ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XVIII. Hierarchia occulta; Hostes occulti (Тайные враги); Pericula occulta (Тайные опасности); Crepusculum (Сумерки); Justitia; Mysterium; Canes 5 (Оборотни); la Lune (Луна); Иероглиф (крыша прихлопывающая, стесняющая).

   

catellus, ī m [demin. к catulus] 1) щенок, собачка Pl, Vr, С etc.; 2) перен. ласк. «кошечка», «котик» Pl, H. [B.32]

 

II catulus, ī m [catus] 1) детёныш, преим. котёнок, щенок Рl, С etc.: с. suis Pl поросёнок; с. ovis Col ягнёнок; с. serpentis PM змеёныш; 2) молодой пёс, собачка Lcr, С etc.; 3) шейные кандалы LM. [B.32]

 

lātrātor, ōris m [latro I] 1) лающий, поэт. пёс (l. Anubis V, O); 2) перен. крикун, горлан Q, Aug. [B.32]

 

glattito, —, —, āre визжать, скулить (о щенках) Su. [B.32]

 

cervārius, a, um [cervus] олений: lupus с. РМ рысь, по др. шакал; cervarium venenum РМ олений яд (растение, ядовитым соком которого смазывали стрелы). [B.32]

 

κύων, κῠνός ὁ и (dat. κυνί, acc. κύνα, voc. κύον; dat. pl. κυσί - эп. κύνεσσι) 1) собака; νὴ или μὰ τὸν κύνα! Plat., Arph. клянусь собакой!, т.е. честное слово! (обычная клятва Сократа - повидимому, чтобы, не поминать имён богов); ἡ κ. κατακειμένη ἐν τῇ φάτνῃ погов. Luc. собака, лежащая в яслях, т.е. собака на сене; τί κυνὶ καὶ βαλανείῳ ; погов. Luc. что общего между собакой и баней?; 2) бран. собака, пёс, чаще сука; 3) философ кинической школы, киник; 4) чудовище: Διὸς πτηνὸς κ. Aesch., Soph. = αἰετός; ἡ ῥαψῳδὸς κ. Soph. = Σφίγξ; Ζηνὸς κύνες Aesch. = Ἅρπυιαι; κύνες Κωκυτοῦ Arph. = Ἐρινύες; Λέρνας κ. Eur. = Ὕδρα; κ. Ὠρίωνος Hom. и ὁ κ. Soph., Arst. = Σείριος (звезда Сириус); 5) время восхода созвездия Большого Пса, каникулы…; 6) тюлень [B.169]

 

βοτήρ, ῆρος ὁ пастух Hom., Aesch., Soph., Plut.: κύων β. Soph. пастушеская собака, овчарка; οἰωνῶν β. Aesch. птицегадатель. [B.169]

 

 
     
 

в своём отношении к животным человек очень часто впадает в крайности: животное – либо божок, очеловеченный до абсурда и наделяемый всеми людскими чертами, либо объект, низведённый до вещи – эксплуатируемый и угнетаемый.

Dr. François Lachapelle, European Biomedical Research Association: «Основная цель экспериментов над животными, по крайней мере, по мнению общества, – это медико-биологические исследования, а, следовательно, всё, что связано с болезнью и смертью. Люди проецируют болезнь животного на себя, что ведёт к отторжению данных методик. Другая точка зрения – это противоречивый баланс между благородными человечными идеями развития и жестокой правдой, что в основе этого развития лежит страдание животных.

Существует иерархия эмоциональных ценностей для лабораторных животных. Мы видим, что общественность довольно нечувствительна к страданиям грызунов, безразлична к свинье, являющейся чрезвычайно нежным животным, но испытывает шок от опытов на собаках, кошках или приматах».

Prof. Jean-Claude Nouët, Honorary President and cofounder of the Ligue Francaise des Droits de l'Animal, éthique et science (LFDA): «Интерес человека к животным обусловлен его антропоцентрическим видением, то есть центром его интересов является он сам. Люди проявляют интерес к животным, которые находятся ближе к нам, похожи на нас. Внимание человека к животным распределяется концентрически, по нисходящей: чем больше животное отличается от нас своей формой и поведением – тем меньше оно нас интересует. Ближе всего мы считаем домашних животных – собак, кошек, – затем идут лошади и высшие приматы, далее – домашний скот, птицы, рептилии и рыбы. А в конце списка огромная популяция, включающая девяносто пять процентов земной биомассы, а, именно, – беспозвоночные – насекомые, до которых никому нет дела».

…эксперименты над животными – это социальный вопрос, который заставляет нас задуматься о наших взаимоотношениях с другими живыми существами, и об иерархии, которую мы установили.

Столетиями Мир животных и Человечество тщательно разделялись. Люди считались самыми умными и эмоциональными существами, не допускалась даже мысль, что звери могут обладать умом, чувствами и эмоциями. Однако, в ходе экспериментов учёные доказали, что пропасть между двумя мирами не так уж велика, как казалось ранее. Как и люди, животные учатся, запоминают, имитируют поведение, общаются, чувствуют и видят сны.

Prof. Jean-Claude Nouët, Honorary President and cofounder of the Ligue Francaise des Droits de l'Animal, éthique et science (LFDA): «Животных не отбирают наугад: мы изучаем определённые виды, чьи функции организма схожи с человеческими, чтобы наиболее достоверно спроецировать результаты на человека».

Dr. François Lachapelle, European Biomedical Research Association: «Мы имеем основание полагать, что результаты, полученные при тестировании животных, можно частично соотнести с людьми. Это называется «экспериментальной гомологией». Это означает, что хотя ни одно животное не похоже на человека, как ни один человек не похож на другого, существуют логические связи функционирования организма животных и людей». [T.25.II]

 

Мне и прежде не раз приходилось задумываться над этим и ставить опыты. Лошади, например, не узнают своего хозяина «в лицо» – их легко обмануть простым переодеванием. Для собак же запах пальто или костюма зачастую оказывался важнее, чем человек, который засунут в эти вещи.

Профессор БЕРНГАРД ГРЖИМЕК [A.356]

 

 
     
 

А когда попал я в ссылку, то купили мы избу, собака в такой жизни была просто необходима. И в субботу первой же недели в новом доме появился мой приятель, ведя за собой на верёвке огромного пса. Точнее – суку необыкновенной красоты. Что-то типа очень крупной шотландской овчарки с длинными космами красно-коричневой шерсти, породистой удлиненной головой, мохнатым хвостом и дивно стройными ногами, слово «лапы» тут никак не подходило. Она была вполне упитанной и выглядела как домашняя, когда бы не глаза: полны были глаза её тоски, растерянности, страха и напряжённости. Всё выяснилось с первых слов приятеля, человека вполне забубённого (здесь он был после третьей ходки в лагерь за кражи и драки), но при этом неожиданно и непредсказуемо доброго и даже жалостливого, как это ни странно тут звучит.

Я нечто должен пояснить, нигде не читанное мной, хотя уверен, что об этом кто-нибудь писал. Уже давно в Сибири едят собак. Я не знаю, когда это началось, но полагаю, что пошло от миллионов ссыльных, населяющих уже десятки лет сибирские пространства. Хоть мяса тут везде достаточно, однако стоит оно денег на базарах, а с деньгами никогда у ссыльных не было хорошо. Тем более у тех, кто избывает свои сроки на бесчисленных сибирских стройках, населяя бараки в городах. В основном на водку уходят у них деньги, и могучая была поддержка империи от отнимаемых обратно таким образом этих заработанных рублей. Потому и шла свирепая борьба с варением самогона: кровные имперские миллионы крали у казны владельцы самогонных аппаратов. Словом, не хватало на мясо, и в еду пошли по всей Сибири собаки. Отлавливают псов бездомных, выцыганивают у хозяев щенков, крадут и перепродают собак для этой цели. Я был потрясён, когда узнал – об этом впервые в своём поселке Бородино (километров двести восточнее Красноярска); мне бывалые сибиряки рассказали, что давно и всюду это так. Ещё мне повестнули, что люди местные, живущие на воле и в своих домах, над ссыльными смеются, но при случае тоже собачину едят охотно, только это тщательно скрывают. Ибо уровень приличий человеческих, подумал я тоскливо, существует на любой ступени социальной лестницы. Есть нашего ближайшего друга это не мешает, только побуждает этого стесняться и таить.

Первый раз жареное собачье мясо ел я, того не ведая, в первые дни своего приезда в посёлок, ошалело празднуя какую-никакую, а свободу. И очень плохо стало мне, когда сказали. Но любопытство превозмогло, и я поел ещё раз. Оно действительно почти ничем не отличалось от баранины, а медвежатины или конины было значительно вкусней. Но после я уже не мог себя заставить, и когда в кузнице друг мой, цыган Лёня, закатывал в узком кругу тайные выпивки с похлёбкой из собачины, я только пил, закусывая водку салом и дивной сибирской травкой черемшой.

Вот почему тоску и злобную растерянность в больших чёрных глазах приведённой собаки понял я с первых же слов приятеля Валеры.

– Сожрать её хотели, Мироныч, – сказал он, – уже было костерок развели, а я смотрю – у нее слёзы в глазах, всё понимает. Я и купил её у них за пятёрку, они сейчас за эти деньги себе щенка найдут, бегом побежали. А я тебе её на новоселье решил. Джульгенда её зовут. Видать, со двора её откуда-то свели, раз имя знают. Давай-ка я её привяжу.

И. ГУБЕРМАН [B.117.3]

 

…лидер – всегда это самая сильная, выносливая и самая наглая собака.

«Направо» – это одна из главных команд именно для породы хаски: обычных команд, собачьих, они не ведают – «Сидеть», «Фас», «Лежать», – они знают только «Направо», «Налево», «Вперёд» и, главное, «Стоп». «Стоп» – самая важная команда, её отрабатывают особо тщательно, потому что эти собаки не умеют останавливаться без команды.

В отличие от ездовой, служебная собака-лидер – это генетический брак.

…это логика волка – зачем плыть, если добежать быстрее. Собака прыгнет в воду не задумываясь, лишь бы хозяину угодить… [T.3.XXIX.1]

 

 
     
 

– Да ладно вам. – Я присел на табуретке напротив. – Фармазон, если не затруднит, сделайте мне чашечку кофе, пожалуйста. Сегодня я тоже намерен поработать. А вы, Анцифер, просветите меня, что интересного вычитано в моё отсутствие.

– Так, ничего особенного... Вся книга представляет собой довольно обширную энциклопедию, посвященную волкам. Если конкретнее, то теме волка как мифологического существа. У разных народов в разные времена культ этого зверя занимал довольно видное место. Например, у...

– Серега, слышь, – перебил озабоченный Фармазон, ставя передо мной дымящуюся чашку, – я там в холодильнике бутылочку «Амаретто» обнаружил. Поддельный, польского розлива, но градусность приличная. Ты не против по маленькой? Для улучшения работы головного мозга.

– Одну ложку в кофе, – попросил я, чёрт кивнул. Анцифер презрительным движением губ отверг предложенную рюмку, и нечистый дух присел с ликёром в уголочек, отнюдь не чувствуя себя брошенным и одиноким.

– Если не возражаете, то продолжим. Первые сведения о почитании волка ведут нас ещё к мифам Древней Греции. Помните, у Гомера есть легенда о Посейдоне, превратившем в волков команду целого корабля? В этом деле, кстати, была замешана некая Теофанэ, редкая красавица... Или рассказ о мраморном волке царя Фракии? Осколки этого памятника до сих пор прячут в запасниках Лувра. Говорят, что первым человеком-волком была несчастная Латона, изменившая свой облик из-за происков ревнивой богини Геры. Она и её дети обладали возможностью становиться то волком, то человеком. Между прочим, вам как поэту это должно быть особенно интересно...

– Почему? – прихлебывая кофе, поинтересовался я. Фармазон в углу тоже скорчил недоуменную гримасу.

– Да потому, что бог Аполлон, покровитель изящных искусств, одновременно был и покровителем волков, - многозначительно завершил Анцифер. - Таким образом, ваш брак с женщиной-волчицей является просто подарком богов. С точки зрения древних греков, разумеется.

– Кончай язвить, Циля! Крути экскурс дальше, аудитория созрела. Твое здоровье, Лександрыч...

– Так вот... о чем это я? А, волк почитался народами Монголии и Турции. Чингисхан с гордостью называл себя сыном волка! В Китае во время затмений били в барабаны и пускали стрелы в небо, отгоняя небесного волка, грозящего проглотить солнце. У египтян существовал храм бога-волка Упуата, что значит «открывающий пути». Чувствуете, как это многозначительно? Волчица вскормила своим молоком Ромула и Рема, основателей Рима. О значимости волка для древних викингов вам известно из личного опыта общения. В славянской культуре волк занимает такое же почётное место, как медведь или лиса, да еще и «служит службу» Ивану-царевичу. У народов Кавказа убийство волка считалось грехом, по нему носили траур, как по человеку. В древней Европе существует множество легенд...

– О нет! взмолился я. – Если мы хоть парой фраз будем отмечать каждую, мне действительно не придется сомкнуть глаз до утра…

А. БЕЛЯНИН [B.53.3]

 

Подобные легенды бытовали и в Древнем Туране среди ираноязычных и тюркоязычных племён и народов. Особенно широко были распространены верования о волке как прародителе, покровителе и защитнике людей от разных болезней, несчастий и зла. По одному из преданий, древние тюрки – тюрки-тукю – ведут своё происхождение от мальчика из рода хуннов, уцелевшего от врагов, спасённого и выкормленного волчицей. Происшедшими от волка считали себя и древние монголы – они почитали его как своего прародителя. Главным тотемом огузов-кипчаков в X XII веках был сивый волк. Поверья и приметы о волке сохранились и в новое время среди монгольских и тюркоязычных народов, народов Севера Евразии, русских, украинцев, белорусов, армян, грузин, абхазцев, аварцев, сванов, курдов.

Древние германцы волка посвящали богу Вуотану и Циу, а Геродот писал, что невры раз в год обращались в волков.

Так сплетаются в единый клубок легенды и сказания, тотемистические представления и поверья древних племён и народов Азии и Европы о волках и волчицах как человеческих прародителях, покровителях и защитниках людей от зла и различных несчастий, легенды о спасённых и вскормленных ими человеческих подкидышах, ставших впоследствии основателями родов, племён и государств.

Появление мифологической традиции о добрых взаимоотношениях человека и хищного животного среди населения Азии следует отнести ко времени бурно развивавшегося древнего иранско-среднеазиатского мира накануне перехода к классовому обществу, государственному строю и единой – зороастрийской – религии. Эти мифы и легенды, видимо, были так распространены, что сразу же после образования Ахеменидского царства они стали средоточием «официальных» биографий основателя этого государства – Кира Великого: по некоторым преданиям, Кир вырос в окружении животных, от которых перенял силу и мудрость.

Знали об этих легендах, мифах и тотемистических поверьях и верили им, несомненно, и этруски, жившие первоначально, согласно Геродоту и ряду других античных авторов, в Передней Азии, в малоазийской области Лидии. Хотя с античной же поры существуют и две другие точки зрения, однако сейчас это сообщение Геродота всё больше и больше подтверждается новыми исследованиями. Переселившись в Италию, создавая свою блестящую городскую цивилизацию, этруски, видимо, не забывали и предания о волке-прародителе. В V IV веках до новой эры безвестным этрусским скульптором была создана бронзовая статуя Капитолийской волчицы. (Младенцы Ромул и Рем, кстати, к ней были присоединены позднее, в эпоху Возрождения) Римляне, переняв у этрусков их знания, ремёсла и верования, создали свою легенду о капитолийской волчице и вскормленных ею основателях Рима.

…а затем начался обратный путь легенды. По караванным дорогам, связывавшим в раннее средневековье Иран, Среднюю Азию с Византией, наследницей римской культуры. Нет, легенда, конечно же, не исчезала на своей прародине. Но она возвращалась, обогащённая и дополненная, облекшаяся в чеканные латинские формы, как потомок на землю своих предков.

Н. НЕГМАТОВ, доктор исторических наук [A.312]

 

 
     
 

…на протяжение более чем ста тысяч лет Ужасные волки [Canis dirus (Leidy)] жили не зная забот по всему Западному полушарию от Аляски и Флориды до отдельных районов Латинской Америки. И, тем не менее, на сегодняшний день не осталось ни одного прямого потомка Ужасного волка. Во времена, когда он жил на земле, его противником был сородич – Серый волк. Canis lupus – так звучит название Серого волка на латыни – почти не изменился за десять тысяч лет. Он выжил там, где Ужасный волк и многие другие крупные млекопитающие выжить не смогли. И не только выжил, но остался высшим хищником – сильным безжалостным охотником.

Dr. Daniel R. MacNulty, University of Minnesota: «Физические характеристики, позволяющие Серым волкам так действенно охотиться, включают скорость, выносливость и неуступчивость. То есть они не отступятся, пока не захватят свою добычу».

Каждая из этих особенностей важна при нападении на животных, которые в четыре раза крупнее волков, а такое случается часто. В основном Серые волки весят от тридцати до сорока пяти килограммов, а вес самца лося (оленя) может достигать, например, двухсот семидесяти килограммов и даже больше.

Dr. Daniel R. MacNulty: «Вся охота волков строиться на принципе «Убить или быть убитым» – таково основное правило. Звери, на которых они охотятся, опасные и могут их убить, поэтому волки должны тонко чувствовать и оценивать опасность, которую представляют собой их жертвы».

Каждая стычка грозит травмой или смертью. Серые волки пользуются своей общительной природой. Как и их давно вымершие сородичи Ужасные волки, Серые волки убивают добычу, используя развитую модель стайного поведения.

Dr. Daniel R. MacNulty: «Они проходят шесть основных стадий, начиная от выхода на поиски добычи и заканчивая ловлей и убийством животного. Итак, всё начинается с поисков. Представьте, им на пути встречается стадо, и они начинают потихоньку к нему приближаться».

Самые полезные качества волков – их скорость и выносливость: стаей они могут продержаться дольше, чем любая жертва, поэтому залог их успешной охоты – заставить добычу бежать. Волки из стаи расходятся и приближаются к группе, выжидая, пока одно животное из стада не испугается и не побежит в попытке спастись. Как и следовало ожидать, остальные особи стада следуют его примеру.

Dr. Daniel R. MacNulty: «Обычно лоси разбегаются группами в разные стороны, и волки бегут в разных направлениях, высматривая в стаде уязвимое животное».

Вот в чём характерная особенность Серого волка – он обладает сверхъестественной способностью замечать в стаде раненую, больную или просто старую особь, которую можно обогнать. Увидев слабого лося, другие волки стаи бросают свои поиски и присоединяются к погоне за уязвимой жертвой.

Dr. Daniel R. MacNulty: «Сначала в погоне участвует один волк, а потом за этим лосем бежит уже дюжина волков».

Каждая особь в стае использует свою скорость и выносливость, чтобы лось продолжал бежать. Непрекращающаяся погоня изматывает животное, и волки окружают жертву, чтобы убить её. В подходящий момент, когда волки из группы оказываются позади, вожак пытается схватить жертву. Он пробует её повалить, чтобы другие особи стаи помогли ему с ней расправиться.

Dr. Daniel R. MacNulty: «Основные средства, имеющиеся в пасти у волков, – это их клыки. Они играют важнейшую роль, когда надо схватить животное и удерживать чтобы другие волки смогли подойти ближе».

Клыки волков выступают, их строение позволяет удерживать добычу. Волку приходиться висеть на почти трёхсот килограммовом брыкающемся лосе. Порой у лося хватает сил, чтобы сопротивляться падению, но решительная стая редко сдаётся.

Dr. Daniel R. MacNulty: «Тут вот в чём дело – волки сплачиваются, общаются, объединяют силы и толпятся рядом друг с другом. В какой-то момент начинается оживление, тогда можно услышать вой, лай, звуки возбуждённых зверей и так далее».

Снова и снова стая наступает на стадо, выискивая нового уязвимого лося, до тех пор, пока не проведёт последнюю атаку. Зубы вожака вонзаются в мышцы жертвы, и от раны животное слабеет, затем к нему присоединяются другие волки, а вожак продолжает крепко удерживать лося.

Dr. Daniel R. MacNulty: «Сначала лося хватает одно животное, а потом другое. Они могут удерживать его на месте, что позволяет другим зверям наносить многочисленные укусы, так что жертва начинает истекать кровью».

Как это ни удивительно, доля успешных попыток у этих искусных охотников невелика – примерно одна из десяти, а это значит, что выходить на охоту приходится часто.

…но даже охотясь на оказавшегося в беде бизона, волки предпринимают особые меры.

Dr. Daniel R. MacNulty: «…такие стычки могут длиться несколько дней. Волки загоняют бизона на участок голой земли, окружённой снегом со всех сторон. И этот бизон сражается до конца, а волки просто по очереди нападают».

Волки, пользуясь своей численностью, постоянно ударяют и толкают гигантского зверя, чтобы его измотать. Но сила и удивительная ловкость бизона делают его опасным противником.

Dr. Daniel R. MacNulty: «На наш взгляд волки чаще калечатся, охотясь на бизонов. Если бизон продолжает вертеться, он, зачастую, отбивает волков ногами, подбрасывает их в воздух, насаживая на свои рога. Среди волков, которые охотятся на лосей, хромающих зверей меньше, значит такие травмы они получают только во время стычек с бизонами».

…для современных Серых волков, зачастую, нет хуже обидчика, чем гризли.

Dr. Daniel R. MacNulty: «В Йелоустоуне (англ. Yellowstone National Park) гризли удаётся незаконно захватывать тушу у волков со стопроцентной вероятностью, и волки редко сильно сопротивляются: в основном они позволяют медведям забирать их добычу».

За эти годы успех испортил гризли – они часто ждут, пока волки закончат охоту и убьют добычу, а потом её отнимают.

К сожалению для волка, законы природы благоволят крупным видам…

…гибкость Серых волков заметна и сегодня: они могут охотиться на самую крупную добычу, вроде бизонов, и на самую мелкую, например, кроликов и мышей. Кроме того они расширили свой рацион, добавив туда рыбу. Именно это помогло им стать высшими хищниками Северной Америки. [T.21.XXXVII.1]

 

 
     
 

…раскопки в битумных озёрах в Венесуле продолжаются и приносят новые плоды.

Dr. Ascanio Rincon, Venezuelan Institute for Scientific research (IVIC): «Многие костные останки, которые извлекают из битумных озёр, принадлежали животным с севера, крупным хищникам».

Удивительно большое количество костей, как, например, челюсть с небольшими, но очень острыми зубами, принадлежала легендарному «Ужасному волку».

Успешное освоение им нового континента является продолжением истории, начавшейся за миллионы лет до этого в Северной Америке, когда некоторые доисторические представители семейства псовых в ходе эволюции приобрели возможность развивать высокую скорость. Древние собаки из рода Борофагнус (Borophagus) были массивными хищниками, легко разгрызающими кости жертв, но их дни оказались сочтены, и их вытеснили более подвижные представители того же семейства.

Dr. Graham J. Slater, UCLA: «Тело псовых постепенно эволюционировало на протяжении последних сорока миллионов лет, пока они не превратились в настоящего хищника-преследователя. Возможно, вы играли дома со своей кошкой, и она хватала вас своими лапками, своими коготками: она может это делать, как и мы. Собаки так не умеют, когда вы играете с собакой, вы знаете, что она может попытаться лишь слегка ударить вас, ведь её лапы приспособлены именно к бегу. Так что на открытых пространствах у собак огромное преимущество – они превосходные хищники-преследователи».

Чтобы понять, что позволяет этому хищнику долго преследовать жертву, взгляните на кости его ног. Ноги волков постепенно стали более длинными и стройными. Ступни стали более узкими, они утратили торчащий в сторону палец на передних лапах, похудели и увеличили скорость. Такое тело соответствовало изменившимся условиям окружающей среды.

По мере глобального похолодания лесные территории Северной Америки превратились в травянистые равнины. И на этих открытых пространствах негде было спрятаться. Теперь обоим – и хищнику, и жертве – имело смысл научиться хорошо бегать.

К тому времени, когда Северная и Южная Америки соединились, волки уже были приспособлены к высоким скоростям.

…доисторические лошади привыкли очень насторожённо относиться к возможным засадам хищников, так что древние волки, как и современные, использовали другую тактику. Волки не могли обогнать лошадей, но охотясь стаей, они могли довести их до изнеможения.

Dr. Graham J. Slater: «Как только волки внедрились в Южную Америку, жизнь местных травоядных резко изменилась, ведь эти хищники охотились стаей».

Волки превращают свою атаку в эстафету на длинные дистанции с использованием выносливости всей стаи, и с финальным скоординированным нападением на преследуемую жертву. Их предкам, поселившимся в Южной Америке, такая стратегия обеспечила выживание.

…доказательство их успешности мы видим повсюду. Сегодня в Южной Америке разных видов псовых – собак, гривастых волков гуара, лис – больше, чем на любом другом континенте. А ведь пять миллионов лет назад здесь не было ни одного представителя этого семейства.

Dr. Graham J. Slater: «Когда континенты соединились, эти псовые просто шли наугад в поисках лучшей жизни. Но в Южной Америке они попали в совершенно новую для себя ситуацию – их положение оказалось доминирующим».

И так получилось не только с псовыми: половина всех млекопитающих современной Южной Америки родом из Северной. [T.10.CCCLXXIX]

 

Dr. Sue Ware, Denver Museum of Nature & Science: «Хищники, которые преследуют жертву, такие, как волк, просто пытаются измотать жертву. Они пробегают по восемьдесят – сто – сто десять километров за раз».

Prof. Lawrence M. Witmer, Ohio University: «Волки – социальные охотники. Стая одновременно нацеливается на несколько животных, то начиная атаку, то отступая».

Охота в стае позволяет волкам убивать добычу, которая значительно крупнее их.

Волки преследуют добычу, нацеливаясь на самые уязвимые её места.

Dr. Sue Ware: «В задней части ноги проходит большое сухожилие. Они пытаются прокусить это сухожилие, чтобы остановить животное, которое больше не может бежать. Теперь им нужно вонзить зубы в эту лягающуюся-брыкающуюся массу, это то же самое, что сунуть лицо в вентилятор».

Когда добыча начинает спотыкаться и паниковать, внезапно сами волки оказываются под угрозой. Волки преследуют добычу, нанося ей неглубокие раны, из-за которых животное истекает кровью. Это медленная мучительная смерть.

…как следствие, у плотоядных редко бывает время насладиться едой. Любые признаки борьбы предупреждают других о возможности, да и запах смерти разносится как звонок, приглашающий к обеду, на котором будет подано свежее мясо.

Утрата с трудом завоёванного мяса – неприятность для любого хищника. Волки настолько боятся лишиться своей добычи, что спешно поглощают её: стая может до костей обглодать тушу оленя всего за двадцать минут.

Dr. Sue Ware: «У них есть пара так называемых «плотоядных зубов», которые работают как ножницы, буквально разрезая мясо». [T.12.XCI.1]

*

…есть и современный прецедент этого шокирующего поведения: серый волк сталкивается с разнообразными соперниками в еде, среди которых койоты. Однако волк не такой быстрый, чтобы поймать койота, и вместо того, чтобы нападать на взрослых, он нацеливается на детёнышей.

Prof. Blaire Van Valkenburgh, UCLA: «Волки разрывают норы, убивая детёнышей койотов, пока родители рядом визжат и пытаются хот что-то сделать. Но это невозможно, когда на малышей набрасываются пять или шесть волков. Они их не едят – просто убивают, чтобы устранить соперника. Подобного рода соревнование является частью жизни плотоядных в эволюционном экологическом смысле. Мне кажется, для эволюции имеет большое значение поведение друг с другом над тушей, и стремление убить детёнышей друг друга или взрослых особей». [T.12.XCI.3]

 

 
     
 

Александр ХАБУРГАЕВ, журналист-натуралист: «Волк – это не собака – это совершенно другой зверь. В отличие от собак волки достигают половой зрелости только к трём годам, поэтому до трёх лет это ласковое игривое создание, если оно растёт с людьми, конечно же. Но вот после трёх лет у любого волка, который живёт в неволе, который живёт с людьми, могут сработать все механизмы агрессии – и территориальной, и пищевой, и половой, и так далее – и волк превращается в зверя.

Как нападает собака? – Она сначала рычит, у неё на загривке шерсть встаёт дыбом, она пять раз предупреждает и только потом бросается. Волк нападает так – взгляд ничего не выражающий и мгновенный бросок.

В Англии последний волк был убит в семнадцатом веке, в Германии – в восемнадцатом. Чуть-чуть остались волки в Италии в горах. У нас разворовывали скот, а всё списывали на волков.

Волки не представляют опасности для человека. В старину были случаи, когда они зимой нападали. Но это происходило потому, что в старину были войны, потому что тела погибших не успевали хоронить. Волки питались падалью, мертвечиной человеческой, привыкали к человеческому мясу и поэтому нападали на людей. Кстати, такое же было на Северном Кавказе во время боевых действий. Но если жизнь мирная, волк не представляет опасности. Он никогда не нападёт на человека. Он будет следить, он будет рядом с вами – вы его не заметите, но никогда не нападёт первым.

У волка, в отличие от других животных, не развиты такие «материнские» чувства – защищать до последней капли крови своих потомков. Если вы найдёте логово, вы можете совершенно безбоязненно подойти и унести щенков: волки-родители будут наблюдать за вами из-за кустов, но они никогда в жизни за них не вступятся. Потому что у них такой закон: мы уйдём, мы нарожаем новых детей, но мы не можем подставляться, потому что мы рожаем волчат. Мы воспроизводим популяцию. Мы – взрослые половозрелые особи – должны жить». [T.10.DCXIX.5]

 

 
     
 

…ветеринара, что является самой сложной частью его работы. Специалист почти без промедления ответил, что труднее всего видеть, как животные во время усыпления ищут глазами своих хозяев.

Дело в том, что девяносто процентов владельцев не хотят находиться в комнате. Они выходят, чтобы не видеть, как их питомец умирает. Чего они не знают, так это то, что он действительно нуждается в них.

Не забывайте, что вы были центром их жизни. Возможно, они были лишь частью вашей. Но ведь они – тоже ваша семья. Как бы трудно ни было, не оставляйте их. Не позволяйте им умирать в комнате с незнакомцем в месте, которое им не нравится.

Ветеринарам очень больно смотреть на это. На то, как питомцы в последние минуты жизни не могут найти глазами хозяина. Они не понимают, почему он их оставил. Им ведь нужно было его утешение. Ветеринары делают всё возможное, чтобы животные не были так напуганы. Но они им совсем чужие люди. [P.139]

 

 
     
 

Вдоль края ледников произрастала скудная, чахлая растительность, сходная с растительностью современных тундр. Когда ледник отступал, вслед за ним продвигалась к северу и зона тундр.

Тундровая растительность была пищей для большинства животных, обитавших в приледниковых пространствах. К таким животным относятся мамонт, северный олень, волосатый носорог и другие.

Как же учёным удалось установить условия обитания животных, живших несколько десятков тысячелетий тому назад? Как удалось, например, узнать, что они ели?

В начале текущего столетия один из учёных, путешествуя по Сибири, был удивлен тем, что собаки, на которых экспедиция совершала свой путь, отказывались принимать пищу. Вечером они куда-то убегали от лагеря и возвращались сытыми. Проследив путь собак, учёный установил, что они обнаружили труп гигантского животного, прекрасно сохранившегося в пластах вечной мерзлоты. Раскопки показали, что зверь этот – мамонт. Он пролежал во льдах десятки тысячелетий. Вечная мерзлота сберегла мамонта для нас так, как будто он погиб совсем недавно.

Сохранились все внутренности мамонта, мясо и шкура. Мамонт имел длинные коричнево-рыжие волосы, покрывавшие всю его шкуру, за исключением хобота.

С большими трудностями, в специальных повозках-ледниках, труп зверя был доставлен в Петербург и помещён там в музей. Мясо и внутренности мамонта заспиртовали. Они и сейчас хранятся в Ленинградском зоологическом музее.

В желудке мамонта были обнаружены остатки пищи. Исследование их показало, что мамонт питался тундровой растительностью.

Проф. А.А. Малахов. Доктор геолого-минералогических наук [B.165.1]

 

Александр БУТЯГИН, кандидат исторических наук: «…естественно, следует учитывать, что пир не ставил задачи напиться. Всегда пир начинался с чего? – Сначала выбирали руководителя.

Обязательные спутники пира – это собаки. Охотничьи собаки – длинноногие, длиннохвостые с узкими длинными мордами – благородные собаки, настоящие охотничьи.

Обязательным спутником пира была музыка». [P.125.158]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…очень интересным явлением были игры ферсу. Игры ферсу – это поединок с псом, причём жестокий поединок. Есть изображения, как человек в мешке, у которого голова в мешке с прорезями для глаз, вооруженный дубиной, а на него нападает собака, которую сдерживает другой человек. Человек с дубиной искусан псом, но он должен его поймать и задушить. Этот человек именуется кандавл – «удушитель пса».

Что это такое, при чём тут несчастный пёс? А все дело в том, что это образ, тот самый знаменитый образ, когда надо вывести умерших из Подземного мира, что сделал Орфей с Эвридикой, но для этого надо победить Кербера – хранителя Подземного мира. И вот этот поединок с псом не на жизнь, а на смерть, помогал умершему, ради которого совершался этот поединок, выйти из Преисподней в божественный мир». [P.125.242]

*

Κανδαύλης, ου ὁ Кандавл или Мирсил (сын Мирса, последний царь Лидии из рода Гераклидов, убитый Гигом в 716 г. до н.э.) Her. [B.169]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5