ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН VII. Spiritus dominat formam; Victoria; Jus Proprietatis; Curriculum Hermetis (Колесница Гермеса); le Chariot; Иероглиф (Стрела в прямолинейном полёте).

   

Curriculum Hermetis (Колесница Гермеса)

КОЛЕСНИЦА

СБОРНИК 07_4

 
     
 

albis praecurrere equis погов. H ехать впереди на белых конях (как триумфаторы), т. е. далеко превзойти, опередить

 

ἅμ-αξα, эп.-ион. ἄμαξα (ᾰμ) ἡ 1) повозка, телега (на четырёх колёсах) Hom., Her., Thuc., Plut.: βοῦς ὑφ’ ἁμάξης Xen. упряжной вол; ἁμαξῶν ἑκατὸν βάρος Eur. груз сотни телег, т.е. огромная тяжесть; ἅ. τινος Xen., Plat. воз, нагруженный чем-либо; ἡ ἅ. τὸν βοῦν ἐκφέρει погов. Luc. телега вола тащит, т.е. всё пошло вверх дном; βοᾶν ὥσπερ ἐξ ἁμάξης Dem. орать словно с воза (намёк на насмешливую брань, раздававшуюся, по установившемуся обычаю, с возов на Дионисовых празднествах в Афинах); 2) плуг Hes.; 3) «Воз», созвездие Большой Медведицы Hom.; 4) проезжая дорога (ἅ. παμφόρος Anth.). [B.169]

*

I tēmo, ōnis m 1) дышло Vr, V, О; 2) поэт. воз, повозка, колесница J; 3) созвездие Большой Медведицы Poëta ар. С, О; 4) шест, жердь Col. [B.32]

II temo, ōnis m налог на освобождаемых от воинской повинности CJ. [B.32]

 

I temōnārius, a, um [temo II] военно-податной (onus CTh, CJ). [B.32]

II temōnārius, ī m сборщик военного налога CJ. [B.32]

 

I bīgātus, a, um [bigae] имеющий изображение колесницы с парной запряжкой (argentum L). [B.32]

II bīgātus, ī m (sc. nummus) монета с изображением колесницы с парной запряжкой (серебряный денарий) L, Т, РМ. [B.32]

 

covin(n)us, ī m (кельт.) 1) боевая, вооружённая серпами колесница Mela, Lcn; 2) дорожная повозка (без козел, открытая лишь спереди) М. [B.32]

 

quadrīgae, ārum f (редко sg. Prp, VM, Su) [quattuor + jugum] 1) квадрига, четвёрка (alborum equorum L; camelorum Su); 2) колесница, запряжённая четырьмя лошадьми: navibus et quadrigis погов. Н кораблями и колесницами, т. е. всеми средствами, всюду и везде; 3) четвёрка, четверо (tyrannorum Vop). [B.32]

 

I quadrupedāns, antis adj. [quattuor + pes] ходящий или скачущий на четырёх ногах (equus PM): sonitus q. V топот скачущего коня. [B.32]

II quadrupedāns, antis m поэт. конь, скакун V. [B.32]

 

tēnsa, ae f тенса (колесница, на которой во время ludi Circenses перевозились из храмов в цирк изображения богов) C, L, Su. [B.32]

*

II θῆσσα ἡ (из лат. tensa) священная колесница (для перевозки изображений богов) Plut. [B.169]

 

II Theōn (gen. pl.) Ochēma (греч. «колесница богов») гора в Ливии Mela, PM. [B.32]

 

I ἅρμα, ατος τό тж. pl. 1) конная повозка…; 2) боевая колесница Hom., Trag., Xen., Arst., тж. священная (ἅ. ἱρὸν τοῦ Διός Her.) и (у римлян) триумфальная (ἅρματι χρήσασθαι Plut.); 3) конная запряжка (τέθριππον Pind.; τέτρωρον Eur.); 4) упряжная лошадь…[B.169]

ἄντυξ, ῠγος ἡ 1) внешний обод, оправа…; 2) тж. pl. круглые (сзади открытые) перила колесницы…; 3) тж. pl. кузов колесницы, перен. колесница…; 4) (тж. ἄ. οὐρανίη и ἄ. οὐρανοῦ Anth.) небесный свод HH; 5) муз. корпус или кобылка, подставка под струны…[B.169]

 

πολεμιστήρια τά 1) боевые колесницы Arph.; 2) боевое снаряжение Xen., Plat. [B.169]

 

 
     
 

Евгений ЧЕРЛЕНОК, кандидат исторических наук: «…работа с деревом важна, потому что стали не только обрабатывать целые деревянные изделия, но и получать такой важный полуфабрикат, как доска.

Вместе с появлением деревообрабатывающего инструмента и доски появилась возможность делать, например, не просто лодки, а корабли с трюмом, куда можно положить много. То есть, корабли с водоизмещением: можно перевозить большое количество товара на большие расстояния.

Даже каменными инструментами можно сделать хорошую лодку, которая будет плавать очень далеко. В Каменном веке освоили, например, всю Океанию – все острова – их освоили люди, которые не знали металлов. Но перевозить большое количество товара возможно только в кораблях, которые сделаны с помощью деревообрабатывающих металлических инструментов.

Вместе с этими самыми деревообрабатывающими инструментами стали делать повозки с колёсами. Вначале эти повозки с колёсами были со сплошными колёсами, а где-то на рубеже третьего и второго тысячелетия появляются первые колесницы. Они физически были впервые обнаружены самые ранние на территории России, на южном Урале в погребениях синташтинской культуры.

Колесница – означает, что колёса со спицами, и в колесницу впрягаются лошади. Колесница – это очень важный для Древнего Востока, особенно для войны и для самоопределения элит предмет». [P.125.186]

 

Dr. Craig G.R. Benjamin, Grand Valley State University: «Сочетание шумерского колеса с приручённой кочевниками лошадью, дало миру грозную военную технику». [T.10.CCCL]

 

Это был знаменитый «штандарт» Ура

В нижнем ряду мы видим боевые колесницы Шумера. В каждую впряжена пара ослов. На колесницах стоят по два человека: возница и воин, мечущий лёгкие дротики. Колчаны с четырьмя такими дротиками укреплены на передних щитах колесниц.

Художник изобразил колесницы в момент вступления в бой, придав сцене реалистическую динамичность. Ослы крайней слева колесницы идут шагом, следующие пары, по мере того как под их копыта попадают тела поверженных, начинают волноваться, постепенно ускоряют бег, и, наконец, последняя переходит в галоп, от которого едва не падают ездоки.

По изображению на «штандарте» можно судить и об организации шумерийской армии. В ту эпоху это была всесокрушающая сила. Шумерийцы располагали колесницами, которые и через две тысячи лет наводили священный ужас на евреев библейских времён, а их боевой строй был прообразом победоносной фаланги Александра Македонского. Поэтому нет ничего удивительного в том, что шумерийцы практически не встречали сопротивления до тех пор, пока соседние народы постепенно не переняли их боевой опыт.

Леонард Вулли [B.156.1]

 

 
     
 

Иван СЕМЬЯН, археолог, руководитель центра исторических проектов «Археос»: «…с помощью металла человек начал делать инструменты, с помощью которых, например, можно сделать колесницу. Каменными орудиями достаточно сложно сделать такой технологичный объект из дерева. Втулку не сделаешь.

…на южном Урале. Большинство исследователей придерживается мнения, что это самая древняя колесница в мире, но, во всяком случае, абсолютно все исследователи согласны, что в Евразии самая древняя. Колесница была найдена относительно недалеко от Челябинска в могильнике Кривое озеро. Датируется она двадцать первым веком до нашей эры. И это именно колесница. Колесница – это двуколка: двухколёсная облегчённая повозка с колёсами со спицами. Вероятно, изначально самые первые такие повозки не применялись в каких-то масштабных битвах для фланговых обходов и так далее, но это был прообраз: с ней было удобно воину-пастуху охранять скот, передвигаться за стадом и возить какой-то скарб, оружие и какие-то вещи. Тут важно понимать один момент для Бронзового века, что большинство людей считают, что колесница – это что-то более технологичное, чем всадник. Но на самом деле сначала появляется колесница, колесничный метод ведения сражений и только потом всадничество, уже в самом конце Бронзового века, как ни странно. Это подтверждено археологически. У всадников есть определённые деформации костей таза, берцовых костей. И они изучены по всадникам, по жокеям, по байкерам. В погребениях кочевников раннего Железного века, Средневековья они читаются без сомнения. В Бронзовом веке этих изменений нет.

Уникальность колесницы была в её скорости, в её мобильности. Самое большое новшество было то, что вы могли стремительно появиться перед врагом, поехать вдоль его рядов, забросать его копьями, расстрелять из лука. По вам было сложно попасть: вы двигаетесь с достаточно большой скоростью.

…если колесница где-то завязнет – это смерть: убьют лошадей, людей стащат просто с самой повозки.

В действительности колесница – это именно мобильная повозка для обстрела. А, во-вторых, это своеобразная боевая машина пехоты». [P.141.31]

 

Иван СЕМЬЯН, археолог, руководитель центра исторических проектов «Археос»: «…если мы уже двинемся дальше, исторически попадём на Ближний Восток в первой четверти второго тысячелетия до нашей эры, то там мы уже видим, что зарождается целая корпорация воинов-колесничих самая настоящая, которые имели содержание от царя. Уже снабжение этих воинов-колесничих ранними государствами хорошо регламентировалось: колесницы, запасные детали колесниц, вооружение дорогостоящее – уже хранилось на складах дворца, чинилось, подвергалось замене, учёту. И это уже эпоха, когда появляется элитная прослойка знати – воинов-колесничих. И если мы посмотрим на сражения древних армий Ближнего Востока, то, прежде всего, это сражения колесничих с колесничими. То есть, если колесничии одной стороны повергали колесничих другой стороны, то можно было считать, что сражение кончено.

Золотая эпоха колесничества – это как раз где-то с середины второго тысячелетия до нашей эры до последней четверти второго тысячелетия до нашей эры, когда колесничные армии становятся большими и сословие колесничных большим становится. Колесничное сословие расцветает на территории Балкан, на территории Микенской культуры, и даже Крито-микенской к тому времени.

И эпоха заката, начало, «золотая осень» колесниц – это последние тринадцатый-двенадцатый-одиннадцатый века до нашей эры. Мы видим, что в эти времена уже появляются пехотные формирования, более регулярные, которые смогут формировать плотный строй, ощетинившийся копьями: что-то сложно проходимое для колесниц. С этим обычно связывают то, что в Гомеровскую эпоху – в Троянскую войну – воины начали спешиваться для битвы. И ахейские цари посыпали врага на дистанции из лука и метанием копья.

И, конечно, была эпоха эллинистических тяжёлых колесниц, персидских колесниц, когда колесницу из лёгкой, мобильной стрелковой платформы и боевой машины пехоты, её пытались сделать танком – известные колесницы царя Дария с серпами. Это уже была не бига, а квадрига с четырьмя лошадьми, и тяжёлая: планировалось, что она должна сметать пехоту, как это было раньше. Но уже была фаланга, в том числе македонская фаланга, и даже такие колесницы с успехом останавливала. И это была смерть актуального применения колесниц.

Но как реликт, колесницы задержались в некоторых обществах, в частности в Европе какое-то время у континентальных кельтов – галлов – они были, и они процветали у бриттов и у ирландцев. Долгое время ещё консервировались у ирландцев: ещё в начале нашей эры вовсю они в третьем-четвёртом веке – ирландская боевая повозка использовалась». [P.125.457]

 

 
     
 

Mike Loades, Military Weapons Expert: «Древние сражения скорей напоминали шахматную партию. Полководцы подолгу выстраивали свои войска. Допустим, этот полководец хочет передвинуть пехоту сюда. Здесь могут вмешаться колесницы и перерезать путь этим воинам. Таким образом, колесницы могли использоваться для контроля поля боя. Но у этой армии, конечно, тоже есть колесницы, и их второе назначение противостоять колесницам противника, и лишить их возможности контролировать поле боя».

Mike Loades, Military Weapons Expert: «Лук для колесниц не совсем обычный лук: обычный трудно было бы использовать в таком замкнутом пространстве. Лучнику в колеснице требовалось особое оружие. Тысячелетиями до начала Нового царства в XVI-м веке до н.э. египтяне пользовались простым деревянным луком. Но деревянный лук нельзя сделать коротким – все деревянные луки были длинными: плечи древка должны распрямляться быстро, как пружина. Если же деревянный лук укоротить, а для колесницы укоротить его придётся – он просто сломается. Решением проблемы стал треугольный композитный лук: его изготовляли из дерева, усиленного роговыми пластинками и сухожилиями. Благодаря такой конструкции луку можно было придать треугольную форму, что делало оружие намного мощнее даже при малейшем натяжении. Здесь всё зависит от того, как быстро плечи лука вернутся в исходное положение; это определяет и скорость тетивы, и скорость стрелы. В итоге мы получаем более компактный и более мощный лук. А если натянуть тетиву в полную силу, лук выгнется в идеальную прекрасную дугу. Вот оно чудо. Гораздо более мощный, чем деревянный, но в два раза короче его, в самый раз для колесницы. Изготовление композитных луков – искусство, и искусство утраченное.

Mike Loades, Military Weapons Expert: «Стременем стали пользоваться гораздо позднее, около 5 века н.э. Обратновыгнутый лук или лук рекурвет, гораздо более мощный, чем треугольный лук. Он полностью вытеснил его, и конные лучники целиком завладели полем боя, положив конец эпохе боевых колесниц. [T.12.V.1]

 

Алексей ПАСТУХОВ, синолог (вечный сюцай): «…самый первый артефакт, который говорит о том, что стремя-подножко существовало. Стремена – это важная деталь конской сбруи: она позволяет задействовать ноги в управлении конём более активно. Стремя-подножко делалось с одной стороны коня: с левой стороны седла свешивался ремень, и там была петля. Причём, эта петля была сделана из согнутого толстого прута и, возможно, окована металлом. Потому что именно так примерно выглядят китайские первые стремена, найденные в одной из гробниц. И это стремя-подножко использовалось только для того, чтобы воин, который к тому времени уже очень сильно набрал в весе за счёт того, что у него появилось более тяжёлое защитное вооружение, чтобы он мог сесть в седло. То есть, это была фактически «приступочка», чтобы можно было как-то вскочить в седло.

Его оценили воины и через какое-то время появляется парное стремя. Стремя-подножко датируется (не само стремя, а обнаруженная терракотовая погребальная статуэтка коня, у которого с левой стороны свисает такое седло) очень точно по датировке гробницы: там написаны были в самой гробнице даты по местному девизу правления – это 302-й год нашей эры. До этого мы не знаем что было…

А полноценная пара стремян – это 415-й год. Она найдена в гробнице китайского военачальника Фэн Суфу. Это период раздробленности Китая: когда на территории Китая много разных государств, организованных разными народами.

Все ранние материалы по стремени – это Китай. Вот, только Китай. После 415-го года начинает распространяться.

Потребность в стременах ощущалась уже где-то с конца второго века нашей эры». [P.125.485]

 

 
     
 

Важным наследством гиксосов были лошади и колесницы, которых египтяне Среднего царства не знали. Имя лошади в египетском языке семитическое. Таким образом, появляется конница и, вместе с тем, новая грань между сословиями.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

Максим ЛЕБЕДЕВ, кандидат исторических наук, Институт востоковедения РАН: «…до появления гиксосов на территории Египта египтяне, очевидно, встречались с лошадьми. Самый известный пример – это лошадь конца Среднего царства, обнаруженная в Керме – это территория современной Нубии: она там погибла, судя по всему, во время осады. Это конец первой четверти семнадцатого века до нашей эры, примерно за столетие до появления гиксосов в Египте. Другое дело, что к этому времени лошадь была, видимо, ещё таким редким животным, элитным: всё-таки адаптировать лошадь к условиям Нильской долины было непросто, на это ушло время. А то, что именно гиксосы принесли в Египет колесницы, прежде всего, основано на большом количестве изобразительных источников и археологических данных». [P.150.40]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…даже слово «Колесница», в древнеегипетском языке «Меркебет» – это заимствование». [P.122.5]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «Отношение к лошадям в Египте было не простое: они появились в Египте поздно, приблизительно в шестнадцатом веке до новой эры, после периода, когда Египтом владели гиксосы – кочевники с Аравийского полуострова. Помимо того, что египтяне вступили с ними в серьёзное противостояние и, в конце концов, победили и восстановили независимость своей страны, гиксосы, как кочующий народ, они, по сути, сыграли очень важную функцию обмена разной информацией, разными технологиями, новинками между разными народами Древнего Ближнего востока. В частности именно они завезли в Египет колесничьи войска и лошадь. Египет воспринял нововведение с восторгом, потому что это очень сильно увеличивало мобильность войска. С другой стороны, даже само слово «колесница» – «меркебет» – оно было азиатского семитского происхождения: это не древнеегипетское слово.

И уже в первом тысячелетии до новой эры, когда Египет влился во весь окружающий мир, была история одного египетского царя, который бежал от своих противников, и он бежал «сев на лошадь сверху» в стремя без колесницы «бежал дурной азиатской манерой» – было написано в тексте. Здесь вот, с одной стороны нововведение было взято, с другой стороны – определённые вещи Египтом никогда не практиковались. Изображение всадника на лошади есть, но это абсолютно исключительные изображения, их очень и очень мало». [P.125.26]

**

 
     
 

**

…но в 1650-м году до нашей эры египтян ждал неприятный сюрприз. На Египет напали северные соседи – гиксосы. Гиксосы занимали Египет на протяжении восьмидесяти лет.

Prof. Richard A. Gabriel, Royal Military College of Canada: «Одним из положительных аспектов оккупации Египта было то, что захватчики оставили после себя превосходящее по качеству военное снаряжение».

…в конце концов египтяне восстали, и началась долгая освободительная борьба. Спустя тридцать лет они изгнали гиксосов, но следы северного влияния остались.

Prof. Richard A. Gabriel: «Египтяне внесли три серьёзных изменения в устройство колесницы, совершив революцию в военном деле. Во-первых, они сместили колёсную ось от центра кузова, как это было у северных захватчиков, к задней части».

Ось длиною около метра была смещена назад для баланса скорости и манёвренности. Ширина кузова около метра, длина – полметра, высота – около семидесяти сантиметров. Каркас – деревянный – из ясеня или вяза, покрытый звериными шкурами или листьями тростника. Днище изготавливали из эластичной кожи или по-особому сотканной шерстяной ткани, для уменьшения тряски, чтобы лучник не терял равновесия. К четырём спицам египтяне добавили ещё две. Это, казалось бы, незначительное изменение заметно укрепило колёса – теперь они выдерживали скорость до двадцати километров в час по каменистой местности.

Prof. Richard A. Gabriel: «А самым главным инженерным прорывом было подвижное крепление дышла, там где дышло, шедшее от шеи лошади, крепилось к корпусу колесницы».

Поскольку крепление было подвижным, оно гасило удар. Это продлевало жизнь коляске и уменьшало тряску, что было на руку лучникам.

Prof. Richard A. Gabriel: «Если сложить все эти технические доработки вместе, то получится, что египтяне создали самую грозную боевую машину того времени».

Экипаж колесницы состоял из трёх человек: возничий, который управлял лошадью; лучник, который должен был обладать большой меткостью, чтобы попасть в цель на скорости до двадцати километров в час; и третий воин, который бежал рядом с колесницей, он атаковал врага и оборонял свой экипаж.

Steven Weingartner, Author: «Он защищал своих товарищей от воинов, сопровождавших колесницы противника, и, по возможности, вытаскивал врагов из колясок и жестоко расправлялся с ними. В наши дни танки всегда сопровождает пехота, с колесницами дело обстояло точно также».

Пехотинец был вооружён бронзовым серповидным мечом длиной около метра и весом около килограмма. Он позволял руку, а то и голову одним сильным ударом.

Колесницы египтян были лёгкими и мобильными. Колесницы хеттов больше, тяжелее и медленнее. Колёсная ось находилась по центру кузова – это снижало скорость и уменьшало устойчивость, – зато давало другое преимущество, – коляска вмещала трёх воинов: возница, лучник и пехотинец ехали вместе.

Dr. David B. George, Director Institute for Mediterranean Archaeology: «В случае с двухместной колесницей пехотинцу приходилось бежать рядом с коляской. Это сказывалось на скорости и дальности броска, ведь пехотинец – защитник колесницы – рано или поздно выдыхался». [T.17.XXVII.1]

 

…и в основе их стратегии лежал план построить безотказную военную машину.

Prof. Trevor R. Bryce, University of Queensland: «Они начали с разработки эффективного военного механизма. Я думаю, что корень успеха хеттов кроется в высокой дисциплине.

Незадолго до битвы при Кадеше хетты изменили способ ведения войны на колесницах. Они перенесли одно из колёс с задней части колесницы в центр. Это повлекло за собой очень важные изменения».

Нововведение хеттов революционизировало древнее искусство войны. Перенос колеса с тыла к центру колесницы укрепил её, позволяя переносить ещё одного человека. Это давало колеснице дополнительный вес и огневую мощь.

Prof. Trevor R. Bryce, University of Queensland: «Это изменило тактику битвы, а именно транспортные средства с тремя воинами могли быть использованы как, например, современный танк, чтобы врезаться во врагов сразу после начала битвы, создавая как можно больше хаоса и продвигаясь вглубь вражеских отрядов». [T.8.VI.1]

 

 
     
 

Prof. Kenneth A. Kitchen, Egyptologist, University of Liverpool: «В Египте колесница была чем-то вроде гоночного мотоцикла или спортивного автомобиля. Запряжённая двумя сильными лошадьми, она стремительно неслась по площади, и не дай бог, чтобы она налетела на что-то». [T.12.XLVII]

 

Dr. Peter J. Brand, University of Memphis: «Битва при Кадеше уникальна тем, что это практически битва империй. Против Рамзеса поднялись все союзники хеттов. Практически это большая редкость для древней истории, когда две огромных армии бьются лицом к лицу».

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «У них были только колесницы и кони, тем не менее они смогли построить империю».

Dr. Peter J. Brand: «Египетская колесница очень маневренна и может развернуться на месте».

В конце концов, Рамзес загнал армию хеттов в безвыходное положение и успешно защитил свою страну.

Dr. Peter J. Brand: «На 21-м году своего правления он подписал мировое соглашение с Хеттской империей».

Хетты были последним серьёзным врагом Египта. Так как биться было больше не с кем, Рамзес не мог далее выполнять свою функцию воина.

Dr. Peter J. Brand: «Для Рамзеса это стало политической проблемой». [T.12.XLIX]

 

…и всё же, сколько бы ни возрастала мощь техники, победа будет одержана, только когда на землю ступит пехотинец.

Пехота – древнейший род войск, как полагают многие специалисты, ей более одиннадцати тысяч лет. В своём оснащении она прошла путь от каменных топоров до лазерного оружия и боевой электроники. Но неизменным остаётся одно – самая лучшая армия мира не одержит победы, пока в её составе не будет хорошо оснащённого и экипированного бойца. [T.1.IV.5]

 

 
     
 

…на Адмиралтейский командир взял машину. Все-таки унизительно каперангу при форме давиться и трястись в трамвае. На переговоры надо являться, чувствуя себя человеком. Пересекая город в машине, ты отдыхаешь под защитой обособленного микромира, даже застряв в пробке. Общественный транспорт размалывает и заражает чужой усталостью, дорога утомляет хуже дела.

Михаил ВЕЛЛЕР [B.94.1]

 

До узкоколейки деда довезли на «одре», вышибавшем душу. «Одер» сохранился в тех местах ещё со времен князя Олега Рязанского. Два колеса, ось и на оси – плетень; только на такой колымаге можно было проехать по тамошним глубоким пескам и болотам. «Одер» был не телегой, а схемой, некой упрощённой до предела идеей первобытного колеса. Он скрипел и стонал по лесным дорогам, пахнувшим йодом и гнилыми пнями. Перепадали дожди.

В поезде дед жаловался двум непонятливым бабам:

– Кануна меня послала прямым сообщением в город.

– Кака кануна?

– Ну, вроде колхоз.

– Камуна, – догадались бабы.

– Ну камуна, – согласился дед. – Посылают меня до музею, где Советско правительство собирает карточки, прейскуранты, все такое прочее. Посылают с заявлением.

Константин Паустовский [A.375]

 

 
     
 

Император, наконец, поднимается, чтобы дать сигнал к началу колесничных состязаний. В этот момент ставки уже сделаны и заключены пари. Весь Рим задаётся вопросом: «Кто же возьмёт верх над белой упряжкой, управляемой Диоклетианом?». В течение семи заездов вельможи могли разориться, но могли и стать одними из первых богачей империи.

Prof. Manfred Clauss, Universität Frankfurt am Main: «Римляне обожали спортивные состязания. Об этих массовых представлениях объявляли задолго до их проведения. В Рим, например, люди приезжали издалека, чтобы посмотреть на них. За бегами следили и делали ставки даже вне Рима. В римских областях существовало «Бюро по ставкам». Результаты заездов они получали от почтовых голубей».

Забег начат. В этой беспощадной борьбе бешеной скачки возничие, управляющие колесницами в зелёном и белом, представляют народ. Конкурент в красном – представитель от сената, а в голубых одеждах представитель аристократии. На арене или на улице выбор цвета это не вопрос личного предпочтения: цвет одежды указывает на почитаемых богов. В римской традиции белый цвет посвящён культу Минервы, – богини знаний. Одеться в зелёный, – значит почтить Венеру, красный цвет указывал на почитание Марса. Одеться в голубой – значило почтить Сатурна и Нептуна. Но когда небо становится тёмно-серым любой римлянин вспоминает молнии Юпитера. [T.10.CLXXIX.1]

 

Гонки на колесницах были центральным событием игр и привлекали наибольшее число зрителей. В колесницу запрягали две лошади – это называлось «бига», или четыре, тогда это была «квадрига». Такие упряжки являлись самыми скоростными средствами передвижения в древнем мире.

В античной Греции лошади были культовыми животными. Богачи тратили состояние на содержание конюшен: это было престижно. Художники состязались в том, кто лучше изобразит силу и изящество лошадей. В Олимпии проходили самые крупные гонки эллинистического мира. Сегодня ипподрома совсем не видно, он скрыт под новой олимпийской долиной. Считается, что его длина составляла почти восемьсот метров, а находился он между стадионом и рекой Алфей.

На ипподроме колесницы выстраивались на старте клином. Возничий должен был не только управлять своей колесницей, но и следить за соперниками.

Joan David, Professional horseman, Dressage trainer: «Управлять колесницей очень трудно. Возничий стоя контролировал четырёх коней на большой скорости».

Самыми опасными участками были повороты: скорость, давление на колёса и близость соперников часто приводили к несчастным случаям. Немногие экипажи добирались до финиша невредимыми. Гонка квадриг – это двенадцать кругов – примерно четырнадцать километров. Занять первое место в таком состязании было очень почётно, но большая часть славы доставалась не возничему, а владельцу колесницы – победа была знаком благосклонности богов». [T.10.DXCVI]

 

…этот многомиллионный бизнес, ставший культовым, пронизывает повседневную жизнь и культуру римлян далеко за пределами цирка.

Dr. Lucy Grig, University of Edinburgh: «Популярность гонок на колесницах отражена в материальных и литературных свидетельствах римской культуры. Их популярность оставила след повсюду: на надгробных камнях, в мозаиках, в домах, в литературе того времени. Упоминания о гонках появляются даже в трудах элитарных авторов, которые утверждают, что не одобряют их. Так что, на самом деле, культурное значение гонок на колесницах трудно переоценить».

Примером могут служить мозаики из музея Бардо в Тунисе, в северной Африке.

Историк Кэролин Вилькес исследовала значение лошадей в древних культурах. Крупномасштабные мозаики дают детальное представление о том, что происходило в цирке, и являются доказательствами популярности гонок.

Dr. Carolyn Willekes, Mount Royal University, Calgary: «Перед нами мозаика шестого века, то есть, более позднего византийского периода, но она изображает традиционный цирк. Можно увидеть много персонажей – людей, которых мы ожидали бы увидеть в такой сцене. Так же эта мозаика даёт хорошее представление об архитектуре классического римского цирка. Одна из особенностей этой мозаики заключается в том, что в ней есть изображения зрителей. Но это не обычное изображение, потому что зрители на них пассивны. На самом деле, если прочитать любое из литературных описаний гонок на колесницах, станет понятно, что всё выглядело по-другому: на трибунах был ажиотаж – болельщики сходили с ума, кричали, подпрыгивали, подбадривали свои команды, и чуть ли не скакали вместе с колесничими. Но эта мозаика даёт представление о том, насколько популярны были гонки. В Древнем Риме это был самый зрелищный вид спорта – важная составляющая общественной жизни на всей территории Римской империи.

Учитывая важную роль цирков на всей территории Римской империи, становится ясно, что лошадей выращивали тысячами, потому что только для одного дня гонок необходимо было огромное количество лошадей. Некоторые сохранившиеся надписи дают понять, что в северной Африке выращивали не только самое большое количество лошадей, но и одних из самых лучших скакунов в Римской империи». [T.10DCCXXII.1]

Prof. Fik J.A.M. Meijer, University of Amsterdam: «Гонки на колесницах были самыми популярными зрелищами в Риме, и императоры экспортировали этот спорт в другие города Римской империи. Мы повсюду находили цирки, в которых проводились скачки».

Гонки на колесницах были экспортным товаром развлекательного бизнеса Рима. Его следы до сих пор можно найти во многих частях бывшей империи. Например, в окрестностях современного Туниса, в древнем городе Карфаген. [T.10DCCXXII.2]

**

 

 
     
 

**

Сергей ИВАНОВ, доктор исторических наук: «…вдруг оказывается, что император праведнее Пустынника. Император, опять-таки, отказывается говорить, говорит что нет, он грешный. Говорит: «Ну, ладно, я тебе скажу. Я, на самом деле, под своей багряницей ношу власяницу». Пустынник говорит: «Нет, это не святость. Должна быть какая-то ещё святость». «Ну, ладно, тебе ещё скажу – говорит император – я на самом деле тайно ночью выхожу из дворца и иду врачевать раны убогих и так далее». Он говорит: «Нет. Должно быть что-то ещё» – говорит Пустынник. «Ну, ладно, была-небыла – говорит император – я должен председательствовать на ипподромных бегах, как император. Так вот, я обязан это делать, я открываю бега. Все вокруг кричат, свистят, болеют, а я заставляю себя не болеть ни за кого». И Пустынник говорит: «Ну, да!? Правда, что ли? Ну, я такой святости ещё не достиг». [T.10.CI.102]

 

Древние праздники тоже находили своё новое истолкование, получая дальнейшее развитие. Состязания колесниц на больших ипподромах пользовались даже в византийское время особым поощрением, хотя с этим видом спорта были связаны многие магические действа, как об этом свидетельствует свинцовая табличка конца IV в. н. э., найденная в Бейруте. В её тексте преданы торжественному проклятию 35 лошадей, принадлежавших враждебной партии, вместе с их колесничими. Особенно ярыми любителями таких состязаний ещё в середине V в. н. э. считались ученики высшей правовой школы в Берите, которая с той поры уже стала христианской. Некоторые из самых любимых зрителями колесничих, Юлиан из Тира, выступавший около 460 – 480 гг., и Порфирий, участник состязаний в 490 – 510гг., были родом из Финикии. Вероятно, античные спортивные состязания прекратили своё существование только в VI в., после того как сильное землетрясение 551 г. разрушило большие ипподромы.

Карл-Хайнц Бернхардт [B.153.1]

 

 
     
 

Robert Drews, Author «End of The Bronze Age»: «Всевозможные источники дают нам предельно ясную картину: колесничные подразделения были элитой армии Бронзового века. Правители знали каждого возницу по имени. Эти люди были правящим классом в армии. Пехотинцев, в свою очередь, исчисляли по номерам. Таким образом, в армии существовало серьёзное социальное расслоение. В позднем Бронзовом веке главной военной мощью считались элитные колесничные отряды. В Железном веке, который последовал за Бронзовой катастрофой, значительно возросла роль пехоты, колесницы, в свою очередь, ушли в тень. От них не отказались полностью, их продолжали использовать для фланговых операций, однако, основной силой всё таки стала пехота». [T.10.CLXXXIII]

 

Большинство римских солдат были пешими. Колесницы использовались в спорте и церемониях, а кавалерия только для разведки и добивания отступающего противника. Римские всадники не использовали стремена, но вскоре это изменилось. В 378-м году две трети восточных римских сил были уничтожены вестготами, использовавшими стремена и массированные кавалерийские атаки.

Prof. Richard Holmes, Cranfield University, Military Historian: «Постепенное пришествие стремян с Востока позволило вооружённым солдатам в тяжёлой броне использовать лошадей как боевые платформы. Сунув ноги глубоко в стремена, они ехали практически стоя. А их седла напоминали большие кресла. В таком седле они были в относительной безопасности и могли использовать тяжёлые мечи, топоры и боевые молоты. В этом смысле стремена и тяжёлый меч были неразделимы». [T.13.LXIII]

 

 
     
 

…у армии раджи Пора длинная и кровавая история. В то время Индия была разделена на шестнадцать независимых княжеств, постоянно боровшихся друг с другом.

Dr. David B. George, Director Institute for Mediterranean Archaeology: «Война была для них нормальным состоянием: как только раджа приходил к власти, он нападал на соседей».

Индийская традиция военного искусства восходит к арийским племенам, пришедшим из Центральной Евразии.

Prof. Richard A. Gabriel, Royal Military College of Canada: «Это было одно из величайших переселений народов в истории. Если вы хотите узнать, как выглядели древние племена, включите телевизор и посмотрите на афганцев. Те, кто живёт на севере в горах, вплоть до восемнадцатого века не смешивались с другими народностями. Именно так выглядели исконные арийцы: они были высокие, темнокожие, бородатые, с чёрными глазами. Передвигались верхом и на колесницах. Они быстро завоевали всю Индию».

Steven Weingartner, Author: «Историкам до сих пор мало известно о древних ариях. Считается, что это были жестокие воины, и именно они познакомили индийцев с лошадьми и колесницами».

Колесница позволяет быстрее передвигаться на поле битвы. С её помощью арии завоевали огромные территории. [T.18.XVII.2]

 

У древних ираноязычных народов, в том числе и у бактрийцев, существовало особое сословие знатных воинов, сражавшихся стоя на колесницах, к которому принадлежал и сам царь. Колесница была у них отнюдь не только средством передвижения, но и символом власти. На них иранцы и бактрийцы изображали своих богов и царей.

Бактрия издревле славилась коневодством. В легендах рассказывается, что в озере или в пещере в горах жил замечательный небесный скакун, оплодотворявший кобылиц царского табуна. Рождённые от него жеребята не скакали, а словно летали на крыльях. Они были священной собственностью царя и составляли его славу. Поэтому название коня входило в имена многих бактрийских владык – Внштаспа, Аурватаспа, а столица страны называлась Зариаспа – Златоконная.

…эти-то царские подарки и составляют, должно быть, большую часть вещей Амударьинского клада. Гордый, недоступный, выходил в парадном одеянии бактрийский правитель и садился на свою колесницу: важному лицу не подобало ходить пешком.

Е. КУЗЬМИНА, кандидат исторических наук [A.329]

 

Его люди прорубали кирками в скалах русло для воды, сооружали земляные насыпи для каналов. Синахериб повествует о том, как в поисках воды он однажды взобрался на гору Мусри, а это и есть зелёная горная цепь Джабель-Башикай, что простиралась сразу же за его домом. Он утверждает, что ему стоило немалого труда взобраться туда; эти слова поражают в устах человека, который славился неистощимой энергией. Возможно, он просто больше привык к стремительному бегу военной колесницы, которая мчала его прямой дорогой к очередному, обреченному на гибель городу иудеев.

Мэри Чабб [B.149.1]

 

 
     
 

После объединения китайских земель Цинь Шихуанди создал отлаженный государственный механизм, внедрив новаторскую систему бюрократии.

Однако до этого Древний Китай пережил пятисотлетнюю эпоху раздробленности, и подданные разных уделов империи ненавидели друг друга. Как Цинь Шихуанди сумел сплотить разобщённые враждующие регионы в единое государство? Археологи нашли ответ в одной из подземных галерей около усыпальницы первого императора.

Это бронзовая модель колесницы. Исторические документы свидетельствуют, что Цинь Шихуанди, объединив страну, регулярно объезжал свои земли в сопровождении советников на таких колесницах. Это небывалое мероприятие – путешествие на колесницах по неохватным просторам Китая – называлось «Сюнь син» – «Императорская инспекция владений». За время своего правления Цинь Шихуанди совершил пять таких поездок, начиная с того года, когда его провозгласили императором. Он проехал от верховьев Хуанхэ до Восточно-Китайского моря. Протяжённость этого пути составила пятнадцать тысяч километров. Почти треть всего правления Цинь Шихуанди провёл вдали от столицы. [T.10.DLXXXIX.1]

 

Три с половиной тысячи лет назад к власти на территории, ныне известной, как Китай, пришла первая династия – династия Шан. В то время эти земли делили между собой многочисленные разрозненные мелкие царства и племена. Но в последующие тысячу четыреста лет в регионе возникла развитая цивилизация – единое государство под началом одного императора.

История колесниц начинается не в Китае, а в тысячах километров от него – у подножия Уральских гор – на территории, известной, как Степь, и протянувшейся от Украины до Монголии. Именно здесь, в 1970-м году археологи сделали сенсационную находку – одну из самых ранних колесниц в мире. Ей оказалось четыре тысячи лет. Отсюда колесницы распространились на Запад – в Персию, Украину, Египет, Турцию и Европу, и на Восток – во Внутреннюю Монголию и в Северный Китай.

Племена кочевников запечатлели свою историю на камнях. Среди множества элементов, изображающих повседневную жизнь, есть и особенно важный символ: изображение колесницы на колёсах со спицами, с запряжёнными в неё двум лошадьми (430 kB). Здесь изображены две лошади, тянущие повозку, состоящую из ящика и двух колёс. Судя по стилю изображения, наскальные рисунки можно отнести к началу Бронзового века. Это на несколько столетий позже и на восемь тысяч километров восточнее первой колесницы, обнаруженной в России.

Для жителей Древнего Китая колесницы были инженерным новшеством. В последующие тысячелетия их взяли на вооружение правящие династии. Конструкция транспортного средства, прибывшего издалека, постоянно менялась. Благодаря постоянной потребности в дотации и улучшении, колесница постепенно превратилась в престижную боевую машину и заняла центральное место в китайской культуре.

…раскопкам в Заоян (Zaoyang) провинция Хубэй в центральном Китае. В 2002-м году здесь было обнаружено древнее кладбище площадью более миллиона квадратных метров. Археологи выкопали несколько артефактов, которые помогли датировать захоронение семисотым годом до новой эры.

…поручили профессору археологии Чин Фан (Dr. Qin Fang). Чин и его коллеги понемногу выкопали и остальные сокровища этого кладбища. Всего они обнаружили двадцать девять гробниц из числа которых особенно выделялась одна.

Dr. Qin Fang, Hubei Provincial Museum: «Гробница принадлежала обладателю высокого статуса».

Его похоронили вместе с женой, слугами и тысячей с лишним изделий из бронзы, золота, серебра и нефрита.

Dr. Qin Fangm: «Мы обнаружили яму, где когда-то были захоронены двадцать восемь колесниц и сорок девять лошадей. Ничего подобного мы не ожидали. Это стало очень важным открытием».

Бронзовые втулки колёс так и остались на своих местах. Колесницы были в самом центре захоронения, принадлежавшего представителю древнекитайской элиты.

Prof. Jeffrey Riegel, University of Sydney: «Колесница является продолжением их личности – символом их статуса. Колесницы были настолько важны, что люди, лежащие в этих могилах, хотели держать их при себе и после смерти. Так боги поняли бы, насколько влиятельными были эти люди при жизни».

…происходило в Китае в семисотом году до новой эры, когда были захоронены эти колесницы.

Prof. Robin D. S. Yates, McGill University: «В то время Китай не был единым государством, как сейчас. Им правила династия Чжоу. Придя к власти, представители династии Чжоу разделили страну на несколько частей и правили ими, поддерживая относительный мир».

Чжоу пришли к власти в 1046-м году до новой эры. Со временем малые государства стали сильнее и в 771-м году но новой эры была предпринята попытка свергнуть Чжоу. Династия удержалась у власти но была сильно ослаблена, и отдельные регионы начали бороться друг с другом за верховенство над другими.

Prof. Robin D. S. Yates: «Именно тогда в ход были пущены колесницы: на полях сражений мы видим всё больше и больше колесниц. Главный документ, рассказывающий нам о том, как проходили битвы – «Дзо Чуань». В нём говорится о количестве задействованных колесниц: 700 – 800 колесниц. Вот почему этот период называют «Золотым веком колесниц».

Колесницы, найденные во время раскопок в Заояне (Zaoyang провинция Хубэй в центральном Китае) относятся к эпохе, когда Китай был на пути к объединению. Эти машины доминировали на поле боя.

Мы не знаем, как долго сама идея колесницы шла из степей в Китай, но нам известно, что к 1200-му году до новой эры она дошла до древнего города Аньян (Anyang). (210 kB)

Prof. Robin D. S. Yates: «В то время Аньян был столицей первой задокументированной династии в китайской истории. Речь о династии Шан – ярком представители культуры Бронзового века».

Dr. Qin Fang: «У китайских колесниц есть одна уникальная особенность – множество бронзовых деталей, каких вы не найдёте больше нигде в мире. В этом раскопе нашли сто двадцать восемь бронзовых предметов».

На заре китайской истории бронза была самым востребованным металлом: золото и серебро использовали только из-за их цвета, и их статус был гораздо ниже.

Prof. Robin D. S. Yates: «Китайские боевые колесницы отличались от западных. Их экипаж состоял из трёх, а не из двух человек. Об этом можно прочесть в работах военного эксперта Сунь Биня. Опытный лучник стоял слева, опытный возничий – по середине, а обычный воин – справа».

…колесница на поле боя исчерпала себя. К моменту падения династии Чжоу всё ярче стал проявлять себя намного более мобильный род войск – кавалерия. До пятого века до новой эры лошади использовались, как тягловая сила: верховая езда была редкостью. Войны в Древнем Китае велись традиционным способом, и так как на лошадях ранее не скакали, армии не были к этому готовы. Всё изменилось около пятисотого года до новой эры. Государства, воевавшие с монгольскими племенами, стали перенимать их тактику использования лошадей. С появлением в кавалерии конных лучников отношение к колесницам изменилось. [T.29.XXXVIII]

 

Династия Шан покорила девяносто племён, обитающих по соседству, и расширила свои территории до современной Внутренней Монголии на севере и за рекой Янцзы на юге.

Что же стало залогом поразительных военных успехов? Ключ к разгадке этой тайны можно найти на раскопках Иньсюй (Yinxu). В этой могиле похоронены лошади вместе с колесницей. Значит уже в то время династия Шан использовала колесницы. Об этом факте также рассказывают костяные оракулы. Символ колесницы можно найти на многих костяных оракулах (125 kB).

Использование колесниц свидетельствует о том, что у династии Шан была не только технология изготовления колёс, но и дороги, по которым колёса могли двигаться. Народ династии Шан был мобильным и мог преодолевать большие расстояния за относительно короткое время.

Город Цзинань (Jinan) к востоку от Аньяна (Anyang). Город расположен в низовьях реки Хуанхэ и когда-то был столицей царства Ци в период Чуньцю (Период Вёсен и Осеней). Здесь в мае 1990-го года при строительстве автомагистрали нашли царскую гробницу Ци возрастом 2 600 лет. Вместе с царём были захоронены лошади и колесницы или чемакены (чэ-ма кэн / «яма с колесницей и лошадьми» – жертвенная яма).

В гробнице размером сорок на пятнадцать метров захоронены 32 лошади и 10 колесниц. Эти лошади и колесницы использовались в битвах. Но после кончины императора лошадей отравили алкоголем и захоронили вместе с колесницами в соответствии с обычаем того времени. Таким образом, лошади и колесницы были символами военной мощи в Древнем Китае.

Prof. Fang Hui, Shandong University (Фан Хуэй, профессор Шаньдуньского университета): «В то время военная мощь государства определялась количеством колесниц и лошадей, которыми оно располагало. Так же это указывало на богатство царства: содержание большого количества колесниц и лошадей обходилось очень дорого. Маленькое царство не могло себе этого позволить».

В то время колесница была грозным оружием. На месте захоронения также обнаружили множество наконечников стрел. Острые стрелы и быстрые колесницы являются доказательством интенсивности древних сражений. Сочетание быстрых колесниц и пронзающих стрел было особенно опасным. [T.10.DCCLXXVII.1]

 

Алексей ПАСТУХОВ, синолог: «…скорее всего имело место не доминирование одной расы над другой, или одного народа над другим, а просто имело место заимствование именно технологическое. Потому что как раз Шан – это резкое и внезапное наступление эры колесниц в Китае. То есть, колесница сразу приходит со спицами, лёгкая, двухколёсная. То есть, нет вот этих монстрообразных повозок, как в Шумере. Поэтому это главный аргумент, что шанцы были именно носителями индоевропейских языков.

…колесничие – это, как раз, клановые верхушки. Этих колесничих, считалось, что их нужно готовить с детства.

Ко временам легендарным таким вот: Джоу – это династия, которая сменит династию Шан.

До 841-го года до нашей эры считается, что все даты китайской истории условны.

Шан, она пала где-то в одиннадцатом веке до нашей эры под ударами династии Джоу. Джоу – это более выраженные хуася. Про Шан вообще ничего не известно: из мх собственных надписей не известно ничего». [P.125.417]

**

 
     
 

**

Иван СЕМЬЯН, археолог, руководитель центра исторических проектов «Археос»: «…ещё из конструктивных деталей – покрышка. Это великая тема, потому что есть могильник Сатан в Казахстане, где сохранилась покрышка кожаная, и, более того, красная кожаная покрышка. И исследователи долгое время полемизировали: это покрышка или это чехол торжественный, чтобы в погребение поставить. Мы когда этот эксперимент делали, мы не знали, что будет. Во-первых, я очень сильно сомневался, что эта штука реально будет устойчива…

Второй момент – это покрышка. По поводу покрышки я ошибался на сто процентов: я был уверен, что покрышка – это ерунда полная. Что её сорвёт: любую кожаную покрышку очень быстро сорвёт. Я полагал, что это чехол. И мы когда сделали первый вариант колесницы, первые полевые выезды делали, мы не стали делать покрышку, но увидели, что камни, даже маленький камешек, как кусочек щебёнки, он оставляет такую выбоину в ободе. Обод изнашивается, как крупный абразив, стачивается, размочаливаются волокна. И когда мы поставили покрышку – наш кожевенник сделал такую дублёную бычью – чепрак: это оказалось просто спасение. Ему не стало ничего. Мы катались всё лето: в леваде по песку, по лесу объезжал камни-деревья, катались в степи – на камни я налетал. Мало того, что оно защищает обод, оно ещё держит колесо: в этом колесе одна из главных проблем – это то, что оно полностью органическое, там нет металлического обода, никаких металлических деталей. Всё это гнутое дерево, костный клей и стыки сухожилий сматывали. И это держится. Причём мы за колёса переживали больше всего

Ломалось многое. Колёса не сломались ни разу. Это одну из гипотез мы очень хорошо проверили экспериментом.

…в Казахстане известно двести колесничных петроглифов, а по Средней Азии и там Алтай, Монголия – около шестиста петроглифов, где изображены колесницы. И там есть петроглифы, на которых стоит мужчина с поводьями и с луками. Но, в основном, они все с одним человеком эти колесницы. Но, в то же время, он совершенно очевидно едет и стреляет из лука. И они все перильные эти колесницы, и у них корпуса открытые.

Псалии – элемент упряжи. И среди исследователей есть убеждённость интуитивная, что псалии – это любая упряжь. Мы полагаем, что, всё-таки, псалии соотносятся с колесницами.

…вопрос псалиев здесь принципиален. Потому что псалии – это не универсальная упряжь, по крайней мере, в эту эпоху. Эти псалии в принципе самые ранние: они появляются вместе с колесничным комплексом, как часть колесничного комплекса. Псалий актуален только для быстрого манёвра: ни для чего больше он не нужен. То есть, лошадью можно управлять с помощью недоуздков, и никаких псалиев не нужно. Мы это протестировали: просто безудильная упряжь мягкая (у неё кожаный ремешок во рту). Мы пробовали управлять таким образом – лошадь всё понимает, но она реагирует медленно. То есть, она реагирует, потому что ты поворачиваешь её голову. И вот когда ты на ней сидишь верхом, то ты помогаешь себе ногами, ты тянешь корпусом, ты прикладываешь значительное усилие – лошади понятно, что ты делаешь. А когда ты стоишь в колеснице в двух метрах, у тебя длинные поводья, ты тянешь. И она реагирует, но не очень быстро. И если у вас цель использования такой повозки транспортная, тем более в степи – этого вполне достаточно. Я ездил по леваде, разворачивался перед препятствием: угол разворота был не очень резкий, но разворачивался вполне. И с псалием очень важный аргумент, что разница в степени управления. Недоуздки оказались сильно менее эффективными, чем псалии: псалии позволили за счёт шипов, которые нажимают на щёки лошади, очень резко поворачивать. То есть, буквально: я еду, передо мной дерево – достаточно было повод поднатянутый слегка нажать пальцем, и она уже чувствует твой сигнал. Ей уже начинают эти шипы давить. И мы сравнили псалии с современной упряжью: и эффективность оказалась (сравнимой). Управляемость возрастала от недоуздков к современной упряжи, но псалии оказались очень эффективны. Но к псалиям лошадей надо приучать». [P.125.357]

 

 
     
 

«Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, возлюбленная моя. Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях; золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками». (Песн.П. 1:8-10).

*

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «И я бы не знал, если бы не услышал комментарии одного знатока. В колесницы владык запрягали только кобылиц, потому что кобылица не отвлекается от исполнения своего долга. Жеребец, когда чует кобылу, то его не удержишь. А если их ещё и несколько, они начнут грызться – и это всё, никакой самый искусный кучер не удержит. А на меринах же не будешь выезжать. Поэтому кобылицы лучше. Но что такое кобылица? Тут «сусса баагалат паро» – «кобылица в колеснице фараоновой». В некоторых случаях, боевые кобылицы (не фараоновы, а в войсках египетской, ассирийской армии, у хеттов) использовались для отвлечения кавалерии противника. Выпускали кобылиц вперёд, жеребцы бежали за ними, а кобылицы – на свист хозяина, и войско не может удержать строя, потому что кони несут. И ломается строй. Кобылица здесь – это не только символ красоты и изящества. Это символ послушания и покорности, верности долгу, кобылицы в колеснице фараоновой и украшение его». [B.141.35]

 

 
     
 

Конные колесницы были излюбленным оружием филистимлян. Такой примитивный танк был совершенно бесполезен на пересечённой местности. Но дайте филистимлянам ровное поле, и они используют это преимущество для нанесения ударов по флангам и даже с тыла.

На ровном и пологом склоне филистимские лучники на колесницах без труда настигли пехотинцев Саула [T.10.XXIII.1]

 

для обеспечения маневренности – главного боевого качества – колесницы изготавливались очень лёгкими, это обусловливало и их недолговечность. До настоящего времени сохранились лишь единичные экземпляры.

Колесницы изготавливались из различных сортов дерева: для колёс использовался легко гнущийся вяз, для корпуса – прочный ясень. В каждую колесницу запрягалось по две лошади, и она несла двух человек – возницу и лучника. Дно колесницы было сплетено из кожаных ремней и затянуто кожаным полотнищем, что обеспечивало амортизацию и достаточную опору для лучника, позволяющую ему стрелять на ходу. [T.12.LXXXII.2]

 

Танки – наиболее эффективное оружие на поле боя – обнаруживают и уничтожают врага с поразительной точностью. Пересекают труднопроходимую местность на скорости до сорока восьми километров в час, и выдерживают прямое попадание реактивной ракеты.

Танк – совершенная боевая машина: соедините мощь пушки, маневренность джипа и защиту шестидесяти сантиметров брони…

Танки придумали британцы, чтобы преодолевать окопы. Немецкие орудия сковали огнём их войска – нужно было сдвинуться с мёртвой точки. Решение нашлось: защищённая бронёй машина, преодолевающая окопы при помощи гусениц, и стреляющая по ним. Она тащилась со скоростью около пяти километров в час, сея страх в рядах немцев. Войны изменились навсегда. Впервые выкатившись на поля Фландрии, танки стали повелителями сражений.

Dr. Robert S. Cameron, Patton Museum: «Легко представить ужас немецкого пулемётчика, к которому через открытое пространство ползёт металлический ящик. В какой-то момент смельчак решал, что благоразумие – лучшая часть героизма, и убегал».

Ответить было нечем – пулемёты оказались бессильны. Результат был разрушителен.

Dr. Robert S. Cameron: «…вместе с танками появилась танкобоязнь – боязнь того, что огромный металлический ящик тебя задавит. И это происходило везде, где они появлялись».

Успех танков заключается в трёх составляющих, необходимых любой армии. Во-первых – подвижность, то есть способность быстро прибыть на место и продвигаться вперёд. Далее – защита: танк выдерживает попадание и поражает противника. И огневая мощь – разрушительная сила, лишающая противника возможности к сопротивлению.

Улучшение этих трёх параметров и стало движущей силой прогресса в танкостроении. Они должны находиться в равновесии: слишком большая пушка и толстая броня сделают танк неуклюжим и опасно медлительным. Более быстрый и лёгкий танк с той же огневой мощью превзойдёт его и уничтожит. Однако если увлечься лёгкой бронёй и маневренностью, танк будет уязвим перед пушками больших танков. Если равновесие «огневой мощи», «подвижности» и «бронирования» нарушено, и экипаж, и машина, скорее всего не вернутся с поля боя.

…по сути, любой танк – это бронированная мобильная пушка – артиллерия с добавлением транспорта. Чем больше пушка, тем больше снаряд и разрушительная мощь.

Dr. Robert S. Cameron: «Танк постоянно критиковали за его тяжесть, расходы, говорили, что можно его заменить более дешёвыми системами. И, всё равно, сегодня танки – эти ископаемые – не только эффективно сражаются, но и постоянно пользуются спросом».

Ключевое преимущество танка – его способность приспосабливаться. Он может воевать практически везде.

David Pride, General Dynamics Ordinance Division (Дэйв Прайд, командир танка в отставке, эксперт по танковым орудиям): «Думаю, танк проживёт ещё долго: мы пережили революцию в убойной силе артиллерии, увидели направленную энергию лазера и так далее, но танк отлично наводит ужас и демонстрирует огневую мощь, а это и ломает сопротивление противника». [T.21.LXI.1]

 

Crispin Swayne, Former Tank Commander: «Зенитное орудие калибра 88-миллиметров создавалось как зенитная пушка, способная выпускать почти десятикилограммовые снаряды со скоростью восемьсот сорок метров в секунду. Но немецкие генералы поняли, что если опустить это орудие и нацеливать его вниз, можно сбивать вражеские танки на расстоянии более двух тысяч метров».

Но переместить 88-ми миллиметровую зенитку на позицию, на поле боя непросто.

Crispin Swayne, Former Tank Commander: «Это орудие – семитонный монстр: чтобы его куда-то дотащить нужен большой грузовик. Когда грузовик отцепляется и уезжает, расчёт остаётся один. А затем нужно время, чтобы подготовить 88-ми миллиметровую зенитку к бою. Каждый раз, останавливая орудие, нужно опустить стабилизаторы и установить блок управления огнём в рабочее положение, чтобы выстрелить точно по врагу. На всё это уходит много времени – они полностью уязвимы перед нападением врага. И так, оно весит более семи тонн и не имеет никакой защиты.

И немецкие конструкторы придумали решение: они решили упаковать это необыкновенное орудие в башню, окружить расчёт бронёй толщиной до десяти сантиметров для защиты, а затем для мобильности оснастить его гусеницами и огромным двигателем, превратив это «суперорудие» в «супертанк». Это Mark VI более известный как «Тигр».

«Тигр» стреляет дальше любого советского танка, а его толстая броня делает его практически неуязвимым для вражеских снарядов…[T.21.LXII.1]

*

Михаил БАРЯТИНСКИЙ, историк, журналист, автор книг по военной технике времён Второй мировой войны: «…она их пробивала. Но немецкая 75-миллиметровая пробивала Т-34 на большей дальности при этом. Ну, ещё больше был, конечно, разрыв в возможностях по сравнению с «Тигром» и «Пантерой». Потому что «Тигр», например, даже бортовую броню «Тигра» Т-34, 75-миллиметровая, вернее, пушка танка Т-34 не пробивала даже с 200 метров. То есть требовалось еще более близкая дистанция. Поэтому, конечно, стало очевидным, что необходимо более мощное вооружение. Ну, и после Курской битвы по трофейным немецким танкам вёлся отстрел, то есть их отстреливали, доставили на полигоны и в Кубинку, и главным образом на Гороховецкий артиллерийский полигон. Там вёлся отстрел их из различных арт-систем. И, что называется, методом тыка пришли к выводу, что наиболее эффективным средством является 85-миллиметровая зенитная пушка 52К». [P.97.122]

 

Никита КРУТАКОВ, научный сотрудник музейного комплекса Уральской горно-металлургической компании: «Появление танка, его рождение – это просто очередной виток бесконечного спора и состязания средств наступления и средств обороны: лук и щит, меч – кольчуга, аркебуза – латы. Когда в Первую Мировую войну средства обороны возобладали над средствами наступления, и Западный фронт утонул в крови и засел в многокилометровых окопах, встал вопрос, что надо эту ситуацию как-то менять».

Стивен ЗАЛОГА (Steven J. Zaloga), военный историк, США: «Появление современных пулемётов и полевых пушек сделало очень трудным проведение кавалерийских или пехотных операций. Пулемёты стали погребальным звоном кавалерии. Нужно было что-то, что могло пересечь поле боя – что было бы защищено от пулемётов и артиллерии».

Никита КРУТАКОВ, научный сотрудник музейного комплекса Уральской горно-металлургической компании: «Что такое ранний танк? – Это штука, которая очень медленно, потому что она должна идти со скоростью не быстро бегущего человека, ей просто не надо быстрее; не сильно бронированная, потому что противотанковых средств у противника нет; и легко вооружённая, потому что она будет сражаться с живой силой противника, потому что других танков тоже пока что нет. То есть, когда появились первые танки, никто не думал, что будут танковые полки, танковые бригады, танковые дивизии, или, не дай бог, вообще, танковые армии». [T.2.XCVIII]

 

 
     
 

Идея создания двухколёсного экипажа для одного человека, в котором в качестве двигателя использовалась мускульная энергия ездока, возникла ещё в древности. Однако реализация её в приемлемом виде относится лишь к концу XVIII века. И хотя современный велосипед (ог латинского velox – быстрые, pedes – ноги) давно имеет своё собственное лицо и установившуюся конструкцию, эволюция его формообразования ещё далеко не закончилась.

*

К истокам возникновения велосипеда можно, по-видимому, отнести перестановку колёс двуколки с двухколейного расположения в одноколейное.

В конце XVII столетия во многих странах появились деревянные двухколёсные одноколейные экипажи, которые приводились в движение самим ездоком – он отталкивался от земли ногами и таким образом двигался верхом на экипаже. Это были первые прототипы современного велосипеда. Типичным примером таких экипажей может служить «игрушечная лошадка» Карла Драйса, построенная но однобалочной схеме. Само название этого экипажа говорит о развлекательном характере повозки, не претендующей на удобное средство передвижения, руль ещё пока отсутствует. Не зря подобного рода экипажи именовали «костотрясамн».

На грани XVII и XVIII веков у «костотрясов» появилось поворотное переднее колесо, обеспечивавшее рулебалансирование. Примером такого экипажа может служить «самокат» Бланшера.

Двухколёсные самокаты подобного типа начали бороться за скорость, надёжность и безопасность: на деревянных колесах появляются металлические ободья…

А. ВОЛКОВ, кандидат технических наук [A.442]

 

 
     
 

Александр НЕФЁДКИН, доктор исторических наук, СНО ИФФ НИУ «БелГУ»: «…первые колесницы были четырёхколёсными повозками, которые были запряжены онаграми. И это были такие протоколесницы, хотя формально они не колесницы. Это третье тысячелетие до Новой эры. Это Месопотамия.

…в начале второго тысячелетия приходит лошадь на Ближний Восток. И тут начинается вот эта вся «арийская проблема» – арийцы её принесли, не арийцы?

Митанийцы, которые являются индоарийским народом и поселились на севере Месопотамии, они, действительно, были «лошадниками».

Настоящую колесницу, запряжённую двумя лошадьми – одна лошадь не запрягалась в колесницу – эту колесницу стандартную наблюдаем с начала второго тысячелетия именно в Передней Азии. Это Месопотамия, это Сирия, это восток Анатолии и Малой Азии. И в этот период складывается так называемое «колесничное койне», то есть, общность.

Колесницы обычно состоят из кузова. В Египте, например, он делался с большими окнами в кузове.

Роль в бою колесниц – это выполнение роли конницы. Конницы не было: она появилась в районе начала первого тысячелетия до Новой эры.

…ход истории идёт – смена колесницы лошадью. Но это длится очень долго. Последние колесницы обнаруживаем в Ирландии в начале Новой эры: там ещё старенькие биги, то есть, с двумя конями. Далее колесницы существуют примерно до седьмого века Новой эры в Индии. Это уже как анахронический род войск, но в надписях они упоминаются. И Китай: еще в начале Новой эры там квадриги ездят, но, в основном, как статусная повозка военачальника.

Колесницу употребляли и греки. У греков колесницы появились в районе шестнадцатого века до Новой эры в Крито-Микенской Греции. Сначала они были по образцу Востока тяжёлые, а в конце второго тысячелетия появились лёгкие колесницы – платформа с перилами фактически. И на ней стояли не копейщики, как раньше, по образцу хеттов, а дротикометатели. И, возможно, с неё спешивались. И вот эту манеру колесниц как раз увидел в поэме Гомера «Илиада»: там герои спешиваются с колесниц.

…колесницы, естественно были не только боевые. Были ездовые, были парадные и были гоночные колесницы. И, соответственно, каждой из них соответствует своя нюансировка конструкции

На походе колесницы везли быки. Быки запрягались в это же ярмо, и они везли, чтобы лошадей не утомлять боевых. И в индийских же источниках упоминаются колесницы, запряжённые верблюдами. Но, похоже, что они их везли до поля боя». [P.125.489]

 

 
     
 

Роман МИМОХОД, доктор исторических наук, Институт археологии РАН: «…у нас Абашевская общность состоит из трёх культур – это Средневолжская Абашевская культура, Южноуральская Абашевская культура и Доно-Волжская Абашевская культура. Самая древняя из них – это Средневолжская. Это приход с предковой территории на Среднюю Волгу. Затем абашевский традиции начали распространяться на Южный Урал и на Волго-Донское междуречье и на Средний Дон. Причём, как и у «Колоколовидных кубков», Абашевские культуры не имеют общих границ – они расположены локусами. А вот потом Абашевские культуры, прежде всего Доно-Волжская и Южноуральская стали основой сложения культур так называемого «Колесничего горизонта», куда входят кроме Доно-Волжской Абашевской культуры, Южноуральская, Потаповские памятники туда входят, и знаменитые Синташтинские памятники.

Вот это была «героическая эпоха». Гигантский пик новых военных конфликтов – это двадцатый-восемнадцатый век, когда формируется блок колесничих культур: Синташта, Потаповка, Покровск, и они вступают в военное противостояние с осколками «Посткатакомбного мира», прежде всего с Днепро-Бабинской культурой. И вот тут получаем проломленные черепа и наконечники стрел в костях несчастных посткатакомбников. Системы вооружения были просто не сравнимы. У Колесничих культур – это колесницы, это копья, это топоры. А, по сути дела, посткатакомбники могли от них отбиваться только какими-то каменными топорами и стрелами. И всё: они были обречены на то, что потерпят поражение в этом конфликте». [P.125.535]