ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН VII. Spiritus dominat formam; Victoria; Jus Proprietatis; Curriculum Hermetis (Колесница Гермеса); le Chariot; Иероглиф (Стрела в прямолинейном полёте).

   

Curriculum Hermetis (Колесница Гермеса)

КОЛЕСНИЦА

СБОРНИК 07_4

 
     
 

albis praecurrere equis погов. H ехать впереди на белых конях (как триумфаторы), т. е. далеко превзойти, опередить

 

I tēmo, ōnis m 1) дышло Vr, V, О; 2) поэт. воз, повозка, колесница J; 3) созвездие Большой Медведицы Poëta ар. С, О; 4) шест, жердь Col. [B.32]

II temo, ōnis m налог на освобождаемых от воинской повинности CJ. [B.32]

 

I temōnārius, a, um [temo II] военно-податной (onus CTh, CJ). [B.32]

II temōnārius, ī m сборщик военного налога CJ. [B.32]

 

I bīgātus, a, um [bigae] имеющий изображение колесницы с парной запряжкой (argentum L). [B.32]

II bīgātus, ī m (sc. nummus) монета с изображением колесницы с парной запряжкой (серебряный денарий) L, Т, РМ. [B.32]

 

covin(n)us, ī m (кельт.) 1) боевая, вооружённая серпами колесница Mela, Lcn; 2) дорожная повозка (без козел, открытая лишь спереди) М. [B.32]

 

quadrīgae, ārum f (редко sg. Prp, VM, Su) [quattuor + jugum] 1) квадрига, четвёрка (alborum equorum L; camelorum Su); 2) колесница, запряжённая четырьмя лошадьми: navibus et quadrigis погов. Н кораблями и колесницами, т. е. всеми средствами, всюду и везде; 3) четвёрка, четверо (tyrannorum Vop). [B.32]

 

I quadrupedāns, antis adj. [quattuor + pes] ходящий или скачущий на четырёх ногах (equus PM): sonitus q. V топот скачущего коня. [B.32]

II quadrupedāns, antis m поэт. конь, скакун V. [B.32]

 

tēnsa, ae f тенса (колесница, на которой во время ludi Circenses перевозились из храмов в цирк изображения богов) C, L, Su. [B.32]

 

II Theōn (gen. pl.) Ochēma (греч. «колесница богов») гора в Ливии Mela, PM. [B.32]

 

 
     
 

Dr. Craig G.R. Benjamin, Grand Valley State University: «Сочетание шумерского колеса с приручённой кочевниками лошадью, дало миру грозную военную технику». [T.10.CCCL]

 

Mike Loades, Military Weapons Expert: «Древние сражения скорей напоминали шахматную партию. Полководцы подолгу выстраивали свои войска. Допустим, этот полководец хочет передвинуть пехоту сюда. Здесь могут вмешаться колесницы и перерезать путь этим воинам. Таким образом, колесницы могли использоваться для контроля поля боя. Но у этой армии, конечно, тоже есть колесницы, и их второе назначение противостоять колесницам противника, и лишить их возможности контролировать поле боя».

Mike Loades, Military Weapons Expert: «Лук для колесниц не совсем обычный лук: обычный трудно было бы использовать в таком замкнутом пространстве. Лучнику в колеснице требовалось особое оружие. Тысячелетиями до начала Нового царства в XVI-м веке до н.э. египтяне пользовались простым деревянным луком. Но деревянный лук нельзя сделать коротким – все деревянные луки были длинными: плечи древка должны распрямляться быстро, как пружина. Если же деревянный лук укоротить, а для колесницы укоротить его придётся – он просто сломается. Решением проблемы стал треугольный композитный лук: его изготовляли из дерева, усиленного роговыми пластинками и сухожилиями. Благодаря такой конструкции луку можно было придать треугольную форму, что делало оружие намного мощнее даже при малейшем натяжении. Здесь всё зависит от того, как быстро плечи лука вернутся в исходное положение; это определяет и скорость тетивы, и скорость стрелы. В итоге мы получаем более компактный и более мощный лук. А если натянуть тетиву в полную силу, лук выгнется в идеальную прекрасную дугу. Вот оно чудо. Гораздо более мощный, чем деревянный, но в два раза короче его, в самый раз для колесницы. Изготовление композитных луков – искусство, и искусство утраченное.

Mike Loades, Military Weapons Expert: «Стременем стали пользоваться гораздо позднее, около 5 века н.э. Обратновыгнутый лук или лук рекурвет, гораздо более мощный, чем треугольный лук. Он полностью вытеснил его, и конные лучники целиком завладели полем боя, положив конец эпохе боевых колесниц. [T.12.V.1]

 

 
     
 

Важным наследством гиксосов были лошади и колесницы, которых египтяне Среднего царства не знали. Имя лошади в египетском языке семитическое. Таким образом, появляется конница и, вместе с тем, новая грань между сословиями.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…даже слово «Колесница», в древнеегипетском языке «Меркебет» – это заимствование». [P.122.5]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «Отношение к лошадям в Египте было не простое: они появились в Египте поздно, приблизительно в шестнадцатом веке до новой эры, после периода, когда Египтом владели гиксосы – кочевники с Аравийского полуострова. Помимо того, что египтяне вступили с ними в серьёзное противостояние и, в конце концов, победили и восстановили независимость своей страны, гиксосы, как кочующий народ, они, по сути, сыграли очень важную функцию обмена разной информацией, разными технологиями, новинками между разными народами Древнего Ближнего востока. В частности именно они завезли в Египет колесничьи войска и лошадь. Египет воспринял нововведение с восторгом, потому что это очень сильно увеличивало мобильность войска. С другой стороны, даже само слово «колесница» – «меркебет» – оно было азиатского семитского происхождения: это не древнеегипетское слово.

И уже в первом тысячелетии до новой эры, когда Египет влился во весь окружающий мир, была история одного египетского царя, который бежал от своих противников, и он бежал «сев на лошадь сверху» в стремя без колесницы «бежал дурной азиатской манерой» – было написано в тексте. Здесь вот, с одной стороны нововведение было взято, с другой стороны – определённые вещи Египтом никогда не практиковались. Изображение всадника на лошади есть, но это абсолютно исключительные изображения, их очень и очень мало». [P.125.26]

 

…но в 1650-м году до нашей эры египтян ждал неприятный сюрприз. На Египет напали северные соседи – гиксосы. Гиксосы занимали Египет на протяжении восьмидесяти лет.

Prof. Richard A. Gabriel, Royal Military College of Canada: «Одним из положительных аспектов оккупации Египта было то, что захватчики оставили после себя превосходящее по качеству военное снаряжение».

…в конце концов египтяне восстали, и началась долгая освободительная борьба. Спустя тридцать лет они изгнали гиксосов, но следы северного влияния остались.

Prof. Richard A. Gabriel: «Египтяне внесли три серьёзных изменения в устройство колесницы, совершив революцию в военном деле. Во-первых, они сместили колёсную ось от центра кузова, как это было у северных захватчиков, к задней части».

Ось длиною около метра была смещена назад для баланса скорости и манёвренности. Ширина кузова около метра, длина – полметра, высота – около семидесяти сантиметров. Каркас – деревянный – из ясеня или вяза, покрытый звериными шкурами или листьями тростника. Днище изготавливали из эластичной кожи или по-особому сотканной шерстяной ткани, для уменьшения тряски, чтобы лучник не терял равновесия. К четырём спицам египтяне добавили ещё две. Это, казалось бы, незначительное изменение заметно укрепило колёса – теперь они выдерживали скорость до двадцати километров в час по каменистой местности.

Prof. Richard A. Gabriel: «А самым главным инженерным прорывом было подвижное крепление дышла, там где дышло, шедшее от шеи лошади, крепилось к корпусу колесницы».

Поскольку крепление было подвижным, оно гасило удар. Это продлевало жизнь коляске и уменьшало тряску, что было на руку лучникам.

Prof. Richard A. Gabriel: «Если сложить все эти технические доработки вместе, то получится, что египтяне создали самую грозную боевую машину того времени».

Экипаж колесницы состоял из трёх человек: возничий, который управлял лошадью; лучник, который должен был обладать большой меткостью, чтобы попасть в цель на скорости до двадцати километров в час; и третий воин, который бежал рядом с колесницей, он атаковал врага и оборонял свой экипаж.

Steven Weingartner, Author: «Он защищал своих товарищей от воинов, сопровождавших колесницы противника, и, по возможности, вытаскивал врагов из колясок и жестоко расправлялся с ними. В наши дни танки всегда сопровождает пехота, с колесницами дело обстояло точно также».

Пехотинец был вооружён бронзовым серповидным мечом длиной около метра и весом около килограмма. Он позволял руку, а то и голову одним сильным ударом.

Колесницы египтян были лёгкими и мобильными. Колесницы хеттов больше, тяжелее и медленнее. Колёсная ось находилась по центру кузова – это снижало скорость и уменьшало устойчивость, – зато давало другое преимущество, – коляска вмещала трёх воинов: возница, лучник и пехотинец ехали вместе.

Dr. David B. George, Director Institute for Mediterranean Archaeology: «В случае с двухместной колесницей пехотинцу приходилось бежать рядом с коляской. Это сказывалось на скорости и дальности броска, ведь пехотинец – защитник колесницы – рано или поздно выдыхался». [T.17.XXVII.1]

 

…и в основе их стратегии лежал план построить безотказную военную машину.

Prof. Trevor R. Bryce, University of Queensland: «Они начали с разработки эффективного военного механизма. Я думаю, что корень успеха хеттов кроется в высокой дисциплине.

Незадолго до битвы при Кадеше хетты изменили способ ведения войны на колесницах. Они перенесли одно из колёс с задней части колесницы в центр. Это повлекло за собой очень важные изменения».

Нововведение хеттов революционизировало древнее искусство войны. Перенос колеса с тыла к центру колесницы укрепил её, позволяя переносить ещё одного человека. Это давало колеснице дополнительный вес и огневую мощь.

Prof. Trevor R. Bryce, University of Queensland: «Это изменило тактику битвы, а именно транспортные средства с тремя воинами могли быть использованы как, например, современный танк, чтобы врезаться во врагов сразу после начала битвы, создавая как можно больше хаоса и продвигаясь вглубь вражеских отрядов». [T.8.VI.1]

 

 
     
 

Prof. Kenneth A. Kitchen, Egyptologist, University of Liverpool: «В Египте колесница была чем-то вроде гоночного мотоцикла или спортивного автомобиля. Запряжённая двумя сильными лошадьми, она стремительно неслась по площади, и не дай бог, чтобы она налетела на что-то». [T.12.XLVII]

 

Dr. Peter J. Brand, University of Memphis: «Битва при Кадеше уникальна тем, что это практически битва империй. Против Рамзеса поднялись все союзники хеттов. Практически это большая редкость для древней истории, когда две огромных армии бьются лицом к лицу».

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «У них были только колесницы и кони, тем не менее они смогли построить империю».

Dr. Peter J. Brand: «Египетская колесница очень маневренна и может развернуться на месте».

В конце концов, Рамзес загнал армию хеттов в безвыходное положение и успешно защитил свою страну.

Dr. Peter J. Brand: «На 21-м году своего правления он подписал мировое соглашение с Хеттской империей».

Хетты были последним серьёзным врагом Египта. Так как биться было больше не с кем, Рамзес не мог далее выполнять свою функцию воина.

Dr. Peter J. Brand: «Для Рамзеса это стало политической проблемой». [T.12.XLIX]

 

…и всё же, сколько бы ни возрастала мощь техники, победа будет одержана, только когда на землю ступит пехотинец.

Пехота – древнейший род войск, как полагают многие специалисты, ей более одиннадцати тысяч лет. В своём оснащении она прошла путь от каменных топоров до лазерного оружия и боевой электроники. Но неизменным остаётся одно – самая лучшая армия мира не одержит победы, пока в её составе не будет хорошо оснащённого и экипированного бойца. [T.1.IV.5]

 

 
     
 

…на Адмиралтейский командир взял машину. Все-таки унизительно каперангу при форме давиться и трястись в трамвае. На переговоры надо являться, чувствуя себя человеком. Пересекая город в машине, ты отдыхаешь под защитой обособленного микромира, даже застряв в пробке. Общественный транспорт размалывает и заражает чужой усталостью, дорога утомляет хуже дела.

Михаил ВЕЛЛЕР [B.94.1]

 

До узкоколейки деда довезли на «одре», вышибавшем душу. «Одер» сохранился в тех местах ещё со времен князя Олега Рязанского. Два колеса, ось и на оси – плетень; только на такой колымаге можно было проехать по тамошним глубоким пескам и болотам. «Одер» был не телегой, а схемой, некой упрощённой до предела идеей первобытного колеса. Он скрипел и стонал по лесным дорогам, пахнувшим йодом и гнилыми пнями. Перепадали дожди.

В поезде дед жаловался двум непонятливым бабам:

– Кануна меня послала прямым сообщением в город.

– Кака кануна?

– Ну, вроде колхоз.

– Камуна, – догадались бабы.

– Ну камуна, – согласился дед. – Посылают меня до музею, где Советско правительство собирает карточки, прейскуранты, все такое прочее. Посылают с заявлением.

Константин Паустовский [A.375]

 

 
     
 

Император, наконец, поднимается, чтобы дать сигнал к началу колесничных состязаний. В этот момент ставки уже сделаны и заключены пари. Весь Рим задаётся вопросом: «Кто же возьмёт верх над белой упряжкой, управляемой Диоклетианом?». В течение семи заездов вельможи могли разориться, но могли и стать одними из первых богачей империи.

Prof. Manfred Clauss, Universität Frankfurt am Main: «Римляне обожали спортивные состязания. Об этих массовых представлениях объявляли задолго до их проведения. В Рим, например, люди приезжали издалека, чтобы посмотреть на них. За бегами следили и делали ставки даже вне Рима. В римских областях существовало «Бюро по ставкам». Результаты заездов они получали от почтовых голубей».

Забег начат. В этой беспощадной борьбе бешеной скачки возничие, управляющие колесницами в зелёном и белом, представляют народ. Конкурент в красном – представитель от сената, а в голубых одеждах представитель аристократии. На арене или на улице выбор цвета это не вопрос личного предпочтения: цвет одежды указывает на почитаемых богов. В римской традиции белый цвет посвящён культу Минервы, – богини знаний. Одеться в зелёный, – значит почтить Венеру, красный цвет указывал на почитание Марса. Одеться в голубой – значило почтить Сатурна и Нептуна. Но когда небо становится тёмно-серым любой римлянин вспоминает молнии Юпитера. [T.10.CLXXIX.1]

 

Гонки на колесницах были центральным событием игр и привлекали наибольшее число зрителей. В колесницу запрягали две лошади – это называлось «бига», или четыре, тогда это была «квадрига». Такие упряжки являлись самыми скоростными средствами передвижения в древнем мире.

В античной Греции лошади были культовыми животными. Богачи тратили состояние на содержание конюшен: это было престижно. Художники состязались в том, кто лучше изобразит силу и изящество лошадей. В Олимпии проходили самые крупные гонки эллинистического мира. Сегодня ипподрома совсем не видно, он скрыт под новой олимпийской долиной. Считается, что его длина составляла почти восемьсот метров, а находился он между стадионом и рекой Алфей.

На ипподроме колесницы выстраивались на старте клином. Возничий должен был не только управлять своей колесницей, но и следить за соперниками.

Joan David, Professional horseman, Dressage trainer: «Управлять колесницей очень трудно. Возничий стоя контролировал четырёх коней на большой скорости».

Самыми опасными участками были повороты: скорость, давление на колёса и близость соперников часто приводили к несчастным случаям. Немногие экипажи добирались до финиша невредимыми. Гонка квадриг – это двенадцать кругов – примерно четырнадцать километров. Занять первое место в таком состязании было очень почётно, но большая часть славы доставалась не возничему, а владельцу колесницы – победа была знаком благосклонности богов». [T.10.DXCVI]

 

 
     
 

Robert Drews, Author «End of The Bronze Age»: «Всевозможные источники дают нам предельно ясную картину: колесничные подразделения были элитой армии Бронзового века. Правители знали каждого возницу по имени. Эти люди были правящим классом в армии. Пехотинцев, в свою очередь, исчисляли по номерам. Таким образом, в армии существовало серьёзное социальное расслоение. В позднем Бронзовом веке главной военной мощью считались элитные колесничные отряды. В Железном веке, который последовал за Бронзовой катастрофой, значительно возросла роль пехоты, колесницы, в свою очередь, ушли в тень. От них не отказались полностью, их продолжали использовать для фланговых операций, однако, основной силой всё таки стала пехота». [T.10.CLXXXIII]

 

Большинство римских солдат были пешими. Колесницы использовались в спорте и церемониях, а кавалерия только для разведки и добивания отступающего противника. Римские всадники не использовали стремена, но вскоре это изменилось. В 378-м году две трети восточных римских сил были уничтожены вестготами, использовавшими стремена и массированные кавалерийские атаки.

Prof. Richard Holmes, Cranfield University, Military Historian: «Постепенное пришествие стремян с Востока позволило вооружённым солдатам в тяжёлой броне использовать лошадей как боевые платформы. Сунув ноги глубоко в стремена, они ехали практически стоя. А их седла напоминали большие кресла. В таком седле они были в относительной безопасности и могли использовать тяжёлые мечи, топоры и боевые молоты. В этом смысле стремена и тяжёлый меч были неразделимы». [T.13.LXIII]

 

 
     
 

…у армии раджи Пора длинная и кровавая история. В то время Индия была разделена на шестнадцать независимых княжеств, постоянно боровшихся друг с другом.

Dr. David B. George, Director Institute for Mediterranean Archaeology: «Война была для них нормальным состоянием: как только раджа приходил к власти, он нападал на соседей».

Индийская традиция военного искусства восходит к арийским племенам, пришедшим из Центральной Евразии.

Prof. Richard A. Gabriel, Royal Military College of Canada: «Это было одно из величайших переселений народов в истории. Если вы хотите узнать, как выглядели древние племена, включите телевизор и посмотрите на афганцев. Те, кто живёт на севере в горах, вплоть до восемнадцатого века не смешивались с другими народностями. Именно так выглядели исконные арийцы: они были высокие, темнокожие, бородатые, с чёрными глазами. Передвигались верхом и на колесницах. Они быстро завоевали всю Индию».

Steven Weingartner, Author: «Историкам до сих пор мало известно о древних ариях. Считается, что это были жестокие воины, и именно они познакомили индийцев с лошадьми и колесницами».

Колесница позволяет быстрее передвигаться на поле битвы. С её помощью арии завоевали огромные территории. [T.18.XVII.2]

 

У древних ираноязычных народов, в том числе и у бактрийцев, существовало особое сословие знатных воинов, сражавшихся стоя на колесницах, к которому принадлежал и сам царь. Колесница была у них отнюдь не только средством передвижения, но и символом власти. На них иранцы и бактрийцы изображали своих богов и царей.

Бактрия издревле славилась коневодством. В легендах рассказывается, что в озере или в пещере в горах жил замечательный небесный скакун, оплодотворявший кобылиц царского табуна. Рождённые от него жеребята не скакали, а словно летали на крыльях. Они были священной собственностью царя и составляли его славу. Поэтому название коня входило в имена многих бактрийских владык – Внштаспа, Аурватаспа, а столица страны называлась Зариаспа – Златоконная.

…эти-то царские подарки и составляют, должно быть, большую часть вещей Амударьинского клада. Гордый, недоступный, выходил в парадном одеянии бактрийский правитель и садился на свою колесницу: важному лицу не подобало ходить пешком.

Е. КУЗЬМИНА, кандидат исторических наук [A.329]

 

 
     
 

После объединения китайских земель Цинь Шихуанди создал отлаженный государственный механизм, внедрив новаторскую систему бюрократии.

Однако до этого Древний Китай пережил пятисотлетнюю эпоху раздробленности, и подданные разных уделов империи ненавидели друг друга. Как Цинь Шихуанди сумел сплотить разобщённые враждующие регионы в единое государство? Археологи нашли ответ в одной из подземных галерей около усыпальницы первого императора.

Это бронзовая модель колесницы. Исторические документы свидетельствуют, что Цинь Шихуанди, объединив страну, регулярно объезжал свои земли в сопровождении советников на таких колесницах. Это небывалое мероприятие – путешествие на колесницах по неохватным просторам Китая – называлось «Сюнь син» – «Императорская инспекция владений». За время своего правления Цинь Шихуанди совершил пять таких поездок, начиная с того года, когда его провозгласили императором. Он проехал от верховьев Хуанхэ до Восточно-Китайского моря. Протяжённость этого пути составила пятнадцать тысяч километров. Почти треть всего правления Цинь Шихуанди провёл вдали от столицы. [T.10.DLXXXIX.1]

 

 
     
 

Конные колесницы были излюбленным оружием филистимлян. Такой примитивный танк был совершенно бесполезен на пересечённой местности. Но дайте филистимлянам ровное поле, и они используют это преимущество для нанесения ударов по флангам и даже с тыла.

На ровном и пологом склоне филистимские лучники на колесницах без труда настигли пехотинцев Саула [T.10.XXIII.1]

 

для обеспечения маневренности – главного боевого качества – колесницы изготавливались очень лёгкими, это обусловливало и их недолговечность. До настоящего времени сохранились лишь единичные экземпляры.

Колесницы изготавливались из различных сортов дерева: для колёс использовался легко гнущийся вяз, для корпуса – прочный ясень. В каждую колесницу запрягалось по две лошади, и она несла двух человек – возницу и лучника. Дно колесницы было сплетено из кожаных ремней и затянуто кожаным полотнищем, что обеспечивало амортизацию и достаточную опору для лучника, позволяющую ему стрелять на ходу. [T.12.LXXXII.2]

 

Танки – наиболее эффективное оружие на поле боя – обнаруживают и уничтожают врага с поразительной точностью. Пересекают труднопроходимую местность на скорости до сорока восьми километров в час, и выдерживают прямое попадание реактивной ракеты.

Танк – совершенная боевая машина: соедините мощь пушки, маневренность джипа и защиту шестидесяти сантиметров брони…

Танки придумали британцы, чтобы преодолевать окопы. Немецкие орудия сковали огнём их войска – нужно было сдвинуться с мёртвой точки. Решение нашлось: защищённая бронёй машина, преодолевающая окопы при помощи гусениц, и стреляющая по ним. Она тащилась со скоростью около пяти километров в час, сея страх в рядах немцев. Войны изменились навсегда. Впервые выкатившись на поля Фландрии, танки стали повелителями сражений.

Dr. Robert S. Cameron, Patton Museum: «Легко представить ужас немецкого пулемётчика, к которому через открытое пространство ползёт металлический ящик. В какой-то момент смельчак решал, что благоразумие – лучшая часть героизма, и убегал».

Ответить было нечем – пулемёты оказались бессильны. Результат был разрушителен.

Dr. Robert S. Cameron: «…вместе с танками появилась танкобоязнь – боязнь того, что огромный металлический ящик тебя задавит. И это происходило везде, где они появлялись».

Успех танков заключается в трёх составляющих, необходимых любой армии. Во-первых – подвижность, то есть способность быстро прибыть на место и продвигаться вперёд. Далее – защита: танк выдерживает попадание и поражает противника. И огневая мощь – разрушительная сила, лишающая противника возможности к сопротивлению.

Улучшение этих трёх параметров и стало движущей силой прогресса в танкостроении. Они должны находиться в равновесии: слишком большая пушка и толстая броня сделают танк неуклюжим и опасно медлительным. Более быстрый и лёгкий танк с той же огневой мощью превзойдёт его и уничтожит. Однако если увлечься лёгкой бронёй и маневренностью, танк будет уязвим перед пушками больших танков. Если равновесие «огневой мощи», «подвижности» и «бронирования» нарушено, и экипаж, и машина, скорее всего не вернутся с поля боя.

…по сути, любой танк – это бронированная мобильная пушка – артиллерия с добавлением транспорта. Чем больше пушка, тем больше снаряд и разрушительная мощь.

Dr. Robert S. Cameron: «Танк постоянно критиковали за его тяжесть, расходы, говорили, что можно его заменить более дешёвыми системами. И, всё равно, сегодня танки – эти ископаемые – не только эффективно сражаются, но и постоянно пользуются спросом».

Ключевое преимущество танка – его способность приспосабливаться. Он может воевать практически везде.

David Pride, General Dynamics Ordinance Division (Дэйв Прайд, командир танка в отставке, эксперт по танковым орудиям): «Думаю, танк проживёт ещё долго: мы пережили революцию в убойной силе артиллерии, увидели направленную энергию лазера и так далее, но танк отлично наводит ужас и демонстрирует огневую мощь, а это и ломает сопротивление противника». [T.21.LXI.1]

 

Crispin Swayne, Former Tank Commander: «Зенитное орудие калибра 88-миллиметров создавалось как зенитная пушка, способная выпускать почти десятикилограммовые снаряды со скоростью восемьсот сорок метров в секунду. Но немецкие генералы поняли, что если опустить это орудие и нацеливать его вниз, можно сбивать вражеские танки на расстоянии более двух тысяч метров».

Но переместить 88-ми миллиметровую зенитку на позицию, на поле боя непросто.

Crispin Swayne, Former Tank Commander: «Это орудие – семитонный монстр: чтобы его куда-то дотащить нужен большой грузовик. Когда грузовик отцепляется и уезжает, расчёт остаётся один. А затем нужно время, чтобы подготовить 88-ми миллиметровую зенитку к бою. Каждый раз, останавливая орудие, нужно опустить стабилизаторы и установить блок управления огнём в рабочее положение, чтобы выстрелить точно по врагу. На всё это уходит много времени – они полностью уязвимы перед нападением врага. И так, оно весит более семи тонн и не имеет никакой защиты.

И немецкие конструкторы придумали решение: они решили упаковать это необыкновенное орудие в башню, окружить расчёт бронёй толщиной до десяти сантиметров для защиты, а затем для мобильности оснастить его гусеницами и огромным двигателем, превратив это «суперорудие» в «супертанк». Это Mark VI более известный как «Тигр».

«Тигр» стреляет дальше любого советского танка, а его толстая броня делает его практически неуязвимым для вражеских снарядов…[T.21.LXII.1]

*

Михаил БАРЯТИНСКИЙ, историк, журналист, автор книг по военной технике времён Второй мировой войны: «…она их пробивала. Но немецкая 75-миллиметровая пробивала Т-34 на большей дальности при этом. Ну, ещё больше был, конечно, разрыв в возможностях по сравнению с «Тигром» и «Пантерой». Потому что «Тигр», например, даже бортовую броню «Тигра» Т-34, 75-миллиметровая, вернее, пушка танка Т-34 не пробивала даже с 200 метров. То есть требовалось еще более близкая дистанция. Поэтому, конечно, стало очевидным, что необходимо более мощное вооружение. Ну, и после Курской битвы по трофейным немецким танкам вёлся отстрел, то есть их отстреливали, доставили на полигоны и в Кубинку, и главным образом на Гороховецкий артиллерийский полигон. Там вёлся отстрел их из различных арт-систем. И, что называется, методом тыка пришли к выводу, что наиболее эффективным средством является 85-миллиметровая зенитная пушка 52К». [P.97.122]