ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Rota Fortunae  СЕЧЕНИЕ 10 12

СИСТЕМА (ПОРЯДОК) ЖЕРТВА; (Концентрированное – Отвергнутое)

 
     
 

decuma, ae f (sc. hora) десятый час (т. е. 4 часа пополудни) Sen; 2) (sc. pars) десятая часть, десятина (d. hordei С; duae decumae frumenti L); десятинная жертва (vovere Apollini decumas praedae Just). [B.32]

 

 
     
 

Rota Fortunae Messier

 

Не знающее пощады вращение колеса Фортуны, символизирующее великое мировое круговращение, никому не предопределяет выигрыша заранее, перед ним все люди равны. Связывая воедино Фортуну и Божественное Провидение, природную изменчивость и абсолютное постоянство единого Бога, Боэций создает классическую для Средневековья теолого-философскую концепцию Фортуны-судьбы, поставленной на службу Божественному Провидению.

Виктория УКОЛОВА, доктор исторических наук [P.77.1]

 

 
     
 

Как известно, Павлов не принимал революцию. Он считал её чудовищным экспериментом. В знак протеста против новой власти он нацепил на грудь множество царских орденов, которые никогда прежде не носил и в знак протеста против преследования религии, будучи атеистом, крестился на каждую церковь. И вопреки его личному отношению к революции, она, по словам Выготского, «усыновила эту новую психологию». Выготский объяснял это глубоким родством между идеями революции и новым учением. Такое родство действительно существовало. Но понималось оно различно. Так, один из лидеров американского бихевиоризма Б. Скиннер отнёс его за счёт версии о государственном плане управления поведением людей путём выработки условных рефлексов. В своё время и в нашей стране интерес Сталина к Павлову (в связи с так называемой «павловской сессией») соединили с этим мотивом.

М. Г. ЯРОШЕВСКИЙ, доктор психологических наук [B.12]

 

Лев Николаевич Гумилёв, академик: «Мы все знаем роман Дюма «Три мушкетёра», которых было четыре. Так они представляют четыре нации Франции. Портос – это нормандец, а Атос – это франк, потомок франкских баронов. Арамис – это южанин, провансалец, и лангедокец,а Дартаньян гасконец, даже не француз. Но посмотрите, как вместе в сочетании они ловко действуют в этом романе. Сложность системы определяет её эффективность, а простота системы, которую произвело произведение, лишает тех возможностей, которые имеет сложная система».

Гуманитарные науки, часто повторял Лев Николаевич, дают возможность многое узнать, но не позволяют многого понять. Вот для этого понимания, осмысления хода истории, взаимодействия исторических явлений, Гумилёв создал новую науку, этнологию, которая обобщала не филологические тексты, а факты и их системные связи. Этнологию называют «теорией народоведения». Так возникла особая картина мира – «История по Гумилёву», где представлено прошлое и настоящее народов Земли и с большой долей провидческой глубины, а потому и с опаской, можно заглянуть и в будущее. [T.10.C]

 

 
     
 

…римляне построили Вал Адриана. Это была граница римской цивилизации. Чтобы защитить свой образ жизни, римляне построили крепость в городе под названием Eboracum. Сегодня на месте этого благополучного римского города находится Йорк (York). На протяжении веков он был настоящей сокровищницей для археологов.

Вместе с видом Йорка менялось и его население. Со всех частей Европы сюда стекались торговцы и солдаты. Об их разнообразии можно судить по оставленным идолам.

Andrew Morrison, Curator of Access to Archaeology, Yorkshire Museum: «Здесь можно увидеть целый ассортимент статуэток и других свидетельств разнообразия религий и культов, которых придерживались жители римского Йорка. Здесь есть идолы более официальных религий, например, Меркурий и изображение петуха, который также ассоциировался с Меркурием. Это был один из самых популярных богов во всей римской империи. Здесь можно найти и более экзотических идолов, например, изображение быка. Помимо римских, тут есть изображение греческих и египетских богов. Север вырос в Северной Африке, видимо, был неплохо знаком с этими богами. Судя по всему, не все жители Йорка пришли из Рима, они пришли со всех сторон Римской империи». [T.13.XL]

 

Сегодня мы считаем Древний Рим одной из величайших цивилизаций в истории, намного опередившего своё время. Там лежат истоки современного развитого мира. Но древний мир имел и тёмную сторону. Две тысячи лет назад этот город существовал за счёт рабского труда. Рим лишал рабов жизни ради забавы, крал их труд ради выгоды, использовал их тело ради удовольствия. Город живёт за счёт труда рабов. Каждый третий житель города раб, их более двухсот тысяч. Без них Рим бы зачах.

Prof. Ray Laurence, University of Birmingham: «Рим без рабов это всё равно что Промышленная революция без паровых машин. Такое невозможно себе представить».

Но рабы, это не только мускульная сила, это, как ни удивительно, ещё и интеллект. В Риме профессия учителя, врача, счетовода ценится очень высоко, как и в современном обществе. Рабы стекаются в Рим со всех уголков великой империи. Их берут в плен во время захватнических войн или покупают у работорговцев.

Neil Stuke: «Часто нам, рабам, приходится делать всё, что пожелают наши господа. Да, Всё! Говорят, благодаря нам они не испытывают необходимости в мастурбации, потому что рядом почти с каждым гражданином стоит его верный помощник». [T.13.XLI.3]

 

 
     
 

В Риме теперь стало намного меньше рабов. Однако это следствие не христианских проповедей, а того, что римлянам некого завоёвывать. Теперь существуют новые правила: запрещено бить и клеймить рабов.

Prof. Brian J Ford, University of Leicester: «Как мне кажется, не составляет труда понять почему христианское общество принимало рабство. Ведь идея была не в том, что таким образом вы выходите за рамки другой социальной группы, а в том, что вы должны быть вежливы с вашими ближними, заботиться о них, быть добрыми и не обижать других людей. Мало вероятно, что люди видели большую разницу между давней традицией рабовладения и статусом христианина». [T.13.XLI.5]

 

Dr. Olivier Hekster, Oxford University: «Они были низшими из низших, и существует огромное количество историй о гладиаторах, где они представлены отбросами общества».

Dr. Keith Hopkins, Cambridge University: «Гладиаторы это люди отвергаемые римским обществом даже после смерти. Он лишается всех гражданских прав, его нельзя было хоронить на общем кладбище».

…похоронили на кладбище гладиаторов за стенами города.

Но то, что начиналось как частный религиозный обряд, вскоре превратилось в большое публичное представление. По мере того, как римская военная машина одерживала победы, эти игры питал непрерывный поток пленных рабов. Принуждение мужчин сражаться было показателем римского могущества.

Prof. Barry S. Strauss, Cornell University: «Игры гладиаторов были способом римлян себя рекламировать перед собственным населением и перед теми народами, которые они завоевали. И эта реклама гласила – мы не шутим, мы такие и есть, не связывайтесь с нами, – мы народ, который убивает ради потехи».

Dr. Martin Steskal, University of Vienna: «Было важно не только быть богатым, чтобы завоевать положение в обществе, ещё более важным было добиться популярности среды простых людей. И поэтому, если ты хотел стать заметной фигурой в городе, необходимо было финансировать игры».

Успех мог помочь сделать большой шаг в политике, неудача могла разорить.

Prof. Barry S. Strauss: «Изображения и имена известных гладиаторов красовались на различных изделиях, точно также как сегодняшних атлетов. Мы говорим о явлении огромного социального и культурного значения в мире римлян. Если его лучший боец потерпит поражение, рухнут надежды на то, что эти игры увеличат политическое влияние его семьи».

Dr. Keith Hopkins: «Члены аристократического семейства, когда их выбирают на общественную должность в провинциальном городе, должны устроить представление. И это представление будет символическим капиталом семьи в течение пяти лет. Потому это их единственный шанс поднять свой престиж».

Гладиаторы не сбрасывали вес перед боем, а, наоборот, набирали его. Древние римские мозаики изображают гладиаторов массивными, но историки всегда считали, что это часть их имиджа энергичного мачо.

Гроссшмит считает, что добавляя лишние дюймы плоти к скудным доспехам, гладиаторы защищали себя от определенных ударов, а это на арене было вопросом жизни и смерти. Неудачное выступление возбудит у толпы жажду крови, а после хорошего боя гладиатором могут воздать честь за их храбрость, и проигравший получит право на милосердие.

…ранен и повержен. У него нет другого выбора, ему приходится просить хозяина о милосердии.

…предстоит принять ужасное решение, должен ли он сохранить жизнь (гладиатору) в награду за долгие годы службы, или он должен удовлетворить толпу, жаждущую крови. Время, деньги и усилия, вложенные в обучение (гладиатора) – все эти факторы сдерживают его руку. Но, приказав нанести убийственный удар, он может умиротворить толпу, жаждущую крови. В конце концов (хозяин) хочет преуспеть на политическом поприще, и он также зависит от толпы, как и гладиаторы.

Dr. Marcus Junkelmann, Experimental Archaeologist: «Если он будет щадить каждого гладиатора, подумают, что он скуп, что он не хочет тратить много денег (посчитать человеком, не готовым тратить)». [T.12.LX]

 

 
     
 

Ordo – Жертва

 

Храмы всего Египта многое рассказывают нам о древней религии. И хотя их стоили многие правители в течение тысячелетий в честь многих разных богов, во всех них есть кое-что поразительно похожее: их стены украшают ужасающие рельефы. Страшные сцены кровопролития, массовых убийств, жестокости. Почему такие кошмарные картины высечены на стенах в местах поклонения.

Dr. Kara (Kathryn) Cooney, Egyptologist, UCLA: «Если по современным меркам это может показаться не вполне комфортным, то в ходе истории между властью, жестокостью и религией была прочная и вечная связь».

В центре большинства религий лежит доктрина великодушия, о доброте и мире. Но при этом между духовными верованиями и жестокостью есть мощная связь. Почему человечество всегда действовало безжалостно во имя своих богов? Для того чтобы поддерживать политическую власть, чтобы насаждать определённые верования, или даже в попытке контролировать саму природу. Какова связь между религией и жестокость?

Мединет-Абу погребальный храм Рамзеса Третьего, возведённый около 1150-го года до нашей эры. На главных воротах мы видим жуткую картину: огромное изображение фараона, который проламывает головы своих врагов массивной каменной булавой. Египтологи называют такие жестокие изображения, которые явно символизируют могущество фараона, «Поражающими мотивами». Но для древних египтян они имели куда более глубокий смысл. Они верили, что всё, что изображалось на стене храма, магическим образом становилось реальным. Они воспринимали такие картины жестокости как подношение для защиты храма и богов. Египтяне совершали обмен: жизнь своих жертв на порядок и процветание. Жуткие сцены гарантировали, что Солнце будет вставать каждое утро, а Нил продолжать течь.

Dr. Kara (Kathryn) Cooney, Egyptologist, UCLA: «Большинство ранних религий верили в колоссальную битву между Порядком и Хаосом. На этой площадке обыгрывались конфликты, которые, как считалось, восстанавливали Порядок, а жестокие подношения были особенно действенными».

Alison D' Amario, education director of the Salem Witch Museum: «…это же были пуритане. Они следовали библейским канонам, как они были истолкованы священником. Такова была основа. И когда что-то угрожало заведённому порядку, надо было принимать меры».

Салемские пуритане использовали силу религиозных верований, чтобы обеспечить порядок. В данном случае персональный политический порядок.

Dr. Kara (Kathryn) Cooney, Egyptologist, UCLA: «Убийства были предусмотрены законом, но происходили в пределах системы, основанной законодательством и суждения на строгих религиозных убеждениях».

Связь между насилием и религией зародилась как священный обмен, как вера в то, что акты жестокости принесут какие-то выгоды обществу, умилостивив богов. Но с течением веков грань между праведной набожностью и политической и личной выгодой стёрлась. [T.12.LIII.2]

 

Современный Абидос. Большинство туристов и не подозревают, что этот городок, расположенный в пятистах километрах от Каира, некогда был важнейшим городом Древнего Египта. Тем не менее, несколько международных экспедиций ведут здесь раскопки в поисках останков первых правителей Египта.

Dr. Günter Dreyer, German Archaeological Institute: «Миллионы черепков. Это обломки сосудов для жертвоприношений, которые паломники приносили Осирису – богу мёртвых. Благодаря им абидоский некрополь получил своё современное название – Умм эль-Кааб (Umm el Qaab) – Мать Горшков. Некогда Абидос был самым священным местом в Египте, поскольку египтяне верили, что здесь похоронен Осирис. В поисках его гробницы были проведены масштабные раскопки. Египтяне решили, что нашли её, и это место стало объектом поклонения. Каждый верующий египтянин старался побывать здесь и принести жертву Осирису. Вот остатки этих жертвоприношений – миллионы глиняных черепков».

Они копились здесь более четырёх тысяч лет. Насколько хватает глаз, вокруг одни черепки. Это всё что осталось от сосудов с вином и маслом, которые приносили сюда египтяне в надежде на благополучие в загробной жизни. Под грудами черепков погребён храмовый город, давно занесённый песками пустыни. [T.10.CLXXXI]

 

 
     
 

Ordo (Цивилизация) – Жертва

…появление письма, книг, телевидения заставило людей работать вблизи.

Христо ТАХЧИДИ, доктор медицинских наук, генеральный директор МНТК «Микрохирургия глаза» им. С. Н. Федорова: «Когда человек смотрит вблизи, это колоссальное напряжение внутриглазных мышц, и глаз в целом напрягается. Так вот, при избыточной нагрузке вблизи, по существу это является пусковым механизмом развития близорукости. Поэтому цивилизация расплачивается за свои знания именно близорукостью». [T.2.XXX]

*

Константин СЕВЕРИНОВ, доктор биологических наук: «Учёный, будучи специалистом в своей области, на самом деле потратил огромное количество времени и сил на то, чтобы стать там специалистом. И я не думаю, что мы – учёные – реально понимаем что-то больше среднего обычного человека в той области, которая не лежит в наших профессиональных интересах: я слишком много времени наукой занимаюсь. Мне нравится живопись, мне нравится история, мне нравится литература, но я, безусловно, в них дилетант. Может быть, всё-таки, пусть пироги печёт пирожник?..» [T.10.DCLII.1]

 

Ordo – Повешенный

Старообрядцы Лыковы, Хакасия, Западные Саяны.

Карп Осипович (о посещении бурильщиков после зарплаты): «Жизнь в миру стала богаче, а жить некому».

Из дневников Льва Черепанова [A.13]

 

 
     
 

Сергей САВЕЛЬЕВ, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАМН: «…история глупости, если уж начинать с этого конца, то есть всё это началось, на самом деле не так давно – семьдесят тысяч лет назад – когда человечество достигло максимальной массы мозга. В этот момент мы ещё конкурировали с неандертальцами, поэтому средний мозг у человека был, примерно, в тысяча шестьсот граммов. Ну как неандертальцы через сорок тысяч лет кончились – в основном их наши соотечественники съели – а оставшихся последних доедали во Франции, откуда и пошло название. Так вот, съели то их sapiens’ы, то есть мы, и вот с этого момента человеческий мозг стал очень быстро уменьшаться. И за семьдесят тысяч лет наш мозг потерял двести пятьдесят граммов массы, – это гигантский объём, – у нас всего тысяча триста граммов. И двести пятьдесят, чуть не триста потеряли – это мозг шимпанзе. За счёт чего? За счёт нашего обоняния? – Нет! Движения? – Ни в коем случае! Зрения? – Упаси Бог! Каких-нибудь гормональных центров? – Ни в коем случае! – Как же мы размножаться то будем? Конечно нет! За счёт чего мы потеряли то всё? – За счёт бесценной части мозга, которая называется ассоциативными центрами, – за счёт интеллекта.

Как случилось, что мы до этого тысяча шестьсот граммов набирали шестьдесят пять миллионов лет, а потом за семьдесят тысяч лет всё потеряли, потеряли то, на что понадобились миллионы? В чём дело? А оказывается начался очень интересный процесс: когда мы стали жить большими сообществами – социальными группами – начался чудовищный, страшный, невидимый, но ощущаемый каждым на себе искусственный отбор по интеллектуальным особенностям. И не в лучшую сторону, а в худшую. То есть, для того, чтобы поддерживать социальную структуру сообщества, на протяжении десятков тысяч лет человечество выдавливало из своей среды самых агрессивных – душегубов, убийц, мерзавцев – это понятно, сейчас их сажают в тюрьму, и самых интеллектуальных, которые отличаются. По очень простой причине – потому что они доставляют максимальное неудовольствие этой самой «серой массе», выделяясь из неё. Это «подстригание» – самых агрессивных и самых интеллектуальных – привело к тому, что начался скрытый искусственный отбор, как в школе – все же помнят прекрасно. В школе с чего начинается борьба с интеллектуальными и одарёнными мальчиками и девочками – всеми способами. То есть, получить образование, выучиться, достичь половой зрелости, размножиться – шансов очень немного. А в те времена, когда были более жёсткие законы, биологические, действовали, это происходило в гигантских масштабах, отсюда потеря. Мы отбираем с помощью скрытого искусственного отбора, во всём мире. Причём эти скорости уменьшения мозга разные в разных странах, и там, где социализация достигла высокого уровня, как в Европе, там это идёт ещё быстрей. Это чудовищное событие, то есть, Глупость торжествует! Почему? Потому что она социально адаптирована. Каким является идеальный гражданин, который идеально соответствует социальной системе? – Глупый, послушный, управляемый.

Мы жертвуем в результате этой биологической эволюции, которая идёт среди нас каждый день, мы жертвуем человеческой индивидуальностью во благо поддержания социальной структуры общества. То есть глупость действительно цементирует, она оказывается единственной целью вот этого отбора. Это не литературный, не лингвистический, это – анатомический факт. Можно до бесконечности улыбаться, но если за последние тридцать тысяч лет мозг уменьшился на двести граммов, то, извините, он уменьшился…

…я хочу назвать книгу, гимн, с моей точки зрения, глупости вселенского масштаба. Этот гимн написал Толстой, – это «Война и Мир», – всё, что там написано, это вот сплошная зоология, то есть это то, с чем человек жить не может, ради чего человек жить не может, и то, с чем мы должны бороться до сих пор. Он это блестяще показал. Бессмысленность вот этого всего и биологичность – там нет ни одной человеческой проблемы, там все проблемы зоологические. Это хорошее пособие «Как жить нельзя» [T.10.CLXXXIV.2]

 

Михаил ГЕРМАН, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Русского музея: «…дело в том, что человеку свойственно хотеть любить власть в такие времена. Потому что если не убедить себя в том, что ты эту власть любишь, надо стреляться. И если радетели вот таких соцартовских игр подзабыли, им надо почитать довольно известную книжку под названием «Война и Мир», где даже столь обуянный гордыней, один из умнейших литературных героев, князь Андрей Николаевич Болконский, как он влюбляется в Сперанского, как он смотрит на руки человека, на руки Сперанского, на руки человека, имеющего власть. Поэтому интерес к власти и желание полюбить её, дабы не было гадко, это жило глубоко в сознании людей, и, думаю, что это было у многих…» [T.10.CCXXIV.2]

 

 
     
 

Rota Fortunae (Мировая Мельница) – Zodiacus

 

Подыми пиалу и кувшин ты, о свет моих глаз,

И кружись на лугу, у ручья в этот радостный час,

Ибо многих гончар-небосвод луноликих и стройных

Сотни раз превратил в пиалу, и в кувшин – сотни раз.

*

Вчера зашёл я в лавку гончаров,

Проворны были руки мастеров.

Но не кувшины я духовным взором

Увидел в их руках, а прах отцов.

*

Я видел гончара в толпе людей.

Вращая колесо ногой своей,

Кувшины, чашки делал он проворно

Из праха нищих, из голов царей.

Омар Хайям. Рубайят

 

В плане Природы мы имеем дело с беспощадным Колесом Фортуны, иначе именуемого «Мировою Мельницею». Это колесо все мелет, все ассимилирует, все приспособляет, приподнимая одно, опуская другое и, как и всякая Rota, ничего не оставляя неподвижным, стационарным, кроме своей оси, имя которой есть: возможность существования иллюзии, именуемой «Материя».

Мировая Мельница (10) своей непреодолимой, беспощадной регулярностью толкает нас на Идею Жертвы (12). ГОМ [B.27]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6

ДАЛЕЕ