ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
СБОРНИК |
|
|||||
АРКАН V. Magister Arcanorum (Великий иерофант ); Magnetismus Universalis (Scientia Boni et Mali); Quintessentia; Religio (3); Папа; Иероглиф. |
||||||
– Возможно ли объединение религий? – Дело в том, что объединение религий, конечно же, невозможно. Цели индуизма, и цели христианства, и цели ислама разные, – не потому что одни плохие, а другие хорошие, – цели разные. Когда один человек идёт в Нижний Тагил, а другой в Челябинск, они объединиться в пути не могут – у них разные пути. Другое дело, что целью конечной является Бог, но пути к Богу совсем разные, и они не объединяются. А. ЗУБОВ, доктор исторических наук, профессор [P.14]
|
||||||
Вскоре после восхождения на трон Эхнатон восстал против жрецов храма Амона. Он сменил имя Аменхотеп IV, прославлявшее Амона, на Эхнатон, в честь нового бога – Атона. Но этот бунт имел не только религиозную подоплёку: гигантский храм был центром политической власти. Ко времени рождения Эхнатона верховные жрецы храма Амона обладали властью и богатством не меньшим, чем фараоны. Dr. Nicholas Reeves, Myers Museum, Eton College: «В царской фамилии росло недовольство создавшимся положением. Между жрецами Амона и светской властью шла борьба за верховную власть. Ко времени восшествия Эхнатона на престол она длилась уже несколько веков. Эхнатон хотел править единолично и решил положить конец этому соперничеству раз и навсегда». Факты говорят о том, что у Эхнатона были не только религиозные мотивы. По-видимому, он был мастером политической интриги: он не только отнял власть у жрецов, но и провозгласил себя верховным жрецом, утвердив божественность своей власти. Материальные следы его борьбы со жрецами за власть можно и сегодня увидеть прямо у ворот храма в Карнаке. Это все, что осталось от большого храма Гемпаатон, построенного Эхнатоном – зримые свидетельства столкновения религиозных идей. Чтобы спровоцировать старых жрецов Эхнатон построил храм своему новому богу Атону прямо перед входом в главный храм Амона. Эхнатон развязал войну против жрецов, и первое сражение произошло здесь в Фивах. Однако остаётся загадкой, почему Эхнатон оставил Фивы и построил новую столицу в пустыне. Возможно, ответ мы найдем в технических новшествах Эхнатона… Эхнатон спешил построить храм новому богу: из мелких блоков строительство шло быстрее. Dr. Donald B. Redford, Pennsylvania State University: «На мой взгляд он был целеустремлённым человеком. Его захватила идея поклонения Единому Богу. Внедряя новый культ, он порвал с прежней египетской мифологией, отверг всех других богов, предал их анафеме. Он запретил им поклоняться и последовательно создавал чистую, чуть ли ни пуританскую религию – единобожие». Он спешил провести религиозную революцию. Но были ли его мотивы только религиозными? Пилон номер десять: гигантские врата Карнакского храма. Внутри его стен тоже находятся талетаты, а на самом верху камень, на котором сохранилось обращение Эхнатона к народу. На нём записано его выступление. Dr. Donald B. Redford: «Вот самый важный столбец. Здесь написано: «Боги остановились, все до одного, даже из драгоценных камней, золота и серебра». Я полагаю, он имеет в виду культовые изображения богов». – Эта фраза «боги остановились», довольно странное выражение, что оно означает? Dr. Donald B. Redford: «Действительно странное и непонятное. Употреблённый им глагол означает прекратить движение, остановиться. В одном из текстов он употребляется в смысле, что с солнцем такого не бывает, солнце никогда не останавливается, оно восходит и заходит каждый день. И здесь он говорит, что все другие сверхъестественные существа остановились. На мой взгляд, этот текст одной из речей, с которыми фараон регулярно выступал, их высекали на стенах, чтобы довести до всеобщего сведения». – И какой это производило эффект? Dr. Donald B. Redford: «Эффект разорвавшейся бомбы». Как следует из текста, Эхнатон одним махом отменил всех прежних египетских богов, он заявил, что от них нет никакой пользы, и они остановились. Новый бог – Солнечный диск – был совершенно иным, он без остановок шёл по небу и щедро одаривал народ Египта или, по крайней мере, самого Эхнатона. Дон Редфорд полагает, что религиозные перемены встречали в Фивах серьёзные сопротивления. Именно поэтому Эхнатон решил построить новую религиозную столицу. …западный берег Нила, где египтяне хоронили усопших. Гробница номер 188, в ней был похоронен некто Перенефа. Эта гробница даёт нам представление о политической ситуации в Фивах в ту эпоху. Dr. Donald B. Redford: «Эта едва скрытая угроза, слуга, который не ценит реформы, проводимые фараоном, отдаёт себя во власть бога, значит добра не жди. Перенефа сидит в окружении слуг и писцов». Похоже, Эхнатон угрозами заставлял подданных покланяться новому богу. Более того, он изымал имущество старых храмов Амона в пользу храмов посвящённых Солнечному диску. Dr. Donald B. Redford: «Поклонение Солнечному диску сопровождалось обильными пожертвованиями, практически все доходы и пожертвования другим храмам поступали теперь в храмы Солнечного диска. Не только жрецы, но и наёмные работники храмов остались без средств к существованию, а это естественно вызывало недовольство и сопротивления». Старые храмы закрывались и множество людей потеряло источник доходов. Можем ли мы сделать вывод, что Эхнатон преследовал в первую очередь корыстные цели? Но, похоже, он стремился не только к обогащению, но и к власти, а жрецы Амона не собирались отдавать её без боя. Обладатель верховной власти в Египте не сумел провести реформы в Фивах так быстро, как ему хотелось. Он решил оставить этот город и построить новый, где не будет ни старых храмов, ни прежних традиций. Амарна стала центром религиозной революции Эхнатона, но была ли эта причина переезда в Амарну единственной? Революция Эхнатона привела Египет к экономическому краху. Dr. Nicholas Reeves, Myers Museum, Eton College: «В древнем Египте храмы были крупными экономическими центрами. Когда Эхнатон стал закрывать старые храмы и конфисковывать их имущество, экономика не могла этого выдержать, это было равносильно экономическому самоубийству». Законы экономики помогли задушить революцию Эхнатона, революция захлебнулась. Почему же тогда Эйа похоронил Тутанхамона с реликвиями этой эпохи? По мнению Ривза это напрямую связано с тем, что Тутанхамон умер внезапно, неожиданно в 20 лет. Эйа столкнулся с проблемой: он хотел править Египтом, но для этого он обязан был похоронить Тутанхамона по всем правилам, а времени у него было очень мало. [T.10.CLV.1,2]
СОЗВЕЗДИЕ ДЕВА. Иероглифически здесь изображена Дева с хлебным колосом в руке – символом возникновения Жизни. Она стоит недвижно, и это означает, что она вне времени и пространства, – вечна. За Девой изображен один из богов подземного царства – Анубис, в левой руке он держит жезл уас, в правой – анх. В противоположность Деве Анубис идёт (пребывает в пространстве и подчинён времени), т. е. Анубис изображает идею, что смерть явление преходящее и подчинено жизни, т. к. Анубис идёт за Девой и размером меньше её. На этой ступени эволюции человек, якобы, познает идею Жизни и Смерти, их Единство. Г. ГЛЕБОВА [A.194]
Стоящий (остановившийся) пребывает в Вечности, то есть он мёртв.
Так говорил однажды мне дьявол: «Даже у Бога есть свой ад – это любовь его к людям». И недавно я слышал, как говорил он такие слова: «Бог мёртв; из-за сострадания своего к людям умер Бог». Так говорил Заратустра
|
||||||
Март 632 года до н. э. Жрецы собрались в храме и замышляют убийство. В течение десятилетий они подчинялись состоятельному семейству родственников фараона. Это должно прекратиться. Две с половиной тысячи лет назад эта история была записана на папирусе. Это история убийства, которым закончилась междоусобица, приведшая к падению династии. 400 лет длились в Египте захваты и междоусобные войны. С севера на страну обрушились ливийские захватчики. Нубия подчинила себе южные части Египта. В ослабленной стране жрецы превратились в независимую политическую силу. Жрецы храма Амона улаживали разногласия между враждующими сторонами. 450 лет они не подчинялись никому. В VII веке до н. э. Псамтек, безжалостный воин, завоёвывает власть и объединяет королевство. Псамтек новый фараон Египта. Вся страна будет подчинена новому режиму. 660 год до н. э. чужестранец прибывает в Теуджой (Таюджи). Фараон послал своего двоюродного брата Петеиса возглавить город. В Теуджой находится один из самых больших храмов Амона, его священникам придётся подчиниться. Петеис приказывает обыскать храм. Этот храм владеет большей частью земель Египта и контролирует наибольшую часть его благосостояния. Петеис узнал размеры богатства храма из его счётных книг. Ему приказано переправить эти богатства фараону. Если он выполнит это поручение, он станет и сам богат. Петеис приказывает избить двух жрецов – это жёсткая демонстрация власти фараона. Храм должен платить фараону из своей казны. То что говорит Петеис, подтверждает, что власть жрецов, длившаяся 400 лет закончилась. В Теуджой жрецам будет отдавать указания Петеис. Две с половиной тысячи лет назад прапраправнук Петеиса записал историю своей семьи. Его рассказ уместился на папирусе в 4 метра длиной, который был обнаружен в конце XIX века. Он рассказывает трагическую историю политической и личной вражды, начало которой было положено, когда Петеис начал править в Теуджой. [T.2.IX.2]
|
||||||
Ангкор-Ват был не только храмом, но и символом величия его творца. Сурьяварман был не только правителем, ему принадлежала особая роль в духовной жизни народа. Он был единственным посредником между кхмерами и богами, без него связь с богами была невозможна. Древние тексты подчеркивают его особую роль. Он входил в прямой, физический контакт с богами. Prof. Charles Higham, University of Otago in Dunedin, New Zealand (Чарльз Хайм): «Такое поведение правителя объясняется очень просто, – он был богом на земле, и после смерти он будет жить среди богов. В святилище он отдыхал от земных забот и переходил в иное измерение, – в небесную обитель». Ангкор-Ват был не только земным символом небес, он подчёркивал божественность Сурьявармана и изображал его будущую жизнь на небесах. Вера кхмеров в божественность правителя позволяет понять, с какой целью был построен Ангкор-Ват. Но как появилась такая религиозная система? Откуда пошло представление о правителе как о боге? Prof. Charles Higham: «Такие представления возникли постепенно. Когда вождь какого то племени подчинял своей власти более крупные сообщества он начинал понимать, люди должны верить в то, что между ним и богами существует особая связь. Имея статус бога гораздо легче управлять государством и удерживать власть». Главным зданием в каждом селении древних кхмеров был индуистский храм. Верующие шли в храм за покровительством богов не только с молитвой, но и с щедрыми пожертвованиями. Все излишки крестьянского хозяйства обменивались в храме на обещания посмертного воздаяния. Жрецы принимали дары от имени богов и накапливали значительное состояние. Храмы превратились в, своего рода, банки. Prof. Charles Higham: «В храме торговали, у храма можно было взять заём пожертвования приносили почёт. Жрец или жрец-правитель занимал исключительное место в древней цивилизации Ангкора». Храмы становились средоточием богатства и власти. Кто контролировал храм – контролировал местную экономику. С централизацией власти верховный жрец становился правителем, в одних руках оказывалась сосредоточена как светская, так и духовная власть. Со временем в правителе стали видеть уже не посредника, а земного Бога. Во времена Сурьявармана II служение правителю приравнивалось к служению богам. Строительство храма в Ангкоре приравнивалось к служению богу и одновременно утверждало божественность Сурьявармана II. Prof. Charles Higham: «Крестьяне на рисовых полях поднимали головы и видели золотые башни. Они трудились на благо правителя в надежде на лучший удел в последующих своих жизнях». В этом и состоял смысл обожествления правителя. Оно не только укрепляло его власть и умножало богатства: люди безропотно отдавали силы на строительство такого шедевра как Ангкор-Ват. Не будь у правителя божественного статуса, возможно, мы никогда бы не узнали о древних кхмерах. [T.10.CLIII.2]
|
||||||