ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XVIII. Hierarchia occulta; Hostes occulti (Тайные враги); Pericula occulta (Тайные опасности); Crepusculum (Сумерки); Justitia; Mysterium; Canes 3 (Оборотни); la Lune (Луна); Иероглиф (крыша прихлопывающая, стесняющая).

   

 Canes 3 (Оборотни)

 
     
 

Mārs, Mārtis m 1) Марс, сын Юпитера и Юноны, вначале бог-покровитель полей и стад, которому был посвящён весенний месяц март, впоследствии бог войны (отождествлён с греч. Аресом), отец Ромула и родоначальник римлян; ему были посвящены волк, дятел и дуб С, V, О etc.; 2) война (М. gravior sub pace latet Cld); бой, битва, сражение: М. apertus О бой в открытом поле; М. alienus QC сражение с чужим народом; но: alieno Marte pugnare L сражаться по чужому способу (о коннице в пешем строю); collato Marte О в рукопашном бою; М. forensis О правовой спор; 3) характер сражения, способ ведения боя: aequo L (pari Hirt, L) Marte при равных боевых условиях, без чьего-либо перевеса; suo Marte pugnare С сражаться собственными силами, но тж. О во взаимной борьбе (см. тж. 2: alieno Marte pugnare); 4) исход войны, боевой успех, военное счастье (М. belli С): ancipiti Marte L с неясным результатом боя, при неопределённом исходе борьбы; 5) военная доблесть, воинственность: alicui Marte secundum esse или Marti alicujus cedĕre О уступать кому-либо в храбрости; 6) планета Марс (stella Martis С, РМ и sidus Martis PM). [B.32]

 

 
     
 

Romulea fera J = lupa

 

…автором теории о принадлежности подземного грота является профессор Университета Рима Джордже Крочи. Обнаружились и проблемы, связанные с «неточностями перевода». Как утверждает сам профессор, речь в его докладе шла вовсе не о пещере волчицы, а об остатках храма Луперкал (Lupercale).

Этот древний храм был отреставрирован по повелению Августа Октавиана, и об этом сам император отчитался в «Деяниях божественного Августа». Реставрация Луперкала была важным политическим шагомпреображение Рима в целом и обновление этой пещеры должны были сделать Августа в глазах общественности вторым Ромулом, ведь если дворец императора будет стоять над священным для римлян местом, то тем самым и сам император станет священной фигурой...

Что же такое Луперкал? Как писал римский историк Тит Ливий, этот храм, существовавший здесь задолго до основания самого Рима, был посвящён богу Фавну, или Пану (Луперк – одно из его многочисленных прозвищ), покровителю стад, праздник в честь которого ежегодно отмечался 15 февраля. Кстати, этот языческий праздник был столь популярен, что в несколько изменённой форме сохранился и до наших дней – ныне это День святого Валентина.

Гипотезу о том, что именно в храме Луперкала и жила та самая капитолийская волчица, впервые выдвинул римский поэт Публий Вергилий Марон, автор поэмы «Энеида»:

«Вот волчица лежит в зеленой пещере/ Щенная; возле сосцов у нее играют без страха/ Мальчики – два близнеца – и сосут молоко...»

Дальнейшая легенда известна: мальчики выросли и в 753 году до нашей эры основали на холме новый город. Однако стоит добавить, что эпический труд Вергилия был написан фактически по «госзаказу» – как программный документ нового имперского культа Августа. «Энеида» стала не просто повествованием о жизни героических предков императора, это был гимн древним установлениям и законам, реставратором которых считал себя Август.

Правда, сами горожане к этим красивым легендам относились без излишнего трепета. К примеру, историк Тит Ливии в своей «Истории Рима от основания города» рассказал ту же самую легенду в несколько ироничном ключе. По его словам, матерью Ромула и Рема была жрица богини Весты по имени Рея Сильвия. Жрицы-весталки были обязаны хранить девственность, но Рея Сильвия «родила двойню, отцом же объявила Марса, то ли веря в это сама, то ли потому, что прегрешенье, виновник которому бог, меньшее бесчестье». Но царь, правивший тогда племенами италиков, не поверил объяснениям жрицы и приказал заточить её под землю, а родившихся близнецов утопить. Слуги же, пожалев детей, просто оставили их на берегу реки. «Рассказывают, волчица с соседних холмов, бежавшая на водопой, повернула на детский плач, – писал Тит Ливий. – Пригнувшись к младенцам, она дала им свои сосцы и была до того ласкова, что стала облизывать их языком; так и нашёл их смотритель царских стад, звавшийся Фаустулом. Он принёс детей к себе и передал на воспитание своей жене Ларенции».

Впрочем, историк тут же привёл и «альтернативную» версию трактовки старинного предания: «Иные считают, что Ларенция звалась среди пастухов «волчицей», потому что отдавалась любому, отсюда и рассказы о чудесном спасении».

– Действительно, слово lupo на латыни имело два значения: волчица и блудница, проститутка, – говорит историк Игорь Марков, автор книги «История роскоши и наслаждений». – Именно поэтому в Древнем Риме публичные дома назывались «лупанариями», а их эмблемой было изображение волчицы. И кстати, в те времена к профессии «волчиц» общество относилось куда более толерантно, чем сейчас, ведь проститутки были связаны с культом богини плодородия и наслаждения Флоры, им даже посвящались специальные праздники, и весь город приветствовал праздничные шествия обнажённых блудниц. Что же касается культа Ромула, то ему римляне поклонялись как богу Квирину, и его храм стоял совершенно в другом месте – на Квиринальском холме.

В. ТИХОМИРОВ, Н. ЭТТОРЕ [A.220]

 

Во многих языках оставили свой след и названия других мест, где собирали своих учеников и последователей античные философы. Так, великий мыслитель древности Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) создал близ Афин, в роще Ликейон (Lykeion) при храме Аполлона Ликейского, гимнасий, который позже стал называться Ликеем и от которого происходит название лицей. Согласно преданию, Аполлон охранял пастухов и их стада от волков, откуда, вероятно, пошло его прозвище Ликейский [от греч. «ликос» (lykos) – волк].

Айзек Азимов [B.129.2]

 

 
     
 

Этот проход был, так сказать, игольным ушком, через которое дорожная нить продергивалась на прибрежную равнину. Военное значение такого перевала очевидно. Кто держал его под своим контролем, тот действительно имел повод именно здесь воздвигнуть стелу или выбить на скале надпись в знак своего владения.

Правда, в этом сказалась ещё и сила традиции. Длинный ряд надписей, начинавшийся со свидетельств о господстве древневосточных владык, доходит и до наших дней. Военное значение перевала нашло отражение в местной легенде. По этой легенде, Эль-Кельб («Собачья река») обязана своим названием собаке, которой когда-то был воздвигнут памятник на древней римской дороге. Эта собака, почуя приближение врага, так громко залаяла, что было слышно за две мили вокруг. Скорее же всего это арабское название всего лишь перевод греческого слова «ликос» («волк»), нередко употребляемого для обозначения быстрого потока. Но, так или иначе, сапёры в 1942 г. при строительстве железнодорожного тоннеля нашли барельеф какой-то собаки или волка.

Карл-Хайнц Бернхардт [B.153.1]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…по легенде, раз в году – в июне-июле – Исида возвращается в Египет из далёкой Африки. Она плачет по своему супругу – убитому богу Осирису. От её одной слезы разливается паводком Нил, и она, летя на Собаке, и воплощая собой Сириус, как звезду, она открывает Новый год, принося всем счастье. Кстати, в Риме, когда эти культы перешли в Рим, самые жаркие дни года были названы «каникулы» – или «дни собаки». Это та самая Собака, на которой Исида-звезда прилетает из Египта и несёт с собой благодатный паводок реки». [P.125.6]

*

canīcula, ae f [demin. к canis] 1) собачка PM; (бран.) Pl, AG; 2) C, L, H, O = Sirius I

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…понимание этого культа, понимание во всём его многообразии, оно, конечно, затрагивало куда более сложные теологические доктрины и куда более глубокое и тонкое понимание древними египтянами окружающего мира нильской долины. И естественно, что, как и во многих других наиболее древних культурах Востока, здесь священные животные были связаны и с представлением о царской власти, и с представлениями о священных предках, и с определёнными представлениями о том, что через священное животное фрагмент божества может проявиться в Мире земном, и, например, давать оракулы или каким-то образом исцелять. И, естественно, взаимодействуя, например, с посетителями храма образовывать некую связь между Миром земным и Миром небесным.

Почитание священных животных в Египте никогда не было однообразным, потому что, если сначала – это воплощение богов-предков или символа определённых провинций. Затем, в эпоху классического Египта фараонов, то есть знаменитых Древнего, Среднего и Нового царств, то есть, с двадцать седьмого века до новой эры и по десятый век до новой эры – это, в основном, культы отдельных священных животных, которые существуют при храмах, как главное животное того или иного божества. И, наконец, первое тысячелетие до новой эры – это эпоха медленной деградации и десакрализации египетской храмовой культуры, и это невероятный всплеск Культа священных животных: когда священное животное, оно является более значимым объектом в храме, чем даже культовая статуя божества. Вот именно тогда появляются миллионы соколов и миллионы ибисов. И это изобилие вотивных животных, принесённых в храме, оно в этот момент становится столь очевидной чертой древнеегипетской культуры, что, например, уже в эпоху наступления раннего христианства, христианский император Ганорий первым делом разрушал серапеумы – ритуальные комплексы священных животных.

Важно понять собственно древнеегипетское представление о том, что для них священное животное. Животное не является богом – это очень важно – животное для древнего египтянина это «ухем», в переводе с древнеегипетского «повторение», «воплощение частицы чего либо». Если для того или иного божества выбиралось священное животное, то оно отбиралось по колоссальному количеству критериев, например, для священных овнов бога Амона-Ра существовало более двадцати критериев отбора. Это и цветовые пятна, и выступы на лбу, и общий пигмент – общий окрас, какие-то отдельные характерные для него черты. И вот такое животное, которое отвечает всем критериям, оно является признанным воплощением фрагмента души божества. Подобное воплощение фрагмента души божества, оно может давать оракулы, оно может лечить.

…памятник двенадцатого века до новой эры, большая скульптурная группа, когда Хор (Гор) и Сет(х), как символы Севера и Юга, коронуют фараона Рамзеса Третьего. Очень долгое время были различные гипотезы, что это изображено? В Египте есть редкий вид дикой пустынной собаки, арабы её со Средневековья называют «салава» – это очень агрессивное дикое животное. Если не брать стилизованную форму ушей, то длинная морда, она вполне воспроизводит это животное.

…оно ассоциировалось в Египте с непреодолимой, непредсказуемой агрессивной силой, то вот Сет(х) чаще всего имеет голову именно этого животного на многочисленных своих изображениях». [P.125.26]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…под троном царицы её любимые животные – обезьяна, кошка и гусь. Дело в том, что собака для древнего египтянина, она всегда была животным дворовым, а обезьяна, кошка, гусь и змея – это были домашние животные». [P.125.47]

 

 
     
 

…в определённом смысле не люди, а животные управляли наиболее важными аспектами жизни. Не только шакалов, но всех собаковидных связывали с Анубисом, в особенности гиену, которая до сих пор задевает тайные струны в душе египтян.

…женщина рассказывает о недавнем происшествии на окраине Каира. О том, как чёрное гиеноподобное существо – местные жители называют его Салавва – пыталось похитить её четырёхлетнего сына. К счастью мать успела схватить ребёнка. Так и не установили точно, что именно видела женщина, но несомненно дух Анубиса по сей день живёт в сердцах и умах египтян.

Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Возможно это дань древнему культу Анубиса и тому мифическому существу, которому поклонялись в Среднем Египте. Это был Суперканид – огромный пёс – такая помесь собаки, волка, шакала, гиены и лиса. Наряду с доброй и заботливой ипостасью бога Анубиса, он мог быть и грозой людей. Культ Анубиса настолько запечатлелся в народной памяти, что и сегодня люди рассказывают о явлении мифического Салаввы». [T.10.CCX]

 

Африканская гиеновая собака – это сильный и ловкий хищник, но стая гиеновидных собак – это удивительное создание природы. Они способны на сотрудничество, стратегию и верность. Африканские гиеновидные собаки, или гиеновые собаки – дальние родственники волков и собак.

Гиеновые собаки развивались таким образом, чтобы догонять дичь на африканских равнинах. Одна собака вполне готова к такой задаче: у неё острое зрение, телосложение выносливого бегуна. И не смотря на вес, – всего тридцать килограммов – челюсти этих собак самые сильные среди земных хищников. Помножьте это на пять - десять - двадцать собак – и перед вами самая успешная стая хищников на планете. Охота в команде означает, что они могут завалить крупную добычу и чаще добиваются успеха. Немногие другие хищники способны потягаться с их достижениями.

Охотничий заповедник iMfolozi ЮАР. В заповеднике обитают слоны, носороги, бородавочники и антилопы.

…но изобилие дичи привлекает других хищников – гиен, а, помимо них, львов. Эти крупные хищники могут отогнать гиеновых собак от добычи, но они не только соревнуются за пищу, они охотятся и на самих собак. Почти треть щенков и каждая шестая взрослая особь погибают от зубов льва.

…так почему же собакам не удалось закончить начатое? Погоня привела их прямиком на территорию львов. Как только появляется большая кошка, собаки уже не хищники, – теперь они добыча. [T.21.XII.1]

 

 
     
 

Prof. Richard Dawkins, Oxford University: «…в отличие от представителей семейства псовых, например, волков, которые долго преследуют добычу, кошки – хитрые охотники, – они подкрадываются к жертве, бросаются за ней, а потом накидываются на неё». [T.21.XXXIV.1]

 

Dr. Brady Barr: «…в отличие от волков, крокодилы не питаются вьючными, тем не менее они собираются в многочисленные группы. В своих семействах эти оба являются самыми дерзкими хищниками». [T.21.XXXV.1]

 

 
     
 

Сочинение алхимика Василия Валентина «Двенадцать ключей мудрости», которое считается самой понятной и прозрачной с точки зрения шифра алхимической книгой.

«Двенадцать ключей» – двенадцать важных технологических этапов синтеза Философского камня. Зашифрованы они в двенадцати аллегорических гравюрах.

«Prima clavis», то есть «Ключ первый» – начальный этап Великого делания – «Gran Ouevre». Здесь мы видим Короля, Королеву, тигель в огне, рядом с которыми помещены Старик с косой и Волк.

Издревле создание Философского камня сравнивалось с сочетанием мужского и женского начал – такой Химической свадьбой. Жених – разумеется, Король – это золото. Невеста – Королева – или серебро. Но оба металла «грязных», с примесями. Чтобы очистить их, нужно для начала «поженить», то есть, нагреть. Волк и Старик с клюкой – это, соответственно Сурьма и Свинец: именно их алхимики использовали в своих опытах для очистки металлов. А три цветка в руках королевы – знак, что процесс нужно повторить три раза. [T.10.CLXXX.21]

 

 
     
 

Тогда я спросила, не выражают ли его слова эзотерический смысл ходящего среди тибетцев верования, будто ламы могут посылать в Обитель Великого Блаженства духов убитых животных.

– Не воображайте, – сказал мне он, – что я мог бы ответить вам несколькими словами. Это вопрос сложный. Так же как и мы, животные имеют несколько «сознаний» и, как это происходит и с нами, все эти сознания не идут после смерти одним путём. Живое существо представляет собой смесь, а не единство... Но внимать этим истинам может только тот, кто предварительно получил посвящение от учёного наставника. Подобным заявлением лама часто прерывал свои объяснения.

Александра Давид-Неэль [B.100]

 

Смерть у огнепоклонников лишена всего своего величия, и труп возбуждает в них лишь одно омерзение. Коль скоро замечают, что наступает последний час больного, все домашние отделяются от него, как для того, чтоб не помешать душе освободиться от тела, так и затем, чтобы живому не оскверниться прикосновением к мёртвому. Один мобед (жрец) шепчет на ухо умирающему напутственное из Зенд-Авесты наставление: «Ашем-Воху» и «Ято-ахуварье», и удаляется, пока отходящий ещё жив. Затем приводят собаку и заставляют её смотреть в лицо умирающему. Эта церемония называется сас-дид (собачий взгляд), так как собака единственное из живых существ, взгляда которого боится друкс-насу (злой демон), сторожащий умирающих, дабы завладеть их телом…

Следует однако остерегаться, чтобы чья-нибудь тень не легла между мёртвым и собакой; иначе пропадает вся сила собачьего взгляда, и демон воспользуется благоприятною минутой. Где бы ни умер парс, там он и остаётся, пока за ним не явятся нассесалары (носильщики трупов), с руками, погружёнными до плеч в старые мешки. Положив покойника в железный закрытый гроб (один для всех), его относят в дакхму (так называются эти «Башни Молчания»). Если б отнесённый в дакхму даже ожил (что нередко случается), он уж не выйдет более на Божий свет: нассесалары в таком случае убивают его. Кто раз осквернился прикосновением к мёртвым телам и побывал в «башне», тому возвращаться в мир живых уже невозможно: он осквернил бы всё общество.

Е. П. БЛАВАТСКАЯ [B.135.1]

 

 
     
 

Prof. Kristian Kristiansen, University of Gothenburg: «В шаманских обрядах, изображённых на скале, мы видим эпизоды скотоложства. Чтобы понять Бронзовый век, надо разглядеть все его особенности. Например, животные были почти людьми и участвовали в ритуалах. Все мы знаем, что Зевс мог превращаться в лебедя или в быка. В бронзовом веке между людьми, животными и богами существовало тесное взаимодействие».

Тронхейм находится на границе культуры Бронзового века в Южной Скандинавии. Здесь изображения диких зверей, сделанные охотниками, сталкиваются с приметами нового времени – одомашненными животными и мистическими символами.

Prof. Kalle Sognnes, Norwegian University of Science and Technology: «Создавая эти изображения, резчики преследовали определённую цель, они хотели показать, как они представляют скандинавскую культуру Бронзового века. Такие же изображения встречаются не только здесь, но и в округе Бохус, и в Скании. Они выражают связь с эпохой…» [T.10.CCXVIII]

 

Совсем недалеко от Львиных Ворот сохранилось чудесное по красоте своей место – Овчая купель (Вифезда). И все год за годом повторяют притчу о том, как здесь Иисус исцелил расслабленного.

Яна ЧЕХАНОВЕЦ (Yana Tchekhanovets, MA, Israel Antiquities Authority): «Предполагается, что Купель называется Овчьей потому, что там омывали скот, который шёл на храмовые жертвоприношения, которыми ведали жрецы – коэны и левиты. И овец, например, прежде чем поднимать их на Храмовую гору для заклания, купали в этой купели». [T.11.XVIII]

 

Жрец по имени Леви упрекает его в том, что он осмелился войти в это чистое место, не омыв себя, а его ученики не вымыли ног. Иисус спрашивает жреца: «А ты чист?» На что тот отвечает, что омыл себя. Тогда Иисус разражается гневной речью против формального понятия чистоты: «Ты купался в воде, в которой собаки и свиньи лежат днём и ночью...»

И. С. Свенцицкая, доктор исторических наук [B.43]

 

…первые биологические исследования на ракетах в Институте авиационной медицины (НИИ) начали ещё в 1949-м году.

Адиля КОТОВСКАЯ, доктор медицинских наук: «В это время как раз, в этом засекреченном 8-м отделе проходила интенсивная работа с собаками применительно к полётам на геофизических ракетах. Эти собаки – дворняжки – это не породистые собаки, именно на это специально шли. – Почему? – Жизнь их в подворотне сделала их сильными, они хорошо поддаются тренировке».

Собаки полетели в Космос гораздо раньше Первого Спутника. Дворняги Дезик и Цыган 22-го июля 1951-го года поднялись на ракете на высоту около ста километров и примерно через пятнадцать минут плавно опустились на парашюте неподалёку от стартовой площадки. Вернувшиеся на Землю псы вели себя по-разному: один сразу стал бегать и весело лаять, охотно принимая лакомства, второй – потрясённый, – молча жался к ногам хозяина, мелко-мелко дрожа и отказываясь от пищи. Королёв тогда произнёс свою знаменитую фразу: «Впервые живое существо побывало в Космосе и вернулось».

А когда погибли Пчёлка и Мушка в декабре 1960-го года – сбой в системе привёл к тому, что спускаемый аппарат оказался не в расчётной точке, а в Японском море, и, побоявшись, что космические секреты попадут к американцам или японцам, спускаемый аппарат просто подорвали, – после этого Королёв уехал в клинику со своим первым сердечным приступом.

Американцы свои биологические эксперименты начали с мушек-дрозофил в 1946-м году, а от них сразу шагнули к обезьянам, и столкнулись с трудностями. Обезьяны плохо поддаются дрессировке, склонны к простудам и другим хворям, а главное – начинают очень волноваться в непривычных условиях, – могут сорвать с себя датчики.

Первая макака-резус Альберт Один погибла от удушья, так и не преодолев рубеж в сто километров от поверхности нашей планеты. Потом ещё несколько Альбертов пожертвовали своей жизнью ради науки. И только в 1951-м макака-резус Альберт Шесть, летавший в компании одиннадцати белых мышей, вернулся живым. Но более всех прославился шимпанзе Хэм. 23-го января 1961-го года он стартовал в кабине Меркурия, однако на орбиту так и не вышел, достигнув высоты двухсот пятидесяти трёх километров. Шестнадцать минут тридцать девять секунд полёта Хэму дались так трудно, что до конца своих дней он не мог видеть ничего похожего на космический корабль. Восемнадцатикратные перегрузки чуть не задушили его до смерти, на спуске сорвался тепловой экран и Хэм почти изжарился в спускаемом аппарате, который упал в океан более чем в двухстах километрах от расчётной точки. Капсула подтекала. Чуть живого, полузатопленного Хэма нашли только через три часа после приводнения. Больше Хэм не летал. Всю свою дальнейшую жизнь он эксплуатировал свою славу, принимал участие в различных телешоу, встречался с несколькими Президентами США, и даже снялся в кино, играя самого себя.

Советскими кино- и телезвёздами стали Белка и Стрелка. Кадры полёта 28-го июля 1960-го года показали по телевидению через несколько дней после их возвращения. После приземления они стали всеобщими любимицами: их возили по детским садам, школам и интернатам. Стрелка дважды приносила здоровое потомство. В августе 1961-го года одного из щенят попросил Никита Сергеевич Хрущёв и отправил его в подарок Жаклин Кеннеди – жене Президента США. В СССР подобной счастливой судьбой, наверное, могли похвастать только первопроходец Цыган, которого взял к себе Председатель Госкомиссии, академик, генерал артиллерии Анатолий Благонравов и Жулька, которую во время аварии после спуска забрал к себе тоже академик и тоже генерал медицинской службы Олег Газенко. Остаток жизни эти собаки провели в генеральских домах.

Всего в Космосе побывало почти пятьдесят собак, участвовавших в двадцати девяти полётах. Восемнадцать из них погибли.

Сажать космические аппараты на Землю в 1958-м году ещё не научились. Знаменитая Лайка жила в космосе целую неделю и погибла от перегрева на седьмые сутки полёта. Спутник две тысячи триста семьдесят раз облетел Землю и только 14-го апреля, зацепившись, в конце концов, за атмосферу, сгорел. [T.10.CCXXVII.2]

 

 
     
 

Волк. Обычно его считают жителем тёмных лесов и глубоких снегов, для многих станет сюрпризом обнаружить его здесь – в пустынях Индии.

Индия знаменита тиграми, слонами и кобрами, но не волками. В «Книге Джунглей» волки были хорошими…

Ранн-оф-Катч. Западная Индия, рядом с Пакистаном

в этом городе уникальная смесь культур: индуисты, джайны, мусульмане – все живут здесь, – эти религии известны своей симпатией к животным… но распространяется ли она на волка.

Стервятники первыми приближаются к трупу в пустыне, шакалы обычно идут следом. Шакалы и стервятники – равные соперники, и им приходится драться за любую падаль в пустыне. Ни те, ни другие, не проблема для волка. Ясно, что волк-одиночка может выжить в пустыне. Волк-одиночка перемещается по территории в 100-150 квадратных километров, – необычайно большое расстояние, что говорит о недостатке добычи.

…пастушьи собаки носят защитные ошейники, чтобы волки или гиены не съели их.

Медоед – сильный хищник и легко может убить щенка, но на этот раз он не подобрался близко. Волчата получили важный урок, наблюдая, как взрослые прогнали медоеда. [T.17.XXXVI]

 

У волков есть свой свод законов: уважай иерархию, сохраняй порядок, соблюдай правила…

Волки не любят жить поодиночке, прожить без союзников слишком не просто.

Альфа-самец не позволит другим взрослым особям притронуться к еде, пока волчонок не наестся. Детёныши не подчиняются правилам иерархии в обществе взрослых, их задача – есть и играть.

Волки – охотники, но найдя труп лося, они превращаются в падальщиков.

Чтобы выжить, они должны охотиться, а чтобы охотиться – надо чаще упражняться. [T.21.XXX]

 

Борис САМОЙЛОВ, доктор биологических наук, Всероссийский научно-исследовательский институт охраны природы: «…не то чтобы изведены, просто и медведь, и волк не могут обитать на каких-то изолированных или фрагментированных участках природы, им нужны большие площади для этого. А Европа плотно населена, и там, разве что в горах ещё кое где сейчас есть и медведь, и кое где сейчас волки, их стали восстанавливать».

Иван БЛОКОВ, кандидат технических наук, руководитель программы «Гринпис Россия»: «В России больших проблем в целом с волками и с медведями как раз нет. В реальности животному нужен достаточно большой объём: медведю нужно порядка десяти-пятнадцати тысяч гектаров, чтобы нормально жить, волку нужно чуть больше. Нефрагментированного леса». [T.10.LI.74]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5

ДАЛЕЕ