ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН V. Magister Arcanorum (Великий иерофант); Magnetismus Universalis (Scientia Boni et Mali); Quintessentia; Religio; Папа; Иероглиф (Дыхание).

   

Magister Arcanorum (Учитель 3 Арканов)

 
     
 

antecessor, ōris m [antecedo] 1) идущий впереди, предшествующий, воен. bAfr, Su = antecursor 1; 2) предшественник (по должности) Ар, Dig; 3) преподаватель права Dig; 4) учитель, предтеча Eccl. [B.32]

 

ērudītor, ōris m [erudio] учитель, наставник Tert, Hier. [B.32]

 

vātēs, is m, f 1) прорицатель, провидец, пророк Pl, C, V, O, H etc.; 2) вдохновенный песнопевец, поэт: v. Maeonius O = Homerus; v. Lesbia O = Sappho; 3) учитель, корифей (medicinae PM; legum VM). [B.32]

 

 
     
 

– Как же это называется? – спросил В. В. (Василий Витальевич Шульгин)

– Это? Это называется «Гармоническое развитие человека».

– А что тогда вы ищете в «гармоническом развитии»? Кто во главе?

фамилия вам ничего не скажет. Некто Гюрджиев.

– На какие средства он живёт?

– Его ученики ему платят.

– Значит, у него школа?

– В древнем смысле. Как у греческих философов.

– И вы платите?

– Нет. Он берёт только с платёжеспособных.

– Значит, познакомиться с ним я могу бесплатно...

***

После танцев мы, взойдя на хоры, вошли в небольшую комнату. Она была ярко освещена лампой, без абажура. Гюрджиев сидел на кушетке. Около него стоял столик с чайным прибором. Пол был устлан большим ковром. На ковре на подушках и без подушек сидели у ног своего учителя ученики, то есть те, что перед этим танцевали пляску одиннадцати движений. У самого столика примостилась совсем молодая девушка с золотыми волосами. Она взирала на Гюрджиева обожающими глазами.

Гюрджиев мешал ложечкой сахар в стакане чая. Было очень тихо

Почему молчите? Любой вопрос задавайте. Знание одно. Откуда ни начнём, к истине придём.

Молчание.

…и как стать ездоком? Волю надо укреплять. А как волю укреплять? Учителя надо найти. И дальше что? Учиться надо, слушаться. Верить ему, повиноваться.

Тут он замолчал и посмотрел на золотистую девушку. И продолжал:

– Вот, например, она...

Он указал на неё, но не указательным пальцем, что было бы невежливо само по себе. Он указал большим пальцем, для большего презрения ещё и отвернувшись от неё.

И это было отвратительно.

– Вот, например, она... Что тут на столике? Чай? Чай. Скажу кофе, будет думать – кофе!

***

В это мгновение я понял его до конца. Его сущность. И его метод. Перед нами, жалкими русскими овцами, жаждущими пастыря, сидел азиат, восточный деспот, набиравший себе рабов. Золотоволосую он сделал своей рабыней до конца. Но и других ждала та же участь. Мне это было ясно. Иначе он не посмел бы так обнажать себя. Он опасался бы восстания этих людей, своих учеников, если бы в них ещё тлела искра гордости... Я понял и перестал его слушать. Может быть, он ещё что-то добавил, но я не помню.

Некоторое время я ещё забавлялся его горящими глазами, неотразимыми для золотоволосых. И издевался мысленно над его ориентальным акцентом «халды-балды дюша мой?!». И презирал его за то, что он переложил ногу на ногу, а белая тесёмка от кальсон висела из-под слишком коротких брюк.

***

«Третье отделение состояло из восточных танцев, ещё более изуверских, и оканчивалось номером под заглавием «Поклонение Диаволу».

На середине сцены стоял трон. На троне сидел один из учеников Института гармонического развития человека в короне. Это и был Диавол.

Поклонение ему совершалось так. По очереди из правой кулисы выходили последователи Гюрджиева. Они медленно приближались к трону. При этом они как бы подносили коронованному духу Зла некие символические дары. Какие? Опять танцевали? Нет, это уже нельзя было назвать танцами. Дары Диаволу были нервные болезни, которые эти ученики изображали.

Последним в ряду дьяволопоклонников оказался... Кто? Да, это был он – мой бедный факир!

Он подходил к трону до такой степени согбенный, что был почти как на четвереньках. Ужас! Своими ужимками он напоминал мне собаку, которая сошла с ума. Не сбесилась, а помешалась в рассудке. Это бывает с собаками от непереносимого горя...

Мой дорогой факир потерял хозяина, то есть Правду.

Я вспомнил, как он сказал:

– Где она, Правда, когда всё рухнуло?!

Но затем вот что случилось. Ему показалось, что он нашёл хозяина в лице восточного учителя. Но ведь в Институте гармонического развития человека учили поклоняться Диаволу. Когда мой бедный друг это понял, он временно помешался. У него и была честная собачья душа, он не мог жить без своего сокровища, без учителя. И вот он по-собачьи подходит к своему лжепокровителю – коронованному дьяволу на троне.

– Я перестал верить Гюрджиеву, Василий Витальевич! Но я глубоко завяз. Вытащите меня из ямы... И я ответил ему не в меру серьёзно:

– Я вас вытащу.

Если бы я хотел прихвастнуть, я утверждал бы, что я его вытащил. На самом деле он сам себя вытащил, то есть уехал из Константинополя, порвав с «Гармоническим развитием человека».

***

Режим в институте был построен на страданиях, трудностях, пытках

Не исключается тут и гипнотическое воздействие при личной встрече с Гюрджиевым.

Всюду в усадьбе были развешаны его изречения, вроде таких: «Если у вас от природы критический ум, вам нечего здесь делать»

Издевался над «учениками», называя их идиотами, а потом объяснял двойное значение слова «идиот» в Древней Греции, где оно ещё обозначало и самостоятельно мыслящего человека...

***

В официальном издании Библиотеки Конгресса США указано: «Гюрджиев Жорж Иванович (1872 – 1949)». Он что-то вроде Калиостро или Сен-Жермена XX века, потому что в присутствии учеников ронял фразы, выказывающие знакомство с событиями, которые действительно случались двести лет тому назад и раньше.

Дмитрий ЖУКОВ [A.288]

 

О Паже могу сказать... Паж отошел от меня, из капитана стал полковником в Великом Войске Донском... А затем совершенно отошел от политики и ударился в мистику... запутавшись в Константинополе в черную магию... С великим трудом я его вытащил из лап некоего Гюрджиева. Его фамилия Виридарский, из черниговских дворян.

***

Ну, потом представление окончилось. Максимыч снова подсаживается ко мне. Я ему говорю:

– Вам после таких концертов не чудится запаха серы (ну, то есть присутствия черта)?

Он отвечает:

– Да, совершенно отчетливо чую. Но я ничего тут не могу поделать.

И говорит:

– Василий Витальевич! Вырвите меня отсюда. Вырвите меня отсюда, хоть как-нибудь!

Ну да это все очень долго рассказывать. Я его оттуда все-таки в конце концов вырвал.

Но Максимыч-то оказался неисправим. Встретился я с ним несколько лет спустя в Париже. К Гюржиеву он, конечно, уже не вернулся. Но зато присоединился к другому магическому кружку, который вел как раз беспощадную совершенно борьбу – астральную, разумеется, борьбу – с кружком Гюржиева. Возглавляла этот враждебный Гюржиеву кружок Анжелина Васильевна, чрезвычайной силы ясновидящая. Она многое сделала чудесного...

Я ведь и где мой сын, через нее узнал. Но это, господа, очень уж долгая история... А вы хоть, я считаю, и наиболее к таким вещам подготовлены, но, если я вам об Анжелине что знаю расскажу, вы мне, господа, – даже вы мне не поверите...

Это надо пережить самому... Надо пережить самому...

Голицыне, 5 декабря 1968 года [P.93.3]

 

Очерки (или этюды) из «Антологии таинственных случаев»: «Рассказ о Г. И. Гюржиеве», «Лена», «Приключение в Галиции» (из первой мировой войны).

За свою долгую жизнь В. В. общался со многими выдающимися людьми – не только с политиками, диктаторами, военными, журналистами. Ему принадлежат интересные воспоминания о Ф. И. Шаляпине («Шаляпинское счастье»), А. Д. Вяльцевой (см. ниже), Вере Холодной. Всегда романтически настроенный, проявлявший большую заинтересованность в сложных, загадочных явлениях человеческой психики, Шульгин всю жизнь вел «антологию таинственных случаев» – тех, что случались с ним или с его родными, близкими, знакомыми. Он был знаком со многими видными оккультистами (Георгием Ивановичем Гурджиевым, Анжелиной Васильевной Сакко, Тухолкой и др.), до конца дней увлекался спиритизмом. [P.93.4]

 

 
     
 

…но самое тяжёлое психическое поражение – это идиотия. Страдающий идиотией не способен связно говорить и защитить себя в обыденной жизни. Греческое слово «идиот» (idiotes), которое дало название заболеванию, имеет самое древнее происхождение. Древние греки были весьма общительны и привержены ко всякого рода беседам. Тех же, кто не участвовал в собраниях, вёл замкнутый образ жизни, занимаясь лишь собственными делами, называли идиотами. Греческое слово «идиос» (idios) означало приватный, частный (личный), замкнутый, своеобразный. [Это прекрасный пример того, как при заимствовании с течением времени смысл слов может измениться. Ещё в XV веке немецкий философ Николай Кузанский назвал один из своих трактатов «Идиота де сапиенциа» (Jdiota de sapiential) – «Простец о мудрости».

Айзек Азимов [B.129.2]

 

Идиот

Происходит от др.-греч. διώτης «отдельный, частный» (так в древних Афинах называли, в частности, граждан, не принимавших участия в общественной жизни), из διος «свой, собственный ; особенный», далее из праиндоевр. *swe- «свой; себя». В ряде европейских языков греч. слово заимств. через. лат. idiota. Русск. идиот заимств. через нем. Idiot или франц. idiot из лат. [P.98.2]

 

Рамазан АБДУЛАТИПОВ, доктор философских наук, ректор МГУКИ: «…каждый народ, каждая цивилизация искала свои возможности влияния на общество, влияния на человека и так далее, и так далее. Особенно когда говорят о молодых людях. «Не та пошла молодёжь!» – это любимая фраза. Говорят, что когда проводили в Древней Греции раскопки, нашли дощечку, на которой было написано «Не та пошла молодёжь». Но вместе с тем молодёжь, она должна быть приобщена к обществу, к культуре, к политике.

В Древней Греции людей делили на две категории: первая категория – те люди, граждане, которые активно занимались обществом, культурой, – их называли «Политикос». И вторая категория, которая не интересовалась этим, а жила тем, что наслаждалась, в лучшем случае ходила на Олимпийские игры, – эта категория называлась, не в оскорбление никому, «Идиотикос».

Человек, который теряет свои идеалы ориентации традиционного опыта социального бытия, теряет смысл жизни. Нынешний отчуждённый человек, может постепенно стать «Человеком бунтующим».

Пренебрежение Культурой оборачивается Антикультурой, пренебрежение Духовностью – Бездуховностью, пренебрежение Истиной – Ложью, пренебрежение Добром – Злом, Любовью – Ненавистью, и так далее. И, следовательно, меняется парадигма развития самого человека: когда мужчина перестаёт быть Мужчиной, когда женщина перестаёт быть Женщиной, когда отец перестаёт быть Отцом. Следовательно тысячелетний опыт выстраивания социального Порядка разрушается, разрушается сущность самого человека…

…и трагедия заключается ещё в том, что многие потеряли своих родителей, не в физическом смысле, а с точки зрения их духовного влияния на детей. Поэтому очень важно, чтобы около человека находился наставник. Сказано: «Если около Человека не будет Наставника, около него окажется Дьявол». [T.10.CI.33]

 

 
     
 

Одной из постоянных гурджиевских тем, к которой он возвращался почти что в каждой беседе, была вера человека в то, что он является вечным и целостным «я». Гурджиев считал эту идею одной из величайших ошибок человечества. Как может «человек - машина», человек, который не может действовать сам по себе, и с которым всё «случается», быть единым и целостным «я»? Каждую из следующих друг за другом мыслей и каждое из желаний человек называет своим «я», и величайшее его заблуждение состоит в том, что он считает себя всё время одним и тем же «я», в то время как на самом деле он каждую минуту меняется и становится новой личностью. Человек думает, что всякое ощущение и всякая мысль принадлежит одному «я» и что он всецело является этим «я».

Чередование этих «я», их постоянная и явная борьба за первенство, контролируется случайными внешними воздействиями. Тепло, солнечный свет, ясная погода немедленно вызывают целый ряд этих «я». Холод, туман, дождь вызывают другой ряд «я», другие ассоциации, другие чувства, другие действия. В человеке ничто не способно контролировать смену этих «я» и, главным образом, потому что человек не замечает или не знает об их переменчивости: он всегда живёт в своем последнем «я». Некоторые «я», конечно, сильнее других. Но это не их собственная сознательная сила; они создаются силой обстоятельств или посредством внешних механических стимулов. Образование, подражание, чтение, гипноз религий, каст и традиций или обманчивый блеск новых лозунгов создают очень сильные «я» в человеческой личности, которые управляют целым рядом других, более слабых «я»... Все «я», составляющие человеческую личность, имеют одно и то же происхождение.

Какую бы точку зрения мы ни принимали сегодня, можно с уверенностью сказать, что в 30-е и 40-е гг. воспитание западных людей ещё базировалось на вере в Эго, созданное Господом для того, чтобы человек мог управлять миром природы. И многие из них считали гурджиевские атаки на священное понятие «я» откровением, дающим возможность освободиться от устаревших клаустрофобных понятий. Ибо в удобной вере, будто человек – избранное создание Бога и создан по Его образцу и подобию, изначально присутствует что-то неприятное и лицемерное.

Элизабет Вандерхилл [B.110.1]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…сен-викторская школа утверждает, что она намного более мистична: если шартрская школа рациональна, то сен-викторская школа более мистична, то есть, она большое место уделяет мистериальному знанию – знанию, которое получается в духовном опыте. Но тот же Гуго Сен-Викторский говорит, что мистицизм и культура едины. Его перу принадлежит несколько важных работ: «О таинствах христианской веры» (De sacramentis Cristianae fidei), «Краткий экскурс в философию» (Epitime in phllosophiam), «Дидаскаликон» (Didascalicon) [дидаскал / διδάσκαλος по-гречески это профессор, учитель]». [P.125.129]

 

 
     
 

1 - 2 - 3