ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XV. Logica; Nahash - Typhon; Fatumle Diable 2 (Измена, Сатанизм); Иероглиф (стрела, летящая по окружности)

   

le Diable 2

 
     
 

ag-glomero, āvī, ātum, āre i) накоплять, нагромождать, сгущать (tenebras VF); se a. alicui rei V собираться, группироваться вокруг чего-либо, примкнуть к чему-либо; 2) вздымать (fretum VF). [B.32]

 

cōn-spisso, —, ātum, āre сгущать, уплотнять (solum conspissatum Col). [B.32]

 

dēbilito, āvī, ātum, āre [debilis I] 1) ослаблять, расслаблять, обессиливать, превращать в инвалида:; 3) лишать энергии, отнимать мужество

 

II dēfectus, a, um [deficio] 1. part. pf. к deficio; 2. adj. обессиленный, изнурённый, расслабленный, слабый (d. annis et viribus Col); истощённый (d. senio arbor Col); изношенный, потрёпанный (ratis VF); юр. (о долгах) безнадёжный (defecta nomina Dig). [B.32]

 

ceratinus, a, um (греч.) рогатый: ambiguitas ceratina Q «рогатый» софизм («чего ты не потерял, то ты имеешь; рогов ты не терял, значит ты рогат»). [B.32]

*

pallio t. (tenus) philosophos imitari Ap подражать философам только в ношении плаща

 

σωμᾰτόω 1) делать телесным, вещественным, pass. становиться вещественным (ἡ ὕλη σεσωμάτωται, ὁ δὲ τόπος οὐ σεσωμάτωται Sext.); 2) делать плотным, уплотнять, сгущать (τὸ πεπεμμένον σεσωμάτωται Arst.). [B.169]

 

 
     
 

И я услышал голос Дьявола:

– Я – Зло, – сказал он, – по крайней мере насколько, насколько может быть зло в этом лучшем из миров. Чтобы видеть меня, нужно уметь смотреть криво, неправильно и узко. Ко мне ведут три пути: безобразие, заблуждение и эгоизм (обман, подозрение, осуждение). Я замыкаю треугольник, две другие стороны которого – Смерть и Время.

Для того чтобы выйти из этого треугольника, нужно только увидеть, что он не существует.

Но, как это сделать, не мне говорить.

Ведь я – Зло, которое придумали люди для того, чтобы иметь оправдание для себя и считать меня причиной всего дурного, что делают они сами.

Меня называют Царём Лжи, и поистине я – Царь Лжи, потому что я – самое грандиозное произведение человеческой лжи.

П. Д. УСПЕНСКИЙ [B.28]

*

dēceptio, ōnis f [decipio] обман, ложь CJ, CTh, Vlg, CA, Aug. [B.32]

 

dē-gener, eris adj. [genus] 1) выродившийся, испортившийся, переродившийся; 2) ложный, ненастоящий, самозванный; 3) низкий, низменный, неблагородный

 

curvum, ī n [curvus] кривизна, искривлённость: curvo dignoscere rectum H отличать прямое от кривого (т. е. правильное от неправильного); curva corrigere погов. PJ, Sen выпрямлять (всё) кривое (т. е. делать почти невозможное). [B.32]

 

curvus, a, um 1) кривой (culter Sen; ungues Vr); изогнутый (lyra H); согнувшийся, покривившийся (arbor О); согнутый (arcus О); загнутый (dens V, О); 2) полый (caverna V); 3) округлый (navis О); 4) извитой, вьющийся (litus H; via SenT; flumen V, О); 5) вздымающийся (aequor О, St); 6) согбенный (ănus Prp; senecta О); склонённый, склонившийся (arator V); 7) извращённый (mores Pers). [B.32]

 

error, ōris m [erro I] 1) отклонение от прямого или правильного пути (errore deferri in locum aliquem VF): timere errorem Pt боязнь сбиться с пути; 2) промах, ошибка, погрешность: e. veri T отклонение (уклонение) от истины; inducere aliquem in errorem C вводить кого-либо в заблуждение; errore duci или in errorem rapi (induci) C быть в заблуждении (ошибаться); eripere alicui errorem C вывести кого-либо из заблуждения; e. Н, V и e. mentis C помрачение ума, безумие; 3) обман, ловушка; 4) блуждание, скитание, странствие; 5) колебание, недоумение, сомнение, неуверенность; 6) поэт. изгиб, поворот, извилина, излучина; 7) панический страх

 

ἀγκύλος 3 () 1) кривой, изогнутый (τόξα, ἅρμα Hom.; χεῖρες Arph.; ὄνυχες, σχῆμα Plut.; δρεπάνη Anth.); 2) с крючковатым клювом (κάρα, sc. αἰετοῦ Pind.); 3) запутанный (λόγοι Luc.): ἀγκύλον ἐρέσθαι Luc. задать головоломный вопрос. [B.169]

 

de-ascio, āvī, ātum, āre [ascia] 1) обрубать (обтёсывать) топором (deasciatus stipes Eccl); 2) шутл. обмануть, обобрать (aliquem Pl). [B.32]

 

καῦρος 3 злой, дурной Soph. [B.169]

**

 
     
 

le Diable в Rota Fortunae противостоит Победителю (Jus Proprietatis – Право собственности)

И, так же, как в случае с Арканами 18 – 19 – 20 (Крыша стесняющая – Топор, прорубающий окно (в крыше предыдущего [18-го] аркана – Голова человека, высовывающаяся в окно, прорубленное в Крыше), 15-й Аркан лучше рассмотреть в последовательности: 7 – 8 (Победитель – Поле, подлежащее возделыванию [завоёванное Победителем]).

 

Невозделываемое Поле – пустые претензии (ложные Права)

 

Претензия (от позднелат. praetensio – притязание, требование)

ПРЕТЕ́НЗИЯ, претензии,·жен. (франц. pretention с лат., см. претендовать)

…свойство, поведение человека, претендующего на что-нибудь, добивающегося признания другими приписанного им себе качества.

Притязание, заявление права на обладание кем-чем-нибудь, получение чего-нибудь…

 

prae-tendo

 

Также последовательность Арканов 4 – 5 – 6 (Грудь-выкармливание – Дыхание-самостоятельность – Глаз-Ухо), но больше как семейное проклятие.

 

vindiciae, ārum f [vindico] претензия, требование, иск: injustis vindiciis petere fundos С предъявить неправомерные претензии на земельные владения; postulare vindicias secundum libertatem L требовать отпущения на волю; vindicias dare (decernere) secundum libertatem L признать иск в пользу (временного) дарования свободы (лицу); vindicias ab libertate dicere или vindicias dare (decernere) secundum servitutem (или ab libertate in servitutem) L признать рабом, присудить к отдаче в рабство. [B.32]

 

meritum, ī n [mereo] 1) заработок, вознаграждение; 2) возмездие, воздаяние, кара; 4) услуга, благодеяние; 5) вина, провинность, проступок:; 6) юр. претензия

 

competītio, ōnis f [competo] 1) соглашение, согласие Sid; 2) юр. законная претензия, требование CTh; 3) соревнование Ambr. [B.32]

 

 
     
 

Dr. Michаel Freikman, Jewish University in Jerusalem: «…Баал-Звуль, Вельзевул будущий, «хозяин Небес» превращается в иврите в Бааль-Звуф – «Хозяина мух / Повелитель мух». Это достаточно распространено, и, кстати, не только в Танахе». [P.125.85]

 

Αἰγυπτιστί adv. по-египетски Plat.: ὁ Πάν, Αἰ. Μένδης Her. Пан, на египетском языке Мендет; παρέρπων Αἰ. Theocr. подкравшись по-египетски, т.е. хитро, коварно. [B.169]

βουνίτης, ου (ῑ) ὁ житель холмов (эпитет Пана) Anth. [B.169]

*

В древние времена понятие единого воплощения зла не существовало.

Dr. Kathryn «Kara» Cooney, Egyptologist, UCLA: «Древние египтяне поклонялись сложному пантеону богов, среди которых были боги в образе женщин, мужчин и даже животных, например, соколов, крокодилов и павианов. Однако единого бога войны или любви не существовало, как не было и сверхъестественного существа, олицетворявшего добро или зло».

Дьявол, как мы его знаем, впервые появился в человеческой истории три тысячи лет назад, в то же время, когда люди начали поклоняться Единому Богу. Ранние религии, включая верования древних египтян, были основаны на вере во многих богов, в комплекс божеств, способных как сеять добро, так и причинять зло. Но здесь, в египетских религиях, лежат корни современного Дьявола.

Dr. Kathryn «Kara» Cooney: «Богиня-львица – это одно из олицетворений богини Мут, имя которой обозначает «могущественная».

У Мут было две стороны – спокойная материнская и кровожадная разрушительная, которая иногда проявлялась, причём совершенно непредсказуемо. Однако всех египетских богов можно было ублажить или задобрить. Достаточно было поднести им правильные дары и молитвы.

Если приглядеться к тексту, то мы сможем получить лучшее представление о том, чем египтяне одаривали Мут, чтобы она не разгневалась.

Dr. Kathryn «Kara» Cooney: «Этот египетский символ обозначает «пиво». Это главное, что можно было подносить богине Мут, чтобы она была спокойной и благожелательной. И если в её части храма не было пива, она могла рассердиться и обрушить на людей свой гнев».

Но даже в моменты гнева, мстительности и жестокости божества вроде Мут и Сета не считались дьявольскими. Египтяне верили в то, что Добро и Зло это две стороны одной монеты, и выбирать между ними не приходилось. Однако древнее божество из другой религии имело гораздо больше физического сходства с Сатаной, как мы его изображаем. Греческий бог по имени Пан.

Dr. Mordechai Aviam, Institute for Galilean Archaeology: «Когда местные жители начали верить в греческих богов и богинь, они отождествляли с ними определенные местности. Так как Пан это бог природы, воды и пещер, то вполне естественно, что этот регион был посвящён ему». (Северный Израиль, местечко под названием Баниас [искажённое Паниас; имя бога Пана и дало название месту: Панион или Паниас по-гречески])

Обычно Пана изображали с внушительными рогами и козлиными волосатыми ногами и копытами. Как и египетские боги, Пан был сложным и изменчивым, иногда игривым, иногда весьма злобным. Он подталкивал людей к пьянству и разврату. Все эти черты позднее проявились в Дьяволе.

Ещё до того, как греческие религии добрались до Баниаса, здесь тысячелетиями поклонялись простым богам. Местные жители приходили к этому источнику, чтобы выпивать, танцевать, пировать и резвиться. В 19-м году до нашей эры Ирод Великий, еврейский царь, ставленник римлян, возвёл здесь величественный мраморный храм, посвященный Пану, превратив спонтанное место сборищ в официальную святыню.

Dr. Mordechai Aviam: «Пещера была перекрыта прекрасным сооружением, – этот храм был построен для Пана. Эта пещера, которую вы можете видеть над нами, искусственная».

Преданные почитатели Пана построили искусственную пещеру, потому что считали, что этому богу нужно поклоняться на свежем воздухе, на природе.

Dr. Kathryn «Kara» Cooney: «Пан настолько связан с природой, что сам частично животное, именно так. С точки зрения египтолога абсолютно нормально, чтобы являться отчасти животным, отчасти человеком».

Dr. Mordechai Aviam: «Конечно, но в греческом мире не настолько. Большинство греческих богов и богинь это прекрасные человеческие существа».

Dr. Kathryn «Kara» Cooney: «Вот почему люди так поклонялись Пану: он был богом пьянства, шумного веселья, оргий. Всего того, что делают животные».

Dr. Mordechai Aviam: «Пан – бог всего того, что любили люди».

Пану поклонялись здесь до победы ислама в VII-м веке. Древнегреческий бог Пан с его рогами и склонностью к распутству, имел важные общие черты с современным Дьяволом, но, опять же, его не считали злом. Концепция чистого зла появилась позже.

Dr. Kathryn «Kara» Cooney: «Индуизм – древняя религия, возможно одна из старейших систем-конфессий, которая до сих пор широко практикуется в современном мире, – настолько же старая, как и религия Древнего Египта. Она тоже политеистическая, с пантеоном множества богов, которые иногда сеют зло».

Богиню Кали ассоциируют со значительной силой и жестокостью, она изображается с окровавленным мечом в руке, в ожерелье из отрубленных человеческих голов. Обычно её сопровождает Шива – бог созидания и разрушения. Хотя и у Кали и у Шивы есть ужасающие стороны, индуисты не считают их злом.

В индуизме много разных богов. Боги есть на все случаи жизни от образования до благополучия. Кали наказывает людей за дурные поступки. Некоторые боги, особенно богини способны карать, но это не Сатана. В индуизме нет Дьявола.

Dr. Kathryn «Kara» Cooney: «Откуда берётся зло?»

«Согласно индуизму люди совершают дурные деяния и становятся злом, но бога зла не существует, и Дьявола нет».

Отсутствие Дьявола общая черта для всех политеистических религий. Божества в индуизме, как и греческие и египетские боги есть сверхъестественное воплощение человеческой многогранности.

Dr. Kathryn «Kara» Cooney: «Политеистические боги не бывают злыми или рассерженными, они просто сложное, отражающее все аспекты нашего мира, а не только добро. Их, как в древности, так и в современности считают переменчивыми существами, способными на любовь, доброту, великодушие и ужасающее разрушение».

Такие боги, как Кали и Шива разрушают, чтобы расчистить путь человека к знанию и счастью. То есть даже эти жестокие боги на самом деле благость. Считается, что зло исходит от человека, а не от божественных созданий.

…как и у Пана, здесь есть элементы Дьявола (поклонение духам), но чтобы найти единое воплощение зла мы должны обратиться к религиям с единым Богом, который воплощает в себе Всё Добро.

Иерусалим – священная земля трёх крупнейших мировых религий. Сегодня иудаизм одна из самых важных мировых религий. Однако три с половиной тысячи лет назад она только начинала набирать обороты. Это была первая религия, перевернувшая с ног на голову представление людей о богах. И, возможно, первая религия, в учении которой определяется Зло. Монотеизм изменил представление людей о религии. Когда-то существовало место для многих богов и разных верований, но иудаизм объявил все остальные религии ложными, ошибочными и, возможно, даже порочными. Согласно Ветхому Завету царь иудейский Иезекия [Езекия (ивр. חִזְקִיָּהוּ‎, Хизкияу или Хизкиягу)] провёл в VIII-м веке до нашей эры серию религиозных реформ. Он приказал разрушить все храмы, посвящённые другим богам. Любопытно, но некоторые из этих запрещённых богов имели поразительное сходство с Сатаной, как Пан или Сет.

Dr. Kathryn «Kara» Cooney: «Не смотря на то, что боги вроде Баала или Эла (Илу) изображались существами рогатыми и мужественными, древние почитатели Яхве не отождествляли ни одного из них со злом. Пока».

Самое интересное, что перемены в верованиях произошли не сразу, и не в одной культуре. В 120-ти километрах от Луксора находится храм Эдфу, один из крупнейших и наиболее хорошо сохранившихся древних храмов Египта. Начиная с VII-го века до нашей эры на Египет постоянно нападали иноземные захватчики. Кровавые набеги уносили жизни многих египтян, и к третьему веку до нашей эры, когда был построен этот храм представления людей о зле изменились.

Dr. Kathryn «Kara» Cooney: «Находясь в условиях постоянной борьбы, египтяне, как и израильтяне, начали воспринимать мир без оттенков, а скорее в чёрно-белых тонах. Сформировался менталитет «мы против них», даже в отношении богов. Одновременно с этим начала принимать форму концепция Единого Зла».

Культуры, подобные египетской, упрощали свои представления о добре и зле. Израильтяне уже провозгласили свою веру в Единого Истинного Бога, который не причиняет Зла. Всё это способствовало возможности противоположного сверхъестественного существа, олицетворявшего Зло. Зло, которому предстояло родиться.

Рим охраняли тысячи солдат, стоявшие гарнизонами за городскими стенами. Около таких военных баз археологи обнаружили подземные камеры, посвященные иранскому богу Митре. Это были места тайного культа, ставшего очень популярным в первом веке среди римских легионеров, служивших на восточных границах империи.

Dr. Benedetta Bessi, John Cabot University, Rome: «Это культ для привилегированных, который был открыт только для посвящённых. Это место было секретным, куда впускали только определённых людей. Культ был популярен потому, что в первоначальном контексте Митра был божеством, чьё имя отождествлялось с понятиями «Верность и Надежда». Возможно, отчасти, поэтому он был так популярен у солдат. В военной идеологии понятию Верности, конечно, придавалось очень большое значение».

Как Яхве у евреев, Митра олицетворял собою всё Добро, поэтому не удивительно, что опять же должна была существовать его противоположность, вмещавшее Зло. Не смотря на то, что информация о культе Митры очень обрывочна, историки соглашаются, что для последователей культа самым важным действием бога было убийство быка, предположительно происшедшее в пещере. Это может объяснить тот факт, что многие храмы Митры были построены в виде пещер.

Dr. Benedetta Bessi: «Все эти солдаты, – последователи культа, – пытались уничтожить и победить Зло, которое олицетворял бык. А здесь находился алтарь. Возможно, здесь приносили в жертву быков. Мы не знаем, действительно ли здесь совершались жертвоприношения, или культ уже достиг уровня символического действия, когда убийство быка только проигрывалось. Например, они убивали курицу или другое животное, может быть просто перину, которая олицетворяла кровь, заменяли кровь. Очевидно, что сходств между культом Митры и христианством очень много. Существует также космологическая идея о том, что Иисус связан со Вселенной, возрождает Вселенную. Подобную картину мы видим у Митры в его действиях. Митра своими действиями побеждает Зло, деяния Иисуса побеждают Зло, происходит борьба между Добром и Злом. В этом у них есть сходство».

Во втором веке, когда появился митраизм, само христианство являлось культом, и не было широко принято римскими гражданами. Но культ Митры имел хотя бы одно сходство с новой религией – веру в то, что Добро и Зло – противоборствующие силы. Связь между культом Митры и христианством похожа не только идеологией.

Dr. Kathryn «Kara» Cooney: «Почему христианскую церковь построили над местом поклонения Митре?»

Dr. Benedetta Bessi: «Чтобы показать, что христианство стало сильной религией, и в то же время взять на себя часть престижа старого культа, располагаясь в том же месте».

Христианство стало популярным, потому что не имело никаких ограничений по социальному или экономическому статусу и было обращено к низшему слою населения. В отличие от привилегированного культа Митры, христианство было открыто для всех, а со второго - третьего веков стало распространяться со сверхъестественной быстротой по всему Средиземноморью, вызывал раскол между верующими и неверующими – «Мы против них», - повторение того, что случилось с ранним иудаизмом. Христиане тоже верили в Единого Истинного Бога. Всех, кто не разделял христианских убеждений, окрестили язычниками, и стали ассоциировать со Злом. Ранние христиане, как и иудеи до них, отождествляли неверующих с политеизмом. За три-четыре века эти запрещённые боги слились в единое злое создание – Дьявола. Когда или где впервые появились первые изображения Дьявола, – точно неизвестно, но его зловещее поведение и физические особенности были переняты от множества древних богов. Такие черты, как раздвоенные копыта греческого бога Пана, рога Пана и бога бури Баала, вилы римского божества Нептуна и раздвоенный хвост египетского бога Сета. Все эти черты воплотились в современном изображении самого Зла – Сатаны.

Dr. Kathryn «Kara» Cooney: «Проповеди Павла были сфокусированы (Эфес) на ключевом элементе религии – Спасении». (Дьявольских искушений)

Впервые в истории появилось олицетворение Зла, искушавшее людей. Теперь ролью Дьявола было испытание веры.

Dr. Kathryn «Kara» Cooney: «Люди воспринимали своё существование как испытание выбора между Дьяволом и Богом. Если вы прожили эту жизнь без порока, не поддавались на искушение Дьявола и не приняв языческие верования, то вас ждёт загробная жизнь полная Света, Любви и Совершенства».

Христианство привлекало всё больше новообращённых. Но прошло ещё двести лет, прежде чем римские императоры осознали политическую силу христианской доктрины Противоборства Добра и Зла. И после этого они приняли понятие Дьявола, и Христианство стало набирать обороты. В первом веке нашей эры римские императоры возвели крупнейшее на тот период в мире сооружение с куполом. Пантеон был изначально построен как политический храм в честь всех богов. Но спустя сотни лет, в 609-м году его превратили в христианскую церковь.

Dr. Alessandro Celani, History of Early Christianity, Archaeology (эксперт по раннему христианству): «Прежде всего был сделан очень важный шаг – христианство стало официальной государственной религией Римской империи. В то же время епископы и Папы в Риме начали рассылать монахов и служителей церкви в деревни, чтобы обращать местных жителей в христианство. В процессе этого обращения людей пугали, рассказывая, что все боги, которым они поклонялись, это демоны или приспешники Дьявола. В самом раннем христианстве лежат и споры об Истинном Боге и притворщиках - демонах, поэтому, возможно это аргумент использовался для обращения людей в христианство с целью показать им правильный, с их точки зрения, путь».

Dr. Kathryn «Kara» Cooney: «Почему христианству сопутствовал такой успех? Почему оказалось так просто изгнать язычество?»

Dr. Alessandro Celani: «На новую религию, которая могла дать простым людям доступные ответы, возлагались большие надежды. Значительную роль играли ожидания жизни после смерти, воскрешения и вечной жизни. Религия очень простая. Существует только два пути, которыми можно пройти: есть Один Истинный Бог и его антипод Дьявол – ты либо христианин, либо Зло».

К четвёртому веку объединёнными усилиями христианства и Римской империи новая система верований распространилась по Средиземноморью. Вы либо с Ним, либо против них: верите в империю и Церковь, либо вы приспешник Дьявола.

Махмуд Ай, знаток Корана (Голубая Мечеть): «Параллели провести очень просто, сравнив Библию и Коран. В обеих религиях Сатану считают олицетворением Зла, Искусителем Человечества. Сатана, это тот, кто сбивает людей с пути истинного в обеих религиях. Но в исламе Сатана не считается врагом Бога, Сатана враг всего Человечества, поскольку Бог слишком велик, чтобы иметь врагов. В Коране тоже есть история об Адаме и Еве. Но есть и различия. Например, В Библии мы видим, что Змей нашёптывает сначала Еве, а уж она искушает Адама. То есть женщина – искусительница мужчин, как это изображено в Ветхом Завете. Но в Коране сатана искушает сразу обоих».

Dr. Kathryn «Kara» Cooney: «А что делают мусульмане, чтобы противостоять злу?»

Махмуд Ай, знаток Корана: «Мы ведём Джихад. Я говорю не о понятии джихада в представлении западных средств массовой информации. Джихад буквально означает духовную борьбу с собственными недостатками, чтобы угодить Богу. Есть слова Пророка: «… лучший Джихад, это Джихад, который вы ведёте против своих желаний. Сатана постоянно испытывает нас. Человечество сопровождает Ангел и Сатана, и если Ангел пытается вести человека по правильному пути, Сатана вводит его в заблуждение».

Dr. Kathryn «Kara» Cooney, Egyptologist, UCLA: «Отсюда возникают новые проблемы в общении людей. Христиане считали, что иудеи заблуждаются, не принимая Истинного Мессию. Мусульмане отвергают христианскую религию, поскольку с их точки зрения христиане поклоняются не Одному Богу, а Отцу, Сыну и святому Духу».

Новые религии по своей природе были нетерпимыми к другим системам убеждения.

Все три главных монотеистических конфессии добавили фигуру Дьявола в свои священные писания. Дьявол испытывает набожность и сеет страх в тех, кто сходит с пути истинного. Три тысячи лет назад понятие Сатаны не существовало. Затем старые боги грубой силы и полового влечения превратились в абсолютную злую силу, способную, как считалось, отбирать у людей сердца, души и разум. Новые монотеистические религии начали обретать форму, поощряя людей мыслить категориями «белого - чёрного», «Добра-Зла», и родился Дьявол. [T.12.LIII.4]

**

 
     
 

**

Во время своего путешествия Сети достиг Четвёртых Врат Ночи. Он произнёс волшебные слова, чтобы пройти через них, но его поджидал демон Апоп, для того чтобы нанести удар.

Представление о схватке с демонами после смерти старо как мир. Оно является как бы подведением итогов после смерти. Эта идея нашла отражение спустя столетия.

Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Знаете почему в наши дни считается благом быть монотеистом? Люди боятся, что если они будут плохо себя вести, то попадут в Ад. Именно в это верили и древние египтяне».

Главный египетский демон Апоп до странности напоминает иудейско-христианского Сатану – злое существо, которое хочет уничтожить человечество.

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Апоп в представлении египтян считался Дьяволом. Если царь и Бог Солнца не смогли бы его победить, со Вселенной было бы покончено».

И он не случайно был змеёй. Египетский Загробный мир был местом, кишащим существами из окружающей природы. Этих животных иногда превращали в богов или кошмарных демонов, которые охотились за царями после смерти.

Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Некоторые из этих демонов, созданных древними египтянами были не столько порождением ночных кошмаров, сколько существами, которые подстерегали под водой».

Апоп продолжает охотиться за Сети всю ночь, вплоть до кульминационного момента в десятом часу. [T.17.XIX]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…Сет(х) вовсе не был Богом зла, как иногда об этом пишут в книжках: он был Богом Хаоса. Это то, что противостоит миру, когда Мир уже погряз в пороке. То божество, которое появляется, когда существующая форма жизни уже устарела. Он – Бог пустыни. У него огненные красные глаза. Он – бог раскалённого металла и войны. Он – бог ярости. Он – бог особых тайных оракулов Ливийской пустыни. А ещё – он такое воплощение мужской военной силы: до такой степени, что когда мы представляем традиционную египетскую мифологему о Солнечном боге, который на Ночной ладье погружается в потаённые области Иного мира и борется со Змеем Хаоса Апопом, то тот бог, который стоит на носу Солнечной ладьи, повергает Змея и протыкает – это Сет(х), который в данном случае, «достойный сын» Солнечного бога.

С негативными аспектами человеческих проявлений, человеческого характера Сет(х) начинает ассоциироваться только  в персидское время. то есть, в шестом веке до новой эры». [P.125.35]

 

По мнению ряда учёных, божество Сет (а точнее, Сетх, или Сутех), занимавшее в египетском сонме богов положение бога пустыни и зла, было неегипетского, точнее, семитского происхождения.

Глеб БАУЭР, кандидат исторических наук [B.153.1]

*

…как считают многие исследователи, которые видят в борьбе Осириса с Сетом отражение столкновений между Египтом и семитскими переселенцами в конце IV или даже в V тысячелетии. Важнее другое: этот миф говорит о связях между Библом и Египтом. Согласно ему, они существовали с незапамятных времён и имеют мифологически культовый аспект.

Карл-Хайнц Бернхардт [B.153.1]

***

 
     
 

***

«В тот самый день случилось и Сарре, дочери Рагуиловой, в Екбатанах мидийских терпеть укоризны от служанок отца своего за то, что она была отдаваема семи мужьям, но Асмодей, злой дух, умерщвлял их прежде, нежели они были с нею, как с женою…» (Товит, глава 3. стихи 7 – 8).

Критики отмечают, что никогда до того евреи нигде не упоминают ни о каком дьяволе, демоне или чёрте: злые духи ведут своё происхождение из Персии, где народ веровал в существование двух одинаково могущественных богов: Ормузда – бога добра и Аримана – бога зла. Из них каждый повелевает целой армией добрых или злых духов. Евреи же были только подражателями. Они заимствовали свою религию у соседей или поработителей, причём заимствовали не только обряды, но также и религиозные предания.

Лео Таксиль [B.137.1]

 

Dr. Gregory J. Riley, Professor of New Testament, Claremont Graduate University: «…в основной массе религий Дьявол отсутствует: израильтяне жили без Дьявола, пока не пришли в Вавилон. Там иудеи познакомились с зороастризмом и приняли его идеи. После того Дьявол начал появляться в еврейской литературе. В частности то, что Дьявол – источник Зла. Людям понравились эти идеи, и к появлению Иисуса у Дьявола уже появилось имя – Вельзевул – самый главный противник Иисуса в Новом Завете и евангелии. Это был новый подход. Его приняли евреи, его приняло христианство, его принял ислам». [T.21.CVI.3]

 

 
     
 

Ростислав ЛЮБВИН, майор милиции в отставке, Культурный центр ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: «…глубже погреба, который есть на многих хозяйствах, вряд ли что-нибудь есть, потому что это Ленинград: здесь либо болота, либо гранит. Поэтому у нас проблем со строительством метро: или грызть нужно гранит, либо надо укреплять своды метро так, чтобы не просочилась вода. Поэтому у нас какие-то подземные каналы, подземные переходы – это просто невозможно». [T.10.CLXXX.24]

 

 
     
 

le Diable (3) ДАЛЕЕ

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6