ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XVI. Eliminatio Logica; Constrictio astralis, Destructio physica; Turris destructa или Turris fulgurata, la Maison Dieu (Богадельня, Дом Господень); Иероглиф (Реакция, «материализованная связь»)

   

la Maison Dieu (Богадельня, Дом Господень)

 
     
 

maison 1. f 1) дом, здание; ~ d'habitation жилой дом; ~ garnie дом с меблированными комнатами; ~ de rapport доходный дом; ~ prefabriquee сборный дом; ~ de campagne, ~ de plaisance дача, загородный дом; ◊ des choses par-dessus les ~s сильно преувеличенные вещи; 2) учреждение, организация; ~ de ville ратуша; ~ communautaire общежитие; ~ de Molière Дом Мольера (название театра «Комеди Франсёз» в Париже); ~ de sante, ~ d'alienes психиатрическая больница; ~ mortuaire морг; дом, где есть покойник; ~ de Dieu церковь, храм; ~ d'arrêt, ~ cellulaire тюрьма; ~ de correction исправительный дом; ~ de tolerance, ~ close дом терпимости; ~ de passe дом свиданий; ~ de jeu игорный дом; 3) семья; род; 4) дом, хозяйство; gens de ~ прислуга; les gens de la ~ все домашние, чады и домочадцы; a la ~ домой, дома; il descend toujours a la ~ он всегда останавливается у нас; garder la ~ сидеть дома; être de la ~ быть своим человеком;◊ faire ~ nette уволить всю прислугу, всех служащих; faire ~ neuve обновить весь штат служащих; avoir un grand train de ~ жить на широкую ногу; 5) штат; ~ civile личный штат (главы государства); ~ militaire военная свита (главы государства); 6) торговый дом, фирма; ~ de commerce торговая фирма; ~ de couture ателье мод; ~ de production киностудия; 2. adj разг. домашний, по-домашнему; высококачественный; tarte ~ домашний торт; salade ~ фирменный салат. [B.34]

 

 
     
 

dieu m 1) (Dieu) бог; homme de Dieu священнослужитель; благочестивый человек; le bon Dieu разг. (господь) бог; боженька; святые дары; manger le bon Dieu причащаться; Dieu le veuillel, plaise a Dieu!, plût a Dieu! дай бог!, дай-то бог!; Dieu sait бог ведает; Dieu (en) soit loue, grâce a Dieu, Dieu merci слава богу; Dieu m'en preserve, Dieu m'en garde избави бог, сохрани бог, ни в коем случае; bon Dieu!, juste Dieu! боже мой!; a Dieu ne plaise! боже упаси!, ни в коем случае; ◊ ce que femme veut, Dieu le veut шутл. что хочет женщина, то хочет бог; 2) божество; кумир; jurer ses grands ~x клясться всеми богами; les ~x s'en vont кумиры рушатся. [B.34]

 

 
     
 

Церковь (от греч. Κυριακη (οικια) – «(дом) Господа»)

(от греч. Κυριακόν, «Господу принадлежащее»)

 

 
     
 

Экономическую основу древнего города составляло землевладение. Понятия «гражданин» и «землевладелец» были неотделимы друг от друга. Город не мыслился без сельскохозяйственной территории, составлявшей собственность гражданского коллектива. Город обладал политическим самоуправлением и являлся в то же время государством. Как правило, он был окружён стенами и имел храм божества, которое было воплощением единства гражданского коллектива и его государственности, палладием города.

Языческое божество выросло из родового тотема. Антропоморфизировавшись, вавилонские боги продолжали сохранять черты своего происхождения. Каждое божество имело своё священное животное, свой символ, выросший из первобытного фетиша. Сохранилось также свойственное тотемизму и фетишизму грубо материалистическое восприятие божества – идолопоклонство. Для язычников, в том числе и для вавилонян, бог представлялся не бесплотным иррациональным духом, а в виде реального предмета-идола, истукана из дерева, камня или металла. Идол наделялся всеми качествами, какие, по мнению язычников, надлежало иметь богу, созданному по образу и подобию чтивших его людей. Его надо было кормить, поить, одевать, развлекать. Ему требовались жильё, женщины и мальчики. Его можно было разгневать и умилостивить, обмануть и обокрасть. С ним можно было поторговаться. Языческий бог требовал жертвоприношений плодами земли, скотом, вещами, драгоценностями, а в седой древности и людьми.

Языческий храм, в отличие от христианской церкви, мусульманской мечети или еврейской синагоги, был не местом молитвенных собраний верующих, а жилищем бога, «домом божьим» (по-вавилонски bit-ili). В облике истукана бог стоял в святая святых храма, и доступ к нему имел только узкий круг лиц, именовавшихся «входящими в дом» (erib-biti).

Языческий бог носил локальный характер. Он был тесно связан с определённым коллективом и чтился только в этом коллективе. Он мог погибнуть вместе со своим коллективом, но мог попасть и в плен. Один такой случай нам уже известен. Вавилонский бог Бэл-Мардук пробыл в ассирийском плену 21 год, с 689 по 668 г., и всё это время вавилонского государства не существовало.

Виталий БЕЛЯВСКИЙ [B.145]

 

Средоточиями вавилонской религии и вообще культуры были храмы, которые в культурном отношении можно сравнить со средневековыми монастырями, так как от них не только исходило руководящее направление в области религии и культа, но и в литературе, положительных знаниях и праве они были двигателями. Храмы (bit-ill – «дом бога») в своей главной части представляли большею частью «зиккураты», многоэтажные (до семи) башни на четырехугольном основании. Лестница, иногда с земли до самого верха на одной стороне, иногда же в обход всех четырёх сторон, постепенно, с уступа на уступ, вела в верхнее помещение – святилище, где находился идол божества и производились как обряды, так, может быть, и астрономические наблюдения. Эти зиккураты – сумерийского происхождения и идут из мировой горы Энлиля ниппурского. Гильпрехт нашёл в Ниппуре под семитической облицовкой первоначальное зерно башни из досаргоновских необожжённых прямоугольных (а не квадратных) кирпичей. Имена башен всегда сумерийские, напр., Им-хар-саг – «Гора ветра», с которой бог Энлиль мечет молнии, Э-сагаш – «дом решений» – место суда бога и оракула, Э-гигуну – «дом гроба», т. е, преисподней, Дур-ан-ки – «связь неба с землёй», Темен-ан-ки – «основание неба и земли» и т. п. Таким образом выражали религиозно-космическую идею, представление великой мифической горы богов, которую вавилоняне помещали на далёком севере поднимающейся из преисподней; она служила в своей верхней части местопребыванием сидящего на небесном троне «отца богов», в средней – местом культа живущих на земле людей, и в своей нижней, доходящей до ада части – местом упокоения покойников – действительно грандиозное представление о святилище (Гильпрехт)…

Иногда зиккураты считались гробницами богов. Хаммурапи в Сиппаре окрашивает зелёный цвет воскресения храм богини солнца Аи; Набонид называет элассарский зиккурат «гробницей бога солнца»; классический писатель называет вавилонскую башню «гробницей Бела». Стены снаружи украшались мозаикой, орнаментами, бордюрами, может быть, зубцами; иногда они окрашивались в различные цвета, может быть, сообразно семи планетам. Особенно же обращалось внимание на отделку святилища внутри и снаружи.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

*

Иордания – историческая земля – страна, полная археологических сокровищ, самым прекрасным из которых бесспорно является город Петра.

«Джин» в переводе с арабского обозначает «Дух». Есть предположение, что эти блоки служили гробницами.

Mohamed Salim, Guide: «Мы полагаем, что это бетрили. «Бет» – в переводе с семитских языков означает «Дом», а «Иль» – означает «Господь». Таким образом, Бетриль – это Дом Господа.

Как греческие и римские статуи, бетрили могли служить резервуарами для воды, так как внутри они полые, а над ними расположены каналы». [T.23.XI.1]

 

 
     
 

Строительство в Средневековье представляло самый интеллектуальный вид деятельности. А интеллектуальной элитой тогда были архитектор и монах наиболее образованные люди общества. Можно предположить, что в храмовом строительстве архитектор и монах зачастую выступали в одном лице.

Началось с Византии: как только первый византийский император Константин (285 337) объявил христианство государственной религией, в стране очень быстро возникают монастыри. Им предоставляется экономическая свобода, и это привлекает к ним творчески одарённых и предприимчивых людей. Постепенно превращаясь во влиятельную силу, монахи начинают играть свою игру.

Государственная религия предполагает, прежде всего, строительство главных храмов царского и епархиального. (Для меня, архитектора, это имеет решающее значение.) Именно они становятся архитектурными символами государственности и государственной религии. Таким главным храмом Византийской империи был Софийский собор, построенный в 537 году по заказу императора Юстиниана.

…храмы следует связывать не с этносом, а с географией.

В. КУЗЬМИН [A.258]

 

Представшей перед Кузанским Айе-Софие уже девятьсот лет. Каким-то образом она осталась нетронутой временем, войнами и крестоносцами. Это центр ортодоксальной веры, коронационная церковь византийских императоров, и самая знаменитая из оставшихся жемчужин Константинополя. Сегодня интерьер Айя-Софии, теперь музея, по-прежнему поражает.

Знаменитый купол в тридцать один метр шириной, кажется парит на высоте в пятьдесят шесть метров. На строительство Айя-Софии ушло лишь пять лет и десять месяцев. Стены храма были покрыты великолепной мозаикой. Через тысячу пятьсот лет здесь ведутся реставрационные работы. Здесь нужна твёрдая рука, терпеливый нрав и отсутствие страха высоты.

Профессор Ангин Аккюлек, Стамбульский университет: «Купол выложен стеклянной мозаикой примерно шестого века. Есть мозаика, которая кажется золотой или серебряной, это два слоя стекла, между которыми слой серебра или золота. Синяя, зелёная или красная мозаика это чистое стекло. Мозаика шестого века совершенно уникальна по мастерству с которым она сделана. Каждый квадратный метр содержит ровно сто восемьдесят отдельных плиток».

Первоначальный купол Айя-Софии был повреждён во время строительства в результате землетрясения. Но случившиеся имело скорее положительные последствия: восстановительные работе не только увеличили размеры купола, но и способствовали значительному укреплению храма в целом. Расчёты шестого века сберегали Айя-Софию от землетрясений на протяжении почти полутора тысячелетий.

В Бернском университете профессор Фолкер Хофтман и его команда пытаются понять что именно использовали строители. Даже при сегодняшней технологии храм кажется чем-то загадочным и непостижимым. А ведь Айя-София была построена в начале шестого века, за сотни лет до возникновения современных методов строительства.

Как архитекторам удалось это сделать?

Первоначальные планы строительства так и не были найдены. Сохранилось очень мало достоверных сведений. Одно было известно точно величественный храм задумывался как образ духовного мира.

Фолкер Хофман, институт истории искусств Берн: «Цель нашего исследовательского проекта – воссоздать первоначальный дизайн Айя-Софии, в первую очередь геометрический аспект. Сохранились грубые эскизы архитекторов, когда идея огромного купола только ещё созревала. Но для того чтобы сделать свою мечту реальностью они должны были решить геометрическую головоломку».

Чтобы измерить и смоделировать храм, команда Хофмана пользовалась лазерной техникой. С помощью компьютеров им удалось открыть лежавший в основе дизайн, простой и в тоже время хитроумный. Его суть в аналемме астрономической фигуре сочетающей квадрат и круг.

«Это основа дизайна Айя-Софии с её горизонтальными и вертикальными проекциями. Архитекторы должны были это просто развить, и они это сделали с помощью всего лишь кронциркуля и линейки. К первоначальному дизайну ничего нового добавлено не было».

Этот дизайн не только сделал храм более устойчивым, он помог увеличить его пропорции. Айя-София должна была выразить не только величие Бога, но и связь между Господом и империей.

«Айя-София строилась как императорская собственность и как Церковь Патриарха, и то, и другое олицетворяют божественные силы, которые правят миром. И это то, о чём должны был помнить архитекторы. Но что именно храм мог выражать? Только космос в конкретной форме! Так же, как это отражалось в ещё нескольких сооружениях на Востоке».

Минареты стоящие по четырём углам Айя-Софии были построены позднее, при султане. [T.10.LXXIV.1]

 

 
     
 

Восточная и западная арки (Айя-Софии) поддерживают два полукупола, которые, в свою очередь, опираются на купола поменьше. Можно ли назвать это христианской или мусульманской архитектурой. Под узорчатыми покровами этих двух традиций можно разглядеть черты римской архитектуры. [T.13.XXIX.1]

 

…в Сирии, в старейшем обитаемом городе на Земле – Дамаске. Здесь наследие Александра (Македонского) повсюду выглядывает из под тонкого слоя мусульманской культуры.

…это вспоминается здесь, в дамасской мечети, которая некогда была храмом греческого царя богов. Сквозь следы более поздних эпох здесь всё ещё просматривается античность. [T.13.LXXXIV]

 

 
     
 

…у этого слова множество синонимов – «маленькая комната», «горница», «келья», «кладовая», «чулан» – речь идёт о слове «каморка». На первый взгляд оно кажется исконно русским, но все этимологические словари возводят его к греческому «камара» (καμάρα). Древним грекам оно досталось от одного из народов Малой Азии – карийцев.

Андрей ГРИГОРЬЕВ, доктор филологических наук: «Данное слово употреблялось первоначально в значении «защита», «укрытие», «надёжное место» и использовалось первоначально как синоним греческого «асфалес» (άσφαλής), которое родственно нашему современному русскому слову, которое пришло также из греческого «асфальт». Асфальт – имеется в виду, конечно, природная минеральная смола – использовалась для укрепления построек в древности. Асфальт добывали в известном Мёртвом море, которое издревле греки называли «Асфальтовым».

…собственно история слова «каморка» восходит к спорам ранневизантийских философов о «Здании Мира» или Мироздания. Антиохийцам Вселенная представлялась в виде огромного дома: в основании – плоская Земля, на неё опирается Небесный купол – он и является стенами и крышей – в древнерусском переводе «камарой» – этого дома.

Андрей ГРИГОРЬЕВ, доктор филологических наук: «Слово «камара» как раз употреблялось как для обозначения вот этого самого Небесного Свода, так и для обозначения места, где находится Бог и святые – «Камарное место».

Византийское богословие оказало большое влияние на общественное сознание Древней Руси. Архитектура храмов стала базироваться на представлении о Вселенной – как Доме, в котором Бог обитает где-то на Камарной высоте. Камарой стали называть верхние ярусы церкви, – так называемые хоры, а так же алтарь.

Андрей ГРИГОРЬЕВ, доктор филологических наук: «Постепенно ещё происходит такое обмирщение этого слова, когда словом «камара» начинают называть вообще любое помещение со сводчатым потолком, в том числе, существует контексты, где это слово используется в значении «временного жилья», непостоянного, поскольку в Древней Греции этим словом именовалась повозка с крытым верхом.

Слово «камара» имело своё развитие и продолжение и в западноевропейских языках. В латинский язык оно было заимствовано как «камера» (camera), и именно в таком виде, кстати, мы это слово встречаем и в современном русском языке».

Латинское «камера» породило в европейских языках созвучные слова, которые в основном обозначают комнату для жилья. Камера, как изолированное помещение для содержания заключённых, используется в русском языке с начала восемнадцатого века. Примерно в то же время словом «каморка» стали называть отдельные небольшие комнаты, а также кабинеты и музейные залы. [T.10.I.3]

 

Салман Рушди, британский писатель, лауреат Букеровской премии: «…моя жизнь была путешествием между Индией, Англией и Америкой.

Я перебрался в Лондон только после окончания университета.

…впервые я оказался в Лондоне, когда мне был двадцать один год. Поэтому я считаю его городом своей молодости, а не детства. Мне было двадцать лет в «Лето любви» – как называли 1967 год. Это было прекрасное время для всех двадцатилетних.

Я давным-давно ответил на вопрос «Где мой дом?» Дом – это то место, от которого у меня есть ключи. Думаю, что не стоит усложнять...

Я чувствую себя как дома в Лондоне, и у меня там есть дом. Я чувствую себя как дома в Нью-Йорке. Когда приезжаю в Бомбей, тоже чувствую себя, как дома». [T.25.V]

 

( בַּיִת ) [báyit] дом [B.18]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5

ДАЛЕЕ