ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН XXI. Radiatio; Signum; Materia; Furca (Вилы); le Fou 8 (Безумный); Иероглиф (стрела в колебательном движении). |
||||||
…средь заоблачных высот горных вершин, подернутых синеватой дымкой, на краю крутого обрыва нависшей над пропастью скалы стоит застывшая фигура. Кристальный воздух раскрывает в глубинах своих сонм утесов, долин и вечных снегов, сплетающихся в общий причудливый узор, постепенно тающий вдали и как бы расплывающийся в блеклых тонах воздуха. Вечер; солнце ещё золотит ледники вершин розовым светом, но внизу мрак уже начал сгущаться и глубокие долины уже зияют черной бездной. Тишина царит совершенная, ни один звук, ни одно движение не нарушают безмолвия далей…
angustia, ae f (чаще в pl.) [angustus] 1) теснота, узость (loci Sl, PM; itineris Cs; viarum L); 2) теснины, ущелье (per angustias copias traducere Cs); 3) тесные пределы, узкие рамки, ограниченность (места или времени): a. conciusae orationis С сжатость речи (построенной в форме тезисов); angustiae temporis С и a. temporis Ар, Eccl недостаток (ограниченность) времени; 4) стеснённое (материальное) положение, бедность, скудость, нужда, недостаток (pecuniae, aerarii С; rei frumentariae Cs; fortunae T); 5) затруднения, бедственное положение (in angustias adduci C; in angustiis esse Cs): angustiis premi Cs терпеть нужду; in angustias compellere С ставить в затруднительное положение; angustiae animi или pectoris С бездушие, чёрствость; angustiae spiritūs C и a. spiritūs Aug короткое (затруднённое, стеснённое) дыхание, одышка; angustiae verborum С пустые словопрения. [B.32]
con-vallis, is (abl. иногда i) f (горная) долина, котловина, лощина, окружённая горами С, Cs etc. [B.32]
crista, ae f 1) хохолок или гребень у птиц: cristae ei surgunt погов. J у него встаёт гребень (т. е. он много мнит о себе); 2) пучок (foliorum PM); 3) перо на шлеме, султан Lcr, V, L etc.; 4) горная цепь (cristae montium Eccl); 5) анат. клитор J. [B.32]
cava via дорога в ущелье
δια-σφάξ, άγος (ᾰ) ἡ расселина, расщелина, скалистое ущелье Her., Plut., Luc. [B.169]
κόλπος ὁ тж. pl. 1) грудь…; 2) женское лоно, чрево, утроба…; 3) анат. складка, пазуха…; 4) складки платья (на груди), пазуха…; 5) перен. лоно, пучина…; 6) залив, бухта…; 7) долина, лощина (Νεμέας Pind.): Ἐλευσινίας Δηοῦς ἐν κόλποις Soph. в долинах Део́ (т.е. Деметры) Элевсинской. [B.169]
|
||||||
…Земля подобна волнующемуся морю. Что на ней, словно каменные волны, вздымаются и опадают горные хребты. Приглядевшись внимательно, мы обнаружили бы в поведении каменного моря некий повторяющийся ритм. На протяжении последних шестисот миллионов лет буря трижды взламывала земную кору, и всякий раз волнение сменялось затишьем, кора успокаивалась, и по ней лишь изредка пробегала судорога новых движений. Буря – затишье, буря – затишье, буря – затишье… Три повторившихся цикла. В истории планеты их, вероятно, было гораздо больше, но дальние дали мы различаем ещё плохо. Отчётливо прослеживаются лишь три последних звена – каледонский, герцинский, альпийский этапы горообразования (последний ещё не закончился). Следы самого древнего (каледонского) горообразования основательно стёрты. Возникшие тогда, к примеру, горы Скандинавии были не менее высоки и могучи, чем нынешние горы Гиндукуша или Кавказа: время сточило их. Герцинское потрясение отмечено становлением гор Западной Сибири, Средней Азии, Предкавказья. В альпийский период возникла, в частности, могучая цепь Альп – Гималаев. В. ВЛАДИМИРОВ [A.428]
Гималайские горы, высочайшие в мире, пронзают облака. Так называемую «Крышу мира» – высокогорный регион, где воздух сильно разряжен, люди освоили одним из последних на земле. Сегодня более пяти тысяч человек с трудом выживают здесь, в районе под названием Верхний Мустанг. Их деревни подобны оазисам в высокогорной пустыне. [T.21.CXX]
В этом ущелье смена дня и ночи представляется театрализованной борьбой сказочных персонажей – Добра и Зла. Весь день нежарко греет Солнце, прохладный ветерок приятно свежит лицо. Но вот Солнце зацепилось краем за вершину. Его слабость тотчас замечена – по ущелью проносится холодный ветер, явно враждебный тебе. Солнце бежит за спины гор, ты уже накрыт тенью – и в ущелье, торжествующий, врывается ледяной вихрь. Горы, только что приветливые, становятся враждебны: тропинка норовит свернуть в сторону, ветка – хлестнуть по лицу и оцарапать колючкой, камешек под ногой – скатиться и увлечь тебя в пропасть. Всюду холодный мрак, и только большие звёзды висят над самой головой. А взойдёт Луна – всё смещается, что освещено, теряет своё место в пространстве, а тени кажутся чёрными провалами. Но сейчас рассвет. Тьма стала совсем синей, скоро ей конец. Светлеет небо, и вот горы за спиной мазнуло оранжевым. От реки идёт туман, застилая противоположный берег. Оттуда слышны звуки пробуждающегося человеческого жилья: гортанные вскрики, пенье петухов, стуки, скрипы… Выглянуло Солнце, туман – остаток ночи – взлетел, как занавес, и перед нами на том берегу, ещё в сиреневой тени, золотисто-охристыми мазками встаёт Шатили – древняя столица Хевсуретии. Здесь, в труднодоступном районе гор Восточного Кавказа, в прошлом находил убежище самый разнообразный люд – и спасающиеся от гнева властителя, и преступившие законы, и бежавшие от рабства, от войн, от кровной мести. Их не останавливал суровый климат этой страны, где пахотной земли мало, растут только ячмень и просо, а перевалы много месяцев закрыты снегом, зима снежная и холодная, и Солнце зимой почти не заглядывает в ущелье. Вл. ПЕРЦОВ [A.396]
|
||||||
Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «У человека есть два мифа: миф о мировом дереве и миф о горе. Это два образа Вселенной, две модели мироздания. Гора состоит из трёх частей. У её подножия живут злые духи, которые охраняют сокровища. На её вершине живут боги, а посередине – люди. И во все века своей истории человек пытался взять эти сокровища и поговорить с богами. И это снова и снова вело его в горы. Того, кто впервые оказывается в Иерусалиме, поражает его высота. Это горное место, и даже в апреле на Пасху, там по ночам бывает морозно. В звёздные ночи в Иерусалиме кажется, что небо можно достать рукой. Священная география – это путешествие по горам. От горы Завета, – Синая, – до горы Распятия, – Голгофы, через Храмовую гору в Иерусалим, через Гефсиманский сад на склоне Оливковой горы, через Нагорную проповедь Христа. Но первой и самой высокой горой в священной истории остаётся Арарат». Юрий БАДЕНКОВ, кандидат географических наук, руководитель горной группы ЮНЕСКО: «Прежде всего, надо сказать, есть один очень хороший знак, чтобы понять, что вы живёте в горах, что вы горцы. Когда вы увидите на крыше дома или на двери рога козла, или на ограде, вы поймёте, что это горный район. От Шотландии до Гималаев, до Кавказа – это горный район. Мы много говорим об особенностях горского характера. Конечно, есть определённые черты сходства, потому что среда жизни, она определяет многие поведенческие, ментальные качества человека. Скажем, когда вы обрабатываете очень неудобные земли, вам приходится ходить к своим полям на далёкие дистанции, то это вырабатывает у вас упорство, настойчивость иногда упрямство. Это характерная черта для многих горских народов. Но есть, конечно, чувство заботы о госте. Оно немножко отличается от нашего гостеприимства, когда мы любого затаскиваем за стол и уже считается, что мы встречаем гостя. Гость – это человек, который попал в сложные, в другую среду, и о нём надо заботиться и отвечать за него. Вот это чувство присуще, конечно, большинству горцев. Ответственность за семью, за род, за культуру, за традиции. Зажатые в узких долинах, на склонах, всё-таки народ, племена жили в основном по родам и по семьям. Конечно, вот это стремление любой ценой оградить эту ценность культурную, это достояние всего рода, это вот отличает горцев». [T.10.LI.18]
Михаил ПИОТРОВСКИЙ, доктор исторических наук, директор Государственного Эрмитажа: «…с неких находок началось исследование государства, которое постепенно возвращалось из небытия, вот это Урарту. Сейчас все про Урарту знают, но на самом деле в значительной мере трудами востоковедов уже во второй половине девятнадцатого века, и российских востоковедов, раскопки российские в Закавказье, потом армянские, грузинские, потом турецкие раскопки в Турецкой Армении вернули нам государство, которое вообще упоминается в Библии. То, что мы говорим «Арарат», на самом деле в Библии – это неправильная огласовка – название Урарту. Ковчег на Урартских горах сел, вовсе, кстати, не на горе Масис, которая сейчас называется Араратом. Это было государство-соперник Ассирии. Грубо говоря, это современник Ассирии, это девятый век до нашей эры до, допустим, там, шестого. Они не пускали сирийцев на север, а сирийцы вечно с ними воевали. Они их не пускали на север, а сами на север двигались. Знаменитые памятники сегодняшней Армении – это вот северные такие колонии, крепости Урарту». [P.97.104] * Михаил ПИОТРОВСКИЙ, доктор исторических наук, директор Государственного Эрмитажа: «…павлин – символ тщеславия, лебедь иногда считается символом такой простоты, простоватости, если не говорить, глупости». [T.10.DXXXIII.9]
|
||||||
…горным рекам, чтобы сменить несколько экосистем, не нужна большая длина: подножие горы всегда лежит в более мягком климате, чем вершина. В кристально чистом истоке любой горной реки почти нет жизни: здесь слишком мало минеральных и неорганических веществ, зато всегда хватает кислорода. Только по мере спуска вода теплеет и замедляет течение, обогащается минеральными и органическими веществами. Чтобы выжить в бурном потоке горной реки, требуется немало изобретательности. [T.10.DCXXVIII]
|
||||||
Dr. Michаel Freikman, Jewish University in Jerusalem: «…высокая гора, как ворота в Мир иной – это один из самых древних концептов Ближнего Востока. Ещё в шумерском языке слово «кур» в более поздних уже пластах оно будет означать «ворота на тот свет / пещеру», но в самых ранних – это будет именно «вершина горы». Вершина горы очень часто является порталом на Тот свет». [P.125.204]
Согласно Библии Иисус Навин разбил десятки ханаанских царств, но он так и не сумел захватить Обетованную Землю целиком. Dr. David B. George, Director Institute for Mediterranean Archaeology: «…у Иисуса не хватило ни сил ни ресурсов захватить Ханаан полностью для заселения его израильтянами. И, как сказано в Библии, Иисус, не добившись своей цели, умер несчастным человеком». В конце жизни Иисус сложил с себя полномочия командующего и ушёл в неизвестность. Prof. Richard A. Gabriel, Royal Military College of Canada: «Он был похоронен один, на горе Гааш, что означает «Злая Гора». В Библии сказано, что никто не пришёл на его похороны. Несправедливый конец для одного из величайших полководцев древности». И по сей день завоевание Земли Обетованной и взятие Иерихона остаются самыми известными библейскими сюжетами. Dr. Mark Schwartz, Grand Valley State University: «В битве при Иерихоне есть нечто мифическое – в ней присутствуют все элементы настоящего триллера – шпионы, психологическая война, хитрый план, напряжение и кровавая битва. Она впечатляет». Steven Weingartner, Author: «Захват Иерихона отпечатался у человечества в сознании. Когда читаешь о массовой резне гражданского населения с Божьего Благословения, смотришь на Библию по новому». Стратегия Иисуса Навина и его психологическая война отозвались эхом сквозь века. Иисуса Навина знают как человека, приведшего израильтян в Землю Обетованную. Землю, которая и по сей день обагряется кровью. Обетованную Землю завещал израильтянам сам Господь, но привёл их туда человек – хитрый и жестокий полководец по имени Иисус Навин. [T.17.XXVII.3] *** 30 И похоронили его в пределе его удела в Фамнаф-Сараи, что на горе Ефремовой, на север от горы Гааша. (Нав. Гл. 24) *** ( הַר ) [har] гора [B.18] ( רַע ) [ra‘] зло, злой, плохой [B.18]
География гласит, что самой высокой горой является Эверест – Джомолунгма (Сагарматха). На роль «высочайших» претендуют гора Меру и гора Кайлас. Но именно «высота» Голгофы определяет возможные жизненные сценарии. Но лишь по Второму «сценарию» (Раскаявшийся Разбойник) – получаешь Права.
|
||||||
Prof. Janice D. Willis, Wesleyan University: «…возможно дело именно в суровом горном пейзаже. На фоне величественных гор Человек особенно остро чувствует всю свою незначительность. А возможно Шангри-Ла влечёт нас к себе потому, что мы связаны с ней самыми сокровенными желаниями. Мы стремимся найти то единственное место на земле, где постоянные спутники нашей жизни – боль, печаль и страдание, – наконец перестанут существовать. Dr. Jacqueline Decter, Author «Messenger of Beauty: The Life and Visionary Art of Nicholas Roerich»: «Всё дело в загадочности этого места, его невероятной красоте, величественных горах, безжизненных плато, бесконечном небе, это действительно удивительное место». Когда вы смотрите на заснеженные вершины Тибета, вам невольно приходит в голову мысль, а что если Шамбала действительно существует, но мы просто неспособны её увидеть. По тибетской легенде дорогу в Земной Рай отыщут лишь те, кто обладают особыми мистическими способностями, то есть избранные или просветлённые. Prof. Janice D. Willis: «Там, где обычный человек видит лишь голые отвесные скалы, просветлённая личность замечает то, что есть на самом деле. Меняется не мир, меняется наше восприятие его, и, поэтому кто-то видит перед собой бесплодную пустыню, а кто-то – чудесную Долину Шамбалу». Prof. Robert A. F. Thurman, Columbia University: «Это же самое сердце непостижимой Азии, а значит людям хочется верить, что здесь находится Земной Рай или Волшебная Земля, какие-то колдовские или ангельские тайны. То есть люди создают себе воображаемое убежище, стремятся уйти от повседневных проблем…» Тибетцы – кочевой народ, а значит им хорошо знаком истинный смысл бренности человеческого существования. На высоте в пять с половиной километров каждый вздох может превратиться в опыт созерцания… [T.11.VI.7]
…полинезийцы иллюстрируют идею, лежащую в основе всех теорий, касающихся контактов с Америкой в «доколумбову эпоху»: океан пересечь проще, чем можно подумать. Dr. Kathryn A. Klar, University of California, Berkeley: «Вода никогда не была для людей непреодолимой преградой: вот горы – да – они способны надёжно изолировать две соседние популяции друг от друга. Но вода никогда нас не останавливала. Даже океаны, скорее, похожи на шоссе, чем на преграды». У первых морских путешественников был надёжный способ отыскать сушу – просто следовать за птицами. Dr. Yosihiko H. Sinoto, Bishop Museum: «Птицы побуждали людей заглянуть за горизонт, откуда они прилетели: там должен быть остров. Следуя за птицами, те, кому повезло, достигали континента». [T.10.CCCXCIX]
|
||||||
Dr. Alfredo Narváez: «С древних времён и до наших дней горы почитаются в Перу как средоточие священных и магических сил». …но по настоящему могущественные боги жили в горах, когда они гневались, то наводили на людей ужас. Они также имели власть над жизнью и смертью, принося воду с Анд. Без этой воды долина стала бы пустыней. Учёные полагают, что воздвигая пирамиды, народ ламбайеке создавал копию горы с такими же сверхъестественными возможностями. Так они надеялись управлять силами природы. Prof. Daniel H. Sandweiss, University of Maine: «…увидите гору, расположенную в центре Тукуме (Tucume). Андские горы были наделены силой, на них живут сверхъестественные владыки – боги Анд. А пирамиды – маленькие горы, их сила призвана защищать». Такова была логика жителей долины: люди в поте лица строили пирамиды, поскольку верили в магическую силу гор. И так же, как боги жили на горах, правители обитали на вершинах этих пирамид, чтобы защитить подданных от того, чего они больше всего боялись. [T.8.VI.2]
Местные формы культа давали не только возможность богам освоиться рядом с человеком, но и людям приблизиться к ним, особенно если боги были связаны с определенными доступными силами природы, как их владыки или представители. Резиденцией морских богов было море, божества источников проявлялись в биении ключей, а могучие боги грома давали о себе знать на горах, окутанных тучами и молниями. Вообще человек воображал себя в горах особенно близким к миру богов. Поэтому исстари горы были особо почитаемым местом культа. Вот и в Ливане люди взбирались на горные кручи, чтобы принести дары богам, и в первую очередь владыке страны – Баалу ливанскому. Следы древних святилищ встречаются на многих заметных возвышениях нижней и средней террас. В доэллинистическое время эти культовые высоты отличались, как правило, предельной простотой, особенно если они находились вдали от жилья человека. Один высеченный в скале алтарь и несколько углублений для жертвенных возлияний – этого было достаточно. В большинстве случаев тут добавлялось ещё священное дерево или роща, представлявшие богиню растительности. Иногда имелся грот, предназначенный, очевидно, для оракула. Карл-Хайнц Бернхардт [B.153.1]
Зиккурат представляет собой типичный памятник шумерийской архитектуры. Он возник в древнейшие времена и был известен ещё племенам медно-каменного века эль-обейдского периода. Как мы уже говорили, народ Эль-Обейда поддерживал культурные связи с Эламом. Строением черепов люди Эль-Обейда походят на так называемый кавказский тип человека. Всё это позволяет предположить, что племена Эль-Обейда пришли в долину Евфрата с востока, т. е. из горной страны. Как и у всех горцев, представление о святилище у них должно было, естественно, связываться с каким-либо возвышенным местом. В самом деле, шумерийские боги чаще всего изображались на горах, да и в соответствии с текстами они должны пребывать «на местах возвышенных», «в горних». Переселившись же в Нижнюю Месопотамию, вчерашние горцы очутились на плоской равнине, где нет даже холмика, на котором можно было бы помолиться богам. И тогда они искусственно восполнили этот недостаток природы. Здесь даже частные дома приходилось строить повыше, на искусственных платформах, чтобы уберечься от ежегодных разливов. Отсюда разрешение религиозных затруднений вытекало само собой. Просто для храма нужно было возвести платформу повыше. И вот в каждом городе, который был достаточно многолюден, возводятся такие возвышенные места. Башни поднимаются ступенями к небу. Вокруг них теснятся главные святилища городских богов. Вместо камня сложены они из кирпича, вместо извести скреплены смолой (битумом). Такие башни с храмами называли «Небесным холмом» или «Горою бога». Это и был зиккурат. Наибольшую известность получил крупнейший из зиккуратов всех времён, зиккурат Вавилона, или, согласно библейской традиции, Вавилонская башня. Александр Великий разрушил её до основания, оставив лишь фундамент, судя по которому Вавилонская башня была копией построенного также Урнамму зиккурата Ура, лишь незначительно крупнее его. Место зиккурата в городе Уре было определено древней традицией. Я уже говорил о зиккуратах Джемдет Насра и раннединастического периода. Урнамму воздвиг своё святилище на древних развалинах, очевидно включив уцелевшие части старых построек в новое сооружение. Место это находилось в западном углу теменоса, который назывался Эгишнунгал, или священный квартал города. Царь перестроил внешнюю стену теменоса, игравшую роль второй линий обороны Ура. Хотя от неё уцелело немного, однако мы сумели установить её очертания и нашли достаточно подтверждений, что построил её действительно Урнамму. Леонард Вулли [B.156.1]
|
||||||
Светлана БУРЛАК, доктор филологических наук: «…другая идея – что это степи, потому что «кони», «повозки». Есть ещё третья идея, что это Балканы: что это какие-то широколиственные леса, что это горы, покрытые лесом. …восстанавливается слово, которое даёт в дочерних языках, то «облако», то «туман», то даже «небо». Вот у нас «небо», в латыни «nebula» – «тучка», в греческом «нефеле / νεφέλη» – это тоже «тучка», в немецком «Nebel» – это «туман». Вот этот корень «неб» работает и как «облако», и как «туман». Для равнинных жителей это нонсенс, потому что облака, они такие белые, ватные и, наверное, сухие, и, значит мягонькие в небе. А туман – он такой серый и внизу. Но когда приезжаешь в горы, быстро понимаешь, что облако и туман – это одно и то же, потому что когда оно висит на соседней горе, оно такое беленькое, мягонькое и, вообще, кажется такой «перинкой», а когда ты приходишь на эту соседнюю гору, то ты оказываешься в чём-то сером, мрачном, мокром и холодном. А тот, кто видит это с другой точки зрения – видит облако. Понимаешь, что облако и туман – это одно и то же». [P.125.437] * νεφέλη, дор. νεφέλα ἡ 1) облако, туча (μέλαινα, κυανέη Hom.; λευκή Xen.); 2) перен. туча, мрак: ν. δέ μιν ἀμφεκάλυψεν Hom. облако (смерти) объяло его; ἄχεος ν. Hom. облако скорби; ν. ὀφρύων Soph. нахмуренные брови; 3) тонкая птицеловная сеть Arph., Anth. [B.169]
|
||||||
Сознаюсь, подобные описания я черпал из рассказов очевидцев, видевших современные извержения вулканов. Но это нельзя было назвать фальсификацией фактов. Дело в том, что каждому типу извержений вулканов в наши дни соответствует свой тип изливающейся лавы. Если в лаве много кремнезёма – извержение будет носить бурный, взрывной, часто катастрофический характер. Если в лаве мало кремнезема, то во время её излияния можно спокойно (почти!) стоять на краю лавового потока. Этими особенностями извержений пользовался знаменитый исследователь вулканов Гарун Тазиев, создавая свои уникальнейшие кинофильмы. Поверьте: он никогда со своим киноаппаратом не подходил к вулканам, обладавшим колоссальными энергиями взрывов. Магма – это силикатный расплав сложного химического состава, находящийся на некотором расстоянии от поверхности Земли. Застывая, она образует магматические горные породы. В них были обнаружены все известные нам химические элементы (за исключением трансурановых). Такие горные породы получили название интрузивных. Иногда такой расплав изливается на поверхность. Тогда его называют лавой. Но и в ней также обнаружены те же химические элементы. Застывая, лава образует вулканические или эффузивные горные породы. Есть много способов показа посетителям музеев магматических горных пород. Один из них разработан в геологическом музее Московского университета. На специальных стендах помещены цветные фотографии горных пород так, как они выглядят в поляризационном микроскопе. А рядом с такой фотографией представлена и сама порода. Посетителей, как говорят, за уши не оттащишь от таких стендов. Диабаз – родственник базальту – породе, застывающей на наших глазах при извержениях вулканов. Отличается от него перерождением слагающих его минералов. Оно и понятно. Со времени возникновения диабаза прошли сотни миллионов лет. А базальты – они свеженькие. Отождествление диабаза с базальтом и даёт ключ к прошлому. В геологии мы часто пользуемся такими отождествлениями. «Современность – это ключ к прошлому!» – так формулируется один из краеугольных камней геологии – метод актуализма! Предположенный одним из «столпов» геологической науки Чарльзом Лайелем, этот метод стал основным в расшифровке геологической истории прошлых эпох. Пользуясь им, основоположник отечественной геологии академик А.П. Карпинский разработал и ввёл в науку исторический метод, позволивший восстанавливать страницы былого. Наши крупнейшие геологи А.Д. Архангельский, Д.В. Наливкин и другие творчески развивали те основы, которые были намечены школой Карпинского. …в основе всех превращений горных пород лежат «три кита»: высокая температура, давление и привнос и вынос вещества. Но как-то всё это не укладывалось в голове – мало ли какая бывает информация, которая не увязывается с конкретным материалом. …застывших из магматического расплава. Второе направление, категорически отрицающее возникновение этой породы из магматического расплава, подтверждается окаменелыми и превращёнными в гранит органическими остатками. Учение о происхождении гранитов и подобных им пород, имеющих магматический облик не из расплава, а за счёт перерождения осадков, возникших на дне морей, озёр и рек, высказывалось нептунистами, названными так в честь Нептуна – бога морей у древних римлян. Людей, придерживающихся представлений о происхождении подобных пород из расплавов, величали плутонистами. Надо сказать, что спор между нептунистами и плутонистами содержал самую острую фазу лет двести назад. Между прочим, великий поэт и минералог Гёте был нептунистом. А потом «неопровержимо» было доказано и признано единственно верным направление, поддерживаемое плутонистами. Проф. А.А. Малахов. Доктор геолого-минералогических наук [B.165.2]
Но в щелочных породах не встретишь горного хрусталя – кварца. У этого минерала свои «поклонники» и спутники, составляющие другой тип сообщества минералов. Вместе с кварцем встретишь винно-жёлтый или голубой топаз, цвета морской воды аквамарин или зелёный изумруд, чёрный или малиновый шерл; можно встретить золото или блестящие кубики пирита. Всё это сообщество можно найти в породах, называемых кислыми. (Меня всегда коробит от этого названия, но ничего не поделаешь: термин есть термин). Типичной кислой породой считают гранит. Невозможно сочетание и совместное сосуществование минералов кислых и щелочных пород. Их не встретишь в одной жиле. Они противопоказаны друг другу. В присланных же образцах была именно эта невозможная смесь минералов, характерных и для кислых, и для щелочных пород. Это – запрещённые связи. Проф. А.А. Малахов. Доктор геолого-минералогических наук [B.165.3] ** |
||||||
** Иван КОСИЧЕНКО, аспирант Учебно-научного Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова факультета истории, политологии и права РГГУ: «…очень сложное место. Огромное количество коренного населения. Если мне не изменяет память, порядка восьмидесяти процентов населения Юкатана ассоциируется с майя и подпадает под легальную категорию «индейцы». Что такое Юкатан? Это полуостров на юго-востоке Мексики, известняковая плита, которая выдаётся в Атлантический океан, формируя, таким образом, Карибское море и Мексиканский залив. Там ничего нет. Есть только земля и индейцы, которые её обрабатывают. Поэтому исторически испанское влияние в этом месте было очень ограничено четырьмя основными поселениями: Мерида, Кампече, Вальядолид и Бакалар». [P.141.47]
|
||||||