ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XV. Logica; Nahash - Typhon; Fatumle Diable; Иероглиф (стрела, летящая по окружности)

   

Fatum

 
     
 

…Природа дарит нас кольцом фатальных проявлений, составляющим подчас непреодолимую преграду в данной инкарнации; это Fatum, третий заголовок нашего Аркана. Заметьте, что XV Аркан вытекает натурально из XIV-го: дедукция опирается на логику; этический герметизм не может игнорировать техники борьбы со страстями; законы обратимости процессов теснейше связаны с проявлениями фатума…

И природа начинена вихрями, неизменно очерчивающими ее проявления, управляющими малейшим феноменом ее жизни. Совокупность этих вихрей, сущность которых, строго говоря, ничем не отличается от сущности Nahash, в области Природы именуется Fatum (третий заголовок аркана). ГОМ [B.27]

 

 
     
 

fātum, ī n [for] тж. pl. 1) слово (изречение, воля, приговор) богов (fata deorum V); вещее слово, предвещание, прорицание (fata Sibyllīna С): in fatis est O и f. est Sl, С написано на роду (суждено); 2) рок, судьба (omnia fato fiunt С; necessitas fati AG); удел, участь (f. inevitabile QC, insuperabile O): dum fata sinunt SenT пока судьба позволяет, т. е. пока можно; mulionum fata agere Pt изображать жизнь (играть роль) погонщиков мулов; multi committunt eădem diverso crimina fato J многие совершают одни и те же преступления, но с различными (для себя) последствиями; 3) (роковой) исход, смерть, смертный час: post fata conjugis V после смерти супруга; fato cedere L, concedere PJ, VF, obire T, fungi O, perfungi L, T, finem vitae implere T, perire Just умереть естественной смертью; fata alicujus proferre V отдалить чью-либо смерть; maturius exstingui, quam fato suo С безвременно умереть; 4) прах, пепел сожжённого тела (fata alicujus reponere Prp); 5) неотвратимое несчастье, гибель (ex faucibus fati eripere С): omen fati С предчувствие гибели; imposĭto pede calcare fata alicujus О глумиться над чьим-либо несчастьем; 6) губитель (duo illa rei publicae fata, Gabinius et Piso C). [B.32]

 

fatum, ī n 1) изречение… 3) вечным законом природы установленный, нерушимый мировой порядок, законы природы… 5) предопределение, час смерти, естественный предел жизни; 6) насильственная смерть... [B.33]

 

fērāliter [feralis I] роковым образом Aug. [B.32]

 

ēventus, ūs т [evenio] 1) исход, конец, результат (pugnae, diei Cs); успех, удача (pugnare dubio eventu L): non sine eventu PJ не без успеха; certus eventūs T уверенный в успехе || развязка (ad eventum festinare H); 2) приключение, случай (gravis e. O): ex eventu, non ex voluntate С случайно, а не преднамеренно; 3) участь, удел, судьба (navium suarum Cs). [B.32]

 

I sors, sortis f [sero I] 1) жребий… 4) удел, участь, судьба, предназначение (humana L; futura V; s. est sua cuique ferenda Man): s. suprema H кончина, смерть

 

 
     
 

Религия (5), как память прошлого Природы, и беспощадная Мировая Мельница (10) в настоящем не сложатся ли в пресловутый Fatum (15) мира феноменов? ГОМ [B.27]

 

Ревекка Самойловна поздоровалась с Г.А. и сразу же спросила…

Г.А. иронии не принял. «Ты хорошо представила себе, как это будет? – спросил он. – Этих мальчишек и девчонок будут волочить за ноги и за что попало и швырять в грузовики, их будут избивать, они будут в крови. Потом их перешвыряют на платформы, как дрова, и куда-то повезут. Тебе это ничего не напоминает?»

Она несколько побледнела и построжела, но тут же возразила, что Г.А. сгущает краски, все эти ужасы вовсе не обязательны, всё будет проделано вполне корректно и в рамках человечности.

Г.А. сказал: «Ты прекрасно понимаешь, что никакой корректности при выполнении подобных акций быть не может. Наши дружинники и наша милиция – это всего-навсего обыкновенные горожане, точно такие же обезумевшие от беспокойства родители, родственники и просто ненавистники Флоры. При малейшем сопротивлении они сорвутся и начнут карать. Потом они опомнятся, им сделается непереносимо стыдно, и чтобы спасти свою совесть от этого стыда, они дружно примутся оправдывать себя друг перед другом и в конце концов эту самую позорную страницу своей жизни они представят себе как самую героическую и, значит, изувечат свою психику на всю оставшуюся жизнь».

А. СТРУГАЦКИЙ, Б. СТРУГАЦКИЙ [B.50.5]

 

О смерти

Смерть – венец земной жизни. Для иудеев смерть и рождение это две стороны одной медали: и там и там раздаётся плач. Дата и обстоятельства кончины рассматриваются как вид предзнаменования. Чем мучительнее смерть, тем лучше: она сама искупает жизненные грехи. Лучше всего умереть в субботу – священный день для иудеев. [T.10.VII.8]

 

Prof. Elaine Pagels, Princeton University: «Одним из самых острых вопросов, вызвавших раздор, был вопрос о том, почему Иисус решил принять такую страшную смерть. В общинах ортодоксальных христиан был лишь один ответ на этот важный вопрос – Он принёс искупительную жертву. Но это имеет смысл лишь тогда, если каждому человеку нужно искупать грехи. Поэтому христиане выдвинули идею о том, что каждый человек грешен, но сам не смог бы искупить свои грехи, и поэтому Бог послал Миссию, который принёс искупительную жертву на кресте за всех людей. Вот почему необходимо было это распятие – без него нельзя было обойтись».

Это привнесло новый элемент в отношения между Богом и людьми – грех.

Prof. Keith Hopkins, University of Cambridge: «Главный элемент христианства, главный его рычаг – это греховность человека: Бог сверху всё видит, всё знает, и не только то, что мы делаем, но и что думаем. Я думаю, что христианство исключительно в том смысле, в каком Всевидящий Бог знает и наказывает верующих за грешные мысли, за пороки разума».

Понятие греха создало символы веры с понятием Ада, Страха Божьего и воспитательной функцией священников. Совсем не такие идеи вынашивали гностики.

Prof. Elaine Pagels: «Евангелие от Фомы говорит не о слабости связи между Богом и людьми, но о том, что человек создан по подобию божьему и поэтому имеет внутреннюю органическую связь со Всевышним. Это не значит, конечно, что мы безгрешные или божественные, но мы найдём путь к Богу лишь тогда, когда найдём путь к себе. И все совершённые нами плохие дела можно исправить».

Prof. Gilles Quispel, Utrecht University: «Слова «грешник» не было в их словаре. Человек – это падший Бог, который помнит о Рае: такова концепция всей мистической античности, а также гностицизма. Слова «грех» там нет».

До ортодоксального христианства «грех» не был столь важной темой. Иудейские раввины, язычник, гностики говорили лишь о том, что человек может подчиняться Богу или не подчиняться.

Prof. Elaine Pagels: «Идеи о врождённой греховности человека – о «первородном грехе» – были окончательно разработаны Августином в четвёртом веке. В среде православных христиан закрепляется не только понятие о дистанции между Богом и человеком, но и о врождённой неискупаемой греховности людей, ради которых Иисус и принёс себя в жертву». [T.23.IX.6]

 

 
     
 

Проблемой для Пилата становилось то, что люди все меньше и меньше верили священникам: их сговор с римлянами не нравился толпе. Служение Истинному Единому Богу было обязанностью избранных людей, и не только у израильтян, но и остальных народов. Любое отклонение от этого древнего ритуала нарушило бы хрупкий баланс взаимоотношений между Богом и Человеком и имело бы последствия космического масштаба. Иисус предлагал альтернативный путь к Богу, и это богохульство могло помешать проведению Пейсаха (Пасхи). Было очень важно нейтрализовать Иисуса как можно скорее, но за пределами Храма. Согласно Иосифу Флавию, Пилат осудил Иисуса по обвинению, выдвинутому лучшими из иудеев. Нет никакого сомнения, что храмовая аристократия сыграла свою роль в смерти Иисуса. Но этот факт был деформирован столетиями христианской традиции, когда в грехах храмовой элиты обвиняли всех иудеев.

Dr. Sarah Pearce, University of Southampton: «Мы не должны забывать, что все евангелия были написаны иудейским народом. Все создатели евангелий были иудеями, и когда они писали о конфликте между последователями Иисуса и теми, кто приговорил его к смерти, они писали о конфликте между иудеями. Когда же впоследствии евангелия читали люди, которые не были иудеями, которые не понимали их внутренних конфликтов, иудеев восприняли как непонятный, абсолютно чужой народ, и зафиксированная в евангелиях ненависть к правителям иудеев была перенесена на весь иудейский народ в целом». [T.13.LII]

 

…первое его путешествие было в Иерусалим, куда он отправился учиться. Здесь Савл впервые встречается с последователями Иисуса – молодого учителя-новатора, – которого народная поддержка сделала угрозой для власти.

Dr. Mark Wilson, Director, Asia Minor Research Center, Regent University: «Савл был таким ревностным иудеем, что сразу присоединился к преследователям нового культа».

Нет свидетельств того, что Савл когда-либо встречался с Иисусом…

…и Павел решил проповедовать в тени Храма Артемиды. Это одно из чудес Древнего Мира – самый большой языческий храм на планете. В 52-м году нашей эры Павел пришёл в Эфес – четвёртый по величине город Древнего Мира. Он был одним из десятков тысяч паломников, большинство из них приходили поклониться богине Артемиде.

Римский император Нерон считал христианство угрозой для империи.

Dr. Mark Wilson: «В середине шестидесятых годов положение христиан в Риме было ненадёжным. Римляне понимали, что это не иудейская секта, а отдельная религия». [T.10.CLVIII.5]

*

 
     
 

*

Яна ЧЕХАНОВЕЦ (Yana Tchekhanovets, MA, Israel Antiquities Authority): «…первое обвинение, которое Ему предъявлено – обвинение в богохульстве – за то, что называет себя Божьим Сыном. С точки зрения очень строгой антиантропоморфной иудейской религии, Господь никакими человеческими чертами не обладает и детей иметь, соответственно, никаких не может. Человек, который называет себя Сыном Божьим, либо сумасшедший, либо богохульник. Кроме того, Он обвиняется в том, что подстрекает народ, говорит о том, что он разрушит Храм и создаст новый. Таково первое обвинение…» [T.11.XXI]

 

– Нас ждет полковник Добросвет, – сказал Шмыга, когда меня доставили в хорошо известное каждому москвичу здание. – Он все объяснит. Личность это выдающая, так что постарайся ему понравиться. Он будет с нами работать.

Буду ли с ними работать я, кажется, даже не подлежало обсуждению. Такая наглость обескураживала.

По дороге Шмыга немного рассказал об этом человеке. Раньше у него было другое имя, но теперь его называли именно так – полковник Добросвет, причем одно слово заменяло ему имя и фамилию. Он заведовал отделом спецвеществ и измененных состояний сознания — но был, как я понял из вскользь брошенной фразы, не просто драг-дилером ФСБ, а чем-то вроде главного консультанта по духовно-эзотерическим вопросам.

Шмыга относился к Добросвету с чрезвычайным уважением – это было видно хотя бы из того, что он, генерал, вел меня на встречу к полковнику. По словам Шмыги, в те годы, когда Гайдар спасал страну от голода, а Чубайс от холода, Добросвет несколько раз сберег Россию от вторжений из кетаминового космоса, причем зону конфликта чудовищным усилием удалось удержать в границах его собственной психики, которая в результате сильно пострадала.

– Не будем торопить события, – сказал Добросвет. – Я хотел бы, mon cher Семен, чтобы между нами сперва установились доверительные отношения. Для этого есть все необходимые условия. Хочу сразу сказать, что мы в нашей организации давно избавились от пещерного антисемитизма, которым страдали многие должностные лица Российской империи и Советского Союза.

– Неофициально могу добавить, – бросил Шмыга, – что мы считаем распятие Иисуса Христа внутренним делом еврейского народа.

Добросвет внимательно уставился на меня, словно ожидая благодарной реакции на такой щедрый аванс.

– Спасибо за понимание, – сказал я кротко.

– Так вот, – продолжал Добросвет, – насчет того, кто правит миром. Конечно, mon ami Семен, это не евреи. Но это и не какой-то другой народ или формально организованная компания людей, хотя некоторые члены Бильдербергской группы и тешат себя такими мыслями, начитавшись антиглобалистских листовок.

Виктор ПЕЛЕВИН [B.51.15]

 

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Брайтон-Бич есть в Нью-Йорке, диаспора, и я там стригся однажды. Парикмахерша была бразильянка. Она стрижёт меня и говорит: «А у вас – у русских – завтра праздник». Я говорю: «Какой же у нас, у русских, завтра праздник?» Она говорит: «Йом Киппур». [T.10.LI.61]

 

…это шесть кирпичных зданий вокруг супермаркета, населенных преимущественно русскими. То есть недавними советскими гражданами. Или, как пишут газеты – эмигрантами третьей волны.

Наш район тянется от железнодорожного полотна до синагоги. Чуть севернее – Мидоу-озеро, южнее – Квинс-бульвар.

Здешние американцы, в основном, немецкие евреи. Третья эмиграция, за редким исключением – еврейская. Так что найти общий язык довольно просто.

То и дело местные жители спрашивают:

– Вы из России? Вы говорите на идиш?

Помимо евреев в нашем районе живут корейцы, индусы, арабы. Чернокожих у нас сравнительно мало. Латиноамериканцев больше.

Для нас это загадочные люди с транзисторами.

Сергей ДОВЛАТОВ [B.124.7]

 

 
     
 

vela fatis dare V покориться судьбе

 

1958-й год. Шестое февраля. Аэропорт Мюнхена, Западная Германия.

Двадцать три погибших. Среди них одни из лучших спортсменов планеты.

Stephen Morrin, Author «The Munich Air Disaster»: «Манчестер Юнайтед», пожалуй, самая звёздная, самая прославленная команда из тех, что когда либо были в этой стране».

Harry Gregg, Manchester United Goalkeeper: «Мы погрузились в самолёт. Это был чартерный рейс. Мы тогда были в самом зените славы».

Сыграв решающий матч в Югославии, команда вышла в полуфинал престижного Кубка Европы

Steve Moss, Aviation expert, AAIR: «Самолёт должен был сесть в Мюнхене, так не мог долететь из Белграда до Манчестера без дозаправки».

Игроки и сотрудники клуба, общей численностью двадцать один человек, путешествуют с шиком. Они находятся на борту самолет «Airspeed Ambassador» British European Airways. Это роскошный двухмоторный самолёт также известный под названием «Элизабетен» («Elizabethan»).

Steve Moss, Aviation expert, AAIR: «День выдался хмурым, утренний снегопад сменился оттепелью. Чуть выше ноля по Цельсию».

«Элизабетен» возвращается к началу полосы, чтобы попытаться взлететь ещё раз…

Harry Gregg, Manchester United Goalkeeper: «…пилот взял микрофон и сказал: «Примите наши извинения. У нас возникли неполадки, мы возвращаемся к терминалу для проверки».

Мы вернулись к зданию аэропорта, и все направились в бар».

…в течение пяти минут пассажиров высадили и посадили обратно в самолёт.

Steve Morrin, Futhor «The Munich Air Disaster»: «Они были удивлены: после двух неудачных попыток взлёта их снова приглашают на борт».

Harry Gregg, Manchester United Goalkeeper: «Если бы нашёлся кто-то, кто сказал бы: «Это безумие, мы никуда не пойдём, к нему присоединились бы многие. Но такова человеческая природа: у кого хватит смелости? И кто захочет показаться трусом?

Джонни Берри (англ. John James Berry) сказал, что мы здесь убьёмся к чёрту, на что Лиам (англ. William Augustine Whelan) ответил: «Что ж, я готов». В этот момент я развязал свой галстук».

…если третья попытка окажется неудачной, рейс могут отменить. Его блистательные пассажиры застрянут в Мюнхене.

Harry Gregg, Manchester United Goalkeeper: «Я подумал, что в самолёте полно людей, которые напуганы куда больше, чем я».

…но что-то вдруг идёт не так.

Harry Gregg, Manchester United Goalkeeper: «Не было ни воплей, ни криков, вообще ничего похожего… Темнота и свет, искры… удары, шлепки… Это неописуемо. И в конце полная кромешная тьма. Я подумал, что я мёртв».

«Элизабетен» пробил забор, врезался в дом и топливный ангар в трёхстах метрах от конца взлётной полосы.

Двадцать один человек погиб. В числе погибших семь игроков «Манчестер Юнайтед», старший тренер, тренер и секретарь клуба. Ещё семеро игроков тяжело ранены. Главный тренер Мэтт Басби (англ. Matt Busby) в критическом состоянии.

«Манчестер Юнайтед» – одна из сильнейших футбольных команд мира – практически сметена с лица Земли.

Через десять лет после катастрофы, унесшей жизни восьми игроков, «Манчестер Юнайтед» становится первой британской командой, завоевавшей Кубок Европы. Кубок, который они могли выиграть в пятьдесят восьмом.

Sebuda Thain, Captain Thains daughter: «…ниже он оставил слова, которыми надписал книгу: «Разница между невозможным и возможным лишь в мере человеческой решимости». [T.21.XLIV.2]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…где-то приблизительно в двенадцатом или тринадцатом году Аменхотепа Третьего в Фивах вспыхивает чума. К сожалению для тогдашнего Древнего Ближнего Востока это было явлением не просто частое, оно было связано напрямую с эпохами роскоши, потому что мир – это торговля, торговля – это корабли, корабли – это крысы, крысы – это чума. И вот это очень часто складывалось так, что эпоха роскоши, она практически сметалась на Древнем Ближнем Востоке страшной эпидемией». [P.125.15]