ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
СБОРНИК |
|
|||||
АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei (3); Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф. |
||||||
Всеслав Соло в своих «Книгах вечеров» пояснял, что выйти можно только в тот астрал, который сам и построил.
|
||||||
Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Лк. 9:58
В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. Ин. 14:2
|
||||||
Есть четыре класса четвероногих: амфибии, рептилии, птицы и млекопитающие. И у каждого класса есть главное экологическое достижение. Амфибии. Их достижение – это выход на сушу. Класс рептилий. Их достижение – это полноценное освоение суши. Класс птиц. Их достижение – это освоение воздушной среды. Достижением класса млекопитающих является освоение толщи грунта. Ни в каком другом классе четвероногих нет такого количества существ, которые роют норы, и нет такого разнообразия действительно подземных форм. И что очень характерно, так это то, что подземные млекопитающие не потеряли своих конечностей, тогда как подземные амфибии и рептилии буквально превратились в безногих червяков, практически перестав быть четвероногими. Среди амфибий это гимнофионы, а среди рептилий – амфисбен. А. КУЗНЕЦОВ, доктор биологических наук. [T.2.I]
|
||||||
Князь Владимир – крещение Руси. Необходимость введения единобожия – вопрос выбора веры. Интересовался не догматами веры, а обычаями с ними связанными. Ислам предписывал воздержание от свиного мяса и вина, а также обрезание. К другим: «Отправить посмотреть». Послы из Царьграда, бывшие на службе в Софийском соборе: «Не знаем, на небе или на земле были! Не можем забыть КРАСОТЫ той!» Красота – единственный и достаточный аргумент. Это навсегда войдёт в русскую культуру, и в русскую жизнь, и в русское искусство. Православную веру в 988 году мы приняли за КРАСОТУ! Феликс РАЗУМОВСКИЙ, историк, писатель, телеведущий [T.10.X]
Сергей КАРПОВ, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук: «…он построил знаменитую Святую Софию Константинопольскую, которая была символом государства. Была огромным храмом, равному которому не было в Европе. Которая внутри весь Микрокосм и Макрокосм соединяла воедино, и когда сюда приходили, в этот огромный храм, построенный Юстинианом, то люди были в восторге и просто теряли дар речи, потому что подобного нигде не было. И, когда, в том числе, и русские люди сюда приходили, и когда здесь оказалась княгиня Ольга, или многие другие, вопрос о том, от кого принимать христианство, уже не стоял. Потому что, когда вот говорят: «Почему Русь приняла христианство от Византии?», да потому что разница между Византией и тогдашней Европой была такая, как между современным Лондоном и Бантустаном. То есть это была огромная разница. И когда люди видели богатство Византии, красоту Византии, а Византия была ещё и мастерской мира, потому что там производилось то, что нигде было нельзя найти больше. Это и украшения драгоценные, это и византийские знаменитые ткани, парча, это шёлковые одеяния византийские, это многое другое. Это поражало воображение, и, поражая воображение, притягивало к этой стране. Орудием политики государства была христианизация. Христианизация, которая была условием включения вот в эту огромную систему». [T.10.CI.27]
|
||||||
На протяжении без малого тысячи лет (с 532 по 1453) главной святыней христианского мира был не Собор святого Петра в Риме, а храм святой Софии в Константинополе.
Великим символом юстиниановского времени стала церковь Св. Софии Константинопольской (Премудрости Божьей) с грандиозным куполом, символизировавшим собою величие, немыслимость, идеальность космоса. Шедевром архитектурного искусства в столице стал храм св. Софии (строился в 532 – 537), сыгравший великую роль в сложении особого характера византийского богослужения и сделавший больше для обращения варваров, чем войны и посольства. [B.38]
|
||||||
И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Откр.21: 23
|
||||||
Через сорок дней, едва окончились траурные дни, Юстиниан заложил первый камень в основание нового Храма Святой Софии. Главным архитектором был назначен Анфимий Тралльский – гениальный изобретатель, инженер, механик, дошедший, как пишет его современник, историк и поэт Агафий Миринейский, до вершин математических наук. И весьма остроумный человек при этом. Юстиниан отдал в распоряжение Анфимия десять тысяч строителей и колоссальный бюджет. О том, что Новая София должна стать образом Нового Иерусалима Юстиниан узнал в вещем сне. Что другое могло утешить город Византий, переживший апокалиптический кошмар. Разделив в полной мере с императором огонь этой божественной идеи, Анфимий берёт из Откровения Иоанна Богослова всё, что можно было тогда воплотить в жизнь на средства мировой империи. Мрамор всех цветов и драгоценные камни достать было легче всего. Пропорция куба с гранями по семьдесят метров было соблюсти сложнее. Анфимий изобрёл для этого специальную строительную технологию. Стены из жжёного кирпича и извести он повсеместно соединил железными скобами, а основание колон залил не асбестом, а расплавленным свинцом, который проник во все промежутки и связал холодные камни на века. Над всем этим великолепным мирозданием как небосвод тралльский чудотворец, словно на золотой цепочке подвесил самый большой на планете купол. Но после этого Юстиниан ставит перед ним задачу, которую не получал ни один архитектор, никогда! Этот храм не должен для освещения иметь нужды ни в Луне, ни в Солнце. Ной построил корабль спасения по проекту самого Творца, Моисей увидел скинию на вершине Синая, а потом Давид и Соломон возвели по её образцу Храм. За кого же принимает царь бедного учёного? Он ничем не может заменить «Славу Божию», но Император стоял на своём: «и не нужно, надо создать икону «Христова света», она снилась ему в том самом сне. Юстиниана называли неусыпающим императором. И действительно, надо было работать двадцать четыре часа в сутки, чтобы успеть, пусть даже и за сорок лет, которые были ему отпущены для правления, то, что успел он. Его бездетному дяде, волею судеб попавшему на трон из генералов, подавали золотую дощечку с прорезью, чтобы он мог хоть так расписываться на своих указах. Племянник защитил в лучших академиях два диплома – по юриспруденции и богословию. Долг «Римскому праву» он отдал в виде знаменитого Кодекса и новелл. Святая София стала плодом его второго образования. «Если бы кто-нибудь, раньше показав изображение того, что теперь мы видим перед собою спросил любого из христиан, хотел бы он, чтобы церковь эта была уничтожена вновь и явилась такою, он, думаю, тот час же взмолился бы увидать эту церковь разрушенной с тем, чтобы она была перестроена в её теперешнем виде. Этот храм представляет собой чудесное зрелище и всякий раз как кто-нибудь входит в него помолится, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело. Можно было бы сказать, что место это не из вне освящается солнцем, но что блеск рождается в нём самом. Такое количество света распространяется в этом храме». Прокопий Кесарийский «О постройках Юстиниана». Неизвестно кто из них первым закричал: «Эврика!» Но световое изобретение Анфимия несомненно вылилось из царских рассуждений о смысле жития. Анфимий сделал уникальный сплав из золота и толчёного стекла, который способен был накапливать солнечный свет, и отдавать его даже при хмуром небе. Он покрыл этой духовной мозаикой Софийские своды, которые, при всеобщем ликовании, и были торжественно освящены в канун Рождества 537-го года. Обходя Софию кругом и любуясь на своё детище, Юстиниан не выдержал и воскликнул: «О Соломон! Я превзошёл тебя!» И за это тщеславие царь был наказан: всего через несколько лет после освящения Храма, в ту же Рождественскую ночь, Константинополь, привыкший, в общем-то, к землетрясениям, получил такой удар, что был повержен едва ли не целиком. Купол Святой Софии рухнул вниз. Тотчас, как это бывает в народе, появились разные безумные предсказания, что немедленно должен погибнуть и весь мир. Исидор из Милета, помощник и ученик почившего к тому времени Анфимия смог восстановить Храм. По мнению современников, он уже не так прельщал зрителей как раньше, но зато был гораздо более долговечным. [T.10.CDI.1]
|
||||||
Византийцы верили, что Миру придёт конец, когда сидящий здесь (на троне) император снимет корону и положит её на камни. Более авторитарного правления не видел свет. Никто более ни учувствовал в управлении: как можно учувствовать в воле Бога? Пред ней можно только склониться. Нет ни морали, ни верности, ни плохих царей, ни хороших, – ибо, что может оспорить волю Бога и императора. Такова была политика Византии. Византия управлялась уверенной рукой. Она покоряла соседей не армиями, но образом Бога и порядка. Византийцы ввели своего рода культурный империализм, в центре которого стоял Константинополь, Золотой Дворец и Император, ритуалы Церкви и Двора. В XII веке купцы и дипломаты Востока и Запада в ярких красках описывали процессию, что каждую неделю шла по дворцовым садам в сопровождении хоров и подходила к «Святой Софии». Когда приближался император, хор пел: «Смотрите, «Утренняя звезда», в его глазах отражается солнце. Поклонитесь народы, склонитесь перед его величием!» Весь мир твердил, что это великолепнейшее зрелище на Земле. Как и воинственные северные племена, европейцы, Греция, Италия и Среднеземноморье покорились магии византийского золота. К средним векам византийские образы Бога и порядка пересекли Средиземное море и попали в Центральную Европу. И всегда в центре христианской Вселенной были Византийский император и Золотой Константинополь. Константинополь был самым большим рынком мира, легендой Востока и Запада. Товары из византийских базаров находят в раскопках в Швеции и Афганистане, России и Англии – это о многом говорит. Византийцы очень верили в знаки и сны. Глаз – амулет от сглаза. Зависть! В тесных сообществах она так разрушительна. Константинополь звали «ОКОМ Мира», все завидовали его золоту, шелкам и принцессам. В 1204 г. IV Крестовый поход. Говорят в Константинополе взяли больше добычи, чем во всех городах от начала времён. За 50 лет описали, упаковали и вывезли пол Константинополя в Венецию и дальше на Запад. Ломбард Европы – Венеция – ведёт начало от разорения Константинополя. Императоры оставляли здесь за наличные короны. Византия. Жемчужные врата рая. Стамбул – с византийского – просто «город». Византийский дворец – подражания и подобия на Сицилии, в Испании, в Риме, с Сирии. Даже камни этих дворцов Выломаны из Византийских стен. Виллы (лат. Villa – усадьба, поместье) – память о Византии. Плетон и Bessario познакомили Европу с аристотелевской «индивидуальностью». Через Грецию, Рим, Константинополь древние знания проложили себе путь в сегодняшний день. John Romer, Egyptologist, historian and archaeologist [T.7.II.1]
В 800-м году Римский патриарх Лев возложил на голову Карла Великого корону императора Западной Римской империи. Трудно сказать, как на самом деле к этому событию отнеслись в Византии, но по западному преданию дипломатические приличия были соблюдены: императрица Ирина поздравила своего собрата, и, зная о том, сколько делает Карл для Церкви, подарила ему Святой Покров. В 876-м году внук собирателя франкских земель, тоже Карл (по прозвищу Лысый) передал его на вечное хранение в свой родной Шартр. [T.10.V.9]
…но архитектурные памятники до сих пор свидетельствуют о величии ушедшей цивилизации, которая была преемницей Римской империи и оставила не меньший след в истории. Prof. Robert G. Ousterhout, University of Pennsylvania: «Обычно, говоря о могуществе империи, имеют ввиду её политическое влияние. Влияние Византии было, прежде всего, культурным». Prof. Robert S. Nelson, Yale University: «Византия имела высокоразвитую культуру. Греческие монахи изучали литературу античности». Prof. Denis F. Sullivan, University of Maryland: «Благодаря им до нас дошли античные тексты. Падение Константинополя и попадание его книг на Запад, способствовало зарождению эпохи Возрождения». [T.10.XXXII.11]
|
||||||
Сны – это послания богов, понять которые могут только посвящённые. [T.2.IX.1]
«Мы, Нага, верим, что мир живых раньше был един с миром мёртвых. Мёртвые ушли на небо, в море и подземный мир, а живые остались на земле. В наших снах два мира объединяются, и мы часто отражаем это соединение в наших танцах». [T.10.LXIII.2] (горное племя Нага, населяющее северо-восток Индии)
В каждом турецком доме, магазинчике, сувенирной лавке, в современных офисах и даже на золотых цепочках, украшающих шеи женщин, можно увидеть любопытное изображение – светло-голубой глаз. Это – оберег от сглаза, по-турецки «назар», – серьёзная неприятность, её стараются избежать и поныне. Л. КУСТОВА [A.192]
|
||||||