ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XVIII. Hierarchia occulta; Hostes occulti (Тайные враги); Pericula occulta (Тайные опасности); Crepusculum (Сумерки); Justitia; Mysterium; Canes (Оборотни); la Lune (Луна); Иероглиф (крыша прихлопывающая, стесняющая).

   

Hierarchia occulta (Тайная иерархия)

 
     
 

…но лунный свет есть свет отраженный. «Где же Первоисточник Света? – воскликнете вы; – мы хотим получить Свет непосредственно от него». Картинка отвечает вам: «Вы подчинены Иерархическому Закону; вы не имеете прав на свет из Первоисточника; он отпускается вам ближайшей иерархической инстанцией; будьте довольны своей порцией света, вы, которые падением добровольно погрузили себя в иллюзорный план размножения бинеров».

Вы вглядываетесь в сумерки и на заднем плане видите Бинер Башен, или Бинер Пирамид. Между этими башнями проходит извилистая тропа вашего бытия, как будто лишь для того усыпанная светлым песочком, чтобы сделать заметными пятна крови, которыми она изобилует. Вы, только что понявшие первый заголовок аркана (Hierarchia Occulta), задумываетесь над странным впечатлением, которое произвела на вас эта кровь... ГОМ [B.27]

 

 
     
 

Иера́рхия (от др.-греч. ίεραρχία, из ίερός «священный» и άρχή «правление») концепция, используемая для описания многих явлений и объектов. [P.100.47]

от греч. ερο- священный

 

ИЕРАРХИЯ (греч. hierarchia, от hieros – священный и arche власть) [B.46]

ИЕРЕЙ (греч. hiereus, букв. – жрец, от hieros – священный), одно из названий священника в православной церкви. [B.46]

ИЕРАТИЗМ (от греч. hieratikos – культовый, священный) [B.46]

 

 
     
 

семьдесят семь дней под водой, сто-двести метров до поверхности моря.

Василий БЫЧКОВ, бывший член экипажа АПЛ «КУРСК»: «А Геннадий Петрович (Лячин) один раз тоже пошутил. Мы всплыли «на перископ», он поднимает перископ, и командиру положено это всё под запись в Вахтенный журнал Центрального поста, он сразу докладывает обстановку. А тут он значит чего-то нештатный доклад у него пошёл: «О! Какая погода хорошая, Солнце светит. Кто хочет Солнце посмотреть?» Все: «Я, товарищ командир! Я!» – «Ну, смотрите». Геннадий Петрович мужчина крупный, ладонь как голова пионера примерно. И он так к перископу, вот, перископ навёл на Солнце, и так ладошку к перископу поставил. И у него тут такой солнечный зайчик на всю ладонь – «Нате, смотрите… Всё? Посмотрели?» [T.2.XXXIX]

 

 
     
 

Оккультизм зародился в Париже, однако со временем его центр переместился в Лондон, где была основана знаменитая оккультная ложа «Золотой Рассвет». Эта беспокойная группа духовных искателей и «практических магов», членами которой были такие разные люди как У. Б. Иейтс, Э. Бульвер-Литтон, Э. Блэквуд, Мак-Грегор Матерс, А. Макен, Дион Форчун, Алистер Кроули, Ивлин Андерхилл, Чарльз Уильяме и Э. Несбит, прочно вписалась в историю английской культуры.

История «Золотого Рассвета» изобилует примерами легковерия и избыточной фантазии. Его члены постоянно ссорились из-за посвящений, степеней и толкований; в частности, Ивлин Андерхилл покинула эту организацию довольно быстро. Но под спудом всей этой шумихи и ссор по поводу астральных путешествий и медиумических сообщений, струился поток истинного постижения, вдохновивший многие стихи Йейтса и некоторые мистические прозрения Андерхилл.

Алистер Кроули родился в год смерти Элифаса Леви, знаменитого французского мистика, которого по праву можно назвать отцом оккультизма. В своих работах «Догма и ритуал в высшей магии», «История магии» и «Ключ к тайнам» Леви впервые ввёл понятие «оккультных знаний», систематизировал их и сформулировал теоретические и практические основы современной магии. «Чтобы достичь sanctum regnum, иными словами, магического знания и силы, – писал он,– необходимы четыре условия: разум, просвещённый учёбой, безудержная отвага, несокрушимая воля и зрелость, не подверженная растлению и опьянению. ЗНАТЬ, ОСМЕЛИТЬСЯ, ЖЕЛАТЬ, ХРАНИТЬ МОЛЧАНИЕ – таковы четыре заповеди мага».

Элизабет Вандерхилл [B.110.1]

 

 
     
 

…богатые могли купить охотничьи права у короля. Бедные даже не могли носить охотничье оружие. Леса охранялись шпионами короля – ненавистные лесники.

Prof. Robert Bartlett, St Andrews University: «Лесники известны из-за жестокой тирании. Для них, писал монах Адам Эмешен, насилие – это закон. Грабёж достоин похвалы, правосудие ненавистно, невинность – это вина. От их дьявольской свирепости не уйдёт целым никакой человек не зависимо от его класса или общественного положения. Даже сам король».

Лесники ловили любого, кто нарушил закон, и вели его в суд. «Дом Королевы» в новом лесу был местом лесного суда в течение почти 800 лет.

Prof. Robert Bartlett: «Одним из удивительных следов их дикого «Лесного права» средневекового периода являются эти стремена (металлические кованные). Они предназначались для измерения собак. Каждая собака в королевском лесу должна была пройти через эти стремена. Её голова и тело должны были пройти, пенис очевидно не способствовал этому. Если собака была слишком большой, то её лапы нужно было отрезать, чтобы она не охотилась на королевских оленей».

Для людей это было ещё мучительней. За убийство оленя или лани наказанием было ослепление, кастрация или смерть. Писатель Иоанн Солсберийский (John of Solisbuvy, 12-th century) озвучил ненависть простых людей к Лесному праву: «Хотя человек и создан по подобию того, кто сотворил все вещи из ничего, король расценивает животных на земле более высоко, чем человека. Скольких несчастных они повесили на виселице за то, что они взяли мясо диких животных. Они не боятся разрушить человеческую жизнь из-за животного».

Prof. Robert Bartlett: «Жесткость этих законов стала причиной большого ожесточения среди тысяч выгнанных из леса. Человеческие существа могли быть неравными, но было в этом что-то жестко несправедливое в том, что естественную природу закрыли для всех, кроме очень богатых».

В 1209-м году лесники преследовали человека, убившего оленя, Хью Скотт. Он попросил убежища в местной церкви. Лесники хотели, чтобы он предстал перед судом. Если бы им это удалось, это означало бы виселицу. Он прятался там в течение месяца, а затем исчез переодевшись. Больше его никогда не видели.

Prof. Robert Bartlett: «Побег от суда поставил человека в опасное положение: с этого момента он был вне закона. Буквально: «кто-то вне закона» это не человек». Он был известен как «волчья голова», потому что, как и за волков в лесу, за его убийство не было бы никакого наказания».

Изгнанники занимались грабежом, чтобы выжить. Некоторые становились героями, восхваляемыми в рассказах и песнях. The Outlaws Song с 1300: «Идите со мной, изгнанники. Пойдёмте со мной в зелёный лес Делари бард, где люди могут жить свободно, деревья, дикие звери и прохладная тень в дали от судов, где делают законы». Но реальность для изгнанников была абсолютно другой. Суд и неизбежная смерть всегда была рядом.

Prof. Robert Bartlett: «Это была строгая и твердая система: у каждого было своё место. Закон диктовал как вам жить и даже куда вы можете пойти».

Жизни тех, кто работал, имели мало общего с жизнями правящего класса: рабы были привязаны к поместьям своих хозяев, с изгнанниками обращались как с волками, жителей леса убивали за то, что они охотились.

Prof. Robert Bartlett: «Однако, нет записей о больших народных восстаниях или мятежах в то время и для этого были большие основания».

Куда бы вы ни посмотрели, пейзаж преобразовывали. Страна была строительным участком.

Prof. Robert Bartlett: «Запрещающие структуры принимали форму по всей Европе. Крестьянский класс призывался строить здания, разработанные угнетателями».

Англия принадлежала одному человеку. Вторгшийся нормандский король Уильям Завоеватель. Он распределил страну семьям, боровшимся за него. Чтобы управлять их огромными владениями, они построили первые каменные замки в Англии. Их власть основывалась на втором слое общества – военной аристократии.

Prof. Robert Bartlett: «Средневековый мир был усыпан замками, сотнями замков. «Кости королевства» как современники назвали бы их. Они были построены, чтобы быть на высоте, действовать как гигантские пожарные вышки над сельской местностью». «Видеть и быть видимыми».

Prof. Robert Bartlett: «Каменный замок был самым большим, самым дорогим и самым грозным зданием, которое вы когда-либо видели в своей жизни. Он был символом власти аристократии, центром их поместий и основой их военной мощи» [T.13.XVIII.3]

 

 
     
 

Поклонение животным занимало совершенно особое место в египетской цивилизации. Их образы пять тысяч лет присутствовали в различных религиях и культах, но роль в них священных существ по мере смены династий существенно менялась. В первобытную эпоху египтяне, как и многие другие, почитали животных как собственно божеств. Эти верования обычно различались по провинциям или номам, и весь ном поклонялся одному животному. Своего рода тотемизм.

Однако, по мере развития цивилизации, превосходство людей над животными стало для всех очевидным. И божества начали приобретать человеческий облик. Правда, они ещё сохраняли головы священных животных прошлых эпох. Например, Анубиса – бога подземного мира, изображали с головой шакала. Позднее, хотя изображения божеств полностью очеловечились, животные из религиозных представлений так и не исчезли. Однако их роль изменилась: они стали спутниками богов, их любимцами. Превратились в символы.

…лишь его (бога) атрибут, наподобие учебного пособия, помогающего людям усвоить абстрактную концепцию божественного.

В Древнем Египте существовала огромная разница между религиозными практиками двора фараона и простого народа. Пантеон, знакомый верховным жрецам, и поверие простого люда имели между собой мало общего.

Вечером Великого Дня слонов собирают на площади перед храмом и облачают в церемониальные наряды. Внутри самого храма к параду готовят самого крупного и красивого слона. Это ему будет доверена честь везти на себе Зуб Будды. Торжества длятся десять дней, но достигают пика своей зрелищности в ночь полнолуния. Слона со священным паланкином окружают жрецы и сановники, более тысячи танцоров, музыкантов и жонглёров, и около сотни других слонов. Это один из старейших в мире парадов и, безусловно, последний, на котором прославляемые людьми и облечённые великим доверием животные, так явно ассоциируются с божеством. [T.10.LXXXVI.1]

 

Младшие боги олицетворяли собой строго ограниченные силы. Надобность в них возникала лишь от случая к случаю. Поскольку это были младшие боги, к ним можно было обращаться непосредственно любому верующему. Поэтому государство не считало себя обязанным их содержать. Частные лица строили и поддерживали святилища младших богов. Это неопровержимо свидетельствует о том, что они играли важную роль в религии народа. Ни одно событие в жизни человека не происходило без помощи того или иного божества. Именно поэтому таких божеств было огромное количество. И благоразумный человек во всех случаях жизни всегда обращался за помощью к соответствующему младшему богу или богине.

Леонард Вулли [B.156.1]

 

 
     
 

Prof. Gareth Lloyd Jones, Bangor University: «В древности люди представляли себе мир трёхуровневым. Внизу – Ад, посередине – Земля и вверху – Небо. Наверху был невидимый мир, Мир Бога – Рай. Глядя в небо, они думали о невидимом мире. Этот мир был населён. Сегодня мы, конечно, так не думаем. Смотря в небо, мы думаем о «Звёздных войнах» и НЛО. Но для людей древнего мира оно было населено различными существами, – духами. И эти духи спускались к нам. Они окружали нас, приходили сверху. Ангелы могли это делать, могли перемещаться из одного мира в другой. Они спускались с третьего этажа на второй. В Средние века образовалась сложная Небесная иерархия. Она подробно отражена в живописи и витражах. Ангелы располагались относительно Бога согласно своему месту, которое они занимали в этом Божьем Царстве. Эта модель установлена не Священным Писанием, а в работах жившего в пятом веке сирийского монаха Псевдо-Дионисия (Ареопагит). Он разделил ангелов на девять групп и расположил в соответствии с их значимостью. В этой Небесной Иерархии старшими ангелами являются серафимы и херувимы, стоящие ближе других к Богу и существующие только для того, чтобы поклоняться Ему. За ними следуют Силы. Престолы вершат Правосудие. А Господства регулируют жизнь на Небесах. Власти оберегают человечество от злых сил. А Начала заботятся о благополучии народов. И, наконец, Архангелы и Ангелы, занимающие нижние ступени, проводники и вестники людей. Почему появилась такая картинка Небес? Почему возникла необходимость организовывать Небеса? Возможно, иерархия была его моделью Церкви. Церковь для Дионисия, безусловно, была иерархией. Был Папа, кардиналы, епископы, священники. Нижние ступени занимали монахи, монахини и миряне. Он организовал ангелов так, как представлял себе организацию Церкви и, возможно, пытался защитить иерархический порядок Церкви, говоря, так действуют ангелы так должны действовать и мы».

Эта иерархия ангелов оказалась полезна для ранней Церкви. Для кого-то это был удобный способ разделить Бога и Человека. Такое истовое отношение к природе организации Небес и Ангелов сохранялось несколько столетий. Когда в Средние века оно достигло пика, подобное видение Небес подвергли сомнению. [T.13.XLVIII]

 

 
     
 

Люди – коллективные существа, мы живём сообща с другими представителями нашего вида. Общество может быть большим или маленьким, но оно не всегда включает в себя всех людей. По всему миру есть люди, которые живут в изоляции, словно на задворках общества.

Тысячелетиями общество давало людям защиту и силу: служило защитой и давало возможность делиться знаниями, собирать ресурсы и налаживать связи.

Prof. Alexander Moore, University of Southern California: «Люди в первую очередь извлекают пользу из жизни в обществе, потому что это заложено в их природе. Люди не очень хорошо приспособлены к жизни в одиночку, одиночество разрушительно для них».

Prof. Anthony Good, University of Edinburg: «Кастовая система существует для организации общества Южной Азии. Её основной идеей стало разделение социума на иерархические группы, связанные в своей основе с родом занятий: одни занятия относятся к высшим, а другие – к низшим».

Индийская кастовая система сложна и основана на индуистском понятии «Чистоты». С практической точки зрения она означала, что на протяжении веков людям запрещалось менять свой социальный статус.

Dr. Ursula Rao, University of New South Wales: «На Западе кастовая система не ценится по двум причинам: потому что она нивелирует индивидуальность и не исповедует принципы равенства. Согласно её условиям, перемещение по социальным ступеням невозможно».

Демократические западные общества были основаны на принципах равных возможностей и эгалитаризма. [T.21.VIII.10]

 

И в Китае и в Византии для придворных шили шёлковые одежды, которые должны были подчёркивать их высокое положение. При дворе Тан не только цвет одежды был показателем должности. В 694-м году императрица У Цзэтянь создала целую систему знаков различия, которые вышивали на одеждах чиновников. При византийском дворе служащие разных рангов тоже носили одежды, с вышитыми в соответствии с занимаемой должностью орнаментами.

Dr. Kevin-John McIntyre: «При византийском дворе использование мантий различных цветов для каждого ранга чиновников было связано с желанием исключить любое сходство имперской службы с римской республиканской традицией. Использование вышитых на одежде знаков для государственных чиновников разных уровней сохранялись в Китае вплоть до 1912-го года. Гражданским и военным должностям соответствовали разные символы. Например, на одежде военных высшего ранга сзади изображался Ци-Линь – мифический китайский единорог. Символами военных должностей от высших званий к низшим были лев, тигр и медведь. Знаками низших должностей были бык и носорог. Девять рангов китайских чиновников-мандаринов обозначались разными видами птиц. Высшему рангу соответствовал журавль, далее шли павлин, утка, цапля, а чиновники восьмого ранга, к примеру, носили одежду с вышитой куропаткой. Такое использование вышивки и нашивок было попыткой закрепить и узаконить установленную государством систему бюрократической иерархии и исключить любое проявление индивидуальности и независимости, всего, что не попадало под контроль правителей».

Установив государственную монополию на торговлю шёлком, и присвоив чиновникам соответствующую их рангу цвета одежды и знаки, власти сумели создать эффективную систему поощрений для тех, кто повиновался, и наказаний для тех, кто этого не делал. Это была удобная система, действенная с психологической точки зрения, и поэтому она использовалась очень долго. [T.17.XVI.1]

 

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «И эти торжества он оформляет абсолютно христиански и христианско-римски. Он получил грамоту императора Византийского Анастасия. Но он римский и христианский. И он в этой грамоте объявил его консулом. Всё смешалось в эту эпоху, называемую эпохой Великого Переселения народов. Хлодвиг облачился в пурпурную тунику, проехал по городу, разбрасывая деньги толпе…

Но когда пытаешься представить его в пурпурной тунике, с диадемой на голове, разбрасывающий на манер древнеримские золотые и серебряные монеты, что-то тут от Византии, последнего прибежища Древнего Рима. При этом его дикарство сохраняется. С одной стороны какие-то признаки, он тянется к цивилизации, включая одежду и вооружение. Это же семиотика, это знаковая система. С другой стороны, при нём именно, около 500 года происходит первая запись обычного права, т.е. тех законов, которые до этого были обычиями устными, традицией, записывается знаменитая салическая правда. Это те, кто жил по побережью Салика. Закон стал постепенно распространяться, у каждого были свои правды, Алеманская правда, Бургундская правда. Но салические записали именно салическую.

Но с другой стороны этим же дикарём и варваром он оставался всегда, пусть в христианском облике, пусть в римском, просто скажем несколько слов, если можно так выразиться с некоторой иронией, о моральном облике Хлодвига». [P.97.14]

 

 
     
 

Из множества различных евангелий и трактатов по прошествии восьми поколений после смерти Христа основатели ранней ортодоксальной церкви отобрали лишь несколько из них для Нового Завета и процедуры богослужения.

Prof. Keith Hopkins, University of Cambridge: «Когда христианство сливается с государством для создания религиозной монополии, такое христианство радикально меняется. Могут сказать: «Это же триумф. Успех». Но когда Церковь сливается с государством, она начинает совершать все те преступления, которые обличала первые триста лет своего существования. Это тупик. Это гибель религии. Она превращается в иерархический репрессивный институт. В защиту этого можно сказать, это делается в интересах народа – он невольно становится единым.

…интересно, что знаменитый декрет императора Константина совпал по времени со строительством в Риме великолепной базилики Святого Петра и Латеранской церкви, украшенных большим статуями Иисуса и его апостолов. И вскоре христианские церкви стали похожи на языческие храмы.

Таким образом, с четвёртого века христианские церкви начали стремительно богатеть. Коррумпирована ли Церковь? – Да. – Хранит ли она память о своих конях, помнит ли о смысле нестяжательства? – Да.

Церковь раскалывается бедностью и воздержанностью монахов с одной стороны, и богатством епископов с другой. Хотя епископы ещё помнят о благотворительности. Внутри Церкви создалось огромное напряжение». [T.23.IX.6]

 

 
     
 

Александр ЕФИМОВ, маршал авиации, дважды Герой Советского Союза: «…он был старший лейтенант в Испании, восемь сбитых самолётов было. Ну, может быть, толковый он человек, но командир звена он был. А пришёл, его сразу начали продвигать: за четыре года он прошёл от старшего лейтенанта до генерал-лейтенанта. Вот, скачок какой. Вот этот слой руководителей, они себя и не показали. Четыре года в звании отдай, четыре года в должности – вот я прошёл все ступеньки от рядового лётчика до Главнокомандующего ВВС. Но я прошёл все командирские и заместительские ступеньки, ни одну не пропустил». [T.17.LV.1]

 

Вера БОКОВА, доктор исторических наук: «…продвижение по службе, если человек нормально служил, и у него не было очень серьёзных проблем с начальством, то, как правило, оно, всё-таки, достаточно динамично следовало. Зависела карьера, безусловно, от происхождения, то есть, социальный статус, и от образования. Вот с этим у рядового дворянства среднего и мелкого было плохо, особенно провинциального. И чем дальше, тем больше этот фактор присутствовал, и после 1822-го года, когда социальный состав тайных обществ радикальным образом изменился: на смену аристократам – умницам и, в основном, героям войны Двенадцатого года – приходят, как правило, вот эти среднепоместные и мелкопоместные дворяне, которые почти не имеют шансов на дальнейшую карьеру.

Социальный профиль декабристского движения изменился где-то после (18)22-го года, когда запрещены были в России тайные общества. И, плюс к этому, произошло естественное старение, потому что декабристское движение – оно, в сущности, молодёжное движение». [T.10.LI.139]