ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

БИБЛИОТЕКА

 

 

223. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ.

 

 

 
 

Что видит «Третий глаз»

или ШАМБАЛИАДА ДОКТОРА МУЛДАШЕВА

Вадим ЭРЛИХМАН, кандидат исторических наук

ж. «РОДИНА» № 09/2002г.

 

Давно известно, что все мы вышли из Тибета — страны тайн и чудес. В тамошних пещерах до сих пор восседают загадочные Махатмы, которые вот-вот выйдут и наведут порядок на Земле. В этом уже добрую сотню лет убеждают читателей как глянцевые журналы, так и толстые книги всевозможных оккультистов. Но только в нашей стране шамбалистам удалось завлечь в свои ряды крупного учёного-практика, который с невиданным пылом взялся реанимировать обветшавшие идеи, придавая им «научный» шарм.

Глаз до Тибета доведёт

Имя уфимского офтальмолога Эрнста Мулдашева давно уже не сходит со страниц газет. Его методы официальная наука встречаете недоверием, однако достигнутые результаты впечатляют — сотни сложнейших операций, исцеление слепых, первая в мире успешная пересадка глаза. В своём Всероссийском центре глазной и пластической хирургии Мулдашев изобрёл биоматериал «аллоплант», способный восстанавливать живую ткань глаза. Но всего этого показалось мало — с 1996 года Эрнст Рифгатович взялся за пересмотр истории человечества, совершив ради этой благой цели четыре экспедиции в Тибет.

Отправной точкой его раздумий стал, естественно, глаз. Проанализировав офтальмогеометрические параметры (проще говоря, размеры и форму глаз) разных людей, Мулдашев установил, что они способны поведать не только о человеческой психике, но и о происхождении различных рас и народов. Теория интересная и весьма плодотворная, и идти бы доктору дальше этим путём. Но его занесло в Тибет, у обитателей которого вроде бы обнаружились «среднестатистические» глаза. Вывод — человечество зародилось в Тибете — был услужливо подсказан Мулдашеву писаниями Елены Блаватской, Николая Рериха и Лобсанга Рампы. Им Эрнст Рифгатович всецело доверился — а зря. Ведь Елена Петровна, женщина гениальной фантазии, большую часть своих гималайских «открытий» просто выдумала. Её труды прилежно перепевали другие оккультисты, включая «учёного ламу» Рампу, который на самом деле был английским водопроводчиком, в глаза не видевшим Тибета.

К моменту первой гималайской экспедиции «идейный багаж» Мулдашева уже сформировался. Требовалось лишь получить подтверждение смелых теорий, и с этим проблем не возникло. Восточные жители с неизменной готовностью подтверждали всё, что спрашивали у них белые «сахибы». Всевозможные гуру и свами, которых в Гималаях больше, чем камней, с готовностью нарушали обет молчания, полунамёками повествуя пришельцам о «великих тайнах» (возможно, вычитанных у той же Блаватской). Воспроизведённые в книгах Мулдашева разговоры с мудрецами Востока оставляют двойственное впечатление — то ли над автором откровенно издевались, то ли он просто выдумал большую часть диалогов, вкладывая в уста персонажей собственные слова. Что ж, это вполне нормально для приключенческих романов которыми и являются по сути произведения Эрнста Рифгатовича. Там, как сейчас модно, соединяются путевые заметки, житейские наблюдения, философские раздумья и даже стихи, причём для пущей убедительности всё это «задокументированно» массой фотографий и рисунков. Иллюстраций так много, что книги приобретают форму комиксов и прекрасно усваиваются публикой, отвыкшей воспринимать текст. Картинки особенно выигрывают на фоне банальных и убогих речей персонажей, среди которых доктор Мулдашев выглядит настоящим титаном мысли. Может, так оно и задумывалось?

Алло, мы ищем атлантов

Такую же «картину» доктор Мулдашев попытался вставить в «рамку» приключенческого комикса? Оказывается, это всего лишь популярное изложение «Тайной доктрины» Блаватской с её фантастической историей человечества. Эрнста Рифгатовича вслед за Еленой Петровной не устраивает привычная теория эволюции — наперекор ей он считает, что обезьяны и даже все остальные животные произошли от одичавших людей. люди же являются последней из пяти рас разумных существ, возникших в своё время путём «уплотнения духа». Что это такое, не объясняется, поскольку далее говорится о вещах совсем уж необычных. Первой расой были призраки, второй — ангелоподобные существа, третьей — земноводные лемурийцы, обитавшие на огромном материке Лемурия на месте нынешнего Тихого океанa. Лемурийцы обладали громадным ростом и сверхъестественными способностями, которые позволили им (интересно, зачем?) воздвигнуть на Земле всевозможные сооружения, наподобие египетских пирамид и статуй острова Пасхи.

Но и на старуху бывает проруха — вскоре разумные лемурийцы перессорились, и бог сиречь Вселенский Разум решил наказать их путём геологической катастрофы. Лемурия потонула, а её жители, измельчав, превратились в четвёртую расу — атлантов. Эти, немного подождав, опять взялись за старое, и разгневанный Господь затопил их Атлантиду, передав управление земной сушей людям. Правда, наимудрейшим представителям различных рас во время каждой из катастроф позволялось скрываться в подземном «Городе Богов» (он же Шамбала) под Гималаями, откуда они потом несли свет знаний следующим поколениям. К таким «детям подземелья», по Мулдашеву, принадлежали Будда, Ной, Христос и другие пророки. В пещерах они живут по многу тысячелетий, поскольку находятся в особом состоянии «сомати», при котором все жизненные функции приостанавливаются. Высший Разум перестал помогать людям, оставив им «завет» СоХм, что на божественном языке означает «реализуйтесь сами». Поэтому при будущей глобальной катастрофе, которую уже недолго ждать, спасти нас могут только шамбалинские мудрецы...

Вот такая стройная и очень логичная картина — логичней могут быть только народные сказки. Беда в том, что сказок доктору Мулдашеву мало — он претендует на научность и пытается доказать свои (вернее, блаватские) домыслы самыми различными способами. Часть из них относится к сфере сверхъестественного — здесь в ход идут рассуждения о «параллельных Вселенных», «тонком мире», «торсионных полях» и прочих увлекательных, но пока что абсолютно недоказуемых материях. В качестве коронного номера Эрнст Рифгатович по-разному переставляет «дьявольские» числа 6666 и 9999 и, наконец, делит всю Землю на треугольники, расстояние между которыми якобы в точности равно 6666 километрам. В качестве ориентиров при этом берутся всевозможные памятники природы и истории. Где их нет — значит, были да утонули в море. Среди ориентиров — древний город майя Тасумаль, который доктор для удобства перенёс из Сальвадора в Бразилию. Другие факты, не говоря уже о расчётах, имеют примерно такую же степень достоверности.

В качестве исторических доказательств Мулдашев использует стандартный набор загадок прошлого — пирамиды Египта и Мексики, статуи острова Пасхи, Стоунхендж. Знания об этих памятниках он извлекает исключительно из популярных изданий. Иначе ему было бы известно, что все они строились не миллионы лет назад, а гораздо позже, причём с большими интервалами. Строились обычными людьми, с вполне людскими, хотя и не до конца понятными нам целями. Только будучи полным невеждой в области истории, можно всерьёз утверждать, что египетские пирамиды выстроены за 80 тысяч лет до нашей эры. Впрочем, автор и в этом лишь повторяет Блаватскую. Ничтоже сумняшеся он пишет: «Мне хотелось бы попросить прощения у читателя, что цитирую в основном Елену Блаватскую... В последующем я буду цитировать дополнительно Библию и Коран, в понимании которых мне обещали помочь два видных религиозных деятеля».

О существовании других исторических источников доктор Мулдашев, видимо, не подозревает. Иначе не стал бы цитировать по тем же популярным изданиям Нострадамуса, «пророка Заратустру» и «религию Бонпо», разбавляя текст для убедительности фразами «всем известно» или «давно доказано». «Доказано», что земная ось периодически смещается на 6666 километров, отчего происходят вселенские катастрофы. «Доказано», что мудрые лемуры (то бишь лемурийцы) имели поросячьи пятачки, перепонки на лапах и «третий глаз» во лбу. «Доказано», что летающие тарелки запускают скучающие под горой Кайлас атланты. В здравом уме принять такое трудно, поэтому в «систему доказательств» органично входит водочка, под которую автор и его соратники периодически формулируют наиболее мудрые мысли.

Но всё это доказательства, так сказать, побочные. Главные Мулдашев отыскал в Тибете — это «сомати-пещеры», где почивают атланты, и Город Богов, который вроде бы находится под священной горой Кайлас. Правда, ни то ни другое эскулап так и не нашёл — во всяком случае, в его комиксах они не присутствуют. Их место занимают фотографии того же Кайласа и других гималайских вершин, которым карандашом придана форма пирамид. В принципе это можно проделать с любой горой, особенно если съёмка сделана с нужной стороны. К тому же в Тибете священной считается чуть ли не каждая гора, и Кайласу там вовсе не придаётся такого громадного значения, как считает Мулдашев. Кстати, и сам Город Богов (Шамбалу) тибетцы считали не реально существующим местом, а неким раем, куда уходят достигшие духовного совершенства. Такую Шамбалу Эрнст Рифгатович мог бы искать, не выходя из своего кабинета, но это куда менее романтично. Да и читателей не развлечёт — им подавай затерянные города, параллельные миры, мудрых пришельцев и прочий реквизит современных «научных» сказок.

Нефертити и «тити-мити»

Первая книга Мулдашева стала настоящим бестселлером. Свою роль сыграла реклама в прессе, особенно в газете «Аргументы и факты». Две следующих экспедиции прошли без последствий, а вот в третьей (1999) Эрнст Рифгатович якобы разыскал что-то настолько грандиозное, что пообещал написать об этом целых три книги. Увы, уже первая из них разочаровывает: те же туманные намёки, те же переписанные у Блаватской теории плюс множество откровенно высосанных из пальца цифровых и геометрических расчётов. Но читатели и её проглотили с восторгом — они уже «подсели» на крючок и жадно требовали новой порции наживки. Теперь им обещана новая грандиозная экспедиция по всему свету в поисках «древних знаний». Уже ясно, что участники даже в копаном-перекопаном Египте обязательно найдут искомое — с их-то «научными» методами!

В тех же «Аргументах и фактах» Мулдашев откровенничает: «Известно (опять это слово-паразит!), что знаменитая Нефертити имела рост 3,6 метра и выглядела весьма необычно: в частности, у неё была огромная, вытянутая назад голова... Ещё более древние правители — Хаторы — имели рост 18 метров. Статуи их всех мы увидим в Египте». Что ж, если судить по статуям, то всем Хаторам (кстати, Хатор — не правитель, а египетская богиня-львица) далеко до Ленина и тем более до Петра работы Церетели — вот кто истинные атланты! Для пущей убедительности газета печатает рядом коллаж известного бюста Нефертити — авось читатели поверят. И верят, судя по громадной популярности книг Мулдашева. Правда, о ней тоже в основном сообщают «Аргументы и факты».

Позицию газеты понять нетрудно — если сенсации нет, её нужно выдумать. Труднее понять самого Эрнста Рифгатовича, который много раз повторяет: «Я типичный учёный исследователь». Разве ему не ведомо, что наука основывается только на фактах, а не на туманных писаниях оккультистов, даже таких известных, как мадам Блаватская? Никакая шумиха в прессе не может скрыть тот факт, что из всех четырёх экспедиций Мулдашев так и не смог привезти ни одного конкретного доказательства своих грандиозных выводов. Потому и приходится довольствоваться туманными намёками, предположениями и ссылками на тайну, которую «нельзя рассказать даже Богу». Увы, всё это давно знакомые приёмы оккультных шарлатанов, которым чересчур доверяет автор.

Впрочем, доверяет ли? Биография Эрнста Рифгатовича говорит о том, что ума и коммерческой сметки ему не занимать, хотя он и любит прикинуться этаким простачком. Не являются ли все поиски атлантов лишь рекламной кампанией для раскрутки Центра глазной хирургии и чудо-препарата «аллоплант», при разработке которого Мулдашев якобы использовал найденные им в Тибете «зеркала времени» и резервуары «живой» и «мёртвой» воды? Российские офтальмологи серьёзно сомневаются в эффективности нового средства — но дай Бог, чтобы они ошиблись и «аллоплант» помог хотя бы одному страдающему человеку. Однако для этого вовсе не обязательно переписывать историю, ставя на место научной картины происхождения человечества сказки о пришельцах.

Отвага, с которой доктор Мулдашев берётся за решение сложнейших исторических проблем, никого не удивляет. Модный жанр поп-истории в последние годы дал и более одиозных представителей, начиная с «великого и ужасного» Фоменко. Поражает другое — готовность читателей, причём достаточно образованных, верить в самые дикие теории и утверждения, восклицая при этом: «Вот где правда! А нам-то врали!» Это лишний раз заставляет задуматься о глубоком кризисе не только нашего общественного сознания, но и гуманитарной науки, которая пока не в состоянии адекватно реагировать на посягательства лжеученых. Ответом служит или яростная ругань с непременным призывом к оргвыводам, или дотошные разборы ошибок оппонентов, совершенно неинтересные массовому читателю.

И всё же книги уфимского доктора выгодно отличаются от других паранаучных трудов — хотя бы тем, что они добры и не дышат ненавистью к тем, кто думает иначе. Мулдашев советует: «Выйдя на улицу, постарайтесь посмотреть на других людей с любовью и говорить им добрые приятные слова. Вы сразу ощутите себя счастливым оттого, что к вам будут тянуться люди... Не превратитесь в пустослова-проповедника, это бессмысленно. Старайтесь своими деяниями и трудом показать, что добро всё равно победит зло». С этим не поспоришь. Однако тот, кто вольно или невольно лжёт миллионам людей, вряд ли умножает количество добра на планете. Следуя этим путём, даже талантливый офтальмолог может очень скоро превратиться в «пустослова-проповедника», дела которого придётся расхлёбывать докторам иных специальностей.