ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН VII. Spiritus dominat formam; Victoria; Jus Proprietatis (Право собственности 2, Авантюризм, НАЗАРА, «Тварь дрожащая»); Curriculum Hermetis (Колесница Гермеса); le Chariot; Иероглиф (Стрела в прямолинейном полёте).

   

Право собственности 2

 
     
 

I frūctuārius, a, um [fructus I] 1) плодоносный (ager C); 2) служащий для хранения плодов (pars villae Col); 3) обусловливающий право пользования (но не собственности) (stipulatio Dig): servus f. Dig раб, труд которого может быть использован. [B.32]

II frūctuārius, ī m юр. имеющий право пользования (но не собственности) Dig. [B.32]

 

aqua, ae f 1) вода; aquam foras, vinum intro! Pt прочь воду, давайте вина!; dare aquam manibus Pl подать воды для (омовения) рук; ōs aquā implere Sen набрать в рот воды; aspergere alicui aquam Pl опрыскать водой, перен. подбодрить кого-либо; aquam praebere H подавать воду для разбавления вина или омовения (т. е. приглашать к столу, угощать); a. et ignis С вода и огонь (символы основных жизненных потребностей): aquā et igni alicui interdicere C, Cs etc. (aliquem arcere T) лишить кого-либо огня и воды (т. е. всех гражданских прав); aquam terramque ab aliquo petere (poscere) L, QC требовать воды и земли (т. е. изъявления покорности); in aquā scribere погов. М писать (вилами) по воде

 

 
     
 

…углубиться в прошлое ещё на несколько десятков тысяч лет. В эти очень давние времена люди были кочевниками: они постоянно перемещались в поисках пиши. Добывали они её исключительно охотой и собирательством. Но примерно за десять тысяч лет до начала нашей эры их образ жизни полностью изменился. Археологи называют это Неолитической революцией.

Люди изобретают земледелие и скотоводство: они выращивают злаки и одомашнивают животных. Они становятся оседлыми, живут рядом со своими полями и строят первые деревни. Именно в эту эпоху появляется понятие «Собственности».

Для защиты территорий, на которых они обосновались, люди без колебаний берутся за оружие. Вот так зарождаются самые первые войны.

Этот неолитический образ жизни очень медленно распространяется на Запад двумя способами: первая волна идёт к югу через Средиземное море; вторая – севернее, через континент. Примерно за четыре тысячи лет до начала нашей эры оба эти течения встречаются на западе Европы. [T.10.DCCXLI]

 

Антрополог Тамаш Давид-Барет винит во всём климат.

Dr. Tamás Dávid-Barrett, University of Oxford: «Если посмотреть на мировой климат, на температуру, в особенности на изменение климата за последние двенадцать тысяч лет, видно, что всё время существования человека климат был гораздо холоднее. Но что ещё важнее, климат был очень не стабильным. А при не стабильном климате, вы не можете прогнозировать, какой урожай соберёте в следующем году».

Нестабильный климат, неожиданные бури, стихийные бедствия не способствуют развитию сельского хозяйства. Только постоянно перемещающиеся с место на место охотники и собиратели могли добывать достаточно пропитания в таких условиях.

Dr. Tamás Dávid-Barrett: «Внезапно, двенадцать тысяч лет назад, и не понятно почему, если не вдаваться в очень сложное объяснение изменений климата, эта нестабильность подходит к концу. Это очень странно».

Заканчивается ледниковый период – причина климатического хаоса. За ним наступает более тёплая фаза со стабильными временами года. Благодаря этому люди смогли осесть на определённой территории. Эта эпоха называется голоценом. Она началась двенадцать тысяч лет назад и продолжается и по сей день. Настал плодородный и предсказуемый период.

Dr. Tamás Dávid-Barrett: «Эта стабильность повлияла на развитие технологий. Люди внезапно поняли: климат стабилен, значит то, что даёт урожай в этом году, даст урожай и на следующий год».

Только при этих условиях имеет смысл тратить время и энергию на возделывание полей. Благодаря новым способам хранения продуктов люди могут круглогодично оставаться на одном месте. Возникает концепция собственности. Очень важны животные и птица. Их защищают и разводят, потому что их мясо, молоко и яйца становятся источниками пищи. Они также являются источником других материалов. Их шкуры обрабатывают и превращают в кожу. У человека появляется связь с землёй, на которой он живёт.

Dr. Tamás Dávid-Barrett: «Когда у вас появляется собственность, когда земля для вас становится настолько важной, чтобы сражаться за неё, тогда кому-то другому она тоже кажется стоящей, и он пытается её отнять».

Собственность ведёт к расчётливости, а та, в свою очередь, к конфликтам.

Dr. Tamás Dávid-Barrett: «И тогда физическая сила начинает играть большую роль. Ведь когда ты защищаешь то, во что вложено столько сил, то, от чего зависит твоя семья, это невероятно важно. Если у тебя что-то есть, это ни в коем случае нельзя потерять».

Для человечества началась эпоха сельского хозяйства и разведения животных, а вместе с ней и эпоха войны.

Если мужчины хотели сохранить собственность не только при жизни одного поколения, но и после смерти, им было необходимо продолжить именно свой род. Так во всём мире появился институт брака. [T.10.DCCXLVIII]

 

Андрей МАЗУРКЕВИЧ, старший научный сотрудник отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа, начальник Северо-Западной археологической экспедиции Эрмитажа: «…в неолите происходит другая очень важная точка такого, как бы, невозврата. Всё человечество разделяется на две важные линии. С одной стороны, это будет традиционная культура, которую мы с вами знаем: допустим, есть австралийские аборигены, бушмены – представители яркие традиционной культуры. А с другой стороны – начинается наша с вами цивилизация. Вот это вот самая важная точка, когда вдруг человечество придумывает частную собственность. Именно придумывает частную собственность. И начинает эту частную собственность культивировать, развивать, менять для того, чтобы получать эту частную собственность, социальную структуру. Менять в принципе устройство. Начинается совершенно другое развитие – более интенсивное – материальной культуры. И во всём этом будет виновата сама идея частной собственности. Вот откуда появляется идея частной собственности? Что послужило толчком к накоплению, допустим, зерна, накоплению больших стад молодых животных? Этот процесс начинается где-то в десятом тысячелетии до нашей эры на Ближнем Востоке совершенно точно.

Марксизм гласит о том, что появляется прибавочный продукт, который можно хранить. То есть, грубо говоря, зерно, которое хорошо хранится, и стада, которые можно живьём хранить.

И тут, наверное, правы те, которые говорит о какой-то религиозной составляющей. Свидетельства совершенно фантастических храмовых комплексов. И создание этих храмовых комплексов, оно, если аккуратно сказать, идёт вместе с появлением производящего хозяйства. А что тут раньше – довольно сложно на сегодняшнем уровне наших знаний говорить.

Но, в любом случае, где-то вот здесь начинается вот эта точка невозврата. Она формируется, и дальше наша культура распадается на две части, и появляется наша с вами цивилизация, которая основана на понятии частной собственности. Вот как только мы это понятие частной собственности заменим на что-то другое, начнётся какая-то другая цивилизационная видимо наша с вами история, и другое цивилизационное наше развитие». [P.125.344]

 

 
     
 

…эти самобытные незагрязнённые просторы не карают за добро или зло, – только за слабость. [T.21.XXI]

 

…десять миллионов лет – это пятьсот тысяч поколений. Наши пращуры без устали передавали своим детям накопленные знания, чтобы они дошли до нас. И сейчас эти знания позволяют нам возвращаться в прошлое, вскрывая пласты времени, находить следы наших предков.

…шаг вперёд не в умении пользоваться орудиями, истинный прогресс – в умении создавать орудия.

разделение труда. Разделение заданий, разделение пищи и орудий труда: организация клана совершенствуется – так рождается человеческое общество с его конфликтами и его неравенством. [T.10.CLXXI]

 

Южное Двуречье в то время представляло гиблое место. Шумерийцы и аккадцы попали сюда не подобрей воле, а под натиском более сильных соседей. Здесь им пришлось вступить в борьбу с грозными силами природы. Отголоском этого единоборства людей со стихией является широко известная легенда о всемирном потопе, вошедшая в состав шумерийского «Эпоса о Гильгамеше» и заимствованная оттуда Библией. Люди победили природу. Построив ирригационную систему, они отделили сушу от воды. Буквально создали своим трудом страну из смертоносных плавней, болот, джунглей и пустыни.

В ходе борьбы с природой шумерийцы и аккадцы развили свои производительные силы и создали невиданные доселе источники общественного богатства. Они изменились сами и изменили в корне своё общество. У них возникли новые производственные отношения, возник новый способ производства материальных благ, положивший начало цивилизации.

Это был тот способ производства, который К. Маркс в своё время назвал «азиатским», так как обнаружил его следы у некоторых народов Азии (в частности, в Индии), и который он считал первой классовой общественно-экономической формацией.

Это универсальный исторический этап, через который, как и считал К. Маркс, так или иначе прошли все цивилизованные общества. Поэтому эту первую общественно-экономическую формацию цивилизации лучше называть архаической формацией.

Каждое архаическое общество в зависимости от условий своего происхождения и существования, а также стадии развития имело индивидуальные черты.

Но все они имели и общее, что позволяет относить их к одной и той же формации. Основу их экономики составляло единство земледелия (или скотоводства) и промышленности, нерасчленённое единство города и деревни, что порождало соответствующие производственные отношения, выражавшиеся в определённом типе отношений собственности. «В азиатской (по крайней мере преобладающей) форме, – писал К. Маркс, – не существует собственности отдельного лица, а существует лишь его владение; действительный, настоящий собственник – это община; следовательно, собственность существует только как общая собственность на землю».

Виталий БЕЛЯВСКИЙ [B.145]

 

 
     
 

Иван ЗАЙЦЕВ, аспирант Института стран Азии и Африки МГУ: «…царь дарит ступе или вихаре, которую он построил земельный участок размером пятьдесят пэ. Разрешил монахам использовать часть урожая с этого поля. По факту монастырь вроде как мог этими землями владеть, но управлять монахам было сложно. Факт в том, что правитель совершил благое деяние: во благо буддистской сангхи, тем самым карму свою улучшил. Это в исходнике.

Но через сто или двести лет монастырю может эта земля понадобиться, и он обратится в суд. Монахи могут обратиться в мирской суд для того, чтобы подтвердить право на сбор урожая с этой земли.

В традиционных обществах, в архаичных восточных обществах право владения землёй регламентируется тем, что человек её обрабатывает.

Причём, что земля чётко не демаркирована, её граница описана весьма условно, соответственно принадлежность и условность закрепления территории за конкретным человеком условная, атрибутируется тем обстоятельством, что он в состоянии её постоянно обрабатывать и поддерживать в орошаемом состоянии. Если долгие годы монахи не поддерживают эти земли в орошаемом состоянии, не вырубают леса, поля не засеивают, работы культивационные не проводят, то земля просто зарастает лесом. А дальше – поди, докажи, что это твоя территория». [P.125.505]

 

 
     
 

Геннадий ГЛАДКОВ, советский и российский композитор, Народный артист Российской Федерации: «…мне хотелось бы закончить нашу встречу таким номером. Был спектакль, назывался «Люди и страсти» о литературе, драматургии немецкой, и, вот спектакль кончался стихами Гейне, моего любимого Гейне. Я его повторяю сейчас постоянно. Это был семьдесят второй год. У него гениальные стихи:

«Если много у тебя,

Будет больше – так ведётся,

Если мало, то отдать

Даже малое придётся.

Если ты и вовсе нищ,

Смерть помочь тебе сумеет:

Жить имеет право тот,

Кто хоть чем-нибудь владеет».

Вы понимаете, он же был страшный противник буржуазии, страшный, он такой был, знаете, революционер по духу. И мы тогда это пели, и это как-то красиво, но как-то не понимали. Сейчас мы это видим: у кого больше, у того и будет больше, у кого мало, у того становится меньше…» [T.13.LXIX.13]

 

«Имей своё» – балансируя между эгоизмом и альтруизмом

 

 
     
 

…за те 500 лет, что цыгане живут рядом с нами, вера в их прирождённую способность к колдовству и чародейству, умение предсказывать будущее укоренилась так прочно, что оспаривать это никому и в голову не приходит.

…подпишется любой наш современник, свидетельствуют о том же двойственном отношении к цыганской ворожбе: подтверждают как то, что за этим стоит обыкновенное надувательство, так и веру людей в цыганскую магию, привлекавшую во все времена не только тёмных и необразованных крестьян. К цыганкам обращалось немало неординарных личностей, выдающихся учёных, философов, художников, писателей.

В пользу цыган свидетельствует и тот факт, что одним обманом и жульничеством на протяжении пяти столетий невозможно было бы удерживать веру в магические способности «бродячего племени»…

…несмотря на прирождённый талант и столь явно бросающееся в глаза своеобразие цыганской культуры, каких-то собственных музыкальных традиций, принадлежащих именно этому народу, у цыган нет. Они так быстро приспосабливались к местным обычаям…

Стабильный доход приносила и ворожба, предсказания, гадания по руке и на картах. Существует легенда, связывающая умение гадать на картах, с египетскими корнями цыган. Они якобы являлись потомками служителей Александрийского храма Сераписа, которые после его разрушения в I веке до н.э. получили на хранение карты Таро, представлявшие собой один из элементов магической и философской мудрости древних египтян, и приспособили атрибут ритуала древних мистерий для гадания.

Всё это позволило цыганам без малого сто лет чувствовать себя в Европе комфортно и жить весьма безбедно. Хотя, судя по последующим событиям, «заработок» приносили не только зажигательные танцы и гадание, но кое-что ещё, за что уже к концу XV века во многих странах цыган сильно невзлюбили: «Совершенно необходимо оградить от этих ужасных созданий простой народ, который они морочат при помощи тысяч трюков и тонко рассчитанного мошенничества, утверждая, что им ведома добрая и злая судьба, что они могут предсказать жизнь и смерть…

Вместе с репрессиями пришла бедность, и в жизни цыган, привыкших жить за счёт местного населения, наступили трудные времена. Но вот что показательно: европейские женщины, лишаясь средств к существованию, часто пополняли ряды проституток, цыганские же, как ни бедствовали, телом не торговали никогда.

Они словно затеяли с гаже странную игру, главным козырем в которой была цыганская магия, вызывавшая неизменное изумление. Но к изумлению примешивался и страх.

Цыгане и сами из желания добыть денег, еды или одежды более других способствовали распространению такого мнения. Цыганки, как настоящие ведьмы, знали значение трав, умели готовить из них разные настои и продавали их местным как волшебные зелья.

 Т. СОЛОВЬЁВА [A.237]

 

…цыган многие языки зовут египтянами, считая их, как и евреев, народом рассеянным. Гитлер уничтожал их вместе, осознавая себя преемником Навуходоносора, и те же идеи бродили у испанских фашистов в мозгах.

Наказание за гордость, по слову пророка, должно было длиться не слишком долго. «Ибо так говорит Господь Бог: по окончании сорока лет Я соберу Египтян из народов, между которыми они будут рассеяны» Иез. 29: 13

Но часть людей вместо того, чтобы покаяться, занялась магией – по-гречески слово «цыган» и означает «гадать» – и закочевала навеки. А те, что вернулись, в своё время укрыли у себя Святое семейство… [T.10.CDI.22]

**

 
     
 

**

…это, что называется, внешняя, экстравертная сущность еврейства; внутри же еврейского социума господствуют законы предельно жёсткие, регламентирующие каждый шаг. Воистину, никакая другая нация не сохранилась бы в рассеянии! Исключение составляют разве что цыгане, чей имморализм ещё более последователен, но не столь хитёр, как еврейский морализм: сохраниться как нация цыгане смогли, а для переделки мира у них кишка оказалась тонка. Может быть, это некая неудачная проба перед тем, как распылить евреев.

Дмитрий БЫКОВ [A.282]

 

Игорь ЗОЛОТОВИЦКИЙ, актёр театра и кино, заслуженный артист Российской Федерации: «…так вот, возвращаясь к Линии Жизни – так это всё интересно – я вспомнил мимолётный случай. Мы с курсом выпускным, мы были в Новосибирске, нас повезли на Алтай. И мы делала паузу – ну, как, остановка, поесть-перекусить там. И очень много цыган: таборы, просто, вот, настоящие – я такого даже не видел. Я думал, что такого уже нет… И ходят цыганки, конечно же, попрошайничают: «Дай, погадаю». Я всего этого боюсь – очень мнительный. Но тут, значит, подходит одна, и говорит: «…вот, чернобровый…», и этот, всё, все комплименты. Я отдаю десять рублей: но она погадала, вроде бы как-то погадала. Руку не показывал, потому что боюсь: мне кажется, что у меня тут всё обрывается где-то… А она там с подружкой. И мы идём пить чай, и, вдруг, подружка эта подходит и говорит: «Дай, ручку позолоти». Я говорю: «Послушай, ну только что… ты же слышала эти слова, которые она мне говорила. Ты же мне будешь говорить то же самое». Она говорит: «Да, чернобровый». «Я за это уже дал десять рублей». И она сказала потрясающую фразу, которую я запомнил – такая пауза, у неё улыбка такая – и она говорит: «И я не святая, и она не проклятая». Я думаю, ну, классно, вообще. И ни с того ни с сего, и мы так раз, и замолчали все, всей нашей, значит, режиссёрско-руководственной группой…» [T.10.LXIX.22]

*

Игорь Золотовицкий родился 18 июня 1961 года в Ташкенте, в семье Якова Соломоновича Золотовицкого, родом из Смоленска, и Софьи Григорьевны Золотовицкой, родом из Кривого Рога. [P.100.89]

 

 
     
 

Ирина ХАРИНА, узница Освенцима, президент Ассоциации бывших узников фашизма: «…крематории были рядом. Самое страшное было то, что из труб этих крематориев вверх било пламя, метров на двадцать вверх било пламя. Не то чтобы гарь и газ угарный, какой-то вот, а жжёное тело, жжёное мясо, ещё било и пламя…»

Эли ВИЗЕЛЬ, писатель, лауреат Нобелевской премии мира (1928 г.р.): «Впервые в истории евреев жертвы не были преданы, как мы это называем «Кевер Израэль» – не были преданы земле. Они поднимались в Небеса, и Небеса стали нашим кладбищем. И это кладбище в нашем сердце. Когда я попал в Освенцим, меня привезли туда прямо из иешивы, где я изучал Талмуд. И мы, евреи из Венгрии, не имели ни малейшего понятия о том, что значил Аушвиц, ни о том, где он находился. В мае 1944-го года, за несколько недель до высадки союзных войск в Европе, мы не знали, потому что никто не позаботился сказать нам, что не следует садиться на те поезда…» [T.10.CCXXXIV]

 

קֶבֶר ) могила, гробница [B.18]

קָבַר ) хоронить [B.18]

יִשְׂרָאֵל ) Израиль: (1) другое имя Иакова; (2) название народа [B.18]

 

Всего же по официальным данным пятнадцатилетний партизан-разведчик Леонид Александрович Голиков (1926 г.р.) убил семьдесят восемь гитлеровцев, уничтожил четырнадцать мостов, два склада и десять автомобилей с боеприпасами.

Подпольщица Зина Портнова (1926 г.р.)…

Одиннадцатилетний пионер-герой Валя Котик (1930 г.р.)…

На весь Советский Союз прогремели имена Марата Казея (1929 г.р.), Вити Коробкова (1929 г.р.), Володи Дубинина (1927 г.р.)… [T.3.XVI.4]

**

 
     
 

**

…знаете, часто в нашем мире ругают Бога. Мол, бензин дорогой, зарплата маленькая и вообще мир исходит гноем под пятою сатаны. И когда люди такое говорят, они в глубине души думают, что чем больше они так гундосят, тем больше процентов Бог им должен по кредиту доверия – ведь все теперь ушлые, хитрые и понимают, как выгодно иметь за душой свой маленький международно признанный голодомор. И я тоже, в общем, примерно так рассуждал.

И вдруг я понял, что Бог – это единственная душа в мире, а все прочие создания есть лишь танцующие в ней механизмы, и Он лично наполняет Собой каждый из этих механизмов, и в каждый из них Он входит весь, ибо Ему ничто не мелко.

Виктор ПЕЛЕВИН [B.51.15]

*

…извините, но это довольно примитивная концепция. Советский Союз в годы Второй мировой войны вынес на себе главную тяжесть борьбы с нацизмом, а в настоящее время Россия является важнейшим экономическим партнером объединенной Европы. И любая попытка поставить под вопрос освободительную миссию Красной Армии – это преступное бесстыдство, такое же отвратительное, как отрицание Холокоста.

Виктор ПЕЛЕВИН [B.51.16]

 

…к этому времени окружение Гитлера уже вовсю занимается поиском «Запасного выхода». Но прежде чем бежать с корабля, крысы пытаются договориться с победителями. Залогом договора должна стать судьба несчастных узников гетто и концлагерей. Полем для эксперимента выбрана Словакия. Международные еврейские организации собирают сорок тысяч долларов. Немцы аккуратно пересчитывают купюры, и словацкие евреи остаются дома. Пока остаются.

Весной 1944-го Гимлер отдаёт приказ своим людям начать торг с еврейскими организациями о возможности освобождения оставшихся в живых евреев. Цена объявлена – десять тысяч грузовиков.

Верхушка «СС» чувствует близость поражения и хочет расколоть союзников: предложение Гимлера – полученные грузовики будут использованы только на Восточном фронте. Комбинация выглядит заманчивой: можно не только в будущем избежать кары за совершённые злодеяния, но и неплохо подзаработать.

Состоятельных евреев настойчиво убеждают продать за бесценок свой бизнес через подставных лиц фашистским бонзам. Взамен их обещают выпустить из Венгрии.

Начинается операция «Европа», получившая затем название «Кровь в обмен на товары». Крупнейший в истории невольничий рынок должен вот-вот начать приносить прибыль.

Илья АЛЬТМАН, кандидат исторических наук: «…это стало предметом переговоров, которые еврейская община Венгрии, Будапешта, во главе с лидером этой общины вела с эсесовцами. Тысячи евреев были отпущены. Они выехали в Стамбул и, как бы, первый шаг со стороны эсесовцев был сделан, но затем эти переговоры были сорваны. Как только об этом стало известно советской стороне, переговоры прекратились».

Москва посчитала оскорбительным факт переговоров союзников с немцами без участия русских. А на Западе без особого восторга узнают о том, что тысячи евреев после проведения операции «Кровь в обмен на товары», начнут искать пристанище по всему миру.

Лондон выдаёт строго ограниченное количество разрешений евреям на въезд в Палестину: их приезд, якобы, может вызвать конфликт с мусульманским населением.

Чудом спасшиеся от лагерей и гетто несчастные люди, не нужны никому.

В США понимают, что еврейские избиратели не простят властям на ближайших выборах равнодушного отношения к судьбе их европейских родственников.

Бу Персон, биограф Р. Валленберга: «Лишь в сорок четвёртом году американцы сформировали какую-то свою политическую позицию». [T.10.CCXCIX.1]

 

(Dr?) Charles R. Pellegrino: «А Господь отвечает: «Найди хотя бы двадцать праведников в Содоме и Гомрре». Авраам спрашивает: «Довольно ли будет десяти?» Порою в Библии встречаются интересные пассажи: получается с Богом можно торговаться, Его можно уговорить, как это делает Авраам». [T.13.LVII.2]

 

( גָּאַל ) [gā’al] ( יִגְאַל ) выкупать (своё имущество или имущество родственника; родича, попавшего в долговое рабство), брать в жёны вдову умершего бездетного родственника; גּ۬אֵל  הַדָּם ) мститель (за родственника); (перен.) спасать (о Яхве по отношению к людям) [B.18]

( יְשׁוּעַה ) [yәšû‘ā] (мн. -ôt) спасение, победа [B.18]

 

Ганс Франк, отец Николаса. Франк был одним из ближайших соратников Гитлера, наделённый большой властью. Как генерал-губернатор оккупированной Польши, он отвечал за функционирование концлагерей. На Нюрнбергском процессе был приговорён к смерти и повешен.

Niklas Frank, German author and journalist, son of Hans Frank and godson of Adolf Hitler: «…мама подняла трубку и закричала: «Ганс! Ганс! Скорее! Это звонит Гитлер». Он выскочил из ванной в одном полотенце, как только услышал эти слова, он был весь во внимании, до кончиков ногтей. Он говорил по телефону с Гитлером. С сияющим лицом он обернулся к матери и сказал: «Бригитта! Фюрер назначил меня генерал-губернатором Польши». Согласно законам Третьего Рейха мой отец был непосредственным заместителем Фюрера на территории оккупированной Польши.

Я многие годы езжу с лекциями по всем учебным заведениям, куда меня приглашают. Я читаю отрывки из книг, которые написал о своих родителях. Это довольно интересный опыт. Обычно это шокирует студентов, потому что я нарушаю одну из главных заповедей – я пошёл против своих родителей.

…когда вся семья Франк собиралась вместе, нам было очень весело, до определённого предела, конечно. Моё счастливое детство было окрашено цветом крови. Кроме того моя мать совсем не заботилась о нас. Я сумел остаться человеком лишь благодаря чувству юмора, которое привила мне няня Хильда – молодая и очень милая девушка из Баварии. Матери было совершенно было на нас наплевать…

…нас было пятеро детей.

…у меня был ещё один брат – Михаэль, – когда я написал книгу, журнал «Штерн» опубликовал несколько цитат из неё. Когда вышла первая глава он написал редактору «Штерна», в нём говорилось: «Мой брат Никлас – лжец. Всё, что он написал – неправда. Он всегда был «белой вороной» в нашей семье.

…старшая дочь Франка эмигрировала с мужем в ЮАР. Наш последний разговор по телефону звучал примерно так. Я сказал: «Привет, Сигрид! Как дела?» Она ответила: «Слушай, мы тут подсчитали, сколько времени ушло на сожжение каждого еврея из тех шести миллионов, что мы отправили в печь – всего одна целая шесть десятых секунды. Всё это враньё!»

Она умерла там, в ЮАР. Я остался один». [T.10CCCXLIX.1]

 

 
     
 

Так что, свались вы в львиный ров, лев разорвет вас не потому, что он голодный – будьте спокойны, зверей в зоопарке кормят до отвала – или кровожадный, а потому, что вы вторглись на его территорию.

Между прочим, как раз поэтому в цирке дрессировщик всегда выходит на арену первым, чтобы львы видели. Таким образом он показывает, что арена – его территория, а не их, и утверждает свои права собственника, раз-другой прикрикнув, топнув ногой или щелкнув кнутом. И на львов это действует как ничто другое. Потеря преимущества их подавляет. Заметьте, как львы выходят: эти грозные хищники, эти «цари зверей» жмутся к краям арены, поджав хвосты, а та, как известно, круглая – никуда не денешься. Ну а рядом сильный, властный самец, «суперальфа», – воле его приходится подчиниться. И вот они уже послушно разевают пасти, садятся на задние лапы, прыгают через бумажные кольца, ползут по трубам, пятятся, кувыркаются. «Что за чудной лев, – с горечью думают они. – Никогда не видали такого. И как лихо нас окрутил. Да и кормушки у нас всегда ломятся, а повадки у него – и впрямь не соскучишься. Но что толку дрыхнуть целыми днями напролёт. Ведь нас не гоняют на велосипедах, как бурых медведей, и не заставляют ловить тарелки, как шимпанзе».

Дрессировщик обязан всегда оставаться «суперальфой». Если, не ровен час, дать слабину, можно дорого поплатиться. Зачастую звери ведут себя злобно или агрессивно оттого, что чувствуют свою беззащитность. Зверь, оказавшийся перед вами, должен четко понимать, каково его положение – выше или ниже вашего. Социальный ранг – вот что для зверя главное. Только так зверь определяет, с кем и как себя вести, где и когда есть, отдыхать, пить и тому подобное. Пока зверь не поймёт, какого он ранга, жизнь его будет беспорядочной и невыносимой. Он будет нервничать и метаться, а это небезопасно. К счастью для цирковых дрессировщиков, социальный ранг у высших животных далеко не всегда завоевывается силой. Так, в 1950 году Хедигер писал: «Когда встречаются два зверя, тот из них, кто сможет запугать другого, и займет высший ранг; так что положение в зверином сообществе не всегда зависит от исхода поединка – порой все решается одним только взглядом». Вот что говорит Хедигер, большой знаток животных. Он не один год проработал директором зоопарка – сперва в Базеле, потом в Цюрихе. И в звериных повадках разбирается как никто другой.

Побеждает разум – не физическая сила. Цирковой дрессировщик одерживает психологическую победу. Чужая обстановка, прямая осанка, невозмутимость, пристальный взгляд, наступательная тактика, предостерегающие команды (например, щелчок кнутом или резкий свист) – вот те многочисленные уловки дрессировщика, что ввергают зверя в смятение и страх и ставят его на место, а зверю только того и надо. И вот уже «второй» безропотно пасует, а «первый» оборачивается к публике и возглашает: «Представление продолжается! А сейчас, дамы и господа, прыжки через настоящие огненные кольца…»

Я. МАРТЕЛ [B.59]

 

Prof. Robert C. Stebbins, University of California: «Если вы посмотрите вокруг, то у вас может сложиться впечатление, что здесь нечего испортить машинами или какой-либо другой деятельностью человека. В действительности любое движение транспорта в таком месте как это [Пустыня Мохаве, Калифорния (Mojave Desert)], может нанести здешней природе непоправимый ущерб. Люди думают, что животные могут уйти в другое место, но, обычно, этого не происходит. Они, конечно, могут уйти, но только новые места, как правило, уже заняты. Животные растеряны, им надо искать еду и место для жилья. Так что постороннее воздействие серьёзно нарушает среду обитания многих животных». [T.4.XLVI]

 

…но речь сейчас не о том, как укрепляет свой статус индивид и как спасается ищущая опору личность, речь о том, как этот крепящийся индивид, эта спасающаяся личность маркирует мир.

Маркирует она его, по Хайдеггеру, как «представленность представлений». Перевожу на более понятный язык. Все законы открыть. Во всём сущем удостовериться. Сделать всё продолжением своей мысли, своей воли своего представления. Непонятно? Между знанием и силой наводится мостик в виде гениального бэконовского тире; недаром формула «Знание сила» впрыгивает на обложку одного из самых читаемых раннесоветских журналов. Хотя формула эта, как с горечью уточняет Б. Г. Соколов, есть типичная европейская игрушка, не имеющая всеобщей значимости.

Почему? Потому что, исходя из идеи «прав человека», субъект этих прав неизбежно встречается с другим субъектом, имеющим такие же неотчуждаемые права, представляемые так же самоопорно. Как все это сопрячь? Знанием? Силой? Знанием, когда и как применить силу?

Апофеоз выявления, пробив все стены, оказывается в стратегической пустоте, то есть на высоте, откуда легче обозревать мир как целое и кидать бомбы в те точки неуправляемой реальности, в которых выявляются другие субъекты, не желающие подчиниться добром.

Другие меж тем исходят из такого же знания своих неотчуждаемых прав и такого же ощущения силы, чтобы эти права осуществить. Это может быть право на независимость. Или право на единение.

Единение может представиться в христианском «схождении перспектив», или в мусульманском, или ещё в каком-нибудь. На что хватит знаний и сил. Опираться-то на что-то надо. «Схождения» не избежать.

Л. АННИНСКИЙ [A.23]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4

ДАЛЕЕ