ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН VIII. Libratio; Карма (Проклятия); Themis; Правосудие; Lex; Justice; Иероглиф (Поле, т.е. все, что подлежит возделыванию, обработке, культуре).

   

Иероглиф (Культура, Мораль)

СБОРНИК 08_7_02

 
     
 

Dr. George Zarkadakis, Focus MAGAZINE: «Илиада является чем-то вроде древнегреческой Библии – там есть мораль. Эта поэма рассказывает, как нужно жить. В ней описываются боги и религия, но вместе с тем показаны и люди и различные ситуации. В поэме представлены идеалы, которым стоит подражать». [T.10.XXXII.8.1]

 

МОРАЛЬ (лат. moralis – нравственный, от mos, мн. ч. mores – обычаи, нравы, поведение)

НРАВСТВЕННОСТЬ, то же, что мораль.

*

По латыни «mores» – означает «правила поведения», то есть, моральная философия изучает отношение человека к жизни и то, по каким правилам он живёт. Та область философии, которая сконцентрирована на изучении природы, а не внутренней сущности человека и Бытия, называется «естественная философия» или «философия природы».

Айзек Азимов [B.129.2]

 

 
     
 

ars, artis f 1) ремесло, занятие; искусство, наука; 2) система правил, теория; 3) искусное владение, мастерство, умелость; 4) искусственность, неестественность; 6) моральное качество: artes antiquae tuae Pl твой прежний образ жизни (поведение); bonae artes С, Sl, T нравственная чистота, благородный образ жизни, хорошее поведение; animus insŏlens malarum artium С характер, не привычный к порокам; malis bonisque artibus mixtus T представляющий собой смесь достоинств и пороков; 7) хитрость, уловка, ловкость; 8) изысканность

 

 
     
 

Меир МАНЕВИЧ, раввин Большого зала Хоральной синагоги: «Кашер, или кошер, в произношении европейских евреев, это слово переводится как «Пригодное к употреблению (или использованию)» в самом широком понимании этого слова. Кошерными могут быть продукты, цели, средства достижения чего-то. В первую очередь, конечно, в рамках религиозного мировоззрения».

Определение «кошерный» применительно ко всему несъедобному можно заменить многими словами – справедливый, юридически верный, или же моральный. Кошерность действий и поступков определяется религиозными заповедями, подчас без объяснений. [T.10.VII.9]

*

Александр БОРОДА, раввин, Президент Федерации еврейских общин: «Пейсах – это праздник очень строгий, очень формализованный. И когда желают друг другу хорошего Пейсаха – желают друг другу кошерного весёлого праздника. В первую очередь – кошерного, потому что он очень строгий с точки зрения законов кашрута – специальных законов, связанных с праздником Пейсах. Основной закон, который очень-очень-очень требует жёсткого соблюдения – это запрет на употребление и владение всеми квасными продуктами. Что такое «квасные продукты»? – Это продукты брожения пяти основных злаков – это, прежде всего, пшеница, рожь, овёс, ячмень. Все злаки, которые были в контакте с водой больше восемнадцати минут: начинается уже теоретически процесс брожения этих продуктов. И всё, что является следствием этого продукта брожения, запрещено не просто употреблять в пищу, а, даже, иметь в своей собственности в праздник Пейсах. Все восемь дней Пейсаха это не должно быть твоим. Спирт – это чистый продут брожения, запрещённый в Пейсах. Водка, виски, пиво – это всё запрещённые продукты. Хлеб, макароны, все мучные изделия – запрещены в употребление в Пейсах.

Маца – это только мука и вода, которые были в контакте не больше восемнадцати минут, как их положили в печь. Процесс жарки мацы, он останавливает все процессы брожения, маца, которая уже запеченная, она не будет бродить дальше.

Есть два объяснения. Одно просто историческое, второе – более философское. Историческое объяснение такое, что евреи, когда выходили из Египта, они уходили спешно. И написано в Торе, что они месили тесто, и он не успевал у них подниматься, они должны были уходить, они тут же клали его в печь. И получались таки вот пресные лепёшки, не поднятые, так сказать. Есть также философское объяснение, что основа, вообще, стремление к Богу – это скромность. И когда человек самовозвышается, у него повышена самооценка, самолюбие, то это не лучший способ человека двигаться к Всевышнему. И маца в этом смысле – то, что «не поднялось» – нет никакой гордыни. Это тот продукт, который укрепляет, усиливает нашу веру в Бога, и даёт нам вот эту силу на весь год, до следующего праздника Пейсах». [T.10.CDXXX.2]

 

…а почему вообще была написана Библия?

Традиционно считается, что автором первых пяти Книг Библии был Моисей.

«Бытие» – это история Мироздания, «Исход» – рассказ о спасении от рабства и бегство в Землю Обетованную, «Левит», «Числа» и «Второзаконие» – законы морали и принципы их соблюдения. Читаемые и поныне, вместе они образуют «Тору», которую часто называют «Пятикнижием Моисея».

Связывая веру в Единого Бога с нравственным поведением, «Десять Заповедей» устанавливают свод моральных норм и справедливости для всех, – идеал Западной цивилизации.

Своими учениями Библия создала свод нравственных Законов и Справедливости – стремления, которые находят отклик в душах людей сквозь века. Эта история нечто большее, чем «Правда или Вымысел», лежащая на пересечении науки и Священного Писания, она возникла более трёх тысяч лет назад и остаётся актуальной по сей день. [T.21.XVIII.1]

 

Удалось ли археологам найти здесь что-либо указывающее на события библейских времён. Нет никак исторических или археологических фактов подтверждающих эту историю.

Мустафа Киван (гид/историк): «Это место нашли благодаря мозаичной карте Мотабы. Если бы не это, у нас не было бы ничего связывающего нас с эпохой Лота, которая была две тысячи лет назад. Ни моавитяне, аммониты ни оставили никаких следов или текстов объясняющих их происхождение».

Тогда на сколько можно верить этой библейской истории?

Dr. Fawzi Zayyadine, archeologue anciendirecteur cleur des Antiquites de Jordanie (Department of Antiquities Amman - Jordan): «Очевидно история женитьбы Лота на своих дочерях это миф. Когда мы нашли и раскопали предполагаемую пещеру Лота, оказалось что это просто захоронение эпохи бронзового века, то есть за три тысячи лет до нашей эры. Есть предположение, что таким образом адаптировали историю древнего землетрясения, чтобы преподать людям урок морали. По другой версии этот миф придумали евреи, чтобы унизить моавитян и аммонитов. Ведь моавитяне и аммониты были заклятыми врагами израилитов, которые называли их бастардами, ведь «Моав» означает «Без отца», то есть моавитяне это незаконно рождённые».

Среди племён, живших к востоку от Иордана аммониты и моавитяне осели в областях, которые ныне занимают Керак и Аман. К XII-му веку до нашей эры оба племени образовали царства через территории, которых Моисей вёл свой народ к земле обетованной, после исхода из Египта. После долгого периода скитаний по неизвестным дорогам дети Израилевы разбили свой лагерь в степях Моава. Вероятно в Иорданской долине напротив Иерихона.

Предположительно здесь на горе Нево Моисей объявил, что они достигли страны Ханаан, земли обетованной, куда самому Моисею войти не суждено.

«И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам ее»; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь». (Втор. 34:4)

Здесь, на земле Моав Моисей скончался.

В течение 50-ти лет в этом районе велись очень тщательные раскопки имеющие целью проверить библейские истории, а главное, локализовать эпизоды Исхода. По теории двух израильских исследователей, сложно представить, чтобы из Египта смог сбежать целый народ, да ещё прямо под носом у египетских войск, охранявших границы. А главное, после перемещения такой большой массы людей наверняка остались бы следы привалов, а мы сегодня не имеем никаких реальных свидетельств этого долгого странствия.

И вот столетие спустя, когда уже этот регион находится под римским управлением, рождение Спасителя приводит к возникновению новой религии. [T.10.LXXVII.1]

 

 
     
 

Месть – битва за «место»

 

Я мстю, и мстя моя страшна...

 

«Если хочешь мстить – копай сразу две могилы» (Восточная мудрость)

 

Erīn(n)ỹs, yos f Эриния: 1) V, Prp etc. = Furia, богиня мести; 2) гибель, бедствие, бич (Trojae V); 3) безумие, бешенство Lcn. [B.32]

*

 
     
 

*

Dr. Robert P. George, Princeton University: «Желание справедливости и правосудия является одной из черт человеческой природы. У людей существуют разные точки зрения на то, что такое справедливость: в разных культурах сложились разные точки зрения о справедливости и правосудии, но во всех культурах люди стремятся к справедливости».

Что является справедливым наказанием в одной культуре, может быть неприемлемым в другой.

Dr. David Oakley, Princeton University: «Все мы, становясь членами гражданского общества, отказываемся от определённых вещей. И одной из таких вещей является жажда мести: в подобной модели нет места для самосуда».

…вовлечённые в кровную вражду, часто считают, что месть – единственный способ восстановить их поруганную честь.

Dr. Christopher Boehm, University of Southern California: «Враждующие люди, живущие в обществе с централизованной властью и полицией, часто не доверяют современной системе, потому что в ней другая система ценностей: в ней нет места Чести». [T.21.VIII.8]

 

Самый текст кодекса Хаммурапи представлял собрание около 300 формул, составленных большею частью по казуистическому шаблону: «если кто-либо сделает то-то, то подвергается тому-то» – это скорее перечень случаев из судебной практики, взятых из уголовного и гражданского права и расположенных в довольно произвольном порядке…

Пред нами проходит картина большого культурного государства, с обществом, уже пережившим все предварительные стадии своего развития. Центральная власть уже уничтожила в нём местные династии, вместо благородного поставила чиновного, порвала с родовым или племенным строем, упразднила кровную месть и, чрез своих агентов, заботится о благосостоянии народа, о подъёме земледелия, торговли, водных сообщений. Государство по идее – мировое, поэтому все свободные подданные равны перед законом, привилегий по национальностям нет, вавилоняне подлежат такому же суду и взысканию, как хананеи или эламиты; закон не знает ни пришельцев, ни инородцев. Различаются знатные («сыновья персоны» или просто «люди»), просто свободные («мушкену» – «низшие»), рабы; по профессии: духовенство, солдаты, купцы и др. Служба царю выдвигала особый класс людей: баиру («охотники»), ридсабе («служилые люди» – вероятно, солдаты) и др., получавших от царя поземельные участки в лен.

…в стране водворяли безопастность, преследуя бандитов и бродяг.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

Béatrice André-Salvini, Directrice du département de lOrient Ancien, Musée du Louvre: «Истинным основателем Вавилона был Хаммурапи, именно он превратил маленькое Вавилонское царство. И превратил его в то, что можно назвать не иначе как империей. Он собрал под своим правлением очень разные народы, и понял, что необходимо написать краткий Свод законов, которые могли бы применяться ко всем классам общества и народам, составлявшим его империю. Царь Хаммурапи постановил, что каждый гражданин имеет право прийти и прочитать записанные на каменной стеле законы, применимые к его случаю. Это объясняет, почему Свод законов Хаммурапи написан очень простым языком».

Prof. Francis Joannès, Université Paris I - Panthéon-Sorbonne: «Причина, по которой Кодекс Хаммурапи привлёк столь значительное внимание, после того, как его расшифровал Жан-Винсент Шеил (Jean-Vincent Scheil) в начале двадцатого века, состоит в том, что это очень яркий образчик принципа талиона. С юридической точки зрения это был огромный шаг вперёд, потому что впервые был закреплён принцип пропорциональности между наказанием и совершённым преступлением. Это значило, что если вы потеряли глаз, то не имели права требовать для виновной стороны большего, чем она причинила вам. В частности, это положило конец общепринятой до этого практике кровавой (кровной) мести, когда люди мстили за себя убийством другого лица, а иногда и всей его семьи. Таким образом, царский Свод законов установил границы для наказаний». [T.23.VII]

 

vindicātio, ōnis f [vindico] 1) защита, охрана (прав) С; 2) предъявление претензии или иска, искание по суду (v. bonorum Dig; successionum CJ): intestatorum civium v. bonorum Trajanus ap. PJ притязание на имущество лиц, умерших, не оставив завещания; 3) мщение, наказание (v. est per quam peccata punīmus C). [B.32]

 

 
     
 

Все древние цивилизации задавались этими извечными вопросами: «Как жить в гармонии с обществом? Как обрести счастье?»

Для индийцев идеал составляют четыре цели:

– Моральный долг – дхарма.

– Богатство и успех – артха.

– Поиск удовольствия – кама.

– Но главная цель – освобождение – мокша.

Все без исключения религии призваны указать человеку дорогу к спасению, однако, путь к духовности связан с физическим воспитанием. Согласно древнеиндийским представлениям духовное спасение возможно только в случае исполнения определённых ритуалов в определённое время в определённом месте. В индийских ритуалах порядок имеет огромное значение: он остаётся неизменным уже много тысячелетий.

Знай своё место в мире и добросовестно исполняй свой долг, который диктует тебе происхождение.

Кастовая иерархия существует здесь со времён железного века. Сейчас в современной демократической Индии она начинает пересматриваться. Однако изменения начались раньше. Люди начали сомневаться в безупречности сословного порядка ещё в пятом веке до нашей эры. И не только в Индии. В Китае об этом говорили Конфуций и Лао-цзы, на средиземноморском побережье – греческие философы, в Израиле – пророки Ветхого завета. Это был переломный этап в развитии человечества. Рождение морали поставило этику в центр всех учений. [T.22.LII.2]

 

 
     
 

Б. СОЛОМАТИН, заместитель начальника ПГУ КГБ СССР, генерал-майор.

Я присутствовал на разных совещаниях, но ни разу не помню, чтобы он повысил на кого-то голос, впал в ярость. Он умел сдерживать себя.

Скажите, Борис Александрович, а как вы себя чувствовали, попав с «поля» на высокую должность заместителя начальника главка?

Ужасно. Не по мне это было ходить по паркетам, выслушивать сплетни разные: кто куда будет назначен, кто чей человек... В том кругу кадровые перестановки считались самой злободневной темой, только о них и судачили. Вся та атмосфера не соответствовала моей натуре, работа в «поле» это было моё, кровное, там я чувствовал себя на месте.

Начальником Первого главного управления тогда был Сахаровский, он много лет эту должность занимал, уже совсем дряхлым стал, а всё сидел. ЦК он устраивал, потому что умел угодить, знал, что и когда там хотят услышать. Никаких инициатив не проявлял, очень удобный для начальства был человек, гибкий. Сидел себе тихо и сидел. В командировки не выезжал, один раз только в Каир слетал, и всё, да и то на закате своей карьеры. Я его в аэропорту встречал, он говорит: «Какой же я был дурак, что прежде не ездил никуда».

Шеф уже откровенно спал на совещаниях, когда наконец решили отправить его в отставку. Со всеми почестями, конечно. Генерал-полковник, заслуженный человек.

Владимир СНЕГИРЕВ [A.71]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ