ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН VII. Spiritus dominat formam; Victoria; Jus Proprietatis; Curriculum Hermetis (Колесница Гермеса); le Chariot; Иероглиф (Стрела в прямолинейном полёте).

   

Victoria: Победитель (Рамзес Второй, Юлий Цезарь, Юрий Гагарин)

СБОРНИК 07_2

 
     
 

Буква еврейского алфавита: ( ז ) (Зайн).

Числовое обозначение:

Семь.

Символическое начертание.

Широкая открытая местность; вдали на горизонте видны матовые неясные силуэты гор; там бушует страшная гроза, и во многих местах небосклона тёмная завеса дождя всё закрывает непроницаемой пеленой; молнии непрерывно блещут, но грома не слышно; он не доносится вовсе за дальностью расстояния. Передо мной широкое ровное поле; полдень; ярко сияет солнце; воздух недвижим и всё наполнено царственной тишиной. Издалека причудливыми изгибами вьётся дорога. По обеим её сторонам на всём протяжения поля повсюду видны массы убитых людей и груды исковерканного оружия. Медленным ровным шагом по дороге движется колесница. В неё впряжены два сфинкса с клафтами на головах, причём правый (по движению) чёрный; на золотом обруче на лбу видна золотая же обратная пентаграмма; у левого, белого, наоборот эволютивная. Колесница четырёхугольной формы; она покоится на одной оси, на которой одеты колёса с массой же выкованных глаз; кузов колесницы золотой. Спереди видно изображение солнца, от которого отходят две змеи и снопы лучей, с каждой стороны по 21-му. Это изображение тождественно с традиционным египетским, но здесь есть следующее дополнение: на диске солнца имеется изображение чаши с пламенем; это изображение видно только тогда, когда солнечные лучи падают на этот диск и косо отражаются. Кузов колесницы несёт на себе балдахин при помощи четырёх витых эмалевых колонн, из которых передняя правая зелёная, задняя синяя, левая задняя розовая и передняя левая белая. Балдахин имеет вид цилиндрического свода, причём по граням с верхней стороны приделаны кованные золотые змеи, поддерживающие своими головами ажурное изображение диска, в котором помещается восьмиконечная пентаграмма, т.е. два квадрата, из которых один повёрнут к другому под углом в сорок пять градусов, и причём оба квадрата вписаны в один и тот же круг. Самый балдахин тёмно-синего цвета, индиго, на нём виден ряд золотых гексаграмм; с внутренней стороны балдахин лазоревого цвета (небесного) и на нём ряд серебряных пентаграмм. Балдахин открыт спереди и с боков, а сзади на чёрной завесе вышито изображение солнца, восходящего в океане. На колеснице стоит человек; на голове у него серебряная корона Изиды, а на лбу сияют три луча пламени. Он одет в медные доспехи, и на груди у него видно изображение такового же восьмиконечного пентакля, как и наверху балдахина, но кроме того, в средней части, виден стаурус. На спине у него изображен знак Овна; эти доспехи несколько приподняты на плечах и они как бы поддерживаются двумя лунными серпами, из которых один на правом плече белого цвета, а другой на левом чёрного. В правой руке Победитель держит меч и опирается им о пол колесницы; в левой у него виден жезл в виде шеста, наверху которого помещён щит, а над ним цилиндр с конусом наверху.

В. ШМАКОВ [B.24.1]

 

Март получил своё название в честь бога войны и плодородия Марса. Айзек Азимов [B.129.2]

 

 
     
 

I victōria, ae f [victor] победа

II Victoria, ae f Виктория, богиня победы Pl, С, L etc. [B.32]

 

Vīca Pota [vinco и potior] «могущественная победительница», эпитет богини Победы (Victoria C, L, Sen). [B.32]

 

glōria, ae f [одного корня с laus] 1) слава (belli atque fortitudinis Cs; rerum gestarum g. C): in summam gloriam venire С достичь высшей славы; aliquem gloriā afficere С доставить кому-либо славу; 2) славный подвиг, деяние (memorare vetĕres glorias T); 3) краса, украшение, гордость (taurus pecŏris g. Tib); 4) жажда славы, честолюбие, тж. тщеславие (gloriā duci С): gloriā Т из тщеславия; 5) рвение (g. generandi mellis V); 6) чванство, надутость (vertĭcem gloriā tollere H; plenus gloriarum Pl): inanes glorias flare AG — см. flo 5. [B.32]

 

decus, oris n [deceo] 1) красота; 2) краса, украшение, честь, слава, гордость; decŏri esse alicui Sl etc. служить чьим-либо украшением (делать честь кому-либо); aliquid alicui d. dare V преподнести что-либо кому-либо в виде почётного дара; d. belli L воинская честь; 3) славное деяние: belli decora L etc. блистательные воинские подвиги; 4) славная родословная: longa decora praeferre T показывать длинный ряд (те. происходить от многих) славных предков; 5) отборная часть, цвет; 6) филос. добродетель, нравственная высота

 

I honor (apx. honōs), ōris m 1) честь, почесть, почёт, уважение; 2) слава; 5) благодарственная церемония, воздание хвалы, хвалебный гимн; 6) pl. жертвы; 7) поэт. украшение, краса

 

titulus, ī m 1) надпись… 2) подпись… 3) надгробная надпись, эпитафия… 4) объявление (о продаже, сдаче внаём и пр.)… 5) почётное звание, славное имя (conjŭgis O; sapientis С); почёт, честь, слава… 6) pl. подвиги, заслуги… 9) правовое основание…

 

habēna, ae f [habeo] 1) ремень; праща; бич, кнут; 2) преим. pl. поводья, вожжи; irarum omnes effundere habenas V дать волю гневу; habenis immissis (datis V и effusis QC) во весь опор; 3) преим. pl. бразды правления, управление: habenae rerum V государственное управление; 4) власть

 

spolium, ī n 1) снятая шкура (leonis O): s. pecŭdis O овчина, руно || сброшенная старая кожа (sc. serpentis Lcr); 2) преим. pl. снятая с убитого неприятеля одежда или доспехи (spolia caesorum hostium L или de hostibus QC): spolia opīma L, V доспехи, снятые с неприятельского полководца; spolium mendīci Pt нищенские лохмотья; 3) преим. pl. военная добыча (spolia hostium С, agrorum L): spolia classium С срезанные в качестве трофеев корабельные носы (см. rostrum); virtutis spolia PS добытая доблестью, т. е. заслуженная награда; 4) украденное, награбленное (s. scelĕris О). [B.32]

 

aerātus, a, um [aes] 1) покрытый, окованный, обитый металлом (медью, бронзой) (navis H, Cs; classis aerata V); поэт. в бронзовых доспехах (acies V; turmae Sil); 2) богатый, денежный (homo С); 3) медный, бронзовый (catenae Prp; fores Tib); 4) твёрдый, несокрушимый (murus Prp). [B.32]

 

aes, aeris n (apx. dat. aere C, L; pl.: преим. nom./acc. aera, редко gen. um и dat./abl. ibus) 1) медь, бронза; 2) медная руда ; 3) медное или бронзовое изделие || щит  || оружие, доспехи (aes triplex Н; aera fulgent V)

 

chalceus, a, um (греч.; лат. aereus) медный, бронзовый M. [B.32]

 

При термообработке минералы меди дают завораживающее зеленоватое пламя. Этот визуальны признак подсказывал металлургам, что медная руда стала плавиться и превращаться в медь. [T.17.XXVII.4]

 

οὐρᾰνίσκος ὁ сводчатый навес, балдахин (ἐν τῷ βασιλικῷ θρόνῳ Plut.). [B.169]

 

 
     
 

χαλκεο-θώρηξ, ηκος adj. одетый в медную броню (ἄνδρες Hom.). [B.169]

χαλκεο-μίτωρ, ορος adj. [μίτρα] в медных доспехах (Ἕκτωρ Eur.). [B.169]

χάλκεος, стяж. χαλκοῦς 3, редко 2 1) медный, сделанный из меди или из бронзы (ἔγχος, θώρηξ, κληΐς Hom.; λέβης Aesch., Eur.; σάλπιγξ Soph.; ἀνδριάς Plat.; νόμισμα Polyb.): χ. Ζεύς Her. медная статуя Зевса; χάλκεόν τινα ἱστάναι Dem., Plut., Luc. или ἀνιστάναι Luc. воздвигнуть кому-либо статую из меди; ἄξιος δὲ σταθῆναι χαλκοῦς, οὐκ ἄξιος ὢν χαλκοῦ ирон. ap. Arst. считающий себя достойным медного памятника, но не стоящий и медного гроша; 2) ведущийся из-за медного щита: χ. ἀγών Pind. состязание за медный щит (служивший наградой победителю); 3) крепкий как медь (τεῖχος Hom., Aeschin.; ἦτορ Hom.): κοιμήσατο χάλκεον ὕπνον Hom. он заснул «свинцовым» (непробудным) сном; χαλκέοισι νώτοις οὐρανὸν ἐκτρίβων Eur. (Атлант), с усилием поддерживающий небо на железных плечах; ὄψ χάλκεος Hom. зычный, как медь, голос; χαλκοῦν γένος Plat. и χάλκεος γενεή Anth. медный (бронзовый) век; 4) одетый в медь, в медных доспехах (ἄνδρες Her.). [B.169]

χαλκεο-τευχής 2 носящий медные доспехи (Καπανεύς Eur.). [B.169]

χαλκο-άρᾱς, α (ᾱρ) adj. одетый в медные доспехи (στράταρχος Pind.). [B.169]

χαλκο-θώραξ, ᾱκος adj. одетый в медную броню Soph., Luc. [B.169]

χαλκο-κορυστής, οῦ adj. m одетый в медные доспехи (Ἕκτωρ Hom.; Ἄρης HH; Μέμνων Hes.). [B.169]

χαλκο-χίτων, ωνος (ῐ) adj. одетый в медь, в медных доспехах (Τρῶες, Κρῆτες Hom.). [B.169]

 
 
     
 

Да и ещё. При переводе данного стихотворения на иврит мы столкнемся с любопытным феноменом: эквивалент анатомического «влагалища» на иврите обозначается как «нартик» (ножны). По-моему, это замечательное слово, ибо нартик ножны вполне соотносится с мужским зайн оружие (зайн – в разговорном иврите обозначает ещё и член).

Итак, медицинский и литературный иврит использует для обозначения мужского полового члена слово «пин». А вот в разговоре, как уже говорил Шамир, евреи используют слово «зайн», обозначающее одновременно и «оружие», и «меч», и «фаллос». Также (словом «зайн») обозначается седьмая буква ивритского алфавита, похожая одновременно и на то, и на другое, и на третье.

От уже упоминавшегося выше обладающего двойным значением слова «зайн» берут свое начало также широко употребляющиеся в обычной речи существительное «зийун» в значении «интимная близость» и глагол «леhиздайен», означающий одновременно и «вооружаться», и «заниматься любовью». Порой это приводит к весьма забавным двусмысленностям. Например, израильтяне очень любят произносить фразу «Тиздаен бэ-савланут», которую можно понять и как «вооружись терпением», и как «сношайся, не торопясь».

М. КОТЛЯРСКИЙ [B.88]

 

cīnctōrium, ī n [cingo] 1) подпоясывание, тж. пояс Vlg, Eccl; 2) перевязь для ношения оружия, портупея Mela. [B.32]

 

I cingulum, ī n [cingo] 1) пояс или набедренник (solvere с. uxoris Vr; cingulo succinctus Pt); 2) перевязь, для меча, портупея V, Cld, Treb: с. militiae sumere CTh поступить на военную службу…

 

 
     
 

Самой же неоднозначной интерпретацией историков является попытка представить Тимура в образе беспощадного мясника, который истребляет своих противников, вырезая целые города. Если верить этой версии, то получается, что Тамербек не великий воин и строитель, а зверь в образе человеческом.

Во второй половине XIV века четыре улуса, оставленных Чингисханом, потеряли единство. Улус Чагатая (Средняя Азия), в свою очередь, раздробился на Могулистан (Семиречье и Восточный Туркестан) и Мавераннахр (земля между Амударьей и Сырдарьей). Ханы Могулистана постоянно враждовали из-за спорных территорий с правителями Самарканда и разоряли Мавераннахр. И когда безродный не прямой потомок покорителя вселенной Чингисхана Тимур пришёл к власти в Самарканде, сплотил соседние племена и дал жёсткий отпор ханам Могулистана, наследники монгольской орды затрепетали. Они увидели в Тимуре того, кто уничтожит установленный порядок передачи власти. С этим нельзя было мириться. Барлас Тимур мог уничтожить самое главное закон. И правители Евразии объявили Тамербеку войну.

Тимур же создал угрожающий прецедент, он поколебал «правила игры». Ханы Золотой Орды, мамлюки Египта, султан Багдада и турки-османы были едины в своём стремлении угомонить безродного. Им казалось, что они с лёгкостью восстановят престиж своей власти.

Инициатором континентального союза против Тамербека выступил хан Золотой Орды Тохтамыш, которого Тимур в своё время не выдал Урус-хану правителю Золотой Орды. Тохтамыш несколько лет провёл при Тимуре. И прекрасно был осведомлён об истинном величии и возможностях Тамербека. После смерти Урус-хана Тимур помог прийти к власти в Золотой Орде Тохтамышу. Но он очень быстро забыл об оказанной помощи.

Совместно с мамлюками и османами Тохтамыш пытался координировать свои действия против Тимура. Постоянно шли переговоры между этими тремя великими державами того времени.

Сформированный грозный континентальный военный блок должен был раздавить гордого барласа, поставить на место выскочку и показать всей Евразии, что законы престолонаследия останутся прежними.

Не вышло. Тамербек вовремя узнал о грозящей ему опасности. Он умело вёл переговоры со всеми, вводя противников в заблуждение. Использовал всё от подарков до угроз.

Он стремился разбить всех своих противников поодиночке. Правда, это ему пришлось делать всю свою жизнь. Тамербек был вынужден не покидать седла, постоянно опасаться предательства, ждать нападения, которое могло произойти в любое время и в любом месте. Он потерял в битвах своих любимых сыновей и внуков, верных воинов. По-другому было нельзя либо походы, либо смерть и разорение Мавераннахра.

Так что причина его постоянных военных походов, по всей видимости, заключалась не только в желании подчинить себе все основные торговые пути и не в попытке прокормить огромную армию. Свобода и независимость подчинённого ему Мавераннахра, постоянная опасность нападения, реальная угроза уничтожения его страны мировой военной коалицией, не признающей его легитимности, вот что заставило Тамербека окружить свои земли поясом вассальных государств.

Отсутствие естественных преград для вторжения, скудость ресурсов заставили Тимура искать другие решения для защиты своего государства. Размышляя над этой проблемой, Тамербек выработал три принципа, которым следовал всю свою жизнь: никогда не воевать на своей территории, не уходить в оборону и стремительно атаковать, упреждая возможный удар противника.

Оставалось решить самую главную задачу сплотить армию и мобилизовать мирное население. Для сплочения армии Тимур обратился к опыту Чингисхана, который в 1206 году на берегу Онона на курултае (съезде), избравшем его великим ханом, провёл военную и административную реформу. Чингисхан не только сменил общекочевую кличку «цзубу» на гордое имя «монгол», он ввёл новые постановления. Отныне Яса закон определяла жизнь орды народа-войска. Чтобы большая часть объединённого войска не взбунтовалась, а монгольских ветеранов в новом объединении было меньше десятой части, Чингисхан отказался от родового принципа. Отныне все награды и продвижение по службе определялись согласно заслугам.

Тамербек вернулся к этому проверенному временем достоянию предков и в кратчайшие сроки сплотил подвластные ему разрозненные племена рассыпавшейся Великой Монгольской империи. Эмиры и богатуры всех племён его орды были довольны. У мужчины есть один путь война и есть один закон Яса.

А. ВОРОБЬЁВ, научный сотрудник кафедры истории социально-политических учений философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова [A.211]

 

Очень сложно сказать, что у него было в Самарканде, ясно одно: что Тимур ввёл для своей страны два закона. Первый закон – это он ввёл закон Чингисхана, «Ясы», которой следовали все воины. То есть, определённый порядок как вести себя во время войны, в мирное время. А для жителей для простых он ввёл законы шариата, потому что это позволило ему мобилизировать…

Тимур опирался на эти древние тюркские обычаи, что надо исходить, во всех делах исходя из справедливости, правды и беспристрастья. Это что означает? Самое важное – это беспристрастье. Дело в том, что на Востоке, хотя на это мало кто обращает внимание, но борются постоянно две крупных группировки. Первая – это конфуцианцы: они считают, что должен быть ритуал, должно быть чинопочитание, почитание родителей – все это сводится к такой вот восточной коррупции.

А второй вид – это вот легисты, которые исходят из того, человека надо награждать, исходя из того, что он сделал, то есть, по способностям. Это есть беспристрастие. Вот основываясь на этом, Тимур и правил своей империей.

А.ВОРОБЬЕВ [P.97.10]

 

 
     
 

Prof. Peter Green, University of Iowa: «Он действовал как безумец, но его безрассудство было продуманным. Когда полководец впереди, воины, не задумываясь, идут за ним. Он не требовал от них того, чего бы не делал сам».

Итак, философия Аристотеля, воинский талан Филиппа, страсть Олимпиады к мистике породили выдающуюся личность Александра.

А где власть, там и страсть. В 357 году до нашей эры двадцатишестилетний Филипп страстно влюбляется в дочь Эпирского царя, Олимпиаду. Он просит её руки, Олимпиада отвечает согласием и становится его очередной женой.

Prof. Peter Green: «Про Филиппа говорили, что он всегда брал новую жену на каждой из войн. Другими словами он пытался обеспечить себе дипломатическую поддержку путём заключения династических браков».

Филипп сражён красотой Олимпиады, но он ещё е знает, что у неё есть некая странность она была жрицей мистических культов.

Prof. Peter Green: «Она активна в политике и религии, но больше всего её интересуют династические вопросы. Нельзя забывать, что главной целью своей жизни она поставила воцарение на троне своего сына, Александра. И в достижении этой цели она не останавливалась ни перед чем».

Брак с Олимпиадой принёс царю больше забот и тревог, чем любое сражение на поле брани. Накануне брачной церемонии Олимпиаде привиделось, что молния ударила ей в чрево, а Филиппу приснилось, что он запечатал чрево жены, на печати, как ему показалось, был вырезан лев. Однажды он увидел змея, который лежал вытянувшись вдоль тела спящей Олимпиады – это охладило влечение, любовь Филиппа к жене. Он стал реже проводить с ней ночи, то ли потому что боялся, как бы женщина его не околдовала, то ли, считая, что она связана с высшим существом.

Брак Филиппа и Олимпиады нельзя назвать тихим и мирным. Филипп собственными глазами видел змею на ложе Олимпиады. Филипп потрясён увиденным: верховный бог греков Зевс не раз принимал облик змеи. Филипп желает знать кто отец ребёнка рождённого Олимпиадой, он или как это не невероятно Зевс. Есть только одно место, где это можно узнать точно Дельфийский Оракул. [T.10.LXX]

 

Александр Македонский был, несомненно, один из самых честолюбивых людей, какие только жили на свете. Недаром он жаловался, что не может найти второго Гомера, который воспел бы его деяния.

З. ФРЕЙД [B.84]

 

 
     
 

Нет строя, равного фаланге. В Греции слово «Фаланга» означает «вал». [T.12.XVI.2]

 

Prof. Peter Weller, MA Roman and Renaissance Art, Syracuse University: «Основой военной стратегии Филиппа было разумное сочетание кавалерии и пехоты. А основой пехоты была организация солдат в фаланги, то есть прямоугольные группы легковооружённых воинов, передвигавшиеся с очень высокой скоростью».

Фаланги были основным боевым строем греческой пехоты уже сотни лет, но теперь Филипп решил снабдить их оружием нового типа, которое ещё никогда не встречалось на полях сражений.

Dr. George Zarkadakis, Focus MAGAZINE: «Новшество, введённое Филиппом, состояло в изменении формы фаланги и вооружении её длинным копьём, которое называлась САРИССА (греч. σάρισα, σάρισσα, лат. sarissa). Такая фаланга действовала как огромный танк».

Сарисса представляла собой копьё блинной почти в шесть метров, которое могло поражать врагов до того, как у них возникала возможность использовать свои мечи или более короткие копья.

Тысячелетиями лук со стрелами был важнейшим военным оружием. Но сила выстрела из лука определялась индивидуальными возможностями стрелка и мышцами его рук. Одним из первых греческих изобретений в этой области стало создание такого лука, где использовалась сила всего тела стрелка, а не только его рук.

Prof. Barry S. Strauss, Cornell University: «Первым оружием, которое греки использовали при осаде, были усовершенствованные луки, которые назывались ГАСТРОФЕТЫ».

Prof. Richard A. Billows, Columbia University: «Они были намного крупнее и имели дугообразный элемент на конце, который упирался в живот. Стрелок натягивал тетиву двумя руками, одновременно помогая себе животом. В результате, создаваемая сила натяжения, была намного больше, чем в обычном луке».

Гастрофеты были мощнее обычного лука со стрелами, но для полной уверенности в победе над любой армией необходимо было ещё более совершенное оружие.

Prof. Barry S. Strauss, Cornell University: «Чтобы побеждать любого противника, им требовалось оружие нового поколения. Они должны были изобрести катапульту торсионного действия».

Prof. Richard A. Billows, Columbia University: «Такая катапульта использует напряжение, создаваемое за счёт скручивания торсионов, в качестве которых использовались пучки сплетённых жил, иногда конских волос, и, в некоторых случаях, человеческих волос, которые сплетали в толстые верёвки». [T.10.XXXII.8.2]

 

331 год до н.э. Персидская империя перестала существовать после битвы при Гавгамелах между армиями Александра Македонского и персидского царя Дария Третьего. Кавалерия решила исход боя и впервые в истории стала главным родом войск. Вскоре персидские вельможи присягали на верность Александру как новому повелителю Азии.

1346 год. Закат эпохи рыцарства начался с битвы у местечка Креси (Crécy) во Франции. Небольшая армия англичан одержала победу над превосходящими силами французских рыцарей и захватила Нормандию. Это было первое в истории сражение, в котором пехота победила конницу (la Bataille de Crécy le 26 août 1346; Battle of Crécy). [T.10.LI.21]

 

Col. Lance A. Betros, Professor and Head of the Department of History, USMA, West Point: «Искусство Александра как полководца в умении решать нестандартные задачи. Этим отличались все великие полководцы. Он мгновенно оценивал ситуацию и находил выход из положения, которое любой бы другой полководец счёл бы безвыходным».

Сильнейшим оружием Александра в бою были знаменитые фаланги – построения воинов с длинными пиками в шестнадцать рядов.

Col. Lance A. Betros, Professor and Head of the Department of History, USMA, West Point: «Александр применил методику «Молота и Наковальни». Его пехота – македонская фаланга – служила Наковальней, о которую он разбивал врага ударом с тыла мощным Молотом – кавалерией. Он использовал этот приём постоянно, и каждый раз добивался успеха». [T.10.CCXLIV]

 

 
     
 

…за стенами рушатся земли Плантагенетов. Империю, которую он создал и которой правил более тридцати лет, вырывает из его рук собственный сын – полное и окончательное поражение.

Dan Jones, writer, historian, TV presenter and journalist: «3-го июля 1189-го года Генрих выехал из Шинона на встречу с Ричардом. Человека, который почти всю жизнь провёл в седле, да так, что его ноги фактически изогнуты, теперь привязывают к седлу, чтобы он не упал.

Зачитывают требования Ричарда: он хочет земель, денег, но более всего он хочет стать следующим королём. Генриху не остаётся ничего иного, кроме как едва кивнуть головой и согласиться. Последним усилием он наклоняется обнять Ричарда и шепчет ему на ухо: «Господь не допустит, чтобы я умер, не отомстив тебе».

Где-то внутри сломленного старика прячется былой Генрих Второй – король Англии».

Но этот дерзкий вызов оказался последним порывом Генриха. Господь не внял его молитвам – первый английский король династии Плантагенетов – Генрих Второй скончался через два дня.

Менее чем в тридцати километрах от Шинона, в фамильном склепе, в аббатстве Фонтевро похоронен Генрих Второй. Рядом с ним лежат тела его жены Алиеноры и наследника Ричарда, но нет его любимого сына Иоанна.

Dan Jones, writer, historian, TV presenter and journalist: «Генрих всегда держал власть железной рукой: он не позволил сыновьям взять управление страной потому что был убеждён, что они не смогут справиться так хорошо, как он. И когда Ричард, а затем Иоанн стали королями, они доказали его правоту – в течение пятнадцати лет империя Плантагенетов распалась на части из-за мятежей и воин. Вот почему Иоанна не похоронили в аббатстве Фонтевро рядом с отцом и матерью – когда Иоанн, наконец, стал королём, этим местом уже правила Франция». [T.13.CXVI.1]

 

 
     
 

Во время правления Хатшепсут Египет избегал воин более двух десятилетий. Но избегать войны было недёшево. Мятежные города-госудврства захватывали территории египтян вдоль северной границы.

Писарь был не только военным докладчиком, но и пропагандистом. Его доклад описывает самую известную битву Тутмоса – эпическое противостояние в пустынном городе Мегиддо. Город располагался на главном торговом пути. Он был воротами к богатствам севера. Мегиддо настолько стратегически важен, что за него будут сражаться столетиями. Сегодня он известен нам благодаря Армагеддону.

И всё же за своё тридцатидвухлетнее правление Тутмос III расширил Египетскую империю с помощью стрел, доспехов, колесниц, топоров и крови своих солдат. Он был блестящим тактиком, не проигравшим ни одной битвы. Его семнадцать военных компаний создали крупнейшую империю в истории Египта. [T.13.XVI.3]

 

Археологи нашли в Мегиддо свидетельства исторических событий, произошедших даже до начала первой зафиксированной битвы.

Судьба Мегиддо – это срез всей истории страны. С ним связаны легендарные имена. Например, Тутмос Третий. Можно увидеть наслоения множества древних городов, один над другим. Здесь было тридцать городов начиная с эпохи позднего неолита, это около шести тысячелетий до нашей эры. Разумеется, это место имеет огромное значение.

Трещины на стенах. Их здесь много. Они напоминают о сильном землетрясении, которое произошло в Мегиддо и разрушило храм. Дело в том, что город стоял на тектоническом разломе, так называемом Кармельком разломе. Эта местность чувствительна к сейсмической активности. И после землетрясения люди покинули это место примерно на два столетия.

Dr. Norma Franklin, Tel Aviv University: «Мегиддо лежит на большом перекрёстке Via Maris, здесь же проходила главная дорога, ведущая от моря в Галилею, и дальше к великим цивилизациям на Севере. Это место всегда имело стратегическое значение. Вокруг Мегиддо постоянно проходили бои, включая самую первую битву в истории, которая была зафиксирована». [T.11.VI.2]

 

 
     
 

Армагеддон. Долина Джезрил на севере Израиля. Ранее было уже двенадцать или тринадцать сражений. Наполеону приписываются слова, что более подходящего места для битвы не найти.

Хар-Мегиддо «Гора Мегиддо». В ранних версиях Писания на греческом «ха» писалось и читалось. Хармагеддон – Армагеддом.

Придыхание – аспирация, произносится с первым звуком «ха». [T.8.IV]

 

ИЗРЕЕ́ЛЬСКАЯ ДОЛИ́НА ( עֵמֶק  יִזְרְעֶאל , Эмек-Изре‘эль)

 

МЕГИДДО (современное городище Тель-эль-Мутеселим), древний город и крепость на пересечении важных в древности торговых путей Передней Азии (развалины на севере современного государства Израиль)...

Возникновение Мегиддо относится к середине 4-го тысячелетия до н. э. От 3-го тысячелетия до н. э. сохранились остатки крепостной стены, храма и других сооружений. До конца 2-го тысячелетия до н. э. Мегиддо принадлежал ханаанеям. В начале 2-го тысячелетия до н. э. в Мегиддо находился египетский наместник; в 1502 до н. э. фараон Тутмос III разграбил Мегиддо. В конце 2-го тысячелетия до н. э. Мегиддо был завоёван израильтянами. После разрушения Мегиддо в 732 до н. э. Тиглатпаласаром III здесь возникла ассирийская крепость. В самом верхнем слое Мегиддо обнаружены остатки города персидского времени (6 4 века до н. э.). Лит.: Кинк X. А., Восточное Средиземноморье в древнейшую эпоху, М., 1970. [B.46]

 

МЕГИДДО́ ( מְגִדּוֹ ) , реже ( מְגִדּוֹן ) Мегиддон

 

 
     
 

Лидия ЧАКОВСКАЯ, кандидат философских наук: «…он рассказывает нам про двенадцать месяцев года. Он рассказывает нам, что лежащие на Столе двенадцать Хлебов знаменуют собой год, делённый на такое же число месяцев. Светильник, состоящий из семидесяти составных частей, напоминает знаки, через которые проходят планеты, а семь светочей на нём указывают на течение планет, которых так же семь. Завесы, которые сотканы из четырёх сортов материала, служат эмблемами стихий: виссон, очевидно, напоминает Землю, которая родит лён; пурпур – Море, окрашивающееся в пурпурный цвет кровью рыб; фиолетовый гиакинф – лазоревый Воздух; а багряный цвет служит символом Огня. Флавий, следуя за Филоном, он каждую составляющую Иерусалимского храма объясняет с точки зрения космогонии – для него это ужасно важно.

…потом он рассказывает про льняной хитон первосвященника, который «также напоминает о земле, фиолетовые нити его – небосклон, причем гранаты вызывают представление о молниях, а звон колокольчиков знаменует раскаты грома. Наплечник также – изображение всей созданной Господом Богом природы, почему, мне кажется, он и сделан из четырёх родов материала, причём вотканные в него золотые нити, по моему мнению, должны напоминать о всюду проникающем свете. Нагрудник, помещающийся как раз посередине наплечника, занимает именно то же самое место, которое занимает земля в самом центре мироздания. Охватывающий эту одежду пояс служит эмблемой океана, который также обтекает вокруг всей земли. Сардониксы на плечах первосвященника знаменуют солнце и луну, а двенадцать камней [нагрудника] могут быть приняты либо за изображения месяцев, либо за такое же число звёзд, группу которых греки называют зодиаком. То и другое предположение не будет ошибочным. Головной убор [первосвященника] также напоминает, по моему мнению, о небе, тем более что лазоревато-фиолетового цвета, да и, кроме того, иначе на нём не была бы помещена надпись с именем Господа Бога. Вдобавок на нём имеется венчик, и притом золотой, который указывает на сияние, постоянно окружающее Божество. Сказанного здесь, на мой взгляд, достаточно… (Иосиф Флавий «Иудейские древности» Книга третья. Глава седьмая)» [P.125.83]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ