ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XXI. Radiatio; Signum; Materia; Furca (Вилы); le Fou 4 (Безумный); Иероглиф (стрела в колебательном движении).

   

…странен вид Человека, стоящего пред пропастью…

Левой рукой Безумец придерживает конец палки, на которой за его плечами подвешен значительных размеров куль. У ног его лежит повергнутый во прах обелиск, но он его не замечает.

*

За плечами в мешке у Путника лежат атрибуты Мага: меч, чаша и сикл; Путник несет их как ненужный скарб, но почему, – потому ли, что он не знает об истинной цене своей ноши, даже не подозревает о ней, или потому, что он слишком много знает, чтобы ощущать необходимость в этих внешних признаках власти? У обрыва лежит во прахе обелиск, – эмблема и хранитель мудрости; Путник не смотрит на него, но потому ли, что он, как глупец, не знает цены ему, или потому, что, постигнув все, он знает и то, о чем гласит обелиск, а потому для него он есть лишь мертвый камень?

 

obeliscus, ī m (греч.) 1) обелиск, остроконечная колонна PM, Su etc.; 2) бутон розы Aus; 3) отметка на полях книги Aug. [B.32]

 

vōtum, ī n [voveo]… 2) памятник (immortale Vop)…

 

I cippus, ī m 1) надмогильный пирамидальный столб, надгробная колонна, памятник LM, H, Pers etc.; 2) межевой знак, пограничный столб Vr; 3) укрепление из заострённых кольев Cs. [B.32]

II Cīp(p)us, ī m легендарный римск. претор, у которого на голове выросли рога О, VM, РМ. [B.32]

 

monumentum, ī n [moneo] 1) воспоминание, память (m. amoris V): sibi reservare aliquid monumenti causā С сохранить что-либо как (на) память; 2) памятник (alicujus С, Т etc.); 3) (тж. sepulcri m. С, Nep) надгробный памятник С, Н; фамильный склеп (sepeliri in monumento avunculi Nep); 4) pl. письменные памятники, исторические документы (monumenta rerum, sc. gestarum С etc.); мемуары, исторические записки С, L. [B.32]

 

ēlogium, ī n [предпол. греч.] 1) краткое изречение (Solōnis C); 2) надпись на надгробных памятниках (monumentorum Cato, C etc.; e. tumulo insculpsisse Su)

 

crepīdo, inis f (греч.) 1) цоколь, постамент, базис (obelisci РМ); основание...

 

I sarcophagus, a, um (греч. «плотоядный») пожирающий плоть: lapis s. PM гробовой камень (род известняка, в соприкосновении с которым тело умершего быстро истлевало). [B.32]

II sarcophagus, ī m гроб из lapis s., саркофаг J, Dig, Eccl. [B.32]

 

sepulcrum, ī n [sepelio] 1) могила, гробница, могильный холм (monumentum sepulcri C, Nep); 2) надгробный камень, надгробный памятник (s. exstruere H и facere C); надгробная надпись, надгробие (legere sepulcra C): ara sepulcri V погребальный костёр; s. inane V кенотаф (гробница без тела); 3) погребение (leges de sepulcris C); 4) умерший, покойник Pl; pl. тени усопших (placare sepulcra O). [B.32]

 

ψάω рассыпáться в прах, превращаться в пыль Soph. [B.169]

 

λίθος, ου (ῐ) ὁ и ἡ 1) камень; 2) каменная глыба (служившая общественной трибуной), трибуна; 3) (тж. λευκὸς λ. Her., λ. Πάριος Pind., Her., Arst. и Παρία Theocr., Luc., κογχυλιάτης Xen.) мрамор Her. etc.; 4) λ. Arst. или Μαγνῆτις λ. Eur. (тж. Λυδία Soph., Ἡρακλεία Plat.) магнит; 5) пробный камень; 6) горный хрусталь: ἡ λ. ἡ διαφανής, ἀφ’ ἧς τὸ πῦρ ἅπτουσι Arph. прозрачный хрусталь, которым зажигают огонь, т.е. зажигательное стекло; 7) игральный камешек Theocr.; 8) мед. мочевой камень Arst.; 9) (тж. λ. τίμιος NT) драгоценный камень; 10) надгробный камень Anth.; 11) pl. каменистая местность Xen.; 12) каменная скрижаль (ἐν λίθοις ἐντετυπωμένον NT). [B.169]

 

σῆμα, дор. σᾶμα, ατος τό 1) (при)знак, отметка (σ. ἀριφραδές Hom.); 2) (у животного) отметина (ἐν μετώπῳ Hom.); 3) отличительный знак, эмблема (ἀσπίδος ἐν κύκλῳ σήματα Eur.); 4) знамение (κακὸν σ. Hom.); 5) знак, сигнал (σ. μάχης Eur.); 6) могильный знак, насыпь, курган (σ. χεῖσθαί τινι Hom.); 7) гробница, могила (στῆλαι ἀπὸ σημάτων Thuc.); 8) могильный камень, памятник Arph.; 9) знак зодиака (σήματα οὐράνια Soph.). [B.169]

 

στήλη, дор. στάλᾱ (τᾱ) ἡ 1) столб, свая Hom.: Ἡρακλέος στᾶλαι Pind. = Στῆλαι Ἡρακλέους; σ. ἐξ ὑάλου πεποιημένη Her. столб, сделанный из стекла (или прозрачного камня); 2) надгробный столб Hom., Thuc., Xen., Plat.: στάλαν θέμεν перен. Pind. воздвигнуть памятник; 3) пограничный столб, межевой знак Xen.: στήλαις διαλαβεῖν τοὺς ὅρους Dem. обозначить границы столбами; 4) (на ристалищах) мета, начальный или конечный столб Soph.: ἐγγὺς τῆς στήλης κάμψαι Xen. повернуть (колесницу) у самого столба; 5) мемориальный столб, стела (Dem.; ἐν στήλῃ ἀναγραφῆναι Her.): κατὰ τοὺς ἐν τῇ στήλῃ νόμους Plat. согласно начертанным на столбе законам; τὰς ξυνθήκας τὰς περὶ τῶν σπονδῶν ἀναγράψαι ἐν στήλῃ λιθίνῃ Thuc. записать условия мирного договора на каменном столбе; 6) договор, соглашение: κατὰ τὴν στήλην Arph. согласно договору; παραβῆναι τὰς στήλας Polyb. нарушить условия договора; 7) закон: τὰ ἀντίγραφα τῆς στήλης Dem. копия закона. [B.169]

 

τάφιος 3 (ᾰ) надгробный, надмогильный (λίθος Anth.). [B.169]

 

τράπεζα (ρᾰ) ἡ 1) стол; 2) перен. стол, питание; 3) кушанье, блюдо; 4) (тж. τ. τοῦ κολλυβιστοῦ NT) меняльный стол, меняльная лавка; 5) таблица, скрижаль (τ. χαλκῆ Dem.); 6) могильная плита Plut.; 7) алтарь (τ. θυηδόχος Anth.). [B.169]

 

γῆ, эп.-ион.-поэт. γαῖα, γαίη и αἶα, дор. γᾶ ἡ (редко: pl. γέαι - стяж. γαῖ, gen. γεών Her.; gen. dual. γαῖν Aesch.) 1) земля (как планета); 2) земля (как стихия и вещество); 3) земля, суша; 4) поверхность земли, т.е. мир, свет; 5) земля, почва; 6) земля, страна, край; 7) земля, земельное владение…; 8) поэт. прах, тлен (ὁ θανὼν γᾶ καὶ οὐδὲν ὢν κείσεται ταλας Soph.; τὰ ἐπί τοῖς οὐρανοῖς καὶ τὰ ἐπὶ τῆς γῆς NT). [B.169]

 

κόπρος ἡ 1) помёт, экскременты…; 2) навоз, навозное удобрение…; 3) грязь, мусор или прах…; 4) стойло, скотный двор…[B.169]

 

 
     
 

Михаил ПИОТРОВСКИЙ, доктор исторических наук, директор Государственного Эрмитажа: «…а Петербург – очень «египетский» город. Причём, он очень египетский в таких разных вещах, кроме музейных коллекций, разумеется. У нас на улице египетские сфинксы, и они, честно говоря, являются Знаком города большим, чем похожие вещи в других городах Европы. Сфинксов у нас много разных в городе. И в городе полно всяких зданий…

Древний Египет подарил, или, так показалось европейцам, такие совершенные архитектурные формы. Их, на самом деле, три – обелиск, шар и пирамида.

Когда мы смотрим на обелиски, которыми уже давно привыкли почитать память и героев, и ставить в честь побед, то мы даже немножко про это забываем, что это тоже египетская вещь». [T.10.DXXXIII.17]

 

Андрей ЖУКОВ, кандидат исторических наук: «Слово «обелиск» (ὀβελίσκος) – греческого происхождения, означающее шампур или вертел, и появилось оно в поздний период, когда греки установили тесные контакты с Египтом. Сами же египтяне обозначали обелиск как «бен-бен». [P.127]

*

ὀβελίσκος ὁ 1) небольшой вертел Arph., Xen.; 2) клинок (τῆς μαχαίρας Polyb.); 3) ножка циркуля Arph.; 4) обелиск, медная или железная монета (с изображением вертела или чеканенная с его помощью) Plut.; 5) архит. обелиск Arst. [B.169]

ὀβελός, беот.-дор. ὀδελός ὁ 1) вертел, рожон: ὀβελοὶ βουπόροι Her. бычачьи вертела (т.е. самых больших размеров); 2) архит. обелиск (памятник в виде пирамидальной колонны) (ὀ. λίθινος Her.); 3) обелиск (пометка в виде черты, для обозначения подозрительного или подложного места в тексте; излишние места обозначались посредством ὀ. περιεστιγμένος, т.е. знаком ÷) Luc. [B.169]

ἐπί-στημα, ατος τό 1) надгробная колонна, могильная плита Plat.; 2) эпистема (украшение на носовой части корабля) Diod. [B.169]

**

 
     
 

**

Марк УЛЬЯНОВ, кандидат исторических наук ИСАА МГУ: «…большое значение имели определённые культовые места. Они, как правило, находились в предгорьях или на горных плато. И там, в догосударственный период устанавливались разного рода мегалитические сооружения. Есть такой тип, как менгиры – это вертикально поставленные плиты, которые символизировали какую-то хтоническую силу, которые символизировали связь Земли и Неба, и так далее. И места этих плато, и места, где находились эти культовые центры, они, в принципе, известны и выявлены. Другое дело, что, безусловно, собственно древних мегалитических сооружений на центральных больших островах практически не найдено, хотя есть кое-что, в основном это более периферийные области». [P.125.455]

 

…было весьма выгодно находиться под покровительством могущественного государства, которое, безусловно, могло развернуть военные действия и далеко от своей территории. Естественно, подобные походы-демонстрации не могли повторяться ежегодно, во всяком случае в ранний период развития государств Месопотамии. Но в этом и не было необходимости, так как царственный предводитель военного похода оставлял здесь о себе память-стелу, которую он воздвигал.

В сознании древних изображение человека и начертание его имени отождествлялись с самим человеком. Такие воплощения были больше чем только знаки, напоминающие о доблестных делах. Они сохраняли действенность, пока существовала сила, которую они представляли. В этом смысле возведение стел и начертание скальных надписей выглядело актом экспроприации, неким вступлением во владение. Если выражавшееся в них притязание и не могло реально осуществляться в политическом плане, то, во всяком случае, в плане пропагандистском оно оказывало своё воздействие.

Карл-Хайнц Бернхардт [B.153.1]

 

…один из самых красивых рунических камней. В надписи, сделанной древним руническим письмом, перечисляются заслуги умершего.

Prof. Stephen A. Mitchell, Harvard University: «Самые ранние рунические камни – поминальные камни. Данный камень был поставлен «в честь того-то». Подобные памятники в эпоху викингов были широко распространены».

Камень в Еллинге тоже мемориальный: его установил Горм в честь своей умершей королевы.

Dr. Anne Pedersen, Danish National Museum: «Последняя часть надписи с обратной стороны относится к королеве Тире. Подразумевается, что она сделала что-то хорошее для Дании».

Это одно из первых известных упоминаний и о королевстве Дания.

До прихода к власти Горма Скандинавия состояла из небольших регионов, которыми управляли местные предводители воинов. Объединённого королевства не существовало. [T.10.DLXXVII.4]

 

 
     
 

i. (īn-scrībo) nomen alicujus monumento С написать чьё-либо имя на памятнике

 

Dr. Stephen J. Tinney, University of Pennsylvania: «…Свод законов Хаммурапи, который представляет собой каменный монумент, с высеченным сверху изображением бога Солнца Шамаша – бога Справедливости, дающего символы царской власти правителю Хаммурапи. Самый первый закон начинается здесь. И это закон «О лжесвидетельстве». Закон гласит: «Если человек обвиняет другого человека в убийстве и не может доказать своё обвинение, обвинитель будет казнён». Важность этого записанного Свода законов заключается в укреплении царской власти и утверждении, что правитель – Помазанник божий – послан вершить справедливость изо дня в день». [T.13.XXVIII]

 

Ирина КОРОБЬИНА, директор Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева, кандидат архитектуры: «История человеческой цивилизации подобна Атлантиде: год за годом она всё глубже погружается в пучину времени, оставляя память о себе в произведениях архитектуры. Недаром говорят: «Архитектура – летопись в камне». Но и памятники не вечны, они подвержены воздействию времени и беззащитны перед волевыми решениями человека, ослеплённого своими желаниями и заблуждениями». [T.10.DXXVI]

 

 
     
 

Почти тысячу лет Рим правил Западом. Его господство казалось бесконечным. Но оно прекратилось, и Рим был заброшен. Поблекло его величие, но не память. Римская сила, правосудие, жестокость не покидали город.

1335-й год. Средневековый Рим – маленький бедный город, измученный жестокостью, тень былого величия. Мужчина бредёт по развалинам любимого города. Его зовут Николо Ди Риенцо, или Кола. В разрушенной церкви он находит старинную плиту. Она оставалась незамеченной и непрочитанной сотни лет. Очарованный, он изучает древнюю латынь. Его воображение разыгрывается, он прочитает то, что перевернёт не только его жизнь, но и жизнь всего города. В этот день родилась мечта. Мечта, ради которой он жил и умер, – Ренессанс – Возрождение римской красоты, правосудия, славы.

Единственной надеждой для бедного мальчика в жестоком Средневековом Риме было образование. И Кола получил его. Священник научил его латыни, – языку Древнего Рима. Это стало переломным моментом.

Латынь для Колы была прожектором, освещающим Древний Мир. Когда он бродил по осыпающимся руинам Рима, он читал надписи, которые оживляли древний город. У руин появился голос, и он говорил ему о блестящем прошлом.

Prof. Richard E. Prior, Furman University: «Кола восхищался Древним Римом. Он любил его, он любил всё, что было с ним связано, и собирал свидетельства, читая надписи. Он представлял себе Древний Рим как «Волшебный Мир».

Когда молодой Кола читал работы великих римских писателей, которые восхваляли добродетель Рима, он представлял себе блестящие картины империи, где безграничная власть переходила из рук в руки по закону. И Кола не мог знать, что настоящий Древний Рим так же был местом мучительной бедности и политических бесчинств. Он не хотел этого знать. Он думал только о его великолепии. И когда он сравнивал его с Римом своих дней, он приходил в ярость.

Однажды Кола исследовал руины древнего храма и сделал невероятное открытие. Это была бронзовая табличка, которая говорила об инвеституре императора, Веспасиана, построившего знаменитый Колизей в 69-м году. Его это удивило. Там был подробный список не только его прав, но и его обязанностей.

Prof. Richard E. Prior: «Власть, которой наделён Август, которой наделён Тиберий, которой наделён Клавдий, – всё это, а также их права излагались на огромной бронзовой табличке, которая обязывала Сенат и римских граждан предоставить Веспасиану право вести переговоры, управлять армией и делать это «SANCTIO», то есть без страха наказания. Кола сохранил табличку Веспасиана, потому что она чётко доказывала, что политическая власть исходит не от императора, а от римских граждан, которые, в свою очередь, передавали эту власть императору».

Norman P. Zacour, Professor Emeritus of Medieval History, University of Toronto: «Именно эта идея и оказала влияние на его дальнейшую деятельность».

Табличка стала открытием. Её надписи говорили, что политическая власть принадлежала не баронам, а обыкновенным людям, таким как Кола. И тогда он решил, что для того, чтобы обеспечить будущее Риму, нужно возродить политические идеалы прошлого. Дорога вперёд становилась дорогой назад.

Prof. Robert J. Brentano, Department of History, University of California, Berkeley: «Что меня удивило и привлекло в Коле, – это его жизнь. То, что человек из низов смог достичь таких высот, то каким он стал оратором, способным убедить огромную толпу вступить в войну и поддержать его кандидатуру в правительстве. И то, что его так интересовала история места, которое он пытался сделать таким, каким оно было раньше».

Norman P. Zacour, Professor Emeritus of Medieval History, University of Toronto: «Он сиял на небосводе как падающая звезда, совсем недолго. Но за это время он стал легендой». [T.17.I.2]

*

После смерти Бенедикта Двенадцатого кардиналы лихо поделили папскую казну и приступили к избранию нового Папы. Им стал Климент Шестой, великий распутник того времени. Как и его предшественники, он старался собрать побольше доходов с трудолюбивой паствы.

Вечный город представлял в ту пору крайне печальное зрелище.

Могущественные сеньоры старались завладеть городом по примеру северо-итальянских тиранов. Народ изнемогал от насилия и безрассудных выходок влиятельных князей и вельмож. Пламенный республиканец Кола ди Риенцо призывал народ сбросить иго двойного деспотизма – аристократии и духовенства. В Риме утвердили республиканский строй, и Риенцо был с триумфом принесён в Капитолий, где ему присвоили титул трибуна и освободителя Рима.

Сын трактирщика, Кола ди Риенцо не позволил опьянить себя успехом; несмотря на простое происхождение, он был очень развитым человеком и притом самоотвержённым патриотом. Отдавая себе отчёт в том, что нельзя сразу преодолеть предрассудки, коренящиеся в вековом невежестве, Риенцо призвал папского легата и водворил его в Ватикане. Этой уступкой он рассчитывал парализовать интриги Папы, ибо отлично понимал, какую ненависть питают император, князья и святой престол к республиканскому строю в Риме.

Климент Шестой был слишком хитёр, чтобы открыто напасть на Риенцо, и только исподволь, через своих агентов, готовил в Риме контрреволюционный переворот. Как только, наступил благоприятный момент, он обрушился на трибуна с анафемой, объявил его еретиком, отменил все соглашения с ним и приказал верующим бороться с Риенцо, угрожая отлучением тому, кто осмелится поддерживать трибуна. В Риме вспыхнул мятеж, организованный папским легатом. Когда Риенцо распорядился ударить в набат, призывая народ к оружию, все церкви были уже захвачены восставшими. В одежде монаха Риенцо удалось бежать. Император Карл Люксембургский принял Риенцо и тут же выдал его Папе. Доставленный в Авиньон, Риенцо был брошен в подземелье в ожидании судебного процесса, исход которого был предопределён. Но тут на помощь Риенцо явилась чума. Черная смерть унесла в те годы сотни тысяч по всей Европе. В самом Авиньоне её опустошительное действие оказалось столь страшным, что Папа с перепугу забыл о пленнике. Риенцо удалось вырваться на свободу, лишив Папу возможности совершить ещё одно преступление.

Лео Таксиль [B.137.3]

 

 
     
 

Такие пироги обычно приносили в жертву покойникам и называли также dbelicoz – «меч», «монумент, по форме напоминающий меч» А. И. Печенкин [B.79]

 

Так зачем же нубийские цари и царицы возводили пирамиды, если не собирались быть в них похороненными. Нубийские пирамиды были символами статуса: они означали богатство и Вечность, абсолютный надгробный памятник. [T.12.XXXIV]

 

Вера ДАЖИНА, доктор искусствоведения: «…память – это выход из забвения, память – это то, что остаётся от жизни человека: в памяти его родных, в следах его дел, в тех фотографиях, которые вы храните. И одним из актов запечатлённой памяти является надгробие. Не случайно всегда в искусстве обращалось такое большое внимание надгробным монументам, которые, с одной стороны, давали представление о ток, кто ушёл, то есть оставляли в памяти потомков его образ, его дела, и то место, которое он в этой жизни занимал. Но, всё-таки, главное в любом надгробии было другое. Это не столько сама личность того, кто ушёл, а тот момент его Предстояния перед Высшим Судом, который ожидал по представлениям христианского мира, да и других религий всякого, кто уходил из жизни, и кто вступал как бы в другое качество – в Вечность. И поэтому любой надгробный монумент это, с одной стороны, память об усопшем, а с другой стороны, это моление о его Спасении. То есть идея заступничества, поэтому рядом с усопшим всегда присутствовали те, кто ему покровительствует на Небесах, кто помогает ему перейти из жизни бренной в Жизнь вечную…» [T.10.CI.43]

 

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «В истории нации важны не только победы, но и поражения. Они становятся местами памяти, о них складываются легенды, о них складываются песни. Таким событием для Америки был Пёрл-Харбор (Pearl Harbor), таким событием для России была Цусима…». [T.10.LI.20]

*

Лев БЕЛОУСОВ, доктор исторических наук: «…к нему приходит маршал Бадольо, начальник Генштаба и открыто говорит, нельзя сейчас участвовать, армия не готова.

…достаточно сказать, что практически не было ни противовоздушной, ни противотанковой артиллерии, пехота в значительной мере была вооружена ещё винтовками времён Первой мировой войны. Колёсные танки, броню которых мог пробить автомат с близкого расстояния, не говоря уже о винтовках, где убойная сила больше. И так далее. Самолёты, которые там летали максимум…

Муссолини понимал, что не важно, ему надо, как он сам говорил: мне надо несколько тысяч убитых, для того чтобы сесть победителем за стол переговоров, — дословно. И он понимает: ещё чуть-чуть, и он опоздает. И вот он ломает сопротивление Бадольо, которое было, кстати, не очень сильным». [P.97.203]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «1850-е годы. Выдающийся французский археолог Огюст Мариетт, тот самый, который был основателем Египетского музея в Каире, он работает в Фивах, в некрополе, в северной части, там, где были погребения сильно разрушенные царей и цариц рубежа семнадцатого – шестнадцатого века до новой эры. И в итоге в какой-то момент никаких особых находок нет, и он уезжает по какой-то нужде на несколько дней в Каир. И в этот момент его рабочие находят полностью нетронутое, феерической красоты погребение царицы, которую звали Яххотеп. Это как раз конец семнадцатого века до новой эры. Это золотой саркофаг с изображением царицы в гигантском парике, инкрустированные глаза, золото-золото-золото-золото… И в итоге местный губернатор, который не понимал ничего в науке, он решил угодить Мариетту. Он сам вскрыл тело с целой комиссией местных жителей высокопоставленных. Описал эти предметы, положил их на чёрный бархат, выложил их веером, мумию кинул в Нил. Происходило это всё на корабле, для того, чтобы местные не захватили золото. И когда Мариетт приехал, он увидел перед собой гроб царицы Яххотеп и бархатный стол, на котором лежали невероятные ювелирные украшения, которые сегодня можно посмотреть в Египетском музее в Каире. Говорят, что Мариетт бил палкой всех лично, кроме губернатора: по крайней мере, свидетельства такие есть. И с тех пор нет ни одного аналогичного открытия гробницы египетской царицы, которая была бы совершенно не потревожена.

Когда стоишь в Египетском музее в Каире, смотришь на эти два с половиной метра деревянный позолоченный гроб царицы Яххотеп, с таким, немножечко детским лицом и длинными миндалевидными глазами, ты понимаешь, что это была бы целая история об этой женщине, если бы мумия была бы изучена. Мы бы очень много узнали о царском погребальном ритуале. Мы бы узнали, как лежали на её теле все эти многочисленные ювелирные украшения, предметы, браслеты. А учитывая, что личность, не вдаваясь в какие-то дополнительные подробности, была очень известная

И вот её тело где-то лежит разложенное на дне Нила. И таких историй из ранних этапов египетской археологии, к сожалению, известно не так уж и мало, как хотелось бы. Это не единичный случай». [P.122.4]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…древнеегипетская традиция сохранила совершенно поразительный текст. Текст этот никогда полностью не переводился на русский язык. Называется он «Сказания о Сатни». Это демотический, довольно поздний текст, он есть в трёх списках: первый список – третьего века до новой эры. Он был найден в гробнице, что самое смешное, коптского монаха в Луксоре. Хранится он сейчас в Каирском музее. Второй список – это первый век до новой эры (Лондон, Британский музей).

Текст рассказывает о вполне историческом лице, звали его Хаэмуас, был он одним из старших сыновей Рамзеса Великого. Человек был совершенно уникальным: мы знаем не только то, что он был верховным жрецом бога Птаха в Мемфисе в правление своего отца. Он был, я так назову его в шутку «первым египетским археологом»: он исследовал гробницы предков, он реставрировал пирамиды, которые отстояли от времени его жизни на более чем тысячу лет, он из разрушенных гробниц изымал статуи и ставил их на территорию своего храма, для того, чтобы внутри этого храма духи этих усопших предков, к которым он испытывал невероятное почтение, жили бы жизнью вечной.

…понятно, текст литературный, очень непростой, использует образ искателя древней истины, рассказывает о царском сыне Сатни-Хаэмуасе, который пытается постичь Предвечное знание. Он ходит по некрополю и читает надписи на стенах древних гробниц. В какой-то момент он встречает старика, этот старец смеётся над ним и удивлённый царский сын спрашивает, а в чём причина этого смеха. «Смеюсь я, глядя, как читаешь ты надписи, в которых нет силы. Иди за мной, если хочешь познать Истинное. Расскажу я тебе о месте, где хранится свиток, написанный богом Тотом, его собственной рукой, в те времена, когда спускался он на землю среди других богов. Есть два речения в этом свитке: скажи первое – заворожишь ты Небо и Землю, и горы, и воды, и Мир загробный, узнаешь ты речение птиц, тех что в небесах, ползучих тварей, тех, что под землёй, увидишь ты рыб в глубине, когда поднята над ними водная пучина. Скажи второе – в Доме Вечности получишь ты силу принять облик, который имел на земле. Увидишь ты, как Солнце совершает свой путь в Небесах в окружении богов, как Лунный диск зарождается в высоте, каков звёзд истинный облик». Заворожённый этим рассказом, царский сын, пройдя через достаточно долгую историю, оказывается в гробнице некоего мудреца давно минувших времён, которого звали Нанефер-Ка-Птах. В этой гробнице он находит мумию, в лице этой мумии он прекрасно узнаёт того старика, который приходил к нему в некрополе, и видит, что мумия держит в руках свиток. Он пытается вытащить этот свиток, мумия оживает и объясняет ему, что никакое «священное знание» не может быть получено без испытаний, и что знание, полученное силой, вырванное из рук предков, оно принесёт несчастье.

Сатни, будучи человеком, желающим этого знания, практикующим какие-то магические практики, он, тем не менее, спорит с мумией, они играют в египетский сенет – это такой прототип шашек – обычно в Книге Мёртвых эта игра используется для того, чтобы рассказать об игре умершего человека с Судьбой на право войти в Иной мир. Он проигрывает, и каждый раз мумия ударяет его подставкой для игры в сенет по голове, и он уходит на какое-то количество сантиметров в землю. В какой-то момент остаётся голова, и он просит прийти на помощь своего брата Инара, который стоял рядом с гробницей и то же увлекался магией. Магическими словами Инар поднимает Хаэмуаса из земли. Мумия на это всё смотрит с великой печалью, отдаёт ему книгу и объясняет, что «ты вернёшься с этой книгой, посыпав голову пеплом» в знак скорби, траура и признания.

В итоге дальше он странствует по некрополю, изучает образы предков и не понимает того, что он получил. И как гласит текст «Сказания о Сатни», он открывает свиток на площадях и на перекрёстках, и читает из него, и цитирует, не понимая смысла. В итоге, в какой-то момент он появляется в храме и видит женщину невероятной красоты. Царский сын, который никогда не знал отказа, посылает своего слугу к служанке этой женщины и предлагает ей вечером посетить его опочивальню. На что женщина смеётся, а её служанка рассказывает, что это невозможно – это Великая жрица Табуба. Для царского сына это не преграда для его притязаний на её общество. Он спрашивает ещё раз и ещё раз, в итоге Великая жрица со смехом приглашает его прийти в её  резиденцию, где она его готова принять. Он переправляется через Нил: для древнего египтянина переправа с восточного берега на западный – это смерть, это переход из «жизни земной» в «жизнь потустороннюю». Он видит гигантский квартал города Мемфиса, которого он никогда не видел ранее, хотя в нём вырос. Он видит людей, которые выше египтян, они все счастливые и красивые. Он видит дома простых людей, которые затмевают дом любого вельможи его двора. И, наконец, он видит нечто, что затмевает своими размерами храм Птаха Мемфисского. Он спрашивает у ближайшего: «А что это?» – «Это дом Великой госпожи Табубы».

Он проходит к ней, она его прекрасно принимает. В обмен на то, чтобы провести с ней ночь, она сначала требует, чтобы он отказался от имущества в пользу её будущих детей, чтобы никакие его предыдущие дети не могли конкурировать с ней. Затем она ещё несколько требований ему выдвигает. Последнее требование – убить его детей от предыдущих женщин, для того чтобы никогда не стали соперником того сына, которого она ему родит. Он приказывает убить этих детей: слышит, как за окном собаки-кошки раздирают их тела. Подходит к брачному ложу и видит, что это вовсе не женщина, а раскалённая печь Богини-Матери. Он в ужасе просыпается. Видит себя лежащим в поле. Перед ним стоит старец, благообразный, видом подобный фараону, который ему объясняет, что если ты Печь Богини-Матери не отличил от доступной женщины, то о каком же священном знании ты говоришь?

Вот эта история, с одной стороны в том, что знание защищает себя, она очень важна для египетской культуры». [P.125.3]

**

 
     
 

**

В феврале 2006 года археологи раскопали вход в новую усыпальницу. Всего в пятнадцати метрах от места последнего упокоения Тутанхамона (TOMB OF TUT ANKH AMON №62). Кто или что лежит внутри? Находят гробы, но все идентифицирующие знаки тщательно скрыты. Затем они делают одно из величайших открытий в Долине со времён фараона Тутанхамона. Некоторые члены семьи Тутанхамона так и не были найдены. Является ли это последним местом упокоения его затерявшейся супруги?

…место где погребён Тутанхамон. Оно тщательно нанесено на карту, обследовано и раскопано. И многие археологи считали, что обнаружены все могилы Долины. Открытие нового захоронения, известного как KV63, сделано американским археологом доктором Отто Шаденом.

Возможно самое загадочное почему столь скромное захоронение в Усыпальнице Фараонов. И есть ли какая-то связь между этой гробницей и юным фараоном, погребённым всего в пятнадцати метрах отсюда? Судя по расположению, это захоронение царственных особ. Но каких?

Многие из древнеегипетских ключевых фигур ещё не найдены. Такие, как фараон Эхнатон и супруга Тутанхамона Анхесенамон. Могут ли они находиться в KV63? Самым лучшим доказательством были бы надписи, и эта жизненно важная информация может быть спрятана в кувшинах.

С учётом данных о кувшине Отто может идентифицировать примерный временной период, когда было использовано захоронение.

Dr. Otto J. Schaden, University of Memphis (Tennessee): «Оказавшиеся внутри материалы относятся примерно к XVIII-й династии. У нас были похожие гончарные изделия: миниатюрные миски, покрытые краской кувшины. Поэтому нам известно, что фактически это эпоха XVIII-й династии».

Prof. Earl L. Ertman, Associate Director; Art Historian; Professor Emeritus at Mary Schiller Myers School of Art, University of Akron, Ohio: «Ясно, что маску сделали для богатого человека. В неё вставили глаза, они выполнены из синего стекла. Оболочка глаз из специального стекла. Стекло было монополией фараонов. А так как это царская привилегия, то такое позволил сделать кто-то очень высокого статуса. То как выполнены глаза, их угол расположения, губы, вся конструкция лица, это все особенности характерные для других работ эпохи Аменхотепа Третьего».

Мансур Борай, представитель Совета (Выший совет по древностям [SUPREME COUNCIL OF ANTIQUITIES]) в Долине Царей. Взглянув на фото одной из печатей, он раскрывает то, о чём команде (Mission KV63) не хотелось рассказывать.

Mansour Boraik, Head of Luxor Antiquities: «Ясно, что это Па Атон. Па – птица, а вот это Атон, так что это хорошее доказательство для нас. Это что-то из Амарны, потому что Амарна относится к эпохе Эхнатона и также Тутанхамона».

В надписи содержатся символ бога Атона – Солнечный Диск. Этому богу поклонялись некоторое время в египетской истории в Амарнский период. В Амарнский период Египетская империя была охвачена религиозными конфликтами. Эксперты бурно спорили о местонахождении пропавших мумий Амарны, таких как фараон Эхнатон и его супруга Нефертити.

Dr. Edwin «Ted» Brock, Theban Mapping Project and American Research Center in Egypt: «Эта печать конечно точно ставит находки из захоронения в Амарнский период или его конец, в таком диапазоне».

Dr. Otto J. Schaden: «У нас есть и другая печать, одна их сохранившихся лучше всего, почти отлично. Она важная, потому что также известна по оттискам, обнаруженным в усыпальнице Тутанхамона. По внешнему виду мы догадываемся, какое царственное имя или имена появятся. Просто на основании печатей и их увязки с ближайшими склепами здесь в Долине. На данном этапе я бы сказал, что они скорее всего относятся к эпохе Тутанхамона, если мы найдём имя на печатях. Поэтому я рискую, называя сейчас имя. Надеюсь, что потом мне не придётся говорить иначе».

Впервые Отто склонен связать KV63 с именем Фараона. Отто считает, что захоронения в KV63 могли быть сделаны в конце Амарнского периода во время правления Тутанхамона. [T.12.XLIV]

 

…археологи исследуют KV-63, первую могилу, найденную в Долине Царей после 1922-го года. Археолог Отто Шаден полагает, что это изделие царской мастерской, но чего-то не хватает.

Dr. Otto J. Schaden, University of Memphis (Tennessee): «Надпись совершенно неразборчива. Никакой надежды прочитать имя человека, для которого это всё предназначалось».

На египетских саркофагах обычно начертано имя умершего, но тысячи тел назад, кто-то замазал все саркофаги KV-63 чёрной смолой. Тем не менее, кое-что уцелело. Он (саркофаг) столь ценный и столь редкий, что археологи не рискуют перемещать его. Они проведут консервационные процедуры и откроют его прямо там, где он находится.

Nadia Lukma, Chief Conservator: «Цель того, что мы сейчас делаем – минимизировать риск разрушения этого предмета, но о том, чтобы сдвинуть его с места и речи быть не может. Ни в коем случае».

Пока Надя занимается консервацией, Отто пытается найти на саркофаге имя.

Dr. Otto J. Schaden: «Это знак важной персоны. Кого-то кто пользовался расположением богов, но имя замазано смолой».

Время на поиски разгадки почти истекло: меньше чем через два дня саркофаг вскроют, и Наде пора заканчивать процесс консервации. Чтобы прочитать имя, Отто должен удалить смолу, но это можно сделать лишь после того, как саркофаг будет вскрыт.

Теперь все ждут когда приедет доктор Захи Хавас, глава Высшего Совета по древностям Египта. Но время пришло. Приехал доктор Захи Хавас, и археологи надеются, что все их усилия будут вознаграждены. Доктор Хавас будет наблюдать за процедурой вскрытия саркофага и поможет исследовать его содержимое. Он остро ощущает важность предстоящего события.

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Знаете, я всегда говорю, когда я участвую в раскопках, когда я открываю гробницу, которая была запечатана тысячи лет, когда я открываю саркофаг, запечатанный тысячи лет. Это такое чувство, которое испытывает каждый археолог, и это невозможно выразить словами».

Доктор Хавас один из самых авторитетных в мире специалистов по Древнему Египту. Доктор Хавас лично вскроет саркофаг, но сначала Отто покажет их находки, предметы, аналогичные найденным в гробнице Тутанхамона, эти осколки керамики.

В могиле остаётся только один запечатанный саркофаг, возраст которого насчитывает три тысячи лет. Сейчас его извлекут из могилы. Все хотят увидеть это. Камера так мала, что археологи едва помещаются в ней. Надя боится, что саркофаг будет повреждён.

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt (журналистам в большом количестве присутствующим с теле- фото- аппаратурой): «Если кто-то скажет хоть слова на английском или на арабском, я попрошу его выйти. Я серьёзно говорю!»

Мумии в нём нет. Но это истинная сокровищница. Растения, ткани, ожерелья, золото.

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Мы довольны результатом. Каждая из этих находок может оказаться тем ключом, который позволит ответить на главный вопрос: «Чья это могила?» [T.12.XL]

 

Вскоре после погребения Тутанхамона его гробницу разграбили. Майя (главный казначей) с любовью восстановил и аккуратно скрыл её. Затем Майя уничтожил все записи о местонахождении гробницы, стремясь обезопасить загробную жизнь фараона  Одержимый хранитель египетских сокровищ спас страну от финансового краха, к которому привёл Египет Эхнатон, отец Тутанхамона.

Dr. Harold J. Bursztajn, Professor of Psychiatry, Harvard Medical School: «Чтобы понять Тутанхамона, надо сначала сознать что он был сыном могущественного фараона-реформатора, сыном диктатора. Как если бы он был сыном Иосифа Сталина, Адольфа Гитлера». [T.12.XX.1]

 

Dr. Harold J. Bursztajn, Professor of Psychiatry, Harvard Medical School: «Мир, в котором родился Тутанхамон был слишком сложным для детского восприятия. Он родился в городе, который построил его отец, чтобы создать иллюзию своего бессмертия и своей неуязвимости. Вследствие этих обстоятельств Тутанхамон стал придатком творения своего отца». [T.17.V.1]

***

 
     
 

***

родственники просили позволить перевести его тело для захоронения в Москву, но от властей пришёл официальный запрет. Так что похоронили Василия Сталина на Арском кладбище в Казани.

Андрей СУХОМЛИНОВ, эксперт, писатель, заслуженный юрист РФ: «Я там был, два раза. В 71-м году был. Ну, ухоженно, убрано, цветы. Ну, охранники кладбища говорят, что это цветы с местного рынка приносят грузины. Грузины торгуют цветами и приносят сюда каждый день».

Но были в Казани и люди настроенные иначе. Могила Василия Сталина не раз подвергалась набегам каких-то вандалов. Причём люди, которые знают об этом позорном явлении убеждены, что все эти акты вандализма были направлены не против Василия, а против его отца.

Ярослав ЛИСТОВ, историк: «Вы понимаете, со Сталиным ничего не сделаешь. Сталин лежит у Кремлёвской стены, там охрана. Здесь кладбище было вполне такое обычное, поэтому, наверное, здесь кто-то в Казани, из бывших полит зеков, либо человек, который пострадал при Сталине, совершил этот акт вандализма. По крайней мере, можно сказать то, что местное отделение милиции особо этим вопросом не занималось, и спустило на тормозах. Эпопея с Василием Сталиным завершилась только уже в наши годы, когда его тело по решению родственников было перевезено из Казани и похоронено на Троекуровском кладбище в Москве». [T.3.XII.6]

 

 
     
 

26 августа 1856-го Александр Второй пожаловал Воронцову жезл генерала-фельдмаршала. А спустя два месяца тот умер в Одессе. Могилу Воронцова устроили в Одесском кафедральном соборе. Там же упокоилась, позднее, и супруга генерала-фельдмаршала. Сегодня могила Воронцовых на своём месте.

Но так было не всегда. Долгие советские годы в Одессе не было ни собора, ни Воронцовского склепа. Храм был снесён, склеп выпотрошен, ордена и оружие Воронцова украдены, а останки генерала-губернатора и его супруги просто выброшены как бытовой мусор. Так поступили со многими знаменитыми одесситами.

Анатолий ГОРБАТЮК, советник городского головы по евроинтеграции и связям с Одесской диаспорой за рубежом: «Было уничтожено кладбище, на котором были похоронены самые выдающиеся первые одесситы. На этом месте разбили, естественно, Парк культуры и отдыха имени Ильича. Просто перепахали и посадили деревья, огородили оградой. Причём, часть территории заняли ещё под зоопарк. Там похоронен был брат Александра Сергеевича Пушкина Лёвушка Пушкин. А останки Воронцова и его супруги были погружены на телегу и сброшены возле окраины слободского кладбища. Но потом нашлись сердобольные люди, которые тайком ночью подобрали эти останки и захоронили на этом же кладбище, возле которого сбросили».

В начале 21-го столетия в Одессе вновь отстроили взорванный Спасо-Преображенский кафедральный собор, а прах Воронцовых вернули в склеп в возрождённом нижнем храме. [T.10.VII]

 

Два столетия назад в Одессе прозвучали хлёстские стихи:

Полу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.

*

Так молодой чиновник, коллежский секретарь – жалкий чин – отозвался о генерал-губернаторе. Есть более едкий вариант этой эпиграммы, где первое слово – «полу-герой».

…в начале Бородинского сражения Наполеон обрушил на левое крыло русской армии огонь сотен пушек и лучшие пехотные корпуса маршалов Даву и Нея. Первый, самый страшный удар этого топора приняла на себя элитная сводно-гренадерская дивизия. Командовал ею тридцатилетний генерал граф Михаил Воронцов. Дивизия обороняла флеши – наскоро вырытые земляные укрепления для пушек.

…когда в восемь часов утра Воронцов повёл своих солдат в штыковую контратаку, когда пуля, пущенная в упор, размозжила его бедро, из четырёх тысяч его гренадеров остались в строю едва ли триста человек. Зато Наполеон на его пути к мировому господству был остановлен. Пусть всего на час без малого, но остановлен.

Привезённый в свой московский дом, раненный генерал увидел сотню телег, нагруженных драгоценным фарфором, бесценными книгами и прочим барским дорогим добром. Граф приказал всё это бросить: на телегах поедут раненные, забытые начальством. Триста увечных солдат, обречённых на погибель в грядущем Московском пожаре и полсотни офицеров были вывезены в имение Воронцова, где и вылечены его докторами. [T.10.I.13]

 

 
     
 

Нина Берберова поставила Керенскому жестокий и точный диагноз «человек, убитый 1917-м годом». Отметим, однако, что пережил он всех – свергнутого русского царя, свергнувших его самого Ленина и Троцкого, белых генералов Корнилова, Деникина, Врангеля, «Красного Генералиссимуса» Сталина, он пережил эсеров и кадетов, монархистов и социалистов – всех, с кем водил знакомство и соперничал в борьбе за власть. Весной семидесятого года Керенский оступился на лестнице и упал, итог – перелом тазовых костей. В госпитале Керенский провёл семь мучительных недель. Он просил принести ему яд. Отказывался принимать лекарства.

Умер Керенский 11-го июля 1970-го года без четверти шесть утра на девяностом году жизни. И вот чудо: ни в чём не ведающие согласия русские эмигранты впервые проявили единодушие – не позволили его хоронить на русских кладбищах США. Пришлось сыновьям поспешно и тихо перевозить его через океан в Англию. Теперь Александр Керенский лежит в земле Британии – православный на кладбище для лиц без вероисповедования, – российский гражданин, и в изгнании отказавшийся сменить подданство на чужбине. Неверный муж бок о бок с первой женой – прожив жизнь врозь, упокоились они рядом, в парной супружеской могиле. Белые русские кресты между серых кельтских – заметны издалека. [T.2.LVIII]

 

Резолюция Луначарского: «Глубоко сочувствую этому ходатайству. Николай Михайлович Романов должен быть давно выпущен, дабы продолжить работу».

Ирина ПОПОВА, доктор исторических наук: «Он много работал в архивах, причём, лично работал, хотя, конечно, у него наверняка были помощники, но он собрал колоссальный материал по некрополям Петербурга, по некрополям Москвы, по некрополям провинции. И это издание, которым, в общем-то, пользуются историки до сегодняшнего дня, хотя они стали библиографической редкостью».

Инициатива и средства, выделенные Николаем Михайловичем на описание некрополей, помогли зафиксировать и, таким образом, спасти для истории десятки тысяч надгробий. По этому поводу через годы написал другой историк, Сигурд Шмидт: «Всякий мемориал в момент его создания есть свидетельство взаимосвязи настоящего с прошлым, поэтому кладбище и его состояние становятся для историка источником понимания культуры не только тех лет, когда жили похороненные там люди, но и их потомков».

Между тем императрица Александра Фёдоровна считала Николая Михайловича опасным элементом: Просвещённый вольнодумец, который смеет давать советы царю». [T.10.DXCVIII]

 

 
     
 

Алексей ЛЕОНОВ, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза: «…вот это, как раз, неприятный момент – потому что ты живой, а тебе бюст стоит. Как-то не очень приятно…» [T.25.IV]

*

Бронзовые бюсты установлены в Москве, на Аллее Космонавтов, в Кемерове на Весенней улице и на родине космонавта в посёлке Листвянка. [P.100.87]

 

Юрий РОСТ, российский фотограф, журналист, писатель, актёр: «…как будто монотонным, бескрайним совершенно, состоящих из одних краёв гор, время от времени натыкаясь на ступы.

Что такое ступа? Ступа – это священное место. Строго говоря, если перевести: это не церковь, может быть это часовня, может быть это алтарь. Потому что Церковь – это вся земля, которая окружает тебя. Они возникли так: когда Будда умер, его мощи разделили на сто восемь частей.

108 – это священное число. Единица – это ты Один. Ноль – это Пустота. Восьмёрка – это Вечность. Ты Один идёшь через Пустоту в Вечность.

Эти мощи поместили в каменные часовни и стали им поклоняться. Потом ступ стало больше». [T.10.DLXV.5]

*

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…сознание начинает воспринимать весь мир объектов, ну, и, в результате, сансара. Учение о Татхагатагарбхе предполагает, что каждый может стать Буддой, потому что в нём есть потенция буддовости. Эта интерпретация распространена в Тибете. Вторая (интерпретация – Китай, Корея, Япония) – это каждый уже Будда, потому что сама природа ума есть пробуждение, бодхи: «Твой собственный ум и есть Будда».

Каждое живое существо – это Будда с аффектами – клеша: с помрачениями. А Будда – это существо без аффективных помрачений». [P.125.423]

 

 
     
 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Строящий дом свой на чужие деньги – то же, что собирающий камни для своей могилы» (Сир.21:9)

…отдавать придётся всю оставшуюся жизнь». [P.125.500]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10

ДАЛЕЕ