ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН XVIII. Hierarchia occulta; Hostes occulti (Тайные враги); Pericula occulta (Тайные опасности); Crepusculum (Сумерки); Justitia; Mysterium; Canes (Оборотни); la Lune (Луна); Иероглиф (крыша прихлопывающая, стесняющая). |
||||||
Canes (Оборотни) |
||||||
canes m, f Pl, Enn = canis. [B.32]
inter canem et lupum букв. – между собакой и волком; пора меж волка и собаки; сумерки. hac urguet lupus, hac canis погов. Н с одной стороны угрожает волк, с другой — собака (о положении «между двух огней»)
поговорка, пословица: ἀλλ’ ἔστι φ. κρείσσονας λύκους κυνῶν εἶναι Aesch. но есть поговорка, что волки сильнее собак, т.е. на всякого найдется управа * ἀλλ' ἔστι φήμη τοὺς λύκους κρείσσους κυνῶν εἶναι
|
||||||
I canis, is m, f 1) собака, пёс: с. femina Vr сука; с. venaticus Pl, С охотничья собака, гончая; с. catenarius Sen цепная собака; с. tergeminus и vipereus О, Tartareus M или Stygius SenT = Cerberus; cave canem Vr, Pt берегись собаки (надпись на воротах или дверях); venatum ducere invītas canes погов. Pl насильно вести собак на охоту (т. е. поступать с кем-либо по своему произволу); 2) бран. бесстыдник Рl, Ter, Н, Pt etc., подхалим С или злюка Рl; 3): с. marinus Sen тюлень; 4) созвездие Пса (см. Canis II); 5) самый неудачный бросок при игре в кости (когда каждая из четырёх костей показывает по одному очку) Prp, О, Su; 6) шейная колодка Pl (v. l). [B.32] II Canis, is m созвездие Пса: С. major Vtr, V etc. созвездие Большого Пса, к вост. от Ориона (самая крупная звезда в нём – Canicula или Sirius); ранний восход этого созвездия, в середине июля, возвещал наступление самой знойной поры; С. minor (или Antecanis) 1) созвездие Малого Пса (к югу от экватора) Vtr, О; 2) в мифологии – пёс Эригоны, дочери Икария О. [B.32]
canīnus, a, um [canis] 1) собачий (latratus VM): caninum prandium ирон. Vr пир без вина; littera canina Pers буква «r» (в которой слышится как бы ворчание); dens с. СС глазной зуб, клык; 2) злобный, ворчливый, сварливый (ingenium Pt; eloquentia Q, Hier); 3) бесстыдный (nuptiae Hier); 4) кинический (philosophi Aug). [B.32]
II canis, is m, f 1) собака, пес (с. sagax ищейка); 2) прислужник, прихлебатель, блюдолиз; 3) С. lupus зоолог. волк. [B.33]
lupus, i m 1) волк (l. Martialis или Martius волк, посвященный Марсу; древние верили, что взгляд волка вреден и если волк увидит человека раньше, чем человек волка, то человек лишается языка); 2) морской окунь; 3) зуб, зубец; 4) крюк; 5) мед. волчанка, туберкулез кожи (l. eruthematosus красная волчанка; l. vulgaris обыкновенная волчанка). [B.33]
lupus, ī m 1) волк; поговорки: l. in fabula Ter, С etc., тж. eccum tibi lupum in sermone Pl лёгок на помине; ovem lupo committere Ter поручить волку охрану овцы (пустить волка в овчарню); l. non curat numerum ovium V = волк таскает и считанных овец; lupo agnum eripĕre Pl вырвать у волка ягнёнка (о трудном деле); hac urget l., hac canis angit H = (находиться) между двумя огнями (попадать из огня да в полымя); lupum auribus tenēre Ter, Su держать волка за уши, т. е. находиться в трудном положении; l. ultro fugiat oves V пусть волк побежит от овец (о невозможном); lupi me viderunt priores V волки увидели меня первые, т. е. молчу (по древнему поверью, тот, кого волк увидел первый, становился немым); 2) рыба морской волк Col, H, M etc.; 3) О, St = lupata; 4) тех. железная лапа, крюк L; 5) ручная пила, ножовка Pall; 6) хмель (Humulus lupulus, L.) PM; 7) моллюск (предпол. Doris Argo, L.) РМ. [B.32]
lupa, ae f [lupus] 1) волчица L, H etc.; 2) блудница, проститутка Pl, LM, Ctl etc. [B.32]
lupula, ae f [demin. к lupa] маленькая волчица, бран. колдунья, ведьма Ар. [B.32]
volātica, ae f волхвование, колдовство Tert. [B.32]
|
||||||
errāticus, a, um [erro I] 1) странствующий, бродячий (homo AG); плавучий (Delos O); блуждающий (stella Sen, AG); 2) дикорастущий (salix Vtr); 3) стелющийся, вьющийся (vitis C); 4) заставляющий блуждать, т. е. неправильный (semĭtae Aug). [B.32]
ululātus, ūs m [ululo] вой (luporum Ap, Aug); вопль, рыдание (femineus V); крик (ululatum tollere Cs): ululatūs nocturni L ночные (вакхические) клики. [B.32]
Извилистая тропинка, – это путь жизни человека. Волк и собака, воющие на луну – это две стороны человеческой души. Волк и собака близки друг другу, почти одинаковы, но, вместе с тем, противоположны друг другу. Собака – это эмблема смирения, ибо она свою волю совершенно уничижает перед волей человека. Волк – это эмблема активной борьбы, непримиримой и гордой; он готов погибнуть, но волю свою, свободную и независимую, он ставит выше всего. Соединенные вместе, они враждуют друг с другом, ненавидят друг друга и оба страдают. Безотрадность и тяжесть человеческой жизни на земле и выражается иероглифом Аркана XVIII. Узкая извилистая тропинка, неизвестно где начинающаяся, неведомо к какой цели ведущая, есть путь жизни. Правда, в этой неведомой дали виден розовый свет, но кто знает есть ли это предвестник грядущего восхода светила дня и конец мраку сумерка или же это лишь зарево пожара, отзвук таящейся в этой дали гибели?! Воздух насыщен мглою, – такова среда человеческой жизни; виден лишь лунный свет, – человек познает на земле лишь отраженным знанием и видит при свете отраженной истины, а не при солнце ее чистоты первородной. Ленивый рак в своей луже – это символ безразличности факторов внешнего мира. Волк и собака, враг и друг – этот тот же самый фактор, который может стать как тем, так и другим, в зависимости от воли человека. [B.24.1]
«Друг – это враг, подпущенный на смертельно близкую дистанцию» В. МЕДВЕДЕВ [B.77]
«Пора меж волка и собаки» – это калька французской идиомы «entre chien et loup», обозначающей вечер, сумерки, поскольку день – пора собаки, ночь – пора волка. Так два способа измерения времени – городской, цивилизованный и деревенский, «идиллический» – последовательно проведены через роман. [P.112] * Евгений ПЧЕЛОВ, кандидат исторических наук: «…дело в том, что Лев и Единорог – это тоже пара. Это тоже символика очень разнообразная, как и символика самого Единорога. В некоторых случаях Лев и Единорог выступали в качестве символов Солнца и Луны. И Солнце-Лев – Золотой лев – справа, а серебряная Луна и Единорог – слева. Здесь, как бы, рог Луны каким-то образом может быть сопоставлен с рогом Единорога. Это вот такая парная символика: не просто солярная-лунарная, но символика времени, и символика вечности. Поэтому, например, Львы и Единороги украшали фасад Спасской башни Московского кремля, где находились часы, где находилось изображение павлина с раскрытым хвостом – символ Звёздного неба. И были символы четырёх евангелистов, которые обозначали четыре времени суток, и был пояс из Львов и Единорогов, которые держали шары в своих лапах. Сейчас они не сохранились, к сожалению, в подлинном виде. И вот вся эта композиция означала время, и означала символику Неба и Небесного пространства. И часы, которые там были, они, соответственно это время показывали». [T.10.D.65]
|
||||||
При обращении к теме происхождения вида домашнего животного исследователи неизбежно сталкиваются с рядом традиционных вопросов. Во-первых, какой вид был предком домашнего животного? Во-вторых, когда начался процесс одомашнивания? И, наконец, каким образом протекал этот процесс? Чем раньше произошло одомашнивание, тем сложнее ответить на эти вопросы, и тем больше гипотез о происхождении животного возникает у исследователей. Мария СОТСКАЯ, кандидат биологических наук, кинолог: «Самое древнее домашнее животное (вместе с человеком свыше 15 тысяч лет), собака – типичный представитель рода Canis, относящегося к семейству собачьих или псовых (Canidae). Большинство учёных считают, что основным предком собаки был либо серый волк, либо один или несколько видов диких собак позднего плейстоцена, ныне вымерших. …шакал не является предком собаки. Даже на самых первых стадиях своего развития человек, подобно любому крупному хищнику, привлекал к себе множество животных-комменсалов (т.е. совместно живущих и получающих пропитание). …ещё задолго до одомашнивания собака сформировалась как синантропный, но независимый дикий вид. Волки в этот период времени эволюционировали сами по себе и всё больше и больше обосабливались от собак. …несмотря на то, что в природе собака относится к обычным пищевым объектам волка, при нарушении нормальной структуры популяции волков они часто скрещиваются с собаками. Поведение гибридов волка и собаки в природе не отличается от поведения волка. Собаки дичают достаточно легко, и при этом поведение одичавших собак в природе аналогично поведению волков или волко-собачьих гибридов. В собачьих стаях, которые охотятся на крупных животных, наблюдаются те же способы охоты и такая же слаженность поведения, что и у волков. При отсутствии волков одичавшие собаки занимают в природе их экологическую нишу. Эти факты, несомненно, подчёркивают близкое родство собаки и волка. Ещё в первой половине прошлого столетия российские учёные Н. А. Ильин и Л. В. Крушинский выяснили, что скрещивание волков с собаками приводит к рождению злобно-трусливых и трудных в управлении животных. Этот механизм объясняется доминированием в гибриде, с одной стороны, повышенной по сравнению с волком возбудимости собак, с другой – боязни человека, типичной для волка. Преданность и подчинённость собаки своему хозяину, по мнению К. Лоренца, возникают по двум разным причинам. С одной стороны это происходит из-за того, что волки и дикие собаки беспрекословно подчиняются вожаку стаи. У домашних собак эта подчинённость и покорность практически в неизменном виде переносится на отношения с человеком, то есть он становится для неё вожаком. Кроме того, собака, как и большинство домашних животных, практически пожизненно сохраняет черты инфантильности. Пылкая привязанность, которую питают собаки по отношению к человеку, фактически представляет собой трансформацию отношения волчат к родителям. У волков такая привязанность с возрастом бесследно исчезает. У домашних собак привязанность сохраняется на протяжении всей жизни и трансформируется в любовь к хозяину». Д. МИСЮРОВ [A.269]
|
||||||
Волк – самое распространённое плотоядное животное на планете. Они могут выжить в экстремальных условиях, они умны и хорошо приспосабливаются к окружающей среде. [T.21.II.1]
На девственно чистом снежке, что припорошил лёд озера сахарной пудрой, нет следов – ни человечьих, ни волчьих. Все стали ленивы: человек не идёт за рыбой, потому что сидеть над лункой – баловство: ловить, считает он, надо сетью, сеточкой. Да наловлено с осени и засолено впрок аж до Пасхи, а там и видно будет – кто ж по нонешним-то временам вдаль заглядывает? Волкам тоже на льду делать нечего, это только в сказках они, волки, хвостами рыбу ловят – это ж когда и было-то? Считай, до электричества ишшо, нониче все умные – по свалкам много чего выкидывают, да и собак, собачек в деревне шибко много развелось… Незнакомые с эпосом, волки хорошо умеют считать. И псов считают за добычу - раз те, родственники им, прогнулись под человека и служат ему, пресмыкаясь. Волки далеки от философий, но не чужды поэзии: кто голодал – тот поэт, кто бит – тот пророк... И воют волки в широкоскулое, дебёлое лицо таёжной луны. И зябко ежатся в ветвях куропатки, и тёмно-багровым наливаются снегири... И. ВОЕВОДИН [A.253]
|
||||||