ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН II. Изида; Gnosis; Врата Святилища (la Porte du Sanctuaire); Папесса (la Papesse); Divina Substantia; Femina; Natura naturata; Иероглиф (Рот Человека). |
||||||
Врата Святилища (la Porte du Sanctuaire) |
||||||
sacrārium, ī n [sacer] 1) святилище, храм (s. Bonae Deae C; s. Jovis Su); 2) помещение для хранения священной утвари (s. est locus, in quo sacra reponuntur Dig); 3) ирон. вместилище (libidinum C); 4) императорский дворец Dig; 5) зал судебных заседаний CJ. [B.32]
sānctuārium, ī n [sanctus] 1) секретный архив, pl. личные дела, секретная переписка (sanctuaria Mithridatis PM); 2) святилище Eccl. [B.32]
θεο-σεβής 2 1) богобоязненный, благочестивый (Ἀθῆναι Soph.; ἀνήρ Plat.; Ῥωμύλος Plut.); 2) священный (μέλος Arph.). [B.169]
ὅσιος 3, реже 2 1) установленный богами (для людей), ритуальный, священный…; 2) благочестивый, набожный…; 3) освящённый (χωρίον Xen.); 4) подвергшийся очищению, (ритуально) чистый (χεῖρες Soph.): οἱ ὅσιοι Plut. чистые (о жрецах Дельфийского храма); 5) посвящённый, священный (Παλλάδος ὁσία πόλις Eur.); 6) преисполненный благоговения или уважения, почтительный…; 7) дозволенный или одобряемый богами, т.е. честный, правильный, нравственно безупречный… [B.169]
|
||||||
…непосредственно сзади Женщины на фоне пилона ясно вырисовываются две могучие колонны, поддерживающие портал… [B.24.1]
camera (camara), ae f (греч.) 1) сводчатый потолок, свод Sl, C, H, Pt: c. duabus sustentata columnis Sen свод, поддерживаемый двумя колоннами… * κᾰμάρα, ион. κᾰμάρη (μᾰ) ἡ 1) крытая повозка со сводчатым верхом Her.; 2) сводчатая комната Diod. [B.169]
cervīx, īcis f (преим. pl.) 1) шея…; 2) горлышко…; 3) колонна, столб…
columna, ae f 1) колонна, столб…
postis, is (abl. иногда i) m 1) столб, устой (p. lapideus VP); дверной косяк: tenere postem C держать косяк (при освящении храма); 2) преим. pl. поэт. дверь (postes a cardĭne vellere V). [B.32]
diastỹlos, on (греч.) с широко расставленными колоннами (т.е. с промежутками в размере тройного диаметра каждой колонны.) (d. species aedium Vlr). [B.32] * διάστυλος (δια и στυλος) δια-στῡλόω (тж. δ. κίοσιν Diod.) подпирать рядом колонн (τὸ διεστυλωμένον τεῖχος Polyb.). [B.169]
πύλη (ῠ) ἡ 1) створка (двери или ворот): παρακλίνειν τὴν ἑτέρην πύλην Her. приоткрыть одну половину ворот; 2) преимущ. pl. ворота, врата Hom., Pind., Aesch., Plat., реже дверь Trag.: Ἀΐδαο πύλαι Hom., Ἅιδου πύλαι Aesch. etc., тж. σκότου или νερτέρων πύλαι Eur. врата Аида, т.е. подземное царство; 3) pl. вход, проход (λίμνης πύλαι Aesch.): πύλαι χολῆς Eur. жёлчный проток. [B.169] πύλος (ῠ) ὁ врата (подземного царства) (Hom. II.5,397 - v.l. Πύλος). [B.169]
σᾰνίς, ίδος (ῐδ) ἡ 1) доска Anth.; 2) створка (дверей или ворот), тж. (преимущ. pl.) дверь, ворота…; 3) подмостки, помост, полка…; 4) досчатый настил, палуба…; 5) (преимущ. pl.) дощечки для записей (покрывавшиеся обычно гипсом или воском), таблицы….; 6) позорный столб…[B.169]
στῦλος ὁ 1) столб, подпора, колонна (στέγης σ. Aesch.): στῦλοι πυρός NT огненные столпы; 2) перен. устой, опора…; 3) свая, брус… [B.169]
Διαμπερές τό Диамперес, «Проход» (ворота в Аргосе) Plut. [B.169]
|
||||||
Dr. Lawrence Berman, Museum of Fine Arts, Boston: «…Джосер был первым, кто построил свою гробницу из камня». Dr. Peter Weller, Syracuse University: «Предположительно это первое каменное здание на Земле». Чтобы проникнуть на территорию комплекса (Пирамида Джосера) надо пройти через колоннаду из сорока колонн. Первых каменных колонн на Земле. Высота каждой из них десять метров. Видимо, архитектор боялся, что его колонны обрушаться, поэтому для дополнительной поддержки он соединил каждую из них со стеной. Charles Van Siclen III, The American Research Center in Egypt: «Подобная конструкция свидетельствует о том, что тогда ещё не понимали, что можно соорудить отдельно стоящую колонну. Архитектор пробовал нечто новое и боялся ошибиться». Джосер умер в 2648-м году до нашей эры. Его девятнадцатилетнее правление отмечено беспрецедентными архитектурными инновациями. [T.10.XXXII.5]
Dr. Kathryn «Kara» Cooney, Egyptologist, UCLA: «Карнак – это место, где должен был оставить след каждый правитель Египта. Так Рамзес Второй станет одним из фараонов, который расширил Храм в Карнаке». В своё время отец Рамзеса задумал постройку большого Колонного или Гипостильного зала. Место для строительства находится на подходе к храму между двумя большими пилонами. Сегодня то, что построили отец и сын заставляет благоговеть каждого посетителя Карнака. Это пространство было покрыто громадной крышей, лежавшей на каменных опорах. Колонны располагались близко друг к другу, чтобы выдержать её вес. Charles Van Siclen III, The American Research Center in Egypt: «Безусловно, Гипостильный зал огромен: Собор Парижской Богоматери поместился бы в нём почти целиком. Нужно было построить большой зал, для этого возвели много колонн. Поэтому Гипостильный зал, это буквально лес колонн». В планах здания отмечены сто сорок три колонны. В центральной колоннаде они семиярусные. [T.10.CLVIII.4]
Пик величия этого храмового комплекса пришёлся на эпоху правления Рамзеса Второго. …в дальнем конце переднего двора находилась тяжёлая дверь, она вела в зал с потолком со слуховыми окнами, которые подпирали сто тридцать семь колонн, изображавших цветы папируса – один из символов Египта. В главном нефе, куда проникал солнечный свет, капители колонн были сделаны в форме раскрытых цветков. В нефах, куда лучи солнца почти не проникали, капители были выполнены в форме закрытых цветов. Участникам религиозных процессий, проходившим через храм, казалось, что они видят, как раскрываются каменные цветы. В 663-м году до нашей эры ассирийская армия разграбила деревню Карнак и находившиеся рядом храмы. Комплекс более тысячи лет был погребён под слоем песка, пока археологи не раскопали его в девятнадцатом веке. [T.13.LXXXVI.1]
Артем ДЕЖУРКО, аспирант, историк искусства и дизайна, ВШЭ: «…мы видим на плане, и ещё лучше видим на разрезе, что храм состоит из нескольких отсеков, из нескольких частей, нанизанных на общую ось. Эти отсеки, на которые делится храм, могут быть либо колонными залами, накрытыми крышей: такие залы по-гречески называются «гипостилями», то есть, колонны внизу, либо эти отсеки могут быть дворами, которые колонны окружают по периметру, поэтому они называются «перистили». Гипостилей и перистилей может быть несколько. Они могут чередоваться или идти один за другим подряд: тут чёткой закономерности нет. Чёткая закономерность есть вот в чём: чем дальше мы движемся от входа вглубь храма, тем меньше и ниже помещения. Самое маленькое и, как правило, самое тёмное из них – это комната вдали, где путь заканчивается – где стоит статуя бога, или нескольких богов, которых почитают в этом храме. Эту комнату – самое священное место во всём комплексе – называют Святилище. Это конец пути. Начало пути – вход в храм – тоже выглядит особым образом: его фланкируют две башни, которые называются по-гречески «пилоны». Строго говоря, египетский храм Нового царства – это не здание – это монументально оформленная «Дорога процессий». И лента этого оформления с течением времени теоретически может разворачиваться бесконечно. Египтяне делали колонны по строгим правилам: с древности в Египте существует несколько типов колонн. Один из этих типов – колонны, имитирующие связку папируса, порой даже изображены жгуты, которыми эти стебли якобы связаны. Были колонны, изображающие лотос, причём, двух видов – с капителью в виде бутона, и с капителью в виде раскрывшегося цветка. И у колонн того или иного типа есть своё место в структуре храма. В гипостильных залах делали потолки на разных уровнях и между ярусами крыш устраивали окна верхнего света. В стенах египетских храмов окон нет никогда: они абсолютно глухие, а вот между уровнями крыш – могут быть: свет падает сверху. Ярче всего оказываются освещены капители высоких колонн, которые получаются в одном уровне с этими верхними окнами. И эти капители всегда имеют вид раскрытого цветка лотоса. А у колонн, чьи капители ниже уровня окон, погружены в тень – эти капители всегда в виде бутонов». [T.22.LI.1] ** |
||||||
** Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…от правления Мернептаха до нашего времени дошёл ещё один удивительный памятник – триумфальная колонна (435 kB), поставленная в храме бога Ра в Гелиополе. Была найдена в археологической зоне Араб эль-Хисн. На регистрах различные божества, которые связаны с войной. Сетх, как один из божеств, дарующих победу, Амон-Ра, финикийские богини Анат и Аштарет, которые приняты в египетский пантеон. Внизу поверженные пленники. На абаке этой колонны, на верхнем прямоугольнике, внутри есть отверстие, куда устанавливалась царская статуя. Это первая триумфальная военная колонна в истории человечества». [P.125.148] * Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…я хочу вам предложить фрагмент 144-го изречения – одного из самых простых. Речь идёт о том, что перед тем, как дойти до Загробного суда сущность умершего преодолевает области Загробного мира, которые разделены воротами. Нужно знать названия ворот и имя духа-хранителя для того, чтобы он пропустил. «То, что произнести умершему, прибыв к шестым Вратам Осириса: «Дайте путь мне, ибо я знаю вас. Я знаю ваше имя, я знаю имя бога, что хранит вас. Владычица тьмы громкой криками – вот название ворот – высоту её не познать и ширины её, и размеры её узнать невозможно. Змеи на ней числом неисчислимые. Была она, эта дверь, создана до того как утомлённый стал именем Осириса (до того, как сам Осирис пережил смерть), тот кто воссоединён имя её привратника». Имена тоже хороши: «Сжигающий восставшего», «Питающийся сердцами», «острый ножом против говорящего», «Тот, кто пляшет в крови», «Тот, кто рубит умерших». [P.122.12]
Максим ЛЕБЕДЕВ, кандидат исторических наук, Институт востоковедения РАН: «…встречаемся впервые с так называемой «ложной дверью». Это тот порог, который разделяет пространство Мир двойника и Пространство живых. Вообще древние египтяне считали, что всё время делится на две составляющих: время «нехех», которым управляет Солнечное божество. Это время «циклическое» – там день сменяется ночью, зима сменяется весной – в нём живут люди. В нём происходят события: люди рождаются, взрослеют, умирают. А потом они перемещаются во время «джет». И в этом времени существуют боги и, соответственно, умершие. А «ложная дверь – это разделение между Миром умерших (миром богов) и Миром живых». [P.125.617]
|
||||||
Обычно принадлежность и характер шумерийских храмов определяются по трём признакам: по печатям на кирпичах, по надписям на опорных камнях дверей и по жертвам закладки. Двери шумерийцев представляли собой деревянную панель, прикреплённую одной стороной к косяку, который был гораздо длиннее самой двери. Выступающий верхний конец его вставлялся в металлическое кольцо на притолоке, а нижний, обшитый металлом конец, проходил сквозь отверстие в кирпичном полу и упирался в опорный камень. Обычно это была глыба твёрдого привозного камня, известняка или диорита. В нём высверливали отверстие, куда входил косяк двери. Часть этого камня полировали и высекали на нём имя царя, построившего здание, и бога, которому оно посвящалось. Таким образом, опорные камни дают нам все необходимые сведения, но им не всегда можно верить. Дело в том, что привозной камень был очень дорог, поэтому старые опорные камни иногда переносили и устанавливали в других зданиях, к которым первоначальная надпись не имела никакого отношения. Леонард Вулли [B.156.1]
В вавилонских стенах имелось восемь ворот, которым придавалось священное значение. От каждых ворот внутрь города шёл прямой и широкий проспект; он вёл к одному из храмов города, а за воротами начиналась дорога в тот город, где чтился бог, чьё имя носили ворота, проспект и храм в Вавилоне. Городскими воротами Вавилона считались следующие: Ворота богини Иштар – дорога в Ага-де… Девятыми городскими воротами считались Священные ворота Эсагилы в центре города. Парадным ходом Вавилона служили Ворота богини Иштар (полностью раскопаны Р. Кольдевеем), облицованные глазурованным кирпичом: по синему фону чередовались друг с другом цветные изображения могучих быков и Драконов Вавилона. Перед воротами, по обеим сторонам от них, были возведены два мощных замка, между которыми проходила процессионная дорога. Стены замков, выходившие на неё, тоже были облицованы глазурованным кирпичом: по бирюзовому фону цветные изображения львов, пальмообразных колонн и пальметок. Сама дорога и являвшийся её продолжением в черте города проспект Айбуршабум достигали 10 – 20 м ширины. Их мостовая шириной 6 м была вымощена плитами розовой брекчии, а обочины – плитами белого ливанского известняка. Близ Ворот богини Иштар, на проспекте Айбуршабум, находился изумительный по красоте храм богини Нинмах (Иштар), а напротив поднимались стены Южного дворца, над которыми возвышались Висячие сады. В замке, стоявшем перед Воротами богини Иштар слева, находился Центральный царский дворец, построенный Навуходоносором II за 15 дней. В нём был создан своего рода царский музей, где хранились древние надписи, рельефы, статуи, библиотека, трофеи, добытые вавилонскими царями во время походов, в том числе и в Ассирию. Виталий БЕЛЯВСКИЙ [B.145]
Можно предположить, что тесная связь Мелькарта с Солнцем стала поводом для отождествления его с Гераклом. Краткое описание храма Мелькарта (Геракла) в Тире даёт Геродот: «Я видел это святилище, богато украшенное… Среди прочих посвятительных приношений в нём было два столпа, один из чистого золота, а другой из смарагда, ярко сиявшего ночью» (Геродот. История, II, 44) Оба «столпа» были важными элементами культа Мелькарта. Их потом изображали и на монетах римской эпохи вместе со священной оливой и алтарём для воскурений. Карл-Хайнц Бернхардт [B.153.1]
|
||||||
До наступления эпохи железных дорог путь в Венецию пролегал только по морю. Всякий, кто миновал обе эти колонны, знал куда он явился. Лев Святого Марка и Святой Теодор будто предостерегали всякого инакомыслящего – с ними разговор был короткий. Один из дожей познал это на своём собственном печальном опыте. Марино Фальеро нередко приходилось одолевать политических противников. Однажды до него дошли слухи о том, что некий молодой патриций ухаживает за его женой, чем вдобавок и похваляется. Фальер потребовал удовлетворения, но аристократы сплотились и оскорбитель ловко ушёл от наказания. В ответ дож возглавил заговор против городской знати, желая навсегда лишить её привилегий. Но переворот не удался и Фальеру отвели особое место в галерее венецианских дожей (вместо портрета чёрный флаг с надписью): Hic est Locvs marin Faletro decapitat pro criminibvs «Вот место Марино Фальеро обезглавленного за свои преступления» На том же месте, где годом раньше он вступил на свой пост, дож потерял должность, честь и жизнь. «Опасайся места между колоннами», – гласит с тех пор венецианская поговорка. [T.10.XI.20]
Эти две колонны – сувенир, прихваченный венецианцами в Сирии, – и яркий пример их художественного метода. На одну колонну водрузили персидскую химеру четвёртого века, ей под лапы подсунули книгу, и объявили «Крылатым Львом» – символом евангелиста Марка: с девятого века он покровитель города. На второй колонне стоит фигура его предшественника – святого Теодора, под ногами крокодил, собранный из кусочков мрамора, в котором принято видеть поверженного дракона. Торс святому достался от римского императора, а голова – от врага римских императоров – Митридата Понтийского. Всё вместе похоже на сон. Вадим ГЛУСКЕР, корреспондент НТВ: «Кстати, колонн из Сирии привезли три. Если бы третья не утонула при разгрузке, то наверняка стояла бы здесь (рядом) и совершенно не портила бы вида». [T.3.XXVI.3]
|
||||||
Мало что в Эгейском море способно напугать греческого моряка, кроме разве что одного… Путь к Колхиде преграждают высокие скалы. Их можно миновать только двигаясь по узкому каналу между двумя скальными стенами. Но это необычные скалы – это легендарная Сцилла и Харибда, – сталкивающиеся скалы. Они раскрошат в щепки любого, кто проплывёт между ними. Ясон при помощи богини Геры едва смог спасти аргонавтов, он прошёл проверку на прочность. Если бы за рулём стоял Геракл, «Арго» разбился бы в щепки. Но дело конечно не только в этом. Для греческих исследователей Сцилла и Харибда были очень важным символом. На самом деле речь идёт о Босфорском проливе – это узкий канал, соединяющий Эгейское море с Чёрным. Греки в древности не исследовали Чёрное море, для них Босфорский пролив был концом известного мира. Всё что находилось за Босфором, пугало греческих путешественников. Этот страх нашёл воплощение в образах Сциллы и Харибды. Prof. Ken Dowden, University of Birmingham: «Эти скалы – воплощение напряжения между старой географией и новым миром, в который решатся поплыть только смелые люди. Так что Сцилла и Харибда – своего рода знак прогресса». Настоящий герой должен исследовать и открывать новые земли, даже если придётся плыть в неизвестность. Это пятый урок. «Арго» заплыл дальше, чем греки считали возможным – в Чёрное море. [T.10.CLXIV.1]
…во время долгого пути в Арату посланник прошёл через семь ворот. Воротами в древнем мире называли либо перевалы, либо горные ущелья. Здесь можно усмотреть связь с еврейской традицией семи уровней Небес, приводящих к Сидалищу Славы. Даже сегодня мы говорим, что мы на Седьмом Небе, имея ввиду, что мы оказались в Раю. [T.12.XIX]
|
||||||
Иерусалим. Этот город – святыня трёх мировых религий. Для иудеев, христиан и мусульман именно здесь находятся «Врата в Небо». Самая спорная в мире территория, город, осаждавшийся огромное число раз. За эту землю проливали кровь уже много веков. Здесь находятся главные святыни мира: Стена Плача иудеев, Мечеть Харам аш-Шариф и Христианский Храм Гроба Господня. Три места, три веры, три Пути к Богу. Gershom Gorenberg, Author, historian and journalist: «Для трёх религий, объединяющих огромное количество людей, этот самый участок Харам аш-Шариф, или Храмовая Гора, являются центром Иерусалима. А Иерусалим считают Городом Бога, – «Божьей Горой». Чувства божественного присутствия в этом месте чрезвычайно важно для всех трёх религий». Не смотря на различия в традициях Скала почитается священной во всех трёх религиях. Dr. Sari Nusseibeh, President, Al-Quds University: «Если человек хочет приблизиться к Богу, то это возможно только в одном месте, – на этой самой Скале. Там «Ворота в Небо». [T.17.IV.1]
|
||||||
После мумифицирования Сети (Первого) похоронили в Египетской Долине Царей. Началось его первое воскрешение из мёртвых. Он должен был отправиться в путешествие по древнеегипетскому аду. Для этого Сети нужен был подробный путеводитель по Царству Ужаса, он назывался «Книгой Врат» и был нарисован на стене гробницы. Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Когда царь умирал, он становился Богом Солнца. Он и Солнце становились единым целым, следовательно борьба Бога Солнца за загробный мир – это борьба фараона». Для древних египтян Солнце – это святая святых… Самый большой кошмар древних египтян – если царь и Бог Солнца не смогут совершить это путешествие, – это означало Конец Света. …путешествие Сети затем продолжалось по реке Нил. Ему предстояло миновать двенадцать Врат – по одному за каждый час ночи. Но это был не речной круиз… Каждые Ворота охраняли змеи. Они должны были охранять Ворота от всех нечестивцев, которые не обладали достаточной волшебной силой, чтобы переходить с одного уровня на другой. Как многие верующие, египтяне искали «Вечной жизни» для очищения духа, но им нужны были волшебные знания. Сети мог пройти через Ворота только после того, как назвал бы секретные имена змей, которые их охраняли. Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Когда царь называл имя, для древних египтян это означало, что его можно пропустить: он был чист и обладал волшебной силой. Назвал имя – проходи. Поэтому они тщательно писали их в тексте». Сети должен был выучить все имена, читая их на стенах гробницы, от этого зависело его путешествие. Когда он произносил имя, змеи отступали, и он проходил. Но до конца ночи ему надо было пройти одиннадцать Ворот, по пути его отвлекали демоны. Тысячи лет египтяне придумывали, как сделать путешествие по Царству мёртвых более предсказуемым, чтобы жизнь длилась вечно. Поиск бессмертия – это основа египетской цивилизации. Первые волшебные тексты появились за тысячу лет до Сети в гробнице фараона по имени Унис. Их назвали «Текстами из пирамид». Это старейшие религиозные письмена в Египте. Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Тексты из пирамид, как видно в гробнице Униса, довольно любопытные. Они чётко описывают, что должен делать царь. Сейчас царь в погребальной камере, он мёртв. Он должен воскреснуть и получить волшебную силу благодаря этим письменам. Он воспользуется магией, чтобы покинуть пирамиду и стать одной из вечных звёзд». Ко временам Сети надписи стали более подробными, они встречаются везде, и стали Священным писанием, которого должен был придерживаться фараон. Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Двадцать шесть (? – шестьдесят две) гробниц в Долине Царей отличаются друг от друга. Вы не найдёте здесь двух похожих гробниц, потому что все цари по-разному представляли Загробный Мир». Гробница Сети – это кульминация представления египтян о путешествии в загробный мир, – результат многовековых представлений о смерти. Во время своего путешествия Сети достиг Четвёртых Врат Ночи. Он произнёс волшебные слова, чтобы пройти через них, но его поджидал демон Апоп, для того чтобы нанести удар. Представление о схватке с демонами после смерти старо как мир. Оно является как бы подведением итогов после смерти. Эта идея нашла отражение спустя столетия. [T.17.XIX]
|
||||||
Рисунки древних художников дают основание думать, что колонны были частью церемониальных ворот острова. Им надлежало подчеркивать величие их владельца. Некоторые из них более 7-ми метров в высоту служили великолепным входом, достойным царицы. Главные ворота царского острова вызывали восхищение у входивших в порт моряков. [T.12.XXXVII]
Планировка города вокруг Эль-Кастильо обрела новое качество – простор. Храмы, рынок, площадка для игры в мяч, колоннады… Dr. Rafael Cobos, National University of Mexico: «Скорее всего, портики с колоннадами служил не только ритуальным целям. Возможно, сюда либо специально приглашали, либо мог прийти каждый, чтобы посмотреть, как в город прибывают процессии послов и купцов из других городов». Эти колонны похожи на греческие и римские, но для майя это был совершенно новый тип строительной конструкции. Prof. Stephen D. Houston, Brown University: «Колонны позволяли делать крышу плоской. Отпала необходимость в ступенчатой кладке, которая не давала стопроцентной уверенности в том, что свод не обрушится». Конструкция колонн проста: цилиндрические барабаны ставили один на другой на прослойку из гравия. Сверху клали квадратную плиту, а кровлю делали деревянной и покрывали известковым раствором. Prof. Stephen D. Houston: «Теперь, происходящее внутри храмов, было доступно большему числу людей, нежели в эпоху классических пирамид майя. На те пирамиды поднимались только избранные. Храмы ставили на вершине, и снизу не было видно, что в них происходит, а здания с колоннами были более доступны». [T.10.XXXII.4]
incumba, ae f [incumbo] архит. импост, пята свода (верхний выступ колонны, несущий основание арки) Vtr. [B.32]
|
||||||
Borobudur, Java, INDONESIA. Азиатские пирамиды имеют иное житейское предназначение. Самая странная из азиатских пирамид, она стоит среди рисовых полей Явы, одного из крупнейших островов Индонезии. Она расположена вдалеке от основного потока индонезийской жизни. Это потому, что пирами предназначена помочь вам уйти от этого мира. Не смотрите на неё только как на пирамиду. Это обучающая машина, созданная чтобы увести вас туда, где вы никогда не были. Паломники уже тысячу лет приходят в Боробудур смотреть эту резьбу. Они начинают с нижнего уровня. Это можно сказать, буддистские «Десять заповедей» – правила на все случаи жизни. Dr. Bob (Robert) Brier, Long Island University: «Это пьяница, а вот здесь танцующая девушка, они показывают вам опасность превращения в животное. Видите, все неустойчивы, они готовы повалиться. Итак, что вам делать, – всё очевидно, – избегайте таких леди. Ведите себя как вот этот, – это семьянин. У него жена и сын, все спокойны и умиротворены. Существует даже панель, на которой показано, что будет с вами, если вы убьёте крысу. Дело в том, что для буддистов даже жизнь крысы священна: значит, крыс убивать нельзя». Паломник начинает свой маршрут с этой террасы. Этот путь в буквальном смысле приведёт его в иной мир, - свободный от страданий и боли. В древние времена монахи могли растолковывать паломникам каждую сцену, а таких сцен пять километров. Нашему паломнику, возможно, приходилось сдавать некий тест, прежде чем подняться на следующий уровень. А таких уровней десять. На вершину Боробудура можно подняться за пять минут, но она предназначена отнюдь не для этого. Главная цель Боробудура – Просветление, освободиться от этого физического мира, а для этого требуется время. Каждый шаг, сделанный нашим паломником, приближает его к Просветлению и удаляет от повседневной жизни внизу. По мере того, как паломник поднимается выше и выше, сцены становятся более трудными для расшифровки. Dr. Bob Brier: «К тому моменту, когда паломник достигнет этого уровня, в мозгах его, возможно, произойдёт помешательство. Чтобы подняться сюда, ему, возможно, потребуются годы. Путь усложняется всё больше, лёгких историй больше нет. Это уже философия буддизма». Он провёл годы в тёмных коридорах Боробудура, разглядывая вырезанные в камне сцены, пытаясь понять их смысл, стремясь к Просветлению. И, наконец, вы достигаете последней панели. Dr. Bob Brier: «Это здание представляет иной мир. Нет больше узких тёмных тесных коридоров. Нет больше панелей для изучения. Лишь открытое небо, вулканы и Будда». Наш паломник прошёл обучение. Они называют это «Ударом молнии». Вас выбрасывает в Просветление, вы готовы к переходу в иной мир, в отличие от других пирамид, Боробудур не был ни храмом, ни гробницей. Это настоящие Ворота в Небо, пирамида, которая переносит вас в иной мир. [T.12.XXXIV]
|
||||||
Где начинается Арктика? Некоторые считают этой границей линию Полярного круга, некоторые – северную оконечность материка, где суша сходится с морем. Но есть на земле место, которое уже не одну сотню лет носит неофициальное название «Ворота в Арктику». Это пролив Югорский шар между материком и островом Вайгач. …у пролива, ведущего из сравнительно тёплого Баренцева моря в «Ледяной мешок» – Карское море. Пётр БОЯРСКИЙ, доктор исторических наук, начальник Морской Арктической комплексной экспедиции: «Здесь, за моей спиной, находится пролив Югорский Шар, это своеобразные Арктические Ворота из западного сектора Арктики в восточный. Мы находимся на материковой части, там находятся Уральские горы, продолжением которых является остров Вайгач, а дальше, через пролив Карские ворота находится Новая Земля. Остров Вайгач, или по ненецки «Хэбиди Я», – это «Святая Земля» в переводе на русский язык. Здесь находились главные святилища ненцев, а до них народа сирте (мифологического во многом) и югры, от которого этот пролив и повёл своё название Югорский Шар». Для исконных обитателей этих мест – ненцев, – эти места всегда были священными, в прямом смысле слова. Каждый ненец считал честью хоть раз побывать на священном острове Вайгач. Зимой туда можно было добраться по льду, а летом – вплавь. Они шли на Север, чтобы поклониться богам, создавшим весь Обитаемый Мир, – старику Весака и старухе Ходако – принести в жертву самое ценное, что у них было – оленя. Они шли за птицами, которые каждую весну летели на Север. Позднее люди Запада назвали их божествами «Болванами». Пётр БОЯРСКИЙ, доктор исторических наук, начальник Морской Арктической комплексной экспедиции: «Вайгач является тем первым творением Творца, по мифологии ненцев и предшествующих им народов, где и была сотворена эта земля». [T.10.I.27]
Александр ЗЫРЯНОВ, доктор географических наук, профессор Пермского государственного университета: «По моему мнению, которое не оригинальное, граница Европы и Азии проходит по островам Новая Земля и острову Вайгач, Уральским горам, реке Урал, Каспийскому морю, Кумо-Манычской впадине, Азовскому морю, Керченскому проливу, Чёрному морю, проливу Босфор, Мраморному морю, проливу Дарданеллы, Эгейскому морю». [P.66]
С одной стороны «Святые Болваны», с другой Святая София.
…вначале Азией называлась узкая полоска земли, а теперь так называют самый большой континент на Земле. Его площадь составляет треть всей земной поверхности. После падения Рима началось исследование северных земель; тогда-то и выяснилось, что Европа и Азия сходятся к северу от Чёрного и Каспийского морей и между ними нет истинной границы. Европа – всего лишь огромный полуостров, который находится на западе Азии. Разумеется, мы продолжаем называть Европу континентом. * Европа. Ассирийское «Эреб», от которого происходит название континента, означало заход солнца, запад и стало применяться к «Стране заходящего Солнца» – Греции. В греческой мифологии Европой звали дочь финикийского царя Агенора, которую полюбил Зевс. Превратившись в быка, он похитил девушку и перенёс её на остров Крит, то есть на запад от Финикии. В более ранних мифах Эуропе была божеством земледелия. Впервые имя Европы встречается у Гомера в «Илиаде». Геродот в V в. до н. э. под Европой подразумевает лишь континентальную Грецию, а его современник Эсхил подразделял Европу и Азию, следуя ассирийцам. Лишь значительно позже название «Европа» распространилось на весь континент. Азия. Название этого континента, так же как и название Европы, произошло от ассирийского «асу» – восход, восток; ассирийцы называли так восточное побережье Эгейского моря – современную азиатскую часть Турции. В греческой мифологии Азия была одной из многочисленных дочерей Океана, сын которой Прометей принёс людям огонь. Страбон называл «азиями» скифские племена, жившие на востоке за Каспием. Сами греки не пользовались географическим названием «Азия». Во II в. до н. э. была основана римская провинция Азия (Asia), охватившая и современную Малую Азию. Со временем это название распространилось на весь континент. Айзек Азимов [B.129.1]
|
||||||
Prof. Aldo Angelo Settia, Università di Torino: «Таран был очень популярным орудием: его окованный железом конец разбивал ворота. И какой бы мощной ни была крепость, её слабым местом остаются ворота: сколько их не укрепляй, они всегда будут самой уязвимой точкой». [T.13.CIII.5]
Dr. Joachim Marzahn, Vorderasiatisches Museum: «…меня всегда интересовал вопрос, почему они откопали Ворота (Иштар), а не весь дворец? Дело было в том, что больше там ничего не было: они раскопали дворец, но его остатки были примечательны только своими размерами – в самом здании не было ничего особенного. Можно было сказать, что это была всего лишь огромная груда обломков. То что там нашли, конечно, не было Воротами целиком: кроме стен и оснований, от них практически ничего не осталось. Они лежали в руинах и после очистки были получены только лежавшие на поверхности обломки кирпичей, из которых они когда-то были построены. После зарисовки и сортировки все эти фрагменты были завёрнуты и упакованы в ящики (которые отправляются в Берлин). Затем их разложили на больших столах и группа скульпторов начала искать какие из них подходят друг к другу. Титаническая работа. Им удалось собрать из этих обломков целый кирпич, а пустоты. Для которых они не нашли фрагменты, были заполнены современным материалом. Именно так производилась реконструкция Ворот и ведущей к ним Дороги процессий. Они построили основу ворот из современных кирпичей, а затем прикрепили снаружи оригинальные кирпичи, собранные из обломков. Но чтобы получить представление, как это будет выглядеть, вначале они приклеили на современную основу бумагу. Затем театральные художники изобразили на ней фигуры и раскрасили её. Так что ещё до полной реконструкции Ворот можно было представить их внешний вид и впечатление, которое они производили. И это тоже было очень важно, потому что им нужно было получить деньги на завершение работы. Город был окружён внушительной двойной стеной, в которой было минимум восемь одинаковых ворот. Это были единственные, которые отличались от остальных, потому что у них был раскрашенный фасад. Причина была в том, что когда вавилоняне праздновали «новый год», то по случаю этих празднеств, они привозили множество фигурок местных божеств со всех уголков Вавилонского царства. Празднества проводились внутри Храма Мардука, и часть их состояла в выносе божества из города на торжества, проходившие в сельской местности. А затем, в последний день празднеств их заносили обратно в город. По этой дороге двигалась процессия с божествами, поэтому мы называем её Дорогой процессий. Она проходила через Ворота (Иштар)». [T.23.VII]
|
||||||
Dr. Michаel Freikman, Jewish University in Jerusalem: «…поскольку верх стен был виден над поверхностью, первое, что мы начали искать – самую важную часть города – ворота. В воротах проходит вся жизнь города, особенно библейского города. В воротах судили людей, там собирались цари на войну, там торговали. Это было место сосредоточения культа: около ворот построить небольшое святилище, чтобы сказать «Спасибо» своему божеству за то, что пришёл целый. Именно за воротами Самуил, к великому удивлению Шауля, помазал его на царство, ни больше ни меньше в одном из таких святилищ. …в Лахише были найдены два «рогатых» жертвенника, но самое удивительное – они были замазаны извёсткой, а над ними стоял унитаз. Было три основные важные религиозные реформы, когда пытались истребить следы сначала иноверческих культов (Баалов и так далее), а затем истребить нецентрализованный культ: религия и политика идут бок о бок. Храм и дворец строились бок о бок – они обеспечивают друг другу будущее. Во времена царя Иегу (Ииуй), это первая из этих реформ, написано «…и истребил и разбил он жертвенники в воротах и поставил на них отхожие места». Это потрясающе – слово в слово (4Цар. 10:27)» …это модель стены, и архитрав подпирает колонна – это ионическая колонна. Это протоионическая колонна. Израильские и иудейские царские постройки – в течение двадцатого века было найдено около двух десятков протоионических колонн. Ионические колонны за четыреста лет на Ближнем Востоке уже существуют: более примитивные, но существуют. То есть, ионические колонны приходят отсюда. …триглифы и метопы – это один из самых ярких отличительных черт дорического стиля греческой архитектуры. Мы видим, что вся греческая архитектура пришла с Ближнего Востока». [P.125.85] * Dr. Michаel Freikman, Jewish University in Jerusalem: «…иногда у нас не будет настоящий храм, а будет просто небольшая комната, или прямо в городских воротах. Городские ворота, вообще, – это целый институт, это гораздо больше, чем просто дырка в стене, через которую заходят в город. Там собирают налоги, там сидит стража, там проверяют документы, там царь собирает войско во время войны, там судьи судят людей. И всё это описано в библейских книгах тоже. И среди прочего там отправляют культ». [P.125.209]
Dr. Yana Tchekhanovets, Ben Gurion University of the Negev: «…происходят парадоксальные вещи: в поисках вот этой самой желанной археологии, которая привлечёт посетителей, получается что Израиль даже не пытается продавать какие-то свои древности ветхозаветные, хотя, казалось бы, а всё время в результате упирается в никакие не заветные, а в колонны. Потому что народ падок на колонны – с этим ничего нельзя сделать. …красивый эллинистическо-римско-византийский город – таких на свете много. Когда нормальный человек путешествует по миру, ему кажется, что он понимает, потому что когда он приезжает в Турцию, и ему там показывают какой-нибудь прекрасный греческий город с колоннами, портиками, улицами – он видит древности: это понятно. Потом он попадает в совершенно другую точку Земного шара и ему там опять показывают такой же город, такие же колонны. И у него есть ощущение такого насыщения культурного. Если ему вдруг показать какую-нибудь Иерихонскую неолитическую башню, которой десять тысяч лет, он скажет: «Что это такое? Что вы мне здесь показываете? Куда вы меня привезли?» Кейсария – это прямая противоположность Иерусалиму. Великие еврейские законоучители противопоставляли Кейсарию и Иерусалим. Это символ всего ненавистного евреям. Это римский город. Это город из-за конфликтов в котором началась Иудейская война, погубившая древнее царство Иудейское. Это место, где был замучен римлянами рабби Акива – великий законоучитель еврейский. То есть, евреев с этим местом кроме дурных воспоминаний не связывает абсолютно ничего. «Жемчужина!» – правда жемчужина. Всё из-за колонн. Вы не поверите – дело только в колоннах: чем больше колонн, тем больше привлекательно место для туриста, современного паломника, любого визитёра и посетителя». [P.125.152]
|
||||||
Максим АТАЯНЦ, заслуженный архитектор Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук: «…показать, в какой степени деятельность Ирода была в рамках и в логике общего процесса позднеантичной архитектуры. Постепенно пришёл к выводу, что вклад самого Ирода в дальнейшее развитие общей римской архитектуры и градостроительства просто огромен, потому что «колонные улицы», он и изобрёл. Он начал, как раз, вне своего царства, на территории Сирии, когда они с Марком Агриппой, с которым он приятельствовал в 14-м году до нашей эры ездили, вот он заложил обширную строительную программу. Как раз в Антиохии видимо первые колонные улицы и появились. Это эффектнейший градостроительный приём, без которого римские города востока империи или Северной Африки, или Римской Испании даже представить себе нельзя». [P.125.551]
|
||||||
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Аминь, аминь говорю вам: кто входит в овчарню не через дверь, кто пробирается внутрь иначе – тот вор и разбойник. А кто входит через дверь, тот пастух овечьего стада. Сторож открывает ему дверь…» (Ин.10:1-3) «Аминь, аминь говорю вам: Я – дверь для овец» (Ин.10:7) Люди, с которыми он говорит, – это фарисеи. Они сами себя считают пастухами для стада: они себя на эту должность назначили. И он им говорит: «А вы как входите? Вы залезаете через окошко, найдя какую-нибудь дырочку? Тайком, чтобы украсть… Так учтите – Дверь – это Я!» «Я – дверь для овец. Все, кто приходили до Меня – воры и разбойники, и овцы их не послушались. А Я – это дверь, и кто войдёт через меня, будет спасён…» (Ин.10:7-9) [P.125.546]
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…на современном русском языке «блаженный» – это, ну, «дурачок» такой, который бегает и смеётся: ему всё ни по чём. По-гречески там стоит слово «макарио / μακάριοι» и у него, в общем-то, есть очень длинный шлейф смыслов поэтических, мифологических. То есть, «блаженство» – это состояние, которого человек достигает, во-первых, наверное, после смерти: «Острова блаженных» есть такие, где живут люди беспечальные – ничего у них не болит, никогда у них никаких проблем». [P.125.606] * μᾰκάριος 3 (κᾰ) 1) блаженный, счастливый…; 2) благоденствующий, богатый…; 3) euphem. ставший блаженным, т.е. почивший, покойный Plat. [B.169] Μᾰκάρων νῆσοι αἱ Острова блаженных (см. μάκαρ 1). [B.169] ** |
||||||
** Анна ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА, доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ: «…понятие «святости» для иудаизма, как и для любой другой религии, центрально. Слово «кодеш» ( קדֶשׁ ) [qốdeš] – «святость, святой» восходит к корню трёхбуквенному, как подавляющее большинство еврейских корней – «куф - далет - шин», и означает «отделённый», «не такой», «особый». Это чрезвычайно близко тому первому определению «религиозного», который даёт Рудольф Отто (Karl Lui Rudolf Otto) [нем. ganz Anderes / Совершенно другое] – «совершенно иной». Так что понятно, кто в первую очередь свят – это Бог. Для иудаизма существует один и единственный Бог, радикально отличный от всего творения, потому что Он единственный несотворённый. И радикально и абсолютно святой. Это Его эпитет «кадош баруху» ( ברוך ) – «святой благословенный». Всё остальное свято от него – причастно его святости. «Независимо священного» в иудаизме нет. Для окружающих религий Ближнего Востока, даже для религий Греции и Рима это не так: существуют предметы, священные сами по себе, животные, священные сами по себе и так далее. Для иудаизма это невозможно: священно только то, что посвящено Богу. Что такое «святость»? Святость – это жить верой». [P.168/1]
ἀπο-τέμνω, эп.-ион. ἀποτάμνω 1) отрезáть, отрубать, отсекать…; 2) обрезáть, обстригать…; 3) тж. med. отделять, отграничивать…; 4) выделять особо, изолировать…; 5) med. отторгать в свою пользу, отхватывать…; 6) перерезáть путь, отрезáть…; 7) med. культ. ограждать от посторонних, т.е. посвящать божеству (ὕλας Luc.). [B.169]
|
||||||
Конечно, с принятием христианства и возникновением новых понятий, явились в русском языке новые слова, отчасти прямо заимствованные у греков, например, «Евангелие», «диакон», «диавол» и др., отчасти переведённые с греческого или образованные вновь, например, «Богородица», «священник», «обедня», «вечерня», «утреня» и т.д.; а некоторые старые слова получили новое значение, например, «Господь», «часы»; может быть, вошли в употребление и некоторые новые конструкции. Профессор С.И. Соболевский [B.175.1]
|
||||||
1 - 2 |
||||||