ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН VII. Spiritus dominat formam; Victoria; Jus Proprietatis (Право собственности, Авантюризм, НАЗАРА, «Тварь дрожащая»); Curriculum Hermetis (Колесница Гермеса); le Chariot; Иероглиф (Стрела в прямолинейном полёте).

   

Авантюризм

СБОРНИК_07_3_3

 
     
 

I plānus, a, um 1) плоский (corpus С); ровный (locus C; campus L); имеющий сплющенную форму (piscis PM); находящийся вровень с землёй, внизу: pede piano aedificia Vtr одноэтажные дома; manus plana Sen открытая рука, ладонь; 2) ясный, понятный (narration С); 3) легко произносимый (littera Q). — См. тж. planum. [B.32]

II planus, ī m (греч.) авантюрист, шарлатан С, Н; праздношатающийся Pt. [B.32]

 

 
     
 

Гвадалахара стала первой победой республиканцев. К началу марта Муссолини перебросил на помощь Франко тридцатипятитысячный итальянский корпус. Три свежие итальянские дивизии перешли в наступление вдоль главного шоссе, соединявшего Мадрид с Барселоной. Если бы они захватили Гвадалахару, то могли бы в несколько дней взять Мадрид. Дивизии итальянцев двигались в затылок одна за другой по узкой долине между горным хребтом и берегом реки Тахунья, поэтому на перешейке их удалось взять в клещи значительно меньшим силам республиканцев. К изумлению всего мира только что сформированные испанские части, советские танки и интербригады разбили под Гвадалахарой регулярную итальянскую армию. Итальянцы побежали, побросав технику, сотни были захвачены в плен.

«Я был с Хемингуэем у Гвадалахары, – писал Эренбург, – он знал военное дело, быстро разобрался в операции. Смотрел, как выносили из окопов ручные гранаты итальянцев и усмехался: «Побросали всё, прямо как в Первую Мировую. Узнаю».

В Бриуэге (Brihuega) Кольцов свёл Хемингуэя с героем Гвадалахары Энрике Листером – знаменитым испанским командиром, которого тот потом упомянет в своём «Колоколе». Оказалось, что Испанский Чапаев знал русский язык, потому что несколько лет жил в СССР и учился в Военной школе Коминтерна.

Enrique Lister, Professeur à lUniversité de Poitiers, Docteur ès Lettres, Directeur du Département dEtudes Slaves, fils de Enrique LISTER, général de larmée républicaine espagnole (Энрике ЛИСТЕР, сын генерала Энрике Листера, директор департамента славистики Университета Пуатье, Франция): «Действительно, отец не читал «Прощай оружие», даже не знал о том, что существует такой человек, как Хемингуэй, но потом ему сказали: «Это знаменитый писатель». И отец мне сказал: «Я увидел здорового, такого хорошего парня». Хемингуэй увидел в Листере человека близкого ему – человек-авантюрист. Когда я говорю «Авантюрист», я употребляю это слово не в русском смысле, а во французском – в смысле «человек, который любит приключения», который не боится, который, так это, идёт в бой». [T.10.CCCLXXX.1]

 

Prof. Dr. Karl-Heinz Göttert, Universität zu Köln: «Мы до сих пор пользуемся старинным словом «авантюра», имея ввиду приключение. А поиск приключений – именно то, чем занимались рыцари: они искали феод, они искали женщину – ни то, ни другое само не падало в руки. Они должны были доказать, что этого достойны».

…должны были проявить себя на турнирном поле. Первые турнирные поля не сооружались специально и не имели каких-то украшений. Рыцари предпочитали встречаться на естественных полях или на лесных полянах. [T.29.XXXVI.1]

 

 
     
 

Сильными, уверенными мазками Рерих набрасывал контуры утопии…

С. АНТОНЕНКО [A.224]

 

Приблизительно один миллион лет тому назад, когда Атлантическая Раса находилась во всём своём расцвете, континент Атлантиды занимал большую часть Атлантического океана. Северной своей окраиной Атлантида простиралась на несколько градусов восточнее Исландии, включая Шотландию, Ирландию и северную часть Англии, а южной до самого южного тропика (примерно до того места, где сейчас находится Рио-де-Жанейро), включая Техас, Мексику, Мексиканский пролив и часть США и Лабрадора. Экваториальные области включали Бразилию и всё пространство океана до Золотого побережья Африки. Теперешние Азорские острова были недосягаемыми снежными вершинами наивысшей горной гряды континента Атлантиды…

Н.К.РЕРИХ [B.19]

 

Простым и доступным языком в одной из познавательных (Discovery, BBC) зарубежных передач доктор геологических наук объяснил, что толщина земной коры в Атлантике просто бы не выдержала вес Атлантиды.

 

Противники атлантической гипотезы указывают нередко на то, что толщина земной коры под океаном меньше, чем толщина коры материковой, и, следовательно, никакая Атлантида не могла располагаться в Атлантике. А. Галанопулос и Э. Бэкон в своей книге пишут, например: «Если бы восточная часть дна Атлантического океана образовалась в результате погружения большого участка суши, якобы существовавшей между Африкой и Срединно-Атлантическим хребтом, толщина земной коры здесь должна была бы соответствовать толщине коры под континентами. Эта толщина колеблется от 19 до 44 миль... Согласно описанию Платона, Атлантида славилась своими высокими горами, окружавшими большую равнину. Значит, если Атлантида покоится на дне Атлантики, толщина земной коры в этом месте должна быть не менее 22 миль. Однако в Индийском и Атлантическом океанах толщина коры едва достигает 12 19 миль». [P.29]

 

 
     
 

К моменту первой гималайской экспедиции «идейный багаж» Мулдашева уже сформировался. Требовалось лишь получить подтверждение смелых теорий, и с этим проблем не возникло. Восточные жители с неизменной готовностью подтверждали всё, что спрашивали у них белые «сахибы». Всевозможные гуру и свами, которых в Гималаях больше, чем камней, с готовностью нарушали обет молчания, полунамёками повествуя пришельцам о «великих тайнах» (возможно, вычитанных у той же Блаватской). Воспроизведённые в книгах Мулдашева разговоры с мудрецами Востока оставляют двойственное впечатление то ли над автором откровенно издевались, то ли он просто выдумал большую часть диалогов, вкладывая в уста персонажей собственные слова. Что ж, это вполне нормально для приключенческих романов которыми и являются по сути произведения Эрнста Рифгатовича. Там, как сейчас модно, соединяются путевые заметки, житейские наблюдения, философские раздумья и даже стихи, причём для пущей убедительности всё это «задокументированно» массой фотографий и рисунков. Иллюстраций так много, что книги приобретают форму комиксов и прекрасно усваиваются публикой, отвыкшей воспринимать текст. Картинки особенно выигрывают на фоне банальных и убогих речей персонажей, среди которых доктор Мулдашев выглядит настоящим титаном мысли. Может, так оно и задумывалось?

Первая книга Мулдашева стала настоящим бестселлером. Свою роль сыграла реклама в прессе, особенно в газете «Аргументы и факты». Две следующих экспедиции прошли без последствий…

Позицию газеты понять нетрудно если сенсации нет, её нужно выдумать. Труднее понять самого Эрнста Рифгатовича, который много раз повторяет: «Я типичный учёный исследователь». Разве ему не ведомо, что наука основывается только на фактах, а не на туманных писаниях оккультистов, даже таких известных, как мадам Блаватская? Никакая шумиха в прессе не может скрыть тот факт, что из всех четырёх экспедиций Мулдашев так и не смог привезти ни одного конкретного доказательства своих грандиозных выводов. Потому и приходится довольствоваться туманными намёками, предположениями и ссылками на тайну, которую «нельзя рассказать даже Богу». Увы, всё это давно знакомые приёмы оккультных шарлатанов, которым чересчур доверяет автор.

Впрочем, доверяет ли? Биография Эрнста Рифгатовича говорит о том, что ума и коммерческой сметки ему не занимать, хотя он и любит прикинуться этаким простачком. Не являются ли все поиски атлантов лишь рекламной кампанией для раскрутки Центра глазной хирургии и чудо-препарата «аллоплант», при разработке которого Мулдашев якобы использовал найденные им в Тибете «зеркала времени» и резервуары «живой» и «мёртвой» воды? Российские офтальмологи серьёзно сомневаются в эффективности нового средства но дай Бог, чтобы они ошиблись и «аллоплант» помог хотя бы одному страдающему человеку. Однако для этого вовсе не обязательно переписывать историю, ставя на место научной картины происхождения человечества сказки о пришельцах.

И всё же книги уфимского доктора выгодно отличаются от других паранаучных трудов хотя бы тем, что они добры и не дышат ненавистью к тем, кто думает иначе. Мулдашев советует: «Выйдя на улицу, постарайтесь посмотреть на других людей с любовью и говорить им добрые приятные слова. Вы сразу ощутите себя счастливым оттого, что к вам будут тянуться люди... Не превратитесь в пустослова-проповедника, это бессмысленно. Старайтесь своими деяниями и трудом показать, что добро всё равно победит зло». С этим не поспоришь. Однако тот, кто вольно или невольно лжёт миллионам людей, вряд ли умножает количество добра на планете. Следуя этим путём, даже талантливый офтальмолог может очень скоро превратиться в «пустослова-проповедника», дела которого придётся расхлёбывать докторам иных специальностей.

В. ЭРЛИХМАН, кандидат исторических наук [A.223]

 

В данном эпизоде господин Эрлихман рассматривает доктора Мулдашева как авантюриста. Но всю эпопею в целом с таким же успехом можно отнести к «9 – 2 Initiatio» поиски посвящения.

Человек, имеющий «имя», образование, должность и прочие «достоинства» вместе с ними получает и «рациональные оковы».

«Имя», образование, должность – это составляющие 4-го Аркана, он тут же достраиваются недостающими элементами 18-го Аркана (тайные враги и «друзья», тайные опасности) в «большом колесе», и 6-го в виде среды деятельности в малом.

Желание изменить место в «Иерархии» и заставляет человека «искать» энергию и реализовывать её (то есть выполнять отчасти несвойственную работу).

В малом колесе это выражается сечением «5 5», то есть ты сам становишься осознанной пентаграммой и на другом полюсе получаешь персонифицированного «Учителя», «Ангела-хранителя», «Духа-искусителя» и т.д. Для врача это может быть тот же Асклепий, который «за руку» приведёт его к своим учителям – Аполлону и Гермесу.

Здесь необходимо помнить, что тот, кто ведёт «за руку» является Хозяином Волка и Собаки и хозяином Врат (в ряде описаний вместо Двух Башен присутствуют Две Пирамиды, а иногда Два Пилона [как в карнакском храме], и именно пилоны, а не башни или колоны раскрывают идею врат-прохода).

То же самое касается и господина Эрлихмана, который на момент написания и опубликования выше изложенной статьи ещё не был кандидатом исторических наук. Но в его случае этим персонифицированным полюсом будет Муза Клио.

 

Никакой одно-двухдневный выезд «на природу» не сравнится даже с самой захудалой «экспедицией». Ибо экспедиция это всегда ограниченные ресурсы.

Ресурсы – 20-й Аркан, отсюда строится вся последующая цепочка: 22: 20 → 2

Сечение 20 – 2 даёт 18. 18 → 4

Большие опасности дают возможность более полно проявиться Авторитету. А наиболее авторитетный (адоптированный) будет и лучшим Учителем (5-й Аркан).

Не за доказательствами или артефактами ехал в Тибет доктор Мулдашев: всё, что ему необходимо для работы у него на работе и находится – «под рукой».

Это тот случай «Авантюризма», который, реализовавшись до конца, должен перерасти в Jus Proprietatis – Право Сильного.

 

Телецикл «Искатели» на телеканале ОРТ: постоянно что-нибудь ищут и… не находят.

И «не приведи Господи» чтобы нашли: иначе детям и внукам нечего будет потом искать. «Адреса» поисков всё те же, что были рассмотрены в журнале «Вокруг света» в 60-е – 70-е годы.  Материальная ценность всех этих «сокровищ» Стеньки Разина, Колчака или «Чёрного Принца» в масштабе экономики государства ничтожна, ценность же другого плана – неизмерима.

И, даже если бы и нашли, то лучше уж как в перекрученном афоризме: «Бороться и искать, найти и перепрятать».

 

 
     
 

Когда очередная утопия ищет своего пророка, ему не поможет никакая научная осторожность: крайности всё равно будут договорены пламенными адептами новой веры, ибо социальный успех любого научного открытия и заключается прежде всего в создании новой социальной грезы. Простейший её рецепт очередная ступень объявляется окончательной вершиной.

Люди во все времена старались постигать малопонятное при помощи хорошо знакомого, а потому в древней протонауке поведение неодушевлённых предметов веками моделировалось аналогиями с человеческой психикой: «камень ищет», «природа не терпит»... Однако проницательные учёные понемногу поняли, что этим самым они пытаются моделировать более простое посредством более сложного, менее непредсказуемое посредством более непредсказуемого.

Началась реакция: человеческую психику принялись наперебой уподоблять чему-то неизмеримо более примитивному…

А. МЕЛИХОВ [A.50]

 

 
     
 

Догоны Марселя Гриоля оказались намного ближе к звёздам, чем многочисленные, но, увы, слишком надуманные персонажи Эриха фон Деникена. Африка задала учёным очередную загадку, которая пока ещё не решена и решена будет, похоже, не скоро.

Н. НЕПОМНЯЩИЙ, писатель-этнограф [A.225]

*

И легенды, и отчёты археологов сходятся в одном: шесть веков назад племя догонов жило на равнине, в юго-западной части нынешней африканской Республики Мали. Но с севера пришли воинственные кочевники – фулани. Копыта их коней вытаптывали поля проса и сорго, горели деревни, и всадники в развевающихся плащах угоняли в рабство вереницы женщин и детей. Тогда-то вожди догонов решили покинуть родные места и уйти туда, где можно было жить в безопасности. Преследуемые врагом, они двигались к востоку, пока не вышли к горам.

То место называлось Бандиагара, и всюду, где глаз хватал, были лишь скалы – жёлтые, голые и отвесные.

По ночам догоны таскали из долин землю, устраивали поля, сеяли просо и сорго.

Раз в шестьдесят лет догоны празднуют своё избавление. [A.410]

 

Теории фон Дэникена (Erich von Däniken) вызывают раздражение учёных-египтологов.

Dr. Aidan Dodson, University of Bristol: «Фон Дэникен, похоже, не очень любит людей, он принимает их, утверждая, что люди едва вышли из Каменного века. Начнём с того, что Каменный век закончился за несколько веков до строительства пирамид. Лично я считаю, что Эрих фон Дэникен большой специалист по саморекламе. Я не назвал бы то, чем он занимается, научной работой».

Erich von Däniken, Author «Chariots of the Gods»: «Я никогда не боялся насмешек. Никогда не боялся того, что мнение других полностью расходится с моим. Чудесно. Они свободные люди. Но я прочёл множество книг по археологии, а мои оппоненты понятия не имеют о том, что говорит Эрих фон Дэникен».

Эрих уверен в том, что древние люди повсюду принимали пришельцев за богов. Эта мысль оказала на него огромное влияние: он отказался от религии, хотя раньше был ревностным католиком.

Erich von Däniken, Author «Chariots of the Gods»: «Как это изменило мою жизнь? Прежде всего изменилось моё отношение к религии. Теперь я молюсь чему-то, чего я не понимаю, но что я уверен существует. Когда начинаешь понимать это, меняются твои представления о религии. Религиозные культы, религиозная психология меня больше не удовлетворяют».

Успех фон Дэникена вдохновил новое поколение писателей, таких как Дэвид Хэтчер Чилдресс.

David Hatcher Childress, author and publisher of books, «Tehnology of the Gods»: «Думаю, что теория Эриха привлекает людей потому, что существуют необъяснённые загадки прошлого. У нас нет ответа на вопрос почему человечество, находившееся на примитивной стадии развития, затратило колоссальные усилия на строительство гигантских памятников». [T.12.LI.5]

 

Несмотря на столь недвусмысленные оговорки, этот вариант гипотезы о посещении Земли жителями других миров произвел сильное впечатление. Настолько сильное, что круги от него продолжают расходиться до сих пор. Последняя волна докатилась до нас в этом году – в виде кинофильма «Воспоминание о будущем» (ФРГ).

Фильм «Воспоминание о будущем» – это видовой документальный фильм, показывающий разнообразные ландшафты нашей прекрасной планеты и величие памятников старины. Зрители видят древнюю страну пирамид – Египет, места, где жили майя, и сказочный остров Пасхи, проходят дорогами инков по перуанскому побережью. Недаром фильм был сделан для туристов по заказу авиатранспортной компании «Люфтганза».

Задачу свою создатели фильма выполнили мастерски. И всё было бы отлично, если бы в качестве «шампура для шашлыка» они не использовали весьма сомнительное по своей доброкачественности сочинение швейцарца Эриха Дэникена – построили сопроводительный текст на отрывках из его сочинений.

Разумеется, нет такой идеи, которую нельзя было бы исказить и даже довести до абсурда. И в этом отношении идея о посещении Земли разумными существами с других планет отнюдь не стала счастливым исключением.

В. РИЧ [A.435]

 

 
     
 

Кир БУЛЫЧЁВ (он же Игорь МОЖЕЙКО, доктор исторических наук): «Я помню, как в журнале «Знание и сила» Роман Подольный организовал когда-то «Комиссию по контактам». В эту Комиссию входила, там, дюжина учёных разных, и к нам приходили, вот, люди, которые что-то умеют, вот, двигать стакан без помощи рук, угадывать мысли и так далее. Вот за три года работы Комиссии ни разу ничего ни у кого не вышло, потому что у нас была плохая аура – мы были неверующими. Был такой фильм, может быть кто-нибудь помнит, назывался он «Воспоминания о будущем» фон Дэникена. И вот, этот фильм, когда я его первый раз смотрел, у меня было такое, знаете, странное чувство: вот то, что касается моей специальности, я знаю, как врёт, что делает, а, вот, когда касалось того, чего я не знаю, сила кино такова, что я начинал думать «А, чёрт его знает, может там что-то в этом есть». Мы пошли вшестером с записными книжками, каждый по своей специальности смотрел. И потом мы написали большую статью в «Знание – сила», где каждый писал о том, что было на самом деле: Железные колонны в Дели, с пирамидами, и так далее. Журнал получил около шестисот писем. Не было ни одного письма, в котором бы говорилось: «Ах, какие молодцы, вы, там, разобрались, и так далее», были так: «Запретить печататься», «Лишить степени», «Отломать паршивые пальцы» – всё что угодно. Потому что, и, в общем-то, неправы были мы: мы вторглись своими руками в область религиозного сознания, в область веры, а люди не отказываются никогда. Вы можете как угодно разоблачать веру и так далее, это никогда не влияет в самом деле на веру.

…но нас будут любить, уважать. Как товарища, который меня совершенно потрясает, есть такой глазник-врач, который пишет книги очень популярные сейчас о том, как на Гималаях он открыл новую цивилизацию. А? Мулдашев. То есть, я не хочу обижать Фоменко и сравнивать его с Мулдашевым, но тиражи книг Мулдашева, это зашкаливает за миллионы экземпляров. И знаете, откуда это происходит: мы привыкли голосовать очень часто не «За» какого-то человека, а «Против» чего-то, потому что мы врали столько и продолжаем врать столько, что у человека возникает вполне законное желание посмотреть другую сторону и сказать: «А, вот мне сказали, что они все врут, ну ка, это я почитаю, мне это интересно». [T.10.LXIX.2]

 

Потерпел банкротство и закрылся музей инопланетян, созданный швейцарским владельцем гостиницы Эрихом фон Дэникеном известным в своё время автором книг и кинофильмов о том, что все достижения человечества на самом деле принесены на Землю пришельцами из иных миров. Открывая музей в 2003 году, Дэникен надеялся, что полмиллиона посетителей в год будут приезжать, чтобы увидеть экспонаты, которые должны были подтверждать его теорию. Однако поток посетителей оказался гораздо более скудным. [A.47]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ