ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН XV. Logica; Nahash - Typhon; Fatum; le Diable (Измена, Сатанизм); Иероглиф (стрела, летящая по окружности) |
||||||
Сатанизм |
||||||
satan indecl. и satanās, ae m (евр.) противник, враг Vlg; сатана, дьявол Eccl. [B.32]
temptātor, ōris m [tempto] 1) соблазнитель (Dianae H); 2) искуситель, т. е. сатана Vlg, Eccl; 3) причиняющий болезни (autumnus, t. valetudinum Tert). [B.32]
II διά-φορος ὁ противник, враг Eur., Plat. [B.169]
|
||||||
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…слово, которое на древнееврейском звучит как «Сатан» [Син-Тет-Нут] ( שטן ), традиционно переводится, точнее сказать, транслитерируется на русский язык через греческий, как Сатана. А в переводе у меня стояло слово «Враг», для сравнения у Сергея Сергеевича Аверинцева стояло слово «Противоречащий», что, на мой взгляд, ещё точнее. …не так уж много раз оно используется. В Книге Иова – четырнадцать раз. Сатан обычно на греческий переводится, как «διάβολος». Не всегда, но часто. В Третьей Царств. «Противники» – кто выходят на войну с Соломоном. Просто «военные противники» – те, кто выходят на войну с Соломоном. Даже царь Давид может быть в некоторых условиях назван словом «Сатан» по отношению к филистимлянам». [P.125.184]
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Однажды Сыны Божьи пришли предстать перед Господом, и среди них был Враг». (Иов.1:6) Вот тут богословы вообще ополчаются на эту книгу, как правило, на переводчика ополчаются, и говорят: «Почему ты не перевёл как «Сатана», потому что древнееврейское слово, которое там стоит, это «сатан» (שָׂטָן)?. Ну, потому что «сатан» и есть «враг». Собственно, «врагом рода человеческого» Сатану называют, исходя именно из этого значения этого слова. А вообще, «сатан» в древнееврейском – это не обязательно Сатана в нашем понимании: это «тот, кто противостоит»: враг на войне, противник в споре, во вражде какой-то. А самое главное, всё, что мы знаем о Сатане, не предполагает, что он предстаёт пред Господом среди «Сынов Божьих». Кстати, кто они такие? Ангелы? То есть некий Небесный двор, который собирается пред Господом и решает свои вопросы: как там лучше поступить, что там лучше сделать? Но неужели Сатана спрашивает у Бога, как ему лучше обманывать и соблазнять людей? Немыслимо с точки зрения нашего богословия. Сатана ли это? …это такой ангел-искуситель, который, в общем-то, за Бога, в общем-то, на его стороне. Иначе почему он к нему пришёл?» «Господь спросил его: Откуда ты пришёл? Враг ответил Господу: Я странствовал, обходя землю». (Иов.1:7) [P.125.371]
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…и тут же «Отойди от Меня, сатана!» (Мф.16:23) Где логика? Еврейское слово «сатан», вообще-то означает «враг / противник». В Книге Иова есть такой «сатан», который приходит к Господу вместе с Сынами божьими, беседует с ним, спорит с ним. Чтобы Бог спорил с Сатаной? – В догматику не очень хорошо вписывается. Дальше начинаются искушение Иова, которые, в общем, в начале Книге берут свои корни именно в этом споре. …это не совсем Дьявол, в смысле некая абсолютно враждебная Богу сила: такой не прийдёт к Богу, и Бог не станет с таким разговаривать. Это некий «противник», который, не знаю по каким причинам, но выступает в качестве такого оппонента. …есть случаи, когда слово «Сатана» явно обозначает Князя злых духов – некую высшую силу, борющуюся с Богом: четвёртая глава Матфея. Но Христос с ним не вступает ни в какие переговоры: он его просто отвергает. …если совсем точно переводить, то там не «отойди от меня», а «отойди позади меня» буквально. Это совсем не то же самое, что в пустыне. Потому что в пустыне, беседуя с Дьяволом, Иисус вовсе не призывает его остаться рядом с собой, а здесь призывает. Он говорит: «Сатана! Уйди с моей дороги. Позади меня стань». То есть, не ты будешь перегораживать мне путь и не пускать меня, куда я иду, но ты последуешь за мной. Это совсем другая история. И похоже, что Пётр примерно так и понял эти слова, и последовал за Иисусом». [P.125.636]
|
||||||
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…то есть, как сатана в Евангелии предлагает Христу поклониться ему, чтобы овладеть всем миром, так и Ангро-Манью, по большому счёту, тот же Сатана, предлагает Заратуштре отречься от своей благой веры, чтобы стать также царём мира. Эта идея земного царства или, если угодно, шире – вселенского, всеобщего, всеземного царства – это главная сатанинская идея». [P.125.463]
|
||||||
…переспросил он и снова засмеялся, и тик рванул наискось его щёку. – Потому что я имею достаточные правомочия, чтобы решить вашу дальнейшую судьбу. – Моя судьба и без вас решилась… – Ошибаетесь, любезнейший, – отчеканил, как хлыстом хлопнул. – Ничего теперь в вашей жизни без меня не решится… Вот это и есть, наверное, самый страшный сатанинский соблазн – решать чужие судьбы. И на его красивом моложавом лице с дергающейся щекой была написана решенность моей судьбы. Не азарт, не злоба, даже не равнодушие – просто мертвая рожа власти над моей жизнью. А. и Г. ВАЙНЕРЫ [B.133.1]
Prof. Stephen A. Kent, University of Alberta in Edmonton: «…теоретически существование демонов не подтверждено – этому нет физических доказательств: с объективной точки зрения их не существует, однако, если говорить субъективно – они вполне реальны. В социологии считается, что НЕЧТО реально, если реальны его последствия». …некоторые специалисты считают, что демонов, скорее всего, порождает сознание, а не душа. Dr. Stephen A. Diamond, clinical and forensic psychologist: «Ещё несколько столетий назад люди, страдающие от заболеваний психики, в том числе от психоза, шизофрении, биполярного расстройства, депрессии, считались одержимыми бесом». Prof. Stephen A. Kent: «Психические заболевания толкают людей на чудовищные поступки, но это проблема психического здоровья, и, уж, никак не одержимости». [T.21.VIII.20]
|
||||||
В Советском Союзе о современных сатанистах узнали лишь в середине восьмидесятых, когда в страну хлынул огромный поток информации с Запада. Сначала казалось, что всё ограничивается лишь пугающей символикой: практически ни один рок-концерт не обходился без рисования на сцене пентаграммы – знака Люцифера. А производители оловянных безделушек с костями, черепами и тремя шестёрками сделали в те годы целые состояния на увлечении молодёжи дьявольской символикой. В 90-е оккультная мишура вышла из моды, и только тогда все разглядели второй, спрятанный слой страшной правды – в России оказалось немало тех, кто всерьёз увлёкся изучением чёрных ритуалов, тех, кто раз и навсегда поверил, что Дьявол даст им власть над всем родом человеческим. Среди богобоязненных последователей древнейших мировых религий всегда находились отверженные, не желавшие жить по общим законам. И если все вокруг поклоняются «Добру и Свету», значит, нужен тёмный и кровавый культ, – культ, который не ставит перед своими адептами никаких ограничений, культ, разрешающий им всё. Поклонники Дьявола существовали всегда, и пусть они всякий раз давали своему мрачному повелителю разные имена, суть от этого не менялась. C самого сотворения мира с Дьяволом связывали отказ от божественных законов, дикую свободу без ограничений, кровь, насилие и вседозволенность. Но лишь к середине XX века современный сатанизм оформился в религиозно-философское течение. Современный сатанизм, информационная справка: отцом основателем современного сатанизма принято считать Антона Шандара Лавэя. В 60-х годах он написал сатанинскую библию, в которой течение впервые было оформлено в виде философской доктрины, позже Лавэй основал так называемую «Церковь Сатаны», религиозную секту насчитывающую до нескольких тысяч активных адептов по всему миру. Согласно Лавэю, Сатана – это символ, – ничего более. Сатана символизирует нашу любовь ко всему земному. Лавэй утверждал, что сатанизм и поклонение Дьяволу – разные вещи. Он поклялся, что выгонит из своей церкви любого, кто совершит убийство или другое преступление и попытается объяснить это подношением Дьяволу, однако его усилия во многом пропали даром. Те, кто мнит себя сатанистами сегодня, бредит кровью и ритуальными убийствами. Виктор МАКСИМОВ, подполковник, руководитель пресс-группы УВД САО г. Москвы: «Вот это движение, или, скажем так, течение определённой мысли, псевдоинтеллектуальной, поклонению всякого рода существам «Нижнего Мира» - Сатане, Люциферу и прочим их ипостасям, всем этим демонам, это всё родилось на Западе, и там оно расцвело очень пышным ядовитым таким цветом. К большому сожалению и в России эти семена нашли свою почву. Сказать, чтоб это очень было широко, я бы не рискнул бы, но такая вот тенденция, она прослеживается. Сон разума рождает чудовищ. И при том обилии всевозможной продукции, которая наполняет и газетные киоски и на книжных развалах появляется очень и очень много книг вот подобного рода мистически и скажем сатанинской направленности, да и на телевидении мы в общем-то хорошо видим. Возникают всякого рода секты, секточки, и, я бы так назвал, «кружки по интересам». Вот в один из таких «кружков по интересам», потому что больше назвать его нельзя там их было от силы пять – семь человек, попадает молодой человек из Брянска. Он весь в исканиях, он размышляет о бренности мира, о несовершенстве его. Он разочаровался в православии, он разочаровался в других конфессиях. Вроде как бы заинтересовался вот этим направлением – сатанизмом. Говорить, что они какие-то глубоко, скажем так, верующие и фанатики этого движения – нет, скорее это вот такое поветрие. Образовался кружочек, пять - семь человек, где он нашёл свою нишу, участвовал в их бдениях, камланиях. Скорее это носило характер опереточный, нежели что-то серьёзное, судя по тому, как он рассказывал, как проводилась чёрная месса. Ну а вот эта вот опереточность, она привела однажды к весьма - весьма трагическому концу. То есть оперетта, даже скорее фарс, плавно перетёк в трагедию». Главой московской секты, к которой прибился юноша из Брянска, был Михаил Сёмин. Он сам разработал правила здешней жизни, сам придумывал ритуалы. Единомышленников подбирал по самому простому принципу – среди старых приятелей знакомых ещё со школьной скамьи. Сёмин искренне верил, что только его учение истинное и верное, что только он сможет после смерти добиться расположения Дьявола к себе и своим последователям. Несмотря на довольно скудные знания в области сатанизма, амбиции новоявленного гуру были огромны. Виктор МАКСИМОВ, подполковник, руководитель пресс-группы УВД САО г. Москвы: «Ну так можно его с большой большой натяжкой назвать таким определённым сатанинским гуру. Он был большого мнения о себе, невероятного апломба, чудовищные амбиции. В общем он со временем хотел организовать очень такую большую, если не церковь, то по крайней мере движение, для того чтобы поклоняться Сатане. И он говорил, что всё в этом мире должно приближать низшим силам поскольку тот, по его словам, бардак, который творится вокруг это есть результат как раз действия тех сил, которые противодействуют Сатане. А Сатана на самом деле хороший». Подчинить себе пятерых человек Сёмен смог легко, для этого даже не требовалось талантов оратора. Он просто освободил своих подопечных от всех человеческих комплексов, позволив им от имени Сатаны делать всё, что им заблагорассудится. Он часто любил цитировать Гитлера, говоря своим последователям: «Я освобождаю вас от химеры совести». Полная свобода которую проповедовал гуру Сёмин была очень привлекательна для молодых людей, единственное что требовал от них новоявленный учитель – жёсткого соблюдения тех правил, которые устанавливал он сам лично. Оперуполномоченный по особо важным делам (без ФИО и со скрытым лицом): «Эти молодые люди пытались выделиться из общества. Это был их первый шаг, выделение из общества, пусть как бы тайное, не явное. То есть если, допустим, какие-то неформальные направления, неформальные движения молодёжи направлены как бы показать себя, чтобы весь мир увидел, ну, по крайней мере, окружение, двор и так далее, а у них наоборот, это была, я так думаю, что это какая-то тайна, которая их объединяла и игрушки переросли потом в большие проблемы, с начала заигрались дети. Это не подпольное такое движение, это просто молодые ребята собрались в определённое время, как бы их один заинтересовался оккультными науками, второй, третий, нашлись общие точки соприкосновения и как бы сложился небольшой коллектив где у них одна цель – изучение Сатаны, познание Сатаны, изучение этой литературы, там продвижение в этом. Они начали играть для себя в определённую игру, попытались, как бы выделится из этого мира, чем-то выделится и выделится именно этим. А потом эта игра переросла в нечто более серьёзное, что и привело как бы к преступлению на самом деле. Сначала это игра, потом это втягивает, потом люди отказываются от каких-то норм общечеловеческой морали, человеческих принципов и это ведёт к этому печальному итогу». Псевдосатанизм, информационная справка: псевдосатанизм – явление массовой культуры, которому во многом подвержены подростки и психологически незрелые взрослые люди. Поклонники псевдосатанизма редко идут дальше эпатажа, увлечение идеями, как правило, никак не отражается на их личности. Криминальный псевдосатанизм выражается в совершении преступных действий, которые оправдываются преступником следующим образом: как служение Сатане, как оправление сатанинских ритуалов, как действие, совершённое в состоянии потери контроля над собой – «Сатана заставил меня сделать это». [T.4.XVII.1]
Андрей КУРАЕВ, диакон, профессор Свято-Тихоновского православного богословского института: «В Церкви есть такое опытно установленное правило: «Ни одно доброе дело не бывает без искушения». Если всё идёт без проблем, всё обходится само собой, подумай, почему Сатана не мешает? Может быть, он с тобой в доле? Ты ещё просто сам этого не осознаёшь». [T.3.III]
|
||||||
«Тёмные силы имеют свои тайные братства, образуя то, что может быть названо общим именем сатанизма, – учил Солонович, – не нужно только думать, что сатанизм выявляется в тех грязных и поистине мелких делишках полового разврата, о которых говорят многие. Это пустяки. Сатанизм грозен и могуч, его задачи обширны и глубоки, гораздо глубже, чем могут себе вообразить учёные богословы. Сатанизм проявляет свои силы там, где вопрос идёт о судьбе целых народов – когда проповедуется та или другая форма тёмной мистики, мистики власти, религии, атеистического материализма, когда действия государства производятся его палачами, шпионами, «чрезвычайками», подавляя всяческую мысль человеческую; он проявляется в коллективных психозах, в борьбе за власть, называемой «демократией», в борьбе всевозможных церквей, в нетерпимости, фанатизме, связанном с ними тупоумии. Словом, сатанизм везде, где нет любви, мудрости, свободы, терпимости, правды, добра...». А. НИКИТИН [A.256]
Вместе с тем масонство категорически отмежевывается (во всяком случае, теперь) от всякого оккультизма, памятуя о том вреде, который нанёс развитию движения в прошлом веке так называемый «французский оккультизм» с его «практической магией», от которой легко перейти к подлинному «сатанизму». А. НИКИТИН [A.257]
|
||||||