ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

АРКАН I

АРКАН II

АРКАН III

АРКАН IV

АРКАН V

АРКАН VI

АРКАН VII

АРКАН VIII

АРКАН IX

АРКАН X

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

СБОРНИК

 

 

 
 

АРКАН II. Изида, Gnosis, Врата Святилища (la Porte du Sanctuaire), Папесса (la Papesse), Divina Substantia, Femina (2), Natura naturata.

   

Анекдот

– Анечка, привет! Как дела? Замуж ещё не вышла?

– Да какое замуж? Университет надо окончить. Карьеру хочу сделать. Впереди целый мир непознанных возможностей!

– Не зовут?

– Не зовут…

 

Нервно посмеиваются рядом сбившиеся в стайку подружки, и волнение «первого бала» превращается почти в истерику. Пригласят, не пригласят? Выберут, не выберут?

Он выбирает, и стоящая у стенки красивая девочка почти плачет, и по её глазам вижу она бы пошла танцевать даже с ним. Потому что страх быть вовсе никем не выбранной сильнее презрения к глупому мальчишке.

Кто мы? Откуда? Чего достойны?

Для женщины как извечного объекта мужского выбора, эти вопросы имеют особенно мучительное значение. И что бы ни кричали продвинутые женские издания о равных правах полов в вопросе взаимного выбора, и как бы ни пытались феминистки уничтожить «проклятый вопрос» детерминированность общества в этой области человеческих отношений очевидна. Ибо и сегодня, как и сто и более лет назад, последнее слово в виде официального предложения руки и сердца остаётся за мужчиной. А что остаётся женщине? Особенно в начале пути, в отсутствие опыта, приобретаемого методом проб и ошибок на полях мнимого полового равенства? Умные книжки вроде «Тысячи секретов обольщения» и «Как его на себе женить»? Пестрый камуфляж для маскировки страха быть невыбранной.

Как ни парадоксально, но сто и более лет назад общество, отказывая женщине во многих правах и свободах, которыми мы справедливо гордимся ныне, в целом несло за её судьбу несравненно большую ответственность. Сословный брак, его церковное освящение и родительское благословение вот три кита, державшие на своих спинах «личную жизнь» общества. В современных западных демократиях, несмотря на все потрясения от сексуальных революций и бурного развития женских движений, традиционные ценности, касающиеся семьи, претерпели ничтожно малые изменения. Семья в общественном сознании по-прежнему является фундаментом для полноценного развития личности, её защитой от внешнего мира и средством интеграции в этот мир.

Такая модель семьи, характерная и для дореволюционной России, обеспечивала женщине вполне определенный набор услуг, в основе которых лежала забота о её будущем. Появление в семье дочери сразу накладывало на родителей конкретные обязательства, воспринимавшиеся как непременный родительский долг. Надо было позаботиться о приданом и как можно раньше. Каждому сословию соответствовали свои представления о том, каким должно быть это приданое, так же, как и представление о будущем женихе. Искали человека «своего круга» и порой задолго до возможного бракосочетания. Помолвки детей не являлись исключением как в аристократической среде, стремившейся к объединению состояний и знатных фамилий, так и у других сословий стремившихся на своём уровне к тому же. Девочка с детства чувствовала себя под защитой рода, клана, семьи. И если её собственная свобода выбора и была ограничена, то не более как рамками сословия. Внутри «своего круга» молодые люди могли выбирать друг друга по интересу. Другое дело, насколько мощным в нём был компонент интересов клана?

Брак, заключенный против воли родителей, считался обреченным на неудачу. И вовсе не потому, что жестокосердная родня могла лишить чадо наследства. Родительское благословение было важнейшим актом передачи детям духовного наследия семьи, связующим звеном между прошлым и будущим. Обряд венчания продолжал и завершал обряд родительского благословения. Отец непременно вёл дочь к аналою, где и передавал будущему супругу. «Быть вместе в радости и горести, здоровье и болезни». Два человека перед лицом Бога вручали друг другу свои судьбы, внимая вечным словам о святости уз, которые отныне связали их навсегда.

Век минувший в одночасье уничтожил все «предрассудки», «закабалявшие женщину в дворянско-буржуазном обществе». Наравне со многими другими ценностями старого мира был развенчан и многократно осмеян и институт брака. А в памяти народной он оставался связанным исключительно с картиной Пукирева «Неравный брак» да с тёмным царством купеческого быта, изредка пронзаемого лучами света. Женщина, наконец освободившаяся от власти жестоких и корыстных родителей и деспотии мужа, вздохнула полной грудью. И осталась один на один с иллюзиями полового равенства, с долгожданной свободой личного выбора и отсутствием хоть каких-то инструментов для его осуществления.

Н. СУСЛОВИЧ [A.79]

 

 
     
 

Dr. Laura Preston, University of Cambridge (историк Лора Престон, Кембриджский университет): «На фресках мы видим множество женских фигур, они повсюду: и во дворце, и в кузнице, но особенно в ритуалах.

На многих фресках мы видим, как женщины участвуют в религиозных церемониях. Многое позволяет утверждать, что женщины из высших слоёв общества играли ведущую роль в религиозной жизни.

Ритуалы были необходимы, они поддерживали существующий порядок».

 

В Римской империи царила военная дисциплина, каждый член общества был обязан подчиняться установленному порядку. В таких условиях не могли не возникать тайные общества.

При всех излишествах нельзя забывать, что римское общество было строго регламентировано: каждый знал своё место. Однако это общество не было кастовым, кому-то удавалось подняться по социальной лестнице, даже рабы могли обрести свободу и стать гражданами. Была лишь одна группа, чей статус, полученный от рождения, невозможно было изменить – женщины: и бедные, и богатые, всегда были бесправны. Положение минойских женщин было для них недостижимой мечтой.

Prof. Mary Beard, University of Cambridge: «С нашей точки зрения, жизнь женщин в Риме, да и во всём древнем мире была безрадостной. Они не участвовали в общественной жизни, у них не было права голоса, их мир был ограничен домом и детьми».

Девушки сидели дома и ждали пока их не возьмут замуж, и тогда они переходили из-под власти отца под власть мужа. В Помпеях к женщинам относились не намного лучше, чем к скоту. Женщинам из высших слоёв было легче: они получали образование и могли владеть имуществом. Многие удовлетворяли своё желание проявить власть, командуя детьми и рабами, но всё их влияние ограничивалось домом. Но и дома их долг был подчиняться мужу. Женщине отводилась роль преданной жены и матери: империи были нужны новые римляне. Рожать детей – вот задача женщины. Женские добродетели: покорность, верность, целомудрие и скромность, о них женщина должна была помнить непрестанно. Сменить образ жизни не было никакой надежды. Возможно, что женщины смирились со своей участью и не искали лучшего.

Но, по крайней мере, в Помпеях, всё было не так просто. Дом в пригороде Помпеев – «Вилла Мистерий»: много комнат и внутренний дворик, в котором, в своё время, был фонтан. Просторные террасы. Но одно крыло этого дома совсем не типично для виллы римлянина. Стены (этого) зала украшены великолепными фресками, на них религиозная церемония римлянок. Убранство зала говорит о том, что он служил для отправления некоего культа. Фрески можно читать как повествование: на них изображён обряд посвящения молодой женщины. Начинается с того, что в зал входит женщина с приношением фруктами. Жрица снимает покров с ритуальной корзины. Мифологические персонажи играют на музыкальных инструментах. Все взоры устремлены на женщину, которой предстоит посвящение. В центре внушительная фигура мужчины в окружении женщин, это никто иной, как бог Дионис.

В греческой мифологии Дионис бог виноделия, плодородия и экстаза, часто выходил на сцену там, где проявлялось женское начало. Ему открыто поклонялись в Греции, но в Риме он считался чужим богом. Однако это только привлекало к нему сторонников.

Prof. Andrew Wallace-Hadrill, Reading University: «В чужеземных культах всё было иначе, не так как в религии римлян. Римляне поклонялись своим богам не таясь, в храмах. И, более того, они считали это своим гражданским долгом. Что же касается чужеземных культов – это были замкнутые группы посвящённых. Эти люди отправляли свои культы в тайне от других членов общества».

Поклонников Диониса было немного, но римские власти встревожились не на шутку. Поборники чувственных наслаждений были объявлены развратниками и возмутителями спокойствия.

Власти были настолько встревожены, что в 186-м году до н.э. решили пресечь поклонение Бахусу, так в Италии называли Диониса. По Риму распускались слухи, что это тайное сообщество, секта. Жрицы оргиастического культа якобы заставляют молодых неопытных юношей отказываться от имущества в свою пользу и представляют серьёзную угрозу для общества. Римский сенат дошёл до того, что официально запретил культ Диониса, причём не только на словах. Жриц обвинили в антигосударственной деятельности, их бросали в темницы, а самых непокорных приговаривали к смертной казни.

Однако, похоже, что в Помпеях этот культ продолжал жить и здравствовать. Женщины по-прежнему совершали дионисийские ритуалы, не смотря на значительный риск. Чем же этот культ был так привлекателен для женщин?

Во-первых, и это, пожалуй, самое главное, Дионис олицетворял не просто чужеземца, а мужчину из диких краёв. Дионис приходил из дикого края, где пьют вино, женщины свободны, а мужчины обладают невероятной сексуальной силой. Одной из причин, по которой женщин тянуло к Дионису, была свобода. Дионис был символом свободы от ограничений и условностей общества, в котором женщина беспрекословно подчинялась мужчине.

В мире, ограниченном семьёй, римлянка не могла найти выход своим страстям. Открытый протест против бесправия мог только ухудшить её положение. Возможно, культ Диониса был хотя бы временной отдушиной в мире, где она подчинялась мужчине.

Женщина, которая постоянно чувствовала свою неполноценность, находила в этом культе то, что давало ей хоть некоторую свободу, самостоятельность и определённую власть. Вероятно, служение Дионису давало женщине то, чего она была лишена дома, в обычной жизни.

Здесь, на Вилле Мистерий, в глубокой тайне собирались женщины, чтобы обрести право поступать так, как им хочется. Здесь женщина чувствовала, что она больше чем просто жена и мать. Секретность и опасность укрепляли связь между членами тайного общества. Мы не знаем, на сколько распространён был культ Диониса. Но, как, ни странно, он сослужил добрую службу Риму. Найдя выход подавленным страстям, римлянки мирились с официальным бесправием и продлевали существование Римской империи. [T.10.CLIII.1]

 

Александр БУТЯГИН, кандидат исторических наук: «…римляне всегда об этрусках отзывались как о крайне сексуально распущенных людях – великих колдунах, кровавых людях – но очень не хороших в смысле морали. Если ты читаешь о большой сексуальной распущенности – это значит, что положение женщины было достаточно высоким». [P.125.170

 

Феррара. В период Ренессанса при Дворе процветали поэзия, науки, изящные искусства.

Лостенцино делла Тучезе, покои герцогинь в глубине Палацио дель Картиле. Их «Святая Святых» украшена фигурками мифологических персонажей, магическими знаками и зеркалами. Здесь они наряжались, приводили себя в порядок. Образованные женщины, сменившие Библию на философские труды. Женская свобода порождала специфические женские тайны, скрытые за их изяществом и пылкостью, любезностью и сладострастием, искушённостью в искусстве любви и искусстве приготовления ядов. [T.10.XI.12]

 *

А вот про то, что у тебя нет тайн, говорить действительно не следовало. Ты же умная девочка, а ведёшь себя иногда как будто… Во-первых, его твои тайны не касаются, а во-вторых, женщина без тайны – это как… это…» «Как любовь без минета!»

Ю. ПОЛЯКОВ [B.139.2]

 

 
     
 

Кандидат медицинских наук, главный врач московской женской консультации №9 Яков Григорьевич Жуковский: «Профессор, у которого я учился в юности, говорил, что женщина сделает всё возможное и невозможное, чтобы иметь ребёнка или… его не иметь».

Хочу вам сказать, что врач всегда на стороне женщины. Если при родах есть опасность, угрожающая жизни матери и ребёнка, то в первую очередь спасают женщину…

Как известно, бремя воспитания, заботы о детях полностью ложатся на плечи женщины. Для врача – гинеколога решение женщины – это уважение её личности и самостоятельности. Рожать ребёнка в 18 лет или 28 – это её дело. И только любовь к мужчине, желание иметь с ним детей – единственный аргумент в пользу мужчины. Но если женщина решила сделать аборт – ты свободен. Её поступок – лакмусовая бумажка по отношению к тебе.

Позволю себе экскурс в историю вопроса… Так было эволюционно-исторически заложено: женщина не должна была менструировать. Будучи в детородном возрасте, она почти постоянно должна была ходить с животом и кормить грудью. «Почти» – это 2-3 менструальных цикла, после которых она снова ждала ребёнка. Так что менструирующая женщина – это издержки цивилизации. И если идти дальше по пути сторонников ограничения абортов, то надо рыдать над каждой менструацией, поскольку эту потерю можно считать кровавыми слезами матери - природы по не свершившемуся зачатию.

Практика знает, что высокая рождаемость и полноценные дети там, где нет проблем с контрацепцией и абортами, там, где государство считает своей обязанностью заботиться о женщине. Е. КАНДАРИЦКАЯ [A.134]

 

 
     
 

Девушки и женщины украшают свои обнажённые тела, так как их одежда достаточно скромна. Однако простота традиционной одежды дани-дугум обусловлена не столько культурной отсталостью папуасов, сколько тропическим климатом, делающим ношение привычной для нас одежды бесполезной, а порой опасной для здоровья, так как в этих условиях в них быстро развиваются грибковые заболевания. Глядя на беззаботно улыбающиеся лица этих женщин и девушек, трудно представить себе, насколько тяжела и опасна их повседневная жизнь.

Для мужчин дани-дугум женщина не просто необходимый член общества, обеспечивающий его воспроизводство, но ещё является мерилом престижа и богатства. Жёны живут отдельно от своих мужей в небольших хижинах с незамужними дочерьми и младенцами. Мужчины и мальчики с пятилетнего возраста проводят основную часть времени в мужских домах, вход в которые женщинам строго воспрещён.

В определённое время сексуальные связи считаются опасными, ослабляющие организм. Табу подлежат женщины, начиная от четырёх месяцев беременности в течение трёх – четырёх лет после рождения ребёнка. Родители могут возобновить сексуальные отношения только после того, как их ребёнок окрепнет и начнёт хорошо ходить. Это позволяет женщине избежать большого количества детей и даёт возможность уделить достаточно времени ребёнку на начальном этапе его развития.

Одной из причин межплеменных войн и столкновений на Новой Гвинее до сих пор являются женщины – традиционная военная добыча.

О. АЛИЕВ, режиссёр-документалист, путешественник [T.9.III.4]

 

Мы, хуаорани, поклоняемся ягуару – самому грозному и уважаемому животному. Он – смысл нашей жизни: без него не было бы и нас.

Эта экспедиция могла закончиться и трагедией. Достаточно было не так посмотреть или замешкаться. Как ягуар или удав эти люди непредсказуемы. В их первобытной жизни нет правил, они ещё более скрытные и опасные чем сами хищники. Они охраняют дождь в лесу и небо над головой, они нападают без предупреждения, быстро и жестоко, они живут в постоянном страхе, они – хуаорани.

Хуаорани стали известны миру в 1987 году. Их признали самым диким племенем из всех живущих на земле. Они живут в сердце Амазонки (река Каноноко) и отказываются от любых контактов с цивилизацией. Два миссионера: католический священник и испанская монахиня были заколоты насмерть после попытки контакта с Хуаорани. Эта история попала в мировую прессу.

Менек, поскольку она женщина, является главной в бунгало. В моём племени мужчины и женщины равны. Женщины фактически ставятся выше мужчин: они приносят жизнь в этот мир. А мы, мужчины, думаем лишь о смерти, о смерти наших людей, наших соседей и о своей собственной, в нас нет женской безмятежности. Возможно, они лучше нас. [T.10.LXIII.1]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ