ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
СБОРНИК |
|
|||||
АРКАН II. Изида, Gnosis, Врата Святилища (la Porte du Sanctuaire), Папесса (la Papesse), Divina Substantia, Femina, Natura naturata (2). |
||||||
Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…здесь на самом деле идёт очень красивая игра слов: в древнеегипетском языке глагол «творить» – «ир» выписывался в виде открытого глаза. И это связано с концепцией представления о том, что согласно представлению одной из космогонических систем, Бог предвечный творит Вселенную, открыв глаза, и увидев то, что было замыслено в его сердце. И как только он открывает глаза, с одной стороны в Мир падает свет – свет светил, свет великого творческого начала, и, с другой стороны возникают те, о ком он подумал». [P.125.34]
|
||||||
Более чем за тысячу лет до рождения Христа произошло событие революционного значения: закрылись храмы великих богов Египта, за исключением храма бога Атона. Это надругательство над храмами было делом рук мятежного фараона, который будет править Египтом в течение семнадцати неспокойных лет, и упоминания о котором даже не сохранятся в летописях Египта. Был ли он истинным религиозным провидцем или просто изгоем, жаждавшим мести? Со времён античности древние памятники Египта привлекали к себе внимание. Учёные тщательно исследовали всё: от огромных пирамид Гизы, до мельчайшего участка стен храмов, словно ища отблеск живых событий современных этим обломкам прошедших столетий. В середине XIX века археологи, производившие раскопки руин Фив, решили, что они сделали подобное открытие, обнаружив первые следы ранее неизвестного Фараона. Dr. Donald B. Redford, Pennsylvania State University: «Учёные стали находить блоки на которых было изображение, выполненное в весьма любопытном стиле, резко отличающемся от традиционного искусства Древнего Египта. Постепенно число этих блоков росло, и в последствие оказалось, что на них изображён фараон Аменхотеп IV или Эхнатон». Ещё больше доказательств о существовании таинственного фараона было найдено в пустынной местности, в трёхстах километрах южнее Каира. Здесь археологи обнаружили руины великого города, вот уже три тысячи лет погребённого под песками пустыни. Это место было названо «Амарна», по названию племени бедуинов которое когда-то жило неподалёку. В холмах всё ещё сохранилось много гробниц, некоторые из них использовались в качестве церквей во времена раннего христианства, поэтому они были открыты, и всё больше исследователей и учёных стали замечать, что на стенах этих гробниц было запечатлено нечто весьма необычное. Перед взорами входящих в сырые гробницы Амарны представали сцены из жизни царя Эхнатона, ласково играющего с ребёнком. Их потрясение объяснялось тем, что фараонов ещё никогда не изображали в столь непринуждённой обстановке. И почему не были изображены все божества, которые бросались в глаза в других египетских гробницах. Казалось, что этот фараон покланялся только одному богу, необычному Солнечному диску, чьи длинные лучи протянулись с небес и дали миру сияющую жизнь. Кто был этот необычный фараон? Современные эксперты немедля окрестили его и первым монотеистом, и первым гуманистом. Dr. James P. Allen, Curator of Egyptian Art Metropolitan Museum of Art, New York (Джеймс Ален, специалист по египетскому искусству музея метрополитен): «В информации об Эхнатоне и его периоде интересно то, что она похожа на детектив – всё что у нас есть - это ряд фактов, сродни обломкам мозаики. И ещё ни кому не удалось найти ответ, что же именно произошло». К сожалению фактов, в которых кроется разгадка правления Эхнатона и отрезка истории Египта, известного теперь как период Амарны слишком мало. То, что нам известно собиралось по крупицам из данных оставленных на стенах храмов и гробниц его забытого города. Эхнатон родился предположительно в 1373-м году до н. э. когда Египет был в самом расцвете своей имперской славы. Появление колесниц революционизировало приёмы ведения войны, и армии фараона завоёвывали всё новые государства, расширяя империю, охватившую более трёх тысяч километров: от современного Судана на юге и до предгорьев Турции. Отец Эхнатона – Аменхотеп III, применял искусную дипломатию, чтобы его великий народ жил в мире. Dr. Donald B. Redford: «Он правил самой большой империей, которая когда либо существовала, которая, подобно магниту притягивала не только пошлины и подати, но и торговлю. В период правления Аменхотепа Третьего даже ходила поговорка, что в Египте золота как грязи, что, несомненно говорит о духе того времени». Эхнатон тогда был принцем Аменхотепом, который рос в Фивах при дворе своего отца. Здесь процветали волшебные искусства чтения и письма, поэзии и музыки, на которые некоторое влияние оказало присутствие иностранных миссий. Фивы были также религиозной столицей Египта – страны, в которой служение богам пронизывало повседневную жизнь. На самом деле говоря о Древнем Египте, было бы опасным употреблять слово религия, это объясняется тем, что наше понимание религии сильно отличается от понимания древних египтян. Например, они пытались объяснить самим себе почему растет растение. Ответ на этот вопрос они связывали с наличием некой силы, благодаря которой и происходит трансформация. Эта сила и была Богом. Египтяне молились богу Осирису, прося жизненной силы, богине Хатор, для счастья любви. Эти боги часто изображались в человеческом обличье с головами тех животных, с которыми их ассоциировали. Величайшая сила природы, Солнце, было олицетворением еще более могущественного бога – Амона. Несмотря на то, что его изображали в виде человека с двумя плюмажами на голове, Амон считался непостижимой, невидимой силой давшей жизнь другим богам. Dr. William J. Murnane, Professor of Ancient History, University of Memphis (Уильям Мурнано специалист по древней истории): «Амон не просто царь богов, он является высшей сущностью связывающей всю систему воедино. Таким образом, на лицо не просто политическая система: в ней уже есть важные предпосылки единобожия». У каждого бога был свой собственный главный храм, в котором находилось священная статуя этого божества. Верховный жрец возлагал перед нею подношения из еды и напитков во время ежедневных ритуалов. «Войди в своё тело, дай свою силу, своё волшебство и свою славу этому тёплому хлебу, меня послал сам фараон». Жрец взывал к имени фараона, потому что считалось, что фараон наделён божественной силой. Фараон служил главным посредником каждый раз когда обращались к богам. Dr. William J. Murnane: «У фараона была ответственность не только перед своим народом, но и перед богами, которые, как считалось помогали египтянам возделывать долину Нила. Поэтому от фараона требовалось, чтобы он заботился о богах, задабривал их». Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Храмы богатели, естественно жрецы богатели тоже, поэтому храмы обладали большой властью». Возможно на принца Аменхотепа, росшего в тени богов не малое влияние оказала религиозная политика, но сохранилось слишком мало фактов о юности принца. Dr. William J. Murnane: «То что престолонаследник, наследный принц находился в тени и что до коронации его не замечали, не вызывает удивления, обычно царские дети не бывают в центре всеобщего внимания, так обстояло дело и в Древнем Египте, цари оказывались на виду, становились достоянием общественности, когда начинали вести публичную жизнь». Для Эхнатона это произошло приблизительно в 1358 г. до н.э., когда ближе к двадцати годам он был коронован царем Египта. Новый фараон, Аменхотеп IV повел свою империю в новом, необычном направлении. Когда новый фараон, Аменхотеп IV – Божественный Владыка Фив был возведён на престол, Египет переживал эру небывалого процветания и мира. Имя Эхнатон он возьмёт себе позже. Возможно он унаследовал престол после смерти своего отца, хотя существует предположение, что он правил совместно со стареющим Аменхотепом III. В то время это было распространенной практикой, чтобы обеспечить переход власти к членам семьи. Для молодого фараона прелесть правления была очевидной, ведь у нового правителя была царица, её звали «Нефертити», что означало – «Красавица с нами». Судя по изображению её бюста найденного в руинах Амары, её красота полностью соответствовала её имени. Dr. Gay Robins, Professor of Ancient Egyptian Art, Emory University: «Красота Нефертити всегда восхищала людей, но по большому счёту мы ничего о ней не знаем. Единственное, что нам известно – это то, что она не царского происхождения, потому что она не носила титул «Дочь Царя». При роскошном царском дворе титулы играли главную роль. Имя царя «Аменхотеп» означало «Амон доволен», но, похоже, царь подвергал сомнению легитимность этого могущественного бога. Dr. William J. Murnane: «С самого начала своего правления он всецело отдался новому культу, им самим же и созданному, который не имел ничего общего с существовавшими прежде культами». Dr. Gay Robins: «Мы видим бога в человеческом облике с головой ястреба, что типично для бога солнца Ра-Характь, но судя по надписи, этого бога зовут «Атон», что означает «солнечный диск». Царь сделал ещё один неожиданный шаг когда он провёл огромное празднество – Сэт – фестиваль. Знатные люди отовсюду спешили на небывалое торжество. Dr. Donald B. Redford: «Каждый день Эхнатон устраивал огромный стол для всех прибывавших на торжество, и многие, возможно впервые, могли отведать вкусную пищу: вино, пиво, мясо и хлеб царской кухни. Бедняки молились, чтобы Царь провёл как можно больше празднеств, потому что они от этого только выигрывали». Нетрадиционное изображение фараона, поклоняющегося новому богу подчеркивало его стремление быть единственным верховным жрецом в культе Атона. Dr. Gay Robins: «При традиционном способе изображения Царя и Божества они располагались примерно на одном уровне - лицом к лицу. Таким образом, в композиции было два центральных портрета, но теперь Бог изображён вверху композиции. На самом деле смысл заключался в том, чтобы сделать человеческую фигуру центром композиции, таким образом акцентировав фигуру фараона». Жена Фараона, Царица Нефертити также занимает особое положение в новом искусстве, иногда её изображают с короной фараона на голове предлагающей пищу Солнечному диску. Dr. Gay Robins: «Она в отличии от других цариц часто появлялась на публике, следовательно, мы можем утверждать, что у неё был особый статус. Но главный вопрос: «имела ли она какое либо отношение к перемене религии, была ли она столь же фанатична как и её муж». Некоторые историки задаются вопросом, не могло ли напряжение между королевской четой и жрецами достичь апогея на четвёртый год правления Фараона, Царь жаловался, что его ушей достигали самые злые слова, какие когда-либо приходилось слышать его предкам. Угрожали ли жрецы Амона своему Царю? Dr. William J. Murnane: «Они могли ему сказать, что их терпение лопнуло и что они не намерены больше безропотно выносить всё это. Они ждали, что царь испугается, умерит свой пыл и «всё вернётся на круги своя». Но вместо этого он собрал свой скарб и отправился на новое место». [T.10.XXXI]
|
||||||
1 - 2 |
||||||