ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН VII. Spiritus dominat formam; Victoria; Jus Proprietatis; Curriculum Hermetis (Колесница Гермеса); le Chariot; Иероглиф (Стрела в прямолинейном полёте).

   

Curriculum Hermetis (Колесница Гермеса)

КОЛЕСНИЦА

СБОРНИК 07_4

 
     
 

albis praecurrere equis погов. H ехать впереди на белых конях (как триумфаторы), т. е. далеко превзойти, опередить

 

I tēmo, ōnis m 1) дышло Vr, V, О; 2) поэт. воз, повозка, колесница J; 3) созвездие Большой Медведицы Poëta ар. С, О; 4) шест, жердь Col. [B.32]

II temo, ōnis m налог на освобождаемых от воинской повинности CJ. [B.32]

 

I temōnārius, a, um [temo II] военно-податной (onus CTh, CJ). [B.32]

II temōnārius, ī m сборщик военного налога CJ. [B.32]

 

I bīgātus, a, um [bigae] имеющий изображение колесницы с парной запряжкой (argentum L). [B.32]

II bīgātus, ī m (sc. nummus) монета с изображением колесницы с парной запряжкой (серебряный денарий) L, Т, РМ. [B.32]

 

covin(n)us, ī m (кельт.) 1) боевая, вооружённая серпами колесница Mela, Lcn; 2) дорожная повозка (без козел, открытая лишь спереди) М. [B.32]

 

quadrīgae, ārum f (редко sg. Prp, VM, Su) [quattuor + jugum] 1) квадрига, четвёрка (alborum equorum L; camelorum Su); 2) колесница, запряжённая четырьмя лошадьми: navibus et quadrigis погов. Н кораблями и колесницами, т. е. всеми средствами, всюду и везде; 3) четвёрка, четверо (tyrannorum Vop). [B.32]

 

I quadrupedāns, antis adj. [quattuor + pes] ходящий или скачущий на четырёх ногах (equus PM): sonitus q. V топот скачущего коня. [B.32]

II quadrupedāns, antis m поэт. конь, скакун V. [B.32]

 

tēnsa, ae f тенса (колесница, на которой во время ludi Circenses перевозились из храмов в цирк изображения богов) C, L, Su. [B.32]

 

II Theōn (gen. pl.) Ochēma (греч. «колесница богов») гора в Ливии Mela, PM. [B.32]

 

 
     
 

Dr. Craig G.R. Benjamin, Grand Valley State University: «Сочетание шумерского колеса с приручённой кочевниками лошадью, дало миру грозную военную технику». [T.10.CCCL]

 

Это был знаменитый «штандарт» Ура

В нижнем ряду мы видим боевые колесницы Шумера. В каждую впряжена пара ослов. На колесницах стоят по два человека: возница и воин, мечущий лёгкие дротики. Колчаны с четырьмя такими дротиками укреплены на передних щитах колесниц.

Художник изобразил колесницы в момент вступления в бой, придав сцене реалистическую динамичность. Ослы крайней слева колесницы идут шагом, следующие пары, по мере того как под их копыта попадают тела поверженных, начинают волноваться, постепенно ускоряют бег, и, наконец, последняя переходит в галоп, от которого едва не падают ездоки.

По изображению на «штандарте» можно судить и об организации шумерийской армии. В ту эпоху это была всесокрушающая сила. Шумерийцы располагали колесницами, которые и через две тысячи лет наводили священный ужас на евреев библейских времён, а их боевой строй был прообразом победоносной фаланги Александра Македонского. Поэтому нет ничего удивительного в том, что шумерийцы практически не встречали сопротивления до тех пор, пока соседние народы постепенно не переняли их боевой опыт.

Леонард Вулли [B.156.1]

 

 
     
 

Mike Loades, Military Weapons Expert: «Древние сражения скорей напоминали шахматную партию. Полководцы подолгу выстраивали свои войска. Допустим, этот полководец хочет передвинуть пехоту сюда. Здесь могут вмешаться колесницы и перерезать путь этим воинам. Таким образом, колесницы могли использоваться для контроля поля боя. Но у этой армии, конечно, тоже есть колесницы, и их второе назначение противостоять колесницам противника, и лишить их возможности контролировать поле боя».

Mike Loades, Military Weapons Expert: «Лук для колесниц не совсем обычный лук: обычный трудно было бы использовать в таком замкнутом пространстве. Лучнику в колеснице требовалось особое оружие. Тысячелетиями до начала Нового царства в XVI-м веке до н.э. египтяне пользовались простым деревянным луком. Но деревянный лук нельзя сделать коротким – все деревянные луки были длинными: плечи древка должны распрямляться быстро, как пружина. Если же деревянный лук укоротить, а для колесницы укоротить его придётся – он просто сломается. Решением проблемы стал треугольный композитный лук: его изготовляли из дерева, усиленного роговыми пластинками и сухожилиями. Благодаря такой конструкции луку можно было придать треугольную форму, что делало оружие намного мощнее даже при малейшем натяжении. Здесь всё зависит от того, как быстро плечи лука вернутся в исходное положение; это определяет и скорость тетивы, и скорость стрелы. В итоге мы получаем более компактный и более мощный лук. А если натянуть тетиву в полную силу, лук выгнется в идеальную прекрасную дугу. Вот оно чудо. Гораздо более мощный, чем деревянный, но в два раза короче его, в самый раз для колесницы. Изготовление композитных луков – искусство, и искусство утраченное.

Mike Loades, Military Weapons Expert: «Стременем стали пользоваться гораздо позднее, около 5 века н.э. Обратновыгнутый лук или лук рекурвет, гораздо более мощный, чем треугольный лук. Он полностью вытеснил его, и конные лучники целиком завладели полем боя, положив конец эпохе боевых колесниц. [T.12.V.1]

 

 
     
 

Важным наследством гиксосов были лошади и колесницы, которых египтяне Среднего царства не знали. Имя лошади в египетском языке семитическое. Таким образом, появляется конница и, вместе с тем, новая грань между сословиями.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…даже слово «Колесница», в древнеегипетском языке «Меркебет» – это заимствование». [P.122.5]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «Отношение к лошадям в Египте было не простое: они появились в Египте поздно, приблизительно в шестнадцатом веке до новой эры, после периода, когда Египтом владели гиксосы – кочевники с Аравийского полуострова. Помимо того, что египтяне вступили с ними в серьёзное противостояние и, в конце концов, победили и восстановили независимость своей страны, гиксосы, как кочующий народ, они, по сути, сыграли очень важную функцию обмена разной информацией, разными технологиями, новинками между разными народами Древнего Ближнего востока. В частности именно они завезли в Египет колесничьи войска и лошадь. Египет воспринял нововведение с восторгом, потому что это очень сильно увеличивало мобильность войска. С другой стороны, даже само слово «колесница» – «меркебет» – оно было азиатского семитского происхождения: это не древнеегипетское слово.

И уже в первом тысячелетии до новой эры, когда Египет влился во весь окружающий мир, была история одного египетского царя, который бежал от своих противников, и он бежал «сев на лошадь сверху» в стремя без колесницы «бежал дурной азиатской манерой» – было написано в тексте. Здесь вот, с одной стороны нововведение было взято, с другой стороны – определённые вещи Египтом никогда не практиковались. Изображение всадника на лошади есть, но это абсолютно исключительные изображения, их очень и очень мало». [P.125.26]

 

…но в 1650-м году до нашей эры египтян ждал неприятный сюрприз. На Египет напали северные соседи – гиксосы. Гиксосы занимали Египет на протяжении восьмидесяти лет.

Prof. Richard A. Gabriel, Royal Military College of Canada: «Одним из положительных аспектов оккупации Египта было то, что захватчики оставили после себя превосходящее по качеству военное снаряжение».

…в конце концов египтяне восстали, и началась долгая освободительная борьба. Спустя тридцать лет они изгнали гиксосов, но следы северного влияния остались.

Prof. Richard A. Gabriel: «Египтяне внесли три серьёзных изменения в устройство колесницы, совершив революцию в военном деле. Во-первых, они сместили колёсную ось от центра кузова, как это было у северных захватчиков, к задней части».

Ось длиною около метра была смещена назад для баланса скорости и манёвренности. Ширина кузова около метра, длина – полметра, высота – около семидесяти сантиметров. Каркас – деревянный – из ясеня или вяза, покрытый звериными шкурами или листьями тростника. Днище изготавливали из эластичной кожи или по-особому сотканной шерстяной ткани, для уменьшения тряски, чтобы лучник не терял равновесия. К четырём спицам египтяне добавили ещё две. Это, казалось бы, незначительное изменение заметно укрепило колёса – теперь они выдерживали скорость до двадцати километров в час по каменистой местности.

Prof. Richard A. Gabriel: «А самым главным инженерным прорывом было подвижное крепление дышла, там где дышло, шедшее от шеи лошади, крепилось к корпусу колесницы».

Поскольку крепление было подвижным, оно гасило удар. Это продлевало жизнь коляске и уменьшало тряску, что было на руку лучникам.

Prof. Richard A. Gabriel: «Если сложить все эти технические доработки вместе, то получится, что египтяне создали самую грозную боевую машину того времени».

Экипаж колесницы состоял из трёх человек: возничий, который управлял лошадью; лучник, который должен был обладать большой меткостью, чтобы попасть в цель на скорости до двадцати километров в час; и третий воин, который бежал рядом с колесницей, он атаковал врага и оборонял свой экипаж.

Steven Weingartner, Author: «Он защищал своих товарищей от воинов, сопровождавших колесницы противника, и, по возможности, вытаскивал врагов из колясок и жестоко расправлялся с ними. В наши дни танки всегда сопровождает пехота, с колесницами дело обстояло точно также».

Пехотинец был вооружён бронзовым серповидным мечом длиной около метра и весом около килограмма. Он позволял руку, а то и голову одним сильным ударом.

Колесницы египтян были лёгкими и мобильными. Колесницы хеттов больше, тяжелее и медленнее. Колёсная ось находилась по центру кузова – это снижало скорость и уменьшало устойчивость, – зато давало другое преимущество, – коляска вмещала трёх воинов: возница, лучник и пехотинец ехали вместе.

Dr. David B. George, Director Institute for Mediterranean Archaeology: «В случае с двухместной колесницей пехотинцу приходилось бежать рядом с коляской. Это сказывалось на скорости и дальности броска, ведь пехотинец – защитник колесницы – рано или поздно выдыхался». [T.17.XXVII.1]

 

…и в основе их стратегии лежал план построить безотказную военную машину.

Prof. Trevor R. Bryce, University of Queensland: «Они начали с разработки эффективного военного механизма. Я думаю, что корень успеха хеттов кроется в высокой дисциплине.

Незадолго до битвы при Кадеше хетты изменили способ ведения войны на колесницах. Они перенесли одно из колёс с задней части колесницы в центр. Это повлекло за собой очень важные изменения».

Нововведение хеттов революционизировало древнее искусство войны. Перенос колеса с тыла к центру колесницы укрепил её, позволяя переносить ещё одного человека. Это давало колеснице дополнительный вес и огневую мощь.

Prof. Trevor R. Bryce, University of Queensland: «Это изменило тактику битвы, а именно транспортные средства с тремя воинами могли быть использованы как, например, современный танк, чтобы врезаться во врагов сразу после начала битвы, создавая как можно больше хаоса и продвигаясь вглубь вражеских отрядов». [T.8.VI.1]

 

 
     
 

Prof. Kenneth A. Kitchen, Egyptologist, University of Liverpool: «В Египте колесница была чем-то вроде гоночного мотоцикла или спортивного автомобиля. Запряжённая двумя сильными лошадьми, она стремительно неслась по площади, и не дай бог, чтобы она налетела на что-то». [T.12.XLVII]

 

Dr. Peter J. Brand, University of Memphis: «Битва при Кадеше уникальна тем, что это практически битва империй. Против Рамзеса поднялись все союзники хеттов. Практически это большая редкость для древней истории, когда две огромных армии бьются лицом к лицу».

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «У них были только колесницы и кони, тем не менее они смогли построить империю».

Dr. Peter J. Brand: «Египетская колесница очень маневренна и может развернуться на месте».

В конце концов, Рамзес загнал армию хеттов в безвыходное положение и успешно защитил свою страну.

Dr. Peter J. Brand: «На 21-м году своего правления он подписал мировое соглашение с Хеттской империей».

Хетты были последним серьёзным врагом Египта. Так как биться было больше не с кем, Рамзес не мог далее выполнять свою функцию воина.

Dr. Peter J. Brand: «Для Рамзеса это стало политической проблемой». [T.12.XLIX]

 

…и всё же, сколько бы ни возрастала мощь техники, победа будет одержана, только когда на землю ступит пехотинец.

Пехота – древнейший род войск, как полагают многие специалисты, ей более одиннадцати тысяч лет. В своём оснащении она прошла путь от каменных топоров до лазерного оружия и боевой электроники. Но неизменным остаётся одно – самая лучшая армия мира не одержит победы, пока в её составе не будет хорошо оснащённого и экипированного бойца. [T.1.IV.5]

 

 
     
 

…на Адмиралтейский командир взял машину. Все-таки унизительно каперангу при форме давиться и трястись в трамвае. На переговоры надо являться, чувствуя себя человеком. Пересекая город в машине, ты отдыхаешь под защитой обособленного микромира, даже застряв в пробке. Общественный транспорт размалывает и заражает чужой усталостью, дорога утомляет хуже дела.

Михаил ВЕЛЛЕР [B.94.1]

 

До узкоколейки деда довезли на «одре», вышибавшем душу. «Одер» сохранился в тех местах ещё со времен князя Олега Рязанского. Два колеса, ось и на оси – плетень; только на такой колымаге можно было проехать по тамошним глубоким пескам и болотам. «Одер» был не телегой, а схемой, некой упрощённой до предела идеей первобытного колеса. Он скрипел и стонал по лесным дорогам, пахнувшим йодом и гнилыми пнями. Перепадали дожди.

В поезде дед жаловался двум непонятливым бабам:

– Кануна меня послала прямым сообщением в город.

– Кака кануна?

– Ну, вроде колхоз.

– Камуна, – догадались бабы.

– Ну камуна, – согласился дед. – Посылают меня до музею, где Советско правительство собирает карточки, прейскуранты, все такое прочее. Посылают с заявлением.

Константин Паустовский [A.375]

 

 
     
 

Император, наконец, поднимается, чтобы дать сигнал к началу колесничных состязаний. В этот момент ставки уже сделаны и заключены пари. Весь Рим задаётся вопросом: «Кто же возьмёт верх над белой упряжкой, управляемой Диоклетианом?». В течение семи заездов вельможи могли разориться, но могли и стать одними из первых богачей империи.

Prof. Manfred Clauss, Universität Frankfurt am Main: «Римляне обожали спортивные состязания. Об этих массовых представлениях объявляли задолго до их проведения. В Рим, например, люди приезжали издалека, чтобы посмотреть на них. За бегами следили и делали ставки даже вне Рима. В римских областях существовало «Бюро по ставкам». Результаты заездов они получали от почтовых голубей».

Забег начат. В этой беспощадной борьбе бешеной скачки возничие, управляющие колесницами в зелёном и белом, представляют народ. Конкурент в красном – представитель от сената, а в голубых одеждах представитель аристократии. На арене или на улице выбор цвета это не вопрос личного предпочтения: цвет одежды указывает на почитаемых богов. В римской традиции белый цвет посвящён культу Минервы, – богини знаний. Одеться в зелёный, – значит почтить Венеру, красный цвет указывал на почитание Марса. Одеться в голубой – значило почтить Сатурна и Нептуна. Но когда небо становится тёмно-серым любой римлянин вспоминает молнии Юпитера. [T.10.CLXXIX.1]

 

Гонки на колесницах были центральным событием игр и привлекали наибольшее число зрителей. В колесницу запрягали две лошади – это называлось «бига», или четыре, тогда это была «квадрига». Такие упряжки являлись самыми скоростными средствами передвижения в древнем мире.

В античной Греции лошади были культовыми животными. Богачи тратили состояние на содержание конюшен: это было престижно. Художники состязались в том, кто лучше изобразит силу и изящество лошадей. В Олимпии проходили самые крупные гонки эллинистического мира. Сегодня ипподрома совсем не видно, он скрыт под новой олимпийской долиной. Считается, что его длина составляла почти восемьсот метров, а находился он между стадионом и рекой Алфей.

На ипподроме колесницы выстраивались на старте клином. Возничий должен был не только управлять своей колесницей, но и следить за соперниками.

Joan David, Professional horseman, Dressage trainer: «Управлять колесницей очень трудно. Возничий стоя контролировал четырёх коней на большой скорости».

Самыми опасными участками были повороты: скорость, давление на колёса и близость соперников часто приводили к несчастным случаям. Немногие экипажи добирались до финиша невредимыми. Гонка квадриг – это двенадцать кругов – примерно четырнадцать километров. Занять первое место в таком состязании было очень почётно, но большая часть славы доставалась не возничему, а владельцу колесницы – победа была знаком благосклонности богов». [T.10.DXCVI]

**

**

 

 
     
 

**

Сергей ИВАНОВ, доктор исторических наук: «…вдруг оказывается, что император праведнее Пустынника. Император, опять-таки, отказывается говорить, говорит что нет, он грешный. Говорит: «Ну, ладно, я тебе скажу. Я, на самом деле, под своей багряницей ношу власяницу». Пустынник говорит: «Нет, это не святость. Должна быть какая-то ещё святость». «Ну, ладно, тебе ещё скажу – говорит император – я на самом деле тайно ночью выхожу из дворца и иду врачевать раны убогих и так далее». Он говорит: «Нет. Должно быть что-то ещё» – говорит Пустынник. «Ну, ладно, была-небыла – говорит император – я должен председательствовать на ипподромных бегах, как император. Так вот, я обязан это делать, я открываю бега. Все вокруг кричат, свистят, болеют, а я заставляю себя не болеть ни за кого». И Пустынник говорит: «Ну, да!? Правда, что ли? Ну, я такой святости ещё не достиг». [T.10.CI.102]

 

Древние праздники тоже находили своё новое истолкование, получая дальнейшее развитие. Состязания колесниц на больших ипподромах пользовались даже в византийское время особым поощрением, хотя с этим видом спорта были связаны многие магические действа, как об этом свидетельствует свинцовая табличка конца IV в. н. э., найденная в Бейруте. В её тексте преданы торжественному проклятию 35 лошадей, принадлежавших враждебной партии, вместе с их колесничими. Особенно ярыми любителями таких состязаний ещё в середине V в. н. э. считались ученики высшей правовой школы в Берите, которая с той поры уже стала христианской. Некоторые из самых любимых зрителями колесничих, Юлиан из Тира, выступавший около 460 – 480 гг., и Порфирий, участник состязаний в 490 – 510гг., были родом из Финикии. Вероятно, античные спортивные состязания прекратили своё существование только в VI в., после того как сильное землетрясение 551 г. разрушило большие ипподромы.

Карл-Хайнц Бернхардт [B.153.1]

 

 
     
 

Robert Drews, Author «End of The Bronze Age»: «Всевозможные источники дают нам предельно ясную картину: колесничные подразделения были элитой армии Бронзового века. Правители знали каждого возницу по имени. Эти люди были правящим классом в армии. Пехотинцев, в свою очередь, исчисляли по номерам. Таким образом, в армии существовало серьёзное социальное расслоение. В позднем Бронзовом веке главной военной мощью считались элитные колесничные отряды. В Железном веке, который последовал за Бронзовой катастрофой, значительно возросла роль пехоты, колесницы, в свою очередь, ушли в тень. От них не отказались полностью, их продолжали использовать для фланговых операций, однако, основной силой всё таки стала пехота». [T.10.CLXXXIII]

 

Большинство римских солдат были пешими. Колесницы использовались в спорте и церемониях, а кавалерия только для разведки и добивания отступающего противника. Римские всадники не использовали стремена, но вскоре это изменилось. В 378-м году две трети восточных римских сил были уничтожены вестготами, использовавшими стремена и массированные кавалерийские атаки.

Prof. Richard Holmes, Cranfield University, Military Historian: «Постепенное пришествие стремян с Востока позволило вооружённым солдатам в тяжёлой броне использовать лошадей как боевые платформы. Сунув ноги глубоко в стремена, они ехали практически стоя. А их седла напоминали большие кресла. В таком седле они были в относительной безопасности и могли использовать тяжёлые мечи, топоры и боевые молоты. В этом смысле стремена и тяжёлый меч были неразделимы». [T.13.LXIII]

 

 
     
 

…у армии раджи Пора длинная и кровавая история. В то время Индия была разделена на шестнадцать независимых княжеств, постоянно боровшихся друг с другом.

Dr. David B. George, Director Institute for Mediterranean Archaeology: «Война была для них нормальным состоянием: как только раджа приходил к власти, он нападал на соседей».

Индийская традиция военного искусства восходит к арийским племенам, пришедшим из Центральной Евразии.

Prof. Richard A. Gabriel, Royal Military College of Canada: «Это было одно из величайших переселений народов в истории. Если вы хотите узнать, как выглядели древние племена, включите телевизор и посмотрите на афганцев. Те, кто живёт на севере в горах, вплоть до восемнадцатого века не смешивались с другими народностями. Именно так выглядели исконные арийцы: они были высокие, темнокожие, бородатые, с чёрными глазами. Передвигались верхом и на колесницах. Они быстро завоевали всю Индию».

Steven Weingartner, Author: «Историкам до сих пор мало известно о древних ариях. Считается, что это были жестокие воины, и именно они познакомили индийцев с лошадьми и колесницами».

Колесница позволяет быстрее передвигаться на поле битвы. С её помощью арии завоевали огромные территории. [T.18.XVII.2]

 

У древних ираноязычных народов, в том числе и у бактрийцев, существовало особое сословие знатных воинов, сражавшихся стоя на колесницах, к которому принадлежал и сам царь. Колесница была у них отнюдь не только средством передвижения, но и символом власти. На них иранцы и бактрийцы изображали своих богов и царей.

Бактрия издревле славилась коневодством. В легендах рассказывается, что в озере или в пещере в горах жил замечательный небесный скакун, оплодотворявший кобылиц царского табуна. Рождённые от него жеребята не скакали, а словно летали на крыльях. Они были священной собственностью царя и составляли его славу. Поэтому название коня входило в имена многих бактрийских владык – Внштаспа, Аурватаспа, а столица страны называлась Зариаспа – Златоконная.

…эти-то царские подарки и составляют, должно быть, большую часть вещей Амударьинского клада. Гордый, недоступный, выходил в парадном одеянии бактрийский правитель и садился на свою колесницу: важному лицу не подобало ходить пешком.

Е. КУЗЬМИНА, кандидат исторических наук [A.329]

 

Его люди прорубали кирками в скалах русло для воды, сооружали земляные насыпи для каналов. Синахериб повествует о том, как в поисках воды он однажды взобрался на гору Мусри, а это и есть зелёная горная цепь Джабель-Башикай, что простиралась сразу же за его домом. Он утверждает, что ему стоило немалого труда взобраться туда; эти слова поражают в устах человека, который славился неистощимой энергией. Возможно, он просто больше привык к стремительному бегу военной колесницы, которая мчала его прямой дорогой к очередному, обреченному на гибель городу иудеев.

Мэри Чабб [B.149.1]

 

 
     
 

После объединения китайских земель Цинь Шихуанди создал отлаженный государственный механизм, внедрив новаторскую систему бюрократии.

Однако до этого Древний Китай пережил пятисотлетнюю эпоху раздробленности, и подданные разных уделов империи ненавидели друг друга. Как Цинь Шихуанди сумел сплотить разобщённые враждующие регионы в единое государство? Археологи нашли ответ в одной из подземных галерей около усыпальницы первого императора.

Это бронзовая модель колесницы. Исторические документы свидетельствуют, что Цинь Шихуанди, объединив страну, регулярно объезжал свои земли в сопровождении советников на таких колесницах. Это небывалое мероприятие – путешествие на колесницах по неохватным просторам Китая – называлось «Сюнь син» – «Императорская инспекция владений». За время своего правления Цинь Шихуанди совершил пять таких поездок, начиная с того года, когда его провозгласили императором. Он проехал от верховьев Хуанхэ до Восточно-Китайского моря. Протяжённость этого пути составила пятнадцать тысяч километров. Почти треть всего правления Цинь Шихуанди провёл вдали от столицы. [T.10.DLXXXIX.1]

 

 
     
 

«Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, возлюбленная моя. Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях; золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками». (Песн.П. 1:8-10).

*

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «И я бы не знал, если бы не услышал комментарии одного знатока. В колесницы владык запрягали только кобылиц, потому что кобылица не отвлекается от исполнения своего долга. Жеребец, когда чует кобылу, то его не удержишь. А если их ещё и несколько, они начнут грызться – и это всё, никакой самый искусный кучер не удержит. А на меринах же не будешь выезжать. Поэтому кобылицы лучше. Но что такое кобылица? Тут «сусса баагалат паро» – «кобылица в колеснице фараоновой». В некоторых случаях, боевые кобылицы (не фараоновы, а в войсках египетской, ассирийской армии, у хеттов) использовались для отвлечения кавалерии противника. Выпускали кобылиц вперёд, жеребцы бежали за ними, а кобылицы – на свист хозяина, и войско не может удержать строя, потому что кони несут. И ломается строй. Кобылица здесь – это не только символ красоты и изящества. Это символ послушания и покорности, верности долгу, кобылицы в колеснице фараоновой и украшение его». [B.141.35]

 

 
     
 

Конные колесницы были излюбленным оружием филистимлян. Такой примитивный танк был совершенно бесполезен на пересечённой местности. Но дайте филистимлянам ровное поле, и они используют это преимущество для нанесения ударов по флангам и даже с тыла.

На ровном и пологом склоне филистимские лучники на колесницах без труда настигли пехотинцев Саула [T.10.XXIII.1]

 

для обеспечения маневренности – главного боевого качества – колесницы изготавливались очень лёгкими, это обусловливало и их недолговечность. До настоящего времени сохранились лишь единичные экземпляры.

Колесницы изготавливались из различных сортов дерева: для колёс использовался легко гнущийся вяз, для корпуса – прочный ясень. В каждую колесницу запрягалось по две лошади, и она несла двух человек – возницу и лучника. Дно колесницы было сплетено из кожаных ремней и затянуто кожаным полотнищем, что обеспечивало амортизацию и достаточную опору для лучника, позволяющую ему стрелять на ходу. [T.12.LXXXII.2]

 

Танки – наиболее эффективное оружие на поле боя – обнаруживают и уничтожают врага с поразительной точностью. Пересекают труднопроходимую местность на скорости до сорока восьми километров в час, и выдерживают прямое попадание реактивной ракеты.

Танк – совершенная боевая машина: соедините мощь пушки, маневренность джипа и защиту шестидесяти сантиметров брони…

Танки придумали британцы, чтобы преодолевать окопы. Немецкие орудия сковали огнём их войска – нужно было сдвинуться с мёртвой точки. Решение нашлось: защищённая бронёй машина, преодолевающая окопы при помощи гусениц, и стреляющая по ним. Она тащилась со скоростью около пяти километров в час, сея страх в рядах немцев. Войны изменились навсегда. Впервые выкатившись на поля Фландрии, танки стали повелителями сражений.

Dr. Robert S. Cameron, Patton Museum: «Легко представить ужас немецкого пулемётчика, к которому через открытое пространство ползёт металлический ящик. В какой-то момент смельчак решал, что благоразумие – лучшая часть героизма, и убегал».

Ответить было нечем – пулемёты оказались бессильны. Результат был разрушителен.

Dr. Robert S. Cameron: «…вместе с танками появилась танкобоязнь – боязнь того, что огромный металлический ящик тебя задавит. И это происходило везде, где они появлялись».

Успех танков заключается в трёх составляющих, необходимых любой армии. Во-первых – подвижность, то есть способность быстро прибыть на место и продвигаться вперёд. Далее – защита: танк выдерживает попадание и поражает противника. И огневая мощь – разрушительная сила, лишающая противника возможности к сопротивлению.

Улучшение этих трёх параметров и стало движущей силой прогресса в танкостроении. Они должны находиться в равновесии: слишком большая пушка и толстая броня сделают танк неуклюжим и опасно медлительным. Более быстрый и лёгкий танк с той же огневой мощью превзойдёт его и уничтожит. Однако если увлечься лёгкой бронёй и маневренностью, танк будет уязвим перед пушками больших танков. Если равновесие «огневой мощи», «подвижности» и «бронирования» нарушено, и экипаж, и машина, скорее всего не вернутся с поля боя.

…по сути, любой танк – это бронированная мобильная пушка – артиллерия с добавлением транспорта. Чем больше пушка, тем больше снаряд и разрушительная мощь.

Dr. Robert S. Cameron: «Танк постоянно критиковали за его тяжесть, расходы, говорили, что можно его заменить более дешёвыми системами. И, всё равно, сегодня танки – эти ископаемые – не только эффективно сражаются, но и постоянно пользуются спросом».

Ключевое преимущество танка – его способность приспосабливаться. Он может воевать практически везде.

David Pride, General Dynamics Ordinance Division (Дэйв Прайд, командир танка в отставке, эксперт по танковым орудиям): «Думаю, танк проживёт ещё долго: мы пережили революцию в убойной силе артиллерии, увидели направленную энергию лазера и так далее, но танк отлично наводит ужас и демонстрирует огневую мощь, а это и ломает сопротивление противника». [T.21.LXI.1]

 

Crispin Swayne, Former Tank Commander: «Зенитное орудие калибра 88-миллиметров создавалось как зенитная пушка, способная выпускать почти десятикилограммовые снаряды со скоростью восемьсот сорок метров в секунду. Но немецкие генералы поняли, что если опустить это орудие и нацеливать его вниз, можно сбивать вражеские танки на расстоянии более двух тысяч метров».

Но переместить 88-ми миллиметровую зенитку на позицию, на поле боя непросто.

Crispin Swayne, Former Tank Commander: «Это орудие – семитонный монстр: чтобы его куда-то дотащить нужен большой грузовик. Когда грузовик отцепляется и уезжает, расчёт остаётся один. А затем нужно время, чтобы подготовить 88-ми миллиметровую зенитку к бою. Каждый раз, останавливая орудие, нужно опустить стабилизаторы и установить блок управления огнём в рабочее положение, чтобы выстрелить точно по врагу. На всё это уходит много времени – они полностью уязвимы перед нападением врага. И так, оно весит более семи тонн и не имеет никакой защиты.

И немецкие конструкторы придумали решение: они решили упаковать это необыкновенное орудие в башню, окружить расчёт бронёй толщиной до десяти сантиметров для защиты, а затем для мобильности оснастить его гусеницами и огромным двигателем, превратив это «суперорудие» в «супертанк». Это Mark VI более известный как «Тигр».

«Тигр» стреляет дальше любого советского танка, а его толстая броня делает его практически неуязвимым для вражеских снарядов…[T.21.LXII.1]

*

Михаил БАРЯТИНСКИЙ, историк, журналист, автор книг по военной технике времён Второй мировой войны: «…она их пробивала. Но немецкая 75-миллиметровая пробивала Т-34 на большей дальности при этом. Ну, ещё больше был, конечно, разрыв в возможностях по сравнению с «Тигром» и «Пантерой». Потому что «Тигр», например, даже бортовую броню «Тигра» Т-34, 75-миллиметровая, вернее, пушка танка Т-34 не пробивала даже с 200 метров. То есть требовалось еще более близкая дистанция. Поэтому, конечно, стало очевидным, что необходимо более мощное вооружение. Ну, и после Курской битвы по трофейным немецким танкам вёлся отстрел, то есть их отстреливали, доставили на полигоны и в Кубинку, и главным образом на Гороховецкий артиллерийский полигон. Там вёлся отстрел их из различных арт-систем. И, что называется, методом тыка пришли к выводу, что наиболее эффективным средством является 85-миллиметровая зенитная пушка 52К». [P.97.122]