ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
СБОРНИК |
|
|||||
АРКАН III. Divina Natura; Partus Generatio; Venus Urania 3; Physis; Императрица. |
||||||
«Нельзя отказаться от того, чего не имел» Всеслав Соло
Анекдот: «Провёл Иванушка с Марьей-Искусницей ночь, а на утро и говорит: – Да какая же ты искусница? Тут она его взяла, да искусала».
Искусать – укусить – вкусить – попробовать.
Если копнуть поглубже, то открываются такие виды... Само слово «искусство», несомненно, имеет общий корень с «искусом» или «искушением», а значит, относится к прерогативе «тёмных сил». Но, с другой стороны, мы всегда говорим: «Талант от Бога» – и свято уверены, что настоящий художник, поэт, музыкант черпает свое вдохновение из светлого источника. Он словно служит проводником Высшего Космического Разума и отдает через свои творения людям отраженный и преломленный свет чистой энергетики. Никто не призывает восхищаться ленью, злобой, ненавистью, похотью... А. БЕЛЯНИН [B.53.3]
…кстати «дегустация» и «вкус» восходят к одному латинскому слову «gustus» – «проба» [T.10.I.5]
|
||||||
Сестра Сафрония, Ново-Тихвинский женский монастырь: «Пословица «Не искушён – не искусен», то есть если человек не прошёл через какие-то искушения, внутреннюю борьбу с самим собой, то он и не будет искусным монахом, он и не станет настоящим монахом никогда. Если он проявляет готовность бороться с собой до крови, буквально, до смерти, не слушать ДЬЯВОЛА, слушать БОГА, тогда он действительно может стать монахом». Иннокентий ИВАНОВ, журналист и телеведущий: «…профессией монаха сёстры называют умную молитву, при этом внешнее спокойствие жизни в монастыре обманчиво: внутри обители покой, внутри монашествующих – его нет. Мир с каждым веком увеличивает количество соблазнов, а значит отречься от мира и себя в нём становится труднее». [T.10.VII]
«Тогда подошли старцы, уже бесстрастные от долготы пережитых ими лет…» РЕРИХ Н. К., СОЛОГУБ Ф. К. [B.11]
|
||||||
«Natura est Deus» – «Природа есть Бог» «Demon est Deus inversus» – «Дьявол есть перевёрнутый Бог»
Демон (δαιμων) – вообще означает (в классической литературе) деятеля, обладающего сверхчеловеческою силой, принадлежащего к невидимому миру и имеющего влияние на жизнь и судьбу людей; между δαιμων и θεοζ приблизительно такое же отношение, как между лат. numen и deus. Бесспорной этимологии слова ДЕМОН не существует. Изречение первого греческого философа Фалеса, что все полно демонов (πάντα δαιμόνων πλήρη), есть точное выражение в отвлеченном сознании того взгляда, на котором основывалась первобытная религия у всех народов. Эта религия лучше всего определяется как пандемонизм, что не мешает ей быть вместе с тем и культом умерших или предков; ибо между демоническими силами природы и душами людей первоначально не полагалось определенной границы: умерший предок мог воплощаться в каком-нибудь священном камне, дереве, звезде и т. п., а с другой стороны, всякий природный дух мог принимать человеческий образ, смешиваться с людьми и становиться демоном-родоначальником. Вл. Соловьев. [B.18.I]
Бог Пан, хотя и являлся одним из древнейших богов Греции, имел в гомеровскую эпоху и позже, вплоть до II в. до н. э. небольшое значение. Уже то, что бог изображался как получеловек-полукозёл (пережиток тотемизма), указывает на древность этого бога. Первоначально Пан – бог леса, бог пастухов, охранитель стад. Даже в Аркадии и в Аргосе, где Пана чтили больше, его не включали в число богов-олимпийцев. Но постепенно Пан становится богом-покровителем всей природы. [B.44]
cicūti-cen, cinis m [cicuta 3 + cano] играющий на свирели Sid. [B.32]
|
||||||
ВЕЛИКИЙ БОГ ПАН Великий бог Пан почитался как автор и исполнитель священных танцев, придуманных им для того, чтобы символизировать круговое вращение небесных тел. Пан является составным созданием. Верхняя его часть, за исключением рогов, человеческая, а нижняя – козлиная. Пан является первообразом природной энергии, и, хотя он, несомненно, фаллическое божество, его не надо путать с Приапом. Свирель Пана означает естественную гармонию сфер, а сам бог является символом Сатурна, потому что эта планета восседает на троне Козерога, чьей эмблемой является козёл. Египтяне были посвящены в Мистерии Пана, который считался фазой Юпитера, Демиурга. Пан представлял оплодотворяющую силу солнца и был главным в сонме сельских божеств, панов, фавнов и сатиров. Он также означал контролирующую силу духа низших миров. Христиане придумали историю, что во время рождения Христа оракул замолчал, а затем воскликнул: «Великий Пан умер». [B.30]
Пан, греч. – аркадский бог лесов и рощ, сын Гермеса и нимфы Дриопы (варианты: Гермеса или Зевса и Пенелопы). Пан родился покрытый волосами, с рогами, с козлиными копытами, кривым носом, с бородой и хвостом. Мать Пана, испуганная видом младенца, бросила его, но ребёнка подобрал Гермес и отнёс на Олимп. Ребенок насмешил богов, всем понравился и был принят в их число, получив имя Пана, т. е. «понравившийся всем» – от греческого «пан» – «все» (народная этимология). В действительности имя Пан, по-видимому, связано с индоевропейским корнем «паус» – «вскармливать», «делать плодородным». В этом качестве Пан сближается с Дионисом, в свиту которого впоследствии включается. Пан почитался также как покровитель пастухов, охотников, пчеловодов и рыболовов. По представлениям древних греков, Пан – весёлый бог. Он бродит по горам и лесам, пляшет с нимфами, играет на изобретённой им свирели. Однако иногда Пан уединяется и тогда не любит, чтобы его тревожили. На нарушителей своего покоя Пан нагоняет внезапный, сильный страх, охватывающий множество людей, – «панический страх» (отсюда – паника). По верованиям древних греков, своим криком Пан может обращать в бегство воинов. Афиняне считали, что его появление помогало им победить при Марафоне и Саламине. Согласно преданию, Пан был дружен с Селеной, любившей его игру на свирели. С легендой о том, что Пан был изобретателем свирели, было связано сказание о его любви к нимфе Сиринге. Пан преследовал нимфу своей любовью до тех пор, пока она, избегая его, не укрылась в реке Ладоне в Аркадии, где превратилась в тростник, из которого Пан вырезал свою свирель. От нимфы Эхо Пан имел дочь Иингу, которую Гера превратила в птицу вертишейку. Пану была посвящена пещера на афинском Акрополе. Афинские граждане ежегодно устраивали в его честь торжественное факельное шествие. Во многих областях Греции были поставлены статуи Пана. Считалось, что Пан обладал даром прорицания и даже научил этому искусству Аполлона. Главные святилища Пана были в Аркадии, Трезене, Оропе. Ему были посвящены каменный дуб и сосна. В жертву Пану приносили коров, козлов, ягнят, мед, молоко, виноградное сусло. С развитием общегреческой мифологии Пан из местного божества превращается в одного из спутников Диониса. В дальнейшем это приводит к утрате Паном индивидуальных черт и к появлению в свите бога виноделия множества панов и панисков (младших панов). В учении орфиков конкретный образ козлоподобного бога лесов и пастбищ становится абстрактным символом всеобщности, целостности вселенной, а звук его флейты стали отождествлять с музыкой небесных сфер. В Древнем Риме почитание Пана слилось с культами местных италийских божеств – Фавна и Сильвана. Античные изображения Пана дошли до нашего времени в значительном числе. Хорошо известна мраморная группа (во Флоренции), изображающая Пана, который учит молодую девушку играть на флейте. Первоначально Пана изображали в зверином облике, с козлиной головой и копытами. В искусстве нового времени изображения Пана встречаются у Рафаэля, Рубенса, Пикассо, Врубеляи др. Широкое распространение получило выражение «Умер Великий Пан». Оно основано на рассказе Плутарха. В царствование Тиберия (I в. н. э) кормчий корабля, плывшего из Пелопоннеса в Италию, услышал возглас: «Умер Великий Пан!» По приказу императора это событие было обнародовано и породило многочисленные толкования. Христианские богословы истолковали рассказ Плутарха как сообщение о кончине Иисуса Христа. Такое толкование встречается и в художественной литературе (Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль; Тургенев И. С. Стихотворение «Нимфы»). Иносказательно выражение «Умер Великий Пан» означает не только смерть выдающегося человека, но и конец целой эпохи (Г. Гейне, узнав об Июльской революции 1830 г., воскликнул: «Великий языческий Пан умер!», т. е. рухнуло владычество Бурбонов). [B.45]
В силу своих внешних признаков, атрибутов, ритуалов ВЕЛИКИЙ БОГ ПАН был превращён первыми христианами в чёрта. Рождение в Человеке Иисуса Христа и есть смерть Бога Пана. «Бог во Мне и Я Бог во плоти» – значит мне всё по силам, и тогда места панике (страху, ужасу) просто не останется.
Faunus, ī m [faveo: «Благоприятствующий»] Фавн, баснословный царь Латия, внук Сатурна, сын Пика, супруг нимфы Марики, которая родила ему Латина, и Фавны, с которой прижил фавнов; после смерти почитался как бог полей и лесов, хранитель и покровитель стад (впоследствии отождествлялся с Паном) С, V, О etc. [B.32] Fauna, ae f Фавна, жена Фавна (отождествл. с Bona Dea, см.) Macr. [B.32]
|
||||||
Служители Сатаны когда-то служили Богу. Если верить народным легендам и религиозным книгам, большая часть не фольклорной, а христианской нечистой силы родом с Небес. Оттуда они упали, то есть были изгнаны за грехи, дурные мысли и далеко неангельские поступки. Лишившись крыльев и нимбов, представители нечистой силы начали борьбу за человеческие души. Эта борьба всегда была художественно привлекательна, а потому мировая литература не могла этого не заметить. «Падшие ангелы» её частые герои, не менее частые, чем ангелы, сохранившие свой небесный статус. Добру без зла не обойтись: в одиночестве оно просто не будет понятно. С ангельской добротой тоже самое: без демонического зла она потеряет силу и бдительность, расслабится и будет почивать на лавры или, того хуже, – бездействовать. Но человеческому миру господство добра не грозит, по крайней мере в этом на пару убеждают религия и фольклор. В христианской традиции без демонов никуда – они всегда рядом, соблазняют, искушают, губят и порочат, развращают и сводят с ума. Во главе чёрного воинства стоит ангел прекрасный и сияющий, но падший. Звали его «Денница» или сын зари, он же Люцифер, он же Дьявол, он же Сатана. Версий его падения предостаточно при этом церковная версия безжалостнее народной. Канонические, то есть официальные источники Христианства утверждают, что Падший Ангел это порождение Бога, его ошибка. «Падшие ангелы» многочисленны и искусны. Каждый из них отвечает за конкретный соблазн, толкая человека к смерти, чаще духовной, но иногда и физической. Самые могущественные из демонов – это Асмодей, Вельзевул, Астарот, Вилиар, Азазель, Левиафан. Асмодей и поныне носит личину ангела, оставаясь внешне серафимом, одним из чистых обитателей небес. Его конёк – соблазнение роскошью, за что его ещё называют Князем желаний. Согласно иудейскому преданию именно Асмодей преследовал Сару, препятствуя ей вступать в брак: он умертвил семерых женихов. Поэтому Асмодей выступает как разрушитель брака и покровитель прелюбодеяния. Он подстрекает на измену и мешает исполнять супружеский долг. Смертным этот демон является сидящим на драконе со шпагой в руке. У него три головы – бычья, баранья и человеческая, а ноги петушиные. Вилиар, чьё имя переводится как «суета», «ничто» или просто «не бог» один из самых сильных соратников Сатаны. На людях он обманчиво прекрасен: его речь приятна, но лжива, а намерения вероломны. Вилиар подбивает людей на всяческие извращения. Демон Астарот по сути мужчина, но происходит от языческой для христиан финикийской богини плодородия Астарты. Астарот умён, он обладает секретами прошлого и настоящего. К нему взывают во время ритуала предсказания некроманты, которые общаются с духами умерших. Астарот может быть демонически уродлив или демонически прекрасен. Ваал тоже родом из дохристианской древности, так называли бога плодородия в Сирии и Персии. Там ему приносили в жертву младенцев, бросая их в огонь. Христианство переосмыслило древний образ: Ваал стал трёхголовым демоном с головами человека, кошки и жабы. Он проницателен, но сатанински зол. Демон Азазель по статусу заместитель Люцифера, он предводитель воинства «падших ангелов», который доводит до них приказы Сатаны. Азазель учит людей искусству войны и вдохновляет на создание оружия. Вельзевул – бывший серафим, который известен как «Повелитель мух». По одной версии он получил это прозвище когда призвал ведьм и колдунов, явившись им в обличии мухи. По другой его нарекли таким образом, когда он наслал с мухами чуму на Ханаан. Демон соблазняет гордостью и честолюбием. Образ ужасного Левиафана демонологии трактуют по-разному. То он покровитель еретиков, который склоняет к отказу от Христа, то он воплощение вожделения и чревоугодия. Внешне он похож на огромный гибрид крокодила и бегемота. По версии Библии Бог сотворил Левиафана в начале времён для того, чтобы в конце этих времён на последнем пиру праведников он послужил бы роскошным блюдом. Пока же Левиафан придаёт миру устойчивость, окружая его своим телом и держа в пасти свой хвост. Демоны второго ряда создания узко специализированные. Бальберит – толкает к самоубийству. Драмолет – дает дурные советы. Бельфегор – губит души и соблазняет к богатству. Валофар – искушает грабежом и разбоем. Зипар доводит до безумия женщин. Шакс – ослепляет и оглушает. Демоны существа бесполые, но и они имеют половые признаки, так инкубус демон любовник, суккубус – демон любовница. Другая дама из черного воинства – это Ламия, она вампир который охотится за детьми. Так последователи Христа превращали в демонов многих богов древних религий. Марина БАСОВА, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного Музея истории религии: «Не редко злые силы изображаются в виде дракона. Этот дракон может олицетворять самые разные вещи. Может быть и в целом зло олицетворять, может олицетворять, там скажем, язычество, которое для христиан в общем тоже зло, может олицетворять какие-то негативные черты характера человека, какие-то его страсти, какие-то его нехорошие поступки, по разному». Облик «падших ангелов» – тайна. Никаких точных канонических указаний на их внешний вид нет: их следует искать в околохристианских легендах. Те утверждают, что Сатана и его воины были прекрасны, как и все Божьи творения, но после изгнания с небес произошло изменение их облика: они почернели лицом, покрылись шерстью, у них выросли хвосты и рога, а на ногах появились копыта. Ольга БЕЛОВА, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН: «За что значит, на руках у них выросли когти большие: в память о том, что коварный Сатанаил, когда помогал Богу творить землю, он утаил под ногтями крупиночки земли, для того чтобы, собственно, из неё потом построить свой мир. Вот за это они были награждены длинными кривыми когтями. Рога – за надменность. Чёрная шерсть свидетельствует о том, что они обречены теперь на вечную тьму, и вообще на проживание где-то там в преисподней. Внешность Сатаны церковь всё-таки утвердила на Толедском соборе в 447-м году. Он стал похож на античного Пана, с рогами, копытами и бородой козла. Но дьявол может предстать собакой, львом, чёрным котом, вороном и просто козлом. Искушая человека, Сатана может являться и красивой женщиной, и ангелом света, каким он был в бытность небесным существом. В произведениях искусства Сатану изображали по-разному. Рядом с ним нельзя помещать лишь христианские символы святости – голубя или ягнёнка. Иногда на коленях дьявола сидит человек с мешочком в руках, это Иуда, который продал Христа за тридцать серебренников. Знак Люцифера – это пятиконечная звезда, она обозначает двойственную природу. Ведь, согласно легендам, демоны всё-таки не до конца утратили связь с небом. [T.10.VII.2]
Облик демона создавался богословами по принципу териоморфии (греч. therion [θηρίον] – зверь). За основу брался целый комплекс определенных внешних свойств, присущих «нечистым» животным (первоначально – змее, позже – козлу) и некоторым языческим божествам. Концепция христианского демона была во многом определена так называемыми отцами-пустынниками, отшельниками египетских пустынь в IV-III вв. до н.э., бравшими за основу пантеон разгромленных религий. Так, богиня Венера превратилась в средневековой немецкой легенде в «госпожу Венеру» – дьяволицу, совращающую рыцаря Тангейзера соблазнами чувственной, плотской любви. Диана (Артемида), по средневековым суевериям, предводительствует «стригами» (колдуньями), совершающими ночной полет вместе с демонами на шабаш ведьм. В бесы также попали Церера, Пан, Вакх, Приап, фавны, сатиры, сильваны, дриады, наяды и ореады. Облик Дьявола (а соответственно – и демонов в целом) был узаконен Толедским собором в
447 Согласно большинству мифов, демоны отличаются избыточной похотливостью и охотно вступают в половые отношения с людьми (для последних это, как правило, имеет самые дурные последствия). [P.17] * θηρίον τό 1) (тж. ἄγριον θ. Her.) дикое животное, зверь…; 2) животное (вообще)…; 3) (как demin. к θήρ) мелкое животное или насекомое Arst.; 4) бран. (тж. κακὸν θ. NT) животное, тварь, тж. глупец: ταυτὶ ποδαπὰ τὰ θηρία; Arph. откуда эти дурни? [B.169]
| ||||||
Уже много столетий – начиная с эпохи Возрождения – в европейских школах преподают цензурированно-приукрашенное представление о языческой древности и античности. Египет – это седые пирамиды, мудрость тысячелетий... Эллада – это беломраморные храмы, дружба людей и богов, близость с природой, поэтическая естественность... И так всё это контрастирует с чернорясным монашеством, тёмным средневековьем, пришедшим на смену античной простоте и человечности... Школьникам даже непонятно становится – как могла античность переродиться в средневековье. Это недоумение рождается оттого, что даже образованные люди свои познания об античной мифологии ограничивают зачастую книжкой Куна, адаптирующей греческие мифы для детей. И конечно, из этой книжки нельзя понять, почему христианство объявило войну этим милым и прекрасным сказкам. ДИАКОН АНДРЕЙ КУРАЕВ [A.122]
Выдержки из книжки Куна, на которую выше ссылается А. Кураев, идут со ссылкой – «[B.44]»
Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «…вообще в Советском Союзе было очень сильное мифологическое сознание. Практически в каждой семье были «Легенды и мифы Древней Греции» Куна…» [T.10.LI.46]
|
|
|||||