ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 

 
 

АРКАН II. Изида; Gnosis; Врата Святилища (la Porte du Sanctuaire); Папесса (la Papesse); Divina Substantia; Femina; Natura naturata; Иероглиф (Рот Человека).

   

Изида

СБОРНИК_02_1_1

 
     
 

Символическое начертание:

Пред массивным каменным пилоном – входом в храм, на гладком полированном кубическом камне сидит Женщина; её обнажённое тело невольно поражает своим восковым, янтарным, полупрозрачным цветом; его линии очень остры и рельефны. Ноги плотно сжаты между собой, и её застывшая поза с совершенно вертикальной спиной кажется несколько неестественной, на ногах одеты золотые сандалии, на шее узорчатое золотое кружево, слегка прикрывающее верхнюю часть спины и груди. В правой руке, прижатой к сердцу, она держит свиток папируса, лежащий частью складками на коленях и ниспадающий до ступеней ног. В левой руке она держит цветок лотоса, кисть её сильно сжата и крепко охватывает стебель.  На голову наброшено дымчатого цвета чуть прозрачное покрывало, закрывающее колени и часть папируса, почти совсем скрывая их от глаз. На голове надето нечто вроде металлического шлема; на нём укреплены два рога, поддерживающие шар. Непосредственно сзади Женщины на фоне пилона ясно вырисовываются две могучие колонны, поддерживающие портал. [B.24.1]

 

Картинка на заднем плане даёт изображение двух колонн: правая, красная, часто увенчанная знаком Солнца, носит название Jakin; левая, синяя (часто чёрная), увенчана Луной и именуется Bohaz. Просвет между колоннами на масонском языке именуется средним пространством. На картинке оно задёрнуто завесою. На переднем плане восседает женщина на кубическом же сидении. На голове женщины мы видим уже не знак (∞) первого аркана, а рога Изиды, между которыми помещена полная Луна. Лицо фигуры прикрыто полупрозрачной вуалью.

Сама фигура закутана в широкое одеяние и держит на коленях сверток папируса (или книгу), наполовину прикрывая её складками одежды. На груди женщины прямоугольный равноконечный крест. ГОМ [B.27]

 

 
     
 

antistita, ae f [antistes] главная (верховная) жрица (fani С). [B.32]

 

ceratinus, a, um (греч.) рогатый: ambiguitas ceratina Q «рогатый» софизм («чего ты не потерял, то ты имеешь; рогов ты не терял, значит ты рогат»). [B.32]

 

cornua lunae С etc. рога полумесяца (лунного серпа)

 

dividua luna O полумесяц

 

I ἀμφί-πολος 2 1) прислуживающий (ταμίη Hom.); 2) часто посещаемый (τύμβος Pind.). [B.169]

II ἀμφίπολος ὁ и ἡ 1) слуга, служанка Hom., Eur.; 2) жрец, жрица (θεᾶς Eur.; Ἄρεος Plut.); 3) посредница (эпитет Киприды) Soph. [B.169]

*

ἱέρεια, Trag. ἱερίᾱ, ион. ἱρηΐη, дор. ἱρέα ἡ жрица (Ἀθηναίης Hom. и τῆς Ἀθηνᾶς Arst., Ἀπόλλωνος Pind.; αἱ ἐν Δωδώνῃ ἱέρειαι Plat.): ἱ. τῆς Ἑστίας Plut. (у римлян) весталка. [B.169]

ἱέρη жрица Plut., Anth. [B.169]

ἱερίς, ίδος ἡ жрица Plut. [B.169]

ἱερόφαντις, ιδος ἡ верховная жрица Plut. [B.169]

*

λάτρις, ιος ὁ и ἡ 1) слуга (служанка), раб (рабыня) (δωμάτων τινός Eur.); 2) посланник (посланница), вестник (вестница) (Ἐρμῆς δαιμόνων λ., ἡ θεῶν λ. Ἶρις Eur.); 3) жрец (жрица) (ἡ Ἀπόλλωνος λ., sc. Κασάνδρα Eur.). [B.169]

*

γείνομαι 1) рождаться Hom., Hes.; 2) рождать, производить на свет (τινα Hom., Trag.): οἱ γεινάμενοι Her., Xen. родители; ἡ γειναμένη Her., Xen. мать, Arst. роженица. [B.169]

μήτηρ, дор. μάτηρ (ᾱ), gen. μητρός, дор. ματρός, поэт. μητέρος ἡ (dat. μητρί - эп. μητέρι, acc. μητέρα, voc. μῆτερ; pl.: μητέρες, μητέρων, μητράσι(ν), μητέρας) 1) мать: ἡ μ. μεγάλη Pind. или σεμνή Soph. великая или почтенная мать, т.е. Рея или Кибела; ἡ Μ. Her. = Δημήτηρ: 2) перен. мать, родительница (γῆ μ. Aesch.; γῆ πάντων μ. Hes.); родина (ἡ Σκῦρος, ἀλκίμων ἀνδρῶν μ. ἔφυ Soph.); 3) перен. источник, причина (τῆς εὐπραξίας Aesch.; κακῶν Soph.; αἰσχύνας ἐμᾶς Soph.). [B.169]

 

 
     
 

…на ногах одеты золотые сандалии, на шее узорчатое золотое кружево, слегка прикрывающее верхнюю часть спины и груди. [B.24.1]

 

…самое удивительное – широкое ожерелье для шеи.

Музей Питри (Petrie Museum of Egyptian Archaeology) в Лондоне. Здесь находится одна из самых полных коллекций египетских драгоценностей в мире.

Dr. Joann Fletcher, University of York: «Нашему взору предстаёт необычайно красивое широкое ожерелье для шеи – это типичное египетское ожерелье, которое встречается в изображениях гробниц и иных произведениях искусств. Оно сделано из многочисленных цельных амулетов весьма небольшого размера, они выкрашены в соблазнительные цвета, какие бывают у драгоценных камней. Первые пять верхних рядов сделаны из продолговатых зелёных бусин: на самом деле это обычный римский салат. Этот салат считался священным растением бога плодородия Мина. Салат входит в состав этого ожерелья затем, чтобы создать связь между (владельцем) и эти богом плодородия и новой жизни. Далее следует два ряда фруктов, похожих на миниатюрные гранаты: на самом деле – это гроздья винограда. Синие блестящие виноградные гроздья, которые не только чудесно выглядят, но и являются источником вина, а это нечто святое для Хатхор – богини секса, любви, новой жизни. Богини, которая брала умерших под свою опеку.

…известны сцены на рисунках в гробницах, где певцы, танцоры и все, кто ассоциировался с богиней Хатхор, изображены практически обнажёнными: на них надеты широкие ожерелья, огромного размера серьги, их волосы уложены в красивые причёски, а на талиях золотые пояса с ракушками каури и раскрашенными бусинами, чтобы выглядеть заманчиво, эротично, символизировать способность к соитию и продолжению рода. Это можно сравнить разве что с изображением современной женщины в нижнем белье. Активное сексуальное создание, способное существовать в следующем мире также, как и в этом». [T.13.CXV.1]

 

 

…на голове надето нечто вроде металлического шлема; на нем укреплены два рога, поддерживающие шар… [B.24.1]

 

Очевидно, древние большое значение придавали рогам, если столь важный орган, как мозг, во многих языках получил своё название именно от соседства с ними.

Греческое слово «керас» (keras) означало рога. В латинском языке, в котором часто брались за основу более древние по происхождению греческие слова, от него образовались два слова: одно из них, «корну» (cornu), так и означало рог, другое – «цэрэбрум» (cerebrum) получило значение «мозг». Это и естественно, так как мозг и рога расположены рядом, только мозг внутри черепа, а рога над ним. Слово «цэрэбрум» обычно применяется теперь в форме прилагательного – церебральный, то есть мозговой, относящийся к мозгу.

Айзек Азимов [B.129.2]

 

В следующем ряду царь выполняет повеление бога луны. От этого ряда уцелел один угол. Здесь позади сидящей фигуры Нанна, – его легко узнать по рогатому головному убору божества, – царь несёт на плечах строительные инструменты: кирку, циркуль и корзину для раствора. Ему помогает обритый наголо жрец.

Леонард Вулли [B.156.1]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…великая классика египетского искусства: Сети коленопреклонённый перед Ра, и вот эта точёная богиня, которая держит бога Ра-Хорахте за плечо, это как раз Иусаас (Иусасет). У неё традиционный для солярных богинь убор в виде рогов коровы и Солнечного диска». [P.125.51]

 

 
     
 

…в правой руке, прижатой к сердцу, она держит свиток папируса, лежащий частью складками на коленях и ниспадающий до ступеней ног. В левой руке она держит цветок лотоса… [B.24.1]

 

…испокон веков Нил был душой этой страны. Лотосы, растущие на отмелях, символизировали жителей Верхнего Египта, папирус, блестящий мокрыми листьями в отмелях дельты, был символом Нижнего Египта.

Эта пластина навеки сохранила образ царя Нармера, который на одной её стороне изображён в высокой короне Верхнего Египта, а на другой – в спиралевидной короне Нижнего Египта: это символ объединения двух земель во имя создания египетской нации в три тысячи сотом году до нашей эры. С того момента обе короны венчали головы египетских царей – правителей «двух царств» – Верхнего и Нижнего Египта.

Защищённая горами, пустыней и морем, долина Нила была идеальным местом для зарождения цивилизации. [T.21.LXXXV]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…прежде, чем появилось Египетское государство, на рубеже тридцать первого и тридцатого века до новой эры, всё четвёртое тысячелетие до новой эры – это медленное сложение египетской государственности. Изначально на территории Египта, на территории нильской долины было большое количество небольших протогосударств, которые боролись друг с другом. Они позже станут провинциями. Где-то к тридцать первому веку до новой эры складываются нам привычные Верхний и Нижний Египет: Нижний – это дельта, всё, что от нынешнего Каира на север, и Верхний Египет – это долина, от Асуана до Каира современного. Верхний Египет завоёвывает Нижний.

…единый Египет – это главное условие счастья страны. Очень часто на изображениях царей, на их престоле, сбоку, на троне есть изображение двух геральдических растений – лилии и папируса. Папирус – Нижний Египет, лилия – Верхний Египет, и они переплетены вокруг трахеи с лёгкими, потому что благодаря объединению двух земель Египет «дышит» и тем самым живёт, потому что дыхание для них – это то, что определяет жизнь». [P.125.134]

*

biblos (-us), ī f (греч.) 1) бот. египетский папирус (из которого приготовлялась бумага) Lcn, PM; 2) бумага Eccl. [B.32]

charta, ae f (греч.) 1) лист папируса, перен. бумага: ch. dentata C гладкая (лощёная) бумага; ch. bibula PJ промокательная бумага; ch. aversa (inversa) M оборот бумажного листа; ch. transversa Su большой лист бумаги, исписанный в поперечном направлении; 2) исписанный лист, письмо, сочинение: chartae Arpinae (см. Arpinas III) M = сочинения Цицерона; 3) книга (tribus chartis aliquid explicare Ctl); 4) листочек, тонкая пластинка (plumbea Su); 5) куст папируса PM. [B.32]

papỹrus, ī m, f (греч.) 1) папирус (Cyperus Papyrus, L.) Lcn, J, Sen, M; 2) одежда из папируса J; 3) бумага из папируса PM, Ctl, M. [B.32]

scheda, schida и scida, ae f (греч.) 1) полоска папирусовой бумаги PM; 2) лист, страница C, Q, M. [B.32]

taenia, ae f (греч.) (abl. pl. īs V) 1) повязка, лента: evincti tempora (acc. gr.) taeniis V с повязками на голове; 2) ленточный червь Cato, PM; 3) полоска папируса PM; 4) архит. ободок (на колонне) Vtr; 5) отмель пли коса PM. [B.32]

lōtos (lōtus), ī f (редко m) (греч.) 1) лотос, нильская лилия (Nymphaea Nelumbo, L.) PM; 2) дерево североафриканского побережья (предпол. разновидность крушины, Rhamnus Lotus, L., душистыми плодами которого питалось, по преданию, миф. племя лотофагов) PM, V, O; 3) донник лекарственный (Melilotus officinalis, L.) V; 4) свирель из лотосового дерева O, M, Sil. [B.32]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…само слово «папирус» происходит от «pa-per-aa» «то, что от царского дома». Это был очень дорогой материал писчий и подобные вещи за ненадобностью смывались, и затем, например, царский писец, которому доставался вот такой уже б/у папирус, он смывал с него ненужные экономические расчёты и записывал своё любимое литературное произведение». [P.125.23]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…чаша с водой – напиться воды – это очень важный этап посмертного состояния души. Погребальный цветок лотоса – водяной лилии-нимфеи – который показывает, что это уже умерший. Супруга умершего, которая дарит ему амулеты: тут и тет, и скоробей, и головка змеи, и джед». [P.125.2]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…и цветок «шемаи» – цветок ароматной прибрежной лилии, которая должна дать ей бессмертие». [P.125.196]

*

I nymphaea, ae f (греч.) водяная лилия, кувшинка PM, Ap. [B.32]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…именно так – скромной и маленькой фигуркой рядом с колоссальным изображением своего супруга – Нефертари войдёт в нашу историю. На ней тончайшее плиссированное платье, парик, в руках она держит хетес – скипетр власти царицы в виде удлинённого цветка водяной лилии. На её голове два урея – две священные змеи – символы царской власти. И, наконец, поверх парика сложный составной убор – высокие рога газели, Солнечный диск и стилизованные соколиные перья. Этот убор – сепедет – ассоциировал обожествлённую ещё при жизни «Великую красавицу» со звездой Сириус. С той самой звездой, которая считалась небесным воплощением богини Исиды, и ассоциировалась на берегах Нила с разливом великой реки, с началом нового года, с началом нового цикла жизни». [P.125.43]

*

Dr. Joann Fletcher, University of York: «Она действительно была красавицей, но на одном фрагменте росписи Нефертари изображена рядом с Тотом – богом мудрости и знаний. И это не случайно. Здесь, в сцене суда, она сама выбирает бога, который должен взвесить её сердце, согласно Книге мёртвых. Описание ритуала приводится рядом, но важнее то, как он проиллюстрирован. Царица стоит перед Тотом – богом с головой ибиса – создателем письменности. Именно на письменность сделан акцент: между Нефертари и Тотом нарисована палетка писца. Царица как бы представляется Тоту, говоря: «Я книжный человек» «Книжный» – это весьма показательное явление: значит Нефертари была не только красива, но и очень умна. Как супруга фараона она, конечно, располагала писцами, составлявшими послания от её имени, но способность читать и писать иероглифы в те времена считалась высшим проявлением учёности, поэтому Нефертари сочла необходимым сообщить о своих умениях потомкам». [T.10.DLV]

*

Что же известно об основателе древнейшей библиотеки, ассирийском царе Ашшурбанипале?

Он был внуком Синахериба – основателя города Ниневии, ассирийским царём, научился читать и писать, о чём не без гордости сам поведал в одной из глиняных книг. В детстве он любил читать глиняные книги и увлекался их собиранием по всей стране. А когда стал царём, решил создать большую библиотеку, где было бы собрано всё написанное в Ассирии и Вавилонии. Книг было так много, что Ашшурбанипал часть из них хранил во дворце своего деда Синахериба, а большую часть в Львином зале, названном так потому, что на стенах зала были изображены сцены царской охоты на львов. Именно этот зал хранил главную библиотеку, в которой «глиняные книги» пролежали почти 25 веков.

К. МАТВЕЕВ, А. САЗОНОВ [B.147.2]

 

 
     
 

…богиня Истар поручила ему владычество над «черноголовыми», т. е. семитами, и он начал свои завоевания на горах (т. е. Эламе), море и суше. От Нарамсина дошло до нас, между прочим, два интересных памятника. Один из этих памятников найден в Северной Месопотамии (близ Диарбекира), другой в Сузах. На последнем царь изображён в головном уборе с двумя рогами отличительным признаком божественного достоинства. Он со своим войском поднимается победоносно на горы и поражает племена лулубеев, касситов, эламитов. Памятники эти обнаруживают большой прогресс искусства и доказывают, что семиты, хотя и усвоили многое у сумерийцев, но успели скоро уйти дальше их.

*

…национальная политика первых кесарей не могла надолго закрыть пред египетскими богами ворота Рима. Идеи бессмертия, очищения и загробного бытия, выраженные в египетской религии с такой наглядностью и подробностью, как ни в какой другой, делали её особенно привлекательной для эпохи исканий и чаяний измученного человечества, ежедневный культ, справлявшийся неукоснительно в Риме, как и в Египте, таинственные мистерии Осириса, убитого и ожившего бога, философские идеи, соединённые теперь с ним и Исидой, превратившейся в пантеистическое божество, – все это наполняло храмы божеств долины Нила, возникавшие повсюду. Уже Домициан воздвигает на Марсовом поле и в Беневенте храмы Исиды и переносит в них из Египта обелиски, сфинксы и т. п. На других обелисках, воздвигнутых вновь, красуются его подписи египетскими иероглифами.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

Dr. Neil Tyson, American Museum of Natural History: «…но первыми, кто стал делить время на более мелкие отрезки – часы и минуты – были люди, жившие здесь пять тысяч лет назад. Свою страну они называли «Урук», мы же называем её «Ирак». Она находится в Месопотамии – области, лежащей между реками Тигр и Евфрат. Когда-то здесь стоял город. И здесь же была одержана одна из величайших побед человечества в бесконечной борьбе со временем: здесь люди впервые научились писать, и с тех пор смерть уже не может заставить нас умолкнуть. Письменность дала нашим голосам силу проникать сквозь тысячелетия и звучать в умах живых.

С тех времён до нас донёсся один самый древний голос – это голос аккадской принцессы Эн-хеду-Аны – жрицы Луны и дочери первого в истории императора. Она не просто слагала гимны, она сделала нечто, чего прежде не делал никто – написала в тексте своё имя. Эн-хеду-Ана стала первым человеком, о котором мы теперь можем сказать, кем она была и чего желала. Она мечтала пройти через некие «Врата Чудес». Вот слова из её гимна под названием «Царица неисчислимых божественных энергий». Спустя четыре тысячи лет мы снова можем их слышать: «Инанна, планета Венера, богиня Любви обладает величайшим предназначением во всей Вселенной…» [T.21.LXXXI.3]

*

( יָרֵחַ ) [yārēaḥ] луна [B.18]

( עִיר ) [‘îr] {мн. неправ.: ( עָרִים ) [‘ārîm]} город (ж.р.) [B.18]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…следующая – это «Возвышенная и вечная корона» – это та тиара с бычьими рогами, которая являлась символом очень многих богов Месопотамии. Почему бычьи рога? Опять же, не забудем, что образ быка – это образ жертвенного животного, с эпохи верхнего палеолита любима во всём мире, во всём Старом свете. И атрибутом быка является рог, который является символом и знаком мощи. Это есть и в Ветхом завете, это есть повсюду, это было и в Египте, но именно в Месопотамии… В Древнейшем Египте на палетках встречается изображение рогов. И даже царь изображается не только с рогами, но и с ушками быка. Но в Месопотамии это сохраняется надолго. Рогатая корона, рогатая тиара – это знак божественности: земные цари рогатых корон не носят». [P.125.81]

*

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…основал столицу единого Египта в городе Мемфисе. Мемфис – столица царей Древнего Царства, она прямо связана с именем Птаха. Его так и называли этот город – «Хет-ка-пта» («Палата сути Птаха»). Кстати говоря, от этого слова Хет-ка-пта и происходит греческое «Айгюптос / Αἴγυπτος» (Египет). Но само слово «Мемфис» произошло от названия пирамиды Пепи Первого – «Мен-нефер» («Несокрушим и прекрасен»), это были, видимо, эпитеты Птаха». [P.125.254]

*

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…религиеведа Генри Фрэнкфорта. Его книга «Kingship and the Gods», которая вышла уже очень давно, в 1948 году, но до сих пор, по-моему, является одной из самых лучших книг по религиеведению древнего Переднего Востока – Месопотамия, Египт, Израиль. Человек, свободно знавший языки Месопотамии, древнеегипетский и еврейский языки, он отмечает: «Ожидать найти в Египте стройное религиозное учение – то же, что искать одинокое дерево там, где высится целый лес».

Действительно, эксплицитного богословия, вот такого нашего школьного, семинарского богословия, мы в Египте не найдём. Всё богословие Египта мы должны сами вычленить, из богослужебных текстов. Египтяне писали не трактаты, египтяне писали молитвы, чинопоследования. Для них божественное слово было словом дела, а не словом размышления – богословских трактатов в Египте практически не найдено. Даже то, что мы называем памятниками богословия – скажем, «Памятник Мемфисского богословия», на самом деле, это, безусловно, литургический текст.

Богословие надо вычленять. Мы должны делать то, что делают современные христианские богословы в разных университетах над литургическими текстами: они из них «берут» богословие. Но современным богословам легко, потому что существует живая христианская традиция – и если человек ушёл в какую-то не ту сторону, его поправят» . [P.125.256]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…так же как мать – подательница жизни – она рождает ребёнка, также Исида даёт Жизнь. Её называли «великой волшебницей», «могущественной в чудотворении»: слово, которое употребляет корень «кау» – «хекау» – «чудотворение», можно говорить «колдовство». «Творение неких сущностей», как любая работа, но это духовное творение сущностей. Её считали «великой в хекау» (корень «кау» – «суть»). В «Текстах пирамид» имя Исида употребляется около трёхсот раз, то есть, очень часто.

Уже в эллинистическое время при Птолемее Первом, сыне Лага, в Александрии были учреждены мистерии Исиды наподобие Элевсинских. В них посвящали, как в Элевсинских мистериях посвящали Деметре и Персефоне. Мы знаем это по раскопкам Помпей, где открыт храм Исиды был. Жрецы Исиды пытались спасти священные предметы: что-то унесли, что-то потеряли, сами частично погибли. Они пытались выйти из этого погибающего города.

Плутарх, Апулей говорят, что почитание Исиды было колоссальным в Средиземноморье». [P.156]

 

 
     
 

Не было в Древнем Мире города более многонационального, чем Александрия. И нигде больше различные религии так не соперничали друг с другом. Сегодня в городе главенствует ислам. Две тысячи лет назад здесь можно было выбирать из множества вероисповеданий. Храмы древней Александрии предлагали покровительство и защиту странных и архаичных богов. Древнеегипетские божества, которым поклонялись уже более трёх тысяч лет, до сих пор почитались многими египтянами и некоторыми прибывавшими в город людьми. Даже греки не отваживались оскорблять таких богов как Исида и Осирис, которые населяли святилища храмов со времён фараонов. Рядом с древними традициями Египта существовали религии греков и римлян вместе с огромным разнообразием культов окраин Римской империи. У каждой из религий были последователи и каждая из них нуждалась в деньгах чтобы не исчезнуть.

Dr. Karin Tybjerg, University of Cambridge: «Мы должны понимать, что в Древнем Мире шла жестокая борьба между различными культами. Римскими культами, греческими культами, египетскими культами, культами различных политических лидеров и всеми видами культов, которые являлись смешением вышеупомянутых. Поэтому было необходимо найти что-то особенное, способное привлечь к себе внимание, обеспечить вам, тем самым, место на рынке и приток посетителей в храм». [T.13.LI.1]

 

 
     
 

На протяжении тысячелетий египтяне жили в отдельных, мало связанных друг с другом областях – номах. В каждом номе почитали своих богов. Подчас это были воплощения одних и тех же сил природы с разными именами. Так, богом земли в одних номах был Акер, в других – Геб, богиня-мать в одном номе именовалась Мут, в другомИсида. Представление о боге с одним именем в разных номах были также противоречивы. Если в мифах нома Гелиополя бог Сет – злейший противник солнечных богов, то в мифах нома Гераклеополя он – «очаровывающий Сет» – помощник бога солнца Ра, спасающий солнечную барку и её «команду» от смертельной опасности. С этой необычайной текучестью представлений о богах связывалась также возможность изменения их родословной и отождествления одних богов с другими.

НЕМИРОВСКИЙ А. И. [B.123.1]

 

Человек всегда стремился привязать невидимый мир к пространству. Разместить его относительно собственной вселенной, собственных горизонтов. Возведя свои святилища и отправляя ритуалы, он часто учитывал расположение сторон света.

Мифы и религии всех народов единодушны в вопросе о разделении виртуальной вселенной. Существует два мира: небесный, связанный со светом, и подземный, связанный с темнотой. В каждом из них свои боги и демоны. Пещеры и глубокие расселины, очевидно, являются преддвериями подземного Мира Теней. Но, в то же время, они служат укрытиями от непогоды и хищников. Отсюда естественным образом вытекает мысль о том, что внутри пещер земля обеспечивает человеку тепло и защиту материнской утробы. Следовательно, Земля – мать человечества. Эта мысль породила различные культы Богини-Матери, олицетворяющая одновременно землю и присущую ей плодовитость. Пещеры и расселины распаляли воображение людей… [T.10.LXXXVI.2]

 

 
     
 

На пике популярности митраизма появляется ещё один закрытый культ. Он опирался на почитание Матери божества. Её изображали как женщину с ребёнком на руках. Её называли Царица Небесная. Но звали её не Марией, а Изидой. Её культ успешно соперничает с христианством. Древнейшее её изображение восходит к двухтысячному году до нашей эры.

В 30-м году до нашей эры Египет стал частью Римской империи, культ Изиды стал набирать популярность. В 40-м году император Калигула возвёл храм Изиды в Риме. К концу второго века культ Изиды был известен по всей империи. В её честь верующие устраивали процессии. Жрецы и жрицы Изиды носили белые одежды как знак чистоты и целомудрия.

Prof. Carole R. Fontaine, Andover Newton Theological School: «Римские мужчины ненавидели культ Изиды. Женщины, почитавшие богиню, должны были в определённые периоды воздерживаться от супружеских обязанностей, соблюдая чистоту и непорочность. Конечно, их мужьям это казалось крайне неудобным».

Более того, Изиду называли Мать-Дева. Сходство между культом Изиды и католическим культом Девы Марии поражает.

Prof. Carole R. Fontaine: «Признавать это неприятно, но иконография Девы Марии с младенцем происходит непосредственно от изображения Изиды. Изиды – матери Бога Гора».

К началу шестого века культ Изиды был запрещён, а многие её храмы превратились в церкви, посвящённые Деве Марии. Если культ Изиды выстраивал личную связь человека с Богиней, то христианство – такую же связь с Христом.

Prof. Jonathan L. Reed, University of La Verne: «С этой точки зрения и Изида и Иисус давали человеку того времени очень похожий набор идей».

Prof. Carole R. Fontaine: «Но, по словам одного учёного, в культе Изиды участвовали, а в христианство обращались. Иными словами, человек мог принимать участие в праздниках богини, а в остальное время и не вспоминать о ней, ничего не менять в своей жизни. Но обращаясь в христианство, человек становился членом общины, жил по её законам, менял свой образ жизни».

Поклонение Изиде не требовало перемен в образе жизни, а христианство – да. Ритуал обращения в Христову веру был прост, его называли Крещение. И по сей день это первый шаг на пути христианина. [T.17.XXI.1]

 

Dr. Karen Hersch, Temple University: «…например, в римский Пантеон вошла египетская Изида, обещавшая верующим спасение, и Митра, вероятно, из Персии».

До появления христианства эти два культа привлекали тысячи поклонников.

в Риме храмов Изиды было больше, чем храмов Юпитера, а культ Митры широко распространился среди военных. Его последователи собирались в святилищах – Митриумах, очень напоминавших будущие христианские церкви. Как впоследствии христиане, они делили ритуальную трапезу. Но они также приносили жертвы и имели собственные красочные мифы о Сотворении Мира.

Dr. Fabio Barry, St. Andrews University: «В центре абсиды каждого Митриума было скульптурное или живописное изображение Тавроктонии – заклания быка Митрой. Из плоти и крови жертвенного быка рождались силы, кормящие Вселенную».

Поскольку поклонники Митры и Изиды не отрицали римских богов, их оставили в покое, а христиан преследовали. И всё же только христианство выжило и стало мировой религией.

Римским властям потребовалось время, чтобы понять, что происходит в их городах. Поначалу они видели в христианстве лишь секту иудаизма.

Prof. Myles McDonnel, Baruch College, CUNY: «В самом начале христианство было иудаистским культом, иудаистской религией. Иисус был еврей, и все ранние христиане считали себя евреями.

Особенностью христианства, с римской точки зрения, было то, что её основал недавно вполне конкретный человек. И этого человека казнили как преступника, что делало эту религию ещё более странной и подозрительной для римских властей».

Но к моменту своего появления в Риме, она довольно прочно укоренилась в городах на Востоке империи.

Dr. Paul Stephenson, Durham University: «Религии распространяются, как эпидемии. Быстрее всего они распространяются в городах. А в те времена в Восточном Средиземноморье было очень много городов». [T.10.CCLXXVI.7]

 

 
     
 

…черепа безрогих, говоря научным языком, комолых коров. В природе комолые коровы встречаются крайне редко. Даже древние мастера Бронзового века, создавая ритуальные фигурки этих животных, изображали их рогатыми. Черепа безрогих коров уникальны сами по себе…

Екатерина АНТИПИНА, кандидат биологических наук, Институт археологии РАН: «…кусочек черепа, где видны очень забавные следы. Это не один, это очень много таких кусочков, где вместо рога находится такая вот область с некими патологическими изменениями, с болезненными изменениями. И эти следы они напоминают очень хорошо остеомиелит травматический, то есть воспаление возникло после того, как в этом месте была нанесена какая-то травма. И действительно, мы считаем, что это результат прижигания или подрезания рога в тот момент у телёночка, когда он только был вот такой шишечкой».

Это навело на мысль о некой селекции, которой занимались жители степей Восточной Европы, специально выводя породу безрогих коров.

Екатерина АНТИПИНА, кандидат биологических наук, Институт археологии РАН: «У нас получилось такое противоречие, что рогатые то особи есть, но они используются в каких-то ритуальных целях, а корова то, основная, – животное, на котором строится вся экономика, – она комолая.

…какой фактор заставил человека создать комолую корову?»

Известно, что рога для животных очень важный психологический фактор – один из символов мощи и красоты. С их помощью самец доказывает своё превосходство над противником в борьбе за самку, а в случае опасности они немедленно становятся оружием защиты. Дикие туры – предки домашнего скота – собирали телят внутри круга из взрослых особей и выставляли наружу рога.

Так чем же привлекательна безрогая корова? Ответ дали чешские учёные, занимающиеся поведением домашних животных. Оказывается у коров с рогами связана целая иерархия.

Екатерина АНТИПИНА, кандидат биологических наук, Институт археологии РАН: «Чем больше у коровы рога, тем выше статус она занимает. А в соответствии ей, в тех рамках, в которых позволяет человек, достаётся лучшая трава или лучшее место для лежания и так далее и так далее. И очень забавно, что если коровам закрыть каким-либо образом рога, то есть навязать платки, то коровы сначала ощущают растерянность, а потом вот эти их отношения становятся более спокойными».

Так обнаруживается, что безрогие от природы коровы редко выясняют чей статус выше, они ведут себя спокойно, даже если в стаде есть хоть одна рогатая корова. В этом случае она признаётся главной. Когда же ситуация меняется и среди рогатых подружек появляется безрогая корова, в стаде начинается своеобразная война.

Екатерина АНТИПИНА, кандидат биологических наук, Институт археологии РАН: «Любая вот эта рогатая товарка пытается доказать бедной комолой безрогой коровке, что она выше её по статусу. И её начинают третировать, потому что она безрогая. Естественно у любого животного, и у коровы развивается на этой почве стресс».

И тогда комолая корова бодает хозяина, чтобы хоть как-то разрядиться и поднять свой статус. А на самом деле она спокойная, добрая и послушная. Именно это подметили древние пастухи, когда стали собирать целые стада безрогих коров. А если появлялся телёнок с зачатками рогов, то их прижигали.

А много позже появилась поговорка, мол «Бодливой корове Бог рог не даёт». [T.10.I.13]

 

 
     
 

…созвездие Ориона и звезда Сириус.

Robert Bauval, co-author «The Orion Mystery»: «Во многих культурах было известно созвездие Ориона: перед рогами Тельца он стоит как великий Охотник с поясом из трёх звёзд. Для египтян он был Осирисом – богом Загробного мира, и был тесно связан с пирамидами.

Слева от Ориона звезда Сириус, для древних египтян она была Изидой – супругой Осириса.

…именно Гор стал первым фараоном Египта, и все последующие фараоны верили, что они реинкарнированные сущности Гора».

Гор отомстил за отца, сокрушил зло и убил Сета. Изида и Осирис вознеслись на небо, где они правители Ночи и Загробного мира: Осирис – это Орион, и Изида – звезда Сириус.

Robert Bauval, co-author «The Orion Mystery»: «Трудно переоценить значение звезды Сириус: Сириус – это Изида, дающая жизненную силу Египту. У этой звезды очень специфичный цикл. Это не только самая яркая звезда в Северном полушарии: египтяне почитали её не только за её красоту и очаровательность, но эта звезда исчезала. Орион и Сириус исчезали на срок в семьдесят дней. Интересно отметить, что именно семьдесят дней продолжалось бальзамирование умерших, что было традицией.

Семьдесят дней они проводили в оплакиваниях и напряжённо ждали появления звезды, боясь, что при её отсутствии Египет не возродится вновь».

В магический день летнего солнцестояния – семьдесят дней спустя – Сириус появлялся над восточным горизонтом на рассвете за несколько секунд до восхода Солнца. И это сияние, этот свет вернувшейся священной звезды, был величайшим событием в египетских культах. Именно в этот момент Нил вскипал водами муссонных дождей, пришедших невесть откуда: Нил дарил жизнь иссохшей земле.

Robert Bauval, co-author «The Orion Mystery»: «В Египте это время ежегодного обновления так ценили, что назначили отсчёт нового года именно на этот момент. Три элемента сливались: восход в день летнего солнцестояния, возвращение Сириуса на рассвете после долгого отсутствия и разлив Нила – всё это ассоциировалось у египтян с Возрождением. И они представляли себе, как бог Осирис смотрит вниз на своё творение – на Египет, на восходящую звезду. И главное здесь не само появление звезды, но Возрождение Египта. И эта искра жизни ассоциировалась также с рождением Изидой Гора – священного ребёнка, который представлял Египет.

…и так, мы имеем Божественную Мать, родившую Божественное Дитя, ассоциирующееся со звездой на Востоке. Любопытно, что подобная идея появится три тысячи лет спустя в совершенно новом культе. И так ли уж он нов?»

…через семьдесят дней мумию перевозили на запад, на землю по другую сторону Нила в некрополь Гизу, олицетворяя движение через Млечный Путь к Поясу Ориона, где пирамиды стояли как Ворота на дороге к Изиде и Осирису – богам Загробной жизни.

Гробница Унаса, самые древние религиозные тексты в истории – «Тексты пирамид».

Robert Bauval, co-author «The Orion Mystery»: «Значение этих текстов едва не ускользнуло, так как египтологи исходили из «религии Солнца», но это не «религия Дня и Жизни», это «религия Ночи и Смерти». Эти тексты всё время повторяют, что «царь стал звездой в Царстве Осириса в созвездии Ориона». Один из текстов гласит «пусть дорога ведёт тебя через извивы звёздных рек, через Млечный Путь, и пусть достигнешь ты места, где сияет Орион.

После смерти фараона его тело мумифицировали и обряжали как Осириса. Его душа была готова воспарить в Небо. Но до этого умерший царь должен был увериться в том, что сила его священной власти перешла к его сыну – «Живущему Гору». С этим была связана очень важная церемония, которая называлась «Открытие рта», в ходе которой с помощью особых инструментов открывали рот мумии, как бы возвращали её к жизни. Затем к мумии прикрепляли искусственный фаллос. Тело покойного ориентировали в стороны Изиды, то есть звезды Сириус. После этого происходило осеменение чрева богини. Земной путь царя окончен, и теперь он вознесётся на Небо. И так, звёзды помогали нам восстановить процедуру Воскрешения Осириса»

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «…это было священное место для египтян. Люди мечтали быть захороненными здесь, чтобы иметь связь с богом Осирисом. Мы на глубине тридцати метров под землёй между Сфинксом и второй пирамидой.

Это место уникально, потом оно стало легендарным. Люди делали деревянные статуэтки с эрегированным членом, потом мумифицировали их. Эрекция означала Воскрешение, так как Осирис – бог воскрешения…

…но Изида так горько плакала, что её слёзы образовали Нил. Она восстановила эрекцию у убитого мужа, и в результате родила от него сына – Гора – «Победителя», который отомстил за отца.

Этот миф создал всю египетскую цивилизацию: без Изиды не было бы и Нила, а Нил делает землю плодородной. Без Нила не было бы и Египта…»

Robert Bauval, co-author «The Orion Mystery»: «Главная цель египетских культов, главная задача всех этих церемоний, мистических обрядов – найти способ преобразиться и ступить в Загробный мир, поселиться в Царстве мёртвых – в Царстве мёртвых Осириса – в созвездии Ориона, они назвали это Саху. Саху – это перевод в эфирное состояние, в астральное тело. У них не было слова «мумия», это мы придумали слово «мумия», а египтяне мумию называли «Саху». «Стать Саху» – значит стать мумией, но в то же время «эфирной сущностью» – стать Орионом. У нас есть выражение «слиться с Христом»

Тот – бог с головой ибиса – бог знаний, «Посланник Небес», «обучающий письму магическими символами». Бог Тот обучил Изиду магии реинкарнации.

…в Древнем Египте люди общались символами, и их магия воздействует на нас и сегодня, даже если мы этого не понимаем.

За время, минувшее после пирамид, построенных за двадцать пять веков до нашей эры, менялись религиозные концепции, и разные боги правили в разные эпохи, но миф об Осирисе не был стёрт временем, хотя имя «Осирис» постепенно заменили на «Серапис».

Robert Bauval, co-author «The Orion Mystery»: «Храмы Сераписа и Изиды можно найти в Великобритании, Германии, Франции. С первого века нашей эры этот культ, борясь с крепнущим христианством, распространился по всей Римской империи. Он даже и на христианство повлиял: в христианстве возникло течение, где главенствовала идея о том, что постичь божественное можно лишь обретя знания, найденные в себе. Во многом это было связано с египетской посвятительской религией».

Император Константин, первым принявший христианство, организовал Вселенский Собор. Он предпочёл Православие на основе мощной иерархии. По этому декрету Православие живёт до сих пор…

Гностические Библии жгли, христиане убивали христиан сотнями тысяч. Гностиков выметали наряду с язычниками. Серапиум, Храм Осириса в Александрии и его библиотека погибли в огне. На смену познанию и поиску пришла слепая вера. Стали появляться монахи, аскеты и жёсткие церковные органы, насаждавшие свои догмы среди населения.

Robert Bauval, co-author «The Orion Mystery»: «Герметизм обрёл такую популярность, что даже Папа Борджиа украсил свои апартаменты в Ватикане сценами из мифов об Осирисе, Изиде и Тоте-Гермесе, в представлении художников Возрождения. Сама Церковь как бы намекала на то, что есть более древняя и глубокая мудрость, чем «Моисеевы скрижали» из Библии. [T.23.IX.1]

 

 
     
 

Σωθί indecl. и Σῶθις, εως ἡ егип. Plut. = Σείριος. [B.169]

Σείριος ὁ (sc. ἀστήρ) Сириус (звезда) или созвездие Большого Пса Hes., Eur. [B.169]

σείριος 3 палящий, знойный, жгучий: σ. ἀστήρ Hes. и σ. κύων Aesch. = Σείριος. [B.169]

 

Роман ОРЕХОВ, кандидат исторических наук Центр египтологических исследований РАН: «…как показывают египетские памятники, египтяне очень негативно воспринимали воздействие Сириуса на нашу планету.

Этот Сириус, который возник неожиданно совершенно в 2767-м году, когда Имхотеп укротил его «огненное свечение». Они воспринимали его, как «злобную львицу Бастет». Они добавили ещё к этому имени другое слово – «Сехмет» – буквально «могучая, мощная». То есть, звезда Сириус воспринималась именно как Грозная львица. И для того, чтобы эту львицу каким-то образом умиротворить, проводились специальные ритуалы.

Собственно имя «Бастет», буквально «бастетская», та, которая из Басты – это священный центр Нижнего Египта: оно может быть интерпретировано именно как «душа Исиды». То есть, Исида – это была богиня, которая всегда отождествлялась с Сириусом.

…а произошла она (трансформация) именно потому, как показывают тексты. Оказывается, египтяне проводили эти ритуалы, и вот эта грозная богиня-львица, она в ходе ритуала трансформировалась в богиню Исиду.

…в Сехельской стеле («Стела Голода / Famine Stela») говорилось о том, что в восемнадцатом году царя Джосера Имхотеп помог Джосеру открыть «источники половодья». Получается, что Египет пережил страшное лихолетье – семилетнюю засуху. И эта семилетняя засуха была укрощена именно Имхотепом, который находит вот эти священные источники. Он находит культы богов, которые обеспечивали половодье, приносит обильные жертвы, и после чего Нил орошает заново землю. Это египетское сознание: ответ на какой-то грозный климатический вызов лежал не в плоскости научной: они осмысливали с точки зрения религии – за половодье отвечали боги, и поэтому необходимо было принести им богатые жертвы. Бог отнял свои сандалии от источников и, таким образом, позволил оросить водой землю.

Восемнадцатый год царя Сену, который упоминается в этой стеле Нечерихета Джосера, говорит о том, что тогда был введён египетский календарь. Вот этот самый знаменитый календарь в 365 дней был введён именно в эпоху Джосера, и Сириус имеет к этому самое непосредственное отношение. Расстояние между двумя гелиакическими восходами Сириуса составляет 365 дней. Звезда появляется ровно на четыре минуты перед восходом Солнца. Увидеть эту звезду над горизонтом представлялось чрезвычайно сложным: для этого надо было напрягать не только зрение.

Сириус вёл себя очень аномально. В 2768-м году, когда был введён этот календарь, Сириус, действительно вошёл в свои «обычные рамки».

И как же образом реагировали египтяне на появление этой звезды? – Они стали строить в то же время пирамиды. Пирамиды должны были дать искупительную жертву богам, чтобы они вернули благополучие этой стране – чтобы разливы снова возобновились, чтобы в мире снова восторжествовала гармония (или), как они говорили, Маат. Вот эта стабильность – Джед – которая, как они полагали, должна была снова войти в эту жизнь.

Сириус препятствовал разливу Нила, поэтому его боялись, и пытались предсказать его проявление. И всяческими ритуалами задабривали». [P.150.35]

 

Гелиакический (гелиакальный) восход (др.-греч. ἡλιακός – солнечный)

 

 
     
 

Для древних египтян Изида была идеалом женщины и матери, возможно, именно в этом секрет её культа. Из Египта миф об Изиде и Осирисе проник в Римскую империю, он распространился по всей её территории, включая Германию.

Культ Изиды имел чувственную подоплёку, поэтому в её храмах часто служили женщины. Подобные чувственность и эмоциональность ранее были неведомы римлянам. Новообращённых символически очищали водой, после этого они, как бы, совершали мистическое путешествие в Царство мёртвых и возвращались в Мир живых уже в облике «божественных созданий». Перерождение стало лейтмотивом этого культа, что впоследствии взяли на вооружение другие тайные общества. Культ Исиды привлёк к себе интерес и стал набирать популярность, его последователи открыли множество храмов по всей Римской империи, в том числе в Помпеях. Найденные археологами артефакты позволяют ещё глубже проникнуть в таинства этого культа. Он произвёл настоящий переворот в жизни рациональных римлян.

Dr. Andreas Hensen, Heidelberg University: «Культ Изиды удовлетворял важную потребность людей – он отвечал на вопрос о том, что происходит с душой после смерти, и как подготовить её для загробной жизни. Кроме того людей восхищал богатый язык символов, который они, по большому счёту, не понимали, и экзотичность культа. В этом отношении римляне ничем не отличались от современных людей».

Культ египетской богини проник во все слои общества. Его успех можно объяснить тем, что женщины чувствовали себя в храме Изиды совершенно свободно: служители и служительницы Изиды были равны – немыслимая вещь для патриархального Рима. Экзотическое происхождение, сложные мистические ритуалы: вне всякого сомнения, Изида – вселенская Богиня-мать – обладала всеми качествами для того, чтобы стать главной богиней империи. Люди находили утешение в этом мистическом культе: Изида обещала им избавление от унылого существования, и надежда на счастливую жизнь после смерти здесь играла важную роль.

Dipl.-Psych. Heiko Ernst, Chefredakteur «Psychologie Heute»: «При вступлении в тайное общество люди испытывали нечто похожее на духовное перерождение: они обретали новые качества, они принадлежали теперь к совершенно особому кругу – прежняя жизнь оставалась в прошлом. Ритуал возрождения к новой жизни, лежащий в основе культа Изиды, как и других культов, неотъемлемая часть всех религий и тайных организаций».

И всё же культ Изиды не выдержал натиска новой религии. В 354-м году все языческие культы в Римской империи попали под запрет. Единственной разрешённой религией стало христианство. Однако элементы культа Изиды дошли до наших дней: Изида с маленьким Гором на руках стала прообразом Девы Марии с младенцем Иисусом. Мистические идеи жрецов культа Изиды сохранились даже после разрушения храмов. [T.1.XL.1]

 

 
     
 

Максим ЛЕБЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Гробница Перенеджу. Она принадлежала царскому ювелиру. Скорее всего, это рубеж Пятой и Шестой династий. Имя царя не упоминается.

В гробнице Перенеджу впервые упоминается новый бог – Осирис – который впоследствии станет очень знаменитым. Для тех времён это был новый бог. Его придумали, судя по всему при Пятой династии. Это было такое государственное изобретение. Во времена Пятой династии египетские цари придумали культ Осириса, который отождествлялся с царём. Это был царь Загробного мира.

Гробница замечательна тем, что здесь Осирис упоминается. Перенеджу следовал важнейшим трендам государственным того времени». [P.125.172]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…а вот с конца III - начала IV династии, то есть примерно в районе 2600 года до Рождества Христова – это уже объединённый Египет – появляется жертвенная формула, которая остаётся до конца египетской цивилизации. Смысл этой жертвенной формулы следующий: приносит царь и Анубис определённые жертвы умершему.

То есть, вы видите, весь смысл, что каждый день да будут ей даваться приношения царём и Анубисом. Анубис – это, по всей видимости, сын Осириса и Нефтиды, это как бы Гор подземного мира. Имя «Осирис» ещё не упоминается, имя «Осирис» начнёт упоминаться с конца Пятой династии и сначала только в царских гробницах. Поэтому пока только «царь и Анубис», потом эта формула изменится на «царь и Осирис». [P.165]

 

 
     
 

Dr. Michаel Freikman, Jewish University in Jerusalem: «…вот эти алтари. Они достаточно небольшого размера – их можно поставить на стол. Обычно сделаны из местного камня, и это жертвенники именно для воскурения благовоний. В ранний период – с десятого по восьмой век – у них будут рога. Рога и являлись, видимо, тем главным элементом: рога – это то, что превращало его в аппарат, который может связывать человека с Богом.

…есть несколько религиозных реформ, когда цари, такие как Езекия и Иосия, уничтожают всё то, что не соответствует именно храмовому канону – не канону иудаизма, а храмовому канону иудаизма. Мы находим такие жертвенники с обрубленными рогами: сам жертвенник целый, но рога отколоты.

Подобного рода ритуалы мы видим во многих культурах, не только и не столько в иудаизме». [P.125.209]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ