ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

АРКАН I

АРКАН II

АРКАН III

АРКАН IV

АРКАН V

АРКАН VI

АРКАН VII

АРКАН VIII

АРКАН IX

АРКАН X

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

СБОРНИК

 

 

 
 

АРКАН II. Изида, Gnosis, Врата Святилища (la Porte du Sanctuaire), Папесса (la Papesse), Divina Substantia, Femina, Natura naturata.

   

la Porte du Sanctuaire (Врата Святилища)

ЗАРИСОВКИ 02_3

 
   

porte I f 1) дверь; дверца; 2):~, ~ cochere ворота; ~ batarde калитка; 3) ход, путь, доступ; 4) pl горный проход. [B.34]

porte II adj veine анат. воротная вена. [B.34]

 

sanctuaire m 1) алтарь; 2) храм, святилище; святая святых; 3) убежище (пользующееся неприкосновенностью); 4) перен. тайники (сердца, души). [B.34]

 

 
   

…но впереди у Персидской империи ещё лежали дни Величия и Славы. Через 15 лет в 465-м году до нашей эры Ксеркс умирает. Империю унаследовал его сын – Артаксеркс. Он решил возродить Золотые Дни Персии. Он вернулся к проекту, начатому дедом – Дарием. Спустя четыре десятилетия после основания, Персеполь всё ещё не был достроен. Артаксеркс лично руководил строительством последнего выдающегося инженерного проекта Персидской империи. Сегодня мы его называем Залом Ста Колонн.

Dr. Lloyd Llewellyn-Jones, University of Edinburgh: «Зал, размером шестьдесят на шестьдесят метров представлял в плане почти идеальный квадрат. Самое удивительное в колоннах Персеполя то, что если мысленно продолжить их вверх, то они уйдут на десятки и сотни метров в небо. Они идеальны, ни малейшего отклонения от вертикали. А у них в распоряжении были только примитивные инструменты: каменные молотки и бронзовые зубила. И всё! Между тем колонны Персеполя идеальны. Над ними работали настоящие мастера своего дела. Каждая колонна состоит из семи – восьми барабанов, поставленных один на другой. У колонны возводили леса, а барабаны поднимали с помощью деревянного крана наподобие колодезного журавля».

Он потратился не напрасно: Персеполь стал памятником величия и славы Персии.

Dr. Lloyd Llewellyn-Jones, University of Edinburgh: «Нельзя забывать о происхождении персов, их предки были кочевниками и жили в шатрах. Уходя со стоянки, они забирали шатры с собой. Шатры прочно вошли в традицию: дворцы Персеполя – это шатры, обличённые в камень. Ападана – это не что иное, как каменный шатёр».

Ападаной называется парадный зал Дария.

Dr. Lloyd Llewellyn-Jones: «Монументальные каменные колонны навеяны воспоминаниями о деревянных шестах, которые поддерживали полотняную кровлю шатров. Здесь вместо полотна мы видим изысканный кедр. Кочевническое прошлое оказало влияние на архитектуру персов, но не только оно».

Dr. Patrick Hunt, Stanford University: «Любой сатрап, любой посол данной страны, да и вообще любой человек приходил в восхищение перед видом леса колонн, уходящих в даль насколько доступно взору».

Неслыханные по меркам Древнего мира инженерные сооружения строили по всей империи. [T.10.XXXII.2]

 

 
     
 

Символическое начертание:

Пред массивным каменным пилоном – входом в храм, на гладком полированном кубическом камне сидит Женщина; ее обнаженное тело невольно поражает своим восковым, янтарным, полупрозрачным цветом; его линии очень остры и рельефны. Ноги плотно сжаты между собой, и ее застывшая поза с совершенно вертикальной спиной кажется несколько неестественной, на ногах одеты золотые сандалии, на шее узорчатое золотое кружево, слегка прикрывающее верхнюю часть спины и груди. В правой руке, прижатой к сердцу, она держит свиток папируса, лежащий частью складками на коленях и ниспадающий до ступеней ног. В левой руке она держит цветок лотоса, кисть ее сильно сжата и крепко охватывает стебель. На голову наброшено дымчатого цвета чуть прозрачное покрывало, закрывающее колени и часть папируса, почти совсем скрывая их от глаз. На голове надето нечто вроде металлического шлема; на нем укреплены два рога, поддерживающие шар. Непосредственно сзади Женщины на фоне пилона ясно вырисовываются две могучие колонны*, поддерживающие портал.

 

*Эти две колонны, символизирующие собой принцип бинера, лежащий в основании теории познания и всякой метафизики, в той или иной форме входят во все мифологии. Так, например, они существовали и в храме Соломона (1 Цар., 7, 21) в его преддверии. Весьма любопытные мысли о значения надписей (זע לעב ןכי) на них см.: М. В. Никольский. «Jakhin и Boaz». Основательное исследование текста всего сказания находится в статье В. Stade. «Der Text des Berichtes uber Solomo's Bauten». I Кö., 5 7, в «Zeitschrift für die alttestamentliche Wissenschaft». 1883, S. 129 177. [B.24.1]

 

( שַׁעַר ) [šá‘ar] ворота (города, дворца, храма); площадь у городских ворот, где происходила общественная жизнь города [B.18]

( עַמּוּד ) [ammûd] колонна [B.18]

( הֵיכָל ) [hêkāl] дворец, храм [B.18]

( דֶּלֶת ) [délet] дверь [B.18]

( מְזוּזָה ) дверной косяк [B.18]

( מְגִלָּה ) [mәgillā] свиток [B.18]

( סֵפֶר ) [sḗper] книга, свиток, письмо [B.18]

( סׁפֵר ) [sōpēr] писец [B.18]

( סָפַר ) считать [B.18]

( סִפֵּר ) рассказывать, перечислять по порядку [B.18]

 

 
     
 

«…которые вели к Соломонову храму, и два столпа у дверей Иахун и Боаз (лат. Исправление и Крепость), которые в сущности символически представляют летнее и зимнее солнцестояние, Геркулесовы Столпы и два столпа Сифа». [B.21]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…некоторые храмы похожи в плане на храм Соломона в Иерусалиме. У врат храма часто два вертикальных столба. Геродот говорит о двух столбах – стилэ, в храме Тира – золотом и смарагдовом. Золотой столб кругловидный, смарагдовый – четырехугольный, и светится изнутри.

Во Второй книге летописей библейских Паралипоменон в третьей главе говорится: «И поставил (Соломон) столбы пред храмом, один по правую сторону, другой по левую, и дал им имя правому Иахин, и левому имя Воаз» (2 Пар.3:17). Нам не совсем понятно, что это такое. А это типично ханаанская традиция. И эти два столпа, названные этими именами, если их соединить эти имена вместе Воаза и Иахина, это ни что иное «якун-Баал-оз» – «Да будет Господь силою». Это предположение высказал замечательный ассириолог, исследователь Урарту, Михаил Васильевич Никольский. То есть Храм Соломона во многом воспроизводил, и даже по плану храмы небиблейского Ханаана. Это был не что-то совершенно уникальное – это был классический храм, который строился в Ханаане богу Баал-Шамену, Дагону». [P.125.201]

 

 
     
 

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «…давайте разделим. Вазы и карнизы отдельно, а столбы отдельно. Само по себе украшательство есть отступление от строго греческого византийского канона, который приписывает церкви быть строгой. А барочные эти все навороты – гирлянды, цветы, фрукты, корзины и раковины – это дань архитектурной моде того времени. А столбы – вещь более серьёзная. Столбов было два. И они, как мы знаем из описания, были подписаны латинскими буквами. И символизировали они ничто другое, как два столпа Соломонова храма в Иерусалиме – Яхин и Боаз. Так описано в книге «Царство» процесс сооружения этого храма.

И этот символ, очень значимый в масонской символике, на всех масонских коврах, святынях, непременно эти два столба изображаются, либо в лепном варианте, если это здание, либо в живописном. А столбы эти именные. Яхин и Боаз – Здесь сила моя да воздвигнется. Так говорит бог Соломону, строителю храма. Поскольку масоны возводят свою генеалогию от Соломона и строителя его храма Хирама. То для них утверждение этих двух столбов – это столб и утверждение истины. Они с большой охотой эту архитектурную деталь употребляли. Это вещь, абсолютно расходящаяся с православным каноном». [P.97.186]

 

Лидия ЧАКОВСКАЯ, кандидат философских наук: «…колонны Яхин и Боаз (та, которая с севера) имели капители, которые были похожи на лилии (Третья книга Царств 7:21-22).

Здесь архитекторы собирают воедино самые разные традиции. Лотосовидные колонны – это египетские колонны. Они бывают папирусовидные и лотосовидные. Здесь они имеют форму лилий. Лилии и лотос, вообще-то, похожи.

…с другой стороны понятно, что отдельно стоящие колонны, они, конечно, нас отсылают и к Древнему Египту, к обелискам, которые стоят перед входом в храм. С другой стороны это сразу отсылает нас к массеботам или мегалитам.

…это колонны, у которых есть такие прекрасные имена. Было высказано предположение, что Яхин и Боаз – это первые слова в надписи, которая была династическим заклинанием или молитвой. Но дело в том, что в разных надписях Месопотамии двери и ворота городов и дворцов действительно имеют имена собственные, которые, на самом деле, есть благословение или пожелание в адрес царя.

…в ближневосточной традиции, в Месопотамии при входе в храм ставили цветущие деревья или ветви, чтобы представить атрибуты или символизировать власть божества в храме. И вот капители колонн Храма Соломона делали их подобными цветам, а надписи должны были прояснить благословения, которые подразумевались в изображении колонн. Потом всё это было утрачено: все эти параллели и сами слова этой молитвы. Но, тем не менее, сам образ этих колонн, символизирующих храм, он остался.

Это колонны медные – это колонны чрезвычайно дорогостоящие, в силу того, что они медные, и, конечно, совершенно точно, обречённые на уничтожение. Потому что мы знаем из всей практики древнего мира, что всё то, что медное, оно вообще не хранится – это переплавляется при любой войне и ничего от этого не остаётся. Поэтому эти колонны остались как мифический образ, но образ очень важный, по которому сразу же безошибочно узнавались колонны Иерусалимского храма». [P.125.78]

 

 
     
 

Dr. Neil Faulkner: «Белтэйм – это кельтский фестиваль, который проводится 1-го Мая. Ирландские источники говорят о том, что друиды во время этого праздника разжигали два костра и проводили между ними домашних животных, прежде чем выпустить их на летние пастбища. Это был ритуал очищения, и праздник плодородия для успешного начала лета». [T.10.XXVII]

 

С февраля по ноябрь в жизни кочевника ничего не менялось – переход, обустройство нового ХАТОНА, две - три недели жизни рядом с сочным пастбищем, и всё по-новой – опять переход, опять обустройство хатона, и опять несколько недель на одном месте.

Мария ДОРДЖИЕВА, заведующая экспозиционным отделом, «Национальный музей Республики Калмыкия им. Н. Н. Пальмова»: «Прежде чем расположиться лагерем, поставить кибитки, проходили меж огней. У русских есть праздник, когда они прыгают через огонь. Мы проходили через огонь только тогда, когда приходили с кладбища, то есть чтобы очиститься. А так проходим меж двумя огнями, весь скот, весь скарб, всё чтобы очиститься. У нас даже все праздники проходят здесь, даже высокие гости приезжают, они проходят меж огней». [T.10.VII.18]

 

 
     
 

1 - 2 - 3

ДАЛЕЕ