ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

БИБЛИОТЕКА

 

 

24. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ.

 

 

 
 

«СИДНЕЙ», ВАС НЕ СЛЫШИМ. ОТВЕЧАЙТЕ!..

Антология таинственных случаев

И. ПАВЛОВ

ж. «ТЕХНИКА МОЛОДЁЖИ» № 01/1970

 

В 1965 году в журнале «Вокруг света» мы прочли рассказ Е. Федоровского «Сибиряков» принимает бой» — о героической битве нашего вооруженного ледокола «Сибиряков» под командой капитана А. Качаравы. Советские моряки, отвлекая на себя внимание немецкого броненосца «Адмирал Шеер» от конвоя, шедшего к нашим берегам, вступили в неравный бой с врагом.

Нас интересует, были ли во второй мировой войне ещё сражения боевых кораблей с иностранными транспортами или рейдерами.

Б. Шпилевой и Ю. Кондаков, Москва

 

Мы выполняем просьбу наших читателей

21 ноября 1941 года в штабе начальника морского района «Западная Австралия» царили беспокойство и растерянность: на базу не вернулся крейсер «Сидней» — мощный боевой корабль австралийского флота. Десятью днями раньше он вышел из Фримантла для сопровождения транспорта с ценным грузом. В Индийском океане передал его другому конвоиру и вчера должен был возвратиться обратно.

Война бушевала где-то в Европе и Азии и ещё не достигла Австралии. Никаких ураганов в последние дни не было. И тем не менее крейсер исчез без следа. На его поиски послали самолеты. Безрезультатно. Мощные радиостанции непрерывно вызывали «Сидней». Никакого ответа.

Через несколько дней взволнованный штаб получил сообщение, которое, как казалось поначалу, не имело никакого отношения к «Сиднею». Береговые посты сообщали: в Акульей бухте, на западном побережье, высаживаются немцы! Не каких-нибудь двадцать-тридцать человек с потопленной субмарины, а сотни военных моряков. Откуда? И что это: вторжение на Австралийский континент? Морской десант или диверсионные группы? Невероятно.

Однако вскоре всё прояснилось. Сторожевыми кораблями были подобраны со спасательных шлюпок ещё десятки немцев, а высадившиеся на берег, соблюдая образцовый порядок, сдались в плен, не проявив никакого желания завоевать Австралию. Вот от них-то и узнали кое-что о судьбе «Сиднея». Но и по сей день тайна его гибели не раскрыта до конца. Скорее всего, многое так и останется невыясненным, потому что из восьмисот человек, вышедших 11 ноября 1941 года из Фримантла на «Сиднее», пока ещё не вернулся никто. Что за трагедия разыгралась на корабле — никто никогда не узнает.

Немцев, достигших берега, оказалось 317. Это были офицеры и матросы с рейдера, затонувшего 20 ноября после ожесточенного боя в двухстах километрах западнее Австралии.

Игра в кошки-мышки

«Корморан», так назывался рейдер, переоборудованный после начала войны из дизель-электрохода «Штайермарк» — прекрасного, только что построенного судна. На палубах установили замаскированные пушки и торпедные аппараты, а в трюмах — мины заграждения, два разведывательных гидросамолёта и торпедный катер. Судно в 8 736 тонн развивало скорость 18 узлов и могло принять столько топлива и снаряжения, чтобы четырежды обойти земной шар по экватору. Командовал кораблём и экипажем из четырёхсот человек капитан 1-го ранга Детмерс.

«Истребитель торговли» — так окрестили подобные суда немцы — покинул оккупированный норвежский порт Ставангер 13 декабря 1940 года. Обманув английские дозоры, он вышел через Датский пролив (между Исландией и Гренландией) в Атлантику и вскоре достиг своей оперативной зоны — Индийского океана. Там он и разбойничал почти год. Замаскированный под безобидное судно, топил транспорты союзников и нейтральных государств. В последнем своём маскараде рейдер изображал голландца «Страат Малакка». «Прототип» выбрали не случайно: «Корморан» действительно был похож на него, а искусный грим ещё более усилил это сходство. Новое имя написали на носу и корме. Корпус выкрасили в тёмно-серый цвет, надстройки — в коричневый. Чёрная труба и жёлтые мачты дополнили картину. На открытых платформах поставили деревянные макеты противолодочных пушек, таких, что полагались настоящему «купцу», плавающему в одиночку.

К берегам Австралии в утро 19 ноября Детмерса привело настоятельное желание избавиться от неприятного и опасного груза мин, которые «Корморан» таскал с собой с самого начала похода. Командир решил заминировать подходы к портам Западной Австралии.

Стояла прекрасная погода. С юго-запада дул свежий бриз, по морю катились небольшие гладкие волны. Видимость была изумительной.

Незадолго до 16 часов сигнальщики «Корморана» увидели на горизонте прямо по носу дым приближающегося судна. Немедленно пробили боевую тревогу, и команда разбежалась по постам. Вскоре убедились: навстречу идёт военный корабль. Рейдер, направлявшийся до этого на север, изменил курс на юго-запад и стал уходить полным ходом прямо на закатное солнце, против ветра и волн. Как мы увидим, это впоследствии сыграло немаловажную роль.

За долгое крейсерство Детмерс не раз продумывал свои действия в случае внезапной встречи с боевым кораблем противника, превосходящим «Корморан» по вооружению и скорости. И вот судьба посылала ему возможность проверить теоретические разработки на практике. Капитан с удовольствием предпочёл бы избежать этого, но было ясно: у противника огромное превосходство в скорости — оторваться не удастся. Тумана или дождевого шквала не предвиделось, а до наступления темноты крейсер, даже не форсируя машин, свободно настигнет «Корморан». Оставалось одно — как можно дольше играть роль безобидного и бестолкового «купца», тянуть время и попытаться завлечь противника под неожиданный удар своей артиллерии и торпедных аппаратов.

На «Сиднее», а это был он, тоже увидели «Корморан». Крейсер шёл на юг во Фримантл. Но любое встречное судно полагалось досмотреть. «Сидней» повернул на юго-запад и увеличил скорость до 25 узлов. Высокие белые буруны поднялись по обе стороны форштевня. Командир крейсера запросил прожектором «купца», требуя показать свой опознавательный. На это Детмерс не спеша поднял голландский флаг, продолжая уходить полным ходом. «Сидней» вновь повторил запрос. Детмерс повиновался и приказал показать флажный сигнал «RKQI», что было правильным для «Страат Малакка», но ответ подняли на фалах — между трубой и фокмачтой. С подходящего с кормы крейсера сигнала почти не видно. Снова следует требование повторить опознавательный. В 16 часов 20 минут оба корабля разделяло не более трёх километров, но Детмерс ждал, когда преследователь подойдет ещё ближе и очутится прямо по борту, чтобы можно было ввести в дело всю артиллерию и торпедные аппараты. Он знал, что флажная болтовня неизбежно окончится и тогда заговорят пушки, а пока надо выиграть время.

Стоящим на мостике немцам всё очень хорошо видно. С замаскированного дальномера давно уже поступают данные о расстоянии и пеленге в центральный пост, а оттуда к орудиям. В страшном напряжении застыли на своих местах орудийные расчёты, готовые в любую секунду открыть огонь. Артиллеристы не видят противника, но, глядя на мерно пощёлкивающие стрелки принимающих приборов совмещения у орудий, они могут судить о расстоянии до него. Ведь настоящие, не деревянные пушки и торпедные аппараты скрыты маскировкой — откидными щитами — в бортах на баке, под ложными люковинами трюмов, в надстройке на юте...

А наверху продолжается игра. Пытаясь сбить командира крейсера с толку, «Корморан» непрерывно посылает по радио сигналы бедствия: «невинного купца» якобы атакует неизвестный надводный рейдер. На новые запросы прожектором немцы отвечают флажными сочетаниями в намеренно искажённой форме или же подымают сигналы «не понимаю». С «Сиднея» запрашивают: «Куда следуете?» Ответ: «В Батавию» — выглядит вполне правдоподобно. В 17 часов 28 минут крейсер уже совсем близко, и Детмерс приказывает застопорить машины. «Сидней» проскакивает вперёд и оказывается прямо по борту рейдера.

В свои сильные бинокли немцы рассматривают освещённые солнцем палубу и мостик «Сиднея». Видят, что лишь половина прислуги зенитных четырёхдюймовок крейсера находится на местах. Обман пока удаётся, и командир «Сиднея» верит, что перед ним голландец.

Правда, носовые башенные орудия крейсера как бы «на всякий случай» наведены на «купца». Поэтому в эти последние мирные секунды Детмерс лихорадочно решает: куда стрелять? Подчиняясь команде с поста центральной наводки, весь бортовой залп четырёх шестидюймовок «Корморана» будет послан в одно место. Но в какое? «Сидней» вооружён восемью шестидюймовыми пушками в четырёх бронированных башнях, по две в носу и корме, и восемью четырехдюймовыми в середине корабля на не защищённых бронёй установках. Сомнения одолевают командира. Стрелять в носовые башни? Но тогда кормовые успеют всадить залп в борт рейдера. Следовательно, надо бить по мостику, туда, где находится пост управления артиллерийским огнём, уничтожить систему центральной наводки и тем дезорганизовать огонь противника.

Детмерс даёт соответствующее указание старшему артиллеристу.

Игра подходит к концу. Опять замигала сигнальная лампа на «Сиднее»: «Сообщите ваш секретный опознавательный». «Корморан» не отвечает. Да и никакие увёртки не помогут командиру. Но Детмерс всё ещё стремится оттянуть развязку, рассчитывая, что ветер подгонит его высокобортный корабль ближе к противнику. Вновь «Сидней» повторяет приказ.

И «Корморан» даёт свой единственный ответ — взвыли ревуны, упали щиты, прикрывавшие пушки, голландский флаг скользнул вниз, а на гафель взвился военно-морской германский. И не успел он ещё подняться, как тишину разорвал грохот орудий. В рекордное время — через 6 секунд после отдачи приказа — артиллеристы рейдера открыли огонь...

Решающие секунды

Всего 800 метров разделяли противников. На таком фантастически близком расстоянии промахнуться невозможно. Первые снаряды немцев попали в мостик «Сиднея» и уничтожили артиллерийский пост. «Корморан» разрядил также свой торпедный аппарат правого борта и открыл огонь из многочисленных автоматических пушек. Одновременно со вторым залпом рейдера ответили и пушки «Сиднея». Но солнце слепило наводчиков — перелёт. А снаряды «Корморана» вновь достигли цели, уничтожив две башни крейсера. Торпеда угодила в его носовую часть. Корабельная катапульта «Сиднея» с гидросамолётом, готовым к старту, развернулась на борт, и спустя мгновенье огненный смерч взрыва снёс её и самолёт в воду. Без системы центральной наводки кормовые башни перешли на самостоятельный огонь. Это замедляло их стрельбу. Снаряды автоматических пушек и пули крупнокалиберных пулемётов рейдера не позволяли запасным расчётам занять места у торпедных аппаратов и зенитных орудий. Однако в рейдер тоже угодили три шестидюймовых снаряда. Первый пронзил трубу и взорвался у борта, второй проник во вспомогательное котельное отделение и вывел из строя противопожарную систему, третий разрушил трансформаторы главного двигателя. В машинном отделении начался пожар. Аварийная партия боролась с огнём, пока не погибла целиком. Рейдер потерял ход. Но ожесточённый бой продолжался. На «Сиднее» пылало пламя, он сильно осел носом. Залпы «Корморана» поражали его каждые пять секунд. По-видимому, на нём вышло из строя рулевое управление, а может быть, он пытался таранить рейдер (так считали немцы), во всяком случае крейсер, описав циркуляцию, устремился на противника и прошёл за его кормой в каких-нибудь ста метрах. Стрельба временно прекратилась, так как «Сидней» вышел из сектора обстрела орудий правого борта «Корморана».

Но через несколько минут уже загрохотали пушки левого борта. «Сидней» попытался ввести в бой оставшиеся неповреждёнными четырехдюймовки справа, ведь его кормовые башни не действовали. Одновременно он выпустил четыре торпеды, но все они пронеслись мимо неподвижного рейдера.

Пиррова победа

В 18 часам начинает смеркаться. Пылающий от носа до кормы, окутанный клубами чёрного дыма «Сидней» медленно уходит на юг от рейдера, продолжающего посылать в него снаряд за снарядом. На крейсере гремят взрывы. Пушки его давно молчат, мачты упали, палубные надстройки превращены в груды искореженного металла. Временами, не видя за дымом цели, немецкие комендоры бьют по отблескам пламени. Около 18 часов 30 минут «Сидней» оказывается вне досягаемости огня артиллерии рейдера. Бой прекращается.

Положение «Корморана» немногим лучше, чем у противника. Пламя бушует в центральной части судна и того гляди достигнет хранилища мин. Этих проклятых мин, от которых так хотел избавиться Детмерс. Не будь их, «Корморан», возможно, спасся бы.

Наконец, видя бесполезность борьбы с огнём, Детмерс приказывает команде покинуть корабль. Часть спасательных шлюпок уничтожена пожаром, так что вся надежда на резиновые лодки и плоты. Из трюма вручную удается поднять две стальные шлюпки. В час после полуночи Детмерс спускает флаг и оставляет судно. Через двадцать минут раздаётся ужасающей силы взрыв мин, и «Корморан» кормой вперёд уходит под воду.

Многие часы, пока команда рейдера пыталась спасти свой корабль, она видела зарево там, куда ушёл «Сидней». Постепенно оно слабело и около полуночи исчезло. Больше о крейсере ничего не известно. Каков был его конец — затонул ли избитый корабль в разыгравшийся ночью шторм или пламя пожаров достигло погребов с боезапасом и крейсер взорвался? Что происходило на нём в последние часы и почему никто не спасся? Можно задать ещё много подобных вопросов и не получить ответа...

 

Статью комментирует капитан 1-го ранга И. Чернышев

ТАК ЖЕ, НО... ТОЛЬКО НАОБОРОТ

Многим, прочитавшим рассказ И. Павлова, покажется странным: как могло случиться, что рейдер — корабль, переоборудованный из торгового судна, лишённый брони, уступающий в огневой мощи и скорости своему грозному сопернику, вышел победителем из этого поединка? Что привело к трагической развязке? Гений ли Детмерса или бездарность командира «Сиднея»? Ведь создаётся впечатление, будто крейсер сам шёл навстречу своей гибели.

По отзывам немецкого командования, Детмерс был способным, но далеко не выдающимся моряком. Командир «Сиднея» не внесёт ясности: он погиб вместе с кораблём. Поэтому самое лучшее — рассмотреть, как действовали другие командиры в аналогичной ситуации. И история позаботилась о примерах. Спустя три дня после драматических событий у берегов Австралии в другой части океана произошло очень похожее сражение.

В Южной Атлантике, в трёхстах милях от острова Вознесения, немецкий рейдер «Атлантик», «загримированный» под голландское судно «Полифемэс», передавал топливо подводной лодке U-126. Была прекрасная погода. Штиль. Ясно. Рано утром наблюдатели доложили командиру капитану 2-го ранга Рогге, что на горизонте показался дымок. В 8 часов 16 минут было установлено: к месту встречи рейдера и субмарины приближается английский крейсер «Девоншир». Рогге немедленно приказал обрубить топливный шланг и дал полный ход, пытаясь уйти от столь опасного противника. Подводная лодка погрузилась на глубину, но на поверхности осталось большое нефтяное пятно. В спешке на борту рейдера «задержался» командир субмарины — он принимал душ, так что лодкой впоследствии командовал помощник. Крейсер заметил неизвестное судно. Почти тотчас с палубы «Девоншира» поднялся гидросамолет (на «Сиднее» он тоже был). Через пять минут пилот доложил о топливе на поверхности воды и скользнувшей в глубину тени. Правда, все это ещё ничего не говорило об истинном назначении неизвестного судна, ведь передавать нефть мог и обыкновенный транспорт и, под угрозой потопления, даже английский корабль.

Командир крейсера капитан 1-го ранга Оливер приказал судну показать позывные. Рогте, как и Детмерс, решил прикинуться «невинным купцом» и начал игру в «флажную неразбериху». Однако Оливер действовал чётко. Ведя переговоры, он держался вне досягаемости шестидюймовок — калибра, наиболее часто применяемого на рейдерах, и одновременно запросил по радио старшего морского начальника во Фритауне о возможности появления голландского транспорта в этом районе (чего и не подумал сделать командир «Сиднея»). А пока придёт ответ, Оливер пресёк попытку Рогге играть в «кошки-мышки» и приказал ему застопорить машину, подкрепив требование двумя выстрелами из орудии. «Атлантик» останавливается. Рогге уже уверен, что спастись бегством не удастся. Но, может быть, крейсер приблизится, и тогда выйдет в атаку лодка?..

Из базы пришёл ответ: голландского судна в указанном квадрате быть не может. В это же время лётчик доложил, что неизвестный «купец», судя по фотографии, обводами кормы очень напоминает рейдер «Атлантик». Оливер окончательно убедился: перед ним враг. Он принял решение потопить пирата. Удерживая «Атлантик» в центре циркуляции, «Девоншир» дал полный ход и открыл огонь из всех пушек...

Рейдер, закрываясь дымовой завесой (о ней тоже забыл командир «Сиднея»), попытался выйти из-под огня. Поздно. «Атлантик» охватило пламя. Тяжёлые снаряды обрушились на судно. Это конец. Рогге понимал — игра проиграна. Он приказал команде покинуть рейдер. В 9 часов 58 минут на «Атлантике» взорвались артиллерийские погреба, и через две минуты он скрылся в пучине. «Девоншир», не снижая скорости и не спасая тонущих, ушёл за горизонт. Подводная лодка подобрала часть людей, остальные разместились на шлюпках и плотиках...

Две очень похожие ситуации. Но как различны результаты боёв. От командира «Сиднея» не требовалось ничего особенного — только точного соблюдения боевого устава и инструкции при встрече с неизвестными судами в море. Проявив беспечность и пренебрежение к наставлениям, он возложил на себя всю вину за гибель восьмисот австралийских моряков и боевого корабля.