ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос). |
||||||
Rota Fortunae СЕЧЕНИЕ 10 - 12 (3) СИСТЕМА (ПОРЯДОК) – ЖЕРТВА; (Концентрированное – Отвергнутое) |
||||||
σπείρᾱμα, ион. σπείρημα, ατος τό 1) извив, извилина (σπειράματα ἐχίδνης Aesch.); 2) оборот, круг, цикл (αἰῶνος Anth.). [B.169]
|
||||||
Древние общества всегда были, в какой-то степени, религиозными, что мы сейчас наблюдаем на примере Африки: почти все стороны жизни, по их мнению, так или иначе, соприкасаются с чем-то религиозным или магическим. Это объясняет регулярное подношение даров и ритуальные жертвоприношения, носившие в «культуре Кастро» выраженный кельтский характер. [T.10.CCCXCVIII]
Итак, десять тысяч лет назад отступил последний ледник, и мир стал почти таким же, как сегодня, – правда, Сахара и Двуречье были более влажными и плодородными, чем сейчас. Первые фараоны начали править Египтом примерно за три тысячи лет до нашей эры, то есть пять тысяч лет назад. Есть гипотеза о том, что египтяне – потомки обитателей Сахары, плодородной страны, в которой водились слоны и бегемоты, где было немало поселений каменного века и следы их остались в безводной пустыне. Но мир Ближнего Востока невелик. Только если очень постараться, можно сорок лет бродить по Синайской пустыне, как это вроде бы сделал народ Моисея, отыскивая Палестину. На самом деле идеи и товары, люди и слухи обегают этот мир – от Нила до Босфора – за несколько дней. И если где-то построен город, то можно ждать, что вскоре этот пример будет подхвачен соседями. Игорь МОЖЕЙКО (Кир Булычёв), доктор исторических наук [B.54.6]
|
||||||
…но внизу его ждал неприятный сюрприз. Prof. Richard A. Gabriel, Royal Military College of Canada: «Народ слепил из глины тельца, покрыл его золотом и начал поклоняться ему». Придя в ярость от того, что его народ начал заниматься идолопоклонством, Моисей разбил таблички с заповедями. Затем он позвал левитов и приказал им жестоко проучить язычников. Prof. Richard A. Gabriel: «Возложите каждый свои меч на бедро своё. Пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего». И убили они три тысячи пятьсот человек. Dr. David B. George, Director Institute for Mediterranean Archaeology: «Моисей превратил левитов в свою личную охрану, которая починялась только ему. Они делали то, что он прикажет, и, зачастую, убивали своих, чтобы сохранить порядок». Левиты вершили кровавое правосудие. Dr. Mark Schwartz, Grand Valley State University: «Мы точно не знаем почему Бог или Моисей выбрали именно левитов для этого дела. Возможно, потому что они принадлежали к касте жрецов, и Моисей не сомневался в их религиозной стойкости». Steven Weingartner, Author: «Именно тогда Моисей стал божественным диктатором. До того момента устройство колен Израильских было вполне демократичным, но теперь у Моисея была прямая связь с Богом, а это означало конец дебатам». Первая фаза исхода была завершена. …пришла пора завоевать Ханаан. Земля обетованная, благодатная, плодородная, – всё, что нужно для оседлой жизни. Моисей и народ Израильский шли туда на протяжении двух лет. Но в Ханаане находились крупные города-государства, охраняемые мощными армиями: захватить эту землю было непросто. Prof. Richard A. Gabriel: «Израильтяне не собирались делить Ханаан с другими народами. Они намеревались прогнать их, или полностью истребить, чтобы занять территорию». Однако стены ханаанских городов заграждали путь с юга, поэтому фронтальная атака могла погубить армию Моисея ещё на подступах к Обетованной Земле, поэтому он повёл Израильский народ к долине реки Иордан. Dr. Mark Schwartz: «Моисей понимал, что стратегия диктует тактику, а не наоборот. Его целью было привести в Ханаан как можно больше солдат, а это значит, по возможности избегать столкновений с противником по пути туда. И такая дорога пролегала через долину реки Иордан». Но была одна проблема – Израильскому народу преграждало путь могучее племя аммонитян (AMMON). Dr. David B. George: «С одной стороны было Мёртвое море, с другой – голая пустыня. Моисей мог попасть в долину реки Иордан только пройдя через земли аммонитян. Аммонитяне были уступчивее идумеян и моавитян». Steven Weingartner, Author: «Моисей был не дурак: сначала он пустил в ход дипломатию и попросил у царя аммонитян разрешения пройти через его царство. Царь отказал ему. Тогда Моисей молча развернулся и ушёл». Назревала битва… Разгромив аммонитян, израильтяне прошли через долину Иордана, разорив идумеян, моавитян и землю Галаат. (GILEAD, MOAB, EDOM). «И предал Господь, Бог наш, в руки наши и Ога, царя Васанского, и весь народ его; и мы поразили его, так что никого не осталось у него в живых» (Deuteronomy 3:3) Prof. Richard A. Gabriel: «Иорданская компания отличается особой жестокостью. И вновь Библия рассказывает нам, как Израильское войско брало приступом укреплённые города. Зачастую они уничтожали всё население, жгли дома, убивали домашних животных. Вы спросите: «А зачем? К чему такая жестокость?» Dr. David B. George: «Израильтяне не хотели жить в долине реки Иордан, они хотели осесть в Ханаане. И ни в коем случае нельзя было оставлять позади опасную силу. А этого можно было достичь только одним способом – вырезать всё население. Жестоко, зато практично». Не щадили никого, ни женщин, ни детей. Но перед тем, как напасть на Ханаан, Моисей намеревался расправиться ещё с одним народом, который был его союзником на протяжении сорока лет. Армия Моисея смерчем пронеслась по Иорданской долине. Теперь им предстояло сразиться с мадианитянами – давним союзником израильтян. Мадианитяне укрыли Моисея, когда тот убил египетского прораба. Эти люди считали Моисея своим: его жена была мадианитянкой. И вот Моисей отдаёт жестокий приказ – истребить их. Prof. Richard A. Gabriel, Royal Military College of Canada: «Некоторые израильтяне даже спали с мадианитянками. Я думаю, с точки зрения Яхве, это не было преступлением. Но они начали поклоняться мадианским богам и обратились спиной к Яхве. Поэтому Яхве решил уничтожить мадианских детей и поручил эту миссию Моисею. Что он и сделал». Воины под предводительством Финееса двинулись к мадианскому лагерю. Dr. David B. George: «Они истребили всех мужчин, сожгли дома и забрали ценности. Финеес не мог сделать одного – убить женщин и детей». Он привёл их в лагерь. Steven Weingartner, Author: «Моисей потребовал убить на месте всех мальчиков и женщин, достаточно взрослых для продолжения рода». И всех казнили. Prof. Richard A. Gabriel: «И всё это только прелюдия к нападению на Ханаан. А Ханаан был крепки орешком по сравнению с народами, населявшими Иорданскую долину…» С окончанием кровопролития начинается ритуальное очищение. В Библии сказано, что каждый израильский воин, который пролил кровь на поле брани, уходил из лагеря на семь дней… [T.17.XXVII.2]
Левиты – потомки Леви, третьего сына праотца еврейского народа Яакова (Иакова). На левитов возлагались обязанности по помощи коэнам (см. Коэн) в храмовой службе; кроме того, они составляли основу храмового хора. Левиты не имели своего надела в земле Израиля и жили среди представителей других колен. Статус левита, как и статус коэна, передается по наследству по отцовской линии. В наши дни левитам предоставляется привилегия вторыми подниматься к чтению Торы после коэнов, и они получают право омывать коэнам руки перед тем, как последние начнут благословлять народ во время молитвы. Сегодня потомков Леви легко определяют по фамилиям – Леви, Левин, Левитан, Левитанский и т. д. До появления фамилий память о своем происхождении от Леви передавалась в семье из поколения в поколение. Пётр ЛЮКИМСОН, Марк КОТЛЯРСКИЙ [B.88]
|
||||||
Олег БУДНИЦКИЙ, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН: «…это память людей, которые пережили оккупацию 1917-18 годов. Многие помнят, что при немцах был порядок. Вот анархия вокруг, революция, а на оккупированных территориях порядок, там немецкий порядок, там всё более или менее. И многие бежали тогда из столиц, из Москвы и Петербурга, в Киев. Там, конечно, ненавистные немцы, но там порядок, там хлеб белый есть, и там не грабят на улице, во всяком случае, не так часто, как в революционном Петрограде, где диктатура мирового пролетариата. И вот эта память Первой мировой войны сыграла со многими злую шутку, особенно с евреями, которые думали, что «мы помним немцев – цивилизованный народ», а оказалось, что это не те немцы». [P.113.7]
Татьяна ТИМОФЕЕВА доцент, кандидат исторических наук: «…контроль в период национал-социализма тотальный. Как минимум по двум направлениям – по отраслевому признаку, и по территориальному признаку. То есть отраслевые палаты, которые регулировали госзаказы, как мы бы сказали, политику цен, сырьё распределяли и так далее по отраслям, так ещё и территориальные были. И предприниматели постанывали, с одной стороны, но с другой стороны, когда началось перевооружение, когда пошли военные заказы, тут стало выгодно государство слушаться, и, как бы, от этого только был профит. В Веймарской республике экономический кризис, общемировой, двадцать девятого – тридцать третьего года сомкнулся с кризисом парламентской системы. До паралича Веймарской, вот эта вот чехарда правительств, которые метались между политикой выполнения репараций и политикой невыполнения. Это всё приводило страну, с экономическим кризисом вкупе в состояние полной аффектации. То есть, будет всё, конец света придёт – мы не можем выбраться из вот этого послевоенного мира. Мы не можем, не то, чтобы достигнуть довоенного уровня жизни, но мы никак вообще не вернёмся в нормальное существование. Нужна быстрая панацея, когда люди доведены, действительно, до отчаяния, совершенно страшно то, что они желают быстро, естественно, выйти из этой ситуации, и готовы на что угодно. Вы знаете, я брала интервью у многих немцев, и первое, когда я спрашивала: «Ну, что, собственно – у пожилых людей, – кто, вот, повернул вас, семью, там, может быть, к национал-социализму?» Вы знаете, мне очень, как бы, многие так недоуменно смотрели и говорили: «Вы знаете, отец получил работу». Здесь не о чем больше говорить. «Да, нацизм – это ужасно, но это мы поняли потом». То есть, вот искренне простые люди говорили: «Мы вышли из ситуации, такой, панической». [T.10.LI.102]
|
||||||
Ordo – Иероглиф (распростертая рука, рука в широком взмахе, приводящем в движение все её суставы) Дмитрий УШАКОВ, доктор психологических наук, Институт психологии РАН: «Настоящее Творчество не рождается из Порядка. Для того чтобы возникло нечто новое, необходимо сочетание Порядка с Хаосом. Но это может происходить в том случае, когда человек находится между Порядком – способностью создать упорядоченную систему, – и Хаосом. И в этом проблема, с которой сталкиваются люди, которые творят: они должны жить в беспорядке, и из этого беспорядка создавать Порядок. Это очень трудно, и в этом плане творчество есть очень большая нагрузка для человека, нагрузка такая, личностная, которую достаточно трудно пережить». [T.2.XLI.1]
Rota Fortunae (Fortuna) – Zodiacus Александр Данилович Меньшиков был первейшим вельможей петровской эпохи. Де факто – второй человек в стране после императора, Генерал-губернатор Санкт-Петербурга, светлейший князь. Первые документальные сведения о нём появляются в октябре 1691-го года, когда Александр Меньшиков был принят в «Потешную роту» молодого царя. Спустя семь лет, в 1698-м году его имя уже стояло первым в списке членов так называемого «Великого посольства», в составе которого вместе с молодым Петром Меньшиков совершил своё первое заграничное путешествие. Евгений АНИСИМОВ, доктор исторических наук: «Вообще, он был выходец из низов, но человек толковый, умный, деятельный, преданный – он выдвинулся на первые роли в государстве не только благодаря своему фавору, но и деловым качествам. Но уже в ранние годы проявились его отрицательные, и, даже, омерзительные для многих людей свойства: он был настоящий нувориш. Как писал современник, счастье глотал, засовывая в рот обеими руками». Сказать, что Меньшиков был богат, это значит не сказать ничего, – он был богат фантастически, баснословно, сказочно. Дом в Петербурге на Васильевском острове своей роскошью превосходил даже петровские дворцы, не случайно царь часто устраивал дипломатические приёмы и придворные праздники не в своём Зимнем дворце, а в изысканных палатах светлейшего князя. Евгений АНИСИМОВ, доктор исторических наук: «Меньшиков великолепно одевался, у него было множество прекрасных заграничных кафтанов. И в одном из писем Екатерины – жены Петра – к Меньшикову, мы читаем: «Посылаю вам в подарок драгоценный кафтан. Таких в Европе только три: один у Государя, другой у вас, а третий у польского короля». …вообще Меньшиков был тесно связан с Англией, недаром он стал членом Лондонского Королевского Общества – тогдашней Академией наук – хотя до сих пор учёные сомневаются в том, что Меньшиков был грамотным человеком». …в виде банальной взятки, которыми светлейший князь, не смотря на всё своё богатство, не брезговал даже на вершине своей государственной карьеры. Евгений АНИСИМОВ, доктор исторических наук: «Пик могущества Меньшикова наступил уже после смерти Петра Великого, во время царствования Екатерины Первой и Петра Второго. Тогда Меньшиков был поистине полудержавным властелином, особенно в царствование Петра Второго. В сущности этого мальчика-императора называли «Карманным императором», потому что Меньшиков поселил его у себя в доме и собирался женить на нём свою дочь Марию. Но Меньшикову не повезло. Летом 1727-го года он неожиданно тяжело заболел, и этим воспользовалась придворная камарилья, которая сумела настроить мальчика-императора против его покровителя. В начале сентября 1727-го года последовал императорский указ, согласно которого Меньшиков был отправлен в ссылку в его имение в Воронежской губернии – Раненбург» Меньшикова обвиняли в оскорблении чести Государя, злоупотреблении властью и даже в том, что он, якобы, вёл тайные переговоры со шведами с целью отдать Стокгольму завоёванную некогда русскими войсками Прибалтику. Через несколько месяцев расследования Меньшикова лишили всего его огромного имущества и отправили в пожизненную ссылку в Сибирь. Евгений АНИСИМОВ, доктор исторических наук: «Когда возок со ссыльными отъехал от Раненбурга на несколько вёрст, их нагнал офицер с указом провести последний обыск. И сохранилась ведомость, в которой записано, какие вещи были отобраны у Меньшиковых, которые они не имели права везти в Сибирь. Халат ношенный, чулки касторовые ношенные. У женщин отобрали шитьё, иголки-нитки, лоскутки. И последнее – Меньшикова обыскали и нашли у него, как записано, «кошелёк ветхий с пятьюдесятью девятью копейками». Так, совершив головокружительный подъём к вершинам власти, богатства, Меньшиков низринулся вниз «из светлейших князей в грязь». [T.10.CCLV.4]
|
||||||
Testamentum – Жертва
…однако с другим соперником он справиться не смог. Иисус Христос. Христианство дало людям новую надежду – Надежду на спасение после смерти. Теперь у людей появилась вера в то, что после смерти их ждёт вечная жизнь. Dr. Peter T. Struck, University of Pennsylvania: «В древности была только одна сила могущественнее, чем Зевс – сила Судьбы. Даже сам Зевс не смог бы ей противиться. Как бы он ни хотел её изменить, избежать, он всё равно подчиняется её воле». [T.18.XXIII.1]
Но прошла ещё тысяча лет, прежде чем древним египтянам был нанесён последний удар. Появилась новая религия, и хотя она тоже признавала концепцию жизни после смерти, но считала, что тело для этого необязательно. Христианство прокатилось по Египту. За ним последовали другие религии, уничтожив трёхтысячелетнюю религию всего за несколько веков, что вызвало закат культуры и образа жизни, который она сформировала с помощью пирамид. В поисках вечной жизни они оставили наследие в виде основ геометрии, зарождающейся науки и зачаточных технологий, подготовив почву интеллектуального роста. [T.12.XV.2]
Отъезд Менелека в Эфиопию – последняя ссылка, которую любой из религиозных источников делает на царицу Савскую. После этого она просто исчезает. Её город продолжал существовать в течение ещё полутора тысяч лет, до шестого столетия нашей эры. Nicolas Clapp, Author, «Sheba»: «Конец Савской культуры совпал с распространением христианства. А для христианства были теперь характерны похороны, а не кремация. Важной частью кремации было курение ладана на погребальном костре. Например, мы знаем про жену Неро Поппею, после смерти, которой Неро в течение года израсходовал весь ладан Аравии для её похорон. Так что с распространением христианства и похорон, а не кремации, спрос на ладан только упал». Без прибыли от ладана Мариб начал медленно умирать. Такое бедственное поражение. Nicolas Clapp, Author, «Sheba»: «Заключительным ударом стало то, что их большой ресурс – сельского хозяйства было погублено крушением большой дамбы. Они в значительной степени вышли и из этого бизнеса, вероятно приметно через год. И это было концом». Огромные поля, которые когда-то кормили пятьдесят тысяч человек, превратились в пустыню. Мерцающий Оазис Мариб превратился в мираж. [T.13.X]
Романтизация событий Реконкисты превратила политический конфликт в Священную войну. Сражения, продолжавшиеся три столетия превратили Аль Андалус в руины. Из двух культур наиболее развитая оказалась наименее готовой к войне. Это христианам терять было нечего, они могли многое обрести. [T.13.LXVIII]
Камбоджу удалось изгнать тайских завоевателей, но последний роковой удар по Ангкору был нанесён неожиданным врагом – религией. В стране измученной войной и грандиозными строительными проектами, люди жаждали перемен. И они не заставили себя ждать, придя в страну в форме буддийской религии. Проводники новой веры не требовали от обнищавшего населения строительства огромных храмов для богослужений. Подобно тому, как христианские идеи подорвали могущество Римской империи, новая буддийская школа тарведы совершила переворот в Камбодже и предложила измученному населению религию, проповедовавшую идеи отрешения от внешнего мира. Люди были только рады оставить храмы на милость природы. [T.12.XXIII.1]
Несмотря на весь свой успех, Аполлоний Тианский был не столь популярен, как Иисус Назаретянин. Возможно причина его неудач на поприще религиозного лидера в неправильном подходе. Его аудиторией были только высокообразованные люди из высших классов римского общества, а христианство черпало силы из огромных масс бедняков Средиземноморья. Prof. Marvin Meyer, Chapman University: «Аполлоний не смог создать общину, имеющую свою чёткую структуру. Христианам это, в конце концов, удалось. В результате Аполлоний не остался в памяти потомков, его забыли, а Иисуса – нет». [T.17.XXI.1] * …принял это за имя святого и тотчас приступил к созданию из него мученика из Антиохии, причём дал подробную и подлинную биографию «благословенного мученика». Другие теологи сделали из Аполлиона или, вернее, из Apolouôn – анти-Христа. Apolouôn есть платоновский «мойщик», бог, который очищает, кто отмывает и освобождает нас от греха, но он был таким образом переделан в того, «чье имя на еврейском языке – Абаддон, а на греческом языке его имя Аполлион» – Дьявол! Е. П. БЛАВАТСКАЯ [B.135.2]
|
||||||
Ordo – Жертва
Центральным обрядом в иудейском богослужении было жертвоприношение. Окропление кровью и сожжение подношений рассматривались как способ общения с Богом. Жертвоприношения могли совершаться только в Храме, и жрецы имели монополию на их отправление. Только им позволялось подниматься на высокий алтарь и проводить священный обряд. Dr. Rachel Havrelock, University of Illinois at Chicago: «Я часто сравниваю эти жертвоприношения с современными массовыми мероприятиями вроде концертов рок-звёзд. Люди собираются вместе, чтобы посмотреть некое действо, а религиозный ритуал – суть тоже действо. Для жрецов было очень важно поддерживать проведение обряда в Храме, так как с их точки зрения без Храма не было бы ни религии, ни государства, ни земель, ни народа». Роскошь, окружавшая жрецов, великие храмы, – скорее всего, были откровением для впечатлительного гостя из глухой деревушки, вроде Иисуса. Правда, это откровение не обязательно носило положительный характер. Dr. Allen Callahan, Baptist Seminary, Salvador: «Любой, кто приходил в этот город, видел нечто, чего не было в его родном поселении. И один лишь размах того, что он видел, огромная концентрация власти, почти непристойной в сравнении с той бедностью, в которой он прибывал у себя дома. Как могут эти люди, удобно устроившиеся тут в своих роскошных домах, представлять мои интересы?» Рядовые граждане ощущали нарастающее недовольство жреческой элиты. Некоторые даже рвали связь с центральным культом в Иерусалиме и основывали еретические секты. Dr. Allen Callahan, Baptist Seminary, Salvador: «В те времена существовал ряд религиозных групп, считавших, что они прекрасно обойдутся без Храма». Dr. Rachel Havrelock, University of Illinois at Chicago: «Эти народные движения выступали против пышных ритуалов Храма. Они мечтали о другом иудаизме». [T.12.LXXI.1]
Dr. Michael C. Scott, University of Warwick: «…к несчастью для Иисуса, время он выбрал не лучшее. В период его взросления положение в его родном регионе было нестабильным. Но почему это важно? Римская империя раскинулась очень широко. …территория Римской империи. Провинция Иудея, здесь вырос Иисус. Это граница Римской империи, примыкающая к Парфянской империи на востоке. Если эту область (Малая Азия и Сирия) держать под контролем, то римляне имеют выход к восточному району Средиземного моря и могут сдерживать парфян, сохраняя целостность Римской империи. Римляне поставили сильного человека – местного царя Ирода Великого – удерживать контроль над этой областью. И он отлично справлялся на протяжении тридцати трёх лет. Но теперь он умер, и нового царя нет. Римляне вынуждены вмешаться и установить наместническую власть. К шестому году им это удалось, но в процессе им пришлось подавить несколько восстаний и распять около двух тысяч человек. Не удивительно, что римляне насторожённо относились к тому, что происходило в этом дальнем уголке Римской империи. Добавьте к этому недовольство церковных властей поступками Иисуса, и станет понятнее, почему Иисуса необходимо было убрать». [T.21.LX.1]
|
||||||
Мария РОЗАНОВА, литератор, публицист, издатель, вдова Андрея Синявского: «…во многих еврейских домах Москвы среди моих знакомых старики помнили и отмечали всегда, и как-то это был у них особый день, день гибели Михоэлса. 13-го января 1948-го года погиб (Соломон) Михоэлс. Вот то, что про «врачей-убийц» объявили 13-го января, вот это прошло в газетах, это какое-то вот такое вот, совершенно дьявольский удар не просто, так сказать, по евреям, так, вообще, а вот именно по тем, кто Михоэлса помнит. Вообще 53-й год был очень богат: вот, началось «Дело врачей», потом, вот, 5-го марта «откидывает копыта» «Вождь и Учитель». Это было очень по-разному в самых разных домах. У меня в доме был траур, потому что моя бабушка «Вождя и Учителя» обожала. Ну, моя бабушка была святым человеком на самом деле, очень интересным человеком, но она была дура. Ну, бывает такое. Святая дура – «Умер товарищ Сталин, умер товарищ Сталин! Что угодно, но я должна быть в Колонном Зале». И вот моя бабушка отправилась вопреки вообще воплям моего отчима и матери, что нельзя туда ходить, не надо. Потом уже, когда мы познакомились с Синявским, Синявский мне рассказывал, что к нему прибежал его приятель, школьный ещё приятель, с которым они вместе уже были острые антисоветчики, и его первая фраза была такая: «Ус сдох». Это первые слова, которые услышал Синявский о смерти Сталина. …и этого щенка Крестинский подарил нам, а мы в честь, так сказать, его происхождения, назвали щенка Иосифом, то есть «Оська». С большим удовольствием мы эту историю в своё время рассказали ни кому-нибудь, а родственнице этого спаниеля, а именно Светлане Сталиной, которая тоже в один прекрасный день пришла работать в Институт Мировой литературы. И попала она в Сектор Советской литературы, то есть в сектор Синявского. Начались невероятные неудобства у всех окружающих: о чём бы ни говорили, так или иначе, выходили на страшные годы, выходили на чьи-нибудь аресты, выходили ещё на что-то, всякое такое, что так или иначе должно было задевать «Светланиного папеньку». И Синявский, которого иногда одолевала мания величия, говорил: «Это вы просто не умеете вести разговоры, вот я уверен, что никогда у меня никаких напрягов со Светланой не будет». И вот Светлана в первый раз в нашем доме. В моём доме были две ложки с именами. Одна называлась «Ложка Пушкинская», потому что она была датирована 1837-м годом – годом гибели Пушкина, а другая ложка называлась «Лермонтовская», потому что была она 1841-го года. Когда я сказала: «Мы дадим Светлане «Пушкинскую Ложку», Светлана, как и ожидалось, спросила: «А почему Пушкинскую?» И не успела я ей ответить, как Синявский открыл варежку и сказал: «Это ложка Тридцать Седьмого года». И воцарилось молчание. И понимая, что он сказал что-то не то, Синявский решил поправиться, и сказал с ударением, с нажимом: «Это ложка Тысяча Восемьсот Тридцать Седьмого года». И вот тут «1937-й» год просто встал за его спиной. Прямо как полная ложка была вот этого Тридцать Седьмого. Наши друзья Меньшутины, они не только были друзья. Андрей Меньшутин был сослуживец Синявского, жил от нас в нескольких шагах, около «Военторга». И вот однажды отправились мы ужинать к Меньшутиным. Вдруг несколько звонков в дверь и входит Светлана Сталина. Я говорю: «Давайте подвинемся, вы передвинтесь сюда, вот сюда мы поставим стул. Светлана, садитесь с нами, вот мы сейчас будем ужинать». Светлана говорит: «Маша! Я не сяду». Вот тут вот входит Синявский. «Маша! Я пришла за Андреем. Маша, вы увели Андрея у жены, а сегодня я увожу его от вас». Я смотрю на Светлану. Бедный Синявский – у Синявского отвалилась челюсть, – он смотрит на Светлану. Я смотрю на Светлану. И говорю ей голосом ласково-иезуитским. Вернее, говорю не ей, говорю Синявскому: «Андрюша! – говорю я ласково – не кажется ли тебе, что изучая «Историю СССР», ты зашёл слишком далеко?» …где-то часов в девять вечера приехал какой-то господин и сказал: «Мария Васильевна, простите пожалуйста, вы не волнуйтесь, Андрей Донатович у нас». У меня хватило силы и наглости улыбнуться, сказать: «…что вы меня очень обрадовали. По крайней мере, теперь я знаю, что он не попал под трамвай, не валяется пьяный под забором и не пошёл по бабам». Его взяли у Никитских Ворот, когда он собирался сесть в троллейбус». [T.2.XLII.2]
|
||||||
Ordo – Повешенный
…многое из придуманного им стало «азбукой сыска». Зубатов уверен, арестовывать надо только тех, кто входит в руководящее звено революционной организации: рядовых участников надо «оставлять на разводку», лишь в исключительных случаях, когда замышляется убийство сановника или члена императорской фамилии, Охранка полностью ликвидирует организацию. Именно Зубатов заводит на каждого революционера, на каждого неблагонадёжного или случайно попавшего в сети Охранки картотеку. Александр КАЛМЫКОВ, историк: «…сделал Политический розыск – системой отлаженной. И, в частности, фотографическая фиксация всех, кто попадал в поле зрения полиции, составление картотеки. К этой картотеке долгие десятилетия в советское время исследователей не подпускали». «Зубатовская картотека» – не формальная база данных, – а целая энциклопедия революционного движения. Виктор ИВАНОВ, полковник милиции, историк: «Зубатов прекрасно понимает, что без учёта, без картотеки, – а секретная служба, как говорят французы, начинается с картотеки: составил картотеку – всё – ты руководитель секретной службы. Почему? – Потому что картотека – это информация. Это очень ценная информация: иногда туда вносятся слабости человеческие, а не только его счёт и так далее, связи, контакты. И Зубатов прекрасно понимает, что не только картотека, не только учёт агентов, не только движение и особая процессуалистика, но и фотографирование. Один из первых, кто вводит систему фотографирования агентов и мест конспиративных квартир. …картотека, которая впоследствии вырастает как, например, «красная картотека», которую потом контрразведка Временного правительства разыскивала после Февральской буржуазной революции. Почему «красная»? – Да потому, что там вся информация о Большевистском Центре, о большевиках в Петербурге, в Москве, и так далее». Александр КАЛМЫКОВ, историк: «Для одной партии – красная карточка, для другой партии – зелёная карточка, для третьей – жёлтая карточка: таким образом, все российские радикалы, они в этой картотеке ещё получили своё «цветовое решение». А не подпускали исследователей потому, что точно по такой системе работали и наши правоохранительные органы, и многое из инструкции организации розыскной работы сохранилось и до сегодняшнего времени». Виктор ИВАНОВ, полковник милиции, историк: «Искали «красную» картотеку: Сталин приложил ведь немало усилий для того, чтобы найти эту «красную» картотеку. Почему? – Потому что там, туда вносилось всё, и выясняется, что некоторые революционеры отсиживались у проституток, в публичных некоторых, таких, камерных домах, и так далее. Филёры и наблюдатели всё это фиксировали, всё это вносилось в эти картотеки. Сталин очень хотел посмотреть, какая информация есть на самых близких людей к Центральному Комитету». [T.17.V.4]
|
||||||
Экспедиция стоила затрат – в Риме янтарь оплачивали золотом, тогда как жители Свободной Германии охотно принимали медные ассы и, конечно, серебряные денарии, из которых они делали мониста для своих жён. Между Рейном и Эстонией, между Дунаем и островом Готланд археологи собрали несколько тысяч римских монет; одних только монетных кладов обнаружено более четырёхсот. Тот, кто их спрятал – какой-нибудь свеб, херуск или кимвр, – не был партнёром италийского купца. Он не торговал, а просто обменивал одну хорошую вещь на другую. Раба – на медное блюдо. Горсть янтаря – на стеклянный дутый браслет. Медвежью шкуру – на блестящий серебряный кружок с профилем вождя римлян. Сестерции и денарии, закопанные в землю, навсегда исчезали из римского денежного оборота. Ю. ПОЛЕВ [A.327] * Пётр ГАЙДУКОВ, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук: «Каждый клад, конечно, характеризует период, в который он попал в землю и дошёл до нашего времени. Каждый клад – какая-то трагедия, потому что человек его скрыл, а потом не смог воспользоваться: значит, с человеком что-то произошло». [T.10.I.11]
|
||||||
Rota Fortunae – Zodiacus
Дмитрий БЕЛЯЕВ, кандидат исторических наук: «…что Кнорозов про это ничего не писал, потому что когда он занимался этим, когда он дешифровывал, этого ещё не было. Это мифологема последняя – ну, последнего времени. Календарь майя циклический, и в 2012 году закончится один из циклов. Да, цикл важный, цикл, действительно, примечательный – для майя он был очень важен. Но при этом в надписях майя про это – вот, да, в иероглифах майя – про это событие, которое будет 23 декабря 2012 года, говорится только один раз – ну, мы знаем только один раз. Причём это маленький кусочек надписи, где просто рассказывается, что в это время закончится вот этот 13-й цикл, и с неба спустится ещё один бог – ну, потому что циклами правят разные боги. Всё. На этом всё заканчивается. Больше никаких сведений – о конце света, пирамидах… Дело в том, что поскольку мезоамериканские в целом циклические, там, особенно у майя – там этих циклов безумное количество. Если каждый… конечно, каждый цикл считался, ну, в какой-то степени опасным… Ну, необходимо было проводить ритуалы, приносить, там, жертвы. Но это не означает, что будет конец света, более того, идея конца света цивилизациям, которые время считают циклически, принципиально чужда». [P.97.183]
Владимир БОЛЬШАКОВ, кандидат исторических наук, Институт востоковедения РАН: «…в общем-то, культурно-массовыми мероприятиями и были, прежде всего, большие религиозные праздники, поскольку никакого «гражданского календаря» в (Древнем) Египте не было. Так или иначе, это был религиозный календарь. Это даже отражалось и в египетских названиях месяцев и в птолемеевскую, и в римскую эпоху, вплоть до коптского периода. Так что для египтянина существовало два варианта отпраздновать что-то в жизни – это большие религиозные праздники: это были праздники, которые существовали столетия. И, безусловно, это семейные праздники». [P.125.593]
|
||||||