ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН VIII. Libratio; Карма (Проклятия); Themis; Правосудие; Lex; Justice; Иероглиф (Поле, т.е. все, что подлежит возделыванию, обработке, культуре).

   

Lex

СБОРНИК 08_5

 
     
 

cūria, ae f 1) курия, каждая из 30 категорий (общин) римск. патрициата (по 10 в каждой трибе), состоявшая из 10 родов (gentes) L; 2) здание (место) куриальных собраний Vr, Т, О; 3) (тж. с. Hostilia Vr, L) здание заседаний сената С; сенат L, С etc.: с. pauperibus clausa est O беднякам закрыт доступ в сенат; 4) заседание сената: aliquid in sequentem curiam protulisse Ар перенести что-либо на следующее заседание сената; 5) место общественных собраний (вообще) (с. Saliorum С; in curiā — sc. aediliumaliquem pilare Pt); 6) право и закон, законность, правовой порядок (pro с. inversique mores! H); 7) место заседаний высших органов в неримских центрах (с. Carthaginiensium Ар): с. Martis J афинский ареопаг. [B.32]

 

cōnstitūtum, ī n [constituo] 1) постановление, определение, установление, закон (constituta majorum Dig); тж. закон природы: per constituta Sen в соответствии с законами; 2) условие, уговор (facere и habere с. cum aliquo С; ad с. venire Vr); 3) вызов в суд (venire ad с. Pt — ср. 2): с. nunquam habere Pt никогда не привлекаться к судебной ответственности, не иметь судимости. [B.32]

 

ἀνάγκη, дор. ἀνάγκα ἡ 1) необходимость, неизбежность: ὑπ’ ἀνάγκης Hom., Hes., Aesch., Soph., Thuc., ἀνάγκῃ Hom., Soph., Thuc., σὺν ἀνάγκῃ Pind., δι’ и ἐξ ἀνάγκης Soph., Thuc., Plat., Arst., πρὸς ἀνάγκην Aesch., Arph., Plut., Luc. и κατ’ ἀνάγκην Xen. в силу необходимости, поневоле; κατ’ ἀνάγκην ἐπιτελεῖν τι Polyb. выполнить что-либо во что бы то ни стало; εἴπερ ἀ. Hom. если необходимо; πᾶσα или πολλὴ ἀ. ποιεῖν τι Aesch., Soph., Her., Plat. крайне необходимо сделать что-либо; 2) предопределение (свыше), судьба, рок (ἀ. δαιμόνων и αἱ ἐκ θεῶν ἀνάγκαι Eur.): ἀνάγκῃ οὐδὲ θεοὶ μάχονται Simonides ap. Plat. с судьбой и боги не борются; 3) закономерность, закон (τῶν οὐρανίων Xen.): ἔγγραφοι ἀνάγκαι Plut. писаные законы; 4) нужда, потребность (γαστρὸς ἀνάγκαι Aesch.; ἐρωτικαὶ ἀνάγκαι Plat.); 5) мучительный труд, страдание, мучение (πόνοι καὶ ἀνάγκαι Eur.): ἕρπειν κατ’ ἀνάγκην Soph. влачиться с трудом; ὑπ’ ἀνάγκας βοᾶν Soph. кричать от боли; ἐν ὠδίνων λοχίαις ἀνάγκαισι Eur. в родовых муках; 6) принуждение, насилие: ἀνάγκῃ Hom. по принуждению; τὰς ἀνάγκας προσάγειν τινί Thuc. применять насилие к кому-либо; 7) (преимущ. pl.) меры принуждения, пытка: ἐς ἀνάγκας ἄγεσθαι Her. быть ведóмым на пытку; τὰ πρὸς τὰς ἀνάγκας ὄργανα Polyb. орудия пытки; 8) неодолимая сила доказательства, искусный довод (ῥητόρων ἀνάγκαι Anacr.); 9) кровная близость, родство Xen., Isocr. [B.169]

 

νόμος ὁ 1) обычай, установление, законоположение, закон (νόμοι καὶ ἤθεα Hes.): ν. πάντων βασιλεύς погов. Pind. обычай - всеобщий повелитель; κατὰ νόμον Hes., Her., κὰν νόμον Pind. по (установленному) обычаю или согласно закону; οἱ κατὰ νόμον ὄντες θεοί Plat. общепризнанные (установленные традицией) боги; νόμῳ καὶ ἔθει Plat. по закону и по обычаю; 2) муз. лад, напев, мелодия (νόμοι κιθαρῳδικοί Arph.): νόμοι πολεμικοί Thuc. военные песни; 3) NT = ἡ Παλαιὰ Διαθήκη. [B.169]

 

κύριον (ῡ) τό 1) (тж. κ. τῆς πολιτείας Arst.) государственная власть (τὰ κύρια ἐν ἑκάστῃ τῶν πόλεων Dem.); 2) закон (τὰ τῆσδε τῆς γῆς κύρια Soph.); 3) власть, господство (κύρια ἔχειν τινός Aesch.); 4) решающий час (ὅτε τὸ κ. μόλῃ Aesch.). [B.169]

 

στήλη, дор. στάλᾱ (τᾱ) ἡ 1) столб, свая Hom.: Ἡρακλέος στᾶλαι Pind. = Στῆλαι Ἡρακλέους; σ. ἐξ ὑάλου πεποιημένη Her. столб, сделанный из стекла (или прозрачного камня); 2) надгробный столб Hom., Thuc., Xen., Plat.: στάλαν θέμεν перен. Pind. воздвигнуть памятник; 3) пограничный столб, межевой знак Xen.: στήλαις διαλαβεῖν τοὺς ὅρους Dem. обозначить границы столбами; 4) (на ристалищах) мета, начальный или конечный столб Soph.: ἐγγὺς τῆς στήλης κάμψαι Xen. повернуть (колесницу) у самого столба; 5) мемориальный столб, стела (Dem.; ἐν στήλῃ ἀναγραφῆναι Her.): κατὰ τοὺς ἐν τῇ στήλῃ νόμους Plat. согласно начертанным на столбе законам; τὰς ξυνθήκας τὰς περὶ τῶν σπονδῶν ἀναγράψαι ἐν στήλῃ λιθίνῃ Thuc. записать условия мирного договора на каменном столбе; 6) договор, соглашение: κατὰ τὴν στήλην Arph. согласно договору; παραβῆναι τὰς στήλας Polyb. нарушить условия договора; 7) закон: τὰ ἀντίγραφα τῆς στήλης Dem. копия закона. [B.169]

 

 
     
 

В Иерусалиме Яхве является главным Богом, но даже в Библии упомянуто, что там существовали и иные вероисповедания.

Изучение текста и археология указывают на одну и ту же дату: как мы знаем Ветхий Завет датируется VII-м или VIII-м веком до нашей эры. Но почему объединяются четыре различных источника? И почему в Иерусалиме? Об этом повествует сама Библия. В те времена царем Иерусалима был Иезекия. Он начал коренные изменения в религиозном плане, преподнеся совершенно новые понятия о Боге. Он отменил высоты, разбил статуи, срубил Дубраву и истребил Медного Змея, которого сделал Моисей. «И прилепился он к Господу и не отступал от Него» (Цар 18:6). Иезекия объявил вне закона все остальные религии, стал насаждать монотеизм – веру в единого Бога, и Библия должна была навязывать эту идею.

Prof. Yair Zakovitch, Hebrew University: «Мы говорим о двух великих царях Иерусалима, одним из которых был Иезекая, другим Иосайя. Мы, цари Иерусалима, решаем, что узаконить, и что признать вне закона. Нельзя молиться Богу, где пожелается. В стране нет более места для храмов иных религий. Есть лишь одно особое место, и это Иерусалим, где следует поклоняться Богу». [T.13.XXX]

 

Dr. Stephen J. Tinney, University of Pennsylvania: «…Свод законов Хаммурапи, который представляет собой каменный монумент, с высеченным сверху изображением бога Солнца Шамаша – бога Справедливости, дающего символы царской власти правителю Хаммурапи. Самый первый закон начинается здесь. И это закон «О лжесвидетельстве». Закон гласит: «Если человек обвиняет другого человека в убийстве и не может доказать своё обвинение, обвинитель будет казнён». Важность этого записанного Свода законов заключается в укреплении царской власти и утверждении, что правитель – Помазанник божий – послан вершить справедливость изо дня в день».

Margaret Atwood, Canadian poet, novelist, literary critic, essayist, and environmental activist: «…люди не всегда согласны с тем, что вы сказали, так что любой юридический документ лучше иметь в письменном виде, а ещё лучше, если этим займётся юрист, который представляет собой полную противоположность писателю. У юриста каждое слово всегда имеет чёткий и единственный смысл, писатель же ищет в словах как можно больше значений и оттенков». [T.13.XXVIII]

**

 
     
 

**

…племена амореев, которые вместе с эламитами разгромили шумерийское государство III династии Ура и завоевали страну, основав на её территории ряд государств. В первой половине XVIII в. до н. э. Хаммурапи, царь Вавилона, одного из государств, созданных амореями, вновь объединил страну, которая позже получила у греков название Вавилонии по имени Вавилона, ставшего отныне политическим центром Южного Двуречья, страны Шумера и Аккада.

Амореи в период завоевания Шумера и Аккада были народом, только что перешедшим от родового строя к цивилизации. Но, став господами страны, они очень быстро испытали на себе могучее воздействие её развитой цивилизации. Их владычество не остановило развития античного общества в Южном Двуречье, но всё же привело к оживлению и возрождению некоторых пережитков архаического строя. Об этом свидетельствуют знаменитые Законы вавилонского царя Хаммурапи (1790 г. до н. э.).

Эти законы юридически оформили новые античные отношения собственности и провели чёткую грань между свободными и рабами – основными классами античного общества. Но вместе с тем в них сохранялось деление класса свободных на сословия «людей» (awilum, mar-awilim) и «склонённых» (muŝkenum). «Людьми», т. е. аристократами, обладавшими всей полнотой гражданских прав, были потомки вавилонских амореев-завоевателей, а «склонёнными», мушкенумами, плебсом – местное свободное население, покорённое вавилонянами, потомки аккадских семитов и семитизированных шумерийцев, которые как раз и были носителями новых античных отношений.

Законы Хаммурапи продолжали сохранять силу на протяжении всей вавилонской истории. Но вавилонское общество менялось, и вместе с ним менялась интерпретация законов. Отмирали те нормы права, в которых подчеркивалось различие между авилумами и мушкенумами. А также содержались другие архаические пережитки, но продолжали жить и развиваться нормы, санкционировавшие античные порядки. Происходила своего рода рецепция вавилонского права.

Господство амореев пало в 1595 г. до н. э. На смену им пришли новые варварские господа – касситы. Их владычество продолжалось до 1176 г. до н. э. и тоже сопровождалось рецидивами архаических порядков. Но и касситы не смогли повернуть вспять развитие вавилонского античного общества.

Виталий БЕЛЯВСКИЙ [B.145]

 

Обычно, восхваляя шумерийских царей, говорили: «он почитал богов, он разбил своих недругов, он был справедлив к народу, и он прокладывал каналы». Три из этих благих деяний изображены на стеле. А где же четвёртое?

Когда Нанна протягивает царю измерительный жезл и верёвку, он, несомненно, повелевает строить ему храм, ибо это специальные инструменты зодчего. Но почему царь Вавилона Хаммураппи приказал высечь на камне над своими прославленными законами точно такую же группу? Там тоже бог протягивает царю жезл и верёвку, но на сей раз ни о каком строительстве храма нет и речи. Дело в том, что эти предметы имеют два значения: прямое и символическое. Символически веревка означает правильную меру, а жезл – прямое, справедливое поведение. Именно таков был дух законов Хаммураппи, и Урнамму, помимо ясного повеления строить, принимал от бога и это второе символическое значение орудий зодчего. Таким образом, в стеле были отражены все обязанности царя.

Леонард Вулли [B.156.1]

 

 
     
 

Prof. Alister E. McGrath, Historical Theologian, University of Oxford: «Вы можете понять, почему Наполеон так хотел обладать им (Копьём). Нет никаких сомнений, что Копьё рассматривали как предмет, придававший законность действий его владельцу».

Чтобы Наполеону не досталось священное Копьё и другие бесценные реликвии, жители Нюрнберга срочно вывезли их из города. В конце концов, они оказались в столице Священной Римской империи Вене. Хотя Копьё и не попало в руки Наполеона, сама империя не сохранилась. В 1806-м году отрёкся от престола последний император Священной Римской империи. Священное Копьё хранилось в столице Австрии Вене до 1938-го года, когда его решил заполучить новый завоеватель. Это был Адольф Гитлер. Нацистов всегда восхищало всё оккультное, и они обожали зрелища, прославлявшие мифы о превосходстве арийской расы. Подобно всем тиранам, они придавали огромное значение внешнему блеску власти, поэтому когда Третий Рейх в 1938-м году захватил Австрию, они немедленно вывезли драгоценные реликвии Священной Римской империи, в том числе священное Копьё. Эти бесценные реликвии возвратились в место своего пребывания в Средние века, в город Нюрнберг, и там в обстановке невероятной торжественности их выставили на всеобщее обозрение.

Dr. Volker Schier, Musicologist: «Их охраняли эсесовцы в черных мундирах. Мы знаем, как высоко Гитлер ценил символику и регалии. Это создавало ощущение связи между Первым и Третьим Рейхом».

Prof. Alister E. McGrath: «Гитлер строил Третью Империю, но первой была Священная Римская империя, обладавшая Копьём, которое вдохновляло Карла Великого. Это обеспечило Гитлеру невероятное преимущество на пропагандистском фронте».

Prof. Alister E. McGrath: «Копьё – связь с крайне важным событием прошлого – с распятием Иисуса Христа. Но к тому же им обладали люди, двигавшие историю, формировавшие её. Именно поэтому оно имеет такое значение для многих людей. Это дает им возможность пережить великие события прошлого, ощутить свою причастность к ним». [T.12.XXX]

 

 
     
 

Момент истины для Цезаря наступил в Риме, и этот момент длился шесть месяцев. Он активно решал проблемы страны, боролся с бедностью, помогал бездомным. Так что ситуация улучшалась. Иммигранты получали гражданство, налоговая система была реформирована, и грабёж провинций прекратился. Но Цезарь продолжал рисковать. Он назначал на важные посты простых людей, и даже галлов, которые не владели латинским языком. Он увеличил количество сенаторов до девятисот. Он старался вознаградить друзей и ослабить оппонентов, особенно аристократов, и обеспечить себе большинство в Народном Собрании, для одобрения нужных ему законов. Теперь Сенат потерял всю свою независимость, и Цезарь стал диктатором.

Prof. Keith Hopkins, King's College, Cambridge: «Для нас это страшное слово, мы считаем, что диктатор – это тот, кто подавляет других, это тиран и душитель свободы. Но в Риме это слово вовсе не имело отрицательного смысла, просто таков был механизм преодоления чрезвычайной ситуации. Обычно Рим управлялся двумя аристократами, они избирались консулами сроком на один год, и должны были принимать вдвоём более сбалансированные решения. Но в чрезвычайных ситуациях, не очень часто, на шесть месяцев управление передавалось в руки одного диктатора, которому помогал заместитель. В случае Цезаря проблема заключалась в том, что он становился диктатором пять раз подряд».

Всего за несколько месяцев Цезарь ввёл множество законов, наиболее фундаментальные из которых играли важную роль в жизни Рима даже спустя несколько веков после смерти диктатора.

Prof. Edward H. Bispham, University of Oxford: «Цезарь был человеком, который возвёл коррупцию в ранг высокого искусства. И, как это ни парадоксально, именно он принял закон, направленный против политической коррупции. А затем его законотворчество коснулось регулирования дорожного движения, ремонта городских построек, городских судов, снабжения населения продуктами, демографической политики и ограничения роскоши».

В Риме Цезарь стал чеканить монеты и вводить их в оборот во всех провинциях. Это был первый пример единой государственной валюты. Вместе с греческим астрономом Созигеном, он создал Юлианский календарь, в основе которого лежал солнечный цикл, и год в котором делился на 365 дней. Этим календарём мы пользуемся и сегодня. В этом календаре впервые времена года стали приходиться на одни и те же месяцы. Седьмой месяц, когда родился сам Цезарь, получил его имя – Июль.

Prof. Edward H. Bispham: «Как заметил Цицерон, после реформ Солнце вставало тогда, когда этого желал Цезарь».

Prof. Valerio Massimo Manfredi, University of Bologna: «А в сердцах аристократов накапливался гнев. Новые законы велели им вернуть неправедно нажитое богатство обществу. И это гнев увеличивал число сторонников зловещего плана Кассия». [T.10.CXLI]

 

Юрий ПИВОВАРОВ, академик РАН, доктор политических наук, профессор, директор ИНИОН РАН: «Он будет играть тоже очень важную роль. Он подготовит свод законов. Сначала полное собрание законов, потом свод законов. Он соберёт все законы России, классифицирует их, поставит по хронологической последовательности. И опубликует сорок пять таких томов. А потом сделает из них выжимку – пятнадцать. Те, которые действуют. И с этого момента, это тысяча восемьсот тридцатый – тридцать третий год. И с этого момента Россия встанет на фундамент закона. С этого момента все законы будут известны. А раньше их не знали. И все законы будут делить: те, которые действуют, и те, которые не действовали. А для России это была проблема. Вот, например, «Дубровский», известное произведение Пушкина, на этом было построено. Когда там был спор Троекурова и отца Дубровского, на незнании законов, возможность и манипуляций законами. Сперанский ликвидировал эту ситуацию двусмысленную. Он создал ситуацию ясности, законности». [T.10.CI.15]

 

 
     
 

…репутация Фейнмана как коммуникатора науки распространялась по всему миру. В начале шестидесятых он начал выступать с публичными лекциями, которые показывали по телевидению.

Prof. Richard Phillips Feynman, Cornell University: «Я расскажу вам, как мы ищем новые законы. Вообще делаем мы это следующим образом: сначала мы угадываем (не смейтесь, это правда). Затем мы просчитываем следствия догадки – если она не согласуется с экспериментом, – она неверна. В этом простом утверждении скрыт ключ к науке: не имеет значения, насколько красиво ваше предположение, насколько вы умны, и кто сделал эту догадку, или как его зовут – если она не согласуется с экспериментом, она неверна – вот и всё».

«Калтех» (Caltech / California Institute of Technology) предложил ему переписать учебники по физике для студентов. Его новый курс, охватывающий всю историю физики, стал известен под названием «Фейнмановские лекции». [T.25.XVII]

*

Физики это просто юристы, которые сначала пишут законы природы, а потом начинают искать в них лазейки.

В. ПЕЛЕВИН [B.51.8]

*

– Мне трудно говорить с полной уверенностью, – сказала она, – поскольку это был ответ не на мой вопрос, а на твой. Но я думаю, общий смысл в том… Как бы это выразить… В том, что всё в мире ходит по своим маршрутам и выполняет свою функцию. После того, как мир создан, Бог может появляться в нем только как один из его гостей. А все гости живут по одним и тем же законам. И у всех есть проблемы.

В. ПЕЛЕВИН [B.51.22]

 

Галина ЕРШОВА, доктор исторических наук: «…и далее происходит очень любопытная вещь: то, что делает Морган, описывая индейцев, восхищает Энгельса. Энгельс, – естественно, что он не восхищается его антропологическим или этнографическим, как бы сказали, описанием, – Энгельс обнаруживает, что, на самом деле, народы, находящиеся в изолированном состоянии развития, тем не менее, проходят абсолютно одни и те же пути. То есть ничего нового никто никогда не изобретает. И, вот, обнаружение вот этих единых схем создания и развития общества в Старом Свете и в Новом Свете, приводит Энгельса к мысли о том, что вообще в историческом процессе, и там, в цивилизационном процессе, есть законы, – законы, которые действуют. И, на самом деле, именно эта идея, то, что существуют законы, и если мы познаем эти законы, то мы можем преобразовать общество, она приводит в восторг всё, вот там, научное, околонаучное и просто, вот, образованное сообщество XIX-го века, и переход всё это ещё и на XX-й век». [T.10.CI.44]

**

 
     
 

**

Но иногда учёные слишком нетерпеливы в установлении законов. Ведь закон подмечает что-то устойчивое, что-то незыблемое, всегда повторяющееся в природе. Если какое-либо явление не повторяется, противоречит правилу, то здесь иногда рано говорить об открытии закона. В связи с этим учёные разработали своеобразную иерархию. Есть такой термин – статистический закон, когда какая-то часть процессов закономерно повторяется, а какая-то часть нет. Если строгой закономерности нет, то говорят не о законе, а о теории или о принципе. Если оснований недостаточно для теории или научного принципа, тогда речь идёт о гипотезе, причём она иногда стоит где-то в одном ряду с научной фантастикой, с более или менее обоснованным предположением.

Проф. А.А. Малахов. Доктор геолого-минералогических наук [B.165.6]

 

Антон БИРЮКОВ, кандидат физико-математических наук, институт имени П.К. Штернберга: «…чем постулат отличается от физического закона. Отличие в степени универсальности. Закон всемирного тяготения, который сформулировал Ньютон и Гук ещё в семнадцатом веке – это закон, и это формула – она имеет некую ограниченную применимость: она работает только в пределе «слабого поля». У чёрной дыры эта формула уже не работает. Но, тем не менее, это закон.

Постулат, как, например, постулат инвариантности скорости света, независимости скорости света от выбранной системы отсчёта – это утверждение тоже экспериментально проверяемое, что важно, в отличие от аксиомы, которую бессмысленно пытаться проверить экспериментально, потому что это именно аксиома. Вот постулат можно экспериментально проверить, но он претендует на большую универсальность: он применим всегда и везде». [P.125.527]

 

 
     
 

Любителям математики известно, как трудно доказывать само собой разумеющиеся вещи. Мы воспринимаем как совершенно естественный тот факт, что законы физики совершенно одинаковы в Москве, Калуге и Лос-Анджелесе. Это тривиальное положение можно сформулировать более научно. Природа, точнее её законы, обладает одним из видов симметрии – однородностью пространства: все точки пространства равноправны.

Но в пространстве взаимозаменяемы не только отдельные точки, но и коллективы точек – целые направления. Другими словами, если бы вдруг вся вселенная со всеми неисчислимыми звёздными мирами плавно повернулась бы на какой-то угол, законы природы ни на йоту не изменились бы. Такое равноправие направлений, или, как говорят учёные, изотропность пространства, тоже вид симметрии. Законы природы симметричны не только относительно пространства, но и относительно времени.

В природе, как и у людей, существует два типа законов. Один тип похож на инструкцию. Он говорит, что должно происходить при определённых обстоятельствах. Например, закон Ома утверждает, что при таком-то напряжении и таком-то сопротивлении проводника сила идущего по нему электрического тока будет равна частному от деления первого на второе. Ответ единственный. Второй тип законов – так называемые законы сохранения – напоминает уголовный кодекс. Они описывают, чего не должно быть. Остальное на ваше усмотрение. Например, закон сохранения материи и энергии утверждает, что при любом процессе эти величины должны сохраниться, а как это будет осуществляться, для самого закона вроде бы неважно.

В 1915 году немецкий математик Эми Нётер чисто математически доказала, что все законы сохранения связаны с симметриями природы. На равноправии места (однородность пространства) покоится закон сохранения импульса. На равноправии направлений (изотропность пространства) – законы сохранения момента количества движения. На равноправии времени – закон сохранения материи и энергии. Это было выдающееся открытие. К слову сказать, его автор была первой женщиной, избранной в сенат Геттингенского университета…

Законов сохранения не так уж много. И это естественно. Ведь природа, по всей видимости, обладает не столь уж значительным количеством симметрии. Однако, как полагают физики, эти несколько законов, подобно аксиомам геометрии, послужат такой основой, на которой все остальные законы будут покоиться, как теоремы. Сначала это казалось сомнительным, ведь законы сохранения не предписывают определённого поведения, и поэтому природе предоставлен слишком большой выбор в действиях. Можно было предположить, что одно и то же явление сможет протекать то так, то этак. Однако выяснилось, что немногие запреты, созданные законами сохранения, образуют такую перекрёстную сеть ограничений, что у природы чаще всего остаётся только один путь.

Р. ЩЕРБАКОВ [A.461]

 

 
     
 

Значительные последствия имел уход в вавилонский плен иудеев и разрушение ветхозаветного храма, только что торжественно объявленного единым законным местом культа единого истинного бога. Не успело пройти половины столетия с памятного 621 г., когда старания пророков достигли результата, произведена реформа в строго монотеистическом духе, в основу жизни положен закон, упорядочен культ. Все ждали обновления, милости божией и едва ли не всемирного господства Израиля, Вместо этого произошла катастрофа, и реформа была даже её косвенной причиной. Народу, ещё не окрепшему в чистом монотеизме, ещё не отставшему от обычных на Востоке представлений о тесной связи местного божества с народом и его историей, о локальности божеств и их различном могуществе, грозила серьёзная опасность. Но ещё Амос, предвещая плен Израиля, говорил и о возвращении, а также называл Иегову богом не одних евреев…

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

Афина также становится защитницей государства – гарантом справедливости законов и их правильного исполнения. Но она быстро понимает, что без процветания одних законов мало, поэтому, чтобы обеспечить благосостояние людей, она дарит им плуги ярмо для скота. Она также учит их числам. Женщин она учит готовить, прясть и ткать. Благодаря ей возникает и судостроение: работа по дереву, шлифовка досок, регулировка различных элементов конструкции. Она руководит строительством Арго – самого большого корабля в истории, на котором Ясон и его товарищи поплывут за Золотым руном. [T.10.DCII.9]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…ты должен соблюдать два закона – закон природы, и закон человеческий (jus gentium), если он соответствует закону природы, если он является развитием законов природы. Особенно у римских стоиков, которые жили в правовом обществе римского права: вообще римское право на этом построено.

В стоицизме Римская империя обрела свою душу, потому что душа страны – это её законы. А её законы коренятся через стоиков в Боге». [P.125.119]

 

 
     
 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…у пророка буду ждать откровения: священники, и старцы ничего не смогут сказать. Наверное, в такой чрезвычайной ситуации институты перестают работать. Священник и старец – это институт. Есть священство при храме; старцы – это традиционное общество, там аксакалы сидят на скамеечке на площади, или у ворот скорее, в древней израильской какой-то общине. И там к ним за советом обращаются, за наставлением. Вот им ничего не удастся сказать, потому что институты традиционные работают тогда, когда всё идет по писаному или неписаному закону, когда всё как всегда. А пророк – это кризисный такой вариант. Вот когда всё разваливается, пророк единственный, кто может передать какую-то весть. Оказывается, вот ещё он для чего». [P.125.266]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ