ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН VII. Spiritus dominat formam; Victoria; Jus Proprietatis; Curriculum Hermetis (Колесница Гермеса); le Chariot; Иероглиф (Стрела в прямолинейном полёте). |
||||||
le Chariot (Кочевники – оседлые) |
||||||
bīgae, ārum и bīga, ae f [bis + jugum] парная запряжка (лошадей — roseae Aurorae bigae V, или волов — bigae cornutae Vr); колесница (телега), запряжённая парою (jungere bigas PM). [B.32]
agāso, ōnis m [ago] конюх, ездовой Pl, L etc.: a. mulorum Ар погонщик мулов (ослов) (у Н и Pers — презр.-бранное слово). [B.32]
σημάντωρ, ορος ὁ 1) предводитель, начальник (sc. Δαναῶν Hom.; ἐθνέων Her.); 2) руководитель, управитель (ἐνὶ οἴκῳ Hom.); 3) возница: ἵππω δευέσθην σημάντορος Hom. у коней не было возницы; 4) пастух (sc. ὀίων Hom.); 5) вестник Soph. [B.169]
ἀνά-βᾰσις, поэт. тж. ἄμβᾰσις, εως ἡ 1) восхождение (на гору), подъём…; 2) посадка (на лошадь) Xen.; 3) собир. всадники: ἄμβασις ἵππων Soph. конница; 4) движение вглубь страны (у Xen. - поход Кира Младшего против его брата Артаксеркса Мнемона); 5) дорога вверх, подъём, тж. подступ…; 6) ступень(ка): αἱ ἀναβάσεις Plut. лестница. [B.169] ἀνα-βάτης, поэт. ἀμβάτης, ου ὁ 1) седок, всадник Xen., Plat., Plut.; 2) взобравшийся наверх, сидящий на дереве (θήρ Eur.). [B.169]
( פָּרָש ) [pārāš] всадник [B.18]
|
||||||
…хаосу жизни оседлые противопоставили уверенность, организацию, стабильность. И хотя кочевник предпочитает приключения повседневному труду, дисциплине и рутине, надёжность оседлой жизни – слишком большое искушение. Кочевник приспосабливается к обстановке, оседлый приспосабливает её к своим нуждам. Скоро большинство кочевников перейдёт к оседлой жизни, не устояв перед её удобством и безопасностью. Но они оставят в наших генах жажду свободы и страсть к открыванию нового. Оседлость глубоко изменит поведение людей, раскрутив спираль изобретений и новшеств, которые уже никогда не кончатся…[T.10.CLXXII]
Наталья ФЁДОРОВА, кандидат исторических наук, заместитель директора по науке музейно-выставочного комплекса им. И.С. Шемановского: «Кочевники всегда исконно считали население оседлое, неважно, русское, нерусское, своей законной добычей. И чаще, изначально, сталкивались как раз с кочевниками. И как раз кочевники, самоеды, они покорились гораздо позже, опять же в силу того, что его просто труднее. Вот он вырезал, разбил там какой-то коч, который выбросили на берег, он вырезал его команду, и откочевал на север полуострова Гданы. Иди его там ищи. Надо сказать, что еще в 20-е годы население, кочевавшие в тундре, имело очень относительное представление о России, в уж о том, что там какая-то Октябрьская революция произошла – и вовсе». (Гыданьский полуостров) [T.10.VII.4] ** |
||||||
** …жители Эль-Обейда должны были спуститься в долину с Эламских гор на востоке. Вполне естественно, что высыхающие болотистые низины с их плодородной почвой должны были привлечь соседние племена. Но выгоды земледелия вряд ли могли соблазнить кочевников западной пустыни, а потому первые пришельцы явились в долину либо с севера, либо с востока. Леонард Вулли [B.156.1]
Во времена палеолита люди жили в пещерах или под навесами скал в предгорьях, где они могли охотиться на дичь, и следы их обитания не столь легко обнаруживаются, как следы обитателей болотистых низин. Но когда человек приручил животных и освоил земледелие, он покинул гористые местности ради плодородных равнин, и строительство жилищ явилось естественным следствием оседлого образа жизни земледельцев. Уже в эпоху неолита богатая, хорошо обеспеченная водой равнина Амук должна была привлечь поселенцев, и многие холмы на равнине, по-видимому, восходят к этому весьма раннему периоду развития общества. На одном из этих холмов была найдена замечательная статуэтка из полированного камня – «мать-богиня» такого же типа, какой можно встретить при раскопках поселений каменного века во многих частях Европы. Но Телль-эш-Шейх – позднее поселение, относящееся к самому концу эпохи неолита. Насколько можно судить (мы раскопали лишь небольшой участок), это была скромная, можно сказать бедная, деревня, в развалинах которой мы обнаружили лишь грубые каменные орудия… * Идри-ми правил уже 30 лет, когда он распорядился вырезать надпись на своей статуе, а поводом для этого явилась передача власти сыну Адад-нирари. Правление, начавшееся столь плачевно, в общем, по крайней мере внешне, оказалось достаточно успешным; войн, кроме удачного набега на хеттские гавани, больше не было, так как благодаря миру между Египтом и Митанни у вассалов Шутарны не стало врагов. Главное дело, которое царь Алалаха мог поставить себе в заслугу, – это заселение ряда районов сутиями – кочевыми племенами, которые были, неустойчивым элементом в его царстве. Может быть, это был знак благодарности, так как какое-то из этих племён приютило его в период изгнания, а может быть, политическая дальновидность, так как от осевшего на землю народа в государстве больше пользы, чем от раскинувших шатры кочевников, хватающих свои пожитки и исчезающих при первых признаках опасности. «Так,– говорит он,– я основал мою страну». Он строил крепости традиционного типа и добросовестно исполнял все религиозные обряды. Наконец, Идри-ми или отказался от власти в пользу своего сына Адад-нирари, или сделал юношу соправителем… Леонард Вулли [B.156.2]
|
||||||
…всё это указывает на древнее развитие аравийских культур, более раннее, чем позволяют заключить сохранившиеся надписи. Религия имела сходство с вавилонской, но отличалась большей простотой. Главным божеством был бог Луны, носивший разные названия у различных племён: вавилонское «Син» у Хадрамотитов, Амм («дядя») – у Катабанцев, «Вадд» («друг») – у Минеев, Хаубас – у Савеев; кроме того почитался бог Солнца (Шамс) и бог утренней звезды – Атар, соответствующий вавилонской богине Истар и ханаанской Астарте. Преобладание лунного божества указывает на первоначальный кочевой характер народа, занимавшегося скотоводством. Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]
…понятия «христианизация» и «феодализация» применимы только к оседлому населению с атрибутами государственности – такими как легитимная власть, писаное право, государственная религия, чиновники, суды, наёмная армия, валюта. Важнейшим атрибутом государственности (и наиболее очевидным её показателем) служит письменность. Без неё невозможны ни торговля, ни религия, ни канцелярия, ни дипломатия, ни пропаганда. А на Северном Кавказе, когда там началось строительство христианских храмов, все народы были ещё бесписьменными и не обладали атрибутами государственности. Государства у пастушеских племён и не могло быть, так как, повторяю, государство – это «роскошь» оседлых людей. Здесь же в течение тысячелетий происходило «великое переселение народов». Большая часть населения, занимаясь скотоводством, вела полукочевой образ жизни. Осколками разлетались вверх по ущельям различные племена и народы, когда по степи проносилась очередная волна агрессивных кочевников. Многие народы исчезли, так и не попав в поле зрения просвещённых соседей. Миссионерская деятельность в таких условиях бессмысленна. В. КУЗЬМИН [A.258]
На склонах Масличной горы раскинулся Гефсиманский сад. С этой сторон тридцати трёхлетний Иисус въехал в город на осле. Христос пришёл в Иерусалим, чтобы поведать людям о новом Законе – Земном и Небесном. Он должен был противостоять тогдашним политическим и религиозным устоям или обречь своё учение на полное забвение, как это было со многими проповедниками и пророками его дней. Dr. Claire Pfann, M.A., Graduate Theological Union, Chair, Division of New Testament and Early Christianity, University of the Holy Land: «Он въехал на осле, окружённый несколькими десятками последователей, бросавших Ему под ноги одежды, размахивавших пальмовыми ветвями и провозглашавших его сыном Давида, – очень смелое заявление. Однако Иисус сознательно решил въехать в город на осле. В одной из книг Ветхого Завета, Пророка Захарии, сказано, что осёл – символ смирения, а отнюдь не войны или бунта: Иисус пришёл не как политическая фигура, а как реформатор веры…» [T.10.CXXXVI]
…в Библии часто упоминаются домашние ослы. Но также говорится и об их диких предках, которые бродили в тех краях. «По горам ищет себе пищи и гоняется за всякою зеленью». В тексте отдаётся должное выносливости ослов. От диких особей произошли такие же выносливые, но более управляемые домашние животные. В Библии ослы упоминаются более восьмидесяти раз. Это не удивительно, ведь прежде они занимали важное место в жизни людей: ведь они служили транспортом. Все ездили на ослах, в том числе и многие библейские персонажи – от Марии до Моисея. Когда Иисус въехал в Иерусалим, он был не на коне – животном войны – он выбрал покорного осла, чтобы показать, что пришёл с миром. В те времена уже приручили и лошадей, но они принадлежали элите – царям и воинам. Кони упоминаются в Библии около ста пятидесяти раз. Израильтянам запрещалось владеть лошадьми: им предписывалось верить в Господа, а не в армию. Лошадьми, как и сейчас, восхищались. [T.36.I]
Гана. Фигурка вождя на ослике (а не на лошади). «Вождю не надо никуда спешить – ему надо думать» [T.3.X]
|
||||||
Что же подразумевалось под греховной жизнью, вызвавшей гнев Господен? В Библии ничего толком об этом не говорится. Понятие греха появляется в истории в тот момент, когда Лот приходит в город. Dr. Robert R. Cargill, Archaeologist, UCLA: «В древнееврейской Библии содержится указание на конфликт культур – столкновение между городским и кочевым укладом. Города в древнееврейской библии – обители греха. Там предпочтителен кочевой образ жизни, когда человек в поисках пропитания целиком зависит от Воли Божьей». В городе, где появляется Лот, нет места праведному пастырю стад: по Библии Содом погряз в грехе. Dr. Robert R. Cargill: «В Библии не сказано точно о Содомском грехе, упомянуто только, что город был греховным. Есть только весьма интригующие намеки. В главах 18-й и 19-й Книги Бытия рассказывается о Странниках, пришедших к Лоту. Пока они гостят в доме Лота, к тому приходят горожане. Которые хотят «познать» этих мужчин, то есть заняться с ними сексом». Значит ли это, что Содомский грех – гомосексуализм? Последующие поколения были настолько уверены в этом, что любой противоестественный половой акт называли содомией. На деле в Библии нигде нет прямого указания на то, что Содомский грех был сексуального характера. Предполагают, что суть проблемы гораздо проще: просто жители Содома враждебно относились к чужакам. Когда к Лоту приходят странники, сказано в Библии, жители Содома обходятся с ними неприветливо. Rabbi Bradley Shavit Artson, American Jewish University: «Грех Содома и Гоморры – отсутствие гостеприимства. Жители его не хотят делиться, заботиться о странниках, что по Библии является одной из черт Праведника». Древние иудеи были кочевниками, высоко ценившими желание делиться с другими странствующими в пустыне. Кочевники-скотоводы были поражены эгоизмом городских жителей. Но города были новым, непривычным явлением для эпохи, которую историки называют Бронзовым веком. Бронзовый век начался примерно за три тысячи лет до нашей эры. В этот период человек начал возделывать землю, впервые были созданы металлические изделия из меди и бронзы. То есть появилась цивилизация в том виде, который нам известен. [T.12.XXI.2]
…говорилось о Вавилоне как о крупном торгово-ремесленном центре. Но древнее ремесло ещё не достигло той ступени развития, на которой происходит общественное разделение труда между городом и деревней. Такое разделение труда возникло лишь в начале средних веков, в эпоху становления феодализма. Древний город отличался от деревни не экономически, а политически. В древних языках даже нет слов, которые соответствовали бы современным понятиям «город» и «деревня». Ассиро-вавилонское слово alu значило «селение» вообще, будь то Вавилон, или хутор с десятком жителей, или временная стоянка кочевников. Под городом древние понимали центральное поселение коллектива граждан (греч. πολιζ, лат. civitas), обладающего политическим самоуправлением и земельной территорией (вавил. seru, греч. χωρα). Такое поселение по-вавилонски называлось mahazu, по-гречески αστυ, по-латински urbs. Деревней же (вавил. kapru, греч. εωρα, лат. rus) именовали мелкое селение на городской территории, подчиненное городу политически, в котором постоянно или временно жили граждане и подвластные им люди, занимавшиеся обработкой земли. Экономическую основу древнего города составляло землевладение. Понятия «гражданин» и «землевладелец» были неотделимы друг от друга. Город не мыслился без сельскохозяйственной территории, составлявшей собственность гражданского коллектива. Город обладал политическим самоуправлением и являлся в то же время государством. Как правило, он был окружен стенами и имел храм божества, которое было воплощением единства гражданского коллектива и его государственности, палладием города. Виталий БЕЛЯВСКИЙ [B.145]
|
||||||
Кимвры уйдут из Борремозе (поселение кимвров, Дания, Северная Ютландия) и пройдут больше семи тысяч километров на юг. Это означает, что за свои четырнадцать лет она пережила двенадцать голодных зим. Все кимвры жили точно также как девочка из Виндебю. Каждая зима приносила им голод и лишения. Лошади были только у предводителей. Немногочисленные повозки со всем скарбом тянули волы. Они были сильными, но шли очень медленно. Растянувшись на 20 – 30 километров обоз кимвров и тевтонов шёл к заветной цели. Они бежали от голода, нужды и лишений. Но чем питались беженцы во время своего похода? Они же были крестьянами и пастухами, а не кочевниками. Чтобы выжить, эти люди, покинувшие свою страну в поисках лучшей жизни, нередко грабили более слабых противников, встречавшихся на их пути. Они были крайне жестокими, поэтому их все боялись. Кимвры знали только одно право – право сильнейшеого: то, что им не хотели отдавать, они забирали силой. Кимвры заслужили себе славу кочевных разбойников. Вскоре слово «кимвр» стало означать «разбойник». Германцы были врагами германцев. Они воевали друг против друга и забирали всё, что можно было забрать. Происхождение, близость по крови и принадлежность к одной расе были для них пустым звуком. Враги быстро становились союзниками, а друзья – врагами. Когда голод становился невыносимы, приходилось отправляться на поиски добычи. Во времена античности не было правил ведения войн. Война всегда означала грабёж, разбой, порабощение. Так делали все. Так же как римляне, кимвры не остановились ни перед кем и ни перед чем. Римский историк Таций писал: «Они не понимали, зачем нужно работать до седьмого пота, если можно пролить чужую кровь и взять то, что нужно». Жизнь воинов-охотников стала для кимвров и тевтонов их второй натурой. По пути к ним присоединялись другие племена и общины, которые тоже становились кимврами. Во время «Переселения народов» это случалось довольно часто. И им было всё равно, откуда человек, какой он крови и расы. Германское «фольк» – «народ», происходит от слова «фолькт» – «следует». Обоз воинов следует своим путём. От Дуная кимвры двинулись дальше. Но куда? Как они нашли правильный путь? Тогда не было ни карт, ни компаса. Германцы не умели ориентироваться по звёздам. Наверное, кимврам помогали их разведчики и торговцы: они рассказывали, где и чем можно поживиться. Если германцы не знали, что делать дальше, куда идти, то по их древней традиции всё решал Оракул. Говорят, что дорогу указывали камень и свежая кровь пленённых. [T.10.XCIX.2]
Десятки тысяч человек пересекали границу. Как легионеры, они получали так называемую «зелёную карту», многие были даже гражданами империи, у которых было право на купальни, хлеб и зрелища, пенсию и надгробный памятник «на века». Почему целые народы ушли со своих исконных земель? Их потянули на это нужда, неплодородные земли или перенаселённость. Есть много объяснений, но и вдали от своей исторической родины люди искали лучшей жизни. Человек не наследует генетическую предрасположенность к оседлой жизни: корни есть только у деревьев и цветов, у людей – ноги. «Ты не должен сидеть на одном месте». Во времена античности это больше всего подходило готам. У них не было своего очага, дома, кроме того, где они могли отдохнуть лишь один день. У кочующих племён никогда не было ничего лишнего. Они с трудом сводили концы с концами. Люди ели то, что могли добыть. Они убивали зверя и тут же его съедали. То, чего им не хватало, они воровали, где только могли. Они, как и кочевники, жили в основном скотоводством. Они были похожи на кочевников ещё и потому, что весь свой скарб грузили на повозки и переезжали туда, где им больше нравилось. [T.10.XCIX.3]
|
||||||
Они пришли с севера из Скандинавии, чтобы найти себе новую родину, которая могла их прокормить. В конце концов, они добрались до Чёрного моря и основали здесь своё царство готов. В 375-м году после Рождества Христова, обращённые в бегство гуннами, эти германские племена хлынули как лава из Этны на земли Римской империи. Гонимые голодом, вестготы опустошали римские провинции. Постепенно они начали оседать на землях мировой империи. Их короля звали Аларих. Вскоре имя Алариха прочно запечатлелось в коллективной памяти империи. Он был первопроходцем, который возглавил вестготов в их походах. Их остановками были Италия, Галлия и, наконец, Иберийский полуостров. …осадил Рим. 24 августа 410-го года наступил перелом. Голод и болезни парализовали окружённый готами город. То, что в течение восьмисот лет после нападения галлов не удавалось ни одному врагу, сделал Аларих, – он вступил в «Вечный город». «Рим взят», – это ужасное сообщение обращало людей в панику. Может быть, это языческие боги мстили за измену прежней религии. «На что годятся могилы апостолов?» – спрашивали себя христиане. Августин в своём труде «О граде Божьем» пытался утешить верующих. Три дня и три ночи вестготы грабили город. То, что при этом они пощадили христианские церкви, их современники зачли в их пользу. Им в руки попали храмовые сокровища из Иерусалима. Император Тит забрал эти трофеи во время Иудейской войны. Спустя столетия они еще принадлежали вестготской короне. Аларих был на вершине власти. Теперь его целью была Северная Африка, – житница империи. По поручению Рима вестготы должны были освободить Испанию от внутренних и внешних врагов. Благодаря этому подвластная им территория распространилась и по другую сторону Пиренеев. Позднее франки вытеснили вестготов из Галлии. В 507-м году произошла битва при Пуатье, вестготы были побеждены. Это означало конец Тулузского королевства. Франки завоевали земли до Пиренеев. При этом была захвачена часть королевских сокровищ вестготов. Эпидемия чумы, голод, а также борьба за трон и коррупция в армии привели к ослаблению изолированного королевства вестготов. Уже в 672 году на Испанских берегах высалились враги, которые нанесли ослабевшему королевству последний удар. С именем Аллаха арабские конные армии захватили Испанию. Под предводительством Тарика в 711-м году они победили последнего вестготского короля при Херес де-ла Фронтера. Для Толедского королевства пробил последний час. Жители метрополии спасались бегством. Архиепископ бежал в Рим. Даже некогда захваченный в Риме трон Соломона из сокровищ Иерусалимского Храма попал в руки арабов. [T.10.XCIII]
|
||||||