ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
|
1. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ. |
|
||||
ИСКУССТВО ИНИЦИАЛИЗМА ж. «НАУКА И РЕЛИГИЯ» №10/1991 Луис ОРТЕГА — художник, мыслитель, поэт. Его судьба складывалась необычно. Родился в Испании, в 1937 году, воспитывался в семье македонцев в СССР, живёт в Москве. Последние выставки художника проходили в Нью-Йорке, Вашингтоне, Мадриде и Риме. Новая сложная техника инкорель, созданная мастером, позволила ему использовать в гравюре 82 краски. За достижения в области графики Луису Ортеге присвоено звание академика Флорентийской академии искусств. В 1981 году учреждён Международный Фонд Луиса Ортеги, филантропическая инкорпорация, строящая свою деятельность на идеях просветительства. Фонд поддерживает международные программы по культуре и философским исследованиям, обучения новым методам творчества, занимается изучением и систематизацией знаний по древней философии и религии, издательской деятельностью. С Луисом Ортегой беседует наш корреспондент. - Дон Луис, знаю, что ваш фонд подготовил к изданию энциклопедии по астрологии и пальмистрии1. Будут ли они опубликованы? - «Энциклопедия Астрологии» завершена в 1965 году. Она втрое полнее мирового опуса, состоящего из 1900 книг и 500 манускриптов, находящихся в библиотеках Европы. Энциклопедия будет издана, скорее всего, в издательстве Фонда. Седьмой том, содержащий секретные методы прогнозиса, издан не будет: «Энциклопедия Пальмистрии» включает всю мировую традицию, закончена в 1965 году. Первый том посвящён теории, остальные составляет атлас — примерно три тысячи таблиц. Готовится к изданию в Нью-Йорке. - На одной из ваших зарубежных выставок внимание общественности было привлечено к картам «Таро Ортега». Насколько я знаю, понятие «Таро» означает «скрытые тайны всего мироздания» и представляет собой целостное учение и систему символов, несущих в себе эти знания. - Над этим «Таро» я закончил работу 25 лет назад. Сейчас занимаюсь составлением новых таблиц. Как известно, лучшие издания «Таро» были осуществлены в Валенсии. Мы же предполагаем издать этот труд в Мадриде. - Человека всегда волновала проблема взаимоотношения науки и религии, нравственности и интеллекта. Как вы решаете этот вопрос для себя? - У меня такой проблемы нет. Доктриной Фонда является адептат2, одухотворение для отдельного человека, а для социума — культурный процесс. Конечно же, разделённое сознание препятствует ясности миросозерцания. Религия отрицает роль философии. Науке все религии кажутся заблуждением. А что говорит мировая традиция? Высшее состояние сознания человека, или «тело Славы», как его иногда называют, недостижимо познанием или добротворением, предупреждают Библия, Христиан Розенкрейц, Лютер. Знание и вера для творчества бесплодны, полагали Эль Греко, Шекспир и Джойс. Коллективного адептата не существует. После XIV века эволюция планеты определила перемену в культуре; созерцательный тип греко-римской культуры сменился инфлуксом3 индивидуализма. Этот сознательный поворот был осуществлён коллегией Розы и Креста. В герметизме4 существует учение о космической семье Монад, это и есть высочайшее представление о соборности. - В одной из своих лекций вы назвали христианство частью культуры. Существует и другое мнение: культура является одним из аспектов христианства. - Если христианство синоним жизни и вне христианства жизни не существует, то где же пребывают атеисты? Вне жизни? И с ними, вероятно, — друиды, огнепоклонники. Кроме того, если культура — аспект христианства, то что такое мусульманская культура или, например, языческая? Главные импульсы развития культуры за последние тысячелетия связаны с тремя идеями: идеей бессмертия, открытой для сознания Трисмегистом5, идеей сострадания и смерти-воскресения, раскрытой Иисусом Христом, и идеей личного посвящения, открытой Христианом Розенкрейцем — в последовательной цепи эзотерического посвящения Человечества. - В нашем журнале публикуется работа Карлоса Кастанеды «Путешествие в Икстлан». Как вы относитесь к его творчеству? - Блестящий прозаик, открывший для литературы новую философско-религиозную доктрину. Можно заметить её созвучие с учениями герметизма, митраизма и древнего зороастризма. - Настанет ли время, когда всё человечество окажется посвящённым в тайны мудрецов? - Это невозможно. Гороскоп планеты ясно называет тех, чьё духовное восхождение ограничено и вряд ли когда-нибудь достигнет «тела Славы». Я не отношусь скептически к прогрессу. Но достижение единого духовного состояния всего человечества — не противоречит ли это самому смыслу эволюции? - Разделяете ли вы точку зрения футурологов на изменение внешнего вида человека в будущем? - Не разделяю. Едва ли человек когда-нибудь превратится в крошечное насекомое с гигантской головой. Если homo sapiens — проекция космической пентаграммы6 (а в этом нет сомнения), то подобная эволюция невозможна. Я думаю, что развитие способностей человека не связано с обычным течением времени. Волна жизни в космосе не только сама себя распространяет, но охраняет и, по-видимому, содержит в себе эволюционное начало. Вероятно, эта структура применима для понимания эволюции творчества и сознания человека. - Существует мнение, что тиражирование произведений искусства обедняет культуру, делает её массовой: теряется неповторимость, уникальность творения. Действительно ли это так? - Мы знаем, что тиражируются церковные книги, образки, календари, кресты и свечи. Духовное послание неприкосновенно, его онтология сохраняется и в умножениях. Основа сериальности — технический знак, не обязательно снижающий ценность символа. Принцип сериальности, породивший современную технологию, впервые возник в гравюре, затем в книгопечатании, технике, телевидении, кинематографе. Я не думаю, что его ценность равна нулю. Высказывание Платона «Знание было утрачено с появлением книги» имеет иной смысл: книга бледна по сравнению с эзотерическим общением ученика и учителя. Многие знания не могут быть обнародованы. Очарование манускрипта несомненно. Принцип неповторимости очень важен. Манускрипт доскональнее печатной книги. Но разве эманация гравюры уступает акварели? Равенство оттисков кажущееся. Повторимость оттисков вряд ли превышает сходство близнецов. Зрительная оценка тождества несостоятельна, структура вещества под формой неповторима. Уверен, что предубеждение против тиражирования поверхностно, несерьёзно. В частности, техника инкорель позволяет при тиражировании в 30, 100 и даже 200 экземпляров получать оттиски, идентичные первому. Многие из моих работ созданы в духе инициализма — так я называю свой творческий метод. Он раскрывает интуитивные формы предметов и понятий, предполагает единство учения и творчества. Теоретические исследования неотделимы от художественных произведений, гравюры — продолжение стихов-медитаций... Примечания 1. Хиромантия и остальные науки о руке (хирософия, хирогномония, хирометрия, хирология). Здесь и далее — прим. ред. 2. Духовный путь. 3. Высший, верховный импульс в области трансцендентного. 4. Доктрина древнеегипетского эзотеризма. 5. Гермес Т'риждывеличайший, основатель древнеегипетского эзотеризма. 6. Пентаграмма в западноевропейской культуре, как правило, символизирует человека. Здесь, видимо, речь идёт о том, что параметры существования человека заданы высшими законами Вселенной.
Луис ОРТЕГА Твое несчастье — нищий за углом. Он ждет тебя с рассвета, не мигая. Отдай ему все блестки за поклон, все борозды и все ворота рая.
Ему снеси всю черепицу дней. Сложи у ног его часовню грусти. Заплаты затонувших кораблей. Предательствами выстланное устье.
Потерянного перстня не забудь, и приложи к чужой ладони слепок. Утраты укорачивают путь. Лик двойника закрыт руками веток.
Предназначение вуали мне дано. Раздвоен белый силуэт от тени. Осколки глаз сливаются в окно. И лестницы обнажены ступени.
Нетлением прославлена рука художника, что заключил в пространство мелькнувшее крылатое убранство и глаз небесный ангела, пока летящий вестник в белом постоянстве хранил чертёж полета, и слегка смежил глаза, вдыхая ветер странствий и незнакомый аромат цветка.
|
|
|||||