономию денег.

Подбор катализатора для каждой химической реакции – самое сложное и дорогостоящее в промышленности. Так, ещё до Первой Мировой в Германии очень долго подбирали катализатор для синтеза аммиака, имевшего важное военное и народно-хозяйственное значение. В конечном итоге потратили на это уйму денег, не один месяц, и перепробовали двадцать тысяч разных веществ, чтобы найти один-единственный верный катализатор.

Баландин начал разрабатывать свою мультиплетную теорию катализа в середине тысяча девятьсот двадцатых, а в 1929-м одновременно в Советском Союзе и в Германии вышли в научных журналах две статьи учёного с первыми наработками будущей теории. Эта теория, если не вдаваться в чисто химические подробности, базировалась на двух предположениях. Во-первых, атомы веществ, участвующих в химическом процессе, и атомы катализатора должны соприкасаться. А для этого строение кристаллических решёток этих веществ и катализатора должны обеспечивать это соприкосновение, то есть, соответствовать друг другу. И, во-вторых, соответствовать должны ещё и энергии связи в молекулах участников реакции и катализатора. Формулу этого соответствия и вывел Баландин.

Учёный составил таблицу катализаторов, которую тут же окрестили «Прямоугольником Баландина», по которой теперь можно было безошибочно выбирать катализаторы, а не тратить на это месяцы, а то и годы исследований, нащупывая, как будто в темноте ускорители химических реакций.

Валерий ЛУНИН, академик РАН, доктор химических наук, декан химического факультета МГУ: «Как Дмитрий Иванович предсказал свойства элементов, которые не были ещё открыты, когда сформулировал Периодический закон, так Алексей Александрович вот в этом Прямоугольнике Баландина представил элементы, которые в катализе ещё не исследовались, но которые по его теории, по его принципу соответствия должны быть активны». [T.30.IX.1]