ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
СБОРНИК |
|
|||||
АРКАН III. Divina Natura; Partus Generatio; Venus Urania 2; Physis; Императрица. |
||||||
Для учёного выигрыш – «истина», для политика или теолога – «благо», для художника – «красота». Жизнь удалась, человек сбылся, если в мировом балансе сил ему удалось приумножить истину, красоту или добро. [A.53]
См. также ЗАРИСОВКИ 03_4
|
||||||
Различные полудрагоценные камни, украшавшие мрамор были сняты. Лазурит, нефрит, агат, чёрный янтарь, сердолик – эти названия звучат словно поэтическое эхо прошлого. Так что же означает термин «Мировое культурное наследие»? Ведь мы наследуем не культуру, а красоту. Красота становится гарантией памяти, сама же культура приходит в упадок, а красота – это язык на котором с нами говорит прошлое. [T.10.XI.1]
|
||||||
…ещё одна Эсфирь. Главная идея этой картины – противостояние между Книгой, народом Книги, как издревле называли евреев и эротической силой конкретной женщины. Героиня понимает, что её сила не в знании текстов, а в женской красоте. Её задача – нравиться мужчине. На картине как символы чувственности показаны и обнажённое тело, и сброшенная одежда, и разобранная постель. Во всём пространстве комнаты царит противостояние рационального и физического, духа и плоти, разума и эротики. И в этом суть произведения. [T.10.XXXIV] |
||||||
Князь Владимир – крещение Руси. Необходимость введения единобожия – вопрос выбора веры. Интересовался не догматами веры, а обычаями с ними связанными. Ислам предписывал воздержание от свиного мяса и вина, а также обрезание. К другим: «Отправить посмотреть». Послы из Царьграда, бывшие на службе в Софийском соборе: «Не знаем, на небе или на земле были! Не можем забыть КРАСОТЫ той!» Красота – единственный и достаточный аргумент. Это навсегда войдёт в русскую культуру, и в русскую жизнь, и в русское искусство. Православную веру в 988 году мы приняли за КРАСОТУ! Ф. РАЗУМОВСКИЙ. [T.10.X]
|
||||||
Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «Принцессы, конечно, потенциальный товар, бесценный товар. И как ко всякому бесценному товару, к ним относились соответственно. Одеты должны быть хорошо, образованы прилично, на языках говорить. Языки и танцы. Никакой склонности к литературе, философствованию… Французский двор считался очень свободным. Он таким и остался до самого конца существования монархии. Несколько фривольным. Большие балы, большие приёмы, где юные принцессы составляют обрамление королевской особы. И вместе с тем это показ потенциального товара. От этого никуда не уйдёшь. Такую жизнь, видимо, вела и она, деталей мы, конечно, не знаем». [P.97.25] * Жарким июльским днём 1739-го года весь свет Петербурга собрался на пышное торжество. Императрица Анна Иоанновна выдавала замуж свою племянницу. И в честь новобрачных не умолкали тосты и славословия, а над Невой гремели фейерверки. Невеста – молодая принцесса Анна Леопольдовна – привлекала взгляды всех гостей: не столько красотой и богатым нарядом, сколько грустным и безучастным видом, странным для новобрачной. Свадьбу принцессы Анны Леопольдовны современники считали торжеством государственного масштаба. Ещё задолго до этого дня бездетная императрица Анна Иоанновна объявила – свои скипетр и державу она передаст сыну, которого когда-нибудь родит Анна Леопольдовна. И вот сегодня Анна выходит замуж, чтобы подарить стране её будущего владыку… Невеста стоит в двух шагах от трона Российской империи, ещё не подозревая, какую цену предстоит заплатить ей и её детям за право хотя бы примерить шапку Мономаха. У брата Петра Великого – царя Иоанна Пятого – было три дочери. Все они стали своеобразной разменной монетой в петровской политике. Екатерина Иоанновна была выдана дядюшкой замуж за Карла Леопольда герцога Мекленбург-Шверинского. Брак оказался не счастливым: герцог обращался с супругой жестоко и грубо. Рождение дочери не улучшило его отношение. Девочку, появившуюся на свет 7-го декабря 1718-го года нарекли Елизаветой Катериной Кристиной. Очень скоро Екатерина Иоанновна, устав от деспотичного мужа, буквально сбежала обратно в Россию. Дочь свою она взяла с собой. Формально не расторгая брака, царевна обратилась к дяде – Петру Великому – с прошением позволить ей остаться на родине. Император просьбу племянницы удовлетворил. Во время коротких царствований Екатерины Первой и Петра Второго Елизавета Катерина Кристина была очень далека от трона. Вместе с матерью она проживала в Москве, не получая подобающего ей воспитания и достойного образования. Всё изменилось в один момент: на престол взошла Анна Иоанновна – родная тётка юной принцессы. Новая императрица отдала приказ – сестре с дочерью быть тотчас же при ней в столице. Бездетная Анна Иоанновна видела в племяннице свою наследницу и будущее всей страны. По настоянию тётки принцесса приняла православие. Елизавета Катерина Кристина стала Анной Леопольдовной. Имя она получила в честь царствующей императрицы. Девочку наконец-то начали систематически обучать наукам. Однако изучению научных трудов юная Анна предпочитала чтение лёгких дамских романов. Грубоватые развлечения пышного двора императрицы не пришлись по душе юной принцессе. Не нравилось ей и постоянно сравнение с двоюродной сестрицей – цесаревной Елизаветой – дочерью Петра Великого. Эти две принцессы были очень разными: меланхоличная Анна раскрывалась только в кругу близких людей, живая и энергичная Елизавета одинаково непринуждённо чувствовала себя и в придворном кругу, и в гвардейской казарме. Со своей весёлой свитой цесаревна шумно проносилась по улицам Петербурга, подолгу жила в Петергофе, где её любимым местом стала собственная дача. Растущая популярность Елизаветы тревожила Анну Иоанновну. Императрица стремилась закрепить на престоле ветвь Романовых-Иоанновичей, и ни в коем случае не допустить восшествия на трон дочери Петра Первого. Озабоченная вопросом престолонаследия, государыня издала манифест о наследнике. Но для того, чтобы дать жизнь наследнику престола, Анне Леопольдовне ещё предстояло выйти замуж. А к браку принцесса не проявляла ни малейшего интереса. И очень скоро причина такого поведения стала ясна. Сердце юной Анны уже некоторое время принадлежало графу Линару – саксонскому посланнику – красавцу и щёголю. Разгневанная государыня распорядилась немедленно выслать Линара из страны. Поиск жениха для невесты, приданным которой была Российская империя, – дело, в первую очередь, политическое. На мировой арене России в тот момент было выгодно дружить с Австрией, поэтому выбор пал на герцога Брауншвейг-Люнебургского Антона Ульриха – ставленника австрийского императора. По приглашению Анны Иоанновны герцог прибыл в Петербург для представления двору императрицы и своей наречённой невесте. …приезжий жених разочаровал всех: худенький, заикающийся юноша был неловок под пристальными недоброжелательными взглядами львов и волков двора Анны Иоанновны. Принца оставили при русском дворе и приняли на службу в войска императрицы. Антон Ульрих неоднократно пытался сблизиться со своей невестой, но она равнодушно отвергала его ухаживания. Однако нежелание Анны Леопольдовны вступать в брак не было в глазах императрицы препятствием для его заключения. Вскоре состоялась пышная свадьба. После долгой утомительной церемонии Анна Леопольдовна в сопровождении императрицы отправилась в спальню для новобрачных. Тут юная супруга австрийского принца принялась лить слёзы, твердя о нежелании делить с ним ложе. Но Анна-старшая не желала слушать никаких жалоб. Размахнувшись, она закатила племяннице несколько звонких оплеух и напомнила – на кону судьба всей империи, которой нужен законный наследник. Больше Анна Леопольдовна не смела сопротивляться. С разрешения невесты в опочивальню робко вступил Антон Ульрих. В положенный срок у пары родился сын, названный Иоанном. Рождение ребёнка стало одной из последних светлых минут в жизни императрицы Анны Иоанновны. Предвидя свою близкую кончину, государыня составила завещание. Вскоре императрица скончалась. [T.10.DCCIX.7] ** |
||||||
** …в Ветхом Завете имя это носила роковая красавица-израильтянка, погубившая своими чарами военачальника Олоферна. Юдифь Мельцер родилась в Одессе, в семье было три сестры: Ханна, Ревекка, Роза и самая младшая Юдифь, и старший брат Мунц. Это была патриархальная еврейская семья. Дети ходили в синагогу, учились в гимназии тети Фани… Юдифь поменяла имя на русский вариант – Юлия – и танцевала в одесском кабаре, в бродячем цирке. Исколесила всю Украину. Этой женщине предстояло стать невесткой самого Сталина. Пять раз Юдифь выходила замуж. Можно сказать, что она сделала неплохую карьеру: от первого мужа – торговца обувью, – до последнего мужа – сына самого Сталина. Когда Юдифь познакомилась с Яковом, она была ещё замужем за генералом Бессарабом и носила его фамилию. Кира ПОЛИТКОВСКАЯ (Аллилуева), племянница Надежды Аллилуевой, жены Сталина: «И когда они друг друга увидели, – она была очень красивая женщина, еврейка чистокровная, очень красивая женщина, а он тоже очень красивый, – они сразу влюбились друг в друга». Владимир АЛЛИЛУЕВ (Реденс), полковник, племянник жены Сталина: «Юлия вцепилась в Яшу мёртвой хваткой, и в декабре, по-моему, Фрунзенский ЗАГС зарегистрировал их брак. Сталин был очень недоволен этой ситуацией… …во-первых, она была на год старше Яши, во-вторых, это был уже её пятый брак…» [T.18.XII.1]
…но это никак не роняет Леонида Хрущёва в глазах у девушек. Благодаря своему задорному нраву и приятной внешности он всегда пользовался большой популярностью у слабого пола. Американский историк Уильям Таубман (William Taubman), который в исторических кругах считается едва ли не лучшим биографом Никиты Хрущёва, пишет: «К тридцать седьмому году, когда ему было всего двадцать лет, Лёня сошёлся уже с двумя женщинами. Обе были еврейками. И обеих бросил, причём, одну с ребёнком. В тридцать пятом году от него забеременела Эсфирь Наумовна Этингер. Второй любовью Лёни стала Розалия Михайловна Трейвас – хорошенькая, белокурая и голубоглазая актриса. Одиннадцатого ноября тридцать седьмого года Лёня женился на ней. Знакомясь с молодой невесткой, Хрущёв вспылив, разорвал свидетельство о браке. Какое-то время молодые люди жили у друзей, однако вскоре Леонид бросил Розу». [T.3.XXX.5]
…они красивые были Ирина ХАРИНА, узница Освенцима, президент Ассоциации бывших узников фашизма: «…и поместили нас в карантинный барак. Сначала там было пусто, потом в этот барак буквально через пару дней прибыли греческие еврейки. Тысячи. Они забили всё, что можно было, и на земле, и в проходах, и везде, везде… …и самое страшное было то, что мы стоим во время поверок, – а поверки были долгие, – часами они тянулись… …стоишь, она рядом «ля-ля, ля-ля» – они так, скороговоркой очень говорят что-то между собой. Говорят-говорят, повернёшься – она уже мёртвая лежит». [T.10.CCXXXIV]
|
||||||
mercātio, ōnis f купля-продажа, торговая операция AG, Aug. [B.32]
То, что на продажу, должно быть привлекательным, может быть и не столь уж красивым (эстетически), но необходимым (желаемо быть вкушённым). Связь между Красотой и рабством, продажностью и подкупностью, магическим воздействием и опьянением (очарованием – разочарованием) язвительностью и крикливостью, почтительностью и тщеславием (хвастовством), любовью и отлюбовными болезнями. Продался – купился. Не попробуешь – не определишь – не откажешься.
«Нельзя отказаться от того, чего не имел» Всеслав Соло |
||||||