ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XVIII. Hierarchia occulta; Hostes occulti (Тайные враги); Pericula occulta (Тайные опасности); Crepusculum (Сумерки); Justitia; Mysterium; Canes (Оборотни); la Lune (Луна); Иероглиф (крыша прихлопывающая, стесняющая).

   

Mysterium (Мерлин)

 
     
 

Mysterium это стройная система арканов и секретов, синтезированная определенною школою, как база ее миросозерцания и мерило ее деятельности. ГОМ [B.27]

 

 
     
 

mystērium, ī п (греч.) 1) тайна (aliquid tamquam m. tenere C, Vlg, Eccl); 2) pl. тайный культ, таинства, мистерии (in domo suā facere mysteria Nep; mysteria Cerěris Just); 3) pl. тайные учения, секреты (mysteria dicendi С). [B.32]

 

mystagōgus, ī m (греч.) 1) мистагог, проводник по священным местам С; 2) проводник (вообще), руководитель Symm. [B.32]

 

mysta, ae m (греч.) мист, жрец при мистериях О, Aus. [B.32]

 

( מִשְׁתֶּה ) [mište] пир [B.18]

 

I mỹthicus, a, um (греч.) мифический, баснословный (pantomimus РМ). [B.32]

II mỹthicus, ī m сочинитель или излагатель мифов, мифограф Macr. [B.32]

 

mỹthistoria, ae f (греч.) баснословный рассказ, миф Capit. [B.32]

 

mỹthos, ī m (греч.) миф, сказание Aus. [B.32]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…более позднее изображение – Абидос, Сети: сам Сети перед Упуаутом, который имеет здесь антропоморфную форму – у него голова волка, но при этом человеческое тело, и вот он здесь ему даёт всяческие символы власти, жизни, незыблемости и так далее. Подобные вещи никогда не записывались, и мы зачастую задаёмся вопросами, а что там происходило? Храмовый ритуал показывается вот таким образом – бог, царь, общее содержание, наименование – для посвящённых это всё было понятно. При том, что само название этих таинств (по-древнеегипетски Сешета или Сешетау – «таинства», «сокрытое», то есть то, что греки назвали «мистериями» потом, мы используем часто это греческое слово)». [P.125.12]

 

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «…что-то такое таинственное, непонятное, загадочное и не могущее быть до конца объяснимым, потому что, если мистерию можно объяснить до конца, это не мистерия.

Слова вытаскивают всё на поверхность, и свет всё убивает. Есть вещи, которые нужно думать, но не произносить. А мы же с вами все пытаемся…

Тайну нельзя в слова обратить. Мистерию надо пережить» [B.141.23]

 

 
     
 

Изучая звёздный путь, человек научился управлять временем. Он выстроил ритм естественных циклов, установил контроль за своей судьбой на этой земле. Знание неба передавалось из поколения в поколение и имело большое значение. Сформировала ли это знание основу их мифов? Возможно! Дальнейшие исследования необходимы, чтобы подтвердить существование этих знаний. Но в конце этих поисков находится понимание целой главы нашей истории. Истории, которая добралась до нас через тысячелетия и завораживает нас и сегодня… [T.13.XXXIX]

 

Почему эта история так волновала воображение древних греков? Ясон – это воплощение мечты каждого греческого мальчика! Как стать Героем?

Присутствие Геракла, или Геркулеса, среди аргонавтов говорит о том, что такого путешествия на самом деле не было. Это миф, в котором действуют боги, герои и чудовища. Итак, эта история не отчёт о реальном путешествии, не путевые заметки, но в ней, как во всяком мифе, есть своя правда: любому сразу понятно, о чём здесь пойдёт речь.

Prof. Ken Dowden, University of Birmingham: «Чудовища – необходимый элемент мифологии. Но если в мифе действуют чудовища, их помещают на окраины мира, это соответствует ритуалу инициации. Юноша отправляется к границам известного мира, он должен совершить нечто важное и вернуться.

…в мифологии находят своё воплощение все тайные мужские страхи». [T.10.CLXIV.1]

 

…в случае с Левиафаном и Бегемотом мы сталкиваемся с противоречием между естеством и предназначением этих библейски чудовищ.

Prof. Timothy Beal, Case Western Reserve University: «По сути, Библия подчёркивает и возвеличивает неоднозначность, непознаваемость и мистерию Левиафана и Бегемота. Само слово «Мистерия» происходит от корня, означающего «Непознаваемость». Эти существа, можно сказать, являются символами Непознаваемого в образе чудовищ. Ощущение ужаса свойственно любому религиозному опыту, поскольку религиозный опыт – это всегда встреча с Инакостью. В библейской литературе это качество представлено образами Левиафана и Бегемота». [T.10.CCXCIV]

 

 
     
 

Jim Allen, Cartographer/Author «Atlantis: The Andes Solution»: «Миф и легенда не одно и то же. Миф – это история о том, что никогда не существовало, а легенда – это история, основанная на реальных событиях». [T.12.XXVII]

 

Борис АВЕРИН, доктор филологических наук, профессор: «Миф в основе мистичен, и только миф созидает жизнь. А нам кажется, что созидаем жизнь мы». [T.10.LX]

 

Ещё одна важная черта мировоззрения розенкрейцеров – мифологизм. Миф удваивает мир, деля его на два уровня – сакральный и профанный. Символ – это особый образ, с помощью которого высший слой просвечивает сквозь низший. [T.10.CLXXX.4]

 

Мумию Осириса хоронят – бросают в почву зерно, и бог воскресает вместе с первыми всходами. Это было, это свершилось опять, и так будет повторятся вечно – как вечно повторяются одни и те же звёздные действа на небесах. Для мифологического сознания мистерии и обряды – это не изображения неких событий, а сами события: жрец-бальзамировщик в маске Анубиса – сам Анубис, плакальщицы – Исида и Нефгида, покойный – сам Осирис, и всякий умерший воскресает для вечной жизни в загробном царстве, как некогда воскрес великий бог.

Иван РАК [B.121.3]

 

С давних пор идут споры о том, что появилось раньше – религиозный обряд или миф. Угаритские мифы дали возможность понять, что эти споры беспочвенны, так же как дискуссия о том, что было раньше – яйцо или курица. Угаритские мифы – составная часть обрядов и церемоний. Это устный рассказ, сопровождающий религиозное действо, часть разыгрывавшейся в храме постановки о судьбах богов и созданного ими мира. Такое же религиозное происхождение имели и греческие трагедии.

НЕМИРОВСКИЙ А. И. [B.123]

 

 
     
 

Выстрел Авроры в историческую ночь 25 октября 1917 года относится к тем мифическим явлениям, физическая сущность которых уточнению не поддаётся. Был ли выпущен снаряд из бакового орудия, который в таком случае должен был бы неслабо грохнуть в Зимнем, следов чего, однако, не осталось, или же выстрел был произведён холостой, или же холостой выстрел дала кормовая зенитка, что в положении стоянка на рейде должно было иметь значение сигнала шлюпкам вернуться на борт, или же вовсе не было никакого выстрела, а родился он из метафоры воспалённых летописцев, – о том написано немало трудов, в которых есть всё, кроме достоверности искомого факта. В сущности, никакого значения это не имеет, потому что история по сути своей неотклонимо стремится к легитимизации мифа и представляет собою более или менее условную карту прошлого, постоянно уточняемую и варьируемую в соответствии с законами максимального правдоподобия и всеобщей детерминированности с одной стороны, а с другой – в соответствии с господствующими в обществе настроениями. Был ли выстрел, не было выстрела, – это ничего не меняет. Мог быть. Эффектный вариант, наглядное действие. Те самые объективные и мощные силы, которые через массовые процессы привели к социалистическому перевороту в России, могли явить себя среди прочего и в ничтожной частности одного орудийного выстрела. А могли и не явить. Один чёрт.

Михаил ВЕЛЛЕР [B.94.1]

 

Николай БОРИСОВ, доктор исторических наук, профессор МГУ: «Иван Калита. Он правил Московским княжеством с 1325-го по 1340-й год. Иван Калита – это одна из самых интересных фигур русской истории. Я занимаюсь этим временем, написал о нём книгу в серии «Жизнь Замечательных Людей», и я прошёл буквально вот по всем эпизодам его жизни. По всем событиям, по всей информации, которая только до нас сохранилась.

И вы знаете, я пришёл к выводу, что этот человек буквально оклеветан историками, оклеветан исторической традицией. Клевета, или можно сказать существует такой «Чёрный миф» об Иване Калите. Миф этот состоит в том, что…

…на самом деле этот образ – это исторический миф.

Ведь, понимаете, есть история – историческая наука, – а есть историческая мифология. Историческая мифология – это часть идеологии: в каждой идеологии есть своя историческая мифология. И в этой исторической мифологии есть, что называется, знаковые фигуры: вот один образ, там, великого полководца, безупречный, другой – образ великого правителя, мудрого, такого, хорошего и так далее, а другой, наоборот, злодей – совершенно чёрный-чёрный, так что нечего и хорошего о нём сказать.

И вот в этой исторической мифологии как раз и оказалась для Ивана Даниловича «чёрная метка». [T.10.CI.19]

 

 
     
 

…Ноувиль, ведьме, которая с помощью магии помогла ЛОБИ (племя) поселиться на этой земле. Всего в нескольких километрах от границы с Кот-д’Ивуаром располагается так называемая Пещера Духов. За последние годы это место превратилось в настоящий Музей Магии. Здесь собраны сотни предметов культа, а так же все виды магических амулетов. Легенда гласит, что Ноувиль, помогавшая лоби в борьбе с другими племенами, смогла изгнать отсюда и работорговцев. Однако факты говорят о том, что тысячи подростков-лоби были вырваны из своих домов и обращены в рабство. А что касается борьбы с другими народами, то вся история Буркина-Фасо состоит из бесконечной череды племенных войн, по итогам которых каждая этническая группа оказалась на той территории, которую сейчас занимает. Но исторические факты не способны затмить собой веру в легендарную ведьму: старейшины лоби не помнят поражений. Здесь царит сила магии, эта святыня стала не только духовным центром лоби, но и местом паломничества. Лоби заселили эти земли в XVIII-м веке, когда им пришлось бежать на Север под гнётом более сильных племён. Они проживают на территории между Ганой, Кот-д’Ивуаром и Буркина-Фасо. Их деревни состоят из нескольких домов, построенных вблизи скважин питьевой воды. Вокруг располагаются сельскохозяйственные угодья, на которых женщины выращивают просо, сорго и кукурузу. В каждом доме есть священные места с амулетами их предков. Талисманы и другие магические предметы можно увидеть здесь повсюду. [T.10.CLXXIII.1]

 

 
     
 

Margaret Starbird, BA and MA University of Maryland, Author «Woman with the Alabaster Jar»: «Когда история слишком опасна, чтобы быть рассказанной, её, зачастую, преподносят как миф, а не как факт».

На перекрёстке веры и легенды о том, что могло быть, и что было на самом деле, дверь для спекуляций остаётся широко открытой. В итоге всё сводится к выбору между историей мужчины и женщины и популярной сагой, которая переворачивает эту историю с ног на голову. [T.12.XXXII.1]

 

Французский писатель Жан Кокто писал: «История – это Правда, которая становится Ложью. Миф – это Ложь, которая становится Правдой».

Его канадская коллега Маргарет Атвуд (Margaret Atwood) высказалась не менее парадоксально: «Каждый миф есть одна из версий правды». [T.10.LI.2]

 

 
     
 

Сегодня уже вряд ли найдётся серьёзный учёный, который поставил бы под сомнение тот факт, что Иисус существовал.

Prof. Dan Bahat, Former Chief Archaeologist of Jerusalem, Author «Illustrated Atlas of Jerusalem»: «То что Иисус был исторической фигурой, в этом нет никакого сомнения. Исследователи сейчас пытаются разобраться не в том, был ли Он, а в том «Кем Он был?». Есть много вопросов относительно того, к какому религиозному течению Он принадлежал».

Кем Он был? Верующим никакие доказательства божественности Спасителя были не нужны так же, как раньше не были нужны доказательства Его реальности. Однако остальные ждали продолжения. Если раньше им доказали, что Он жил, то теперь пусть докажут, что Он выжил. Где доказательства того, что Он воскрес? В отсутствие тех, кто на практике взялся бы доказать возможность Воскресения, должны были появиться те, кто попытался бы эту возможность опровергнуть.

Симха Якобовичи (Simcha Jacobovici), режиссёр-документалист: «Вы пишите книгу «Код да Винчи», об этом все говорят, снимают фильмы. И вдруг вы находите могилу Христа. Но этого никто не хочет даже обсуждать, все молчат как рыбы. Вот эта книга «Код да Винчи», ну, её можно читать, это, по сути, фикция, рассказ, написанный на основе исторических фактов. Да, человек читает её, но не привязывается к ней в глубине души. Если говорить о находках времён Христа, то, к примеру, вы находите сандаль Иисуса, – это открытие, – вы тут же получите Нобелевскую премию. Нашли Его Плащаницу, – ещё одна премия. Но если вы утверждаете, что нашли Его могилу, то моментально чувствуете, что ступили на запретную зону, куда никому нельзя ступать, вы дотронулись до запретных вещей.

Глубина, на которой копают «Город Давида» у подножия стен Иерусалима, в некоторых местах превышает двадцать метров. Отметка первого века давно пройдена. Фундаменты некогда величественных рухнувших зданий и остатки каменных лачуг, позже построенных из тех же камней, и тоже сметённых штурмом или землетрясением.

Яна в Иерусалиме двадцать лет, последние восемь из них она копает Святую Землю. Она точно знает, что Христос был здесь. Он проходил по улицам того, что тогда называли «Нижним городом» – городом ремесленников и небогатых торговцев. По пыльной, вымощенной каменными плитами дороге, Он поднимался здесь от Силоамского Пруда к величественному Храму, возвышающемуся над городом. Идя по этим плитам, Он не мог не знать, что под ними скрыта вся история Ветхого Завета, начало которой от Него скрывала толща земли, сравнимая с той, что сейчас отделяет Его самого от нас. Думал ли Он в тот момент, что его собственный путь будет столь недолгим, а следы столь неуловимы. Он не оставил за собой ни руин чужих дворцов, ни фундамента собственного: ничего из того, что можно было бы предъявить, кроме Слова, которому можно верить или не верить.

Яна ЧЕХАНОВЕЦ (Yana Tchekhanovets, MA, Israel Antiquities Authority): «А на что можно рассчитывать? Что такого христианского можно найти, что подтвердило бы, например, истинность евангельских постулатов: Распятия и Смерти и Воскресения на третий день Спасителя? Крест? Его давно нашла святая Елена, частицы его разбросаны по всему свету. Погребальное Полотно, если мы правильно понимаем смысл Туринской Плащаницы? Тоже уже есть. Что? Не хотелось ли мне покопать в Храме Гроба Господня и найти вот то самое «Последнее доказательство»? Какие-то очень опасные игры. Нет. Не было у меня такого искушения». [T.1.XX]

 

 
     
 

Prof. John Dominic Crossan, De Paul University. Chicago: «Не думаю, что история Рождества у Матфея или Луки это исторический факт. Все детали полностью отличны, мы объединяем их, но они отличаются. Каждый из них скорее притча, чем история. Думаю, что этого не было. Например, Матфей воспринимает Иисуса как нового Моисея: Ирод убивает всех младенцев, как и фараон убил всех младенцев в «Исходе» – это мощная аллегория, а не история».

Джон Доменик не считает этот факт историческим, но он человек верующий. Интересно, сложно ли ему воспринимать противоречие между фактом и верой. Существует ли внутренний конфликт?

Prof. John Dominic Crossan, De Paul University. Chicago: «Для меня это жизненный конфликт. Именно. Но должен признать, что никогда не считал его трудным. Для меня он волнующий». [T.12.XXIV]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4

ДАЛЕЕ