ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei 2; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос). |
||||||
В XIX-м веке Российская империя, расширив свою территорию до небывалых пределов, получила непосредственные пути доступа к таинственному и загадочному Тибету. Буддизм более других традиционных религий многонациональной России овеян ложным мистицизмом и легендами – телепортация человека из одного места в другое, ясновидение, достигавшееся посредством выпиливания лобной кости в районе «третьего глаза», чудодейственные тибетские пилюли, якобы исцеляющие рак и СПИД, – всё это закрывает от нас поистине удивительные факты влияния буддизма на историю России. Миллионы европейцев ищут истину в буддийской религии. Первый в Европе буддийский храм, построенный в тибетском стиле, был возведён в Санкт-Петербурге, ещё в 1913-м году, в год трёхсотлетия династии Романовых. [T.4.XL]
Александр КАДАКИН, академик РАЕН, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Индии (1999 – 2004): «У меня лично вызывает восхищение, что русская женщина – Блаватская – написала такие серьёзные труды, теософские. Обработка такого материала, на который она даже просто ссылается, одному человеку не под силу». Елена Петровна утверждала: «Тайную Доктрину» – учение о Тонком Мире и Космическом Сознании – ей телепатически продиктовал таинственный Махатма М. У неё появилось множество последователей, в Америке и в Европе возникли Теософские общества. Но были и противники. Они считали, что «Тайная Доктрина» – плод её фантазии. Наталия КОВАЛЁВА, кандидат философских наук, публицист: «Когда недоброжелатели Блаватской попытались обвинить её в том, что она сама выдумала своих махатм, и на самом деле их не существует, то в Индии на её защиту встали самые авторитетные священнослужители. Появилось письмо, подписанное этими священнослужителями, в котором, в частности, говорилось: (цитирует) …Махатмы или Садху не измышление госпожи Блаватской, а Высшие существа, в существовании которых никто из просвещённых индусов не сомневается…» Елена и Николай (Рерихи) увлечены теософскими идеями. Для них это не люди, а путь к познанию себя и окружающего мира. Пройдут годы, и специально для музея Блаватской в Адьяре (Aṭaiyāṟu) Рерих создаст картину «Вестник»… Этот буддистский храм начал строиться в Петербурге в первые годы XX-го века. Он и сейчас-то выделяется среди улиц и домов Приморского шоссе своей архитектурой, яркими красками фасада, одеждами монахов. Православные иерархи протестовали против возведения в столице России храма чужой религии. В защиту дацана выступили знаменитые писатели, художники, журналисты. Среди них был и Николай Рерих. Он вошёл в строительный комитет будущего храма. Там он познакомился с посланником Далай-ламы, бурятом Доржиевым (Агван Лобсан Доржиев). Рассказы Доржиева о загадочной стране Шамбале поразили Рериха. Доржиев даже назвал Рериху место, где находится Шамбала: на стыке границ Индии, Непала и Китая. «На этом месте вы выйдете к широкой долине, по которой течёт небольшая река с чистейшей прозрачной водой. В ней плавают медленные золотистые рыбы. Далеко в перспективе видна горная гряда. Вы сразу выделите четыре вершины, похожие на стариков, сидящих в позе лотоса. За этой грядой Шамбала». Шеру Баба, куратор по культурным вопросам Международного Мемориального Треста Рерихов: «Шамбала на самом деле есть. Я сам родом из Лухула, и моя семья из Лухула. Я много раз слышал от разных людей истории о Шамбала-деше, что означает «Страна Шамбала». И я верю, что она существует как в реальности, так и на более высоком уровне». Локеш Чандра, профессор, президент Международной Академии индийской культуры: «Шамбала в переводе с санскрита означает Клятву, Обет, Намерение сделать что-то великое. Рерих пытался найти Шамбалу на земле, а это невозможно, потому что она внутри нас. Проблема в том, как найти её внутри себя. А он был уверен, что это место на земле, что-то вроде Страны Беловодье, в которую верили русские люди». Тревожные сюжеты полотен, созданных в это время, (предреволюционное) навеяны снами жены. «Вещие сны вели нас», – напишет о том времени Рерих. – «И друг моей жизни – жена моя Лада – прозревала на всех Путях наших». Елена предчувствует грядущую Эпоху Насилия и Разрушения. Именно тогда в видениях Елены всё чаще появляется таинственный учитель – Махатма М. Да-да! Тот самый, что диктовал в своё время Блаватской «Тайную Доктрину». Его указания пока ещё непонятны, туманны, но для Николая и Елены за ними скрыта другая, высшая истина. Локеш Чандра, профессор: «Я рассматриваю Рериха как великого вдохновителя. В его работах я вижу Основу Мирозданию и Перехода в другой Мир. Ведь переход в Потусторонний Мир – это тоже часть Мироздания. Если у тебя нет высших ценностей, то низшие ценности поглотят тебя». «Лама! Как произошло, что земная Шамбала до сих пор не открыта путешественниками? На картах можно видеть множество экспедиционных маршрутов, все вершины уже отмечены, а все долины и реки исследованы. – Человек не в состоянии достичь Шамбалы без зова. Только немногие достигают святого места, и лишь тогда, когда их карма готова». Локеш Чандра, профессор: «Да, мы находим в работах Рериха видения, как, например, встречи с махатмами. Эти видения мы можем охарактеризовать как идеи. Часть их воплотится в реальности, а часть так и останется фантазией, но идеи необходимы для того, чтобы зарождалось что-то новое. Идеи нужны человечеству для расширения сознания, для определения горизонтов». В Шринагаре родился замысел серии «Знамёна Востока», – святые, пророки, основатели мировых религий. Азия – колыбель всех религий, всех взлётов в надземное. …трудно представить, что Рерих превратился в агента Коминтерна, – не тот масштаб личности. Но, возможно, ему пришлась по душе мечта коммунистов о ликвидации частной собственности, освобождении стран Азии от колониальной зависимости. Говорил же Рерих своим соратникам: «Будда строил коммунистические общежития, а Христос проповедовал коммунистический строй». Александр КАДАКИН, академик РАЕН: «Очень много было споров по этому письму. Даже если оно является результатом богатейшего воображения Рериха и Елены Ивановны, но по сути-то оно написано как раз в стилистике махатм, которые сверху, или из Шамбалы, вещают нам, как жить, что делать…» Вот что писали махатмы московским коммунистам: «На Гималаях мы знаем совершаемое вами. Вы упразднили Церковь, ставшую рассадником лжи и суеверия. Вы разрушили тюрьму воспитанием. Вы сожгли войско рабов. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины…» и так далее. А завершается письмо словами: «Привет вам, ищущим общественного блага». Александр КАДАКИН, академик РАЕН: «Рерихи привезли это письмо ещё когда социалистическое строительство в России не стало на тот порочный и убийственный, преступный путь, который проявит себя в полной силе позже, гораздо позже. Поэтому восхищение это можно объяснить теми положительными сторонами жизни, которые породила революция в России». … карта Алтайского края недавно обнаружена в архивах… огромная территория размером в тридцать тысяч гектаров – земли, которые по договору на пятьдесят лет должна взять в аренду американская корпорация «Белуха» (Beluha Corporation). В соучредителях миллионер Луис Хорш (Louis Horch), Николай и Елена Рерихи. Даниэл Энтин, директор Музея Николая Рериха в Нью-Йорке (Daniel Entin, Executive Director at Nicholas Roerich Museum): «Когда я впервые услышал о деловой подоплёке экспедиции на Алтай, я пошёл в архив и нашёл там регистрационные бумаги на две большие корпорации – «Ур» и «Белуха», которые должны были взять концессии на разработку недр, транспортировку, а также на разработку лесных ресурсов, сельскохозяйственных угодий, строительство. Я был шокирован, увидев на этих корпоративных бумагах подпись Николая Рериха и подпись Елены Рерих, как руководителей корпорации. Да, это была часть их жизни и работы по созданию новой страны». «Новая Страна» всё чаще торжественно упоминалась в письмах Николая Рериха. Непонятно, – это вся Россия или какая-то часть, – в дневниках об этом ни слова. Только записи сказаний о неведомой стране Беловодье, куда в давние времена уходили странники и целые племена. Эти сказания так похожи на легенды о Шамбале, которые Рерих слышал в Индии. Более того, и здесь находятся люди, которые объясняют, как найти эту волшебную страну. Духовная связь Алтай – Гималаи не вызывает сомнения. Варьям Сингх, профессор, декан филологического (лингвистики и культуры) факультета университета имени Дж. Неру, Центр изучения русского языка: «Они очень сильно верили в реальность Шамбалы. Дело в том, что, в конце концов, все люди хотят видеть такую землю, где только справедливость. Но жить в такой стране, среди таких людей, где люди только правду говорят, только добро делают. А дело в том, что они очень жили этой верой всю жизнь». Но одно дело вера, а другое – реальная возможность создать свою земную Шамбалу. Не случайно в дневнике промелькнула краткая запись: «17-го августа смотрели Белуху. Было так чисто и звонко, прямо Звенигород». Был у Рериха тайный замысел – если дела с концессией на Алтае пойдут успешно, в долине будет построен Звенигород – город духа и знания. В деревнях возникнут общины и сельскохозяйственные кооперативы, на склоне горы Белуха будет возведён храм всех религий. Экспедиция пробыла на Алтае около месяца, но уезжал Рерих разочарованный. С горечью записал в дневнике: «Поповцы, беспоповцы, стригуны, прыгуны, – сколько непонятных толков. Среди зелёных и синих холмов, среди таёжных зарослей не видать всех измышлений. В самом деле, с кем тут строить Звенигород? А кроме того, Москва до сих пор не приняла никаких решений по поводу будущей концессии…» Локеш Чандра, профессор, президент Международной Академии индийской культуры: «Любой идеалист рано или поздно получает от жизни удары, потому что мир не любит идеалистов. Рерих пришлось пройти через много испытаний, и находки, сделанные им в экспедициях, рассеяны по миру…» [T.10.CXXVI]
Валдис ПЕЛЬШ, телеведущий, телепродюсер, режиссёр телевидения: «Белуха – самая высокая гора в Сибири. У горы две вершины: восточная – 4509 метров, и западная – чуть пониже. Алтайцы называют её Уч-Сумер – «Трёхглавая священная гора». Где третья вершина – загадка. Я лично считаю, что эта вершина, вообще, внутри нас. Это место можно назвать Центром Мироздания, потому что отсюда до Северного Ледовитого океана, Атлантики, Тихого и Индийского – приблизительно одинаковое расстояние. По вершине горы проходит граница с Казахстаном. Если будете покорять, не забудьте взять с собой паспорт. В 1914-м году Георгий Гребенщиков в книге «Алтайская Русь» писал: «Белуха – как корона могучего царя Алтая – находится в стране заоблачной, и очень редко сбрасывает с себя пушистую фату тумана. На её вершине никогда не бывала нога человека». [T.1.XLIV]
|
||||||
Prof. Janice D. Willis, Wesleyan University: «…возможно дело именно в суровом горном пейзаже. На фоне величественных гор Человек особенно остро чувствует всю свою незначительность. Dr. Jacqueline Decter, Author «Messenger of Beauty: The Life and Visionary Art of Nicholas Roerich»: «Всё дело в загадочности этого места, его невероятной красоте, величественных горах, безжизненных плато, бесконечном небе, это действительно удивительное место». Prof. Janice D. Willis: «Там, где обычный человек видит лишь голые отвесные скалы, просветлённая личность замечает то, что есть на самом деле. Меняется не мир, меняется наше восприятие его, и, поэтому кто-то видит перед собой бесплодную пустыню, а кто-то – чудесную Долину Шамбалу». Prof. Robert A. F. Thurman, Columbia University: «Это же самое сердце непостижимой Азии, а значит людям хочется верить, что здесь находится Земной Рай или Волшебная Земля, какие-то колдовские или ангельские тайны. То есть люди создают себе воображаемое убежище, стремятся уйти от повседневных проблем…» Тибетцы – кочевой народ, а значит им хорошо знаком истинный смысл бренности человеческого существования. На высоте в пять с половиной километров каждый вздох может превратиться в опыт созерцания. …в которых проживало более четверти всей страны. Эти люди решили посвятить свою жизнь поиску внутренней гармонии. Prof. Robert A. F. Thurman: «В средневековой Европе на пике её могущества насчитывалось не более двух тысяч монастырей. А теперь представьте себе небольшую страну с населением восемь миллионов человек и шестью тысячами действующих монастырей, в каждом из которых проживает несколько тысяч монахов». На протяжении столетий за дверями своих обителей монахи и ламы могли передавать друг другу тайное знание о Шангри-Ла. Если вы спросите буддийского монаха, где она находится, он обязательно ответит: «На севере». …там высятся лишь непокорённые неприступные скалы. Но если путь в Шангри-Ла был настолько опасным, что считается физически недостижимым, то как же тибетцы туда добирались. Prof. Robert A. F. Thurman: «Они путешествовали, выходя за пределы своего физического тела. Тибетская наука контроля за сознанием достигла таких успехов, что её адепты научились управлять им даже во время сновидений. Они путешествовали при помощи так называемого «Тела сновидений», в то время как их физическое тело оставалось дома в постели. То есть тибетцы вполне могли побывать в Шамбале, а потом рассказывать об увиденном, или даже написать некий текст. Эти мистические практики интересовали многих учёных». В 70-е годы прошлого века предприимчивые американцы организовали курсы по управлению снами, основанные на описании астральных путешествий тибетцев. Эти далеко не дешёвые занятия привлекли массу любителей мистики, и вскоре возникла новая эзотерическая дисциплина. Когда вы смотрите на заснеженные вершины Тибета, вам невольно приходит в голову мысль, а что если Шамбала действительно существует, но мы просто неспособны её увидеть. По тибетской легенде дорогу в Земной Рай отыщут лишь те, кто обладают особыми мистическими способностями, то есть избранные или просветлённые. Тибетцы верят, что к прозрению их приведёт Далай-лама, знающий тайное местонахождение Шангри-Ла. По легенде наставник передаёт сакральные тайны своему преемнику через реинкарнацию. И так продолжается уже тысячу лет. Prof. Janice D. Willis: «…кстати, в VIII-м веке было предсказано, что Четырнадцатый Далай-лама будет последним правителем Тибета. А мы знаем, что в 1959-м году китайцы вынудили его покинуть дворец Потала. Четырнадцатый Далай-лама – это первый в истории Тибета наставник, который открыто общается с представителями других стран. Так случилось, что он стал беженцем, но именно благодаря этому Запад смог вступить с ним в контакт, ведь раньше на протяжении почти двух тысяч лет у нас не было такой возможности». Prof. Robert A. F. Thurman: «…вся жизнь тибетцев наполняется смыслом, если им удается увидеть ритуал инициации Калачакры. Это что-то вроде билета в Шамбалу, в каком бы измерении она не находилась. И не важно, сколько времени это займёт, все эти люди уверены, что в конечном итоге они окажутся в Заветной Стране». …имеют ли все эти легенды под собой реальную основу или нет, но Шангри-Ла – совершенная Земля Гармонии и Бессмертия – всегда находится где-то в другом месте, и до неё невероятно сложно добраться. Далай-лама XIV (Тэнцзин Гьямцхо): «Для меня Шамбала – это тоже мистическое место. Она находится в другом – духовном – измерении. Но это не значит, что в неё нельзя попасть. Всё дело в укреплении собственного духа. Надо верить в собственные силы и, в то же время, не забывать о традициях. О традициях, которые помогают проникнуть в суть вещей. Наша конечная цель – это просветление». А возможно Шангри-Ла влечёт нас к себе потому, что мы связаны с ней самыми сокровенными желаниями. Мы стремимся найти то единственное место на земле, где постоянные спутники нашей жизни – боль, печаль и страдание, – наконец перестанут существовать. [T.11.VI.7]
Ламы ушли вперед. Витаркананда и Даярам медленно ступали по перекатывавшемуся под ногами щебню тропинки. Там, где тропа, поворачивая к монастырю, выходила на столообразный уступ, профессор остановился и показал в сторону Хатха-Бхоти. Снежные вершины оторвались от своих почерневших оснований. Залитые неизвестно откуда исходившим красновато-золотым светом, они ещё более отдалились от тёмного мира низких ущелий, перевалов и человеческих жилищ. Невозможно прекрасная гора, беспощадная, сверкающая, неожиданная, немилосердно крутая, вонзённая в глубину неба. – Вот для чего я провожу время от времени свой отпуск в Гималаях, – тихо сказал Витаркананда. – Такова, наверное, Шамбала, прекрасная страна Ригден-Джапо, – воскликнул Даярам, – греза буддистов! А может быть, это она и есть? Профессор улыбнулся. – Монахов нет с нами, и я не огорчу никого. Даже в самом названии Шамбала не подразумевается никакая страна. «Шамба» или «Чамба» – одно из главных воплощений Будды, «Ла» – «перевал». Значит, эта мнимая страна – перевал Будды, иными словами – восхождение, совершенствование. Настолько высокое, что достигший его более не возвращается в круговорот рождений и смертей, не спускается в нижний мир. Потому Шамбала – понятие философское – не существует для вашего мира, и тысячелетия её поисков были напрасны. – Но те, которые мудры, как ты, гуру, для них есть Шамбала? – Есть, но везде! Легенда же о благословенной стране Гималаев порождена чистейшей красотой неба и снежных гор. Человеку любой касты и любого народа покажется, что если есть такая страна, то только здесь… Иван ЕФРЕМОВ [B.107.1]
|
||||||
Christy Kenneally, BA, BD, TV presenter, scriptwriter and author: «Мы начнём знакомство с буддийским искусством и архитектурой здесь в Бодх Гайя. Подобно Иерусалиму, это место является священным для последователей трёх религий: индуизма, джайнизма и буддизма. Они все совершают сюда паломничества. Бодх Гайя представляет собой буддизм в миниатюре. Это место, где легенды переплетаются с реальностью». Эта вроде бы обыкновенная красная ложа олицетворяет место просвещения Будды. Согласно легенде, эта смоковница теперь называется «Деревом Бодхи» и является побегом того самого дерева, под которым медитировал Будда. Рядом находится Чакрамана. Это место, где Будда ходил, размышляя над соблазнами демона Мары, самый большой из которых – уйти в Нирвану, и не оставить человечеству путь к спасению. «Те, кому нужно, поймут», - произнёс Будда с надеждой и остался. [T.13.XXIX.2] * …в каждом городе, где только живут джайны, о которых кстати здесь сказать несколько слов. По своей бесспорной древности эта секта здесь одна из самых интересных, она много древнее буддизма (появившегося около 543 – 477 до Р. Х.). Джайны похваляются тем, что религия Будды есть не что иное, как ересь джайнизма, так как Гаутама, основатель буддизма, был учеником и последователем одного из их главных гуру и святых. Обычаи, обрядность и философские воззрения джайнов ставят их чем-то средним между браминами и буддистами; в общественном отношении они походят на первых, в религиозном склоняются более к буддистам. Как и брамины, они придерживаются каст, никогда не едят мясного и не почитают тел святых; но вместе с буддистами они отвергают «Веды» и богов индусов, вместо которых покланяются своим двадцати четырем тиртáнкарам (Tirthankara) или джайнам, причтенным к лику «блаженных». Опять как у буддистов: духовенство у джайнов сохраняет безбрачие и живёт в уединённых вихарах (кельях) и монастырях, выбирая себе преемников во всех классах общества. Считая священным и употребляя в духовной литературе лишь язык пали (как и на острове Цейлоне), они имеют с буддистами одну общую традициональную хронологию, также не едят после заката солнечного и тщательно подметают место, прежде чем сесть на него, боясь раздавить и малейшую букашку. Обе системы или, скорее, философские школы, следуя в этом древней школе атомиста Канады, защищают теорию вечных атомов или элементов и неразрушимости материи. По их понятиям, мир никогда не имел начала и никогда не будем иметь конца. «Всё в мире одна иллюзия, майя», говорят ведантисты, буддисты и джайны. Но в то время как последователи Шанкарачарьи проповедуют Парабрахму (божество без воли, понимания и без действия)… Е. П. БЛАВАТСКАЯ [B.135.1]
|
||||||
Библия не была написана на английском языке, и те же самые слова, к которым мы привыкли, читая её переводы, могут зазвучать совершенно по другому, если мы обратимся к оригинальному тексту. Например, название Эдемского сада на иврите звучит как «Ганд ба едем» גן בעדן Слово же «Ган» означает не просто «сад», а «особенный сад», огороженный с четырёх сторон. У персов тоже было слово для обозначения огороженной парковой территории или королевского сада. Они называли его «ПАРИДЕЗА» и от этого слова произошло слово «ПАРАДИЗ» или «РАЙ». Реальность ограждённого сада и четырёх райских рек повсюду рядом с нами. В 1218-м году нашей эры монгольский правитель Чингисхан вихрем пронёсся по Персии, грабя и убивая. Но как это часто происходит, завоеватель оказался взятым в плен богатством и красотой культуры завоёванных народов. Когда потомки Чингисхана основали могущественную империю Моголов в Индии, они принесли туда персидское представление о рае, которое нашло своё высшее воплощение в потрясающем памятнике монгольской архитектуры, воздвигнутом Шахом Джаханом. Над входом в Тадж-Махал видны слова «Вы входите в рай». Райский сад разделён на четыре части, в центре которых находится водоём, разделяющийся на четыре реки Эдема. Чуть далее – сияющее белизной здание самого Таджа, представляющее сидалище Славы Божией – покрытую снегом вершину горы. Это величественное представление о рае было построено персидским архитектором. …во время долгого пути в Арату посланник прошёл через семь ворот. Воротами в древнем мире называли либо перевалы, либо горные ущелья. Здесь можно усмотреть связь с еврейской традицией семи уровней Небес, приводящих к Сидалищу Славы. Даже сегодня мы говорим, что мы на Седьмом небе, имея ввиду, что мы оказались в Раю. «… и именно слово ДОЛИНА наиболее интересно здесь. На древне-шумерском оно звучит как «edin», и большинство учёных считают, что именно от него произошло библейское слово «ЭДЕМ». Dr. Irving Finkel, British Museum: «Совершенно ясно, что еврейское слово «Эйден», от которого произошло слово «Эдем», происходит от шумерского корня, который пишется «e-d-e-n» или «e-d-i-n». Это слово использовалось в шумерских текстах и обозначало гористую местность вокруг поселений, то есть за пределами обрабатываемой земли. Именно это они называли «ЭДИНОМ». Так что ЭДЕМОМ называлась просто необработанная земля. [T.12.XIX] * Само слово, эден, или эдин (в русской традиции эдем), у шумеров значило «плодородная долина» Слово адам тоже обнаружено на клинописных табличках. Только как имя нарицательное – со значением «поселение в долине». Но шумеры, объявившиеся в Двуречье в третьем тысячелетии до нашей эры, сами заимствовали многие географические названия, обозначение ремёсел и другие слова из языка так называемой убейдской культуры своих предшественников в Месопотамии. В. ГЛАДУНЕЦ [A.373]
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…и так же, в другом тексте Энлиль даёт овцу и зерно – два важнейших элемента. «Человечество тех далёких дней хлеба для пропитания не знало. Как обернуться одежной не знало. Голыми по стране бродили. Словно овцы ртами траву щипали. Водой у канав утоляли жажду. Тогда на земле первоздания божией в доме том на холме священном «лахар / овца» и «зерно / ашнан» созданы были». Их создаёт Энлиль. Такое короткое несколько раз встречается в Шумере описание того, какого было людям первоначально. То есть, эпоха палеолита, хотя, конечно, люди тогда не щипали ртом траву и из канав не пили, как овцы, но, тем не менее, уже для общества, много тысячелетий бывшего обществом города, посёлка, земледелия, скотоводства, то далёкое время представлялось чем-то страшным. Если для библейской традиции Эдем – это райское великолепное состояние, из которого человек был изгнан своим грехом, то для Месопотамии, то состояние Иного мира (не нашего мира, а мира, как бы, до создания привычного образа жизни – когда есть овцы, есть зерно, есть плуг) – это мизерабельное, несчастное состояние». [P.125.82] * Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «Рай» на авестийском языке – это «бехешт» – «наилучшее»; а «Ад» – «дузакх» – «наихудшее», «мучительное». Всё очень просто, всё понятно. В гатах сказано, что в раю праведники будут с Воху Ману, что они всегда будут видеть Ахура Мазду, что они будут обладать целостностью и бессмертием. А души грешников обречены на вечные муки – «утайута». [P.125.513]
Сергей ДМИТРИЕВ, кандидат исторических наук: «…а в Китае, строго говоря, в послеханьское время практически до уже двадцатого века найти город, который построен как-то не так, практически невозможно, потому что город всегда воспринимался именно «квадрат – прямые улицы – башни по углам – в середине дворец правителя и что-то вокруг». …делило город в идеале на девять квадратиков, иногда бывало больше – двенадцать; некоторые из них занимали дворцы». [P.141.43]
|
||||||
1 - 2 |
||||||