ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XV. Logica; Nahash - Typhon; Fatumle Diable (Измена, Сатанизм); Иероглиф (стрела, летящая по окружности)

   

le Diable

 
     
 

diable m 1) чёрт, дьявол, бес; envoyer à tous les ~s послать ко всем чертям; au ~! к чёрту!; ~! чёрт возьми!; que ~! кой чёрт!; ◊ bon ~ добрый, славный малый; pauvre ~ бедняк; бедняга; grand ~ детина; loger au ~ (vauvert) жить у чёрта на куличках; loger le ~ dans (или en) sa bourse быть без гроша; tirer le ~ par la queue еле перебиваться, бедствовать; avoir le ~ au corps быть непоседой; faire le ~ à quatre неистово шуметь, производить адский шум; dire le ~ de qn наговорить гадостей о ком-либо; se donner un mal de ~ чертовски надрываться, лезть из кожи вон; se démener comme un ~ dans un bénitier вертеться как бес перед заутреней, вертеться как белка в колесе; метаться как угорелый; ~ de temps отвратительная погода; la beauté du ~ свежесть молодости; quand le ~ devient vieux, il se fait ermite посл. когда старость придёт, (то) и чёрт в монастырь пойдёт; quand le ~ у serait сам чёрт тут замешан; тут уж ничего не сделаешь; несмотря ни на что; c'est (là) le ~, c'est le ~ à confesser в этом-то и трудность; ce n'est pas le ~ не так уж это трудно; с этим можно мириться; c'est le ~ qui bat sa femme et marie sa fille погода неустойчива; идёт грибной дождь; loc. adv.: à la ~ как попало, небрежно; из рук вон плохо; en ~ чертовски; il était sportif en ~ он был ярым спортсменом; 2) тачка, повозка (для перевозки тяжестей). [B.34]

 

diablement adv разг. чертовски, дьявольски, чрезвычайно. [B.34]

 

diablerie f 1) чертовщина; 2) проделка. [B.34]

 

diablesse f чертовка. [B.34]

 

diablotin m чертёнок, бесёнок. [B.34]

 

 
     
 

Дьяволъ diabolus (у церковн. писат.) [B.39]

 

diabolus, ī m (греч.) дьявол, дух зла и лжи Eccl. [B.32]

 

diabolicus, a, um [diabolus] дьявольский Eccl. [B.32]

 

תַּיִשׁ ) [táyiš] козёл [B.18]

 

 
     
 

Средь дыма и чада парит в воздухе призрачная фигура. На большом шаре сидит Бафомет с женскими грудями и козлиной головой. Между двух тёмных изогнутых рогов виден факел с тремя языками пламени; рука одна опущена вниз, другая поднята кверху, на каждой два пальца соединены вместе, а три загнуты. Фосфорическим светом около этих пальцев горят вещие словеса: у поднятой руки «solve», у опущенной «coagula». На лбу под факелом матовым перламутровым светом переливается эволютивная пентаграмма. Грудь Бафомета обвивают две змеи, одна подняла голову кверху, другая книзу. Своими телами эти змеи на животе образуют полукруг.

В. ШМАКОВ [B.24.1]

 

Правая рука Андрогина мужская; на ней фигурирует надпись «Solve» (разрешай, разрежай, растворяй). Она указывает на светлый серп молодой луны с правой стороны фигуры (чаще всего незеркально). Левая рука Бафомета женская; на ней мы зрим надпись «Coagula» (сгущай); она указует на тёмный серп убывающей луны с левой стороны фигуры. ГОМ [B.27]

 

solvo

 

coāgulo

 

взобравшийся на шар, становится не волен ни в выборе направления своего движения, ни в обретении покоя

Шар, находящийся рядом с богиней, служит напоминанием о неустойчивости, зыбкой непрочности счастья, мысль о котором властвует над человеческим родом.

Татьяна КОТЕЛЬНИКОВА [P.77.2]

 

quadrātum, ī [quadro] n четырёхугольник, квадрат C, Col, PM: mutare quadrata rotundis H менять четырёхугольное на круглое, т. е. всё ставить вверх дном. [B.32]

 

 
     
 

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «…само слово «Дьявол» означает «разделённый», «нецелостный», и нам понятно, – это по определению существо дурное. Бог – целостность, Дьявол – разделённость, разрозненность, расколотость.

…когда формировался образ дьявола как противника божьего, он впитал в себя черты самых разных божеств других религий. Что такое дьяволы, демоны, бесы? – Это божества других религий, которых мы победили». [B.141.26]

 

 
     
 

verberetillus, ī m [verber] «турка для битья», козёл отпущения (aliquem verberetillum facere Pl). [B.32]

 

cornū, ūs (редко ū; dat. тж. ū C etc.) n 1) рог (cornua boum Cs, ariĕtis Vr, C, hirci V, cervi Vr); 8) копыто Cato, V

 

Александр МАХОВ, доктор филологических наук: «…почему возникает тема Демонического бестиария, иначе говоря, почему Дьявол изображается в виде Зверя или со звериными чертами? Ну, в целом, конечно, животный облик Дьявола – это символ его умалённости – символ того, что этот ангел, некогда прекрасный, пал, и он стал ниже человека, потому что он утратил всякую надежду на спасение, на всякую связь с Небом. И чтобы подчеркнуть, что он ниже человека, его изображают с животными чертами, а, иногда, ему придают даже и растительные черты. Вот, скажем, рога его иногда превращаются в ветки деревьев. Но нам с вами очень важно понять одну вещь, что Дьявол – это не какое-то одно животное, а это целый конгломерат животных, каждое из которых выступает как слово в некоем высказывании о Дьяволе, как слово, которое выражает ту или иную черту Дьявола: лев выражает его агрессию, змей выражает его хитрость, медведь выражает его глупость и так далее.

…с точки зрения нашего представления о Дьяволе, Дьявол, – прежде всего, козёл. И на поздних изображениях Дьявол имеет ярко выраженные козлиные черты, и ведьмы поклоняются Козлу, и Козёл несёт их на шабаш – изображений такого рода очень много. Конечно, иногда появляются и козлиные рога, на самом деле, у Дьявола: безусловно, это не закон какой-то, вот эти тельцовые рога – рога бывают очень разные. Но в целом Козёл имеет очень сильный позитивный смысл для средневековой культуры. И здесь мы снова сталкиваемся с тем феноменом, что животное воспринимается средневековым человеком совсем не так, как оно воспринимается нами. Для средневекового человека Козёл – это, отчасти, Христос. Козёл имеет очень сильную христологическую семантику, и во многих трактатах вы прочитаете, что, во-первых, своим острым зрением Козёл служит фигурой Христа: вот как козёл видит на большом расстоянии охотника, так Христос распознал предателя Иуду…

…хотя, конечно, козёл тоже амбивалентен.

…в латыни есть, по крайней мере, два слова, обозначающих козла – «caper» и «hircus» – и, вот, эти слова часто воспринимаются, как названия разных животных. Вот, «caper» – позитивный козёл, хороший, который как Христос поднимается по скалам к Небесам, а «hircus» – плохой, негативный козёл, похотливый козёл». [T.10.CI.74]

 

Chimaera, ae f (греч. «коза») Химера: 1) трёхголовое огнедышащее чудовище в Ликии, убитое Беллерофонтом Lcr, Tib, V, H etc.; 2) огнедышащая гора в Ликии PM. [B.32]

 

Андрей ГРИГОРЬЕВ, доктор филологических наук: «…когда это выражение попадает на русскую почву, то слово «козёл» не имело негативного или иронического оттенка, только как мы имеем сейчас, потому что густая шерсть козла очень часто ассоциировалась с достатком, с богатством. В древнерусских текстах мы можем встретить такой отрывок: «Я богат, как козёл мохнат».

В Библии мы можем встретить места, где древнегреческим словом «эрифос» (έριφος) назывался идол или вот эти самые косматые козлообразные существ. «Эрифос» по древнегречески как раз и означает «козёл», поэтому, в данном случае, грешные люди как раз и ассоциируются вот с этими нечистыми и бесовскими существами». [T.10.I.3]

 

Очевидно, древние большое значение придавали рогам, если столь важный орган, как мозг, во многих языках получил своё название именно от соседства с ними.

Греческое слово «керас» (keras) означало рога. В латинском языке, в котором часто брались за основу более древние по происхождению греческие слова, от него образовались два слова: одно из них, «корну» (cornu), так и означало рог, другое – «цэрэбрум» (cerebrum) получило значение «мозг». Это и естественно, так как мозг и рога расположены рядом, только мозг внутри черепа, а рога над ним. Слово «цэрэбрум» обычно применяется теперь в форме прилагательного – церебральный, то есть мозговой, относящийся к мозгу.

Айзек Азимов [B.129.2]

 

 
     
 

Остров Родос, если верить легенде, получил имя потому, что его жители поклонялись богу Солнца, а потому чтили розу (роза по-гречески – «родос»), которую они считали цветком бога Солнца.

Айзек Азимов [B.129.1]

 

…один из крупных специалистов по тайным обществам, профессор Сергей (Александрович) Фомичёв (доктор филологических наук). Он рассказал, что впервые о розенкрейцерах заговорили в 1766-м году. Тогда в Берлине была основана «Ложа Трёх Глобусов», её члены заявили, что они последователи некоего Христиана Розенкрейца, обладателя сакральных знаний.

…однако профессор Фомичёв убеждён, что в этой истории больше вымысла, чем правды. Он считает, что Христиана Розенкрейца никогда не существовало: это мифологический образ – идеальный последователь Христа, соединивший в себе вселенскую любовь, о чём говорит роза, и страдания Иисуса, которые обозначает крест. Роза и Крест – два главных символа братства, которые отличают его от масонов. [T.10.CLXXX.4]

 

…нейтрализовать Самопожертвование и Науку; совместить их в себе, заставить служить одному идеалу, уподобиться третьему символу, помещённому в рассматриваемом пантакле у подножия Креста + Розы. Там сидит Пеликан с широко распростёртыми крыльями, собственным мясом и кровью кормящий своих птенцов в порыве родительского Самопожертвования, но птенцы Пеликана различного цвета.

В первоначальной схеме пантакля их три; в позднейшей схеме семь. Они фигурируют три Первичных Причинности или семь Вторичных; в последнем случае им придают планетные цвета. Материнский порыв уравновешен Наукой цветов: мать знает, что надо различно обращаться с различными птенцами; она вкусила науки, она применяется.

ГОМ [B.27]

 

…из того, что наговорил ему Жузеп, Антонио выбрал Птицу, собирающую под кровом крыл детей, и сделал её символом Жертвенной любви – Пеликаном – способным ради спасения птенцов кормить их своей «Плотью и Кровью».

Когда ещё не было икон, первые христиане рисовали Пеликана на стенах катакомб.

…ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня;

5 сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой;

6 от голоса стенания моего кости мои прильнули к плоти моей.

7 Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах;

8 не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле.

9 Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною.

10 Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами…

Пс.101

и как встретил «Венец творения» (человек) своего Создателя: Ему и Пречистой Его Матери не нашлось места в гостинице – ни одно сердце не дрогнуло – кормушка для скота стала колыбелью Христу. Мужи, воины-защитники, надеясь погубить Его, избили невинных младенцев. Волхвы подарили Ему погребальные благовония. Симеон предрёк Марии величайшее из страданий…

*

…среди скульптур Саграда Фамилиа есть и анархист с бомбой, он тоже был создан, чтобы стать родным для Святой семьи.

По Божьему Закону если обнищавший израильтянин продавал собственность или самого себя в рабство, то его ближайший родственник – искупитель – должен был вступиться за него, и выкупить проданное. Бывали случаи, когда «искупителю» приходилось вступать в левиратный брак, чтобы продлить род своего умершего родича-бедняка. Вот такую степень близости Бога к людям подразумевает пророк Исайя, когда говорит: «…Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш». (Ис. 63:16) [T.10.CDI.30]

 

cofānus, ī m пеликан Ap. [B.32]

truo, ōnis m пеликан, перен. (о человеке) носач Caec. [B.32]

 

Именно это чашеобразное в растянутом виде приспособление и дало пеликану имя. Чаша по-гречески «пелекс». Конечно, для характеристики птицы можно было бы воспользоваться иными отличительными деталями – например, выразительным клювом или уникальными рыболовными способностями, но кто-то и когда-то в тумане древнегреческих времен остановился все-таки на «чаше». А уж от «пелекса» до «пеликана» совсем близко.

В. БАБЕНКО [A.369]

*

Пеликан – это слово, имеющее латинские корни: по латыни «пеликус» – «топор». Вероятно ещё римские историки хотели таким названием дать представление об огромном клюве пеликана, который действительно напоминает топор. [T.10.DCXIX.1]

 

 
     
 

Prof. Joshua D. Greene, Harvard University: «…мы выяснили, что когда человек говорит «Да», наблюдается активность в дорсолатеральной префронтальной коре, другими словами, зона когнитивного контроля берёт верх над нашими эмоциями. Наши эмоции кричат: «Нет, не делай этого», но другая часть говорит: «Если ты этого не сделаешь, то… , а так…» Эта рациональная, расчётливая часть вашего мозга берёт верх. У некоторых. И когда это происходит, это видно на томограмме».

Но каким образом понимание этого механизма может повлиять на нашу жизнь за пределами научной лаборатории?

Prof. Joshua D. Greene: «Что, если по прошествии какого-то времени, мы придём к выводу, что любой поступок человека это результат взаимодействия нейронов, которые контролируют наши мышцы и определяют наше поведение? Это хорошо или плохо? Неужели никакой души нет? Для кого-то это будет самым жутким откровением. С другой стороны – это замечательно: вера в душу может нанести большой вред. И самый яркий пример – это события одиннадцатого сентября. Люди, захватившие эти самолёты, верили в то, что умрут только их тела, а их души попадут в лучший мир. Можно ли заставить человека пойти на подобный акт, если он не будет верить в то, что его душа служит некой высшей цели?»

Научная работа Грина и Коэна (Prof. Jonathan D. Cohen, Director, Princeton Neuroscience Institute, Princeton University) пока в зародыше, но уже сейчас видно, что в будущем наука объяснит Зло сухими фактами, а не риторикой на политическую и религиозную темы. [T.17.XXXII]

 

 
     
 

Страшная чёрная ночь окутывала землю, и в дали горело зловещее красное пламя.

Какая-то фантастическая фигура вырисовывалась передо мной по мере того, как я подходил ближе.

Я увидел высоко над землей отвратительное красное лицо дьявола с большими волосатыми ушами, с остроконечной бородой и с загнутыми козлиными рогами. Между рогами на лбу дьявола фосфорическим светом сияла перевернутая пентаграмма. Два больших серых крыла с перепонками, как крылья летучей мыши, были распростерты по воздуху. Одну голую, жирную руку дьявол держал, согнув локоть и расставив пальцы, – и я увидел на ладони знак черной магии. В другой руке он держал опущенный вниз горящий факел, от которого поднимались клубы черного, удушливого дыма. Дьявол сидел на большом чёрном кубе, держась за него когтями своих звериных мохнатых ног.

Спереди куба к железному кольцу были прикованы цепями Мужчина и Женщина.

Это были те же мужчина и женщина, которых я видел в саду, но теперь у них были рога и хвосты с огненными концами.

П. Д. УСПЕНСКИЙ [B.28]

 

…но затем он понял, что птичьи крылья – не самое лучшее средство для осуществления полёта человеком. Устройство «летающей машины» должно копировать скорее летательный аппарат летучей мыши, так как мембрана её крыльев образует сеть – плотное переплетение внутри формы крыла.

Dr. Matthew Landrus, University of Oxford: «Леонардо взвесил оперённое крыло орла и крыло летучей мыши, и понял, что крылья мыши способны поднимать в воздух более тяжёлые тела». [T.10.CDLVI]

 

vespertīlio, ōnis m [vesper] летучая мышь, нетопырь Vr, PM, Macr, V. [B.32]

 

volātilis, e [volatus] 1) летающий, окрылённый, крылатый (bestia C): v. puer O = Амур; 2) лёгкий или метательный (ferrum V; telum Lcr, O); быстрый, стремительный: volatile linum Eccl = velum; 3) мимолётный (aetas O); быстро преходящий (gloria Sen). [B.32]

 

favīsae, ārum f подземные хранилища, подземелья (куда складывались вышедшие из употребления предметы культа) AG. [B.32]

 

fax, facis (gen. pl. ium) f 1) факел; prima f. noctis AG, Macr начало ночи, вечер (время зажигания факелов); primā face Ap когда (стемнело и) зажглись первые огни; face ferroque sequi aliquem V преследовать кого-либо огнём и мечом; 2) свет, сияние (Phoebi Poëta ap. C); светило, метеор (faces caeli или caelestes C): faces поэт. Prp, VF лучистые, искромётные глаза; 3) пламя, пламенность, пылкость, жар, пафос: faces dicendi C пламенное красноречие; facem alicui rei (ad aliquam rem) praeferre C, T или subděre Sen, Q побуждать, возбуждать, подстрекать к чему-либо; 4) побуждение, возбуждающая причина, повод (f. belli VP, irae Lcr): corporis faces C чувственные влечения, плотские страсти; 5) бич, язва

 

 
     
 

По её версии событий король Соломон слышал, что у иностранной царицы были ноги козла.

Prof. Carole R. Fontaine, Andover Newton Theological School: «В древнем мире многие демоны обобщённые фигуры, они были отчасти человеком, а отчасти существом. Фактически это и явилось частью идеи, которая возможно объясняла необычные ноги Шивы».

Опасаясь, что царица Савская действительно могла быть демоном, Соломон изобрёл испытание: он усыпал пол хрусталём. Принимая его за водоём с водой, царица Савская приподняла свою юбку, чтобы переступить через неё, открыв, к облегчению Соломона, ноги женщины. У этой истории очень ясное символическое значение.

Prof. Carole R. Fontaine: «В древнем мире, волосатость особенность дикарей: шерсть покрывает животных, а люди же носят одежду. Когда легенды пытались наделить царицу Савскую волосатыми ногами, они, таким образом, пытались показать дикость этой иностранной женщины. Другая очевидная часть между частями тела состояла в том, что некоторые из них использовались как эвфемизмы для описания сексуальных признаков. Так что в потребности видеть ноги Шебы могла скрываться так же необходимость убедиться что она была женщиной, что над нею можно доминировать, что она не некая уловка иностранцев, которые прислали демона или мужчину переодетого в женщину для того чтобы одурманить Соломона». После такого введения Библия продолжает рассказывать, что царица Савская проверила Соломона трудными вопросами. Коран говорит что… [T.13.X]

 

 
     
 

le Diable (2) ДАЛЕЕ

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6