ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum 3; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

arca, ae f [одного корня с arceo] 1) ящик, сундук, ларь (a. vestiaria Cato); шкатулка, ларец (a. venenorum plena Su); 2) денежный ящик, касса (aerata, ferrata J): alienā arcā J на чужой счёт; multum differt, in arcāne posītum sit argentum, an in tabulis debeatur С большая разница, лежат ли деньги в кассе, или причитаются до записям; dives a. Ph большое состояние; 3) (тж. a. fisci Lampr) государственная казна, казначейство Dig; 4) гроб (locare cadavera in arca H); 5) тюремная камера, темница (conjicere aliquem in arcam С); 6) ковчег (а. Noë Vlg): a. foederis Vlg или testamenti Tert ковчег завета; 7) цистерна, бассейн, водоём Vtr. [B.32]

 

Ньюарк. Мы любим тепло вспоминать отважных пионеров, приплывших в Америку в поисках новой родины, где они обретали свободу вероисповедания и могли жить в согласии с собственной совестью. Проблема в том, что они не всегда были готовы предоставить другим такую же свободу, какую требовали для себя, так что среди поселенцев часты были расколы. Отколовшиеся группы вынуждены были идти дальше и искать свободы уже для себя.

Так, часть поселенцев не ужилась в Нью-Хейвене (буквально – Новая гавань). Они решили попытать счастья еще раз. В 1666 г. группа колонистов под предводительством Роберта Трита переселилась в новую колонию Нью-Джерси и основала там город, названный Ньюарком. Возможно, город был назван в честь английского Ньюарка. А может быть, название произошло от словосочетания «нью арк», или «новый ковчег»; на этом ковчеге они надеялись выжить после нового Всемирного потопа. А может, в названии скрыты слова «нью уорк», «новый труд», означавшие, что они готовы начать все сначала.

Айзек Азимов [B.129.1]

 

 
     
 

Из глубокого упадка, в какой повергли Египет религиозные смуты при преемниках Аменхотепа IV, поднял его фараон Харемхеб [Хоремхеб (прав. Хар-ма-ху)], сам рассказывающий нам свою историю в надписях на своей статуе в Туринском музее и на обломках в Лейдене, Вене и Каире. Он происходил из древнего рода номархов в Ха-Сутене (Алавастронполе) и начал свою служебную карьеру при царях XVIII династии. При Эхнатоне и его слабых преемниках он достиг огромного влияния и был награждён, подобно другим вельможам этого смутного времени. Оставленные им в своей предполагавшейся гробнице надписи и изображения рисуют его в присутствии какого-то неназванного еретического царя увешиваемым золотом пред лицом всех стран и народов. Говорится, что он был «царским поедом во все страны, где светит Атон», что он собирал подати юга и севера, сопровождал царя повсюду, стоял во главе войск, начальствовал над обеими землями, был военачальник над военачальниками. Между прочим, он изобразил приём какого-то семитического племени, прибывшего в Египет, когда «в их земле был голод», и они «не знали, как прожить». Фараон разрешил им поселиться – интересная параллель к повествованию библии.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

Ветхий и Новый Завет совместить очень трудно начнём с того, что у них разный адресат, по гениальному замечанию Павла Флоренского (высказанному под псевдонимом в антисемитской книжке «Осязательное и обонятельное отношение евреев к крови», написанной как диалог в письмах между Розановым и Флоренским). Ветхий Завет обращен к иудеям, Новый ко всему человечеству. Ветхий описывает законы выживания в мире, законы необъяснимые, жестокие, часто никак не мотивированные. Ветхим должны руководствоваться правитель, солдаты, водители племён. Новый не учит выживанию напротив, он-то и даёт нам наглядный урок жизни, в которой всё направлено ПРОТИВ выживания. Не ищите себе богатств на земле, не заботьтесь о пропитании, при первой возможности отважно и радостно устремляйтесь навстречу смерти (но как объяснить персонажу компьютерной игры, что на следующем уровне будет интереснее?) Ветхий величие неочеловеченных, неодухотворённых пространств, величие, которым Господь отвечает на ропот Иова. Новый величие человеческой воли, единственного недетерминированного, свободного явления в мире. И что самое ужасное ветхозаветная культура, стоящая на жесткой иерархии, жестоковыйная, по силе и частоте запретов приближающаяся к исламу, до сих пор не может простить христианству его свободы, его беззаконного бунта.

«Рабби, что делать, если мой сын принял христианство?» «Господь сочувствует вам, но у него те же проблемы»

Дмитрий БЫКОВ [A.282]

 

Prof. Akbar S. Ahmed, Chair Islamic Studies, American University: «Некоторые мусульмане, особенно на Ближнем Востоке, считают, что создание и способ создания государства Израиль стало продолжением Крестовых походов». [T.4.XLII.5]

 

 
     
 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…во-первых, Иисус сам ничего не писал. Во-вторых, книги, которые до нас дошли, дошли на другом языке, нежели язык Иисуса и апостолов. В-третьих, из двадцати семи книг того канона, который мы знаем, двадцать одна книга – это переписка. Когда апостолы писали эти послания, но мы не про все знаем подробности, когда, кем и где они были написаны. Но обычная картина: пишется послание какой-то общине, а иногда какому-то лицу по какому-то конкретному поводу. Это не то, что Моисей сошёл с горы Синай и даровал закон и объявил: «Вот скрижали, на которых начертаны десять заповедей», то есть, всем и навсегда. Это очень ситуативные вещи. То есть, получается, что в Новом Завете нет абсолютно никакой привязанности к некоему аутентичному тексту: это не стенограмма речений Иисуса, хотя такие сборники были – «логии» их обычно называют. Это даже не запись на том языке, на котором он говорил – это перевод с самого начала, или пересказ. Четыре евангелия – это четыре пересказа, и это – чаще всего переписка по каким-то конкретным вопросам. Тогда получается, что новозаветный канон – это не столько вот такой перечень книг, которые ниспосланы Всевышним в какой-то торжественной обстановке раз и навсегда, а это некий слепок с опыта ранней Церкви: вот то, что рассказывали об Иисусе, то, как апостолы наставляли свои общины, то, как они общались друг с другом. Вот некоторое количество текстов, которые этот опыт передают, в которых этот опыт отражён, они формируют Новый Завет как собрание книг. И не более того.

…было время, когда Библии не было, ну, Ветхий Завет, естественно был, но Новый Завет появился не сразу: он существовал в виде устных преданий, в виде рассказов, в виде документов, отдельных посланий, которыми обменивались апостолы с общинами. Но не говорили: «Вот, я вам написал Священное Писание», – «Я вам пишу послание». И в результате Церковь, с одной стороны, эти тексты породила: они возникли внутри Церкви,  с другой стороны, она именно их отобрала из большого количества разных текстов, которые внутри этой Церкви родились. И в этом смысле Церковь написала эту Библию». [P.125.188]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…с Ветхим заветом, всё-таки, всё проще: описаны события, которые, в принципе, могут быть подтверждены или опровергнуты археологически; события, касающиеся больших масс людей, народов, царств и так далее; в Ветхом завете крайне мало перекрёстной информации из других источников; всегда проблема с датировкой и локализацией – где именно это было и когда именно было.

С Новым заветом всё ровно наоборот. Основные события не могут быть подтверждены археологически. Зато контекст «большой истории» тех времён прекрасно известен, то есть, история государств, великих исторических деятелей. С перекрёстной информацией – почти её нет». [P.125.208]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…библеистика во многом дитя реформации с её принципом «Только Священное писание служит источником вероучения», а раз так, значит надо иметь какие-то объективные методы его анализа.

Пятикнижие – это договор. Договор между Богом и избранным народом. В Книге Бытия ничего про Договор нет. Избранного народа ещё тоже нет: есть только его предки.

Найдены были на Ближнем Востоке, в Хеттском царстве тексты договоров между царём и вассальными князьями или вассальными общинами, которые построены примерно по одной и той же модели. Это предыстория – кто откуда взялся. Это, собственно говоря, перечень взаимных обязательств: община подчиняется царю, или местный князь подчиняется царю, за это царь обещает свою помощь, защиту, покровительство и так далее. Дальше идут всякие проклятия нарушителям и благословения исполнителям этого договора, и так далее.

И Пятикнижие, в принципе, в целом, соответствует этой форме. И Книга Бытия, в таком случае, это, как раз, предыстория – откуда они взялись эти евреи. А почему, собственно говоря, с ними Господь заключил Договор? Вот это некоторая попытка объяснить этот текст в социальном и историческом контексте». [P.125.218]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…грубо говоря, в Книге есть предисловие: откуда всё это взялось, как Бог и Человек нашли вот то положение, в котором они находятся сейчас, как они оказались вот в этом положении. Вот это история про Сотворение мира, про Грехопадение, про Изгнание из Эдемского сада, про Потоп ноев, про то, как Новое человечество возникло. А цент Книги Бытия, центр вообще всего Ветхого Завета – это Договор Бога с Человечеством: Бог призывает Авраама и в пятнадцатой главе Он заключает с ним Договор.

…авраамические религии, как мы из называем – иудаизм, христианство, ислам – они опираются вот ровно на то, что изложено в пятнадцатой главе Бытия. Оно стало возможным потому что Бог сотворил мир. Оно стало необходимым, потому что состоялось грехопадение…

…не бросит ли он Призыв божий, не откажется ли он от него. И когда он (Авраам) его (Призыв) не бросил, тогда Он (Бог) заключил с ним (Авраамом) этот Договор, который мы ещё называем церковнославянским словом Завет» [P.125.278]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…этот текст, он, прежде всего, про Завет Авраама с Богом. Завет, или Договор – это когда обе стороны берут какие-то на себя обязательства. Бог дал Аврааму ребёнка – сына от любимой жены Сарры: обещал, что это будет началом множества потомков…

А что требуется от Авраама взамен?

Завет и Договор – это не только то, что раз и навсегда заключается: то – что требуется подтверждать периодически, то, что возобновляется». [P.125.279]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…пожалуй, это центральная Книга всего Ветхого Завета: потому что именно события Исхода и дарование Закона – это и есть, собственно, Ветхий Завет, это и есть Договор, который заключает Бог с израильтянами, который потом дальше будет раскрываться в различных событиях израильской истории.

Казалось бы, это не первый Завет, не первый Договор, о котором мы читаем в Библии. В Книге Бытия видели Завет с Ноем, видели Завет с Авраамом, но они достаточно широки, как Завет с Ноем, или достаточно расплывчаты, как Завет с Авраамом – там мало конкретного было сказано. А вот Договор или Завет, который был заключён в Книге Исход, он, собственно и становится Сводом правил, Кодексом поведения – вообще говоря, тем, что регулирует жизнь всего израильского народа и его отношения с Богом». [P.125.282]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…Книга Исход – так называется это от церковнославянского «Исход», от греческого «ἔξοδος». И кажется, что исход из Египта – это главное её событие, но, на самом деле, смысловой центр её – это заключение Завета. Ветхий Завет – тут он заключается, в этой главе, причём, она девятнадцатая…

Первые восемнадцать глав объясняют, кто заключает Завет? Почему с народом Израиля? Почему именно сейчас? – Когда ещё был Авраам…

В восемнадцатой главе Моисей со своим тестем выясняет, что, оказывается, у народа тяжбы, у народа проблемы. Когда израильтяне переселялись в Египет, их было семьдесят человек, и у них патриарх Иаков ещё жив: разберётся он с этими семьюдесятью. А здесь их тысячи и сотни тысяч. И как Моисей будет с ними со всеми выяснять?.. Конечно нужен Закон. Не только по этой причине, а потому что беглые рабы, которые вышли из Египта, должны стать народом. И Закон – это главное в их становлении народом.

А ещё потому, что Бог через этот народ в Мире являет свою волю: Он открывает что-то всему человечеству. Он делает этот народ носителем знания о себе в этом мире. Этот народ будет не только рассказывать другим людям, но своей жизнью показывать, что означает «слушать Бога», а что означает наоборот – «преступать его повеления». Примеров второго будет, пожалуй, с самого начала даже ещё больше. Но всё равно это весть о том, как в Завете с Богом люди себя ведут, и к чему это приводит.

«…Если вы будете Мне послушны и верны договору со Мною, то вы будете Моим драгоценным сокровищем среди всех народов земли! Вся земля Моя, а вы будете у Меня царством священников, святым народом!» Передай эти слова сынам Израилевым». (Исход 19:5-6)

Вот смысл Завета – «вы будете моим сокровищем. Вы – царство священников».

Потом это в Новом Завете – священство принадлежит всем христианам.

Это не значит, что каждый израильтянин будет исполнять обязанности священника в Храме – это невозможно – но вот то место, которое священник занимает в израильском народе, то израильский народ будет занимать во всём мире. Священник приносит жертвы; священник проповедует о Боге; священник открывает какие-то его наставления; священник приносит Богу молитвы всего народа. Израильский народ вот это будет делать для всего человечества». [P.125.285]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…эта глава – самая главная в Ветхом Завете. Из всего Ветхого Завета – двадцатая глава и есть ядро Ветхого Завета – его Десять заповедей.

Ветхий Завет – что-то большое, сложное, трудное: куча подробностей. И современный иудаизм утверждает, что 613 заповедей даны в Ветхом Завете. Мужчина-иудей обязан соблюдать все, женщин касается часть их, но не иудеев вообще мало что касается. Но Десять заповедей – вот эта Двадцатая глава – стала основой любого законодательства сегодняшнего.

…а в те времена вообще не было по сути дела никаких других народов, у которых заповеди «Не убей», «Не укради» были бы вот в таком виде даны». [P.125.286]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Приблизившись к стану, Моисей увидел тельца и увидел пляски. Разгневался Моисей, бросил таблички наземь, у подножья горы, и разбил их» (Исход 32:19)

Странная реакция: он разбивает плиты, хотя плиты ничем не виноваты. Более того, плиты – это и есть тот Закон, который нужно соблюдать. Он понимает, что Завет нарушен: он ещё не успел, собственно, быть заключён, а он уже нарушен. Поэтому всё то, что ему дал Господь – бесполезно». [P.125.290]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…но Господь остаётся с ними. Вот Книга Исход – это, по большому счёту главная книга Ветхого Завета, потому что в ней появился Договор-Завет, то что мы и называем Ветхим Заветом – договор Бога с израильским народом. И эта Книга не просто излагает текст Договора, она описывает, почему этот договор состоялся именно тогда, там и на таких условиях. Она описывает Пасху, как день заключения этого Договора. Эта Книга приводит текст Договора: Десять заповедей – те законы, которые идут дальше. Будет много других законов: Книга Левит – вся про законы, но вот самое главное ядро здесь. И она показывает, как законы были восприняты.

…все последующие Книги – это история, как Завет был исполнен: точнее сказать, как Господь его исполнял, а люди – когда как, чаще – нет…» [P.125.292]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Если завет – завещание, то завещателю предстоит умереть, ведь завещание вступает в силу только после его смерти, а пока завещатель жив, никак не действует» (Евр.9:16-17)

…здесь игра слов: греческое слово «диатеке / διαθήκη» обозначает одновременно и «завет» как союз или как сборник книг, то же самое, и «завещание». Человек составляет завещание, как распорядиться его имуществом после его смерти. И соответственно, нужно, чтобы кто-то умер: без этого завещание в силу не вступает.

«Потому и прежний завет был утверждён пролитием крови» (Евр.9:18) [P.125.588]

*

δια-θήκη ἡ 1) устройство, состояние (τοῦ σώματος Democr. ap. Sext. - v.l. διαθιγή); 2) завещательное распоряжение, завещание Lys., Arph., Isae., Isocr.; 3) наследство по завещанию (πλουτοῦσαν ἀφιέναι διαθήκην Anth.); 4) соглашение, договор (διαθήκην διατίθεσθαί τινι Arph.); 5) завет (ἡ παλαιὰ δ., ἡ καινή δ. NT). [B.169]

 

 
     
 

Благодаря написанию еврейской Библии, верования древних евреев не исчезли, а превратились в Иудаизм – одну из старейших непрерывно практикуемых религий мира. И именно евреи оставили миру потрясающее наследство – веру в Единого Бога. Эта вера легла в основу двух других великих монотеистических религий – христианства и ислама.

Часто называемая «Ветхим Заветом», чтобы отличить её от Нового Завета, описывающего события раннего христианства, еврейская Библия и вера в Единого Бога, сегодня вплетены в саму структуру мировой культуры.

Но в древности все народы – от египтян и греков, до вавилонян – поклонялись множеству богов, как правило, в виде идолов. Как удалось евреям – единственным из древних народов – найти концепцию Единого Бога? Как родилась у них идея, которая так сильно изменила мир?

Учёные ищут места, где сходится Наука и Священное Писание. Самое раннее из них – победная стела египетского фараона Мернептаха, датируемая 1208-м годом до нашей эры.

…возведённая в честь фараона Мернептаха, сына Рамзеса Великого, она стала известна как «Стела Мернептаха». Сегодня она хранится в Каирском музее.

Dr. Donald B. Redford, Pennsylvania State University: «Такие стелы древние египтяне называли «Триумфальными», их делали в честь победы над иноземцами».

Большей частью иероглифическая надпись прославляет победу Мернептаха над Ливией – его врагом на Западе. Но всего в двух строчках – словно эта мысль пришла к нему слишком поздно – он упоминает покорение народа на Востоке.

Dr. Donald B. Redford, Pennsylvania State University: «В тексте говорится: «Ашкелон пленён, Геза (Гезер) захвачена, Енорем (на севере долины реки Иордан) взят [Йаноам как будто никогда не существовал], Израиль опустошён, и семя его уничтожено».

Общепринятая египетская хронология датирует это событие 1208-м годом до нашей эры.

*

…в ответ Авраам и его люди, которые станут народом Израиля, обязались почитать Единого Бога.

Thomas Cahill, MFA, honorary doctor from Alfred University in New York, Author «The Gifts of the Jews»: «Это новая идея, подобной ей раньше не было. Бог, в нашем понимании этого слова, до Авраама не существовал».

Сегодня трудно оценить насколько радикальной, наверное, была эта идея в мире, где господствовал политеизм – поклонение множеству богов и идолов.

*

Повествование об Аврааме входит в Первую книгу Библии – «Бытие», – наряду с рассказами о Ное и Всемирном Потопе, об Адаме и Еве. Хотя они несут мощное послание, археологических или небиблейских текстовых данных, подтверждающих их, до сих пор не обнаружено.

Dr. David Ilan, Hebrew Union College, Jerusalem: «Чем больше углубляешься в библейский текст, тем сложнее найти там исторический материал. Патриархи, описаны в «Бытие». «Бытие», большей частью, это сборник мифов и историй о Мироздании. Найти там историческую составляющую, очень сложно».

*

…а почему вообще была написана Библия?

Традиционно считается, что автором первых пяти Книг Библии был Моисей.

«Бытие» – это история Мироздания, «Исход» – рассказ о спасении от рабства и бегство в Землю Обетованную, «Левит», «Числа» и «Второзаконие» – законы морали и принципы их соблюдения. Читаемые и поныне, вместе они образуют «Тору», которую часто называют «Пятикнижием Моисея».

*

…но эти обыденные керамические изделия, найденные на месте этих новых еврейских деревень, очень похожи на повседневную керамическую посуду, найденную в более древних ханаанских городах вроде Хацора. В действительности есть лишь одно различие – Еврейский дом.

Такая сильная схожесть заставляет археологов сделать новый поразительный вывод о происхождении древних евреев.

Prof. William G. Dever, University of Arizona: «Предположительно большинство древних евреев произошли от хананеев и вытеснили последних».

Prof. Peter Machinist, Harvard University: «Евреи всегда жили на Земле Израильской, это были коренные жители, но они образовывали разные группы. В большинстве своём это были бедняки».

Prof. William G. Dever, University of Arizona: «Итак, речь идёт о перемещении народов, а не о вторжении вооружённых орд извне. Это скорее был социальный, экономический переворот».

Prof. Israel Finkelstein, Tel Aviv University: «В тексте приведена история о евреях, пришедших извне, осадивших ханаанские города, уничтоживших их, и впоследствии образовавших государство на Ханаанской земле. Но археологические находки говорят об обратном. Согласно археологическим данным, подъём Древнего Израиля был обусловлен распадом ханаанского общества, а не являлся причиной этого распада».

Археологические данные указывают на то, что евреи сами произошли от хананеев.

Тогда почему в Библии постоянно говорится, что евреи были чужаками в Ханаане?

…возможно ответ на этот вопрос кроется в желании идентифицировать себя по-новому.

Prof. Peter Machinist, Harvard University: «Если верить психологам, личность формируется когда говоришь о том, чем ты не являешься, то есть о ком то другом. Чтобы выяснить «Кто я есть на самом деле», надо понять, кем я не являюсь».

Prof. Avraham Faust, Bar-Ilan University: «Евреям не нравилась ханаанская система, они противопоставляли себя этой системе. Не используя разукрашенных или импортных керамических изделий, они выработали идеологию простоты. Этим-то они и отличались от египетско-ханаанской системы».

Если евреи хотели отмежеваться от своего ханаанского прошлого, что может быть лучше, чем создать историю об их уничтожении…

…они прославляют силу, которая, как сказано в Библии, является главным различием между евреями и другими народами – их Бога. В позднем иудаизме Имя Бога считается настолько священным, что Его нельзя произносить вслух.

Prof. Michael D. Coogan, Stonehill College: «Мы точно не знаем, что Оно означает и как Его произносили. Но, судя по всему, это Имя Бога Израиля. То есть, в каком-то смысле обращением к нему было «Бог», а Его Именем – четыре буквы – «YHWH» (ЯХВХ). Мы полагаем, что оно произносилось как «Яхве».

Но слово «Яхве» появляется только в еврейской Библии, Его Имя не встречается ни в одном ханаанском тексте или истории. Так где же евреи нашли своего Бога?

В Библии место, где жили Шасу, называется Мадиамом. Именно там, как говорится в Библии, Моисей впервые встретил Яхве в виде «Горящего куста». Это случилось до Исхода.

«…не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3:5)

«И сказал ещё Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших… послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род» (Исх.3:15)

Prof. Michael D. Coogan, Stonehill College: «Итак, в египетских источниках мы находим слово, похожее на имя «Яхве», и описываемые события происходят недалеко от Мадиама. Моисей был в Мадиаме, там ему явилось божество и раскрыло ему Своё Имя – Яхве».

…поскольку свидетельств, подтверждающих массовую миграцию, нет, некоторые учёные считают, что небольшая группа людей действительно убежала из Египта, но это были не евреи, а рабы-хананеи. По пути назад в Ханаан они прошли через Мадиам, где их вдохновили истории о боге Шасу по имени «Ягу».

Prof. Carol L. Meyers, Duke University: «Они распространили идею о Боге, олицетворявшем Свободу, и дававшем людям возможность оставлять себе плоды собственного труда. Это было столь мощное послание, что оно объединило людей и дало им новое самосознание – Самосознание евреев».

Это была смесь из лишённых прав хананеев, рабов, убежавших из Египта, и даже кочевников, решивших вести оседлый образ жизни. Библия называет их «Смешанной толпой».

Prof. William G. Dever, University of Arizona: «Согласно еврейской Библии, Древний Израиль – это пёстрая толпа. Теперь мы знаем, что так оно и было. Но этих людей объединяли новые взгляды».

История их бегства, сначала передававшаяся из уст в уста в стихах, помогла сформировать коллективное самосознание племён. Позднее, когда её записали, она стала «центральной темой» Библии – Исходом и Божественным Спасением.

Prof. Michael D. Coogan, Stonehill College: «В привычном понимании различия между евреями и их соседями состояло в том, что соседи поклонялись множеству различных богов и богинь, а евреи почитали одного Истинного Бога. Евреи часто поклонялись другим богам. Может быть они и не должны были этого делать, но всё равно делали. Итак, по крайней мере на уровне практики, многие евреи, если не большинство, не были монотеистами».

Но Иерусалим был не просто политическим центром – это был Центр Богослужения.

Prof. Shaye J.D. Cohen, Harvard University: «Очарование Иерусалима – это очарование Храма – один Храм для одного Бога. В результате Иерусалим и Храм стали мощными символами не только Единства Бога, но и Единства еврейского народа».

Богослужение у древних евреев мало чем напоминает современный иудаизм. Оно было сосредоточено вокруг Храма, возведённого Соломоном – сыном Давида, – и воспринимаемого как вечное жилище Яхве.

*

…писцы «Д» пересказывают историю Исхода и вновь подтверждают, что Моисей заключил Завет между Богом и евреями.

Prof. Michael D. Coogan, Stonehill College: «Вы должны любить Бога, потому, что Он любит вас. Он любит вас больше, чем любой другой народ. И любовь Бога к Израилю требует соответствующей преданности Ему. Исключительной преданности Богу. И во Второзаконии, как ни в одной другой части Библии, настойчиво говориться, что поклоняться надо только Богу Израиля».

*

…чтобы привести в исполнение Завет, Иосия приказал уничтожить идолов и алтари, возведённые в честь других божеств. В Книге Второзаконие дан чёткий запрет на поклонение другим богам – Десять Заповедей.

«Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

Не делай себе кумира…

Не поклоняйся им и не служи им…» (Книга «Второзаконие», глава пятая, стихи с шестого по девятый).

Связывая веру в Единого Бога с нравственным поведением, «Десять Заповедей» устанавливают свод моральных норм и справедливости для всех, – идеал Западной цивилизации.

Не смотря на реформы Иосии, древние евреи продолжали поклоняться другим богам. Принятие ими Единого Бога и победа монотеизма начались с цепочки событий, которым есть наглядные доказательства в археологии, древних текстах и Библии.

Всё началось с разрушения земного жилища Яхве – Иерусалимского Храма.

В 586-м году до нашей эры, после победы над ассирийцами, Израиль оккупировала новая месопотамская империя. Вавилоняне разорили Храм и методично сожгли Святой город. Победители-вавилоняне убили сыновей Седекии – последнего царя из рода Давида – на его глазах, а потом ослепили самого царя. Завет – обещание, данное Яхве Избранному народу и Давиду, о том, что его род вечно будет править в Иерусалиме, – был нарушен. Спустя четыреста лет Израиль был стёрт с лица земли.

Вавилонские документы подтверждают, что евреи, в том числе и царь, оказались в плену.

Prof. Michael D. Coogan, Stonehill College: «Среди тех, кого изгнали из Иерусалима в Вавилон, были священники из Храма. По всей видимости, они взяли с собой свои священные документы, свои священные традиции».

Согласно общепринятой «Документарной гипотезе», именно здесь в Вавилоне, вдали от их домов, оставшихся в Израиле, эти священники и писцы составили бóльшую часть еврейской Библии, известной нам сегодня. Учёные называют этих авторов «С», или «Священническим источником».

Prof. Michael D. Coogan, Stonehill College: «Именно авторы «С» взяли все более древние традиции, а также источники «Я», «Э», «Д» и все другие и объединили их в то, что известно нам как «Тора» или первые Пять Книг Библии».

Авторы «С» не только собирали материал, но также редактировали его и писали версию далёкого прошлого Израиля. В том числе историю об Аврааме и его Завете с Богом через обряд обрезания, который выделяет евреев как народ и обеспечивает их Завет с Богом.

Prof. Michael D. Coogan, Stonehill College: «Одна из сквозных тем в Торе – это тема «Изгнания и Возвращения». Авраам уходит в Египет и возвращается из Египта, евреи уходят в Египет и спасаются оттуда. Наверное, эта тема нашла сильный отклик в сердцах пленников в Вавилоне в шестом веке до нашей эры. Бог, который действовал в их интересах в прошлом, вероятно, сделает это снова».

Но у евреев была одна проблема: как могли они реабилитироваться в глазах Яхве в чужой земле без Храма и жертвоприношений?

Prof. Michael D. Coogan, Stonehill College: «Чтобы гарантировать себе божественную защиту, традиция «С» акцентирует внимание на выполнении законов, например на соблюдении Шаббата (שַבַּת) [Субботы]».

Prof. Shaye J.D. Cohen, Harvard University: «Именно во время плена изгнанники поняли, что даже вдали от родной земли, без Храма, священников и царей, они могут служить Богу, быть верными Ему и следовать Заповедям божьим. Так появился иудаизм».

Сведя вмести истории об их прошлом, которые были изначально написаны писцами «Я», «Э» и «Д» – Исход из рабства к Свободе, Моисея и Десять Заповедей, путешествие Авраама к Земле Обетованной, – авторы «С» создали то, что сегодня известно нам как первые Пять Книг Библии.

По предположению современных учёных, Тора – первые Пять Книг Библии – приобрела окончательный вид во время Вавилонского Плена. На евреев давили громадные храмы и гигантские статуи вавилонских богов. К тому же им пришлось искать ответ на ключевой вопрос: «Почему их бог – Яхве – их предал?»

Prof. William G. Dever, University of Arizona: «Вот оттуда идёт понимание того, что причиной их краха был политеизм. В конечном итоге остался лишь один Бог».

Евреи отказались от безумного политеизма: монотеизм одержал победу, и тому есть археологические доказательства.

Prof. Ephraim Stern, Hebrew University of Jerusalem: «В какой бы части Иудеи мы ни проводили раскопки, везде мы находим святилища, а чаще сотни и тысячи статуэток, которые были созданы до разрушения Первого Храма. Их находили даже в самом Иерусалиме».

Но после разрушения они исчезли.

Prof. Ephraim Stern, Hebrew University of Jerusalem: «До него их были тысячи, а после – ничего, совсем ничего».

Монотеизм укрепился очень прочно.

Prof. Lee I. Levine, Hebrew University of Jerusalem: «Значит случилось что-то важное, что трудно отследить. Время, которое они провели в плену, было очень тяжёлым».

Через опыт пленения и написания Библии родилась концепция Бога в том виде, которая известна нам сегодня. Свитки, описывающие отношение евреев с их Богом, стали еврейской Библией – Ветхим Заветом – священным текстом для более чем трёх миллиардов человек.

Во время её написания древний культ стал современной религией, а еврейское божество «Яхве» превратилось в Бога трёх великих монотеистических религий. Своими учениями Библия создала свод нравственных Законов и Справедливости – стремления, которые находят отклик в душах людей сквозь века. Эта история нечто большее, чем «Правда или Вымысел», лежащая на пересечении науки и Священного Писания, она возникла более трёх тысяч лет назад и остаётся актуальной по сей день. [T.21.XVIII.1]

 

Входишь в фойе Еврейского музея Амстердама и как-то теряешься: ты попал в странный лес лиц. Небольшие – тридцать на тридцать, на высоких металлических подставках портреты выдающихся евреев всех времён и народов расставлены в алфавитном порядке по группкам…

Не бог весть как намалеванные маслом на холсте, но вполне узнаваемые…

– Во кому-то халтурка обломилась! – заметил мой художник.

На каждую букву алфавита теснился небольшой, но плотный отряд великих евреев. Неизвестно, по какому принципу отбирались кандидаты. Ицхак Рабин стоял на подставке, потупив глаза, Шимон Перес бодро смотрел вдаль. Ариэля Шарона, однако, в пантеон не пустили. Да что там Шарона – Спинозы не было! – моего личного великого предка, – всё ещё держали его, отлучённого, за оградой синагоги, высокомерные евреи…

Зато белозубо скалилась Симона Синьоре… Элвис Пресли запрокинул голову с роскошной молодой шевелюрой, Альберт Эйнштейн был срисован с чинной канонической фотографии (не с той, с которой он дразнит Вселенную высунутым языком относительности).

Но доконал меня портрет одного парня на букву «J». Внешность – мне издалека показалось – страшно знакомая, хипповатая такая, неопрятная, с гривой спутанных волос… Я надела очки, подошла ближе: «Jesus». И для тех, вероятно, кому это имя ни о чём не говорит, пояснение буквами помельче: «Сыграл значительную роль в становлении христианства».

Мы ещё погуляли немного запутанными тропинками этого дремучего, в каком-то смысле, леса. Ни Моисея, ни пророка Илии, ни родоначальника евреев – праотца Авраама – не отыскалось среди избранного шоу-народа.

– Может, не нашли сносных фотографий… – примирительно заметил Борис.

Дина РУБИНА [B.108.12]

 

 
     
 

Истоки обряда обрисовываются у древних шумеров. Можно по-разному подходить к такому на первый взгляд парадоксальному утверждению. Мне больше по душе объяснение, данное в свое время большим знатоком истории культуры Э. Тейлором: «Когда какой-нибудь обычай, навык или мнение достаточно широко распространены, то действие на них всякого рода изменяющих явлений долго может казаться столь слабым, что они продолжают переходить из поколения в поколение. Мы имеем здесь дело с устойчивостью культуры. Известная идея, смысл которой исчез уже много веков тому назад, продолжает существовать только потому, что она существовала».

О. СУЛЕЙМЕНОВ [A.296]

 

Dr. Eric H. Cline, George Washington University: «Ковчег Завета был изготовлен три тысячи лет назад. Нам известно, что в Египте дерево может сохраняться в очень сухих местах: во многих египетских гробницах находят деревянные предметы.

Заявление Рона Вайта (Ron Wyatt) о том, что он нашёл Ковчег Завета не подтверждено никакими конкретными данными».

Профессиональные археологи открыто говорили, что находка Рона слишком хороша, чтобы быть настоящей.

Dr. Eric H. Cline: «На то, чтобы стать настоящим археологом нужны годы и десятилетия. Нужно уметь читать древние тексты, вести раскопки, интерпретировать и анализировать данные. Кажется, кто угодно может направиться на поиски древностей, но археологи знают, что это всё равно, что искать иголку в стоге сена».

Prof. Dan Bahat, Former Chief Archaeologist of Jerusalem: «Он был очень приятным человеком. До сих пор я не могу разобраться, был ли он мошенником или наивным парнем: не хочется считать его мошенником. Возможно, он простодушно верил в то, что говорил».

Те, кто не доверяют Рону Вайту, особенно подчёркивают один факт – он нашёл именно то, что искал – до мельчайших деталей: Ковчег, который он описал, не смотря на прошедшие три тысячи лет, был точь в точь таким, как в Библии с картинками.

Фактически в Библии есть два различных описания Ковчега: в Исходе говорится, что его создал мастер Бецалель. Это знаменитый Ковчег весь покрытый чистым золотом, на его крышке херувимы и золотое обрамление. Но в другой части Библии – Второзаконии – Ковчег описан гораздо проще: там сказано, что Моисей сделал его сам – это просто ящик из дерева ситтим, без каких-либо украшений. Это гораздо более правдоподобное описание хранилища, которое кочевое племя могло изготовить и носить с собой по пустынной местности.

По мнению профессиональных археологов Рон совершил типичную для любителя ошибку: он отправился искать конкретный предмет, чтобы подтвердить предвзятую мысль о том, что все библейские сюжеты исторически точны. Опытные археологи подходят к работе с большей беспристрастностью: они ищут любые артефакты, по которым можно восстановить исторические события. Они никогда не знают наверняка, что именно найдут.

Dr. Eric H. Cline: «…это открытие, если он произойдёт, будет сделано совершенно случайно. Исследователи будут искать что-то совсем другое…» [T.13.CXII.2]

 

Лидия ЧАКОВСКАЯ, кандидат философских наук: «…и он был безнадёжно потерян. Он был унесён в Вавилонский плен, и оттуда он не вернулся. И Второй Храм, который строит Зоровавель, – это Храм без Ковчега Завета. Это Храм, где Святая Святых – пустая.

…почти все образы Иерусалимского храма, кроме меноры, которая царственный образ, и которая будет связана с крестом, – все остальные образы связаны с Божьей матерью. Именно Божья матерь называется «Ковчегом», именно она называется сосудом «Стамна манны» [P.125.83]

 

 
     
 

На – τήϱιоν, обозначающие место или орудие: ἀϰϱοατήϱιον (от ἀϰϱοάομαι слушаю) место для слушания, зал суда, ἱλαστήϱιον предмет, посредством которого умилостивляют, крышка ковчега завета, λαξευτήϱιον орудие для разбивания камней.

Профессор С.И. Соболевский [B.175.1]

*

ἱλαστήριον τό 1) умилостивительная жертва NT; 2) очистилище, золотая крышка или навес над Ковчегом Завета NT. [B.169]

 

 
     
 

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «Наполеон, прочитав Библию, сказал: «Я встретил там одного подлинно великого человека, это Моисей. Смотрите, какой был ловкий парень!» [B.141.36]

 

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «Тора, Невиим и Ктувим.

Т – Тора

Н – Невиим

Х – Ктувим. Ка и Ха – это же одна буква.

Это – акроним, получается Та-На-Х. Аббревиатура. На самом деле, на иврите всегда, когда пишется аббревиатура, добавляется знак. Он называется «камац». И тогда вставляется буква «А». Когда не понятно как звучит, то говори – А.

«Невиим» – это «Пророки», «Ктувим» – это «Писания».

…стрелочку вниз, по убыванию Божественного присутствия.

Тора – это Пятикнижие, там присутствие Божие максимально явлено. В Пророках – меньше. А в Ктувим, в Писаниях, – ещё меньше. Ктувим – это поэзия. Великие образцы поэзии, Псалмы, книга «Руфь».

Есть ещё Гемара. Мишна и Гемара вместе составляют Талмуд.

Мишна и Гемара это не популярное изложение, это – другое. Это объяснение, каким образом к обычной жизни нужно применять то, что написано в Танахе. И вот эти Шиша Сдарим – Шесть трактатов, шесть главных корпусов текстов Мишны посвящены самым главным вопросам обычной человеческой жизни. Это называется ЗМаН НаКаТ. – Зман Накат!

Зраим, Моэд, Нашим, Незикин, Кдушим, Тахарот – это я вам написал состав Мишны.

Первый трактат называется «Зраим» ( זרעים ) – «Семена». Что самое важное в жизни человека? – «Хлеб». Потом «Моэд» ( מועד ) – «Праздник». Потом «Нашим» ( נשים ) – «Женщины». Ибо какой праздник без женщин? Потом «Незикин» ( נזיקין ) – «Убытки». Потом «Кдушим» ( קדשים ) – «Cвятыни».

Мишна и Гемара составляют Талмуд. И состоит Мишна из шести трактатов.

И «Теhарот» ( טהרות ) – «Очищение».

Давайте последовательно. «Зраим», зраим – семена, здесь всё, что касается сельского хозяйства. Поскольку тогда это была основа производительного труда. Как сеять, когда сеять. Практическая книжка.

…употреблять в пищу». Значит, сельское хозяйство – это трактат «Зраим». Когда сеять, когда жать, как, сколько, какую часть урожая отделять на десятину. Какой скот кошерный, какой нет. Какие правила убоя. Какое молоко как употреблять. Как делать вино, – там девяносто шесть стадий. В общем, всё описано. Как солить овощи. Как прерывать разные процессы, что делать, чтобы земля отдыхала. В общем, всё, что только можно предусмотреть, всё – в трактате «Зраим» («Семена»).

Потом идет трактат «Моэд». Что такое праздник? «Моэд» – «Время», «Праздник», то есть, освящение времени. Поскольку Храм в пространстве разрушен, значит, надо его заместить. Чем его замещают? – Храмом во времени. Появляется Суббота. Она была и раньше, но теперь её значение выросло до небес. И о Субботе появилась куча легенд и сказаний. И правила Субботы разработали до такой детализации…. То есть Суббота стала мыслиться как Храм, только в ином измерении, в экзистенциальном. Не в пространственном, а во временном. И, соответственно, не только Суббота, но и новомесячье, другие праздники, литургический год – как какой праздник отмечать. Это всё отмечено в «Моэд».

Следующий – «Нашим». Здесь всё, что касается брачного права. «Нашим». Процесс сватовства, какую девушку можно брать, какую не можно. Сколько раз можно жениться.

…до трёх. Четвертый брак не разрешён. Четвертый – нельзя, так в Талмуде написано. Запрещено и всё! Но… узаконен институт наложниц, то есть, жён может быть не больше трёх, а наложниц может быть множество.

…это меняет, да. Но наложниц надо содержать. И жену. Про жену – ты знаешь, за что страдаешь… А наложницу, если взял – тут можно встрять, сколько ей чего полагается, какие у неё права. А права есть.

В «Нашим» обговаривается и развод. Всё регламентировано. В этом смысле еврейское брачное право очень передовое – женщине полагается после развода значительная часть имущества. В определенных обстоятельствах с ней остаются дети.

Вот такой трактат «Нашим» – брачно-семейное право с какими-то экскурсами в «Камасутру».

«Незикин» – «убытки», это в чистом виде гражданский кодекс, даже гражданско-административный. Работодатель – работник, должник – заимодавец, арендодатель и арендатор, субаренда, заключение между собой контрактов, дележ прибыли.

Со второго по шестой век, четыреста лет народ всё это писал. И тогда абсолютно всё это было.

«Незикин» регламентирует всю, скажем так, правовую часть отношений между евреями и не евреями тоже (в Талмуде есть слово «акум», есть слово «язычник». Значит, язычника, идолопоклонника, если ты с ним вступаешь в деловые отношения, ты должен принимать как партнера).

Вот такой трактат «Незикин» – «убытки». Устанавливается священная основа права. Человек есть субъект права. И человек знает свои права. Отчего всегда с евреями было так тяжело? Еврей знал свои права, поэтому он не входил в крепостное состояние, его нельзя было назвать холопом. Убить можно было, но его нельзя было сделать бесправным, как большинство населения Западной Европы и особенно Восточной, то есть он никому не холоп, раб он только Богу. У него есть права, его учили этому с трёх лет – «это неотъемлемая твоя часть». Это исключительно важная вещь, люди росли в атмосфере совершенно иного отношения к праву. Поэтому невозможна была узурпация, поэтому невозможны были перевороты. Всех избирали по закону.

Трактат «Кодашим» – «Святыни» – говорит о предметах ритуальных, на иврите называется – Ташмишей Кдуша. Их в иудаизме не так много, но они есть. Например, молитвенное покрывало, талит, квадратное, похожее на пончо с большими кистями по углам. Или – тфилин, кожаные ремешки. Коробочки такие». [B.141.38]

*

ЗМаН НаКаТ – акроним названий шести разделов Мишны: Зраим, Моэд, Нашим, Незикин, Кодашим, Таhарот. Одновременно это выражение переводится как «время принять» (что означает: призыв к евреям принять и одобрить устный Закон на все времена).

**

 
     
 

**

Светлана БАБКИНА, кандидат исторических наук и преподаватель центра изучения религий РГГУ: «…традиция существует некоторая уже, но она не такая давняя, как казалось бы. Потому, что сам текст существует уже много сотен лет. То есть если мы говорим о возникновении Талмуда, о формировании этого текста как таковом, то это пятый-шестой века нашей эры. Талмуда два есть: вавилонский и иерусалимский. В большей мере известен Вавилонский Талмуд именно потому, что он более объёмный, там более пространное обсуждение, и чаще пользуются именно им. Он стал основой еврейского законодательства. Да и обычно когда говорят Талмуд, имеют в виду именно вавилонскую его версию. Она была закончена, основной текст, а не комментарий к нему Мишна и Гемара. Да, это шестой век в Вавилоне. И с тех пор собственно можно было бы говорить о какой-то традиции перевода, может быть, но её не было.

…нужно понимать, что собственно это такой за текст. Это закон. Это еврейский закон, обращенный в первую очередь к самим евреям, как евреям жить внутри своей общины, и как им жить в мире вокруг, среди других народов. То есть те вопросы, которые возникают у обычного человека в повседневной жизни. И учитывая, что большую часть своей истории евреи жили рядом с другими народами, там очень много обсуждаются вопросы контактов. Может ли нееврейский врач принимать роды у еврейской женщины? А может ли еврейская женщина принимать роды у не еврейки? А можно ли что-то покупать у не еврея? А можно ли продавать что-то? То есть вот такие вопросы контактов, они обсуждаются очень много. И в основном, конечно, это именно иногда есть какие-то причти, называются они мидраши, но в основном это именно обсуждение законов, потому что это то, что волновало. Как правильно себя вести? И отсюда текст довольно специфический, обращённый, прежде всего, именно к иудеям. И написан он на арамейском языке». [P.97.214]

 

Светлана БАБКИНА, кандидат исторических наук: «Не понятно, когда именно завершается Ветхий Завет, с какой точки мы отсчитываем этот самый межзаветный период. Потому что всегда, когда мы имеем дело с формированием, с закрытием письменной традиции, это не какая-то конкретная дата: я не могу назвать какого-то года, – вот, в этом году у нас появилась книжка. Тогда не издавали книг, как сейчас. Они не имели точной даты выхода. Поэтому мы всегда имеем дело с медленным формированием традиции, каким-то отрезком времени.

И обычно, когда говорят о межзаветном периоде, говорят также о «периоде Второго храма». Он немного налезает на ветхозаветный период, потому что, например, те книги, которые последними стоят в каноне, они не вошли последними в канон, я прошу заметить – они стоят по очереди последние в каноне. Они наиболее поздние, то есть, это уже пророчества Малахии: мы говорим о четвёртом веке до нашей эры. Возвращение из плена произошло немножко раньше и, вот, соответственно кодификация книг началась немножко раньше. То есть, канон, то, что мы называем ветхозаветный или евреи называют его Танах, или ещё иногда называют Еврейской Библией, в зависити от религиозного контекста, в котором идёт беседа, он создавался на протяжении очень длительного времени. И, вот, та точка, о которой мы начинаем говорить, это где-то возвращение из Второго плена, это кодификация Торы.

То есть евреи возвращаются из Вавилонского плена после эдикта Кира в конце шестого века – 538 год традиционно датируется. И им нужно строить новую общину, им нужно строить новую жизнь, и они задумываются о том, как сохранить Закон, как его записать, потому что они начинают себя осознавать живущими в постклассическую эпоху, – это отправная точка для начала канона – осознание себя, живущими «после классики». И тогда начинается фиксация Закона. И, видимо, это не одно десятилетие, не два – какое-то длительное время. Но принято считать, что где-то к четвёртому веку был закрыт канон «Пяти книг» – Пятикнижия Моисеева.

И, опять же, если мы говорим о собирании Писания дальше, то следующая часть – это «пророческие книги». Опять же, традиционно считается – я всегда подчеркиваю слово «традиционно», потому что есть много разных мнений – это второй век до нашей эры.

И последняя часть Писания, это уже, как это ни неожиданно, опять же, потому что мы привыкли, что второй век нашей эры – это уже новозаветная эпоха и Ветхий завет уже должен быть закрыт, но, тем не менее, это второй век нашей эры, это уже раввинистические школы, это Синедрион, в Явне который переехал. И, вот, считается, что они занимались окончательной кодификацией Писания. Например, одной из последних книг, которая вошла в канон, считается Песнь песней – такая вот необычная Книга, и о ней долго шли споры, включать её в канон, (или) не включать, потому что мы знаем, что на первый взгляд, эта книга о любви земной, и к этой теме относились осторожно. Но тем не менее, рабби Акива, который выступал защитником, очень любил эту Книгу и находил в ней много скрытых смыслов, мистических аллегорий. Он выступал защитником этой Книги, и, вот, она входит в канон одна из последних наряду с Книгой Есфири, например.

в Кумране нашли несколько наборов, если можно так сказать, текстов. Во-первых, это тексты библейские, и они не только масоретские. Чуть больше половины текстов – это масоретские тексты. Есть версии, которые близки Септуагинте, так называемая протосептуагинта. А есть версии, которые близки самаритянскому Пятикнижию: после раскола у самаритян возник свой текст Пятикнижия, отличающийся несколько от масоретской версии. Появились какие-то фрагменты, которые не соответствуют ни одной из этих традиций.

То есть мы видим, что на момент написания, копирования этих текстов, то есть, мы говорим о третьем веке до нашей эры, где-то библейские тексты датируются до нашей эры – вот этим отрезком до нашей эры, то есть, третий век – первый век до нашей эры, не существовало стандартного ещё текста. Текст ещё не превратился в «Священную корову», которой он стал впоследствии, потому что, например, один из самых больших свитков, который там есть, – это свиток Книги Исайи. Датируется вторым веком до нашей эры. И в нём есть правка. Мы знаем, что впоследствии в текст нельзя было вносить правку. Есть правила очень жёсткие для переписчиков текстов: если хотя бы одну букву переписчик пишет неправильно – свиток негоден. Свиток священен: он – воплощение божественного слова, как бы. Если в христианской традиции Иисус – это Логос, то для евреев – это свиток. Поэтому свиток участвует в служении в синагоге, поэтому свитки спасают первыми в случае погрома.

На момент создания кумранских текстов этого ещё нет. То есть, в тексты вносятся исправления, зачёркивания: переписчик что-то забыл – вписал сверху, сбоку. И вот тому примеров масса в библейском тексте. Опять же это связано с тем, что не было ещё стандартного текста, то есть он был ещё гибкий и пластичный». [P.141.19]

 

 
     
 

Аркадий КОВЕЛЬМАН, доктор исторических наук: «Почем безумно популярен был иудаизм? Почему огромное количество греков, римлян, сирийцев, ненавидящих евреев (они в принципе ненавидели евреев, потому что евреи ненавидели и презирали их культы), почему очень многие из них становились евреями – переходили в иудаизм? И ответ на это самый краткий может быть тот, что иудаизм предлагал «в одном пакете» и культ, и учение, чего не предлагали языческие религии и языческие философии. Это грубый ответ». [P.125.213]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…по-гречески язычники «τὰ ἔϑνη» (та этни) – «народы», народы, говорящие на разных языках. Это те, кто не исповедует ту религию, которую исповедует народ, который об этом говорит. Для иудеев язычниками были все, кто их окружал, включая египтян и жителей Месопотамии. Для христиан язычниками были все, кроме иудеев, из которых они произошли, и самих христиан. Но в действительности оказалось, что это огромная палитра религиозных воззрений, и постепенно люди убеждались, что то классическое язычество, которым было древнегреческое язычество – это очень своеобразная религиозная форма, которая не похожа на большинство других религиозных традиций других народов». [P.125.219]

*

от др.-греч. ἔθνος «общество, племя; народ»

 

 
     
 

Анна ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА, доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ: «…а, во-вторых, Тора, – это, как бы, совокупность всего самого главного в библейской религии: жить сообразно Торе, служить Торе, выполнять Тору, изучать Тору, знать Тору – вот такие контексты. «Не Тора создана для Мира, но Мир для Торы» – Тора больше Мира, важнее Мира. Вот так верит ортодоксальный иудаизм.

Значение этимологическое слова «Тора» прозрачно, хотя и совершенно забыто. Оно восходит к простому и всем известному глаголу «лерот» ( לראות ) – «видеть», а также «стрелять», и означает «то, что показывают» – «демонстрацио», «пример»: научение примером, а также «мишень», «цель».

Тора есть одновременно, как бы, этимологически «цель» для человека, и «учение» / «демонстрация» / «научение примером» того, как этой цели достичь.

Поэтому перевод словом «закон» вообще был некорректен. Однако это случилось давно. Это случилось в третьем веке до нашей эры, когда переводчики на греческий – Семьдесят толковников – переводили Пятикнижие. Они выбрали как общее название Пятикнижия, и как название этого учения, сообразно которому человек должен жить слово «номос / νόμος» – «закон», потому что очень трудно было найти некое пересечение вот этих двух смыслов по-гречески. «Священный закон» – с одной стороны написанный текст, с другой стороны – то, что нужно изучать и чему следует соответствовать. И осталось в греческом слово «номос / νόμος», что повлияло дальше на само понимание иудаизма, и, прежде всего, на понимание его во всех других языках.

По-русски часто встречаем выражение «Закон» с большой буквы: выполняет Закон, нарушает Закон. В Посланиях Павла всё время речь идёт о Законе. На самом деле он говорит о Торе.

Что стоит за словом «номои» – там, где за этим «Законы» во множественном числе?

В некоторых случаях, этих контекстов немного – в Книге Эсфирь, в Книге Ездры, в Книге Неемии – обнаружили это соответствие. На иврите стоит слово «дат» ( דָּת ) в этом случае. «Дат» – это персидское слово, означающее по-персидски действительно «закон», как религиозный, так и светский: для политеистических религий эти понятия не различаются. Освящённый авторитетом богов Закон. Это персидское слово вошло в иврит поздно – не раньше персидского завоевания, то есть, в пятом до нашей эры, самое раннее. А, во-вторых, вошло не в значении «государственный закон», поскольку для этого уже было слово, и даже не одно куким, мешпатим, дин – на иврите много слов, обозначающих закон, суд, судопроизводство, правила, заповеди. Оно вошло в значении «религия». Этого слова не было в эпоху Первого храма, когда евреи не могли «посмотреть на себя со стороны». Пока человек не сталкивается с чужой религией, он не знает, что у него есть религия – он думает, что у него есть вера, которая такая же, как и у всех людей. Когда он обнаруживает, что у других другая вера, тогда появляется слово «религия». То есть, не «вообще вера», а совокупность каких-то верований».

Начиная с пятого века иудеи пользуются для обозначения библейской веры, а затем иудаизма, словом «дат». [P.168/1]

*

( מִשְׁפָּט ) [mišpā] суд, решение суда; правосудие, справедливость [B.18]

( דַּעַת ) [dá‘at] знание [B.18]

( דָּת ) религия, вера; закон (библ.)

( דִּין ) закон; правовая система; вердикт, приговор

 

Анна ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА, доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ: «…стиль автора «Второзакония» совершенно отличается от остальных четырёх Книг: в других местах Пятикнижия не встречается. Если все остальные перемешаны он (автор) написал эту Книгу (а) к другим не прикасался.

И «Кодекс» (Священнический источник / Жреческий источник) – это «священнический редактор», потому что по теории Велльгаузена (Julius Wellhausen) конечную форму Пятикнижию придали священники: и в Вавилонском плену, и по возвращению. А последнюю шлифовку сам Ездра. Поэтому завершение Пятикнижия, если начало теряется во мгле веков, то завершение Пятикнижия можно датировать. Это произошло на Симхат Тора 444-го года. В 8-й главе и в 9-й Книги Неемии описано, как весь народ собрался на площади перед воротами. И построили деревянный помост. И на помост взошёл Ездра. И он читал народу вслух Пятикнижие, а с двух сторон от него стояли левиты и переводили на арамейский сразу для тех, кто не понимал.

Яхвист из них самый старший. Большая часть его текстов относится к восьмому веку (приблизительно, конечно, потому что обрабатывали потом ещё). Это Иудея, писал автор, живший на юге – в Иудее или в Иерусалиме. Судя по богатству ассоциаций и по умению владеть языком – человек знатный и образованный. Стиль его отличает приверженность к мифу и драме, иногда поэтической. Он называет Бога всегда по имени, и он много знает об истории Иудеи: описывает очень правильно юг. И плохо знает Израиль (северную страну): либо не описывает его, либо промахивается.

Элохист, насколько можно судить – совершенно другой человек. Этот – чуть позже, Израиль, то есть, северное царство (знает северную географию, северные реалии. Бога называет «Элохим». Почти нет драм: диалоги короткие и краткие, как в сагах. И совсем нет стихов.

Что касается «девторономиста», то с ним дело обстоит проще, чем с теми двумя, поскольку в Четвёртой Книге царств есть эпизод, по-видимому, рассказывающий о сочинении Второзакония. В 622-м году при царе Иосии найдена Книга «Сефер Торат Моше» – «Книга учения закона Моисея». Найдена в Храме. Её читали, по ней вспомнили о Законе: восстановили Пасху. По-видимому, это дата написания: «нашли» – то есть, написали. Можно даже предположить, что мы знаем имя автора, потому что «нашёл» её некто Шафан (или, в синодальном – Сафан), писец, министр внутренних дел и культуры при царе Иосии. Книга эта однородна: у неё единая тема, единый сюжет – это завещание Моисея, которое он произносит перед тем, как народ перейдёт Иордан и войдёт в землю Израиля. Завещание Моисея, прощание Моисея с народом, и смерть Моисея. В Пятикнижии эта Книга, как бы, не очень нужна: она в Пятикнижии только для того нужна, чтобы попрощаться с Моисеем до некоторого рубежа.

Что касается «Священнического источника», то, по-видимому, он начал свои труды тогда же, когда и Яхвист. Какие-то описания жертвоприношений в храме относятся к глубокой древности. Но завершил свою работу в пятом веке, несомненно в Иерусалиме. Начата эта работа была в Храме, при Храме, храмовыми писцами и священниками, затем продолжена в Плену, где они, по-видимому, в основном собирали эти предания и обрабатывали: эти отдельные тексты разрозненные соединяли. И закончено в Иерусалиме, в день, когда Пятикнижие было прочитано целиком». [P.168/2]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4

ДАЛЕЕ