ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН XXI. Radiatio; Signum; Materia; Furca (Вилы); le Fou (Безумный); Иероглиф (стрела в колебательном движении). |
||||||
Иероглиф (стрела в колебательном движении) |
||||||
Иероглифом служит стрела в колебательном движении. Этот символ наводит нас на представление о чем-то предельном, малоуловимом без предварительного изучения непредельных, более общих фаз движения той же стрелы, встречавшейся в 7-м и 15-м арканах. В седьмом аркане стрела летит прямолинейно по законам, метафизически необходимым и научно понятным. В пятнадцатом аркане она движется по окружности круга или, лучше сказать, по спиральной линии, определяющей узловые точки астрального вихря. Здесь, в двадцать первом и таинственнейшем из арканов, это движение претворилось в колебательное. По-видимому, колебание можно искусственно подвести под тип движения по замкнутой линии и считать каким-то очень частным проявлением, но это не помешает нам этой частности придавать большое значение в практической сфере осуществлений. ГОМ [B.27]
(стрела в колебательном движении – gif / 3 MB)
|
||||||
vulnus, eris n 1) рана, ранение (lĕve, grave L; mortiferum C): v. adversum C, Sl рана в грудь; v. alicujus O, VF etc. рана, нанесённая кому-либо или кем-либо; v. alicujus rei рана во что-либо (v. corporis С) или от чего-либо (v. missilium L); v. in capite accipere С получить рану в голову; v. alicui inferre Cs (infligere С) нанести кому-либо рану; dantur vulnera О происходит жестокая битва; vulneribus confectus Sl, L смертельно (из)раненный; ex vulnere mori L умереть от раны; 2) повреждение, поломка (scuti О); урон, ущерб, потеря: multa vulnera alicui inferre (imponere, inurere) С причинить кому-либо большой ущерб; domestica vulnera С семейные несчастья; sine vulnere С без ущерба; multis vulneribus et illatis et acceptis Cs с большими потерями для обеих сторон; 3) поражение, разгром (duo vulnera accipere L); 4) след удара, рубец (ramis vulnera dare О); язва, больное место (v. occultum С); душевная рана, боль, скорбь: v. alere venis или sub pectore V таить боль в душе, терзаться душевным страданием; cicatrix conscientiae pro vulnere est погов. PS раны совести не заживают; 5) надрез, борозда (aratri О); щель, расщелина (saxi О); 6) удар, наносящий рану: v. acutae falcis О удар острой косы; v. fortunae С удар судьбы; 7) оружие, наносящее рану (меч, копьё, стрела): infesto vulnere V с копьём наперевес; haesit sub gutture v. V стрела впилась под (самое) горло; dirigere v. aliquo V направить оружие на кого-либо; 8) убитое животное (tristia vulnera mandere dente О). [B.32] |
||||||
…а в верхнем палеолите (35 тыс. – 10 тыс. лет назад), когда уже сложился современный тип человека, появляется значительно более специализированный набор орудий. Примерно в 4 – 5 тыс. до н. э. – в конце каменного века – человек научился делать наконечники стрел. Они найдены в неолитических памятниках этого района. Хизри Амирханов, кандидат исторических наук [A.377]
Сначала человек научился делать стрелы, точнее, – дротики, и лишь спустя тысячелетия смог изготовить лук, а затем и арбалет. Последнее использование лука датировано 1813-м годом, когда в «Битве народов» под Лейпцигом в состав Русской армии входили башкирские лучники. Французы называли их «купидоны». Слово «стрела» имеет индоевропейские корни. В русском языке известно с десятого века. В славянских языках звучит и пишется примерно одинаково, и может означать «пулю», «снаряд», «выстрел». «Стрела» и «струя» – однокоренные слова. А в словенском и других славянских языках «стрела» это и есть «молния». [T.10.I.5]
|
||||||
Лук и стрелы были практически у каждой расы и цивилизации человечества. Искусство стрельбы из лука оказывало влияние на все другие стороны жизни на протяжении многих тысячелетий. И оно продолжает вдохновлять рассказиков. Лук – это один из древнейших видов оружия человека и одно из его первых технических достижений. И хотя происхождение лука неизвестно, судя по наконечникам стрел, обнаруженных в Северной Африке и датирующихся X-м тысячелетием до нашей эры, археологи предполагают, что это оружие произошло от копья. Steve Ralphs, Bowyer: «Возможно, что предпосылки для изобретения лука возникли тогда, когда человек начал растягивать кишки животных для того, чтобы их высушить. Ведь для того, чтобы привязывать каменный наконечник копья к древку была нужна кишка. Именно кишка, а не сухожилие, – это верёвка, данная нам природой. И люди высушивали её, натягивая на ветки. Затем кто-то попробовал взять маленькую палку и выстрелить. Это произошло интуитивно: интуиция часто была двигателем прогресса, и думаю, что она сработала и в этот раз. Сделав подобной открытие, человек начал искать способы усовершенствовать своё изобретение». Наскальные рисунки времён неолита показывают, что первоначально лук использовался как оружие для охоты. Однако было у него и ещё одно предназначение. Steve Ralphs, Bowyer: «Первоначально лук был оружием охотника, это было средство добычи еды, а не оружие воина. Но человек – это удивительное создание, – единственное животное, устраивающее войны, и каждая сторона всегда стремится создать нечто большее, более сильное и быстрое, чем есть у противника». Ко времени расцвета первых цивилизаций лук уже давно прочно вошёл в жизнь людей. Лучники играли одинаково важную роль как для египтян, так и для хеттов, ассирийцев и персов. Но именно египтяне первыми изобрели военный лук. Великий фараон Рамзес II-й был искусным лучником, и его армии были известны своими стремительными нападениями на колесницах. С расцветом греческой цивилизации, произошедшем в VI-м веке до нашей эры, лук приобрёл новую культурную значимость. Согласно легенде, бог Аполлон, будучи великим лучником, передал это искусство людям. В «Илиаде» Гомер описывает один из первых греческих луков: «Его отполированный лук был сделан из рога каменного козла и имел длину в шестнадцать пядей. Он натянул свой могучий лук до предела и отпустил тетиву из сухожилия, которая выпустила стрелу в небо». Douglas Elmy, Society of Archer Antiquaries: «В течение многих лет считалось, что эти луки делались из двух рогов горного козла или какого-то похожего животного, которые соединялись посередине с помощью куска дерева». Steve Ralphs, Bowyer: «Некоторые полагают, что лук делали из рогов, всё ещё прикреплённых к черепу, что и придавало ему классическую греческую форму. Но это заблуждение, потому что место, где рога соединяются с черепом недостаточно прочное, чтобы выдерживать сжатие или растяжение». Douglas Elmy, Society of Archer Antiquaries: «Лук просто не мог бы сгибаться, он был бы совершенно неподвижен. Steve Ralphs, Bowyer: «На самом деле рог отделяли от черепа горного козла и приклеивали с помощью животного или рыбьего клея к центральному основанию также, как это делается в современных сложных луках. Сложный лук – это лук, сделанный более чем из одного материала. Обычно их делают из рога, дерева и сухожилий. И именно такой лук описывает Гомер». Douglas Elmy, Society of Archer Antiquaries: «Идея создания сложных луков была воистину гениальной, это торжество инженерной мысли и значительный шаг вперед по сравнению с тем, что было создано до этого». Steve Ralphs, Bowyer: «…с внешней стороны приклеивается деревянная основа, а затем сверху крепятся сухожилия. …волокна сухожилий, оно может растягиваться и возвращаться в исходное положение, что собственно и используется в луке, оно невероятно эластично. Деревянная основа прикрепляется к рогу с помощью рыбьего клея, и поверх деревянной основы помещаются сухожилия». Douglas Elmy, Society of Archer Antiquaries: «Чем больше сухожилий используется, тем труднее натянуть лук и тем мощнее он будет». Steve Ralphs, Bowyer: «Однако на то, чтобы сделать сложный лук уходит в десять-пятнадцать раз больше времени, чем для создания «большого лука». Это настоящее искусство – искусство создавать сложные луки». Греки посвятили первые Олимпийские игры легендарному силачу и лучнику Геркулесу. Но они так и не оценили военные преимущества лука. Скопировав свою цивилизацию с греческой, римляне также пренебрегли помощью лучников, полагаясь на свою многочисленную пехоту. Steve Ralphs, Bowyer: «Римляне не были хорошими стрелками, они просто поглощали культуры, завоёвывали народы и набирали из их числа рекрутов в свои армии». Но проблема римлян состояла в том, что у их восточных противников появился новый тип лучника-воина. Mike Loades, Ancient Weapons Expert: «Первые конные лучники появились у ассирийцев около VIII-го века до нашей эры. И первоначально это было всего лишь подражание наездникам колесниц, вооружённым луками. Первые лучники – ассирийцы работали парами – по две лошади бок о бок, – возница, управляющий двумя лошадьми, и лучник. Отдельные конные лучники стали появляться позже. Конные лучники, какими были скифы и сирийцы». Steve Ralphs, Bowyer: «Одно из преимуществ сложного лука заключается в том, что из него можно стрелять со спины лошади». Mike Loades, Ancient Weapons Expert: «Когда вы стреляете со спины лошади, у вас появляется больше возможностей. Конечно, удобнее всего стрелять с левой стороны вперёд, но возможны и другие направления, включая знаменитый парфянский выстрел, когда вы стреляете в противника позади вас». Steve Ralphs, Bowyer: «Это выражение стало крылатым, и теперь вы можете наградить своего собеседника «парфянской стрелой» в виде последней фразы, произнесённой при расставании. Mike Loades, Ancient Weapons Expert: «С таким же успехом вы можете стрелять и с правой руки, если враг находится справа от вас, во всех направлениях… Так что единственное «белое пятно» куда неудобно стрелять находиться позади вас справа». Восточные кланы терроризировали Римскую империю, доказывая тактическое преимущество конных лучников. Mike Loades, Ancient Weapons Expert: «Вы можете подъехать относительно близко к врагу, так что дальность вашего выстрела уже не имеет значения, потому что лошадь может быстро приблизить вас к противнику и столь же быстро отступить». Во времена гуннов в V-м веке римляне осознали, что будучи не в состоянии победить своего врага, они могут просто выплачивать ему ежегодную дань в обмен на мирное соглашение. Mike Loades, Ancient Weapons Expert: «Луки всех этих многочисленных кочевых племён немного отличаются друг от друга, но все они загнуты в обратном направлении. Лук гуннов в особенности имеет характерные изгибы по краям, которые при полном натяжении тетивы придают ему дополнительную упругость, увеличивая скорость стрелы». В отличие от римлян и греков племена северной Европы никогда не пренебрегали военными преимуществами лучников. В Средние века германские и скандинавские племена считали лук своим лучшим оружием, у них даже существовал обычай вешать крошечные луки на колыбельки младенцам, чтобы те выросли храбрыми воинами. По сравнению со стандартным луком того времени арбалет был тяжелее и его было труднее заряжать, тем не менее, у него были свои преимущества. Arthur Credland, Society of Archer Antiquaries: «Для того чтобы научиться стрелять из арбалета не нужно было долго тренироваться, тогда как для стрельбы из «большого лука» нужны были не только долгие тренировки, но и крепкие мышцы. Раненый или ослабленный долгой битвой воин всё ещё мог использовать арбалет, так же как он может использовать ружьё в наши дни». Dave Thirwall, Danelaw Willage: «Арбалетные стрелы были намного больше и тяжелее, их наконечники были в два раза больше и в два раза тяжелее, чем у обычной стрелы, и они стреляли намного дальше и причиняли гораздо больший урон». Не смотря на своё появление при Гастингсе, арбалет всё ещё оставался новым оружием. И только к началу «Священных войн», получивших известность как Крестовые Походы, его начали использовать более широко. В течение двух веков многие поколения европейцев устремлялись к Святой Земле в тщетной попытке выдворить мусульман из Иерусалима. При постоянной необходимости срочной мобилизации крупных военных формирований арбалет стал важным вспомогательным оружием. Chris Cope, Archer: «Искусство стрельбы из лука, доказавшее свою состоятельность при Гастингсе, начало приходить в упадок». Arthur Credland, Society of Archer Antiquaries: «В то время луки скорее ассоциировались с сарацинами, чем крестоносцами, которые предпочитали арбалеты. При этом существовали правила, запрещавшие использование арбалетов против братьев-христиан, однако стрелять в так называемых «неверных» разрешалось». Jim Bradbury, Author and Historian: «Западные армии никогда не сталкивались с армиями, подобными тем, с которыми они встретились во время Крестовых походов. Это были мусульмане, различные группы мусульман, против которых они сражались. В войсках «неверных» преобладали конные лучники, которые свершали стремительные набеги на войска крестоносцев и исчезали также быстро, как и появлялись». Chris Cope, Archer: «Когда конным лучникам удается подобраться к противнику на расстояние выстрела, они способны нанести действительно сокрушительный удар». Мусульманские лучники стреляли в два раза чаще арбалетчиков, но европейцы отказывались признавать этот факт, и спрос на арбалеты всё возрастал. Mike Loades, Ancient Weapons Expert: «Крестовые походы – это классический пример контраста между военными системами Востока и Запада. На Западе военная техника развивалась, главным образом, в направлении сооружения укреплений и защиты. Рыцари защищали себя с помощью тщательно продуманных доспехов, замков, особого размещения воинских формирований на поле боя. На Востоке же всё было очень изменчиво, и стремительные формирования конных лучников внезапно атаковывали противника, появившись ниоткуда, и также быстро исчезали в неизвестном направлении. В этом и заключалось преимущество конных лучников». И хотя мастерство стрельбы из лука достигло на Среднем Востоке небывалых высот, на Дальнем Востоке оно стало почти что духовной формой искусства. В Японии профессиональные воины, называвшие себя самураями, стали искусными лучниками задолго до того, как изучили искусство владения мечом, которое прославило их впоследствии. Под влиянием дзен-буддизма самураи изобрели абсолютно новый философский подход к овладению мастерством стрельбы из лука. Mike Loades, Ancient Weapons Expert: «…классический японский лук, который называется «юми». Его отличительной чертой является его асимметричность. …он имеет очень короткий нижний сегмент, и очень длинный верхний сегмент. Существует множество теорий, объясняющих эту необычную форму. И наиболее вероятная, по моему мнению, теория сводится к тому, что первые луки делались из молодых деревьев или даже из веток дерева. Если вы представите себе гибкую ветку дерева, податливую ветку, то вспомните, что один её конец толще другого. Поэтому для того чтобы поместить рукоять в центре натяжения, необходимо сдвинуть её к более толстому концу, в результате чего сужающийся конец получается более длинным». Как и вся японская культура, боевые искусства были пропитаны духовной философией. Искусство стрельбы из лука стало проводником для изучения дзен, и эта новая форма была названа КЬЮ-ДО. Douglas Elmy, Society of Archer Antiquaries: «Кью» означает «лук», а «До» – «путь», «стезя». Таким образом, это название переводится как «стезя лука», вот почему подготовка к выстрелу связана с огромным количеством ритуалов». Mike Loades, Ancient Weapons Expert: «Каждое действие осуществляется согласно определённым правилам. То как вы натягиваете тетиву, выпускаете стрелу, дышите, для этого необходима большая концентрация. С этого момента стрела уже достигла мишени». Douglas Elmy, Society of Archer Antiquaries: «Мишень находится вдалеке, но за ней следует ваша мысль. Таким же образом обучались японские мечники, согласно принципу дзен». Благодаря искусству японских самураев и их двойников из Китайской империи и Монголии у воинов на Дальнем Востоке доминировал класс профессиональных воинов. И когда они двинулись на Европу, ничто не могло их остановить. В XIII-м веке монгольские конные лучники были известны благодаря своему мастерству и свирепости в битве. Внезапно вторгнувшись в Европу, монголы застали арбалетчиков врасплох. Mike Loades, Ancient Weapons Expert: «Если говорить о нациях, прославившихся своими конными лучниками, то это гунны, монголы, татары, – нации имевшие империи, но при этом ведущие кочевой образ жизни. У них нет устоявшегося общественного строя, системы обеспечения, которыми обладают более развитые цивилизации, но, всё же, они способны покорять огромные территории и подчинять себе империи. Лошади, на которых они ездили, питались травой, а не зерном. Воины-гунны или монгольские воины имели по четыре-пять лошадей на человека. Они спали в седле и почти никогда не спешивались. Они могли находиться в седле по двадцать четыре часа в день, постоянно двигаясь, меняя лошадей, в то время как свободные лошади паслись, передвигаясь вслед за хозяином. Этим они отличались от европейских армий, которым приходилось таскать за собой огромные обозы только ради того, чтобы покормить зерном своих чудесных боевых испанских коней. И для этого европейцам требовалась хорошо развитая система снабжения». Не смотря на превосходство восточных лучников, европейцы упорно цеплялись за арбалет, делая его всё больше и мощнее. Dave Thirwall, Danelaw Willage: «Для натяжения тетивы на арбалете необходимо приложить силу в 138 килограммов, и нужно быть очень сильным человеком, чтобы натянуть тетиву на спусковое устройство, поэтому оружейники изобрели ряд приспособлений, облегчающих эту работу. Ворот – система из блоков. …максимум два выстрела в минуту». В то время как Крестовые походы и войны в Европе продолжались, целые подразделения наёмников-арбалетчиков были готовы наняться к любой стороне, готовой им заплатить. Jim Bradbury, Author and Historian: «Вполне вероятно, что Робин Гуд действительно существовал, но история о нём объединяет в себе множество различных историй о преступниках». Steve Ralphs, Bowyer: «Возможно, что в те времена в Англии было много Робин Гудов. Это были преступники, живущие вне закона, и их оружием был грубый «большой лук», который в те дни являлся оружием черни. Думаю, что вся эта история была создана из многих мифов, объединённых вместе». О Робин Гуде и его мастерстве стрельбы из простого лука было сложено немало баллад и рассказов. Но со временем лук стал весьма изощрённым оружием. Steve Ralphs, Bowyer: «Простота «большого лука» заключается в том факте, что он выполнен из естественного материал – из дерева. Средневековый лучник стрелял из лука, сделанного из таких пород дерева как ясень, вяз, или же отдавал предпочтение тису. Тис известен своей естественной упругостью. Древние говорили, что полностью натянутый лук на девять десятых сломан, и это правда. Но неудобство этого оружия заключается в том, что оно должно быть длинным, так как вам необходимо запасти энергию в материале, который вы будете использовать. И поэтому для «большого лука» необходим длинный кусок дерева, поэтому англичане называют его «длинным луком». Сам по себе лук совершенно бесполезен, если у вас нет стрелы. Именно стрела наносит удар. Dave Thirwall, Danelaw Willage: «Средневековые лучники использовали огромное количество различных видов наконечников для стрел. Стрелы с зазубренными наконечниками использовались против лошадей, для того чтобы ранить или напугать животных. Этот наконечник опасен тем, что его трудно вытащить и это очень болезненный и неприятный процесс». Steve Ralphs, Bowyer: «Хвостовое оперение необходимо для равновесия, оно необходимо для равновесия, чтобы замедлить этот конец стрелы и заставить её лететь ровно. К тому же если у вашей стрелы большой тяжелый наконечник, для него необходимо большое оперение, иначе, по законам аэродинамики, этот конец стрелы перевесит, а нам нужно, чтобы она летела исключительно прямо». Chris Cope, Archer: «Французы часто угрожали английским лучникам, попадавшим к ним в плен лишить их пальцев, которыми они натягивают тетиву, и знак в форме буквы «ви – V» – это знак, которым лучники показывали французам, что их пальцы остались на месте, и они воспользуются ими снова. Отсюда и произошло современное приветствие из двух пальцев». Steve Ralphs, Bowyer: «…использовали луки со средней величиной усилия натяжения тетивы около семидесяти килограммов. Это максимальное натяжение, которое человек способен выдерживать физически, потому что средний лучник не сможет натянуть тетиву луку с большей силой натяжения, не повредив скелета». Hugh David Hewitt Soar, Society of Archer Antiquaries: «Существует теория о том, что стрельба из лука приводит к определенному искривлению скелета верхней части тела. Steve Ralphs, Bowyer: «При раскопках могилы скелеты лучников всегда можно узнавать по их искривлённому позвоночнику». Arthur Credland, Society of Archer Antiquaries: «В Средние века к артиллерии относили лук, арбалет и осадные орудия, но начиная с XIV-го века, началось развитие пороховой артиллерии. Лучники, при всех своих достоинствах, просто не могли состязаться со свинцом, летящим в их сторону». Тем не менее, во многих нациях лук дожил до современной эпохи. В XVIII-м веке в Индии британский генерал Клайв участвовал в нескольких битвах до того как Британия окончательно колонизировала страну. Hugh David Hewitt Soar, Society of Archer Antiquaries: «И солдаты Клайва говорили о том, что они предпочли бы оказаться под градом пуль, чем под стрелами, которыми их осыпали индийские войска». Steve Ralphs, Bowyer: «Благодаря стрельбе из лука у нас появилось огромное количество идиом, которые мы используем в повседневной речи: «держать под шляпой», то есть держать про запас – лучники обычно хранили запасную тетиву у себя под шляпой». Douglas Elmy, Society of Archer Antiquaries: «Умение стрелять из лука было настолько важным, что о человеке судили по тому, как он обращался с луком». Steve Ralphs, Bowyer: «У нас также есть выражение «Словно стрела с небес» или «Как гром среди ясного неба», что означает «неожиданно». Выражение «Найти повод для ссоры» дословно переводится как «поднять стрелу арбалета», что сходно по смыслу с известной нам идиомой «выкопайте топор войны». Douglas Elmy, Society of Archer Antiquaries: «И тем не менее, лук был самостоятельно изобретён в целом ряде стран». Steve Ralphs, Bowyer: «Он использовался во всех культурах, кроме австралийской. В Австралии нет луков и стрел. Бумеранг, в отличие от стрелы, возвращается к своему владельцу, если тот промахнулся. Удивительно: мост между континентами исчез, а это изобретение так и не дошло до Австралии – связь порвалась, и никто не привнёс лук в их культуру». В течение многих тысячелетий лук был важным и эффективным оружием человечества, связующим звеном в развитии военных технологий, которое просуществовало от начала времён до современной артиллерии. Однако лук по-прежнему остаётся уникальным оружием. История лука навсегда будет связана с историей человека. [T.12.VI]
|
||||||
«…сын человеческий, отметь две дороги, по которым предстоит пройти мечу вавилонского царя, обе они выйдут из одной страны. И сделай знак, сделай его там, где разделяется дорога к двум городам. Отметь дороги: по одной идти мечу в Равву аммонитян, а по другой – в Иудею, в иерусалимскую крепость. Царь вавилонский остановился на перепутье, где разделяются эти две дороги, и гадает: трясёт стрелы, вопрошает божков, разглядывает печень». (Иез. 21:18-21) Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…о чём идёт речь? Символически Иезекииль делает какую-то, видимо, карту. Мы не очень себе представляем, как можно, на чем отметить – не было же тогда карт в нашем понимании, – но какую-то схемку такую рисует, где две дороги. И вавилоняне могут пойти либо походом на город Равву в Аммон, либо на Иерусалим в Иудею. И вавилонский царь во главе войска остановился и колеблется. Ему нужно сделать выбор: направо – налево. И вот он делает так, как обычно тогда делали: трясёт стрелы, вопрошает божков, разглядывает печень: печень жертвенного животного – по ней должны были увидеть гадатели, как надо поступить». «В правую руку выпал ему жребий Иерусалима…» [P.125.271]
|
||||||
1 - 2 |
||||||