ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН V. Magister Arcanorum (Великий иерофант); Magnetismus Universalis (Scientia Boni et Mali); Quintessentia; Religio; Папа; Иероглиф (Дыхание). |
||||||
Magister Arcanorum (Учитель 2 Арканов) |
||||||
«История – самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики» Индира Ганди [T.10.CCCIX.1]
|
||||||
Профессоръ professor; быть п-ромъ философiи philosophiam profiteri [B.39]
professor, ōris m [profiteor] преподаватель, учитель: p. sapientiae CC = philosophus; p. eloquentiae Su = rhetor. [B.32] professor, ōris m учитель, обучающий публично. [B.33]
professōrius, a, um [professor] свойственный преподавателю риторики, ораторский, школьный (lingua T). [B.32] professorius, a, um учительский, наставнический. [B.33]
|
||||||
…а не старая ещё женщина с измученным лицом слушала его, как если бы некий пророк передавал ей откровение свыше. Объясняя, Гирин думал о том, как необходимо и благотворно непрестанное разъяснение гигантских достижений современной науки. Без насмешки над собой он понял, что превращается в проповедника, занимающегося передачей научных знаний самым различным, нередко первым встречным, людям и что, собственно, первые ученые и были именно такими проповедниками. Самое слово «профессор» означает по-латыни «проповедник», или «провозвестник», подчеркивая важнейшую роль популяризации в деятельности людей науки. Было бы замечательно, если бы люди выдающегося ораторского таланта читали лекции о достижениях науки, как о достижениях искусства, просто и широко говоря о необъятных перспективах, все шире открывающихся перед современным человеком. Талантливых лекторов в науке мало, но зато каждый из них ведет в науку многих будущих больших ученых. Насколько было бы полезнее, если бы, например, церковные пастыри, среди которых встречаются отличные ораторы, проповедовали бы науку вместо тех миллионов религиозных внушений, какие ежедневно звучат во всех церквах мира! Иван ЕФРЕМОВ [B.107.1]
|
||||||
Первым делом учитель инкорпорировал свой духовный ашрам, а заодно украсил его дружественными коммерческими новообразованиями: пышным лотосом распустились «Лакшми Дистрибьюшнз», «Вишну Трэвэл» и «Нью Лайт Продакшнз». Затем последовала массированная рекламная кампания по всей Калифорнии, а также энергичная вербовка новых учеников. Наиболее активно эмиссары Атмананды орудовали в студенческих городках, в первую очередь, в кампусе Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA). И это неспроста. Думаю, читатель догадывается, что успех удачливого вербовщика пришел к Ленцу не случайно. Пытливый юноша не одну ночь провёл за штудированием доступных учебников по групповой манипуляции, гипнозу и воздействию на массовое сознание. Так что, по гамбургскому счёту, в семинарах Атмананды не было ничего оригинального – все задействованные им техники хорошо известны и запротоколированы: продолжительные, ритмичные, вводящие в транс монологи, использование поливалентной терминологии, базовые приёмы медитации и гипноза, выверенная жестикуляция, специальный подбор освещения и музыкального сопровождения. Однако весь этот психоделический винегрет – лишь одна сторона дела. Для успешного воздействия требуется ещё и определённая предрасположенность со стороны аудитории. Психологи полагают, что максимального эффекта можно достичь воздействием либо на людей с неуравновешенной психикой, либо – на тех, кто пребывает в неустойчивом состоянии, например в депрессии, ссоре с близкими и родными, а то и просто далеко от дома, вне привычных условий и обстоятельств. В этом отношении университетский кампус представляется идеальным местом, поскольку только-только окончившие школу и ещё психически не сформировавшиеся юноши и девушки находятся вдали от родителей и легко поддаются стороннему влиянию. Фред Ленц нужные книжки усвоил назубок и дело своё знал туго: как только новый ученик попадал в «Лакшми», все его связи с внешним миром мгновенно перерубались. Атмананда убеждал вновь прибывших, что именно близкое окружение – мама, папа, друзья и подружки – являются самыми бессовестными энергетическими вампирами, потребляющими психическую энергию ни о чём не догадывающегося неофита. На «научном» уровне давалось такое обоснование нежелательности контактов с посторонними: дело в том, что «внутренние вибрации» посвящённых учеников обладают гораздо более высокой частотой, чем вибрации простых обывателей, не знакомых с великим учением Атмананды, поэтому при прямом контакте ученик может испытывать непосредственно физические болевые ощущения. Ни больше ни меньше. Важную роль в тактике устрашения Атмананды играли «демоны». Учитель начинал знакомство с новобранцами такими словами: «Вы переполнены демонами, которые изо всех сил стараются вас уничтожить». В этот момент кто-то из продвинутых «дембелей» выходил на сцену и подтверждал слова Атмананды собственным правдивым рассказом о том, как демоны терзали его душу, однако добрый учитель помог избавиться от заразы. Вспоминает один из бывших последователей культа: «На моих глазах один за другим поднимались члены общины и признавались в том, что ими владели демоны. Не удивительно, что после этого и сам начинал верить в собственную одержимость». С. ГОЛУБИЦКИЙ [B.90]
|
||||||
Юрий ПИВОВАРОВ, академик РАН, доктор политических наук, профессор, директор ИНИОН РАН: «Он является преподавателем политической науки у Александра, будущего Второго. Царя-освободителя. То есть, он читал ему политические науки. В России вообще была замечательная традиция, когда выдающиеся русские умы, в каждый данный момент, они наследнику престола преподавали свои дисциплины. Был Жуковский. Василий Жуковский. Он читал русскую литературу и русский язык наследнику. А вот Сперанский – политические, правовые науки. Кстати, Ключевский предполагался учителем истории для наследника престола последнего царевича Алексея, который был расстрелян. Ключевский умер, царевича расстреляли». [T.10.CI.15]
|
||||||
Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «Итак, пришла папская булла. Требует нового суда. Суд назначен и тут проявился безумный, опасный заступник за Виклифа – народ. Народ ворвался на этот суд и пресёк его. Это уже революционные действия. А по стране, напоминаю, это 1378 год, три года до знаменитого бунта крестьян. По стране пошли некие странствующие проповедники – лолларды. Он не хотел иметь таких последователей, но они были. Дело в том, что он читал лекции. Его слушали. Он произносил проповеди, его слушали. И люди несли то, как они его поняли и как они его упростили, и доводили до крайнего, бесконечно страшного упрощения. Я имею в виду идейного вождя крестьянского восстания 1381 года Джона Бола. …они сами не знали, как умно они высказались. Джон Бол довел эти социальные и философские мысли, про исповедь. Это же философская мысль, что озвученное слово есть ложь, поговори внутри себя, по совести с Богом, тогда он поймёт тебя лучше. Во что это вылилось у Джона Бола – уже не просто ограничить богатства церкви, когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином? Идея такого средневекового коммунизма и уравнения имуществ. Лолларды иконоборцы начинают не просто говорить простое богослужение, а долой иконы и украшения в церкви. Это опасное социальное движение. И наконец разразился крестьянский бунт. Можно Виклифа напрямую с ним связывать? Нет. Хотел ли Виклиф бунта крестьян? Никогда. Услышав о том, что они называют себя его учениками, он отшатнулся. Такой же ученик, условно говоря, будет у Мартина Лютера, Томас Мюнцер в XVI-м веке. Он тоже скажет: «Я учился у великого Лютера». Эти философы, мыслители как всегда выскажут очень ценную мысль, которая начинает жить своей жизнью. И вот восстание разразилось. Не имел он прямого отношения, но косвенное имел. Посеял элемент свободы мысли в богословской сфере, но эта мысль изреченная начинает жить своей жизнью и она перебросилась и на социальную сферу жизни. В его биографии всё изменило это восстание. Напуганное до смерти дворянство, власти стали понимать, что Оксфордский богослов, профессор опасен. И в 1382 году Оксфордские богословы официально осудили 12 тезисов из Виклифа, потом ещё 19, потом они стали расширять зону осуждения. Прежде всего в отношении таинства, что ни в коем случае нельзя замахнуться на это святая святых, это самое важное, что Христос с нами даже в этом материальном воплощении». [P.97.27]
В чём значение Вселенских Соборов для истории Церкви? Прежде всего в том, что эта эпоха стала временем окончательного формулирования Православного вероучения: каждый Собор был ответом на ту или иную ересь, потрясавшую Церковь в конкретные исторические периоды её бытия. Но оказывалось, что ереси становились движущей силой развития Православного богословия. Именно в ответ на ереси, каждая из которых бросала вызов Церкви, её вероучению, её духовному строю, богословы находили те точные формулировки, которые ложились в основу Православного догматического Предания. Каждый Собор, помимо догматических вопросов, рассматривал также дисциплинарные вопросы и издавал канонические определения. Так закладывалась основа церковного устройства, которая со времён Вселенских Соборов оставалась неизменной. Эпоха Вселенских Соборов стала самой продуктивной в истории христианской Церкви на Востоке с точки зрения богословского творчества. Именно в эту эпоху жили те Отцы Церкви, которые в православной традиции почитаются в качестве Вселенских Учителей и Святителей и творцов догматического богословия. [T.10.CCCVII.3]
|
||||||