ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН VIII. Libratio; Карма (Проклятия); Themis; Правосудие; Lex; Justice; Иероглиф (Поле, т.е. все, что подлежит возделыванию, обработке, культуре). |
||||||
Justice |
||||||
Aequĭtas sequĭtur legem (юр.). Справедливость следует за законом; где исполняется закон, там справедливость [B.33]
justitia creditis in rebus f. nominatur С справедливость в вопросах доверия именуется добросовестностью [B.32]
Анекдот от: (Марина Хлебникова, певица) Независимый прокурор Kenneth Starr с прискорбием известил, что во время следственного эксперимента захлебнулась и умерла Monica Lewinsky.
voco, āvī, ātum, āre [vox]… 3) юр. звать, привлекать (aliquem in jus, in judicium C)…
|
||||||
aequitās, ātis f [aequus] 1) равномерность, равнинный характер или удобство (loci bH); соразмерность, пропорция, тж. симметрия (membrorum Su): portionum aequitatem turbare Sen нарушить соразмерность частей; 2) равенство перед законом: aequitate constituendā summos cum infimis pari jure retinere С установлением (всеобщего) равенства ввести одинаковые законы как для высших, так и для низших слоёв населения; 3) беспристрастие, справедливость (legum, magistratuum С); 4) благожелательность, гуманность: pro aequitate contra jus dicere С высказаться за гуманность против буквы закона; 5) спокойствие, невозмутимость, хладнокровие (animi in ipsā morte С); спокойный тон (orationis С); выдержка (moderatio et ae. С). [B.32]
αἶσα ἡ 1) судьба, рок, участь, (пред)определение, олицетв. богиня судьбы: ἅσσα οἱ αἶ. γεινομένῳ ἐπένησε λίνῳ Hom. то, что ему было на роду написано (досл. то, что ему при рождении судьба спряла изо льна); Διὸς αἲσῃ Hom. по велению Зевса; ὑπὲρ αἶσαν Hom. вопреки судьбе; ἐν αἴσᾳ Aesch. по воле рока; 2) предел жизни, век: ἐπεὶ νύ τοι αἶ. μίνυνθά περ Hom. ибо жить тебе положено немного; 3) законность, справедливость, право: κατ’ αἶσαν Hom., οὐδ’ ὑπὲρ αἶσαν Hom. справедливо, не зря; παρ’ αἶσαν Pind. противозаконно; 4) часть, доля (ληΐδος Hom.): τίειν τινὰ ἐν καρὸς αἴσῃ Hom. ни во что не ставить кого-либо (досл. ценить кого-либо наравне с соломинкой); ἔργοιο τρίτη αἶ. Hes. треть работы. [B.169]
δίκαιον (δῐ) τό 1) тж. pl. право, справедливость Hes., Her., Trag., Arph., Plat., Arst., Dem.: ἐκ τοῦ δικαίου Thuc., Arph.; по праву, на законном основании; μετὰ τοῦ δικαίου Lys. и ξύν τῷ δικαίῳ Soph. в сознании своей правоты; τὰ δίκαια πράξασθαί τινα Aesch. воздать кому-либо по заслугам; 2) pl. права и обязанности (πρὸς ἀλλήλους Polyb.). [B.169]
|
||||||
Ветхозаветные нормы соблюдения справедливости и вытекающих из неё этических принципов, в том числе и милосердия, сменяются представлениями, которые предостерегают от «справедливой» мести за причинённое насилие. Специфика новозаветного понимания воздаяния состоит в том, что оно из сферы земной жизни переносится в область поствременного, постисторического Божественного суда – что означает новое религиозное осмысление социальных проблем, и в частности справедливости, отныне носящей абсолютный, вневременной характер. Е. НЕЧИПОРОВА [A.275] Как заявил в своё время Адольф Гитлер, вина евреев перед человечеством заключается в том, что они подарили миру понятие совести. Если же вы спросите у своих интеллигентных, образованных и не отягощённых антисемитскими предрассудками знакомых, в чём же конкретно состоит вклад евреев в развитие человечества, то ответы наверняка будут разными. Один назовёт в качестве такого вклада «этический монотеизм», другой вспомнит об огромном влиянии на мировую культуру самого текста «Ветхого Завета», сюжеты и темы которого напрямую или косвенно легли в основу многих шедевров мирового искусства, третий заявит, что еврейское отношение к науке, чистому знанию сначала освещало людям путь во мраке Средневековья, а затем способствовало приходу эпохи Возрождения и нынешнему расцвету науки и техники… И все мнения будут, несомненно, справедливыми… П. ЛЮКИМСОН, М. КОТЛЯРСКИЙ [B.88]
|
||||||
…но их голоса могут прозвучать вновь Синологи Кембриджского университета изучили хроники династии Мин, которыми долго пренебрегали. Едва ли хотя бы один древний текст был переведён на современный китайский, не говоря уже об английском. И, наконец, перевод есть. Спустя шестьсот лет эти древние записи проявили трёх реально существовавших придворных императора Юн-лэ. Prof. Jeffrey Riegel, University of California, Berkley: «Смесь жестокости и благосклонности превратила его в успешного военного и гражданского лидера». Юн-лэ сокрушал всё на своём пути. Человек, построивший «Запретный Город» никогда не должен был стать императором. Его трон обагрён кровью тысяч жертв, убитых им во имя власти. В начале его восхождения Пекин даже не был столицей Китая. [T.4.XXVI]
|
||||||
Михаил РЕМИЗОВ, кандидат философских наук: «Ключевым субъектом римской системы права был «Bonus pater familias», то есть, «Добропорядочный отец семейства». Это условная фигура, вокруг которой выстраивались правовые концепции – условная, но далеко не случайная. Как писал немецкий историк Теодор Моммзен «Римское государство было повторением семейных отношений». А семейные отношения основывались на фигуре отца, обладавшей властью и авторитетом, и олицетворявшей связь поколений – рачительное отношение к семейному наследию. Римское право с исключительной ясностью выразило эти принципы. 460-е годы до нашей эры. Плебеи Римской республики, недовольные тем, что законы пишут, трактуют и применяют патриции, инициировали создание нового свода, прозрачного и понятного всем. Патриции противились этой реформе несколько лет, но в итоге плебеям удалось провести свою инициативу. В 451-450 годах до нашей эры Народное собрание приняло свод законов, регулирующий все отрасли права, который получил название «Закона двенадцати таблиц». Этот свод законов целиком не сохранился и известен только из более поздних источников. Шестой век нашей эры. После падения Римской империи наследницей её традиций оставалась Византия. Византийский император Юстиниан поручил квестору Священного дворца, то есть, чиновнику, ответственному за разработку законов, составление нового Кодекса. Он должен был быть основан на Римском праве, но поскольку никакого единого свода законов времён погибшей империи не сохранилось, теперь предстояло разобраться во множестве сочинений римских юристов. Этим и занялся сановник Трибониан и созданная им комиссия. Работа заняла у них шесть лет и в конце 533-го года так называемые дигесты стали действующим законодательством Византии. Александр МАРЕЙ, кандидат юридических наук: «…они были первыми, кто создал именно систему правовую, а не просто конгломерат разрозненных норм, законов». Дмитрий ДОЖДЕВ, доктор юридических наук: «…первыми во всём мире: больше никто этого не делал – дальше мы живём по Римской системе. Та система права, которая сегодня – это Римская система права: больше вообще никто этого не делал – все только повторяли. Они её открыли один раз, и вот она у нас и есть». [T.10.LI.146]
|
||||||
Я вспоминаю и вспоминаю слова, услышанные в вольном пересказе автора: «Когда мы слышим о торжестве справедливости, то чаще всего мы не отдаём отчёта в том, что речь идёт не о справедливости, а о торжестве убийства неугодного члена общества или торжестве истребления неугодного народа»... Вит ЦЕНЁВ [B.119.1]
Dr. Coren Apicella, University of Pennsylvania: «Мысль о том, что каждый получает то, что заслуживает, часто дёргает за наши моральные ниточки. Она родилась из нашего понятия о справедливости и воздаяния. Исследования снимков мозга показывают, что решения принимаются в областях, отвечающих за мышление, например, в дорсолатеральной префронтальной зоне коры, но если вам нужно лично кому-то навредить, активируются участки мозга, отвечающие за эмоции, например, вентромедиальная префронтальная зона. И люди считают такое поведение морально неправильным. С точки зрения справедливости, даже при одинаковых результатах, для нас имеет большое значение, каким способом мы их достигли». [T.21.LXX.15]
Многовековая борьба привела к тому, что в современном мире рабство стало официально запрещено законом. Разумеется, так было не всегда… Порой мир может стать прелюдией к войне. Чем сложнее далась победа, тем сильнее желание отомстить триумфаторам. К чему проявлять милосердие к тем, кто ещё вчера был противником: если незамедлительно даровать врагу прощение, то борьба и людские жертвы потеряют свой смысл. Поэтому мы заставляем побеждённых возмещать ущерб, нанесённый войной, конфискуем их территории, ведём себя как хозяева, тем самым лишь разжигая ненависть и без того униженного врага. Именно это и ставит мир под угрозу. В 1918-м году перемирие, заключённое между Францией и Германией сильно ударило по проигравшей стороне. Кроме того, что Германия в пустую отдала жизни двух миллионов граждан, она была вынуждена выплатить неподъёмную финансовую компенсацию. Страна впала в глубоки экономический кризис. Безработица и ненависть стали благоприятной почвой для зарождения экстремизма. Перемирие 1918-го года посеяло зерно Второй Мировой войны. При столкновении с несправедливостью и притеснением наиболее естественной реакцией является гнев и агрессия. Множество организаций по всему миру предпочли насильственные методы демократическим переменам. Запугивания, похищения, убийства, ограбления, террористические атаки – терроризм всегда вызывает резонанс. Эффект гарантирован – чем масштабнее агрессия, тем больше людей услышат о ней. Вести о терроре доходят до каждого, однако они порождают лишь страх, наводя ужас на тех, кто мог понять идеи агрессоров и отпугивают возможных сторонников. [T.10.DCXLI.3]
|
||||||
…Spiritus Directores, составляющие высшую полицию астрала…
Есть существа, обладающие лишь ментальной монадой и астральным телом и оперирующие инволютивно в астральной среде, подобно тому, как элементали оперируют в стихиях. Этим сущностям дано название Spiritus directores астрала. Есть и чисто ментальные существа, занятые инволюционными процессами, имя им – Ангелы.
Коллективность Ангелов порождением сущностей, носящих название Spiritus Directores, распространит свое влияние во все подпланы астрала и, увлекаясь дальше своей инволютивной задачей, проникнет в Malchuth, где породит уже элементалей с материальными телами, которые и послужат физической базой Вселенной. Принято говорить, что Ангелы материализуют Царство, дабы в нем не могли веселиться астральные бесы.
…отбыл свой срок пребывания в среднем астрале Солнечной Системы или даже только в темном конусе; пусть те индивидуальные цепи двухпланных сущностей, заведующих инволюцией, которым мы даем название Spiritus Directores (или Архонты), определили картину испытаний искупительного свойства, предстоящих… ГОМ [B.27]
|
||||||
dīrēctor, ōris m [dirigo] проводник, руководитель Eccl. [B.32]
dīrēctio, ōnis f [dirigo] 1) выпрямление Vtr; 2) прямая линия Ар: d. plana Vtr ровная поверхность, плоскость; 3) направление (directiones linearum Vtr; d. rationis ad veritatem Q); 4) прямота, искренность (cordis Vlg); 5) справедливость Vlg. [B.32]
|
||||||
В Шринагаре родился замысел серии «Знамёна Востока», – святые, пророки, основатели мировых религий. Азия – колыбель всех религий, всех взлётов в надземное. …трудно представить, что Рерих превратился в агента Коминтерна, – не тот масштаб личности. Но, возможно, ему пришлась по душе мечта коммунистов о ликвидации частной собственности, освобождении стран Азии от колониальной зависимости. Говорил же Рерих своим соратникам: «Будда строил коммунистические общежития, а Христос проповедовал коммунистический строй». Александр КАДАКИН, академик РАЕН, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Индии (1999 – 2004): «Очень много было споров по этому письму. Даже если оно является результатом богатейшего воображения Рериха и Елены Ивановны, но по сути-то оно написано как раз в стилистике махатм, которые сверху, или из Шамбалы, вещают нам, как жить, что делать…» Вот что писали махатмы московским коммунистам: «На Гималаях мы знаем совершаемое вами. Вы упразднили Церковь, ставшую рассадником лжи и суеверия. Вы разрушили тюрьму воспитанием. Вы сожгли войско рабов. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины…» и так далее. А завершается письмо словами: «Привет вам, ищущим общественного блага». [T.10.CXXVI]
Старообрядчество всегда стремилось избегать двух типично русских крайностей: с одной стороны, колебаний «вместе с генеральной линией», с другой – поведения по принципу «гори оно всё синим пламенем». И при этом старообрядцы никогда не грешили той безответственностью оппозиционеров, для которых «чем хуже – тем лучше».
|
||||||
Prof. Andrew Fraknoi, Foothill College: «Современная жизнь довольно трудна. Звёзды, согласно астрологии, предлагают независимое космическое руководство в принятии трудных решений. Мы могли бы назвать это астрологическим искушением: вам больше не нужно принимать решения – звёзды сделают это за вас, планеты сделают это за вас. Эти рассуждения из области сверхъестественного, – некий вид магического мышления. Они не имеют ничего общего ни со звёздами, ни с нашей жизнью. Всё это появилось тысячи лет назад, когда люди ещё не знали, что такое звёзды. Это просто лишний раз доказывает всю слабость нынешней астрологии». [T.12.XIII.5]
Neil Armstrong, «Apollo 11»: «Во время полёта на Луну у нас не было промежуточных остановок. Мы стартовали с мыса Канаверал, покинули орбиту Земли, и через пару дней мы вдруг оказались на Луне. Из-за этой непрерывности у меня было ощущение, будто мы попали на Луну каким-то магическим образом». [T.11.XIV]
Марина АГАПОВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической пато- и нейропсихологии РГГУ: «Интересно, что он выбирает как будто бы какого-то самого гениального учителя для себя. То есть для того, чтобы реализовать свою мечту, есть какой-то гений, который точно уже знает какую-то такую верную золотую отмычку, которая подходит ко всему, и он сейчас обучит и будет очень легко и быстро всё происходить» Психологи называют это «Магическим мышлением». Аркадий Грачёв искренне верит, что всё произойдёт как в сказке – «По щучьему велению», – где ему достанется роль эпикурейца Емели. Марина АГАПОВА, кандидат психологических наук: «У таких людей большое место внутри занимает такое вот, какое то «Магическое мышление», это когда между желанием и исполнением этого желания вообще не существует никакого промежутка. То есть «Я захотел», если это так легко получается у другого, то у меня это тоже получится легко, просто нужно найти верного человека, самого такого гениального, и вот уж тогда он мне даст ответ на все вопросы». [T.10.I.17]
На русском языке вышла книга «Год магического мышления» (The Year of Magical Thinking) американской писательницы и журналистки Джоан Дидион (Joan Didion). В США она была опубликована в 2005-м году и стала лауреатом национальной книжной премии. «Год магического мышления» – откровенный и пронзительный рассказ о переживании утраты. Дидион описывает то, как прожила год после смерти мужа, с которым она была вместе сорок лет. В психиатрии термином «магическое мышление» называют состояние, когда человеку кажется, что он может менять реальность при помощи каких-то символических действий. Например, он думает, что если каждое утро ставить на стол чашку с чаем, то можно вернуть того, кто из неё когда-то пил. [T.10.CCXLVIII.3]
|
||||||
Так получилась контора, в которой я тружусь на посту коммерческого директора. Я служу здесь коммерческим директором, с личной секретаршей, служебной машиной, весомой годовой зарплатой и ещё более весомыми годовыми бонусами. В моё ведение входят «продажи и развитие дистрибьюции компании», так, во всяком случае, написано в должностной инструкции. На самом деле своё рабочее время я в основном трачу на чтение подчинённым лекций по повышению их личного рвения (одни и те же фразы, в которых меняются только названия брэндов и текущий год), на их ежедневные избиения за недостаточно высокие продажи и скидывание собственной работы на чужие плечи. Вы знаете, кто такой коммерческий директор на самом деле? Это такая современная разновидность дорогой проститутки, которая лавирует между интересами руководства, с их завышенными в несколько раз планами продаж, и интересами собственных подчинённых, не желающих эти планы претворять в жизнь. Поскольку, как и положено обращаться с проституткой, ¿бут тебя несколько раз на дню, вся твоя задача – это побыстрее довести клиента (босса) до оргазма, в идеале избежав секса в стиле S&M (порка за провал поставленных задач) и анального секса (тут уж как повезёт, без всяких дополнительных бонусов). Поскольку я профессиональная ¿лядь, то и спектр услуг у меня достаточно широкий: – классика (о ней говорилось выше); – ролевые игры по желанию клиента (партнёр по футбольной команде, любитель рыбалки, поклонник творчества Есенина, фанат караоке, совместное составление на выходных бизнес-планов); – куннилингус (по приезде пятидесятилетней финансовой директрисы из Франции); – глубокий минет (это у меня первой строчкой в ежедневном расписании с пометкой «Не переусердствовать»); – лесбос (переговоры с руководителем продаж головного офиса в присутствии собственного босса); – услуги семейной паре (раз в два года по приезде владельцев холдинга, БОЛЬШИХ ДЯДЕЙ из города Парижа). Вся суть работы коммерческого директора в хождении по этому лезвию корпоративной бритвы: когда верхи не хотят думать, а низы не могут по определению. Одним ты говоришь, что как коммерческий директор думаешь прежде всего об интересах компании и перспективах бизнеса в отличие от своих подчинённых, которые думают только о собственной зарплате. Других ты уверяешь в том, что «сам из среды сейлс, такой же, как они, парень», который знает, как делаются результаты, и понимает всю тяжесть полевой работы. Вот так я и живу последние четыре года. Утро туманное плавно переходит в рабочий полдень, который сменяется вечером трудного дня. Зима сменяется весной, а лето — осенью. (В смысле времен года. Хотя и в смысле названий клубов также.) И всё идёт по плану, и лица твоих подчинённых меняются с калейдоскопической скоростью, и ты уже путаешь имена половины из них, а другую половину ты просто не знаешь, как зовут. И иногда твоё отупение доходит до такого уровня, что для того, чтобы вспомнить точное название собственной компании, ты вынужден вытаскивать собственную визитку. Сергей МИНАЕВ [B.99.1]
|
||||||
Недавние раскопки показали, что чёрная магия также была неотъемлемой частью знаменитой греческой справедливой и рациональной судебной системы. На главном афинском кладбище Керамеикос в подземных колодцах и цистернах были найдены сотни «проклятых сосудов». [T.13.LX]
Но жрецы действовали не одними заговорами и магическими обрядами и не только врачевали людей от телесных болезней. Великое преимущество вавилонской религии заключается в том, что в ней рано получило развитие представление о грехе, как лежащей в самом человеке причине его бедствий, в отличие от внешних причин: дурного глаза, колдовства, демонов и т. п. Сначала это представление было грубо; грехом считалось нарушение этикета по отношению к богам, т. е. погрешности и неисправности ритуального характера (например, уклонение от жертвоприношения или несоблюдение обрядности во всех её, даже мелочных, подробностях, календарных предписаний и т. п.), но мало по малу этический характер божества света обусловил расширение понятия греха на преступления морального характера: они оскорбляли божество, стоящее на страже правды и справедливости. Грешник прогневляет бога, удаляет от себя «своего бога», т. е. доброго гения, лишается его помощи, навлекает на себя всякие болезни и беды. Он должен умилостивить божество, должен добиться того, чтобы грех «изгладился», лежащая на нём опала была снята – «сердце бога успокоилось». Для этого также необходимо посредничество жреца, особенно, если грешником чувствует себя сам царь. Жрец употребляет как внешние очистительные средства: воду, огонь (факелы), каждения, елей, так и молитву. Он омывает, окропляет своего пациента освящённой специально для этой цели водой, а может быть, и жертвенной кровью, приносит очистительную жертву, сопровождаемую длинными церемониями; кающийся должен рвать на себе одежды или одеться в траур и бить себя в грудь. Жрец читает молитву, а также своего рода исповедь, которая носит также название заклинания. Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]
Грех – это поступок, бесцельность и негармоничность которого человек сам чувствует. В. ШМАКОВ [B.24.1] * Андрей ГРИГОРЬЕВ, доктор филологических наук: «Долгое время считалось, что слово «грех» происходит от глагола «греть» или «греять». К этому сподвигли учёных сопоставления таких, казалось бы схожих по структуре слов «смех», «грех», «спех». Если «смех» происходит от глагола «смеяться», то «грех», вполне возможно, может происходить от «греть» или «греять». И здесь выстраивалась определённая симантическая история, такая же, как у слова «печаль», которое происходит от глагола «печь», то есть «печаль» – это когда в груди или внутри печёт; «горе» – от «гореть», «грех» – когда у человека возникает жжение совести». Эта версия не противоречит христианскому богословию: когда горшок снизу подогревается огнём, то ни муха, ни иное насекомое не может прикоснуться к нему. То же бывает и с человеком. Но письменных источников, подтверждающих этимологию «грех – греть» обнаружить не удалось. Андрей ГРИГОРЬЕВ, доктор филологических наук: «И тогда возникает сопоставление с индоевропейской основой [*groi-s-o] (и. е.), сходной некоторым словам в индоевропейских языках, которое означает «кривой»: то есть «грех» связан с идеей кривизны. Слово «грех» в древности могло иметь не только узкое религиозное значение, но и достаточно бытовое. То есть «грех» – это и нарушение законов, «грех» – это и «ошибка», «оплошность», и в диалектах слово «грех» имеет ещё более широкое значение, связанное с тем, что сделано плохо или дурно. Этимологически к тому же древнему корню со значением кривизны относится и слово «грёза». Это слово само по себе очень древнее: как существительное, оно употребляется уже в текстах, начиная с одиннадцатого века, но переводит оно слова, связанные с идеей «смешения» или «месива», то есть в первых славянских текстах слово «грёза» в форме «греза» или «гряза» употребляется в значении «грязь». Слова «грязь» и «грёза» на протяжении долгого времени имели отрицательные коннотации: «грёза» была синонимом ворожбы, гаданий и прочих языческих ритуалов. Они, естественно, порицались, но в языке и традиционной культуре, так или иначе, продолжали существовать. …слово «грёза» приобрело современное значение в период Романтизма и было очень популярно на рубеже девятнадцатого-двадцатого веков. Андрей ГРИГОРЬЕВ, доктор филологических наук: «В говорах это слово имело свою историю, и там в большей степени проявляется идея кривизны, то есть несоответствия каким-то общепринятым нормам и правилам, поэтому такие слова, как «грёза» или «грезить» в говорах употребляются в значении как «шалить», «проказничать». [T.10.I.3]
|
||||||
Алексей КУЗНЕЦОВ, историк и педагог гимназии № 1543: «…это та ситуация, из которой в конце XVIII века Иммануил Кант выводил существование Божие. Вот то самое Шестое доказательство Канта на самом деле не Шестое, а Первое и единственное доказательство Канта, которое упоминается в начале «Мастера и Маргариты». А ведь о чём говорил Кант? Он же не доказывал схоластически, как Фома Аквинский выводя это там из перводвижения, из первопричины и так далее. Он пошёл по совершенно другой логике. Кант говорил, что человеческая жизнь имеет смысл только в том случае, если есть вера в конечное торжество справедливости. Если не верить и не надеяться на то, что зло будет наказано, и добро восторжествует, то в чём смысл тогда этой жизни? А поскольку жизнь наша не даёт никаких оснований быть уверенным в торжестве добра, то остаётся верить в Бога. Вот с верой в Бога жизнь приобретает смысл. Блестящие иллюстрирует история написания Лермонтовым стихотворения «На смерть поэта». [P.97.237]
Игорь ВОЛГИН, академик РАЕН, доктор филологических наук: «…Достоевского обвиняют в помрачении рассудка. Вообще надо сказать, что русские критики чрезвычайно любили обвинять русских писателей в некоторой неадекватности». [T.10.CI.31]
Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «И для тебя существует тот мир, представления о котором ты себе создал. У Шопенгауэра есть изумительный лозунг, афоризм – он был мастер афоризма, очень это в себе ценил. Вот как, он говорил, надо понимать иллюзию, вы прислушайтесь: «Врач видит человека во всей его слабости, юрист – во всей его гнусности, священник – во всей его глупости». Жуткая фраза, если вдуматься». [B.141.7] * В разных переводах «гнусность» чередуется с «подлостью», а «священник» с «теологом».
Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «И толковал рабби Акива так: «Благодеяние (или по-иному подаяние, или ещё по-иному, на иврите это цэдэк), справедливость, спасает от смерти». На иврите «подаяние» и «справедливость» – одно и то же. Это не милостыня, а то, что ты обязан отдать. Справедливость спасает от смерти, избавляет от смерти. Подавай милостыню, не забывай в самый счастливый момент о том, что есть люди, живущие несчастно. Не забывай, что есть живущие хуже тебя. Это довольно-таки простые вещи». [B.141.39]
|
||||||
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Иов требует от Бога: «Ответь мне, почему Ты со мной несправедлив?». А Господь говорит Иову: «Ответь Мне, как устроен мир?». И это очень логичный вопрос в ответ на вопрос. Потому что говорить о справедливости, о воздаянии можно, если мы чётко понимаем какую-то формулу: вот – добродетель, (и) вот – награда; вот – грех, (и) вот – наказание. И есть расчёт, как мы выводим количество наказаний или количество награды из количества греха и добродетели. Если мы все согласны, что грех, (а) что добродетель. Об этом может судить, в конечном счете, только тот, Кто это сделал – только тот, Кто создал этот мир. И Господь спрашивает Иова: «Ты участвовал в сотворении мира? Ты понимаешь, как он устроен, для того, чтобы задавать такие вопросы?» [P.125.391]
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…Боже, справедливость твоя до Небес, деяния твои велики» (Пс.70:19) Вот центр его жизни и всё остальное – это только практическое приложение, того, что он здесь сказал. «Каждый день славлю справедливость твою…» Справедливость и Милость – собственно два основных начала. Здесь даже трудно их перевести на русский язык адекватно, потому что еврейские слова немножко другие имеют значения, чем русские. Скажем, «хесед» понимается, как «милость», но, одновременно «верность» и, в принципе, можно перевести как «справедливость» тоже. Хотя это, скорее, «следование добрым отношениям», когда постоянно человек по отношению к другому ведёт себя так, как принято вести себя по отношению к другу. А «цдк» – то, что обычно переводится как «справедливость» – это и «социальная справедливость», и «правосудие», и «праведность», когда человек делает то, что нужно. И они немножко друг в друга перетекают, потому что по-русски скажем «справедливость» – это «за плохое – плохо, за хорошее – хорошо». А «милость» – это всегда хорошо. «Цдк» (справедливость) больше подчёркивает качественное отношение, когда не просто бухгалтер выписывает премию за выдающиеся достижения, а когда близкие отношения из которых вытекает благодеяние. А «хесед», то, что чаще всего переводим как «милость» в синодальном переводе, означает скорее расположение, но «деятельное расположение», вот это линия поведения». [P.125.398] * ( צֶדֶק ) [ṣéḏeq] правда, справедливость, праведность [ср. ( צַדִּיק ) ṣaddîq] ( חֶסֶד ) с суф. 1) [в составе фразеологизма] сделать что-либо по дружбе к кому-либо; оказать услугу, любезность или отплатить за неё; 2) в независ. употреблении – чаще всего в поэзии, как обозначение качества Яхве: дружественность, благосклонность, верность (трад. перевод «милость» неточен) [B.18]
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Знать Тебя есть полная праведность, и признавать власть Твою – корень бессмертия» (Прем.15:3) Вот тоже очень важно, что потом будет в Новом Завете. Праведность – это не совокупность хороших поступков, не исполнение всех правил, а, прежде всего, это познание Бога и признание его власти». [P.125.492]
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…поскольку перевод мой, я, может быть, обращу внимание на какие-то трудности с переводом. Во-первых – «Благо тем». Традиционный перевод «блаженны», но блаженный по-русски – это, в общем, человек не очень адекватный в современном русском языке. Некоторые современные переводы дают слово «счастливы», но это не точное слово. Слово, которое до сих пор не знаю, как переводить – «правда»: «кто претерпел гонения за правду». Греческое «декаюсюне / δῐκαιοσύνη» – это не столько правда, сколько «праведность» и «справедливость». «Праведность» у нас исключительно в религиозную сферу уходит». [P.125.526] * δῐκαιοσύνη ἡ 1) справедливость, законность, праведность Her., Plat., Arst.; 2) правосудие, судопроизводство Plat.; 3) благодеяние NT. [B.169]
|
||||||
Павел УВАРОВ, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН: «…в основе своей феодализм, конечно, был гораздо более живучим, и это Гизо признавал. Собственно он дожил до Французской революции – с этим было трудно спорить. Это особый тип организации власти, когда власть публичная – королевская, императорская – делегируется на местах крупным местным землевладельцам. На самом деле, как делегируется, так и захватывается. Но они не просто (богатые люди) влияют на окружающее население: они – представители публичной власти. От имени публичной власти они производят суд, а это очень важно для Средневековья: право – это основа государства. Это и сейчас в европейских языках, романских. Что такое справедливость? – Это «justice» – юстиция. У нас немножко другое представление «права и справедливости», а у них это есть. Они судят, они собирают налоги, они взяли на себя функцию защиты населения. Они строят замки, они укрывают население. Они и военная власть, и административная власть, и политическая власть – они представляют эту самую власть. В этом отношении феодализм очень живуч. Если мы спорим, был он в России или не было, то я хочу вспомнить слова Николая Первого: «Зачем мы немного полиция, когда у меня двести тысяч полицейских?». То есть, помещиков. Помещики осуществляют власть над значительной частью населения – судят, порют на конюшне, наводят порядок, поставляют рекрутов в армию. Вот эти функции государственные осуществляются на местах местными землевладельцами». [P.141.39]
Борис МЕЖУЕВ, кандидат философских наук: «…была известная точка зрения, с которой и спорит Хансингтон, о том, что консерватизм может существовать только в тех обществах, где присутствовала феодальная сословная традиция – где было дворянство, где была господствующая клерикальная организация, то есть, национальная церковь, и где была абсолютная монархия. В Америке не было никогда в жизни абсолютной монархии, даже когда она находилась под управлением Британии. Никогда не было никакой сословности. И никогда не было господствующей церкви. И, казалось бы, к чему апеллировать консерваторам? Что там можно консервировать в условиях, когда нет никаких феодально-сословных институтов?» [T.10.LI.142]
|
||||||
Материалы оперативной разработки Третьего Главного управления КГБ СССР, которыми располагал Александр Духанин, не давали ответы на стоящие перед ним вопросы. Весомых улик, подтверждающих объективно факт предательства Полякова у следствия на тот момент всё ещё не было. Практически ни одного доказательства о шпионской деятельности, кроме признательных показаний. Первое время это напоминало бой с тенью. Александр ДУХАНИН, генерал-майор юстиции (в 1986-87 гг. начальник отделения СУ КГБ СССР): «Тебе привезли, посадили. Говорят: «Он шпион!» А чем подтверждается – ничего нет». Кроме собственного признания, от которого всегда можно отказаться, следствие не располагало ни какими официальными доказательствами. Получить официальные доказательства предстояло оперативно-следственной группе, которую возглавил Александр Духанин. Улик у Александра Духанина было недостаточно: оперативная информация – это ещё не улика. Даже формальный повод для ареста был не очень убедителен – незаконное хранение оружия. Александр ДУХАНИН, генерал-майор юстиции (в 1986-87 гг. начальник отделения СУ КГБ СССР): «В случае с Поляковым ничего не было, ни одного доказательства. И имевшийся у него пистолет восьмого калибра, он, конечно же, не причина и не основание для его задержания: боевой генерал – и не имеет оружия? Да это смешно». После признания при задержании профессиональный разведчик Поляков почувствовал, что у следствия нет серьёзных аргументов, которые выстрелят на суде. Александр ДУХАНИН, генерал-майор юстиции (в 1986-87 гг. начальник отделения СУ КГБ СССР): «Добудете информацию – я ваш, не добудете – это ничего не значит, простое признание». Он сидел молча, как сфинкс, слушал, не комментировал, не вступал в беседу или обсуждение с чем-то чего-то. Он просто сидел и слушал. Это очень трудно вести беседу, когда оппонент, так сказать, молчит, как глыба льда. Вот он молчит и сидит». Первый успех. Пропасть недоверия к следователю у Полякова начала сокращаться. Хотя подполковнику было очень сложно сдерживать свои эмоции и не показывать человеческой брезгливости к предателю. Александр ДУХАНИН, генерал-майор юстиции (в 1986-87 гг. начальник отделения СУ КГБ СССР): «Каждая сторона пытается другую, так сказать, ввести в заблуждение относительно истинности своих намерений. Ну, и, в первую очередь, тот, который является твоим визави, потому что он играет с огнём». Поляков исписал целые тома показаний о своих контактах с американцами, но Духанин понимал, что слова на суде так и останутся словами. Нужны были доказательства, неопровержимые улики, подтверждающие его слова. Поляков не торопился выдавать свой шпионский арсенал, умело спрятанный в одному ему известных тайниках. [T.2.XCIV]
|
||||||