ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН VII. Spiritus dominat formam; Victoria; Jus Proprietatis; Curriculum Hermetis (Колесница Гермеса); le Chariot; Иероглиф (Стрела в прямолинейном полёте). |
||||||
Иероглиф (Стрела в прямолинейном полёте) |
||||||
Стрѣла sagitta; telum (всякое метательное орудiе); missile; какъ с. (такъ скоро) missi tormenti modo; velocissime; incredibili celeritate; туча стртѣлъ ingens vis или velut nubes sagittarum, telorum; пускать стрелу см. пускать 2; громовая с. см. громовой. [B.39]
( חֵץ ) [ḥēṣ] стрела [B.18]
|
||||||
sagitta, ae f 1) стрела (sagittam impellere nervo O); 2) ланцет Veg; 3) стреловидный кончик молодого побега Col, PM; 4) созвездие Стрелы С, РМ. [B.32]
I sagittārius, a, um [sagitta] пригодный для изготовления стрел (calamus PM). [B.32] II sagittārius, ī m [sagitta] 1) стрелок, стрелец С, Cs, QC etc.; 2) мастер, изготовляющий стрелы Dig; 3) (= arcitĕnens) созвездие Стрельца С, РМ, Pt. [B.32]
sagita, ae f Pl (v.l.) — sagitta. [B.32]
|
||||||
tēlum, ī n [одного корня с tendo] 1) метательное оружие, метательный снаряд (копьё, дротик, стрела) (tela mittěre Cs или conjicere С): telorum nubes L туча копий; 2) (рубящее или колющее) оружие рукопашного боя (меч, секира, нож, рог животного): arma et tela Sl оружие оборонительное и наступательное; 3) средство, орудие (ad res gerendas С): necessitas, quae ultimum ас maximum t. est L необходимость, которая является последним и самым могущественным оружием; 4) М etc. = membrum virile. [B.32]
I Chalybs, ybis m Халиб, река в Кельтиберии (вода которой считалась особенно пригодной для закалки стали) Just. [B.32] II chalybs, ybis m (греч.) 1) сталь, булат (chalybe durior Prp): ch. vulnificus V ранящая сталь (т.е. стрела, копьё); 2) стальное изделие (меч, удила и пр.): ch. strictus SenT обнажённый меч. [B.32]
|
||||||
missile, is n [missilis] преим. pl. 1) метательный снаряд (копьё, стрела и пр.) (missilibus pugnare L); 2) pl. missilia или res missĭles Su мелкие подарки, бросавшиеся императором в толпу; перен. подачки (missilia Fortunae Sen). [B.32]
dōnāticus, a, um [dono] преподносимый в виде подарка: hasta donatica Cato копьё, которое выдавалось солдатам в виде боевой награды. [B.32]
abiēs, etis f (поэт. тж. abjes) 1) ель Enn, Vr etc.: secta а. (тж. pl.) V, L еловые доски или брёвна, тёс; 2) поэт. предмет из елового дерева: корабль V, Pt; писчая дощечка Рl; копьё V. [B.32]
aclys (aclis), ydis f (греч. ankylis) аклида, дротик, короткое метательное копьё (с ремешком, за который оно после броска оттягивалось обратно) V, VF etc. [B.32]
cuspis, idis f 1) острый конец, кончик, остриё (hastae Just; jaculi О); 2) жало (scorpionis О; apis PM); 3) копьё, дротик (cuspidem quatere L): c. triplex О трезубец (Нептуна); 4) вертел М. [B.32]
spīca, ae f 1) (у злаков) колос (spicas desecare L); 2) (у других растений) колосовидный кончик или пучок (nardi Veg); 3) самая яркая звезда в созвездии Девы Col; 4) треугольный кирпич или плитка (для кладки в форме колоса) Vtr; 5) стрела или дротик Lcr. [B.32]
αἰχμή, дор. αἰχμά ἡ 1) наконечник или остриё копья (ἔγχεος, δουρός Hom.; λόγχης Eur., Her.); 2) копьё Hom., Her., Xen.: αἰ. ἡ Ποσειδῶνος Aesch. копьё, т.е. трезубец Посидона; 3) стрела (τοξουλκὸς αἰ. Aesch.); 4) отряд копейщиков Pind.: ἥξω πολλὴν λαβὼν αἰχμήν Eur. я приеду с многочисленным отрядом копейщиков; 5) война, сражение, бой (πρὸς τοὺς Λακεδαιμονίους Her.): κακὸς πρὸς αἰχμήν Soph. трусливый в бою; θηρῶν αἰ. Eur. бой со зверями; 6) воинственность (Ἀμφιτρύωνος Pind.); 7) власть, господство (γυναικός Aesch.). [B.169]
ἀκίς, ίδος ἡ 1) остриё, наконечник (βέλους Plut.; ἀγκίστρου Anth.); 2) стрела, дротик Arph. (перен. πόθων ἀκίδες Anth.); 3) мор. нос, клюв (τῆς τριήρους Diod.). [B.169]
βέλος, εος τό 1) метательный снаряд (копьё, дротик, стрела, каменная глыба и т.п.): ἐκ (ὑπὲκ) βελέων Hom., ἔξω βελῶν Xen., ἐκτὸς βέλους Luc. вне досягаемости метательных снарядов; ἐντὸς βέλους Diod. в пределах досягаемости снарядов; μαλθακὸν ὀμμάτων β. Aesch. нежный взгляд; β. Εἰλειθυίη Hom., Theocr. родовые муки; δύσομβρα βέλη Soph. грозовые ливни; θυμοῦ βέλη Soph. угрызения совести; β. φίλοικτον Aesch. жалобный взгляд; ἱμέρου βέλει τεθάλφθαι Aesch. возгореться страстью; 2) молния (Διὸς βέλεα Pind.; πυρπνόον Aesch.); 3) меч Soph., Eur., Arph.; 4) жало (σκορπίου Aesch.). [B.169]
γαῖσος ὁ метательное копьё (у карфагенян и кельтов) Polyb., Diod. [B.169] γλῠφίς, ίδος ἡ 1) зарубка, паз (в основании стрелы для прикладывания к тетиве) Hom., Her.; 2) стрела (πτερωταὶ γλυφίδες Eur.); 3) Anth. = γλύφανος καλάμου. [B.169] γλωχίς или γλωχίν, ῖνος (ῑ) ἡ 1) кончик (sc. ζυγοδέσμου Hom.; σιδήρου Anth.); 2) стрела (πικρὰ γ. Soph.). [B.169]
δι-οϊστεύω 1) пускать стрелу (на)сквозь, простреливать (διοϊστεῦσαι σιδήρου Hom.); 2) достигать стрелой: διοϊστεύσειας Hom. ты мог бы достать стрелой, т.е. не дальше полёта стрелы. [B.169] δοράτιον, ион. δουράτιον (ᾰ) τό небольшое метательное копьё, дротик Her., Thuc., Luc., Plut. [B.169] δόρυ, δόρατος, эп.-ион. δούρατος и δουρός, поэт. δορός τό (dat. δόρατι, δούρατι, δουρί, δορί и δόρει; dual. δοῦρε; pl.: nom. δόρατα, δούρατα, δοῦρα и δόρη, gen. δοράτων и δούρων, dat. δόρασι, δούρασι и δούρεσσι) 1) дерево…; 2) брус, балка, доска или древесина…; 3) судно, корабль…; 4) шест, древко…; 5) (царский) жезл, скипетр…; 6) копьё…; 7) бой, сражение, тж. войн…; 8) вооружённые силы, войско…[B.169]
ἐγχείη ἡ 1) копьё Hom.; 2) владение копьём (ἐγχείῃ καίνυσθαι Hom.). [B.169]
τόξευμα, ατος τό 1) пущенная стрела Her., Soph. etc.: καρδίας τοξεύματα βέβαια Soph. стрелы, пущенные прямо в сердце; ὄμματος τ. Aesch. взгляд; 2) расстояние полёта стрелы (выстрела): εἰς τ. ἐξικνεῖσθαι Xen. подойти на расстояние выстрела; ἐντὸς (ἔξω) τοξεύματος Xen., Thuc. в пределах (вне) досягаемости стрел; 3) собир. отряд лучников Her., Plut. [B.169]
|
||||||
Четырёхтысячелетнее захоронение относится к загадочному «Периоду Чаш». В самых богатых захоронениях было по два горшка или чаши, а у этого же человека было найдено пять. Поскольку исследовалась каждая находка, археологи всё больше убеждались в том, что всё не совсем, так как кажется на первый взгляд. Захоронение богатого лучника может иметь совсем иное значение, ведь у лучника отсутствует лук, не смотря на род его занятий. Jacqueline I. McKinley, osteoarchaeologist, Wessex Archaeology: «Использование образа лучника служило опознавательным знаком для тех, кого хоронили. Это могло означать, что этот человек был воином, или успешным охотником, или всё вместе, чего мы попросту не можем знать». Dr. Andrew Fitzpatrick, Wessex Archaeology: «Важно то, что у человека были эти вещи и он мог их показывать. И было совершенно неважно, мог или не мог он попасть в дверь сарая, если в бронзовом веке существовали сараи, с расстояния в сто метров. Вся важность заключается в том, чтобы их иметь, а не пользоваться ими». Так откуда же у него столь исключительный статус? Ответ на этот вопрос может дать маленькая вещица, которую находят в захоронениях крайне редко. Четыре тысячи лет назад, тот кто владел этим обладал могуществом превращать камни в нечто очень дорогое. Это камень который использовался для обработки золота и меди. Dr. Andrew Fitzpatrick, Wessex Archaeology: «Догадка о том что этот человек работал с металлам основывается на этой находке, этом небольшом чёрном камне, который мог использоваться и в качестве маленькой наковальни или мог являться инструментом для обработки мягких металлов, таких как золото или медь. Такие находки крайне редки в Британии, да и в Европе тоже. Так что этот камень, найденный в захоронении среди других вещей, говорит о том, что этот человек занимался обработкой металла, возможно, он был одним из первых людей, кто умел это делать». Это редкое и тонкое умение нашло отражение в золотых вещах, найденных в захоронениях. Jacqueline I. McKinley, osteoarchaeologist, Wessex Archaeology: «Это что-то вроде узкого круга очень богатых людей того времени. Они прекрасно знали, что именно производят впечатление на родных, соседей и даже врагов. Имея множество всяких необычных вещей, начиная от украшений на волосы и заканчивая луком какой-то новой конструкции этот человек как бы говорит, что он является очень влиятельной персоной». Он первый путешественник из Европы, останки которого найдены на территории Британии. По-видимому, он осел в этих местах, заимел сына и стал вожаком, это происходило в те времена, когда создавался Стоунхендж. Его характеризовало стремление ко всему новому. В его могиле найдены несметные сокровища. [T.13.VIII]
|
||||||
…последние годы имперской Японии. Последние самураи демонстрируют своё боевое мастерство. …Страну Восходящего Солнца раздирали междоусобные войны самурайских кланов. Использовалось всё: и диверсия, и открытые столкновения, и рукопашный бой. Миято Торо, мастер кюдо, профессор Токийского университета: «Для самурая, чем больше у оружия дистанция поражения, тем оно сильнее. Например, копьё сильнее, чем меч, меч сильнее, чем кинжал, поэтому до появления ружья на поле битвы главным было искусство «ябусамэ» – стрельбы из лука». Сэнсэй Иетака КАНЕКО глава школы «Ябусамэ» – «Стрельбы из лука с лошади». Он начал заниматься ягусамой ещё в 1933 году. Он бережно хранит боевое облачение воинов своего клана, клана Такоду, это только кажется, что бойцы ябусамэ скопировали у ковбоев вот такие шляпы и штаны, на самом деле этому одеянию этому тысячи лет. Иетака КАНЕКО: «Вот злой Бог – хранитель, чтобы защищать воина. А вот стрекоза – эмблема нашего клана Такода». Ябусамэ возникла в шестом веке, полторы тысячи лет назад. И лишь когда в XVI веке в Страну Восходящего Солнца пришло огнестрельное оружие и с его помощью в Японии воцарилось единовластие, ябусамэ стало исключительно ритуальным искусством. Иетака КАНЕКО: «Ябусамэ создавалась под покровительством синтоизма - главной Японской религии. Ябусамэ не агрессивная школа это поклонение синтоистским богам, один из главных принципов мир для всех, пожелание благополучия». Состояние духа бойцу ябусамэ необходимо совершенно особое. Чтобы стрелять точно, нужно быть полностью отрешённым, но нужно ещё и управлять лошадью на полном скаку и реагировать моментально, иначе вылетишь из седла. Пожалуй, ябусамэ сложнейшее из воинских искусств. Это на тренировке бойцы скачут по прямой, а мишени статичны, в реальном бою двигалось всё, к тому же в тебя стреляют. Иетака КАНЕКО: «Это не просто спорт, стрельба по мишени, есть семь направлений, по которым должны стрелять бойцы на полном скаку». Обучение в школе Такода начинается с того что новичок много месяцев ухаживает за лошадьми, чистит вот такие специальные стремена. Затем его обучают верховой езде в манеже. Может пройти несколько лет, перед тем как ему позволят взять в руки даже стрелу. Сначала он просто учиться держать стрелу в руках и натягивать воображаемый лук. Когда наставник считает что время пришло, разрешается продолжить обучение уже с настоящим луком. Когда начинающий уже умеет держать и натягивать лук, отпускать тетиву и неприцельно стрелять, ему разрешают выйти на тренировку в поле, но стрелять не позволяют. Много лет ученик только подаёт стрелы старшим товарищам, пройдут годы, прежде чем он вот так, с лёгкостью передвигаясь с огромной скоростью, не смотря на сильнейший ветер, будет попадать в мишень. Иетака КАНЕКО: «В нашей школе всё начинается с верховой езды. Научиться просто стрелять из лука может любой, а у нас человек должен быть, прежде всего, хорошим наездником и лишь за тем стрелком». … показательные соревнования по ябусамэ. Здесь задача ещё сложнее, нужно попасть в три мишени подряд. То что дистанция короткая почти не оставляет времени на прицеливание. Стрельба ведётся интуитивно. В Японии есть и …такие школы стрельбы из лука. …называется кюдо. В годы воин, пехотинцы из лука, как правило, не стреляли. Кюдо искусство мирного времени, оно тесно связано с дзен-буддизмом и его практиками медитации. Сегодня люди занимаются кюдо чтобы успокаивать и уравновешивать ум. Иетака КАНЕКО: «В искусстве кюдо цель не убийство, а достижение внутренней гармонии. Это боевое искусство, но не воинское. Это как дзенская медитация». А вот ябусама именно воинское искусство. В домашнем архиве мастера Конеко множество реликвий, прошедших сотни битв и сражений. Он показал нам вот этот уникальный свиток, где записаны секреты его школы. Даже ученики, которые занимаются у мастера десятки лет, увидели свиток впервые. А вот семейное оружие клана Такодо. То искусство, которому учит мастер Канеко лишь малая часть знаний и умений, которыми владели его предки. Но, не смотря на всю свою, казалось бы, непрактичность ябусамэ и сегодня продолжает вызывать интерес и уважение во всём мире. [T.9.I]
|
||||||
12 (31) января 1208 года. KUNGSLENA. Старая народная песня, написанная, по меньшей мере, через сто лет после битвы содержит некоторые необычные строки, которые являются для нас крайне интересными. «Стрелы шведов падали дождём так плотно, как фермер разбрасывает зерно на поле». Что именно хотел этим сказать автор из прошлого? Он явно не имел ввиду тот очевидный факт, что в Средневековье лучники стреляли настолько быстро насколько возможно. Должно быть, имелось в виду, что стрелы падали одновременно, залпами. И это многое объясняет. Гениальный способ использования организованных отрядов лучников вряд ли был придуман неопытным королём Эриком. Жителями Вестергётланда руководил кто-то, имевший опыт участия в самой кровавой войне того времени – Крестовых походах. …как Ричард Львиное сердце ввёл внушающие страх длинные луки в обиход во время Крестовых походов. Любой, кто владеет этой техникой, может понести губительный урон приближающимся конным всадникам. 12 января 1208. Холодный январский день. Земля промёрзла насквозь и покрыта тонкой снежной коркой. Отлого стелящиеся холмы. Идеальные условия для кавалерийского удара. Опыт от встречи с такой атакой должен быть ужасающим, потому что в правильном месте и в правильное время такую атаку невозможно остановить как скоростной поезд. Они идут прямо на вас, а вы должны оставаться неподвижными. Когда конные рыцари выстроились шеренгами и увидели, что им противопоставлены пешие солдаты, они были полностью уверены что победа у них в руках. И так, начнём: первый шаг – установить расстояние, пометить его красной стрелой. Всё будет зависеть от способности командующего определить расстояние. Лучники не целятся: они должны слепо верить своему командующему. Если он подаст знак в нужный момент – они победят, но если он, хоть немного запоздает – все погибнут в считанные минуты. В Средневековье говорили, что такой дождь из стрел затмевал небо, и это было правдой. Это решило всё. Всё что теперь осталось – то, что военные стратеги на своём языке называют зачисткой. Победа за ними. Их победа у Лены была полной и подавляющей – это факт. А пока люди Вестергётленда могли принять участие в самом обильном сборе добычи, который им когда-либо выпадал. Разумно предположить, что холодная погода дала им возможность заниматься этим настолько долго и тщательно, что почти не осталось даже наконечников стрел для археологов будущего. [T.13.XII]
|
||||||
КАЛЁНАЯ (колёная, от слова «колоть») СТРЕЛА, стрела, древко которой составное: склеенное рыбьим клеем из нескольких продольных пластинок. В. ПОПЕНКО [B.65]
|
||||||
Mike Loades, Military Weapons Expert: «Афинскую стражу нанимали из скифских лучников. Скифы – это народ северного Причерноморья. У них были прекрасные мощные изогнутые луки, сделанные из рога и сухожилий. Эти луки стреляли на 230 – 270 метров, так что если бы город попытались взять в осаду, все были бы перебиты лучниками. Без шансов». Врагам надо было бояться не только стрел. Вдоль стен Перикл расставил воинов с пращами: это были снайперы того времени. Mike Loades, Military Weapons Expert: «Снаряды для пращи делали из свинца. Они были тяжёлыми и имели форму пули [100 kB]. Стрелки легко убивали человека. На нём слово «ΔΕΞΑ (текса)» – значит «ЛОВИ» – солдатская шуточка с бородой». [T.10.CLVIII.2]
glāns, glandis f 1) жёлудь (g. querna Tib, iligna H); 2) косточковый плод (каштан, финик и пр.) Dig; 3) метательный снаряд для пращи (из свинца или глины) Cs, Sl, T etc.; 4) анат. головка (g. penis СС). [B.32]
Yana Tchekhanovets (Яна ЧЕХАНОВЕЦ, археолог): «…из верхних слоёв этой насыпи вылезло довольно значительное количество оружия. Бронзовые наконечники для стрел – и на стрелах, и на этих замечательных свинцовых пульках для пращи (очень больно), стандартное оружие классического мира, на Масаде их тоже много находят – на этих самых пульках есть всякие значки (200 kB). Селевкиды, эллинизм – молнии Зевса – пучок молний. А на той, которая справа – трезубец Посейдона. На стрелах, на некоторых, тоже есть трезубец. И ещё, конечно, каменные шары…» [P.125.132]
|
||||||
Именно вес стрелы имеет значение – 1/10 килограмма. Mark Stretton, Longbow Archor: «Если в рыцаря попало бы больше, чем одна стрела одновременно, сила удара могла бы выбить его из седла. Если взять двух-с-половиной килограммовый молот и ударить со скоростью девяти целых и восьми десятых метров в секунду, то сила удара будет такой же, как у этой стрелы, летящей со скоростью сорок шесть метров в секунду – что-то около ста шестидесяти километров в час». Dr. Roger Pauli, University of Central Arkansas: «Военная история – это та область, где технологии играют самую решающую роль. Создатели оружия всегда искали ответа на вопрос: «Что делает оружие идеальным?» Существует четыре ключевых фактора: дальность действия, точность, сила и скорострельность. И во всей истории создатели оружия, – будь то луки, арбалеты, огнестрельное оружие, – все они играют с этими четырьмя факторами». Взрывная сила пороха берётся из мощной смеси: первая – сера, – чтобы ускорить воспламенение; затем уголь, обеспечивающий топливо; и, наконец, селитра, дающая кислород. …эффектом «Технологии мушкетов» стало удешевление жизни обычного солдата, потому что его легче заменить. Prof. John F. Guilmartin, Jr., Ohio State University: «Война стала делом массового производства, в котором солдат – лишь маленький зубец большой шестерёнки». [T.21.XLI.1]
Dr. David Nicolle, Historian and Author: «…кольчуга была тогда главным доспехом. Она состояла из металлических колец, вплавленных друг в друга. Кольчуга защищала, в первую очередь, от мечей и копий, от стрел она защищала лишь частично, но, всё же, она задерживает некоторые стрелы». Кольчуга не защищает от стрелы, но уменьшает силу удара стрелы настолько, что её смертельный наконечник не проникает дальше камзола. От франкских доспехов из «чешуи» стрелы даже отскакивают. Войско франков, шедшее в несколько колонн, врезалось глубоко в строй аквитанцев и разбивало вражеские полки в основном в смертельных атаках с фланга. Dr. David Nicolle: «Основным фактором, способствовавшим победам Карла были деньги. Карл правил государством с растущей экономикой, и в нём начала развиваться своего рода промышленность. Производилось огромное количество снаряжения и оружия». [T.10.CDLXX.1]
|
||||||
Dr. Joann Fletcher, University of York: «После этого жители Фив решили, что время господства гиксосов закончилось, и им пора уходить. Вскоре словесный конфликт двух лидеров перерос в военный. Между тем египтяне получили в своё распоряжение оружие, изобретённое самими гиксосами. Технологическое чудо того времени: по сути это новый вид лука, который сейчас называют «композитным луком». Это был настоящий прорыв. Секрет этого композитного лука в его элементах». Dr. Thom Richardson, Royal Armouries: «Он называется «композитным», потому что был сделан из разных материалов. В центре у него деревянная основа, а внутренняя сторона, то есть, «живот» лука, усилена роговой вставкой – она улучшает гибкость лука. С внутренней стороны коровий рог, а для внешней использовался менее прочный материал – сухожилия. Потом всё это покрывали берестой, чтобы защитить клей от внешнего воздействия. Этот лук – своего рода технологический прорыв, потому что он стал более компактным и из него было удобно стрелять прямо из колесницы». Dr. Joann Fletcher: «До пришествия гиксосов египтяне стреляли из луков, сделанных из цельного куска дерева. Они были слишком большие и попадали в цель только с малого расстояния. Зато композитный лук имел большую гибкость и потому стрелял дальше. Это были лучшие луки в древности. Композитный лук было удобно держать, а его стрелы летели быстрее и прицельней. И египтяне предпочли это новое оружие, чтобы дать отпор захватчикам. Новое оружие стали использовать с другими нововведениями гиксосов, например, лошадьми, запряжёнными в колесницы. И именно они стали олицетворением военной мощи и превосходства новых фараонов Египта». [T.10.DLXXXVII.1]
Светлана МАЛЫХ, кандидат исторических наук: «…и те же статуи Тахарки, которые находятся в Национальном музее в Хартуме, и найдены на территории Судана. Например, Тахарка стоит обязательно как египетский царь на восьми или девяти луках. А луки означают, на самом деле луки – оружие, означают, собственно, поверженные страны. То есть, получается, что фактически царь некогда завоёванной страны (потому что эти девять луков – это страны и Азии и Нубии), они означают, в том числе и поверженную Нубию. И получается, что царь, происходящий из Нубии, восприняв вот это всё, он стоит на фактически некогда знаках, означавших когда-то раньше знаки его поверженной страны». [P.141.23]
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…с Девятерицей богов соединена и категория «Девять луков» (Песеджет-Педжут). В параграфе 1655 (Pyr. 1655) «Текстов пирамид говорится»: «О Ты, Великая Девятерица, пребывающая в Гелиополе, – Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет и Нефтида! О вы, чада Атума, расширьте сердце Его (Атума) к этому чаду Его, ибо имя ваше – Девять Луков». (Вот вся она перечислена Девятерица) Почему девять луков? В политической фразеологии Египта «девятью луками» называли племена, которые окружали Египет. Но здесь, безусловно, не о племенах речь. Саму Эннеаду именуют Девятью Луками. Для того чтобы это понять, мы должны представлять себе, что такое был лук. Лук для древних – это было уникальное орудие передачи силы на расстояние без прямого контакта. Из мощного лука: а у египтян были луки, как у англичан в средневековье, выше человеческого роста. Из мощного лука пускалась стрела, и на огромном расстоянии она поражала цель. Соответственно, человек сам не убивал, как мечом или копьём, а он на расстоянии поражал. То есть лук – это средство передачи силы, передачи энергии на расстояние. И таким образом, называя Луками, Девятью Луками, Девятерицу Иуну, изображали, что энергия Атума передаётся и творит мир. Это образ творения мира, подобно стрельбе из лука. И характерно, что вся Девятерица участвует в творении мира». [P.160]
|
||||||
Павел КУЗНЕЦОВ, кандидат исторических наук: «…в Волго-Уральском очаге сделано изобретение – это изготовление наконечников копий со сплошной литой втулкой: прямо трубочка, полностью литая. В бою у копья это самое больное место. Прежде всего копьё получало повреждение за счёт того что сворачивалась, слетала из этой свёрнутой втулки – она ломалась самая первая. Наконечник со сплошной литой втулкой, которая не имеет ни швов, ни места скрутки, ни привязываний – просто не ломался. В то же самое время на юге Греции зародилось Микенское царство. Их тоже мучала эта проблема. Они делали насадочное кольцо: на свёрнутую втулку насаживали кольцо, чтобы закрепить». [P.141.48]
|
||||||
Анна ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА, доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ: «…значение этимологическое слова «Тора» прозрачно, хотя и совершенно забыто. Оно восходит к простому и всем известному глаголу «лерот» ( לראות ) – «видеть», а также «стрелять», и означает «то, что показывают» – «демонстрацио», «пример»: научение примером, а также «мишень», «цель». Тора есть одновременно, как бы, этимологически «цель» для человека, и «учение» / «демонстрация» / «научение примером» того, как этой цели достичь». [P.168/1]
|
||||||
Яков ВНУКОВ, профессиональный реконструктор, популяризатор истории и экспериментальной археологии, директор агентства исторических событий «Институт Времени»: «…сам термин «скифы»: они себя так никогда не называли. «Скифы» – это слово греческое и, видимо, обозначает стрелков или лучников. Геродот – греческий историк, «отец истории» – в своей четвёртой книге пишет о том, что скифы сами себя называли «сколо́тами». [P.150.32] * др.-греч. Σκύθης, Σκύθαι Σκύθαι, ῶν οἱ скифы (собирательное название кочевых племён по нижнему течению Дуная и к сев. от Чёрного и Каспийского морей) Hes., Her.: Σκυθῶν ἐρημία ирон. Arph. отпрыск скифских пустынь. [B.169] I Σκύθης, ου, ион. εω (ῠ) ὁ sing. к Σκύθαι. [B.169] II Σκύθης, ου adj. скифский (οἶμος Aesch.). [B.169] III Σκύθης, ου ὁ Скиф (1. отец Кадма, тиранн Занклы; 2. младший сын Геракла, миф. родоначальник скифов Her.). [B.169] Σκῠθία, ион. Σκῠθίη ἡ Скифия Arst., Plut., Anth. [B.169]
|
||||||