ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН IV. Йод-Хе-Вау-Хе; Petra cubica; Forma; Auctoritas; Adaptatio; l'Empereur (Император); Иероглиф (Грудь).

   

Forma

СБОРНИК 04_3

 
     
 

figūra, ae f [fingo] 1) фигура, наружный вид, внешние очертания, образ (f. lapĭdis О; navis Cs; mundi С; humana, muliebris С); 2) расположение (взаимоотношение) частей, уклад, строение (natura et f. corporis С); 3) положение, поза (aliquot figuras exprimere Pt); 4) изображение (ligneola hominis f. Ap); 5) тень, призрак, видение (figurae mirae simulacraque Lcr); 6) характер, свойство, род (negotii, ingenii С); 7) грам. форма падежа (alia nomina quinque figuras habent Vr); 8) мат. фигура (f. quadrangula PM); 9) ритор. фигура, оборот (f. orationis Q); 10) филос. прообраз, идея Sen; 11) способ, форма (pereundi mille figurae О). [B.32]

 

quadrātum, ī [quadro] n четырёхугольник, квадрат С, Col, PM: mutare quadrata rotundis H менять четырёхугольное на круглое, т. е. всё ставить вверх дном. [B.32]

 

I quadrātus, a, um [quadro] 1) четырёхугольный или четырёхгранный, квадратный (turris Lcr; lapis Sen): quadratus pes Q, PM квадратный фут ( = 0,087 кв. м); quadratum agmen Vr, С, Hirt, Sl etc. каре (боевой порядок); quadrata littera Pt прописная (заглавная) буква; 2) квадратный, возведённый в квадрат (numerus AG); 3) пропорциональный, соразмерный, стройный (statua PM); коренастый (statura Su; corpus CC); складный, законченный (compositio Q): facile est, ubi omnia quadrata currunt Pt легко тому, у кого всё идёт как по маслу; 4) восьмистопный (с четырьмя основными ударениями) (versus AG). [B.32]

II quadrātus, ī m квадрат Eccl. [B.32]

 

 
     
 

Китайцы овладели высокой температурой, когда научились превращать обычную железную руду в чугун, а потом в сталь. Секрет получения высокой температуры для знаменитого фарфора был известен китайцам много веков. Они создали печи, используя огнеупорные глиняные плитки, которые могли выдержать высокую температуру, необходимую для превращения железной руды. Получив возможность разливать это расплавленное железо в формы, древние китайцы создали первый в мире чугун, и быстро нашли ему применение на своих полях. При работе с кованым железом, каждое изделие приходиться ковать отдельно, но используя чугун, можно легко делать копии таких изделий как плуг, используя литейную форму снова и снова.

Jack Charles Turner, writer and television documentary host, Master of Philosophy (M.Phil.): «Вот где технология производства чугуна дала наибольшую отдачу. Китайцы создали плуг из чугуна, и вскоре началось его массовое производство по всей стране. Эта конструкция была гораздо эффективнее всего, что имелось ранее. Во-первых, её можно было относительно быстро и экономично производить. Но её истинные преимущества проявлялись в поле: такой плуг можно двигать, прикладывая только малую часть тех усилий, которых требует обычный плуг…» [T.12.XV.5]

 

 
     
 

К середине июля я вернулся в Москву, а потом родители Митька достали для нас путёвки в пионерлагерь «Ракета». Это был обычный южный лагерь, может быть, даже немного лучше других.

Это была столовая, где нас ждал холодный обед, хотя пора было ужинать, – мы приехали на несколько часов позже, чем ожидалось. Обед был довольно невкусный суп с макаронными звездочками, курица с рисом и компот.

С потолка столовой на нитях, облепленных какой-то липкой на вид кухонной дрянью, свисали картонные космические корабли. Я загляделся на один из них. Неизвестный оформитель потратил на него много фольги и густо исписал его словом «СССР».

Потом нам показали наши места в казарме первого курса, куда нас перемещали из палаток, и повели в столовую. С ее потолка свисали на нитях пыльные МиГи и Илы, казавшиеся громадными воздушными островами рядом с эскадрильями быстрых черных мух. Обед был довольно невкусный: суп с макаронными звездочками, курица с рисом и компот. После еды очень захотелось спать; мы с Митьком еле добрались до коек, и я сразу уснул.

Все космонавты, – негромко заговорил начальник полёта, – все, сколько их ни было в нашей стране, перед полётом приходили сюда, к священным для каждого советского человека камням и трибунам, чтобы взять частичку этого места с собою в космос.

И вот что я унес с предвечерней Красной площади – потемневшую брусчатку и худенькую фигуру в старом кителе, сидящую в инвалидном кресле и раскрывающую непослушный чёрный зонт.

Обед был довольно невкусный: суп с макаронными звездочками, курица с рисом и компот; обычно, допив компот, я съедал все разваренные сухофрукты, но в этот раз съел почему-то только сморщенную горькую грушу, а дальше почувствовал тошноту и даже отпихнул тарелку.

В. ПЕЛЕВИН [B.51.4]

 

 
     
 

Фрески – это настенная роспись. По православным традициям только двухмерные образы позволяют заглянуть в Вечность. В трёхмерной скульптуре доминирует Форма, поэтому она приземляет взгляд. [T.10.XI.24]

 

Prof. Alan K. Bowman, University of Oxford: «Египетская храмовая традиция, включая египетских фараонов в традиционной египетской иконографии, уходит в глубину тысячелетий. Кем бы ни был монарх, его бы изобразили как фараона. С точки зрения местного верующего, который даже в традиционную египетскую эпоху фараонов вряд ли мог взглянуть на самого фараона, нет большой разницы, был ли это греческий царь или римский император». [T.4.XVIII]

**

 
     
 

**

Семиты плохо различали мир животных, растений и неорганическое от органического, что отразилось и на их языке, различающем только два рода имён и не знающем среднего; для них вся природа была живая, что, в связи с их слабой способностью к пластике, обусловило представление о богах менее всего в человеческой форме. Так называемый фетишизм особенно отличал их культ до позднейшего времени – божества представлялись обитающими в священных источниках, водах, оживляющих оазис в пустыне, под деревьями, в скалах, горах, камнях, разнообразящих вид пустыни или отмеченных какими-либо знамениями. У священных вод или деревьев были оракулы; молились и приносили жертвы на высотах. Антропоморфизм был явлением заносным, главным образом, из Египта. Культ в Ханаане нередко был жесток и требовал крови детей, невинности женщин и добровольного изувечивания от мужчин.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

Ольга ПОПОВА, доктор искусствоведения: «…как у всякого живого организма, у византийской культуры есть тоже биография с началом, периодом зрелости и концом, со своей эволюцией. И очень много было всяких вех, периодов, вкусов, стилей – всего…

Византийское искусство, – церковное искусство, религиозное, – во всяком случае в таком виде дошли до нас сохранившиеся памятники. Было, конечно, и светское искусство, по-видимому, огромное и прекрасное, потому что было очень много императорских дворцов, которые все украшались. Там тоже были мозаики и фрески на светские темы, на триумфальные темы – ничего этого не дошло – светское искусство Византии, как Атлантида, оно ушло куда-то под воду истории. А сохранилось церковное искусство, что, видимо, не случайно, поскольку церковь и монастыри жили своей жизнью, и там просто сохранились памятники. Вот это специфический очень аспект, поскольку мы знаем именно византийское искусство, обращённое к Церкви, к религиозной тематике.

…и художники должны были найти способ изобразить то, что, в сущности, изобразить очень трудно, ибо предмет веры и спиритуальный смысл происходящего, мистический смысл – это нечто невидимое. Акцент его всегда был на внутреннем, не на внешней эффектности…

…при этом византийское искусство изначально и навсегда было принципиально антропоморфным, то есть человекоподобным. Не было в нём никогда каких-то отвлечённых абстрактных схематичных форм – всё было уподоблено человеческому миру.

Очень важным постулатом христианской веры был «Догмат о Боговоплощении». Бог-Слово, то есть Иисус Христос – Второе Лицо Троицы – принял человеческую природу, родившись от Девы Марии, и это сразу дало акцент всему очеловеченному в византийском искусстве. Раз Бог принял человеческие формы, значит, Он мог быть видим, осязаем и изобразим. Это дало возможность искусству воспринять классические традиции античности. И византийское искусство наполнилось, конечно, этими классическими традициями, восприняв художественное наследие Антика…

Но его надо было, конечно, изменить – придать античным формам неантичное, то есть спиритуалистическое содержание…

Где-то к концу пятого века, и к шестому, несомненно, к эпохе Юстиниана сформировался вот тот особый художественный язык, тот стиль, который мы называем собственно Византийским. Но классическое, классическая база, и это очень важно, осталась в византийском искусстве, как основа, навсегда». [T.10.CI.77]

 

Византия управлялась уверенной рукой. Она покоряла соседей не армиями, но образом Бога и порядка. Византийцы ввели своего рода культурный империализм, в центре которого стоял Константинополь, Золотой Дворец и Император, ритуалы Церкви и Двора. [T.7.II.1]

 

 
     
 

Dr. Elmar Gruber: «Своей огромной популярностью Нострадамус обязан тому, что нашёл этот очень особый стиль. Это что-то вроде сырой формы, сырых видений исходящих из его разума и воплощённых в очень странную изощрённую и малопонятную поэзию. Все думали, что этот человек действительно мог видеть судьбы человечества». [T.12.XLV]

 

Он был одним из людей, которые сформировали XX-й век, которые способствовали прогрессу и просвещению. Он делает это и сегодня. Врач, аналитик, исследователь, концепции которого привели к возникновению целых учений и школ.

…но всё же Фрейд, которым восхищались, и которого ненавидели, перед которым благоговели, и которого подвергали гонениям, которого оскорбляли и унижали бывшие друзья и ученики, сказал впоследствии: «Мои современники далеки от единства в оценке моих достижений».

…Зигмунд Фрейд, гражданин Австро-Венгерской монархии, позднее Австрийской республики до 1938-го года, атеист, для которого всегда было важно его еврейское происхождение, гуманист и философ, литератор и знаток литературы, археолог души, равно как и античной культуры. [T.10.CXVIII]

 

 
     
 

Пирамиды всегда влекли к себе грабителей и кладоискателей. Но сегодняшние исследователи стоят перед сложной загадкой удивительных историй создателей пирамид.

Форма подчинена размеру: с технологией того времени единственным безопасным способом строительства было возведение стен, сходящихся к вершине. Могут быть и различия: на некоторых пирамидах есть ступеньки и плоская площадка для храма. Тем не менее, основная форма одна и та же на всех четырёх континентах. [T.12.XLVIII.1]

 

 
     
 

…оказавшись под вспышкой вне защиты корабля, астронавт погибнет через десять часов. Но есть нечто ещё более коварное – радиация дальнего космоса. Невидимые лучи, извергаемые далёкими звёздами, несутся сквозь пустоту, пронизывая всё на своём пути, подобно автоматной очереди.

Представьте, вы закрываете глаза и видите, как космические лучи проходят сквозь тело. Именно это произошло с астронавтами «Аполлона-11» в шестьдесят девятом году. Из иллюминатора кабины они любовались захватывающими дух видами Земли, дальней стороной Луны. И странными вспышками в глазных яблоках.

Вернувшись на землю, астронавты сообщили о вспышках Центру управления. НАСА попросили физика Лоренса Пински разобраться.

Prof. Lawrence Pinsky, University of Houston: «В некоторых случаях их сравнивали со вспышкой молнии в облаках, иногда они казались искрами или пятнами, а иногда полосами».

Когда об этом заговорили, другие астронавты признались, что тоже их видели.

Prof. Lawrence Pinsky: «Астронавты не хотели говорить о том, что привело бы к отстранению от полётов, а вспышки света, о которых никто больше не сообщал, могли, как им казалось, показать их непригодность к выполнению космической миссии».

Пински считает, что вспышки могут оказаться вредными. Но только три года спустя, во время миссии «Аполлон-16», он смог провести исследования. Пински попросил астронавтов закрыть глаза и сообщать о вспышках. Он понял, что глаза реагируют не на свет, а на космическую радиацию. Каждый луч, проходящий через сетчатку глаза, заставляет мозг думать, что это свет. Последствия радиации проявляются не сразу. Но позже НАСА обнаружили, что один из шести бывших астронавтов страдает от катаракты. Это больше, чем среднемировой показатель. Сначала мутнеет хрусталик, потом слепота… [T.10.VI.2]

 

 
     
 

Dr. Alexander MacGillivray: «Я думаю, что Артур Эванс в каком-то смысле создал Богиню-мать, потому что это была его собственная внутренняя потребность. К концепции Богини со змеями Сэр Артур Эванс (англ. Sir Arthur John Evans) пришёл на основании найденной фаянсовой фигурки. Нигде больше в минойском искусстве нельзя найти Богиню со змеями».

Чтобы рассказать об античной Богине со змеями из Кносса, Эванс устанавливает минойский алтарь с находками из ниши. Он специально повторяет форму христианского Вертепа. Эта фотография облетит весь мир. И вместе с ней Богиня со змеями Эванса станет символом забытой и вновь найденной минойской цивилизации. Открытия Эванса положили начало минойскому буму в Европе и Америке.

Dr. Kenneth D. Lapatin, The Getty Museum Los Angeles: «Сочетание эротизма и ужаса. Богиня-мать с обнажённой грудью и со змеями заставляет проводить параллели с изображениями Евы или Клеопатры – прекрасных и опасных женщин со змеями». [T.10.CXXXIII]

 

 
     
 

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Коммунизм есть советская власть, плюс электрификация всей страны», – этот ленинский лозунг был написан на всех плакатах, на крышах нашей необъятной державы. А если задуматься, это была магическая формула модернизации: политическая власть, плюс технологическое превосходство».

Сергей ГУРИЕВ, ректор Российской экономической школы, доктор экономических наук: «Модернизация происходила в это время не только в Советском Союзе, но этот лозунг действительно отражает понимание руководства страны, что без технологического прорыва Советский Союз был обречён». [T.10.LI.76]

 

 
     
 

«Внешнее очертание», «форма тела», «физический облик человека» – эти значения слова «фигура» наиболее актуальны для современного человека, особенно, если речь идёт о так называемых «стандартах красоты», которые, как известно, весьма изменчивы.

…напомним, что фигурами в шахматной игре являются Король, Ферзь, Ладья, Слон и Конь, в отличие от Пешки. В балете есть солисты и те, кто участвует только в групповых выступлениях: последних когда-то называли «фигурантами». Сейчас «фигурант» – это юридический термин для обозначения обвиняемых, подозреваемых или свидетелей по уголовному делу.

Кстати, латинское слово «фигура» и означает «образ», а глагол «figurare» [figuro] можно перевести как «создавать», «формировать», «прикасаться», поэтому скульпторов в восемнадцатом-девятнадцатом веках часто называли «фигуристами». [T.10.I.5]